Исследовательская работа учащихся 4 класса по экологии и краеведению. Работа приняла участие в муниципальном конкурсе "Я - исследователь".
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.11 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Усть-Донецкая средняя общеобразовательная школа №1
Исследовательская работа
по теме:
«Заповедные острова Усть-Донецкого района»
Авторы работы: Молодшева Е.,
Гром Е.,
Коваленко К.
Руководитель: Валаки Н.Н.
р.п. Усть-Донецкий 2017г
Выбор темы, актуальность:
Недавно наш класс совершил экскурсию в город Новочеркасск. По дороге мы любовались красотой природы за окнами автобуса. И вдруг водитель обратился к нам и сказал: «Посмотрите, проезжаем заповедные острова – Пухляковские склоны». Через некоторое время, водитель снова спросил нас: «Ребята, а правда, что балка Власова тянется 25 км до г.Красный Сулин»?
«Не знаем» -ответили мы. Мы притихли, задумались, нам стало стыдно, что мы, жители Усть-Донецкого района, не можем ответить жителю г.Новочеркасска о своих местах. Мы решили провести исследовательскую работу по изучению заповедных мест своего района.
Тема нашей работы: «Заповедные острова Усть-Донецкого района».
Гипотеза: мы предполагаем, что в Усть-Донецком районе есть заповедные территории, требующие особого отношения.
Цель проекта: выяснить, есть ли в нашем крае заповедные места.
Задачи: - познакомиться с особенностью заповедных территорий нашего района;
-вовлечь одноклассников в природоохранную деятельность через разработку экологических проектов;
Участники исследования: обучающиеся 4 классов.
Методы исследования:
- анкетирование;
-анализ научной литературы и Интернет – ресурсов по данной проблеме;
- сбор информации из книг и журналов;
- посещение заповедных мест, наблюдение.
Мы предложили учащимся 4 классов заполнить анкету с вопросами:
Изучив результаты анкетирования, мы пришли к выводу: «Из 58 опрошенных – 56 человек слышали о заповедных местах, но только 27 человек имеют небольшое представление о своем крае. 23 человека – были в роли экотуристов на экскурсиях».
Что же обозначает слово «заповедный»? На этот вопрос мы смогли найти ответ в библиотеке. Работая со словарями, мы узнали, что, слово «Заповедь» - обозначает: приказание, наказ, наставление. «Заповедовать» - завещать, запрещать. Заповеданного не трогать!
Есть в России уголки природы, которые охраняются особо –строже, чем другие. Их так и называют Особо Охраняемые Природные Территории (сокращенно ООПТ). Это и есть Заповедные Острова. На Заповедных островах люди изучают и сохраняют дикую природу, рассказывают детям и взрослым о том, как и зачем это нужно делать.
Зачем нужны заповедные острова? Каждое растение и животное на Земле для чего- нибудь нужно! Помните, как говорил Леший Домовенку Кузе – «Каждая поганка в лесу кому-нибудь назначена, потому порядок". Именно такой порядок в первозданном лесу, где человек не рубит деревья, не собирает для себя растения, не охотится и не пугает животных. Ученые изучают природный порядок и понимают, как помочь природе восстановиться. Некоторые виды растений и животных стали уже редкими. Они чувствуют себя вольготнее на заповедных островах, где их берегут. Значит, заповедные острова нужны, чтобы люди могли изучать растения и животных на воле, там, где они всегда росли и жили. А еще они нужны для того, чтобы помочь редким видам животных и растений восстановить свою численность.
Итак, заповедные острова нужны, чтобы на их примере показать и рассказать, как природа живет без вмешательства человека и что происходит с природой, когда человек начинает свою, иногда не очень разумную деятельность.
Когда появились первые заповедники? Вот сколько лет вам? 7,8,9,10? А вашим папам и мамам? А дедушкам и бабушкам? 50,60? 70? Они прожили целую большую жизнь, а теперь представьте, что уже целых 100 лет в России существуют особо охраняемые природные территории.
А какой путь они прошли за эти 100 лет? Мы попробовали составить хронологическую ленту заповедного дела. Вот что у нас получилось.
Первый государственный заповедник был создан на Байкале для сохранения баргузинского соболя. Документ о создании первого заповедника «Баргузинский» был подписан Сенатом Российской империи 11 января 1917 года. Таким образом, в 2017 году исполняется 100 лет, со дня формирования государственной системы заповедных территорий нашей страны. Именно этому событию приурочено проведение в 2017 году Года особо охраняемых природных территорий и Года экологии.
В дальнейшем заповедников становилось все больше и больше. Во время Великой Отечественной войны не закрылся ни один заповедник, даже создавались новые. Так 9 мая 1945 года в Московской области был создан «Приокско-Террасный» заповедник, в котором началось восстановление европейских зубров. А в 1983 году появились первые национальные парки.
Размышляя, какая заповедная территория находится ближе всего к нам, что мы о ней знаем, чем она интересна, зачем создана - мы начали собирать сведения. Чтобы узнать о заповедных местах нашей местности мы решили воспользоваться сетью Интернет. И были очень удивлены тому, что материала о заповедных местах нашего района почти нет.
