Данная исследовательская работа посвящена изучению текстов эстрадных популярных в разное время песен об автомобилях и автомобилистах.
Попытки анализа эстрадных песен с различных точек зрения предпринимались музыкальными журналистами, критиками. музыковедами. Данная работа отличается от предшествующих тем, что в ней определена узкая автомобильная тематика. Предпринята попытка содержательного и лексического анализа текстов эстрадных популярных песен об автомобилях и автомобилистах. В этом заключается специфика работы, её новизна и актуальность.
За основу взята типология современной музыкальной культуры, предложенная доцентом кафедры истории и теории музыки Орловского государственного института искусств и культуры Ю.Г. Кокоревым.
Исходя из цели исследовательской работы, были определены следующие задачи: 1) изучить типологию современной музыкальной культуры и определить тип, наиболее характерный для эстрадной песни; 2) провести содержательный и лексический анализ текстов эстрадных популярных песен об автомобилях и автомобилистах; 3) составить сравнительную таблицу по итогам анализа; 4) сделать выводы.
В работе представлена следующая гипотеза: если эстрадная песня является зеркалом эпохи, в которую она родилась, то песни об автомобилях и автомобилистах также отражают историю страны и систему ценностей её общества в тот или иной период.
Объектом в работе выступает эстрадная песня, а предметом – её текст.
Что касается структуры данной исследовательской работы, в ней содержится введение, 2 главы, заключение и приложение. В I главе представлена типология современной музыкальной культуры. Во II главе проведён содержательный и лексический анализ 10 советских и российских песен об автомобилях и автомобилистах, популярных в нашей стране в то или иное время.
В заключении подведены итоги и сделаны выводы о том, что в каждый исторический период появляются песни, обладающие определенными интонациями и отвечающими духу времени, настроениям и стремлениям человека, т.е. гипотеза исследования подтверждена.
В работе использованы теоретические методы исследования: анализ литературы и песенных текстов, сравнение, систематизация.
В работе имеется Приложение, где представлена сравнительная таблица проанализированных песен, а также тексты песен, которые упоминались в работе, и на основе которых был сделан анализ.
Работа имеет практическую значимость. Она может быть использована при работе со студентами с целью повышения уровня их речевой культуры и воспитания вкуса.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_haritonov.docx | 69.66 КБ |
Эстрадная песня как отражение истории страны (на примере песен об автомобилях и автомобилистах)
Автор: Харитонов Валентин Владимирович, группа 2123, специальность 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Руководитель: Мелишихина Наталья Петровна, преподаватель иностранного языка
Место выполнения работы: БОУ ОО СПО «Омский автотранспортный колледж»
Омск-2016
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...…………………………3
Глава I. Типология музыкальной культуры………………………………….………………………….4
Глава II. Анализ текстов эстрадных песен об автомобилях и автомобилистах……………………………………………………………………………………………9
2.1. «Песенка фронтового шофера», 1946 год ……………………………………………...9
2.2. «Песенка шофера», 1960 год …………………………………………………………..10
2.3. «Дорожная история», 1972 год ……………………………......................................10
2.4. «Папа купил автомобиль», 1980 год…………………………………………………..10
2.5. «Автомобили», 1986 год……………………………………………………………….11
2.6. «Вишневая девятка», 1990 год…………………………………………………………11
2.7. «Дальнобойщик», 1995…………………………………………………………………12
2.8. «Дальнобойная», 2002………………………………………………………………….12
2.9. «Чёрный бумер», 2004 год………………………………………………………….....13
2.10. «Город в пробках», 2009 год…………………………………………………………...13
Заключение ………………..……………………………………………………………………………..15
Список используемой литературы……………………………………………………………………...16
Приложение………………………………………………………………………………………………17
Введение
Включая радиоприёмник в машине, чаще всего мы настраиваемся на волну, на которой звучит музыка. Водитель маршрутного такси может несколько раз за поездку поменять радиостанцию, выбирая музыку, которая его устраивает, соответствует его настроению, и т.д.
Мы решили посмотреть, какое отношение к автомобилю и водителю автомобиля в обществе, как воспринимается его труд. В связи с этим, у нас возникла идея проанализировать тексты популярных в то или иное время эстрадных песен, где упоминаются автомобили или водительский труд.
Попытки анализа эстрадных песен с различных точек зрения предпринимались и раньше музыкальными журналистами, критиками, музыковедами. Мы же делаем подобную попытку, определив узкую тему, а именно содержательный и лексический анализ текстов эстрадных популярных песен об автомобилях и автомобилистах. В этом заключается специфика нашей работы, её новизна и актуальность.
В своей работе мы придерживались типологии современной музыкальной культуры, предложенной доцентом кафедры истории и теории музыки Орловского государственного института искусств и культуры Ю.Г. Кокоревым.
Итак, цель нашей работы – проанализировать тексты эстрадных популярных песен об автомобилях и автомобилистах. Исходя из поставленной цели, мы определили следующие задачи: 1) изучить типологию современной музыкальной культуры и определить тип, наиболее характерный для эстрадной песни; 2) провести содержательный и лексический анализ текстов эстрадных популярных песен об автомобилях и автомобилистах; 3) составить сравнительную таблицу по итогам анализа; 4) сделать выводы.
Гипотеза исследования: если эстрадная песня является зеркалом эпохи, в которую она родилась, то песни об автомобилях и автомобилистах также отражают историю страны и систему ценностей её общества в тот или иной период.
Объектом в нашей работе является – эстрадная песня, а предметом – её текст.
Несколько слов о структуре данной исследовательской работы. В I главе нами изучена типология современной музыкальной культуры. Во II главе мы провели содержательный и лексический анализ 10 советских и российских песен об автомобилях и автомобилистах, популярных в нашей стране в то или иное время.
В заключении нами подведены итоги и сделаны выводы о том, что в каждый исторический период появляются песни, обладающие определенными интонациями и отвечающими духу времени, настроениям и стремлениям человека.
В работе использованы теоретические методы исследования: анализ литературы и песенных текстов, сравнение, систематизация.
В работе имеется Приложение, где нами представлена сравнительная таблица проанализированных песен [см Пр1], а также тексты песен, которые упоминались в работе, и на основе которых был сделан анализ [см Пр2].
Работа имеет практическую значимость. Она может быть использована при работе со студентами с целью повышения уровня их речевой культуры и воспитания вкуса.
Глава I. Типология музыкальной культуры
Музыка – искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства. Музыка́льное произведе́ние в широком смысле — всякая музыкальная пьеса, в том числе, песня или инструментальная импровизация. Музыкальным произведениям свойственны внутренняя завершённость и мотивированность целого, индивидуализированность содержания и формы, за которыми стоит личность автора, детальная фиксация нотной записи, предполагающая искусство исполнительской интерпретации.
