Цель работы: Как избежать губительного воздействия тяжёлого ранца на здоровье ребёнка.
Результат: В ходе исследования я научился взвешивать предметы на весах «безмен» и определять одну десятую от веса целого. Выяснил, какой вес у портфелей моих одноклассников, почему их портфели такие тяжёлые выявил способы облегчения портфеля и какая конструкция должна быть у нашего портфеля.
Методы исследования: поиск информации, наблюдение, опыт
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_rossiyskoy_federatsii.docx | 60.6 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Секция «Здоровьесберегающая»
Полное название темы работы | «Сколько весит школьный рюкзак?» |
ФИО автора | Скаков Юрий Дмитриевич |
Территория, населённый пункт | Красноярский край, г.Назарово, ул. Арбузова |
Наименование образовательного учреждения | МБОУ «СОШ № 2» |
Класс | 4 б |
Место выполнения работы | МБОУ «СОШ № 2» |
Руководитель | Ганжа Светлана Давыдовна |
E-mail, контактный телефон |
|
Краткая аннотация
Скаков Юрий Дмитриевич
г.Назарово, МБОУ «СОШ №2»,4 «б» класс
Тема: «Сколько весит школьный рюкзак?»
Руководитель: Ганжа Светлана Давыдовна , учитель начальных классов
Цель работы: Как избежать губительного воздействия тяжёлого ранца на здоровье ребёнка.
Результат: В ходе исследования я научился взвешивать предметы на весах «безмен» и определять одну десятую от веса целого. Выяснил, какой вес у портфелей моих одноклассников, почему их портфели такие тяжёлые выявил способы облегчения портфеля и какая конструкция должна быть у нашего портфеля.
Методы исследования: поиск информации, наблюдение, опыт
Содержание
Введение
Заключение
Введение
Мои родители всегда говорят, что здоровый позвоночник и осанка – это очень важно потому, что от этого зависит здоровье всего организма. Поэтому детям нашего возраста нужно соблюдать ограничения в подъёме тяжестей. Из медицинской литературы известно, что ношение слишком больших тяжестей может вызвать искривление позвоночника и даже остановку роста. Мы каждый день носим в школу портфель, и иногда он бывает очень тяжёлым. Поэтому меня заинтересовал этот вопрос.
Объект исследования – школьный портфель(ранец)
Предмет исследования – влияние тяжелого портфеля на здоровье
школьника
Цели исследования: выяснить, какой вес должен быть у портфелей моих одноклассников, почему их портфели такие тяжёлые и какая конструкция должна быть у нашего портфеля.
Гипотеза, которая проверяется: предположим, что тяжёлый портфель вредит здоровью и есть способ его облегчить
Задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме
2. Изучить влияние тяжелого портфеля на здоровье школьника
3. Разработать инструкцию к снижению веса портфеля.
4. Взвесить портфель на весах «безмен» и определить одну десятую от веса целого
5.Провести анализ собранного материала
1 Каким должен быть школьный портфель
1.1 Каким должен быть внешний вид портфеля
Портфель в узком смысле этого слова – это кожгалантерейное изделие, с которым мы с вами ходили в детстве в школу. Портфель имеет твердые стенки и одну ручку сверху, а изготавливается обычно из кожи либо кожзаменителя. Сегодня портфели в магазинах школьных принадлежностей практически не встречаются и не рекомендуются ортопедами, но мы по привычке пользуемся обобщенным термином «портфель» для обозначения сумки школьника.
Ранец. Для младших школьников предпочтительнее всего выбирать школьный ранец. Он имеет множество отделений для хранения школьных принадлежностей, а главное – у него жесткая основа с укрепленными нижними углами. Она приучает ребенка держать позвоночник в правильном положении, защищает спину от давления выступающих изнутри предметов и предохраняет содержимое самого ранца в случае падений.
Рюкзак в этом отношении уступает ранцу — так как у него обычно мягкая спинка, поэтому рюкзаки больше подходят для старших школьников. Сегодня можно встретить модели, сочетающие в себе признаки ранца и рюкзака – у них жесткая спинка, но мягкий корпус. Такие модели вполне подходят для детей любого возраста, если они удовлетворяют всем остальным условиям, о которых речь еще впереди.
Сумки, которые вешаются на одно плечо — серьезное испытание для детского позвоночника и прямая дорога к сколиозу, поэтому из всех вариантов этот — наименее желателен.
