Характерной чертой мировой и российской социальной действительности последних лет является увеличение масштабов и форм экстремизма, прежде всего, в молодежной среде. Причины – потребительская инфантильность, острая тоска по любви и смыслу… Чтобы противодействовать этому, необходимо духовно оздоровить наше общество, и курс «Основы православной культуры» в образовательных организациях играет в этом не последнюю роль, обладая всеми необходимыми для этого ресурсами. Не все родители понимают важность введения курса на всех этапах школьного образования. Однако проведенные нами исследование показало, что в результате изучения данного курса молодые люди меняются к лучшему. Материалы данного исследования можно использовать при проведении классных часов, родительских собраний.
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_osnovy.docx | 128.48 КБ |
Конкурс научных проектов школьников
в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика»
Малой академии наук учащихся Кубани
Секция: История
Тема: Курс «Основы православной культуры» в образовательных организациях как средство профилактики против экстремизма среди молодежи
Автор: Лисицин Виктор Константинович
муниципальное общеобразовательное бюджетное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 11
города Лабинска муниципального образования
Лабинский район Краснодарского края, 11 класс
Научный руководитель: Карунина Ирина Владимировна, учитель иностранного языка и ОПК
муниципальное общеобразовательное бюджетное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 11
города Лабинска муниципального образования
Лабинский район Краснодарского края.
Лабинск, 2017 год
Курс «Основы православной культуры» в образовательных организациях как
средство профилактики против экстремизма среди молодежи.
Лисицин Виктор Константинович
Россия, Краснодарский край, город Лабинск,
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 города Лабинска муниципального образования Лабинский район Краснодарского края, 11 класс.
Краткая аннотация
Характерной чертой мировой и российской социальной действительности последних лет является увеличение масштабов и форм экстремизма, прежде всего, в молодежной среде. Причины – потребительская инфантильность, острая тоска по любви и смыслу… Чтобы противодействовать этому, необходимо духовно оздоровить наше общество, и курс «Основы православной культуры» в образовательных организациях играет в этом не последнюю роль, обладая всеми необходимыми для этого ресурсами. Не все родители понимают важность введения курса на всех этапах школьного образования. Однако проведенные нами исследование показало, что в результате изучения данного курса молодые люди меняются к лучшему. Материалы данного исследования можно использовать при проведении классных часов, родительских собраний.
.
Курс «Основы православной культуры» в образовательных организациях как
средство профилактики против экстремизма среди молодежи.
Лисицин Виктор Константинович
Россия, Краснодарский край, город Лабинск,
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 города Лабинска муниципального образования Лабинский район Краснодарского края, 11 класс.
Аннотация
Предоставленная работа посвящена теме профилактики экстремизма силами курса «Основы православной культуры», введенного в образовательных организациях.
Актуальность исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты обоснуют своевременность введения курса в образовательных организациях.
Цель исследования: доказать актуальность введения курса «Основы православной культуры» на всех ступенях школьного образования.
В рамках достижения данной цели автором были поставлены следующие задачи:
1. Провести анкетный опрос среди родителей обучающихся 9-х классов МОБУ СОШ №11 города Лабинска Лабинского района об их отношении к курсу «Основы православной культуры.
2. Провести социологический опрос среди обучающихся 9-х классов об их отношении к Русской Православной Церкви, а также об их ценностных приоритетах в жизни.
3. Провести социологический опрос среди обучающихся 8 А класса МОБУ СОШ №11 города Лабинска Лабинского района, изучающих курс «Основы православной культуры» (группа казачьей направленности) и не изучающих его с целью выявить уровень их духовности.
В ходе решения вышеуказанных задач были использованы следующие методы исследования: изучение теоретических источников, анкетный опрос, сравнительный анализ.
Гипотеза исследования: курс «Основы православной культуры» духовно оздоровляет, является средством профилактики против экстремизма в среде молодежи.
Объект исследования: обучающиеся 8 А класса МОБУ СОШ №11 города Лабинска Лабинского района, обучающиеся 9-х классов этого же образовательного учреждения и их родители.
Предмет исследования: актуальность введения курса «Основы православной культуры» на всех ступенях школьного образования.
Полученные данные: в ходе первого анкетного опроса было выявлено, что еще не все родители в полной мере понимают целесообразность введения курса «Основы православной культуры» в образовательных организациях. В ходе второго социологического опроса выяснилось, что 96 % обучающихся 9–х классов нашей школы благосклонно относятся к Русской Православной Церкви. Результаты третьего социологического опроса, проведенного в 8 А классе среди изучающих и не изучающих курс по основам православной культуры, показали, что ребята, изучающие данный курс, чаще ходят в храм, стараются жить по совести.
Выводы: курс «Основы православной культуры» обладает всеми необходимыми ресурсами, чтобы воспитать гражданина, имеющего активную жизненную позицию.
Новизна исследования и его значимость в том, что по результатам исследования можно говорить о курсе «Основы православной культуры» как о средстве профилактики против экстремизма среди молодежи в современном мире.
Практическая значимость: материалы исследования можно использовать для проведения классных часов, других внеклассных мероприятий, родительских собраний.
Содержание:
1 Введение 1
2 Основная часть
Глава 1
Причины увеличения масштабов и форм проявлений экстремизма и радикализма 2-3
в молодежной среде в современном мире
Глава 2
Интервенции против истории, языка и веры народа России как способ ведения 4-8
«несиловой» войны
Глава 3
Введение в школе курса «Основы православной культуры – одно из 8-10
направлений духовного оздоровления нашего общества
Глава 4
Цивилизационный подход при изучении отечественной истории на занятиях 10-12
по основам православной культур
Глава 5
Православие - идеологический фундамент русской государственности 12-13
Глава 6
Становление Святой Руси 13-18
Глава 7
Четыре параметра русской цивилизации 18-21
Глава 8
Церковнославянский язык как орудие духовной культуры 21-23
Глава 9
Возврат к духовным корням – гарант духовного и душевного здоровья 23-24
молодежи
Глава 10
Результаты социологических опросов 24-25
3 Заключение 25-26
4 Список использованной литературы 27-29
5 Приложения
1
Курс «Основы православной культуры» в образовательных организациях как
средство профилактики против экстремизма среди молодежи.
Лисицин Виктор Константинович
Россия, Краснодарский край, город Лабинск,
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 города Лабинска муниципального образования Лабинский район Краснодарского края, 11 класс.
Введение
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года была утверждена государственная Программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Цель данной Программы – «…создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [1].
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годину испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность, безнравственность, раболепное поклонение всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах. Не все молодые люди даже правильно понимают лексическое значение слова «патриот». Патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, это социальная толерантность, общественно значимое поведение и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности. Лишь изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и духовно-нравственных традиций, устоев народа позволит понять подросткам, кто является истинным патриотом. Восстановление и сохранение национальных начал и основ жизни, традиций патриотизма, верности идеалам Отечества – первоочередная задача государства. Цель данной исследовательской работы – доказать, какую огромную роль играет в этом процессе курс «Основы православной культуры», давая тем самым иммунитет молодым людям против любых проявлений экстремизма и радикализма.
2
Глава 1
Причины увеличения масштабов и форм проявлений экстремизма и радикализма в молодежной среде в современном мире
Характерной чертой мировой и российской социальной действительности последних лет является увеличение масштабов и форм разнообразных проявлений экстремизма и радикализма, протестных настроений, ксенофобии, прежде всего, в молодежной среде. Мы наблюдаем это и на Востоке и на Западе. Молодежь в странах «Арабской весны» (Египте, Тунисе, Ливии, Сирии), выходящая на улицы и становящаяся своего рода тараном, сметающим казалось бы вполне прочные политические режимы. Молодежь, собирающаяся в тысячные толпы через «Твиттер» и «Фейсбук», объявляющая джихад «скверной» власти под науськивание интернет -проповедников. Арабская молодежь стала, наверное, наиболее ярким воплощением этого нового безумия, вдруг принявшего невиданный прежде размах.