По мнению Ю.Г. Кокорева, доцента кафедры истории и теории музыки Орловского государственного института искусств и культуры, под типами музыкальных произведений следует понимать исторически сложившиеся виды музыкального творчества, представляющие основные направления музыки.
С учетом развития музыкального искусства и времени возникновения его разновидностей всю современную музыкальную культуру условно принято делить на восемь исторически сложившихся типов [2]:
1. фольклорная музыка;
2. культовая (религиозная);
3. камерная;
4. городская бытовая;
5. концертно-академическая (классика);
6. эстрадная;
7. джаз;
8. рок - музыка.
1.1. Фольклор
Фольклор – музыка устной традиции, возникшая и развивающаяся в бытовой среде как один из ее элементов. Фольклор исторически связан с календарными, религиозными, бытовыми периодически повторяющимися событиями – народными праздниками, трудовыми циклами, культовыми обрядами. К фольклору относятся музыкально-поэтические былины, различные жанры народных песен, инструментальные наигрыши, вокально-инструментальные песни, пляски, хороводы. Народные песни разъединяются в жанры по содержанию: былины, исторические песни, обрядовые, календарные, свадебные, лирические, трудовые и так далее.
Фольклор выражает наиболее стабильные черты психологии, мироощущения народной души. В большинстве фольклорных жанров на первый план выдвигались коллективные мысли и чувства, а личное уходило на второй план.
Авторское народное творчество – явление пограничное между фольклором и профессиональным музыкальным творчеством. Оно присуще всем развитым национальным музыкальным культурам вплоть до наших времен, но широкое распространение получает лишь в определенные исторические этапы развития общества. Например, жанр авторской песни был необычайно популярен в России 80-х годов.
Авторская песня, авторский фольклор существенно отличается от традиционного фольклора. Авторскую песню, прежде всего, отличают ясно слышимая индивидуальная, очень личная авторская интонация, выразительная детализация, неповторимая исполнительская манера.
Одна из особенностей фольклорной музыки состоит в том, что она рассчитана на открытое, сиюминутное эмоциональное воздействие. В любом произведении народного творчества всегда одно, ярко и полно выраженное настроение. Внутренние противоречия, конфликты, сложная образная драматургия не встречаются в народных песнях, танцах или инструментальных наигрышах. Одна песня – одно настроение, один образ, один тип исполнения.
Жанры народной музыки изменяются очень медленно, гораздо медленнее, чем меняются стили и направления профессиональной музыки. Народная музыка в основе своей почти совершенно независима от профессиональной и представляет собой отдельный, параллельно развивающийся пласт музыкальной культуры.
1.2. Культовая (религиозная) музыка
В древности религиозной музыки не существовало, а были «культовые песнопения» [2]. Эти одноголосные песнопения исполнялись коллективно мужским или детским хором в медленном темпе с большим количеством внутрислоговых распевов. Пение женщин в храмах не допускалось. В католических странах богослужебное пение происходило на латыни, в православной церкви – на греческом или церковнославянском языке.
В период средневековья церковные песнопения представляли собой художественную альтернативу фольклорному искусству. Песнопения католической и православной церкви с детства занимали важное место в жизни человека и сопровождали его от рождения до самых последних минут жизни. Богослужебные песнопения оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. В культовых песнопениях, в отличие от фольклора, на первый план выходили образы нравственного начала, созерцательности, умиротворенности. Деятели как католической, так и православной церкви оберегали богослужебное пение от проникновения в него интонаций народно-песенного фольклора, видя в этом принижение «божественного» начала в песнопениях.
Воспитание певчих происходило в монастырях. Именно там религиозное пение было поднято на уровень искусства. Богослужебное пение породило к XIII веку церковное многоголосие и композитора. Церковные песнопения постепенно утрачивают свой традиционный характер и начинают заново пересочиняться. Композиторы, сочинявшие для церкви, с одинаковым успехом сочиняли и светские музыкальные композиции, не делая между церковной и светской музыкой особых стилистических различий. Это положило начало процессу постепенного превращения богослужебного пения в церковную музыку. Завершился этот процесс для католической церкви к XVII веку, для православной – к XVIII.
Однако к концу XVII века культовая музыка утрачивает свое лидирующее положение в музыкальной жизни общества. На первый план выходит светское музыкальное искусство.
1.3. Камерная музыка
Эта разновидность светской музыки существует в европейской культуре с ХII века. Она исполнялась в замках крупных феодалов и королей. Отсюда и ее название – камерная, то есть исполняемая в помещении, в комнате, а не в церкви или на открытом пространстве.
Первыми ее исполнителями были трубадуры во Франции. Многие из них были представителями рыцарского сословия или родовой аристократии, обладателями громких титулов. Они соединяли в себе дарование поэта, композитора и исполнителя.
Крупные вельможи часто устраивали у себя в замках специальные музыкально-поэтические турниры. Они исполняли небольшие куплетные песни с инструментальным сопровождением, написанные на рифмованный текст. В них воспевался культ прекрасной дамы.
Камерная музыка постепенно становилась обязательным компонентом придворной жизни. Даже римские папы содержали у себя на службе личных камерных музыкантов. В произведениях камерной музыки изначально была заложена значительная доля развлекательности, но развлекательности возвышенной.
Постепенно в камерную музыку проникают высокие идеи и драматизм. В музыке возникают новые профессиональные жанры сонаты, инструментального ансамбля – трио или квартета. Это создало предпосылки для перерастания камерной музыки в концертно-академическую. Сегодня произведения камерной музыки являются самыми сложными для восприятия массовой аудиторией.
1.4. Городская бытовая музыка
Параллельно с камерной музыкой возникла и ее разновидность – бытовая городская музыка. В среде ремесленников, купцов, средневекового студенчества получили распространение шутливые антирелигиозные и сатирические песни. Носителями нового жанра стали бродячие музыканты.
В XIX веке в среде бытовой городской музыки родился жанр романса. В России название «романс» первоначально носили вокальные произведения, написанные на французский текст (хотя бы и русским композитором). Романсы с русским текстом назывались «российскими песнями». Романс подразделяется на отдельные жанровые разновидности. В отличие от бытовой песни, в романсе музыка и текст тонко взаимосвязаны. Композиторы-романтики обращались к внутреннему духовному миру простых людей. Они не предназначали эти романсы для концертного исполнения. Современному человеку бытовые романсы могут показаться слишком сентиментальными. Однако, этот бытовой жанр помог профессиональным композиторам найти новый синтез слова и музыки, созвучный новому времени.
В ХХ веке бытовое музицирование быстро пошло на спад. Исчезли любительские хоровые коллективы, игра на инструментах и пение в семейном кругу стали редкостью. Художественная самодеятельность переросла в соревнование профессионалов.
1.5. Концертно-академическая музыка
С XVII века в Западной Европе и России начинается бурное развитие оркестровой музыки и оперного театра, которые требовали от музыкантов и певцов высочайшего профессионализма.
