привлечение внимания учащихся к логическим играм на бумаге
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 954.53 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Троицкая основная общеобразовательная школа»
Секция «Математика»
Исследовательская работа по математике
«Фаворит морского боя»
Выполнил:
ученик 5 класса
Лебедев Костя
Руководитель:
учитель математики
Зубова А.Н.
с. Троицкое, 2016г
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….....3
Основная часть
История игры.......................................................................................................4
Опрос учащихся..................................................................................................5
Правила и стратегии игры «Морской бой»
Правила игры……………………………………………………………...6
Стратегия игры «Морской бой»
Оптимальная стрельба…………………………………………………...7
Оптимальное размещение кораблей…………………………………..8
Результаты турнира «Фаворит морского боя»…………………………….9
Повторный опрос учащихся…………………………………………….…10
Заключение……………………………………………………………………...10
Литература……………….……………………………………………….…… .11
Введение.
Актуальность: Современная жизнь не стоит на месте. Она стремительно мчится вслед за техническим прогрессом. И подросток уже не представляет себе жизни без сотовых телефонов, планшетов, андроидов.
К сожалению, большинство учащихся моей школы среднего звена в перерывах между уроками проявляют интерес к играм в телефонах, тем самым «забивая голову» бесполезной информацией. Сегодня гаджеты все больше и больше вытесняют подвижные и настольные игры. Психологи утверждают, что современные дети не могут занять себя, не используя растущие достижения компьютерных технологий. Я считаю, что свободное время можно провести с интересом и пользой для ума.
Игры на бумаге - это живое общение с друзьями, которого сейчас так не хватает подросткам, это один из способов доказать, что есть жизнь без компьютера и телефона. Они развивают умственные способности, которые необходимы для успешного обучения в школе: память, логическое мышление, фантазию, воображение, умение прогнозировать.
Проблема: Низкий интерес учащихся к логическим играм на бумаге и высокая зависимость от «гаджетов».
Объектом исследования являются логические игры на бумаге.
Предмет исследования: игра «Морской бой».
Гипотеза: «Дух соперничества» повысит интерес учащихся к настольным логическим играм.
Цель: научиться в совершенстве играть в «Морской бой» и на ее примере доказать, что логические игры на бумаге могут стать альтернативой игровым гаджетам.
Исходя из этой цели, мною были поставлены следующие задачи:
Методы исследования: изучение научной литературы, опрос, диагностика, анализ, сравнение, обобщение.
Результатом моего исследования является выпуск брошюры «Игра «Морской бой»»
История создания
Идея логической игры на бумаге «Морской бой» пришла в России, во время первой мировой войны, которая проходила в 1914- 1918 годах и стала одним из наиболее кровопролитных и масштабных конфликтов в человеческой истории. В ней участвовало 38 государств. Корабли построенные в этот период для морских сражений, были величайшими и мощнейшими кораблями, построенными за всю историю человечества. Автор игры остается неизвестным. Многие поколения, с удовольствием сражались на бескрайних бумажных морских просторах. Ее называли игрой со смыслом.
В 1931 году американец Милтон Брэдли разработал настольную версию игры.
В 1982 году появилась версия игры в виде пазлов «Batalla Naval».
В настоящее время студенты - программисты институтов информатики российских высших учебных заведений вычисляют вероятности попаданий в корабль противника, решают задачи поиска кораблей противника, учатся составлять программы, реализующие игру «Морской бой» в режиме Пользователь – Компьютер.
Поэтому игра «Морской бой» может смело отмечать столетие.
Опрос. Отношение к логическим играм на бумаге.
Я провел опрос среди учащихся нашей школы с целью выяснения, какие игры они больше предпочитают: игры на бумаге или игры в телефоне. Было опрошено 40 человек.
Результаты оказались следующие:
Далее попросил перечислить названия игр на бумаге о которых они слышали и те, в которые они умеют хорошо играть. С этим же вопросом я обратился к взрослым. Учащихся я разделил на две группы с 4 по 7 класс, с 8 по 11 класс и отдельно показал старшее поколение. В каждой группе было опрошено 20 человек.