В событиях на Украине мы видим то же самое: молодежь становится авангардом политического цунами, сметающего действующую легитимную власть. Мальчишки, бросающие «коктейли Молотова» в бойцов «Беркута», симпатичные девушки, разливающие эти коктейли по бутылкам и подносящие мальчишкам, толпы молодежи, вскидывающие руки в нацистском приветствии под крики «Слава Украине! Героям слава!» и призывающие поднять «москалей на ножи» - эти образы с телеэкранов поначалу воспринимались как дурной сон. Кто мог всерьез поверить, что в Киеве – «матери городов русских» - вдруг вспыхнет первый в современной Европе неофашистский мятеж, который окажется удачным и приведет к власти неофашистский режим? Кто предполагал, что украинская молодежь (по крайней мере, ее очень значительная часть) будет приветствовать сожжение людей заживо и называть в социальных сетях искалеченную снарядом женщину «самкой колорада с оторванными лапками» [2, с. 4]?
Некоторые скажут, что все это имеет к нам мало отношения и наша молодежь, слава Богу, не такая. Это очень наивный взгляд. Вспомним нашу молодежь, дерущуюся на Манежной площади в 2010 году и пытающуюся устроить московский майдан на площади Болотной в 2011-м. Молодежный экстремизм проявляет свой разрушительный потенциал в деятельности исламистского подполья на Северном Кавказе. Так, 16 июня 2016 года при выполнении оперативно-боевого мероприятия в Северо-Кавказском регионе погиб выпускник нашей школы, подполковник Марьенков Игорь Валерьевич (19 декабря 2016 года МОБУ СОШ №11 города Лабинска Лабинского района было присвоено имя Героя России Марьенкова Игоря Валерьевича).
Каждый месяц десятки русских мальчишек и девчонок принимают ислам в его радикальном варианте, а часть из них пытается уехать и принять участие в кровавом безумии на Ближнем Востоке. Случай Варвары Карауловой, к сожалению, далеко не единственный. Давайте вспомним, что наши вооруженные силы воюют с террористами в Сирии, имеются жертвы. Сирийский колокол звонит и по нам.
3
Закономерно возникают вопросы относительно причин молодежного экстремизма, ответы на которые насущно необходимы для формирования профилактических стратегий противодействия этой угрозе.
Думаю, что причины могут быть следующими. Сегодня потребительская инфантильность становится распространенной матрицей поведения молодежи, значительная часть которой не справляется с личностными и социальными трудностями. С другой стороны, в душных объятиях потребительской культуры, социальных сетей, дебильных сериалов и вечно занятых родителей часть молодежи испытывает острую тоску по главным духовным ценностям – любви и смыслу. Когда эту тоску не могут удовлетворить ни родители, ни школа, ни сверстники, подросток начинает слышать голоса интернет-проповедников, националистических идеологов, вербовщиков тоталитарных сект. У всей этой разношерстной братии есть нечто общее: они предлагают подросткам суррогаты любви и смысла, забирая взамен свободу и ответственность. Нынешний враг скрывается за красивыми словами о справедливости, демократии, свободе, правах человека, изобретаются и проводятся «несиловые» войны: информационные, ценностные, генетические, - люди не чувствуют угрозы, не понимают, насколько она опасна для них. А угрозы эти, прежде всего, - изменение русского образа мыслей, стирание граней между правдой и ложью, состояние души, отрекшейся от Бога, от памяти предков.
Мы воочию столкнулись с попыткой создать «нового человека», живущего в атмосфере вседозволенности, без понятия греха, человека, который «прислушивается» лишь к своим инстинктам. И молодые люди в первую очередь становятся жертвой этой тотальной пропаганды, потому что в силу физического состояния у них сильны инстинктивные начала. Именно в молодежной среде особенно распространены наркомания, алкоголизм, пороки, разрушающие целостность человеческой личности. «Духовное дезертирство», бегство от социальной ответственности представляет собой огромную опасность. Ведь сегодня новый мировой порядок строится на антихристианских ценностях. В документах его разработчиков говорится: «Выживает не тот, кто сильнее, а тот, кто лучше приспосабливается. И понятие «лучшей приспособленности» изменяется со сменой условий окружающей среды» [3, с.1]. Способность отказаться от своей веры, святынь, забыть традиции и быстро подладиться под новые моральные установки – вот новая духовная ценность, лежащая в основе нового мирового порядка. Короче, учитесь предательству, и вы добьетесь многого. Разве не к нам обращены горькие и пронзительные слова старого Тараса Бульбы: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей – думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их. Перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой со своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чоботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства…» [4, c. 111].
4
Глава 2
Интервенции против истории, языка и веры народа России как способ ведения «несиловой» войны
Считаю, что любой народ создают, прежде всего, три важнейшие скрепы: общая история, общий язык и общая вера. И когда исторические соперники народа пытаются его уничтожить (принизить, поработить и т. д.), они всегда ведут главную войну не против солдат и пушек, но против истории, языка и веры. Война против России идет уже очень давно и очень, очень успешно. Основная цель – доказать обитателям нашей страны что они есть тупые безмозглые особи без прошлого и будущего.
Трагедия России заключается в том, что наша страна – единственная в новейшей истории, которая пережила беспрецедентную по масштабу и накаленности войну с собственной историей, развязанную во второй половине 1980-х – первой половине 1990-х гг. Суть этой войны, говоря образно, заключалась в широкомасштабной кампании по вытаскиванию из исторических шкафов «скелетов» и сокрытию «жемчужин». Причем «скелеты» вытаскивались не только собственные, действительно лежавшие в «шкафах», но и заботливо подброшенные туда западными «доброжелателями» или «подкрашенные» собственным истерически-интеллигентским сообществом. Все сложные и противоречивые, трагичные и неоднозначные моменты истории трактовались в обвинительном и обличительном духе. Особенно были сильны попытки ревизии Победы 45-го. Вот, мол, если бы ее не случилось, мы бы пили баварское пиво и вообще жили бы, как немцы. Глумились над народными героями советского периода – Зоей Космодемьянской, Александром Матросовым. Добрались потом и до российской истории вообще. Пока одни обсуждали вопрос о канонизации царской семьи, другие публично обсуждали «интригу» императрицы с Распутиным. Потом в поле такого же, низко-подхихикивающего и истерично-злобного обсуждения оказывались и Екатерина II, и Иоанн Грозный, и другие персонажи российской истории. Потом оказалась проблематизирована русская история вообще. Вдруг оказалось, что мы как великий имперский народ, подаривший человечеству величайшие сокровища культуры (чего только стоят русская живопись, русская музыка, русский балет, великая русская литература, русская наука и инженерия), народ, жертвенно остановивший фашизм – это какие-то исторические выродки, заслуживающие лишь одного – учиться у «цивилизованного» (западного) мира. Следствием этой войны с историей у многих наших сограждан стало ощущение собственной неполноценности, ненависть к своему прошлому
5
и предательство памяти предков. Но историческая память есть основа личной, национальной и государственной идентичности. Презирать память предков – значит ненавидеть себя, свой народ, свое Отечество. Поэтому денационализация исторической памяти народа (насаждение лжеисторических мифов, направленных на искажение и очернение нашей истории) неизбежно приведет к подрыву нашей государственности и обороноспособности. Ведь никто не захочет защищать страну, прошлое которой вызывает чувство стыда, отвращения. Денационализация исторической памяти народа – это путь к его самоуничтожению.
Вторая важнейшая скрепа, объединяющая нации, народности в один большой народ, - это язык. Людям, составляющим народ, важно не просто изъясняться так, чтобы понимать друг друга, им нужно нечто большее. Это большее – единство образов, метафор и выражаемых ими смыслов и ценностей, единство понимания человека и вопросов человеческого бытия, единство примеров и героев, на которых можно воспитывать детей и объяснять им сложность и противоречивость жизни. Все это дает народу его литература, несущая и сохраняющая его язык как хранилище смыслов и образов. Для нашего народа таким хранилищем, безусловно, является язык великой русской литературы, представляющий собой одну из величайших вершин мирового литературного творчества. Величие русской литературы в том, что она смогла вобрать в себя гениальных представителей всех народов большой России, и никогда не пыталась быть «этнически чистой». Наряду с М. А. Шолоховым и В. М. Шукшиным в русскую литературу на равных вошли и пламенные кавказские рифмы Р.Г. Гамзатова, и пронзительная проза Ч. Т. Айтматова, и сочная реалистичная проза Ф. А. Искандера и Т. М. Керашева, и огромное количество других произведений, этнически самых разных писателей, поэтов и драматургов. И в этом смысле русский язык, язык большой русской литературы – поистине язык интернациональный.