Что такое ортопедический портфель, или ортопедический рюкзак? Давайте разберемся, чем он принципиально отличается от обычной школьной сумки, или обычного портфеля
1— в хорошем ранце ручка выполнена так, что ребенку неудобно носить портфель в руке, и он вынужден надевать его на спину (а мы помним, что тяжелый портфель нужно носить на спине, причем на двух лямках, чтобы не создавать ассиметричную нагрузку на позвоночник). 2 — лямки не уже 4–8 см с мягкими «подушечками» (чтобы уменьшить давление рюкзака на плечи). Они должны регулироваться по длине, чтобы ранец можно было надеть и на летнюю, и на зимнюю одежду.
3 — мягкие, дышащие подушки на спинке ортопедического рюкзака не дадут вспотеть спине ребенка, смягчат давление рюкзака на спину.
4 — жесткий каркас рюкзака (внутри – алюминиевая рама) не даст портфелю перекашиваться в разные стороны, вес рюкзака равномерно распределится по спине ребенка. К тому же если ребенок поставит ранец на землю, он не упадет, как это обычно бывает с мягкими рюкзаками.
5 — жесткое, моющееся дно не истреплется раньше времени, его можно мыть, а портфель ставить куда угодно, не боясь, что он упадет, испачкается или промокнет.
6 — светоотражающие элементы являются необходимым элементом безопасности ребенка в темное время.
Все вышеперечисленное, конечно, является важными достоинствами, которые отличают ортопедический портфель от обычного. Какие же недостатки у ортопедических ранцев?
На мой взгляд, главный недостаток — это большой вес. Вам повезет, если вы найдете ранец весом 800 г. Обычно, он весит 1200-1400 г.. Добавьте, вес тетрадей, учебников, сменной обуви, спортивной формы, пенала, завтрака, ключей, телефона, игрушки, и еще всякой мелочи, которую первоклассник потащит в школу. Получится около 3-4 кг… Ну, и конечно цена. В среднем, такой ортопедический портфель может стоить от 2 000 до 8 000 рублей.
Покупать или нет ортопедический рюкзак? Решать родителям. Если ребенка до школы провожают родители, и сами несут его портфель, то наверное, не нужно, а если ребенку придется самому много носить свой портфель, тогда надо примерять, и искать рюкзак, подходящий именно вашему ребенку.
Выбирать школьный портфель или ранец нужно вместе с ребенком, иначе вы можете столкнуться с дилеммой, когда действительно качественная и дорогая вещь будет валяться без дела в дальнем углу, а школьник будет пользоваться прошлогодним портфелем, который ему по душе. Конечно, здесь речь идет о старших школьниках, которые обычно весьма активно отстаивают свою точку зрения. С малышами в этом вопросе проще, но и им обязательно надо дать право голоса при выборе портфеля. Очень важно понимать, что активное не желание школьника носить именно этот портфель может сказаться и на учебе в целом. Когда-то давно был один размер школьного ранца, сейчас их великое множество. Поэтому правильно подбирайте размер рюкзака.
Запомните одно несложное правило, когда станете выбирать: верх рюкзака не должен находиться выше линии плеч, а низ - ниже бедер. Ширина ранца не должна быть больше, чем ширина плеч ребенка. Важно, чтобы задняя стенка ранца или рюкзака была уплотнена и хорошо прилегала к спине школьника, не давая позвоночнику искривляться. Ученику младших классов лучше приобрести рюкзак со специальной ортопедической спинкой.
Далее обращайте внимание на материал, из которого изготовлен рюкзак. Чем он легче, тем легче его будет носить. Виниловые или тканевые рюкзаки не менее прочные, чем кожаные, но более легкие по весу.
Посмотрите, как выглядят ремни. Они должны быть не менее 8см шириной и хорошо подгоняться под рост и объем того, кто будет носить рюкзак. Неправильно подобранные ремни могут передавливать нервные окончания на плечах и руках, и вызывать их онемение. Поверхность рюкзака, прилегающая к спине, должна быть выполнена в виде специальной подушечки, чтобы носящий чувствовал комфорт, а не углы книг и тетрадей, впивающиеся в спину.
Эффективной мерой распределения веса нагрузки рюкзака является использование ремней для пояса или бедер. 50- 70% нагрузки снимается с плеч и переносится на нижние части тела.
Выбирайте рюкзак, имеющий несколько дополнительных карманов вместо одного большого. Это позволит более равномерно распределить нагрузку, да и вещи будут лучше отделены друг от друга и их легче будет найти.
При покупке школьного ранца очень важно обратить внимание на три момента:
на конструкцию, материал и вместительность...
Относительно первой медики убеждены: лучше всего, если ваш ребенок будет носить не сумку через плечо или портфель в руке, а именно ранец на двух плечах. Прежде чем окончательно выбрать ту или иную модель, взвесьте ее в руках, прикиньте, а не слишком ли тяжела будет ноша.