Качественная особенность концертно-академической музыки заключается в специфике соотношения: автор – исполнитель – слушатель. Появилась новая форма музыкального исполнительства – публичный концерт, проходивший в больших помещениях, рассчитанных на широкую публику. Возникла потребность в масштабном искусстве, новых образах, способных потрясти и увлечь многочисленную аудиторию. Возникла также потребность в планомерном музыкальном образовании. При всех европейских столицах появляются консерватории – высшие музыкальные учебные заведения.
В современной музыкальной культуре этот тип музыкальных произведений утрачивает лидирующее положение из-за резкого снижения уровня музыкальной культуры, повсеместного засилья развлекательных жанров. Резко снизился и социальный престиж академических музыкантов. Сейчас основными слушателями концертно-академической музыки стали в основном музыканты-профессионалы и творческая интеллигенция.
1.6. Эстрадная музыка
Несмотря на то, что понятие эстрада родилось сравнительно недавно, само искусство существует на протяжении многих веков. Это искусство зародилось в народных гуляньях и празднествах, в скоморошьих забавах и уличных представлениях. Эстрадное искусство – это древнейшее из искусств и родилось оно одновременно с такими видами, как музыка, поэзия и танец. В массовом сознании музыка эстрады – это, прежде всего, развлекательная музыка.
В середине XIX века в больших европейских городах активизировалась деятельность развлекательных заведений. В них появилась новая разновидность музыки – эстрада. Окончательное становление эстрадной музыки произошло в конце XIX века.
К началу ХХ века эстрада представляла собой огромную самостоятельную сферу музыки, вбирающую в себя многие направления и стили. Именно в это время произошло окончательное разделение двух типов музыкальной культуры: классической музыки и эстрадной. Это произошло потому, что классическая музыка очень отдалилась от быта, от реальностей улицы; фольклор концентрировался в сельской среде. В городской жизни появилась музыка, которую сейчас называют эстрадной. Несмотря на разделение эстрадной и классической музыки, произошедшее в начале века, они могут влиять друг на друга и взаимодействовать.
В начале ХХ-века, А.В.Луначарский в своей статье «Об эстраде» писал, что задача эстрадного искусства «по возможности отвечать немедленно на злободневные события, по своей политической заостренности эстрада имеет большие преимущества перед театром, кино и серьезной литературой», так как последняя «требует большего времени для подготовки своей продукции, по основной своей форме значительно тяжеловеснее легкокрылой и жалящей, как оса, эстрадной песенки или куплетной хроники» [4].
К концу XIX века слова «эстрада» и «легкая музыка» стали синонимами. В эстрадной музыке не могут быть использованы сложные средства выразительности, так как ее аудитория не обладает достаточным уровнем музыкальной подготовки. Зачастую эстрадный исполнитель воплощает в своем творчестве систему ценностей простого слушателя. Разновидностью эстрадной является поп-музыка.
Поп-музыка – развлекательная массовая музыка, использующая стили, жанры и формы рока. Поп-музыка ориентируется на усредненный обывательский вкус и использует, как правило, апробированные музыкальные и поэтические стандарты.
1.7. Джаз
Джаз как особая разновидность музыки возник на территории США в результате слияния традиций африканской фольклорной традиции и профессионального искусства европейцев.
Джаз по своей природе полон импровизации. Музыканты получают возможность полного самовыражения. Исполнительская манера джазового музыканта требует от него раскованности.
В процессе своего становления джаз выработал свои специфические средства выразительности в области мелодики, гармонии, ритма. Джаз достаточно быстро стал высокопрофессиональным искусством. Распространяясь по миру, он стал символом американского образа жизни.
1.8. Рок-музыка
В конце 50-х годов в англоязычных странах начала развиваться рок-музыка. Возникла она в молодежной среде из любительского исполнения в рамках городской бытовой музыки.
Рок – одно из самых ярких проявлений молодежной культуры 60-х годов, отрицающий традиционные ценности буржуазного общества – материальные, социальные, духовные.
Рок возник как явление «низовой» культуры и изначально был альтернативен камерной и концертно-академической музыке. Молодые рок-музыканты, часто выходцы из самых благополучных семейств общества, пытались своим творчеством разрушить расовые и социальные барьеры в обществе, изменить мировоззрение и образ жизни как американцев, так и европейцев.
Первым направлением рок-музыки стал рок-н-ролл («раскачиваться и вращаться»). Рок-н-ролл – это танцевальная музыка с очень напористым вокалом и необычной манерой поведения музыкантов на сцене.
К началу 60-х годов на смену рок-н-роллу пришел биг-бит («большой бит), или просто бит-музыка. Наиболее выдающимися исполнителями в этом стиле стали музыканты английского ансамбля «Битлз». Их основная заслуга состоит в том, что рок-музыка, бывшая до них лишь танцевальной и развлекательной, приобрела статус серьезного искусства.
К концу 60-х годов появились такие разновидности рок-музыки, как «блюз-рок», «фольк-рок», психоделический рок, арт-рок, хард-рок (жесткий, тяжелый рок). Позже хард-рок получил новое воплощение в стиле хеви-металл («тяжелый металл»).
Видя необычайную популярность и социальную значимость рока, общество попыталось через средства массовой коммуникации и фирмы грамзаписи включить рок-музыку в индустрию развлечений. К рокерам стали приходить деньги, популярность, престиж, но ушла свобода творчества. Рок-музыка стала бизнесом. Только очень немногие музыканты, обладающие экономической самостоятельностью, могут позволить себе оставаться независимыми в вопросах творчества. Их интерес к социальной проблематике падает, но появляется профессиональное мастерство. Возрастает сложность их музыки, и как следствие – утрачивается интерес к их произведениям со стороны молодежной массовой аудитории, которая по-прежнему требует от них шлягеров. Постепенно зрелый рок начинает претендовать на территорию, традиционно принадлежащую академической музыке.
Рок изменил представление о форме произведений. Поначалу продолжительность звучания рок-композиции не превышала 3 – 4 минут. Ее строение было стандартным: куплет, припев, сольная инструментальная партия, припев, финал. Рок создал произведения, состоящие из нескольких частей. Многие композиторы отказались от синглов и стали записывать альбомы, представляющие собою единую сюиту со своей композицией и логикой драматургического развития.
Во второй половине 70-х годов многие рок-группы распались и сошли со сцены, уступив место представителям поп-музыки.
В это же время возникло новое направление рок-музыки – «панк-рок», которое резко противопоставило себя традиционной рок-культуре.
Попытки возрождения рок-музыки в конце 70-х годов в виде множества разнообразных течений получили общее название «новая волна». Его основу составляет афро- и латиноамериканская музыка.
Исторически каждый предшествующий тип музыкальной культуры служил фундаментом для последующего. В современной музыкальной культуре все перечисленные типы музыкальных жанров взаимодействуют друг с другом.