Поэтому мы отправились за информацией в центральную библиотеку имени Калинина. Там мы узнали много интересной и полезной информации, познакомились с тематической выставкой, посвященной Году экологии. Но особенно заинтересовали нас книги на выставке «Особо охраняемые природные территории Ростовской области». Из них мы узнали, что на территории Усть-Донецкого района несколько заповедных островов – это:
Балка Власова в 5км к северо-западу от х.Крымского. Это комплексный природный памятник местного значения с режимом заказника с 1978 года. Площадь 30га. Ширина балки 180м, протяженность 3375м. Так, что теперь мы знаем, что водитель автобуса ошибался, считая, что балка тянется 25 км. Расспросив коренных жителей х.Крымского мы узнали, что балка Власова соединяется с другими балками: это Самсонова балка, Медвежья балка, Некрасов бугор, Почтовая балка. Может быть соединяясь, все балки и тянутся на много километров. Старожил х.Крымского Васильев Владимир Иванович рассказал, что Почтовой балку назвали потому, что много лет назад там разбился грузовик, перевозивший почту. Письма разлетелись по всей балке и местные жители долго их находили и собирали по всей балке. Балка Власова - типичная дубрава с набором соответствующих видов деревьев и кустарников. К дубу примешивается клен полевой. Встречается бирючина обыкновенная, купена широколистная. На отдельных участках вяз, бересклет, а из трав – щавель конский, шалфей, цикорий, ковыль. Имеет природоохранное, научное и просветительское значение, выполняет важную почвозащитную роль. Растительность страдает от выпаса.
Пухляковские склоны- на правом берегу Дона вдоль х.Пухляковского. Комплексный природный памятник местного значения с режимом заказника. Площадь 193га. Целинная разнотравная донская степь с разнообразной флорой, богатым животным миром. Редкий по красоте донской ландшафт с широким обзором поймы. Местообитание многих степных видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Ростовской области. Располагаясь на оживленной водной и сухопутной трассах, участок представляет большую ценность как образец исторического донского ландшафта.
Раздорский этнографический музей-заповедник создан в ст.Раздорской в целях сохранения памятных мест области, связанных с жизнью и бытом донских казаков. Объект исторического и культурного наследия федерального значения, относится к памятникам истории и культуры. Площадь 3650га. В состав Раздорского этнографического музея-заповедника входят старинные казачьи поселения – ст. Раздорская, х. Пухляковский, х. Каныгин. С середины 16 века Раздорский городок являлся первой столицей Донского казачества.
Остров Поречный включен в состав Раздорского этнографического музея-заповедника с 2000 года и внесен в кадастр памятников археологии области. Здесь имеются следы древних народов разных культур – каменного, бронзового и железного веков, средневековья. На нем располагался казачий городок Раздоры. На этом острове пойменный лес, заливаемый луг и остепненные участки. Пойменные леса располагаются вдоль р.Дон, р.Сухого Донца. Здесь гнездятся черный коршун, орлан-белохвост, серая и белая цапли, ушастая сова. Обитают косуля, кабан, зайцы и другие животные.
Кундрюченские пески представляют собой междуречный песчаный массив, включают дубовые, ольховые и березовые колки, песчаные степи и луга, фрагменты барханных песков. Природный комплекс включает болота, луга, богатый видовой состав растительного и животного мира. Обитают редкие и исчезающие виды растений и животных.
Познавательный туризм:
В настоящее время развивается экологический туризм – это ответственное путешествие в дикую природу, которое содействует охране природы и улучшает благосостояние местного населения. Познавательный туризм это часть экологического туризма. Для этого вида туризма характерно:
-путешествие в дикую природу,
-не вредим природе,
-раскрываем природные тайны (турист получает новые знания или меняет свое отношение к природе)
-знакомимся с местной культурой (местные жители принимают участие в приеме туристов)
Сотрудники ООПТ организуют фототуры, экспедиции, конные туры, путешествия по историческим тропам, знакомство с экспонатами музея и археологическими раскопками, с обычаями и традициями коренных жителей.
В нашей анкете был вопрос:«Были ли вы когда-нибудь в роли «экотуриста»? Где?». Мы узнали, что многие ученики нашей школы были на территории Раздорского этнографического музея-заповедника (кто-то с родителями, кто-то на экскурсии с учителем, кто-то с воспитателями летнего-оздоровительного лагеря). Всем ребятам понравилось быть в роли «экотуриста», узнавать много нового и участвовать в интересных мероприятиях. Но особенно запоминающимися стали экскурсии в археологический комплекс «Затерянный мир», где можно перенестись на несколько веков назад и побывать в каменном, бронзовом веке. Можно научиться делать наконечники для копья и орудия труда, побывать в роли охотника, не убивая при этом животных. А на подворье «Казачий стан» - познакомиться с казачьими обычаями и традициями, принять участие в молодецких забавах и импровизированных представлениях.
«Живые символы» заповедных территорий.
Каждая заповедная территория по-своему уникальна и создается для сохранения какого-то определенного вида растений, животных, ландшафта. Самые характерные пейзажи, растения или животные изображены на рисунке – символе особо охраняемой природной территории. Такой рисунок называется – логотипом. Рассматривая изображения, можно узнать об особенностях каждого Заповедного острова. Мы попробовали создать логотипы ООПТ Усть-Донецкого района. Вот что у нас получилось (слайд).
Вывод:
Все особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения охраняют природу и культурное наследие. Школьники не всегда интересуются и получают достаточно информации о роли заповедных территорий, возможностях ООПТ для развития экологического познавательного туризма. Наша работа направлена на то, чтобы заполнить этот пробел, способствовать экологическому воспитанию подрастающего поколения и привлечь внимание школьников к ценностям заповедных территорий.
Наши планы на будущее:
В дальнейшем мы планируем принять участие во Всероссийском уроке «Заповедный урок.рф» и конкурсе проектов «Заповедные острова России». А также выполнить творческое задание – составить поздравительную открытку «Поздравь свой заповедный остров со 100-летием заповедной системы», разместив её в соцсетях на сайте «Заповедная Россия».
Хитрый коврик
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Извержение вулкана
Бабочка
Ёжикина Радость