Но нужно понимать и то, что русский язык, язык русской литературы тоже стал объектом войны. И последствия войны с языком нам нужно изживать не менее яростно, чем последствия войны с историей, если мы хотим сохраниться как целое, как народ, имеющий общие смыслы и ценности. Ведь именно язык является их хранителем.
Русский язык пережил в последние 20-25 лет четыре мощнейших и сокрушительных интервенции. Первая из них – это интервенция криминального сленга (по-научному «арго», в просторечии – «феня»), захлестнувшая страну в конце 1980-х
6
- начале 1990-х. На фене вдруг заговорили все: студенты и преподаватели, киногерои и ведущие телепрограмм, политики и философы. Слова «кинуть», «замочить», «забить стрелку», «беспредел», «лох» и т. п. стали обыденной частью нашего языка. Это очень небезобидная вещь, связанная с проникновением в массовое сознание (вместе с языком) элементов криминальной психологии и идеологии. Возникла мода на криминальную романтику, в значительной мере институализированная кинематографом и другими масс-медиа. Соответственно не приходится удивляться кратному увеличению масштабов преступности в постсоветской России. Параллельно с распространением «фени» происходило интенсивное растабуирование мата, вдруг ставшего языком не только алкоголиков и бомжей, но и вполне приличных парней-студентов и миловидных девушек-школьниц. Вместе с языком криминальной подворотни в нашу повседневность вошли несомые этим языком смыслы – «блатная» идеология – «понятия». Суть этой идеологии часто «замыливается» в сознании обывателя слезливо-мелодраматичным криминальным фольклором (из серии «голуби летят над нашей зоной»). Суть же эта проста – это идеология социальных хищников, безжалостных к слабым, идеология превосходства «право имеющих» над «тварями дрожащими» (в криминальном варианте «лохами»). Идеология эта проникла повсеместно: и в нормы ведения бизнеса, и в отношения с коллегами по работе, и в подростковые компании, и даже в отношения мужчин и женщин. «Развести» и «кинуть» стали вполне реальными аспектами повседневных взаимоотношений соседей, коллег и однокурсников.
Вторая травмирующая язык интервенция – это интервенция англицизмов, хлынувшую в нашу повседневную жизнь вместе с перестройкой. «Маркетинг», «менеджмент», «контроллинг», «аутсорсиг», «логистика», «лизинг» и т. п. стали словами-маркерами, отделяющими «продвинутых» от «отсталых». Заимствуя и активно используя весь этот англоязычный бизнес-сленг мы все признаем одно печальное обстоятельство – русский язык перестает быть языком современности, им стал английский, причем в коробящем слух у получивших классическое инязовское образование людей варианте «american - english».
Третья интервенция – это интернет-сленг, буквально взорвавший русский язык упрощениями, коверканьями и сокращениями как в письменной, так и устной речи.
Результатом этих трех интервенций, произошедших почти синхронно, стала резкая примитивизация выразительных средств актуального языка, прежде всего языка
7
молодежи, все более напоминающего язык Эллочки-людоедки [5], обогащенный матом и бизнес - терминами.
Однако, самой страшной, на мой взгляд, была, наверное, четвертая интервенция, связанная не только с языком как таковым, сколько с трансформацией самой литературы и опирающегося на нее кинематографа. Об этом очень хорошо писал В. В. Ерофеев в предисловии к сборнику «Русские цветы зла»:
«Разрушилась хорошо охранявшаяся в классической литературе стена… между агентами жизни и смерти (положительными и отрицательными героями). Каждый может неожиданно и немотивированно стать носителем разрушительного начала; обратное движение затруднено…Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к «грязному» слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между «черным» отчаянием и вполне циничным равнодушием. В литературе, некогда пахнувшей полевыми цветами и сеном, возникают новые запахи – это вонь… На место психологической прозы приходит патопсихологическая».[6, с. 59]
Это очень точный диагноз произошедшего в современной русской литературе и вообще культуре, которая вопреки модным идеям всегда определяется именно литературой, а отнюдь не интернетом и кинематографом, ибо они всегда вторичны по отношению к литературе. Об этом очень правильно и точно пишет У. Эко в своей статье «От Интернета к Гутенбергу» [7, с.59]. Можно назвать произошедшее интервенцией зла, приведшей к чудовищной вещи – инверсии героев. На смену традиционному герою – «хорошему парню, сражающемуся с «плохими парнями» за высокие идеалы, пришел новый герой – симпатичный негодяй, сражающийся с еще большими негодяями за деньги и успех.
Третья скрепа, объединяющая людей, - это вера. Основным недостатком свободы совести, провозглашенной в России, является то, что она фактически стала средством чуждой России религиозной экспансии. В 90-е годы на территорию нашей страны вторглись полчища оккупантов под видом новых религиозных движений, тоталитарных сект, оккультных организаций («Нью-Эйдж», «Белое братство», «Союз Венедов» и т. д.). Конкретная деятельность сект осуществляется в форме легальных союзов и тайных «элитных» групп, вербующих своих сторонников среди любителей острых и сомнительных ощущений. Сатанинские культы – наиболее дикая и криминогенная
8
разновидность деструктивных культов даже на фоне других тоталитарных организаций. Здесь растление адептов достигает максимальной и явно видимой глубины. За свои ошибочные новые убеждения люди часто расплачиваются своим здоровьем и даже жизнью (впадают в депрессию, повреждаются душевно, совершают суицид).
Все это вполне в русле мыслей Гитлера о покорении русского духовного пространства: «…каждая деревня должна быть превращена в независимую секту. Если некоторые деревни в результате захотят практиковать черную магию, как это делают негры и индейцы, мы не должны ничего делать, чтобы воспрепятствовать им. Коротко говоря, наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении любой формы разъединения и раскола»[8, с. 83].
Глава 3
Введение в школе курса «Основы православной культуры – одно из направлений духовного оздоровления нашего общества
Встает вопрос: что делать? Уверен, необходимо реанимировать глубоко травмированные за последние три десятилетия историю, язык и веру. Преодолеть последствия той страшной войны с историей, языком и верой, которая велась и продолжает вестись до сих пор. Войны, которую наиболее ярко стало видно в отблесках «коктейлей Молотова», взрывающихся на братской Украине, но отнюдь не исчерпывающаяся этими взрывами, а имеющая множество куда более тонких и опасных форм. Россиянина надо духовно исцелять. Отчужденный от традиционных духовно-культурных ценностей молодой человек становится легкой мишенью чуждого мировоззрения. Победа может быть обеспечена только объединением усилий государственной власти и Православной Церкви, как это и было более тысячи лет. Одним из направлений такого оздоровления я считаю введение в школе курса «Основы православной культуры». В детстве мы как губка впитываем в себя любую информацию, поэтому очень важно, чтобы она была позитивной. Уже приняты соответствующие программы. Основы православной культуры изучаются на уроках ОРКСЭ в начальной школе. В средней школе с Православием знакомятся в рамках внеурочной деятельности, на кружках, элективных курсах. Однако до сих пор еще единства ни среди родителей, ни среди обучающихся, что этот предмет нам жизненно необходим. Некоторые родители, к сожалению, считают его второстепенным, убеждены, что он лишь отнимает драгоценное время у детей (после уроков им надо бежать к репетитору!), неоправданно увеличивает их
9
и так большую нагрузку в школе. Я попробую доказать, что эти люди заблуждаются, что на данном этапе никакой альтернативы этому предмету в школе нет. Предварительно я ознакомился с программой историко-культурологического курса «История религиозной культуры» для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий для 10-11 классов А. В. Бородиной[9], изучил учебные пособия по этому курсу. Автор программы ставит перед собой следующие цели и задачи [10]:
Цели курса:
Совершенствование школьного образования средствами включения в содержание образования систематических знаний о религиозных культурах и духовно-нравственного воспитывающего ресурса религиозно-познавательного образования.