Глава II. Анализ текстов эстрадных песен об автомобилях и автомобилистах
Песня - наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.
Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением, так и без него.
Каждая эпоха, наполненная событиями, отражающими ее сущность, влечет за собой появление песен, обладающих определенными интонациями и отвечающих духу времени, настроениям и стремлениям человека.
Популярная музыка является зеркалом эпохи, в которую она родилась, она всегда шагает в ногу с прогрессом, в какое время бы не существовала. В наши дни так же актуально отражение жизни общества через призму искусства, современное эстрадное искусство находится в постоянном поиске новых выразительных средств, которые смогут обогатить язык эстрадных жанров и помогут проникнуть в сердца зрителя [6].
К жанру эстрадной музыки относятся различные виды эстрадных песен: традиционный романс, современная лирическая песня, песня в танцевальных ритмах с развитым инструментальным сопровождением. Главное, что объединяет многочисленные виды эстрадной песни, — стремление их авторов к предельной доступности, запоминаемости мелодии. Корни такого демократизма — в старинном романсе и в современном городском фольклоре.
В своей работе мы проанализировали 10 отечественных популярных в своё время песен, посвящённых автомобилям и автомобилистам, звучавших с широкой эстрады. Результаты сравнительного анализа представлены нами в таблице в Приложении 1.
2.1. «Песенка фронтового шофера», 1946 год
«Песенка фронтового шофера» (музыка - Б. Мокроусов, слова - Н. Лабковский и Б. Ласкин) была написана как дополнение к знаменитому киногерою Минутке из картины «Великий перелом», 1946 год. Несмотря на то, что роль Минутки была эпизодической, его героический подвиг – соединение проводов для восстановления телефонной связи с командным полком – запомнили все. Оптимистичного, смешного Минутку играл Марк Бернес, он же великолепно спел «Песенку фронтового шофера». В 1947 году она появилась в программе «Клуб веселых артистов», завоевав всеобщую любовь и популярность.
В ней рассказывается о долгом, нелёгком пути фронтового водителя, который дошёл до победы за рулём своего автомобиля. Авторы песни ведут рассказ от первого лица. В тексте используется просторечный лексикон водителя: «баранка», «путь-дорожка», «помирать», «бомбёжка», «отдельные штатские люди». Также используются разговорные фразы: «малость», «между прочим», «невдомёк». Настроение песни позитивное, жизнеутверждающее, призывающее продолжить начатое дело.
Всё это делает песню близкой и понятной широкому кругу простых обычных людей. Песня популярна до сих пор и с удовольствием исполняется массово в застольных компаниях
2.2. «Песенка шофера», 1960 год
Следующая «Песенка шофера» (1960 год) (музыка — К. Санторо, русский текст — Г. Никитинский) из бразильского кинофильма «Там, где кончается асфальт» режиссера Освальдо Сампайо (в советском прокате с 1961), известна широкому кругу слушателей своими строчками «А дорога серою лентою вьется» и «Крепче за баранку держись, шофер».
Фильм представляет собой простой рассказ о водителях грузовых машин, о безвестных героях, которые и днем, и ночью, и в солнце, и в дождь по труднопроходимым дорогам Бразилии перевозят грузы с запада на восток, с севера на юг и связывают самые отдаленные города и посёлки. У фильма два саундтрека: в советской прокатной версии, помимо оригинальной музыки Клаудио Санторо, звучит мелодия, ставшая впоследствии знаменитой «Песенкой шофера».
Песня написана в форме жизнеутверждающего монолога автора, обращённого к водителю грузового автомобиля. В песенном тексте используются яркие примеры олицетворения «ветер носится», «мотор – надёжный друг и товарищ», «к перекрёстку выйдет любовь», «дорога серою лентою вьётся». Также используется профессиональный жаргон: «баранка», «смотровое стекло». Автор описывает повседневные будни водителя со стажем «пусть пропахли руки дождём и бензином, пусть посеребрила виски седина», предостерегает его об опасности «слева поворот - осторожней шофер», «крепче за баранку держись шофер», желает водителю удачи «пусть твой грузовик через бурю пробьется, я хочу шофер, чтоб тебе повезло!!!» В СССР эта песенка была очень популярна. Её часто называют гимном автомобилистов. Она не потеряла своей актуальности до сих пор.
2.3. «Дорожная история», 1972 год
Песня «Дорожная история», 1972 год представляет собой бардовскую песню. Музыка и слова песни принадлежат В. Высоцкому, который является также её исполнителем. В песне описывается экстремальная ситуация, в которой сущность человека проявляется наиболее отчетливо. Повествование в песне идёт от первого лица. В песне используется тот же приём – наличие просторечных фраз «который по уши увяз», «аж зло берет», «пусть этот МАЗ огнем горит!", «мол, видишь сам». Герой произведения рассказывает о своей нелёгкой судьбе – 7 годах заключения «Но был донос и был навет..., посылают за Можай…., потом - зачет, потом – домой с семью годами за спиной», о своей работе водителя МАЗа, перевозящего грузы для строек, расположенных за Уралом «и за Урал машины стал перегонять». Далее в песне описывается чрезвычайный случай, когда машина застряла в пургу в дороге, и поведение двух человек: главного действующего лица и его напарника. Герой Высоцкого – это человек действия, с мужским характером, он проходит проверку на прочность, силу характера, человечность.
Подобная судьба была не единичным случаем в нашей стране, такая история могла произойти с любым человеком, в любом месте, и потому, она была близка и понятна широкому кругу слушателей. В песне присутствуют надрыв и драматизм, но конец у неё по-прежнему жизнеутверждающий.
2.4. «Папа купил автомобиль», 1980 год
Песня «Папа купил автомобиль» (слова О. Милявского, музыка А. Пугачёвой) была написана в 1980 году. Песня совершенно противоположна предыдущей по жанру, манере исполнения, тематике. Она представляет собой шуточный рассказ от имени ребёнка о приобретении семьёй старого, разбитого автомобиля: «с треснутой фарою, с дверцами старыми, века прошедшего стиль», «кузов поношенный, весь перекошенный, годный скорей на утиль».
В песне выражается страстное желание иметь транспортное средство, пусть даже не новое: «в доме волнение, шум, удивление, это не сказка, а быль», стремление проехать на нём «ждём с нетерпением мы воскресения». Рассказчик описывает радость ребёнка от процесса езды на машине: «с папою гордо мы едем по городу, сзади, как облако, пыль», «э-эй, прохожий, будь осторожен, не покидай тротуар» несмотря на реакцию прохожих «нас обгоняет, кто пожелает, люди смеются вослед». В завершении песни подводится позитивный итог: «всё-таки здорово, что так недорого папа купил автомобиль».
Песенка была популярна среди взрослого населения страны, которое смущённо смеётся над своим желанием владения транспортным средством, которое для многих семей было трудно достигаемым.