Ну а чтобы вес равномерно распределился и не давил плечи, выбирайте ранец с как можно более широкими лямками и специальной мягкой прокладкой на спинке. Тогда первоклашке не придется ощущать острые углы учебников, линейки и прочей поклажи.
Кстати, для того чтобы все поместилось и удобно расположилось в ранце, выбирайте модель с большим количеством самых разнообразных по форме и размеру отделений: для письменных принадлежностей, для учебников и альбомов, для сменной обуви, для ключей и проездного билета. Тогда вам не придется снабжать малыша целой кучей дополнительных пакетиков и сумочек, а ему не нужно будет долго копаться в недрах ранца, прежде чем что-нибудь там найти.
Что же касается ткани, то она, конечно же, должна быть плотной, желательно пропитанной специальным, не пропускающим воду, составом. Из соображений практичности лучше выбирать тот материал, который не потрескается в зимние морозы и не слишком сильно запачкается. Хотя как тут все учесть: ведь малыши любят все яркое, а еще больше им нравится шалить.
И последнее. Чтобы рюкзачок или ранец не линял в будущем (чем часто грешит китайская продукция), возьмите мокрый платочек и проведите по поверхности ранца. Если платочек остался чистым, значит, краска, скорее всего, будет долговечна.
Каким же портфель должен быть, чтобы заботиться о здоровье, долго служить и радовать глаз?
2 Практическая часть
Когда мы идем в школу, и я несу портфель, иногда он мне кажется просто неподъемным. Пройдя детского ортопеда и выслушав не утешительный диагноз, я задумался: не вредит ли слишком тяжелый портфель моему здоровью?
Рекомендуемый вес портфеля 600-700г.
Для каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки: с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями. которые утверждены постановлением руководителя Роспотребнадзора, главным государственным санитарным врачом РФ Геннадием Онищенко.
1-2 класс – 1,5 кг 3-4 класс -2,5 кг 5-6 класс – 3 кг
7-8 класс- 3,5 кг 9-11 класс- до 4 кг
Рекомендуемый вес ранца с принадлежностями не должен превышать 10% от массы тела, и вычисляется по формуле: Раздели свой вес на 10
Я решил провести небольшое исследование на уровне своего класса, и выяснить, сколько весят портфели моих одноклассников, и как это отражается на нашем здоровье.
В классе я взвесил портфели всех учеников моего класса. Оказалось, что самый легкий портфель весит 2кг, а самый тяжелый – 4кг 200г. Почему такой разный вес у портфелей? При опросе выяснилось, что многие одноклассники носят лишние вещи:
Вот почему у моих одноклассников такой разный вес портфелей
Ученики | Вес портфеля | Лишние вещи |
1 | 4кг 200г | Лишние учебники, журналы |
2 | 4кг | Лишние учебники |
3 | 3кг 900г | Лишние учебники, журналы |
4 | 3кг 600г | 8 журналов, книга |
5 | 3кг 100г | Кубик Рубика, CD-диск, блокнот |
6 | 3кг 100г | Игрушки, лишние канцелярские принадлежности |
7 | 3кг 100г | Второй пенал, лишний учебник |
8 | 3кг 100г | Большой кошелёк, лишние учебники |
9 | 3кг | 0,5-литровая бутылочка с водой |
10 | 2кг 900г | Игрушки |
11 | 2кг 900г | Лишние канцелярские принадлежности |
12 | 2кг 900г | Блокнот, книга |
13 | 2кг 900г | Книга |
14 | 2кг 900г | Игрушка |
15 | 2кг 800г | |
16 | 2кг 600г | |
17 | 2кг 500г | |
18 | 2кг 500г | |
19 | 2кг 500г | |
20 | 2кг 300г | |
21 | 2кг 100г |
По медицинским нормам вес портфеля не должен быть больше одной десятой веса ученика. Я установил, что в моем классе только у 11 учеников вес портфеля соответствует норме. У остальных 10 учеников портфели тяжелее нормы.
Во второй части исследования я определял, соответствуют ли портфели моих одноклассников необходимым требованиям. Может быть, сами ранцы очень тяжелые? По стандартным требованиям, пустой школьный портфель должен весить не больше 1кг 200г и быть для учеников младших классов в виде ранца. В моём классе все ученики носят ранцы. Вес самого лёгкого пустого ранца – 600г, вес самого тяжёлого пустого ранца – 900г. Значит, в моем классе вес пустых ранцев соответствует норме.