Задачи курса:
1) систематическое по организации и системное по методике и
содержанию изучение основ православной культуры;
2) систематическое по организации и системное по методике и
содержанию изучение основ традиционных религиозных культур;
3) ознакомление с древними религиозными культурами;
4) духовно-нравственное развитие, воспитание нравственности,
основанной на свободе совести и вероисповедания, на духовных традициях
народов России;
5) становление гражданской идентичности как основы развития
гражданского общества;
6) сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового
наследия многонационального народа России, овладение духовными
ценностями и культурой многонационального народа России;
7) знакомство с нормами религиозной морали, понимание их значения
в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
8) формирование понимания значения нравственности, веры в жизни
человека и общества, религиозных основ формирования культуры;
9) приобщение к художественно-эстетическим традициям;
10) ознакомление с религиозными памятниками и святынями мира;
11) ознакомление с христианской культурой народов мира;
12) создания условий для реализации прав школьников на убеждения;
10
13) формирование целостного восприятия мира;
14) воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
15) формирование культуры общения;
16) развитие этического сознания; выработка этических принципов,
определяющих качество межличностных отношений на основе традиций
культуры Отечества;
17) предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на
национальной и религиозной почве;
18) воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам,
свободам и обязанностям каждого человека;
19) овладение духовной и историко-культурологической лексикой;
20) оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной
культуре и в мире;
21) творческое (интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие
ребёнка на основе знаний о религиозных культурах и их истории.
Я выяснил, что задачи программы А. В. Бородиной по многим пунктам (в частности,5, 6, 7, 8, 16, 17, 18) совпадают с целями и задачами государственной Программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Содержание учебных пособий полностью соответствует поставленным целям и задачам. В последующих главах будут рассмотрены ресурсы, за счет которых курс «Основы православной культуры» решает проблему приобщения молодых к традиционным духовно-нравственным ценностям, воспитывает в них чувство гордости за свою страну.
Вне всякого сомнения – данный курс по основам православной культуры помогает реализовывать государственную Программу патриотического воспитания граждан.
Глава 4
Цивилизационный подход при изучении отечественной истории на занятиях по основам православной культуры
…выводы твои гниль – они сделаны без Бога,
история для тебя мертва – только закрытая
книга, без Бога не выведешь из нее великих
выводов.[11, с. 23]
11
Н. В. Гоголь. Из «Авторской исповеди»
В преподавании истории Отечества в современной школе господствует идеологический плюрализм, допускающий свободную научную интерпретацию исторических фактов и событий. Среди наиболее распространенных в школьных учебниках исторических теорий лично у меня большой интерес вызывает теория локальных цивилизаций. Ее разработчики – А. Тойнби в Англии, О. Шпенглер в Германии, Н. Я. Данилевский в России – считали именно религию основополагающим критерием классификации цивилизаций. Еще А. С. Хомяков в «Записке о всемирной истории» четко выразил такое значение духовной доминанты: «Выньте христианство из истории Европы, буддизм из истории Азии, и вы ничего не поймете ни в Европе, ни в Азии». [12, с. 23]
Цивилизационный подход при изучении отечественной истории способствует не только формированию мировоззрения учащихся, но восприятию ими ценностей прошлого как своих традиций, как неотделимой части собственного национального самосознания. Православная Церковь как институт – неотъемлемая часть истории нашей Родины, следовательно, патриотическое чувство учащихся должно воспитываться и на уважении к ее святыням, без которых, по словам философа Ивана Ильина, «Россия подобна раме без картины, колыбели без младенца» [13, с. 24 ]. Православные ценности всегда, даже в советское время, являлись духовным ядром российского патриотизма.
В истории России (по крайней мере до 1917 года) является бесспорным чувство любви к Богу и любви к Родине. «Умрем за Святую Софию» - призывали друг друга новгородцы, отправляясь на защиту своей вечевой республики. «За Дом Пречистой Богородицы» шли в бой русские полки, отражая удары литовцев, поляков, шведов и турок. Чеканная формула «За веру, Царя и Отечество» на протяжении нескольких веков наполняла мужеством и отвагой солдатские сердца. Отправляясь в военный поход, наши князья и цари просили у честных старцев благословения, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы и хоругви, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу. Поэтому отрыв отечественной истории от Православия – есть не что иное, как форма исторического беспамятства, не позволяющая нам понять наше прошлое и сориентироваться в нашем настоящем и будущем. Мы можем наизусть помнить все даты и отлично знать хронологию событий, но, не понимая их духовной сущности, будем пребывать в состоянии исторического
12
беспамятства. Эта информация будет носить только внешний характер и не станет руководством к действию. Она осядет мертвым грузом в нашей памяти. На уроках истории мы зачастую просто получаем знания о патриотизме, но патриотами от этого не становимся. На занятиях по основам православной культуры учитель скажет о любви к Родине шире и глубже. Образным словом, произнесенным от души, он сможет показать подвиг молитвенного стояния народа, раскрыть религиозные мотивы героических поступков, объяснить, что смерть за Отечество – жертвенное исполнение Божией заповеди о любви к ближним, в которой душа воина очищалась от грехов и получала от Бога венец святости. Если учитель таким образом широко откроет на своих уроках окно знаний для Православия, то он создаст благоприятное информационное поле, которое будет формировать у учащихся позитивное отношение к православным ценностям, начиная с интереса и заканчивая любовью.
На занятиях по основам православной культуры школьники узнают о существовании тысячелетней русской цивилизации. Именно русский православный народ совершил беспримерный исторический подвиг, создал уникальный суперэтнос – многонациональное государство, во многом определяющее ход мировой истории на протяжении многих веков. Россия потому и оставалась в течение многих веков великой державой, что русский народ свято хранил православную веру и осуществлял самостоятельное независимое духовное, культурное и материальное развитие. Это доказывают следующие факты.
Глава 5
Православие - идеологический фундамент русской государственности
Россия…Святая Русь…Дом Пресвятой Богородицы... Так наши предки с любовью называли свою Родину. И это не случайно, потому что исстари для них являлись святынями «религиозно-нравственные начала, позволяющие строить жизнь личную, семейную, общественную и государственную так, чтобы воспрепятствовать действию зла и дать наибольший простор силам добра. Именно таким было исторически сложившееся мировоззрение россиян. Это – основа основ русского самосознания в том виде, в котором сформировали его десять веков отечественной истории. Оно столетиями лежало в основании государственной политики Русской державы» [14, с. 22].
Русская государственность всегда строилась и действовала как государственность христианская, черпая в православном вероучении идеалы и смысл своего существования.
13
Катастрофичность русской истории общеизвестна. Не раз и не два казалось, что смуты и мятежи, агрессии и войны уничтожат нашу державу. И все же милостию Божией Россия каждый раз возрождалась, ибо духовные механизмы самозащиты христианской государственности – механизмы соборности – несмотря ни на что, обеспечивали «регенерацию» растерзанной Руси, сохранение всенародного единства, мировоззренческой целостности общества и его нравственно-религиозного здоровья.
Православие – это «осмысленность жизни как служения и самопожертвования, имеющих конкретную цель – посильно приблизиться к Богу и воплотить в себе нравственные идеалы христианства. Именно на таком идеологическом фундаменте … росла и крепла российская держава. Именно он из века в век одухотворял русскую государственность» [15, с.24]. «Кто на протяжении тысячи лет ковал и пестовал несгибаемый державный дух русского патриотизма? Церковь Православная! Кто вдохновлял отважных и укреплял малодушных, освящая дело защиты отечества как личный религиозный долг каждого, способного носить оружие? Кто научил русского человека быть верным - без лести, мужественным – без жестокости, щедрым – без расточительства, стойким – без фанатизма, сильным – без гордости, милосердным – без тщеславия, ревностным – без гнева и злобы? Церковь Православная!» [16, с.22].
Глава 6
Становление цивилизации Святой Руси
По преданию, Русь Святая началась с дивного пророчества, произнесенного одним из 12 учеников Христа Спасителя – апостолом Андреем Первозванным. Проповедуя веру христианскую, он дошел до русской реки Днепр, на берегу которой установил крест и воскликнул: «Отныне благодать великая воссияет на холмах сих!».