2.5. «Автомобили», 1986 год
Песня «Автомобили» (музыка - В. Матецкий, слова М. Шабров) была написана в 1986 году. В песне в шутливой форме рассказывается об увеличении числа автомобилей в стране: «автомобили буквально все заполонили». Заветной мечтой среднестатистического жителя было иметь машину «мотора рев для нас звучит как музыка», которая являлась следствием малоподвижного образа жизни человека: «наверно скоро мы ходить разучимся», «пройти пешком всего два шага мучимся». Также упоминается проблема загрязнения окружающей среды: «как аромат вдыхаем мы бензин», качество отечественного автопрома «запчастей заветный магазин», «и день, и ночь мы под машиной ползаем».
Авторы песни также ведут рассказ от первого лица, отождествляя себя с широким кругом слушателей: «привычка ездить в нас живет», «что нужно нам», «для нас автомобили были созданы», «мы служим ей».
По сравнению с гражданско-патриотическими песнями 50 – 70 годов, это ещё одна песня, которая описывает не повседневные трудовые будни профессионального водителя, а стремление широкого круга людей иметь материальную вещь – легковой автомобиль. Улучшается благосостояние людей, меняется настроение общества, изменяется и тональность песни.
2.6. «Вишневая девятка», 1990 год
В очень трудное для нашей страны время появляется такая песня как «Вишневая девятка» (автор - Ю. Дружков, музыка - В. Окороков, исполнитель - группа «Комбинация»). К началу 90-х гг. оказалась почти полностью разрушенной индустриальная экономика, в стране - кризис политической и финансовой власти. Созидательный труд, социальный статус работника потеряли свою привлекательность для молодёжи, отвергнуты ценностные ориентиры, определяющие гражданские приоритеты.
Данная песня представляет собой монолог молодой девушки, обращённый к мужчине – автолюбителю, которому посчастливилось купить машину «Жигули» девятой модели модного вишнёвого цвета. В песне в шутливой форме описывается отношение мужчины к женщине до покупки автомобиля: «ты до неё спокойно жил, спокойно ел, спокойно спал», «меня одну лишь ты любил, дарил вниманье и цветы» и после неё: «её купил, меня забыл, теперь всё время с нею ты». При анализе в тексте отмечено употребление просторечных фраз, присущих разговорной речи: «совсем с ума свела», «напрочь отняла», «хоть», «девятка»; использование автомобильных терминов «сигналит», «надави на тормоза», «рулишь», «гараж».
Песня не имеет какого-то глубокого смысла, но была очень популярна в 90-е годы. Её отличает ритмичная танцевальная музыка, поэтому она часто звучала на дискотеках.
2.7. «Дальнобойщик», 1995
В России на бытовом уровне в обыденной речи, сложилось неофициальное разделение понятий «водитель» и «шофёр». «Шофёр» - человек, профессионально занимающийся вождением автотранспортных средств; «водитель» — более общее определение, включающее в себя как профессиональных шофёров, так и владельцев личного (частного) легкового автомобиля. В особую категорию водителей выделяются «дальнобойщики». Это слово обозначает водителя грузовика, основной вид деятельности которого составляет вождение грузовых автомобилей, транспортирующих грузы на дальние расстояния. Понятие дальнобойщик стало широко использоваться с появлением большого количества людей, выполняющих перевозки.
Итак, песня в исполнении Татьяны Овсиенко появилась в 1995 году (слова – К. Арсеньева, музыка – И. Зубкова). Это ещё один женский монолог, повествующий о мужчине за рулём, но теперь уже профессиональном водителе. В ней описывается ночной рейс «во тьме бегут фонари», «всю жизнь глядятся в ночь усталые глаза», который для водителя - дальнобойщика является привычным делом «включен приемник на любимой волне», «вместе с ритмом бьется сердце». Девушка думает о своём любимом с гордостью «мужские руки сильные держат руль», «он знает лучше всех» и немного тревогой «где же на какой дороге мой милый друг», «он затерялся в дали».
В ней присутствует яркая метафора, где жизнь сравнивается с дорогой: «наша жизнь – шоссе, шоссе длиною в жизнь», а местонахождение водителя – с далёкой звездой: «он далеко от людей, словно звезды, что летят за ним в вышине».
Песня представляет собой спокойную лирическую композицию, исполняется с грустью. Тем не менее, до сих пор звучит по радио по просьбе радиослушателей.
2.8. «Дальнобойная», 2002
Авторская песня Сергея Трофимова тоже посвящена труду водителей – профессионалов дальнобойщиков. Песня появилась спустя 7 лет с момента написания песни «Дальнобойщик». Повторное обращение к данной теме за короткий период времени говорит о её актуальности.
Рассказ ведётся от имени водителя-дальнобойщика. Водитель имеет большой стаж: «километры судьбы намотались на ось», он проехал много километров за свою жизнь: «нити шоссейных дорог», «верстовые столбы, да мельканье полос». Из окна кабины своего «контейнеровоза» он видит привычную для глаз картину: «вдоль по обочинам Русь - перелески, поля, нищета деревень. Чай, пирожки, да любовь за четыре рубля - покупай, что не лень». Водитель скучает по своей жене и дочери, которые ждут его дома: «жена без меня всё никак не заснёт, ходит на кухню курить и твердит про себя, что разлука пройдёт». Водитель надеется на удачный рейс и благополучное возвращение домой: «я привезу игрушки ей, значит, в пути повезёт!».
В песне не только используются профессиональные термины «тормоза», «мотор», «фары», но и разговорные слова «водила», «соляра», «махорочка», «втихомолочку», «пригорочки». Есть даже описание водительского «братства»: «встречный водила мигнёт мне фарами, знать впереди ДПС с радарами». В данной песне также присутствуют метафора и олицетворение «трасса петляет как жизнь», «дизель ругается».
Через песенный текст автор описывает состояние российских дорог, выражает своё отношение к происходящему: тревогу за судьбу российской глубинки, симпатию к простому шофёру. Песня близка и понятна широкому кругу людей, пользуется популярностью не только у простых слушателей, но и водителей - профессионалов.
2.9. «Чёрный бумер», 2004 год
В последнее время создается впечатление, что песенная эстрада из-за неоправданно большого внимания к запросам и вкусам молодежной публики со стороны средств массовой информации, а особенно – телевидения, повернулась лицом исключительно лишь к этой части аудитории. В результате этого на первый план выходит понятие социального заказа к песенной эстраде. Одной их таких песен, на наш взгляд, является песня «Чёрный бумер».
Её автор и исполнитель ещё один Сергей, больше известный под именем Серёга (Сергей Пархоменко). По жанру она резко отличается от предыдущей. В первых пресс-релизах исполнителя его стилистика называлась спортивными частушками.