Затем я обратил внимание на внешний вид портфелей. По стандартным требованиям школьный портфель должен быть сшит из облегчённой ткани, оснащен ортопедической спинкой, покрыт сетчатой тканью (чтобы не потела спина). Должны быть широкие лямки, светоотражающие полоски для безопасности ученика в тёмное время. При ношении ранца его дно должно быть на 5 см ниже уровня талии. Для этого нужно регулировать ремни ранца. В результате моих наблюдений выяснилось, что у 15 учеников не отрегулированы ремни ранцев. У 18 учеников конструкция ранцев не соответствует всем перечисленным стандартам. В классе ни у одного ученика ранец не соответствует всем требованиям одновременно.
В ходе исследования обнаружен интересный факт: я пытался выяснить, будет ли вес портфеля соответствовать норме для самого лёгкого ученика моего класса в тот день, когда требуется больше всего учебников. Я взвесил учебники, тетради и пенал согласно расписанию в этот день (2кг 300г), прибавил вес пустого портфеля (600г).Получается 2кг 900г. Это больше, чем одна десятая веса самого лёгкого ученика моего класса.
2кг 300г + 600г = 2кг 900г
Делая выводы, я сначала обращаюсь к родителям: при покупке школьного ранца нужно обращать внимание в первую очередь на конструкцию ранца, его массу, размер и регулировку ремней.
А теперь я обращаюсь к ученикам: складывать школьные принадлежности нужно каждый день с учётом расписания уроков и ничего лишнего не носить. Тогда вес школьного ранца будет соответствовать норме, и не будет вредить здоровью.
В ходе исследования я научился взвешивать предметы на весах «безмен» и определять одну десятую от веса целого. Выяснил, какой вес у портфелей моих одноклассников, почему их портфели такие тяжёлые и какая конструкция должна быть у нашего портфеля.
По гигиеническим нормам вес портфеля не должен превышать 10% от веса ребёнка.
Вывод:
Получается, что я ношу портфель тяжелее, чем можно. А это очень вредно для здоровья Может появиться плоскостопие. Может испортиться осанка, развиться сколиоз (искривление позвоночника).
Нарушение осанки - это очень серьёзно. Мы растем, и исправить её становится всё труднее. Правильная осанка формируется с первых лет жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развивается и растёт организм. Около 40% детей приходит в школу с нарушениями осанки, а за годы учебы этот показатель удваивается. Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ежедневное ношение тяжелых ранцев и особенно портфелей.
Неправильная осанка влияет не только на внешний вид, но и на неправильную работу внутренних органов. Нарушается дыхание и кровообращение, работа печени, кишечника, нервной системы, снижение умственной работоспособности. Но это еще не все, нарушение осанки приводит к ухудшению зрения.
Получается, что большинство детей в нашем классе из-за тяжёлого портфеля могут потерять здоровье.
3.Способы снижения веса портфеля
Я подумал, как же облегчить свой портфель? И составил инструкцию «Как снизить вес портфеля»:
1. При выборе портфеля учитывать его вес, как показало взвешивание, разбег его очень велик, от 0,300кг до 1,300кг. Зачем носить лишний килограмм?
2. Заменить тяжёлый пенал лёгким.
3.Не носить в школу лишних вещей (игрушки, косметику и т.д.), как показала практика, когда мы пришли в класс с весами и дети стали освобождать свои портфели на столах, чего только не было.
4. Договариваться с соседом по парте о возможности носить один учебник на двоих.
5. По возможности оставлять учебники в классе.
6. В нашем классе имеются шкафы для хранения альбомов, пластилина, клеенок, гуаши и т.д., поэтому необходимо, чтобы эти школьные принадлежности ребенок выкладывал в ящик.
7. А в ближайшем будущем хотелось бы перейти на более современные технологические устройства. Берем, загружаем все учебники в нетбук и смело идем в школу.
Заключение
Поэтому итогом моей исследовательской работы стало выступление с докладом перед своими одноклассниками, которые принимали участие в моей работе и мои выводы, убедят их не носить с собой лишние вещи, поберечь свои спины.
Также размещение данных о проделанных взвешиваниях портфелей наших детей, с выводами, на доске объявлений, около класса, чтобы родители детей, чей вес портфелей оказался выше нормы, при покупке портфеля в следующий раз были более осмотрительны, а также читали нашу инструкцию «Как снизить вес портфеля», если они хотят вырастить своих детей здоровыми.
Опубликовано 01 Авг 2012 в рубрике «Как выбрать...»
4. Сайт молодых родителей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://posobie.info/viewtopic.php?t=14873
Хитрый коврик
Как нарисовать черёмуху
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Знакомые следы
Никто меня не любит