Становление цивилизации Святой Руси происходило в тяжелейших испытаниях. Много раз русскую цивилизацию пытались разрушить враждебные силы с Запада и Востока. Но наш народ никогда не сворачивал с пути Святой Руси, с вестью о которой еще в I веке приходил в будущую Россию святой апостол Андрей Первозванный.
Великие князья Киевской Руси – Олег, Святослав, Владимир и Ярослав заложили прочные основы русской государственности, издали первые своды русских законов. В 957 году приняла крещение супруга князя Игоря княгиня Ольга. Первой среди
14
великокняжеского семейства она стала православной и впоследствии была канонизирована как святая равноапостольная княгиня.
Ее внук – великий князь Владимир – в 988 году принял православную христианскую веру на государственном уровне, дав своим подданным на колоссальном пространстве единство веры и накрепко связав их с миром высочайшей культуры – восточнохристианской цивилизацией. В русской исторической традиции князь Владимир – одна из крупнейших фигур. Наиболее значительные русские историки отзывались и отзываются о нем с великим почтением. Так, завершая в своем труде «История государства Российского» главу, посвященную Владимиру Святославичу, Карамзин воспел его доблести духовные и державные: «Сей князь, названный Церковью Равноапостольным, заслужил и в истории имя Великого…Владимир, приняв веру Спасителя, освятился Ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым. Гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и что всего ужаснее – братоубийцею, Владимир, наставленный в человеколюбивых правилах христианства, боялся уже проливать кровь самих злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные. Сей князь, похитив единовластие, благоразумным и счастливым для народа правлением загладил вину свою; выслав мятежных варягов из России, употребил лучших из них в ее пользу; смирил бунты своих данников, отражал набеги хищных соседей…, расширил пределы государства на Западе,…старался просветить Россию; населил пустыни, основал новые города,..завел училища..» [17]. При Владимире Святом Русь испытала расцвет.
Дело князя Владимира продолжил его сын Ярослав Мудрый (1019-1054), при котором происходило дальнейшее и очень успешное распространение христианства на Русской земле. Князь Ярослав сосредоточился на внутреннем устройстве Русской земли. Строились храмы, монастыри, открывались школы, основной целью которых была подготовка священнослужителей. Русская государственность крепла, устанавливались законы. Учреждался справедливый суд, что нашло выражение в краткой редакции «Русской правды». Русская Церковь выделилась в отдельную метрополию, во главе ее появились русские люди, среди них – выдающийся представитель русской цивилизации митрополит Илларион, мыслитель и церковный писатель. Именно при нем создана первая в России библиотека. Осуществлялась широкая деятельность по переводу на русский язык
15
иностранных книг. До наших дней сохранилось несколько произведений митрополита, среди которых знаменитое «Слово о законе и благодати». Митрополит Илларион формулирует духовно-нравственную суть Святой Руси – постоянное стремление к добру, к высшему Благу.
После смерти Ярослава Мудрого цивилизация Святой Руси сталкивается с серьезными испытаниями, главными из которых были – удельная раздробленность и нашествие монголо-татарских орд. Во второй половине XI века Русское государство распадается на ряд отдельных княжеств. Объединяющим фактором, противостоящим вражде удельных князей в этой ситуации, явилась позиция Русской Православной Церкви.
Владимиру Мономаху в определенной степени удалось реализовать чаяния русского народа, выступающего против раздробленности. Этот князь явился своего рода идеальным правителем Святой Руси. Современники отзывались о нем как о глубоко верующем человеке, живущем по слову Божию. По народному преданию, он был талантливым и бесстрашным полководцем, человеком, который никогда не нарушал своей клятвы, становился на сторону слабых и обиженных. В «Поучении Владимира Мономаха» раскрывается мировоззрение русской цивилизации: любовь к Богу, добролюбие, трудолюбие. По мнению князя, труд является высшим мерилом богоугодности человека; за любой труд, за «малые дела» награждает Бог.
Политический центр Руси постепенно перемещается в северные земли. В 1157 году внук Владимира Мономаха, сын основателя Москвы Юрия Долгорукова, Андрей Боголюбский сел на Владимирское княжение. А за два года до этого события из великокняжеской резиденции в Вышгороде под Киевом во Владимир перевозится величайшая святыня русского народа – Чудотворная икона Богородицы, впоследствии получившая название Владимирской. Перед монгольским нашествием на Руси было известно более ста русских святых, существовали тысячи церквей, сотни монастырей, свыше сорока икон Божией Матери. Православное сознание к тому времени проникло в сердце русского народа, который в большинстве своем верил в то, что Русь есть «Дом Пресвятой Богородицы» и что служение «Правде Божией» - главная задача каждого православного.
Духовная цельность и твердая вера русского человека позволили ему выдержать чудовищную монгольскую агрессию и сохранить свою цивилизацию. В 1380 году святой Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Донского на решительную
16
борьбу с монгольским нашествием. Победа русских на Куликовом поле показала, что полуторавековое иго не смогло сломить их. Душа русского народа, сохраненная Православной Церковью, оказалась способной совершать великие дела.
Перед началом битвы перед войсками пронесли чудотворный Образ Божией Матери Донской. Русские воины почувствовали небесную поддержку и ринулись в бой. Охваченный ужасом, враг бежал с поля битвы. После Куликовской битвы Дмитрий Донской перестал платить дань татаро-монголам. А умирая в 1389 году, передал великое княжение сыну Василию без согласования с ханом Золотой Орды.
В 1480 году икона Владимирской Божией Матери навечно перевозится в Москву. Интересно, что именно в этот год, ровно через 100 лет после победы на Куликовом поле, великий князь Иван III освободился от ордынского ига и выгнал ханских послов.
По мнению историков, ошибочной является точка зрения о каком-то особом влиянии на русское государство Золотой Орды. Ордынское иго затормозило развитие Руси, но нисколько не изменило ее базовых ценностей. Более того, русская цивилизация силой своего могущества поглотила и «переварила» Золотую Орду, сделав ее племена частью русского организма.
Весь последующий период развития русской цивилизации можно охарактеризовать как процесс ее расширения до естественных границ. Этот процесс осуществлялся духовным могуществом, а не военной силой. Русская духовная мощь организовала вокруг себя другие народы. Финно-угорские, а позднее и многие сибирские народы были вовлечены в русскую цивилизацию добровольно, без крови и насилия.
Период с середины XIV века до начала Смутного времени – ярчайшая страница в истории русской духовности. Никогда, ни до, ни после этого времени Россия не знала такого количества подвижников благочестия, просиявших святостью своей жизни. В их числе Сергий Радонежский и св. митрополит Алексий, св. Геннадий Новгородский и св. Иосиф Волоцкий, св. Нил Сорский и св. Дионисий Глушицкий, св. Савватий Соловецкий и св. Александр Куштский – всего более двухсот русских святых, сформировавших русское национальное сознание, взгляд на жизнь как на служение Правде Божией, государю и родной земле. Одним из культурных памятников духовного расцвета русской цивилизации стала икона Андрея Рублева «Святая Троица». В ней выражены идеи совершенства и нравственного миропорядка Святой Руси, видна сила той божественной
17
красоты, о которой Ф. М. Достоевский сказал, что она спасет мир; готовность к самопожертвованию ради добра, добролюбие как высшее состояние духа воплощения Святой Руси.
Государственное устройство Руси к середине XVI века было усовершенствовано на основе древней традиции сочетания сильной центральной власти и широкого местного самоуправления («губные старосты»). Для «совета» со всей Русской землей цари собирают Земские соборы. В «Совет всея земли» входили представители многих сословий и прежде всего служилые и посадские люди, духовенство.
Кризис западной церкви и христианских монархий в Европе, начавшийся с отпадения Рима от Православия, перешел к середине II тысячелетия во всеобщую катастрофу западноевропейской цивилизации. Развитие научно - технического прогресса в условиях упадка веры превращал человека в раба возрастающих материальных потребностей. Как писал И. Л. Ильин, «средний европеец стыдится искренности, совестливости, доброты как «глупости»; русский человек, наоборот, ждет от человека прежде всего доброты, совести, искренности» [18, с.23].