Бумер - жаргонное название автомобилей немецкой фирмы BMW. Известно, что автор данной песни какое-то время учился и жил в Германии. Также в России был выпущен фильм под названием «Бумер», который рассказывал о четырёх друзьях, замешанных в криминальных разборках, и вызвал большой интерес у молодёжи. Так или иначе, но песня была очень популярна в молодёжной среде. Интересно, что это первая песня, в которой упоминается автомобиль иностранного производства.
Повествование в тексте ведётся от первого лица. Автор знакомит нас с простым провинциальным парнем с городской окраины: «Я вырос на окраине рабочей городской», «улица родная, семь домов и три доски», «парнишка в модной кепке, зуб потёртый золотой». Он описывает обстановку, в которой вырос: «А наш райончик на отшибе городском стоит, и вся округа день и ночь стаканами звенит», «ребята в Медной горьку пьют, не знают фитнеса». Объясняет он это всё отсутствием каких-либо интересов: «здесь делать неча, наши Мурки воют все с тоски», «всё потому что перспективы нет и бизнеса». Наш же герой всё своё свободное время проводит за рулём автомобиля «когда под вечер я из дома выхожу во двор, сажусь в машину, улыбнусь и завожу мотор», «только мне всё нипочём до самых сумерек я по райончику форсю на чёрном бумере». Девушки любят нашего героя, окружающие завидуют ему: «мне навстречу все девчонки улыбаются», «с тоскою полною в глазах глядят мне вслед они», «чёрный бумер, если можешь, догони».
В тексте присутствует специальная автомобильная лексика: «стоп сигнальные огни», «мотор». Также нами отмечено использование большого количества просторечных фраз «райончик», «форсю», «девки», «делать неча», «горьку пьют», которые передают неправильную речь простого парня.
2.10. «Город в пробках», 2009 год
Последняя проанализированная нами песня «Город в пробках» (музыка и слова - Сергей Трофимов) посвящена не столько автомобилям, сколько размышлениям о жизни взрослого состоявшегося человека. Повествование ведётся от первого лица. Автор рассказывает о ставших уже привычными для нашей жизни автомобильных «пробках», о затраченном на ожидание времени: «город встал, движенье сдохло, где-то там «Газель» заглохла», «в них шофёры, пассажиры пленники стального мира ждут своей пощады битый час», «вариантов нет, сижу курю», «шлю знакомым эсэмэски». В песне упоминается много автомобильных фирм: «Джип разлёгся на подвеске», «Газель» заглохла», «Ауди», «Бентли», «Жигули», «Тойоты», что говорит о наличии на российских дорогах большого количества не только российских автомобилей, но и иномарок. Автор использует яркую метафору: автомобили «как промасленные шпроты жмутся в тесноте бетонных трасс». Деловому напряжённому ритму города противопоставляется спокойный морской пейзаж «вот бы сейчас очутиться в Ницце, полюбоваться морской волной». Наш герой задумывается о смысле жизни, о прожитых годах, по-прежнему мечтает о светлом будущем: «Вот бы построить волшебный город, время с гармонией подружить, чтобы был каждый кому-то дорог
и не опаздывал жить...». В тексте упоминается девушка-пассажирка, которая погружена в свои воспоминания: «ей бы хотелось вернуться в детство в домик с рябиною у ворот».
Несмотря на упомянутые в песне проблемы, она несёт заряд позитивной энергии, оставляет надежду на светлое завтра. Песня лирическая, манера исполнения автора доверительная, что делает её понятной и близкой широкому кругу слушателей.
Заключение
Изучив типологию современной музыкальной культуры, предложенную Ю.Г. Кокоревым, доцентом кафедры истории и теории музыки Орловского государственного института искусств и культуры, мы определили, что наиболее характерной для песни является эстрадная музыка, которая в массовом сознании является развлекательной музыкой, и ей соответствует определенная форма существования языка - просторечие по мнению В.В. Химика.
Основным отличительным признаком эстрадной песни является доступность для восприятия и лёгкая запоминаемость мелодий. Советская эстрадная музыка благодаря своей массовости и широкой популярности играла значительную роль в эстетическом воспитании подрастающего поколения.
Проведя содержательный и лексический анализ 10 песенных тестов об автомобилях и автомобилистах, мы сделали вывод, что 70% песен исполнено мужчинами. В 30% песен повествование ведётся от лица профессиональных водителей, ещё 20% песен рассказывают о труде водителя-профессионала от другого лица. 50% песен посвящены автолюбителям. 40% песен мы отнесли к статусу авторские, т.к. они написаны и спеты одним и тем же лицом. 20% из проанализированных песен были написаны специально к кинофильмам. Для 80% песен характерен позитивный, жизнеутверждающий тон. 60% песенных текстов так или иначе указывают на историческую или экономическую обстановку в стране. Все песни содержат лексику, указывающую на автомобиль, также 100% песен содержат просторечные формы, характерные для разговорной речи.
Всё вышесказанное позволяет нам сделать выводы о правильности нашей гипотезы. В текстах эстрадных популярных песен об автомобилях и автомобилистах отражается история страны через события и детали, описанные в них, а также система ценностей общества, живущего в тот период.
Список используемой литературы
1. Александров Б.//Зыкина Л. На перекрестках встреч. М., 1988.
2. Кокорев Ю.Г., Типология современной музыкальной культуры/«Образование и общество» №6, 2003.
3. Кузнецов, Е.М. Из прошлого русской эстрады./ Е.М. Кузнецов. – М., 1957.
4. Луначарский А. В. Об эстраде. – «Радиослушатель», 1930, № 13.
5. Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учебник для студентов театральных высших учебных заведений. Изд. 3-е, исправленное. / И.Г. Шароев. – М.: РАТИ – ГИТИС, 2009.
6. Щербакова, А.И. Художественное пространство культуры: музыка и музыкальное образование: Учеб. Пособие / А.И. Щербакова. – М.: РГСУ, 2010.
7. Химик В.В. Поэтика низкого, или Просторечие как культурный феномен. СПб., 2000.
8. Ющенко Н.С. Искусство эстрады в контексте истории и теории культуры / Научно-образовательный материал. – М., 2011
Приложение 1
Сравнительная таблица текстов эстрадных песен об автомобилях и автомобилистах
Год создания песни | 1946 | 1960 | 1972 | 1980 | 1986 | 1990 | 1995 | 2002 | 2004 | 2009 |
исполнитель | муж | муж | муж | жен | ВИА муж | группа жен | жен | муж | муж | муж |
особенности песни | музыка к к/ф | музыка к к/ф | авторская | шутливая | шутливая | шутливая, | _ | авторская, | авторская, | авторская |
тональность | радостная | жизнеутв | драматизм | радостная | позитив | танцев | груст | жизнеутв | танцев | жизнеутв |
подача информации | повеств-е от лица профес водителей (мы) | монолог, обращённый к водителю-профес | рассказ от лица профес водителя (я) | рассказ от лица ребёнка | повеств-е от лица автолю- бителей (мы) | монолог, обращённый к автолю- бителю | повест-е от лица любимой о профес водителе | повеств-е от лица профес водителя (я) | повеств-е от лица автолю- бителя (я) | повеств-е от лица автолю-бителей (мы) |
указание на историческую или экономич обстановку в стране | + (война) | _ | + (лагеря, освоение Урала) | _ | _ | _ | + (проф-я дально- бойщик) | + (проф-я дально- бойщик) | + (описание город рабочих окраин) | + (описание города автомоб пробок) |
наличие проф лексики | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
наличие просторечных форм | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Приложение 2
«Песенка фронтового шофера», 1946г.