Живший по Правде Божьей человек Святой Руси не мог принять эту убогую шкалу жизненных ценностей Запада.
Столкновение между Русью и западными странами было не простым межгосударственным конфликтом, а борьбой двух противоположных цивилизаций – русской – духовной христианской и западной – потребительской.
Разрушительное влияние западной цивилизации на Русь в конце XVI – начале XVII вв. проявилось в поведении части правящего класса и в событиях Смутного времени. На Руси сформировалась своего рода «пятая колонна» представителей правящего класса, ориентирующаяся на Запад, отвергающая духовные ценности Святой Руси и готовая пойти на предательский сговор с Римом и другими историческими противниками Руси. «Западники» зачастую ставили свои личные интересы превыше русских государственных интересов, а когда встречали отпор со стороны царя, бежали на Запад.
Крепкая вера, живущая в народе, стала решающим фактором Победы в Смутное время над польскими захватчиками. Патриотическое движение Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского объединило лучших людей Россиио. В августе 1611 года из застенков Чудова монастыря святой Патриарх Гермоген направил в Нижний Новгород,
18
благословив нижегородцев на борьбу с иноземными захватчиками Казанской иконой Божией Матери. На пути в Москву Минин и Пожарский посетили в Ростове Великом известного старца Монаха-затворника Иринарха, который также благословил их на подвиг освобождения русской земли. Затем Второе Ополчение пришло к Лавре, где также было благословлено на великий подвиг освобождения России. Эти священнодействия придавали большую силу благим человеческим намерениям, многократно увеличивая физические возможности воинов. Эта истина, которая не раз подтверждалась в нашей славной истории.
Интервенты были изгнаны из страны. И здесь Православная Церковь в лице ее иерархов сыграла выдающуюся роль, объединив русский народ в борьбе с оккупантами. Земский собор 1613 года призвал на царство Михаила Федоровича Романова. Возникла новая династия. Первый царь из этой династии не сразу распустил Земский собор, а правил, опираясь на него, согласуя с его членами многие важные решения. В это время заканчивается эпоха становления цивилизации Святой Руси.
Глава 7
Четыре духовных параметра русской цивилизации
По убеждению Олега Сотникова, автора книги «Цивилизация Святой Руси: о том, чего нет в школьных учебниках» [19, с.25], внутреннее содержание русской цивилизации раскрывается через четыре определяющих внутренних параметра, структурирующих как самобытный культурно-исторический тип. Во-первых, это Православие. Главное деятельное начало в русской повседневной жизни и на уровне личностном, и на уровне государственном принадлежало Церкви. Приходской священник – центральная фигура русской жизни. Там, где ослабевала приходская жизнь, там наступало первобытное одичание. Церковь умиряла вражду в человеческом сердце, сплачивала все сословия, придавая смысл самому существованию человека на земле. Единство всех сословий и утверждение Правды Христовой и сделало Русь могучим государством.
Утверждение Церковью семейного начала привело к быстрому росту численности русского народа. Таинство брака внесло порядок во весь строй гражданской жизни. Повседневные поучения, послания, обращения русских иерархов и архиереев воспитывали русский народ, не давая ему погрузиться во тьму Содома и Гоморры. Духовность в представлениях русской цивилизации – не умозрительное мудрствование, а
19
прежде всего высокое нравственное чувство высшей справедливости: жить по душе, по правде. Сердцем нравственных идеалов наших предков были представления о правде и справедливости. Это подтверждает огромное множество русских пословиц: «Не в силе Бог, а в правде», «Все минет, а правда останется» и т. д.
Второй духовный параметр русской цивилизации – нестяжательство – преобладание моральных приоритетов в жизни над материальными. Не следует гнаться за богатством, за наживой. Как цель жизни это считается недостойным. Человек должен довольствоваться малым: «Лишние деньги – лишние заботы», «Напитай, Господи, малым куском».
Третий духовный параметр русской цивилизации – гармоничное государственное устройство на основе сочетания широкого местного управления с сильной народной монархией. Русское самодержавие опиралось в своем внутреннем управлении на земство, самоуправление городски и сельских общин – миров.Неуклонное развитие производительных сил страны, расцвет культуры говорит о том, что личность не была подавлена. Напротив, ей была предоставлена широкая хозяйственная инициатива. Недаром известный историк Б. Н. Чичерин писал: «Всякий воевода, приезжая на место назначения, должен был созвать к себе служилых, подчиненных, местных жителей и объявить им, так сказать, программу действий, обещая, по царскому слову, управлять краем лучше своего предшественника, и поэтому судить, расправу чинить по Указу,..держать честь, - ко всем иноземцам и русским – ласка и привет: и обнадеживание царским жалованьем, а не жесточить и тягости и бесчестья им не делать» При этом воеводы выбирали «подъячих на службу в то время из лиц, кто всему городу был люб» [20, с. 27].
Иными словами, Россия имела свою самобытную модель демократии. Если на Западе основой демократии был индивидуализм (требование равных прав в конкурентной борьбе), то в России – коллективизм крестьянской общины (с полным равноправием всех ее членов). Если на Западе говорили: «Мой дом – моя крепость», то русский человек мог бы сказать: «Моя община – моя крепость».
Претворение в жизнь прав и свобод на Западе шло преимущественно сверху «декретами» государства и чаще всего в интересах правящих слоев, в России же – основывалось на вековых традициях и обычаях. Русская община обладала такой суммой прав (самоуправление, выбор руководителей, гласное решение дел на сходке, совместное
20
владение землей, выдвижение рекрутов на военную службу), которая и не снилась западноевропейскому обществу. «Русский народ, - писал А. И. Герцен, - жил только
общинной жизнью, свои права и обязанности он понимает только по отношению к общине» [21, с. 28].
Общинная демократия в Древней Руси наиболее сопоставима с классическими образцами в Древней Греции. Полное местное самоуправление в условиях сильной центральной власти. «Кто бы мог помыслить, - восклицал Радищев, что в России совершается то, чего искали в древности лучшие законодатели…» [22, с. 28]. И делал вывод о необходимости сохранить общину как совершенный демократический институт.
Интересно и высказывание И. В. Киреевского о различиях в развитии государства и права в России и Европе: «там государственность из насилия и завоевания – здесь из естественного развития народного быта, проникнутого единством основного убеждения; там враждебная разграниченность сословий – в древней Руси их единодушная совокупность при естественной разновидности; там искусственная связь рыцарских замков с их принадлежностями составляет отдельные государства – здесь совокупное согласие всей земли духовно выражает неразделимое единство; там поземельная собственность есть первое основание гражданских отношений – здесь собственность только случайное выражение отношений личных,…там юриспруденция стремится к логическому кодексу – здесь, вместо наружной связанности формы с формою, ищет она внутренней связи правомерного убеждения с убеждениями веры и быта; там улучшения всегда совершались насильственными переменами – здесь стройным естественным возрастанием; там волнение духа партий – здесь незыблемость основного убеждения» [23, с. 28].
Четвертый духовный параметр русской цивилизации – особый хозяйственный механизм – экономика как Домостроительство (именно так она именовалась вплоть до XVIII века). Хозяйство понималось как преимущественно духовно-нравственная категория. Основной поток эффективной хозяйственной деятельности был направлен не вовне, а внутрь хозяйственной системы. Экономика как домостроительство была направлена не на потребительскую экспансию (постоянное наращивание объемов и видов товаров и услуг как самоцель), а на обеспечение самодостаточности. Культивировался взгляд на труд как на добродетель. Собственность с точки зрения носителей ценностей цивилизации Святой Руси – функция труда, а не капитала. Капиталом являлась
21
производительная часть собственности, направленная на производство; капитал, отдаваемый в рост, рассматривался как паразитический. Наверное, можно говорить о
трудовой и производственной демократии в то время (общинные и артельные формы организации производства и труда). Преобладали моральные формы понуждения к труду над материальными.
Непредвзятый анализ этой эпохи позволяет прийти к выводу о том, что в нашей стране сложилась самобытная цивилизация, высокие нравственные ценности которой все больше открываются для нас в православной этике и добролюбии, русской иконе, церковном зодчестве, трудолюбии как добродетели, нестяжательстве, взаимопомощи и самоуправлении русской общины и артели – в общем, в той структуре бытия, где целью жизни была не вещь, не потребление, а совершенствование, преображение души.
Эти духовные формы существования пронизывают всю историческую жизнь русского народа, отчетливо прослеживаются по первоисточникам в течение более чем двух тысяч лет.
Автор книги «Православная цивилизация» А. С.Панарин считает: «Не племенное чувство и не имперская гордыня скрепляли идентичность русских людей…, а православный идеал священного царства, основанный на высшей правде и жертвенном служении святой апостольской вере» [24].
Навязанная России мировая война и согласованное взаимодействие внутренних и внешних врагов исторической русской государственности привели к крушению могущественной державы в 1917 году. Думаю, что главная причина тех роковых событий таится не в исторических коллизиях и конкретных политических обстоятельствах, а в области утраты духовного здравомыслия просвещенного слоя Российской Империи, забвение великих идеалов Святой Руси, завещанных нашими славными предками, охлаждение веры, формальное отношение к Православию, сползание к рациональному мироощущению.
Глава 8
Церковнославянский язык как орудие духовной культуры
«Мы обязаны знать, - пишет профессор доктор филологических наук В. Ю. Троицкий, - одухотворенный русский язык – душа России, ее святыня, предметное
22
воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ!) теряет свое лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным. Мы, как зеницу ока, должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истине. Судьба наша – в словах, нами произносимых» [25, с. 4].
Именно такое трепетное отношение к родному слову детям прививает изучение церковнославянского языка на занятиях по основам православной культуры. Церковнославянский язык является высшим уровнем русского языка с конца X века, со времени Крещения Руси. До наших дней он остается богослужебным языком Русской Православной Церкви. Славянская азбука – кириллица – стала на Руси основой для возникновения книжности. М. В. Ломоносов со всей убежденностью убеждал, что русский язык не будет подвержен упадку, «коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славенском языке украшатися Будет» [26, с.4]. Церковнославянский язык для русского человека является родным языком. На протяжении целого тысячелетия этот язык формировал русскую языковую личность, русскую культуру и литературный язык. На этом языковом уровне были установлены и передаются до сих пор духовно-нравственные православные понятия русского народа. Осмысляя мир в данных понятиях, наши предки постепенно, из века в век расширяли свое жизненное пространство, строили самобытную государственность и выходили победителями из самых сложных исторических испытаний. Чтобы вполне использовать созидательную силу этих понятий, нужно изучать церковнославянский язык и в наши дни. Церковнославянский язык – явление сакральное. Он несет нам информацию о Боге, содержит сокровенное знание о Нем. Рассмотрим это на примере слова «человек». Что оно на самом деле значит? Замечательное объяснение есть в «Славянорусском корнеслове» Александра Семеновича Шишкова.[27, с.11] А. С. Шишков возводит этимологию этого слова непосредственно к понятию «слово»: слово – словек – цловек – чловек – человек. И дело не только в том, что таким образом подчеркивается главное отличие людей, как существ словесных, мыслящих словами, от всего живого, но и в том, что Слово – это прежде всего имя Самого Бога! На какую же неизмеримую высоту поднимает нас эта мысль, какое высокое достоинство придано всем нам. Вспомним Евангелие от Иоанна: « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1,1 -3).[28, с.11] Уверен: знающий это человек будет бережно обращаться со своим родным языком, воспринимая его как дар Божий. Он будет
23
помнить, что слово может возродить, спасти, воодушевить, когда мы молимся, жалеем других, оказываем кому-то словесную поддержку… Но он будет помнить также, что слово может и убить. На кружках, элективных курсах по основам православной культуры подростки узнают о грехах, которые мы совершаем, не следя за своей речью: пустословие, многословие, ложь, сквернословие, осуждение, ябедничество, злоречие. Злые, предательские, богохульные слова как бы нарушают порядок в мире и даже оскорбляют Бога. Я думаю, что многие перестанут использовать в своей речи ненормативную лексику, познакомившись с православной точкой зрения на этот счет. Матерная брань использовалась у язычников для вызывания демонов. Произнося эти слова, человек привлекает к себе гнусных бесов и приносит сатане словесную жертву. Православная Церковь говорит, что Пресвятая Богородица не молится за тех, кто ругается матом. В истории Русской Церкви записаны факты, когда сквернословы были сурово наказаны за надругательство над русским языком, в котором должны сохраняться нравственность и вера. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Лучше извергать гнилость изо рта, чем сквернословие…» [29, с.208].
Глава 9
Возврат к духовным корням – гарант духовного и душевного здоровья молодежи
Курс «Основы православной культуры» создаст фундамент для формирования у молодых людей своеобразной формы миросозерцания, которую логично назвать православной. Данный курс покажет им культурообразующую роль Православия, познакомит с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из жизни христианства (жизнь Иисуса Христа, труды апостолов, фрагменты из житий чтимых святых), даст представление о Заповедях Божиих как основе нравственной жизни, познакомит с миром нравственных ценностей (послушание, трудолюбие, любовь к Родине, честь, совесть и др.) через искусство и обращение к повседневному жизненному опыту. Занятия по основам православной культуры будут воспитывать уважение, милосердное отношение к ближним, понимание своего места в семье и желание участие в домашних делах, ориентацию на мужественный и женственный эталоны поведения. Молодые люди познакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной российской семье.
И что очень важно, курс «Основы православной культуры» обязательно должен сориентировать молодого человека в противоречивом мире различных религиозных
24
традиций и духовных явлений и, знакомя с традиционными мировыми религиями, должен предостеречь от влияния деструктивных культов сект и других разрушающих душу псевдонаучных явлений, сообщить необходимую информацию о существующих культах (сектах), причинах их возникновения, методах вербовки новых членов и способах удержания в организации. Учащиеся должны также получить необходимые сведения о вреде оккультных практик.
Глава 10
Результаты социологических опросов
18.11.2016 г. Мною было проведено анкетирование среди родителей обучающихся 9-х классов нашей школы с целью выявить их отношение к введению курса «Основы православной культуры» на всех ступенях школьного образования. (Приложение № 1)
Из анкет, вернувшихся заполненными, имеем следующие результаты:
«Желаете ли Вы, чтобы Ваш ребенок в общеобразовательной школе изучал курс «Основы православной культуры»?
Да – 71, 14 %
Нет – 22, 89 % (в основном отказ обусловлен боязнью перегрузки детей).
Затруднились ответить – 5, 97 %
25.11.2016 г. мною также было проведено исследование отношения молодежи к Русской Православной Церкви. Исследовалась молодежь 9-х классов нашей школы. (Приложение № 2).
В результате было выявлено три типа отношения молодежи к Русской Православной Церкви. Первое – это воцерковленные православные верующие, которые составляют 8 %. Это молодежь, которая регулярно исповедуется, причащается, ходит в храм и ведет нормальный православный образ жизни. Второй тип отношения к Церкви – это невоцерковленные православные верующие. Они составляют 55 %. Третий тип, который составляет 33 % - это молодежь, благосклонно относящаяся к Русской Православной Церкви. В эту группу входят некрещеные, атеисты, которые в целом положительно воспринимают Церковь как государство - и культурообразующий институт
25
и не видят ничего плохого в ее деятельности. Наконец, были выявлены 4 % молодых людей, которые относятся к Русской Православной Церкви отрицательно. Эти данные позволяют сделать вывод: 96 % молодежи 9-х классов нашего образовательного учреждения в той или иной степени доверяют Православной Церкви и изучение курса «Основы православной культуры» не вызовет у них внутреннего отторжения.
В рамках социологического мониторинга были исследованы также и ценности этих групп. (Приложение № 3). Интересно, что у последней группы, которая отрицательно относится к Православной Церкви, главными ценностями оказались власть, деньги, удовольствия и лишь на последнем месте в иерархии – ценности нравственные. А группа молодежи, которые являются православными верующими, напротив, ставили на первое место ценности семьи, критерии совести, ценности, которые находятся за пределами земного существования.