Через реки, горы и долины,
Сквозь пургу, огонь и чёрный дым
Мы вели машины, объезжая мины,
По путям-дорогам фронтовым.
Припев:
Эх, путь-дорожка фронтовая,
Не страшна нам бомбёжка любая!
А помирать нам рановато,
Есть у нас ещё дома дела!
А помирать нам рановато,
Есть у нас ещё дома дела!
Путь для нас к Берлину, между прочим,
Был, друзья, не лёгок и не скор.
Шли мы дни и ночи, было трудно очень,
Но баранку не бросал шофёр.
Припев
Может быть, отдельным штатским людям
Эта песня малость невдомёк.
Мы ж не позабудем, где мы жить ни будем,
Фронтовых изъезженных дорог.
Припев
«Песенка шофера» из к/ф «Там, где кончается асфальт», 1960
музыка — К. Санторо
автор русского текста — Г. Никитинский
Ветер за кабиною носится с пылью
Слева поворот - осторожней шофер
Как-нибудь дотянет последние мили
Твой надежный друг и товарищ мотор.
Припев:
Не страшны тебе ни дождь, ни слякоть
Резкий поворот и косогор
Чтобы не пришлось любимой плакать
Крепче за баранку держись шофер.
Пусть пропахли руки дождем и бензином
Пусть посеребрила виски седина
Радостно встречать тебя с маленьким сыном
Выйдет к перекрестку любовь и жена.
Припев:
А дорога серою лентою вьется
Залито дождем смотровое стекло
Пусть твой грузовик через бурю пробьется
Я хочу шофер, чтоб тебе повезло!!!
Припев:
«Дорожная история», 1972
музыка и слова - В. Высоцкий
Я вышел ростом и лицом -
Спасибо матери с отцом,-
С людьми в ладу - не понукал, не помыкал,
Спины не гнул - прямым ходил,
Я в ус не дул, и жил как жил,
И голове своей руками помогал...
Но был донос и был навет -
Кругом пятьсот и наших нет,-
Был кабинет с табличкой: "Время уважай",-
Там прямо без соли едят,
Там штемпель ставят наугад,
Кладут в конверт - и посылают за Можай.
Потом - зачет, потом - домой
С семью годами за спиной,-
Висят года на мне - ни бросить, ни продать.
Но на начальника попал,
Который бойко вербовал,-
И за Урал машины стал перегонять.
Дорога, а в дороге - МАЗ,
Который по уши увяз,
В кабине - тьма, напарник третий час молчит,-
Хоть бы кричал, аж зло берет -
Назад пятьсот, пятьсот вперед,
А он - зубами "Танец с саблями" стучит!
Мы оба знали про маршрут,
Что этот МАЗ на стройках ждут,-
А наше дело - сел, поехал - ночь, полночь!
Ну надо ж так - под Новый год -
Назад пятьсот, пятьсот вперед,-
Сигналим зря - пурга, и некому помочь!
"Глуши мотор,- он говорит,-
Пусть этот МАЗ огнем горит!"
Мол, видишь сам - тут больше нечего ловить.
Мол, видишь сам - кругом пятьсот,
А к ночи точно - занесет,-
Так заровняет, что не надо хоронить!..
Я отвечаю: "Не канючь!"
А он - за гаечный за ключ,
И волком смотрит (Он вообще бывает крут),-
А что ему - кругом пятьсот,
И кто кого переживет,
Тот и докажет, кто был прав, когда припрут!
Он был мне больше, чем родня -
Он ел с ладони у меня,-
А тут глядит в глаза - и холодно спине.
А что ему - кругом пятьсот,
И кто там после разберет,
Что он забыл, кто я ему и кто он мне!
И он ушел куда-то вбок.
Я отпустил, а сам - прилег,-
Мне снился сон про наш "веселый" наворот:
Что будто вновь кругом пятьсот,
Ищу я выход из ворот,-
Но нет его, есть только вход, и то - не тот.
...Конец простой: пришел тягач,
И там был трос, и там был врач,
И МАЗ попал куда положено ему,-
И он пришел - трясется весь...
А там - опять далекий рейс,-
Я зла не помню - я опять его возьму!
«Папа купил автомобиль», 1980
слова: Милявский О.
музыка: Пугачева А.
исполнитель: Пугачёва А.
В доме волнение, шум, удивление,
Это не сказка, а быль.
Где-то за городом очень недорого
Папа купил автомобиль.
С треснутой фарою, с дверцами старыми,
Века прошедшего стиль.
Где-то за городом очень недорого
Папа купил автомобиль.
Э-эй, прохожий, будь осторожен,
Не покидай тротуар.
Посторонитесь, поберегитесь,
Едет необычный экземпляр.
Кузов поношенный, весь перекошенный,
Годный скорей на утиль.
Где-то за городом очень недорого
Папа купил автомобиль.
Ждём с нетерпением мы воскресения,
Если на улице штиль.
Едем за город мы, где так недорого
Папа купил автомобиль.
Нас обгоняет, кто пожелает,
Люди смеются вослед.
Только однажды папа отважно
Взял и обогнал велосипед.
С папою гордо мы едем по городу,
Сзади, как облако, пыль.
Всё-таки здорово, что так недорого
Папа купил автомобиль,
Папа купил автомобиль,
Папа купил автомобиль.
«Автомобили», 1986
Композитор (музыка): Матецкий В.
Автор текста (слов): Шабров М.
Наверно скоро мы ходить разучимся
Уже привычка ездить в нас живет
Пройти пешком всего два шага мучимся
Сто километров на авто не в счет
Припев:
Автомобили, автомобили буквально все заполонили
Там, где вековая лежала пыль,
Свой след оставил автомобиль
Автомобили, автомобили буквально все заполонили
Там, где вековая лежала пыль,
Свой след оставил автомобиль
Мотора рев для нас звучит как музыка
Как аромат вдыхаем мы бензин
Что нужно нам - шоссе полоска узкая
Да запчастей заветный магазин
Припев:
Для нас автомобили были созданы
Но вот пришли иные времена
И день, и ночь мы под машиной ползаем
Мы служим ей, чтоб ездила она
Припев:
«Вишневая "девятка"», 1990
автор: Юрий Дружков
музыка: Виталий Окороков
исполнитель: группа «Комбинация»
Ты до неё спокойно жил,
Спокойно ел, спокойно спал.
Ты никого не сторожил
и не устраивал скандал.
Меня одну лишь ты любил,
дарил вниманье и цветы.
Её купил, меня забыл.
Теперь всё время с нею ты.
Припев:
Твоя вишнёвая девятка
Меня совсем с ума свела,
Твоя вишнёвая девятка
Покой мой напрочь отняла.
Твоя вишнёвая девятка
Опять сигналит за окном,
Твоя вишнёвая девятка
Ты полюби её потом.
Твоя вишнёвая девятка
Ты полюби её потом.
Я посмотрю в твои глаза,
Увижу в них, кто ты такой.
Ты надави на тормоза
Хороший мой вишнёвый мой.
А ты всё рулишь и молчишь,
Поговорил бы хоть со мной.
Ты в гараже всё время спишь
И не берёшь меня с собой.
Припев:
«Дальнобойщик», 1995
слова: Арсеньев К.
музыка: Зубков И.
исполнитель: Овсиенко Татьяна
Во тьме бегут фонари.
Где же на какой дороге
Мой милый друг?
Он затерялся в дали,
И мужские руки сильные
Держат руль.
Включен приемник
На любимой волне,
И вместе с ритмом бьется сердце.
Припев:
Всю жизнь глядятся в ночь
Усталые глаза
В пути шофер-дальнобойщик.
Он знает лучше всех,
Он может рассказать,
Что наша жизнь – шоссе,
Шоссе длиною в жизнь.
Он далеко от людей,
Словно звезды,
Что летят за ним в вышине.
И нежный голос во тьме
Так легко ему поет о его мечте.
Поет ему о судьбах разных людей,
О женской ласке и о счастье.
«Дальнобойная», 2002
музыка и слова - Сергей Трофимов
Нити шоссейных дорог,
Километры судьбы намотались на ось.
Трасса петляет как жизнь,
Верстовые столбы, да мельканье полос.
В тесной кабине дымок махорочки,
Дизель ругается в тихомолочку
И по долинам да по пригорочкам
Катит контейнеровоз...
Припев:
Тормоза не откажут на спуске,
На подъём не заглохнет мотор
И помчит по ухабам по русским
Дальнобойщик, водила шофёр.
Вдоль по обочинам Русь
перелески, поля, нищета деревень.
Чай, пирожки, да любовь
За четыре рубля - покупай, что не лень.
Встречный водила мигнёт мне фарами,
Знать впереди ДПС с радарами
И на прощанье, обдав солярою,
Сгинет в полночную тень.
Припев:
Дома осталась семья
И жена без меня всё никак не заснёт,
Ходит на кухню курить
И твердит про себя, что разлука пройдёт.
Дочка сопит с медвежонком плюшевым,
Нынче она без меня послушная.
Знает, что я привезу игрушки ей,
Значит, в пути повезёт!
Припев:
«Чёрный бумер», 2004г.
музыка и слова – Серёга (Сергей Пархоменко)
Я вырос на окраине рабочей городской.
Парнишка в модной кепке,
Зуб потёртый золотой.
Парнишка я простой
И вовсе не красавец я,
А мне навстречу
Все девчонки улыбаются.
Когда под вечер я из дома
Выхожу во двор,
Сажусь в машину, улыбнусь
И завожу мотор,
Включаю музыку
И разноцветные огни,
С тоскою полною в глазах
Глядят мне вслед они.
Ведь у меня есть чёрный бумер,
Он всегда со мной.
Ведь у меня есть чёрный бумер -
Быстрый и шальной.
Ведь у меня есть чёрный бумер,
Бумер заводной.
Садись смелей, девчонка,
Покатаемся с тобой.
Припев:
Чёрный бумер, чёрный бумер.
Стоп сигнальные огни.
Чёрный бумер, чёрный бумер,
Если можешь, догони.
Чёрный бумер, чёрный бумер
Под окном катается.
Чёрный бумер, чёрный бумер
Девкам очень нравится.
А наш райончик
На отшибе городском стоит
И вся округа день и ночь
Стаканами звенит.
Ребята в Медной горьку пьют,
Не знают фитнеса.
Всё потому что перспективы нет
И бизнеса.
Ай, улица родная, семь домов
И три доски,
Здесь делать неча, наши Мурки
Воют все с тоски.
А только мне всё нипочём
До самых сумерек
Я по райончику форсю
На чёрном бумере.
Ведь у меня есть чёрный бумер,
Он всегда со мной.
Ведь у меня есть чёрный бумер
Быстрый и шальной.
Ведь у меня есть чёрный бумер,
Бумер заводной.
Садись смелей, девчонка,
Покатаемся с тобой.
Припев
Я вырос на окраине рабочей городской.
Парнишка в модной кепке,
Зуб потёртый золотой.
Парнишка я простой
И вовсе не красавец я,
А мне навстречу
Все девчонки улыбаются.
И если кто-нибудь из них
Попросит прокатить,
Я прокачу её.
Пусть даже мне не по пути,
Ведь я парнишка с виду
Из себя хоть и простой,
Но отказать я не могу
Девчонке ни одной.
Ведь у меня есть чёрный бумер,
Он всегда со мной.
Ведь у меня есть чёрный бумер
Быстрый и шальной.
Ведь у меня есть чёрный бумер,
Бумер заводной.
Садись смелей, девчонка,
Покатаемся с тобой.
Припев
«Город в пробках», 2009
музыка и слова - Сергей Трофимов
Город встал, движенье сдохло
Где-то там «Газель» заглохла
Вариантов нет, сижу курю
Джип разлёгся на подвеске
Шлю знакомым эсэмэски
«Ждать не стоит, буду к декабрю»
Вот бы сейчас очутиться в Ницце
Полюбоваться морской волной
С девушкой, что подвела ресницы
В «Ауди» рядом со мной
Припев:
Как это странно всегда
Вроде бы взрослые люди
А в голове ерунда
Мечтаем как дети о чуде
Девушке уже не к спеху
По делам куда то ехать
Впрочем, с этим можно обождать.
У неё и так всё гладко:
Любит муж и жизнь в достатке
Всё бы так, но сердцу не солгать.
Ей бы хотелось вернуться в детство
В домик с рябиною у ворот
К мальчику, жившему по соседству
Может он всё еще ждёт?
Припев:
«Бентли», «Жигули», «Тойоты»
Как промасленные шпроты
Жмутся в тесноте бетонных трасс.
В них шофёры, пассажиры
Пленники стального мира
Ждут своей пощады битый час.
Вот бы построить волшебный город,
Время с гармонией подружить,
Чтобы был каждый кому-то дорог
И не опаздывал жить...
Припев:
Тупое - острое
Городецкая роспись
Рисуем белые грибы пастелью
Ветер и Солнце
Этот древний-древний-древний мир!