02.12.2016 г. было также проведено анкетирование среди обучающихся 8 А класса, изучающих курс по основам православной культуры и не изучающим его. . Оказалось, что подростки, изучающие данный курс, чаще ходят в храм (Приложение № 4), стараются совершенствоваться духовно. (Приложение № 5).
Заключение
Таким образом, поставленная мною цель была достигнута. Все проведенные исследования показали актуальность введения курса «Основы православной культуры» в образовательных организациях, в том числе в старших классах. Освещая с духовной точки зрения события прошлого, прививая школьникам бережное отношение к родному языку, знакомя их с основными понятиями Православного вероучения, курс «Основы православной культуры» вносит огромный вклад в становление духовного мировоззрения российских молодых людей. Данный курс не просто дает обучающимся знания о патриотизме, а воспитывает их настоящими патриотами, защитниками своей страны, является мощным средством профилактики против экстремизма и радикализма. К сожалению, это понимают еще не все родители. Это также показал проведенный в нашем образовательном учреждении анкетный вопрос.
Святейший Патриарх Кирилл, будучи еще митрополитом, выступая перед молодыми священнослужителями и верующими, коснулся проблемы превалирования либерального стандарта ценностей в современном европейском обществе. Напомнив
26
слова Ф. М. Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено», - он подчеркнул, что цивилизация, утратившая понятие «греха», поставившая эгоизм человека в центр мироздания, не способна к выживанию. «Нравственность является средством, способным оградить человеческую цивилизацию от саморазрушения» [30] - сказал Владыка.
Русский публицист Михаил Осипович Меньшиков в своей работе «Завещание отца Иоанна», посвященной святому праведному Иоанну Кронштадтскому, пишет о причинах революции 1917 года: «Одной государственности оказалось недостаточно, так как внешнее насилие ставит пределы, но не останавливает стремление дикой воли. Необходима была строгая религия, власть над совестью и рассудком, чтобы заставить каждого гражданина быть собственным судьей и стражем закона. Благочестие, помимо его внешних целей – совершенствование духа, - служит временной и личной задаче сделать человека способным к свободе… В каждом благочестивом гражданине они (свободы) встречают моральные ограничения, направляющие волю на доброе, а не на дурное. Те же гражданские свободы в развратном обществе служат пищею раздора и взаимоистребления. Принято думать, что общества падают от тирании и возрождаются от свободы. Но история учит, что судьбу гражданственности решает третье сопутствующее условие – нравственное состояние»[31, с.1].
Мы живем в то счастливое время, когда руководитель нашей страны во всеуслышание заявляет: «Какая бы власть над людьми ни была, но крепче, чем власть Господа, ничего быть не может» [32]. Несомненно, идеология России может и должна основываться на библейских нравственных принципах.
По словам митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), «эта благодатная опора русской жизни: личной и общественной – сегодня не менее прочна, чем во времена св. Дмитрия Донского или патриарха Гермогена. Нужно лишь духовно «вернуться» в настоящую, непридуманную, историческую Россию, опереться на незыблемое основание православного мировоззрения – и будет найдена точка опоры…» [33, с 28].
У нашего народа есть все для того, чтобы это возвращение состоялось.
27
Список использованной литературы:
1. Государственная Программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» / https://clck.yandex.ru/redir/dv/*data=url%3Dhttp%253A%252F%252Fgovernment.ru%252Fmedia%252Ffiles%252F8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf%26ts%3D1485109409%26uid%3D601362671435037153&sign=6bf32fc433a1b0b75b93142b2749f43f&keyno=1
2. Профилактика экстремизма в молодежной среде / Под научн. ред. Т. А. Хагурова. –Краснодар: Парабеллум, 2015.
3. Русский дом № 10 2009 / Под ред. А. Н. Крутова. – Москва, Малый Кисельный переулок, д.4, 2009.
4. Духовно-нравственная культура в школе (альманах II) / Под ред. игумена Киприана (Ященко). – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2009.
5. Илья Ильф Евгений Петров. Двенадцать стульев/http://www.bookol.ru/yumor/yumoristicheskaya_proza/23366.htm
6. Профилактика экстремизма в молодежной среде / Под научн. ред. Т. А. Хагурова. –Краснодар: Парабеллум, 2015.
7. . Профилактика экстремизма в молодежной среде / Под научн. ред. Т. А. Хагурова. –Краснодар: Парабеллум, 2015.
8. Юрий Воробьевский. Потаенная Россия. – М.: Политкнига, 2016.
9. . А. В. Бородина. История религиозной культуры. Программа историко-культурологического курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 10-11 кл./А.В. Бородина. – М.: МОФ «ОПК», 2016.
10. А. В. Бородина. История религиозной культуры. Программа историко-культурологического курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 10-11 кл./А.В. Бородина. – М.: МОФ «ОПК», 2016.
28
11. Духовно-нравственная культура в школе (сборник I) / Под общей ред. Иеромонаха Киприана (Ященко). – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2007.
12. Духовно-нравственная культура в школе (сборник I) / Под общей ред. Иеромонаха Киприана (Ященко). – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2007.
13. Духовно-нравственная культура в школе (сборник I) / Под общей ред. Иеромонаха Киприана (Ященко). – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2007.
14. Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Будь верен до смерти (Православие и современность). – М.: ТОО РИП Просвет, АО Новая книга, 1993.
15. Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Будь верен до смерти (Православие и современность). – М.: ТОО РИП Просвет, АО Новая книга, 1993.
16. Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Будь верен до смерти (Православие и современность). – М.: ТОО РИП Просвет, АО Новая книга, 1993.
17. Карамзин. История государства Российского /http://gigabaza.ru/doc/145217.html
18. Олег Сотников. Цивилизация Святой Руси: о том, чего нет в школьных учебниках. – М.: Сурож, 2003.
19. Олег Сотников. Цивилизация Святой Руси: о том, чего нет в школьных учебниках. – М.: Сурож, 2003.
20. Олег Сотников. Цивилизация Святой Руси: о том, чего нет в школьных учебниках. – М.: Сурож, 2003.
21. Олег Сотников. Цивилизация Святой Руси: о том, чего нет в школьных учебниках. – М.: Сурож, 2003.
29
22. Олег Сотников. Цивилизация Святой Руси: о том, чего нет в школьных учебниках. – М.: Сурож, 2003.
23. Олег Сотников. Цивилизация Святой Руси: о том, чего нет в школьных учебниках. – М.: Сурож, 2003.
24. А. С. Панарин. Православная цивилизация/http://rusinst.ru/docs/books/A.S.Panarin-Pravoslavnaya_civilizaciya.pdf
25. . Василий (Фазиль) Ирзабеков. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. – М.: Даниловский благовестник, 2010.
26. Плетнева А. А., Кравецкий А. Г. Церковнославянский язык. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006.
27. Василий (Фазиль) Ирзабеков. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. – М.: Даниловский благовестник, 2010.
28. Василий (Фазиль) Ирзабеков. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. – М.: Даниловский благовестник, 2010.
29 . Духовно-нравственная культура в школе (сборник I) / Под общей ред. Иеромонаха Киприана (Ященко). – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2007.
30. Митрополит Кирилл (Гундяев) /https://mospat.ru/archive/images/mk0515al.jpg
31. Русский дом № 10 2009 / Под ред. А. Н. Крутова. – Москва, Малый Кисельный переулок, д.4, 2009.
32. Президент РФ В. В. Путин /http://ruskline.ru/tema/religia/1025letie_kreweniya_rusi/
33. Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Будь верен до смерти (Православие и современность). – М.: ТОО РИП Просвет, АО Новая книга, 1993.
Приложение № 1
Результат опроса № 1
I
Приложение № 2
Результат опроса № 2
II
Приложение № 3
Результат опроса № 3
III
Приложение №4
Результат опроса № 4
Изучающие курс «Основы православной культуры»
Не изучающие курс «Основы православной культуры»
IV
Приложения №5
Изучающие курс «Основы православной культуры»
Не изучающие курс «Основы православной культуры»
V
Шум и человек
Простые новогодние шары из бумаги
Осенняя паутина
Как нарисовать черёмуху
Рисуем крокусы акварелью