Из диаграмм четко видно, что мои сверстники игр на бумаге знают очень мало, и практически не умеют в них играть. Более старшие учащиеся владеют навыками игр незначительно больше. Если обратиться к диаграмме, которая показывает старшее поколение, то можно увидеть, сколько разнообразных игр было в их детстве. Может причина в том, что у них не было компьютеров и телефонов и они умели организовывать свое свободное время правильно? Играя, развивали свое мышление, силу воли. Современным подросткам скучно играть в такие игры, потому, как яркие, красочные компьютерные игры не требуют думать, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решают любую проблему.
Правила и стратегии игры «Морской бой»
Сражение выигрывает тот,
кто твердо решил его выиграть!
Л.Н. Толстой
Правила игры.
Классическая игра заключается в том, что два игрока рисуют на листках бумаги (каждый на своем и так, чтобы противник не подглядел) два игровых поля размера 10 х 10 клеток. Одно – игровое, второе служит для проведения разведывательных работ. Сверху, по горизонтали на обоих полях пишут буквы в алфавитном порядке. По левой наружной стороне каждого квадрата ставим цифры – от 1 до 10.
Корабли на бумаге. Стандартная флотилия игроков в «Морской бой» включает в себя десять кораблей. Они отличаются по количеству занимаемых клеток – от одной до четырех. Название каждого корабля – это обозначение количества «палуб» или клеток: однопалубный, двухпалубный и так далее… Количество единиц каждого корабля зависит от того, сколько клеток на игровом поле он занимает. Так, четырехпалубный только один, а вот однопалубных – четыре. Соответственно, двухклеточных кораблей – три, а трехклеточных – два.
Каждый игрок сам для себя решает, как расставить флот, нарисовав очертания каждого корабля в игровом квадрате. Важное уточнение — ни один из кораблей не должен касаться другого, и фигура корабля должна напоминать прямоугольник (или квадрат, в случае с однопалубным), то есть корабли не могут иметь ломаных линий. Не запрещается кораблям располагаться по границам квадрата или находиться в углах.
Процесс игры. Как только игроки расставили корабли в своих игровых полях, начинается игра. Чтобы угадать расположение кораблей противника, игроки совершают «выстрелы», отмечаемые на свободном квадрате. Чтобы упростить задачу, и нужны буквенные и числовые обозначения клеток. Выстрелы совершаются по координатам, например, А8 или Г6. Если противник называет координаты, по которой находится часть корабля, то второй игрок обязан сказать: «ранен» и отмечают подбитую часть Х, если в итоге корабль полностью обстрелян, то тогда произносят кодовое слово «Убит».
Если противник попадает по кораблю, то он делает следующий ход – пока не промахнется. Игра идет до того момента, пока кто-то не потопит все корабли противника.
Нарушения:
Оптимальная стратегия игры «Морской бой»
В игре морской бой всегда есть элемент случайности, но его можно свести к минимуму. Прежде чем переходить непосредственно к поиску оптимальной стратегии, необходимо озвучить одну очевидную вещь: вероятность попасть по кораблю противника тем выше, чем меньше непроверенных клеток осталось на его поле, аналогично вероятность попадания по вашим кораблям тем ниже, чем больше непровереных клеток осталось на вашем поле. Т.о. для эффективной игры нужно научиться сразу двум вещам: оптимальной стрельбе по противнику и оптимальному своих размещению кораблей.
В дальнейшем объяснении будут использоваться следующие обозначения:
Оптимальная стрельба.
Первое правило: не стрелять по клеткам непосредственно окружающим уничтоженный корабль противника.
Второе правило: необходимо в первую очередь пытаться подбить самые крупные корабли противника, чтобы как можно раньше получить список гарантировано свободных клеток
Так как в этом случае мы получим информацию сразу о 14 гарантировано свободных клетках, а уничтожив крейсер, еще о 12.
Третье правило: Оптимальными стратегиями стрельбы на поле 10 на 10 клеток являются два варианта, гарантирующие попадание в большие корабли максимум за 24 выстрела.
Для поиска катеров оптимальной стратегии не существует, поэтому в конце игры приходится опираться в основном на удачу.
Из научной литературы, я узнал, что существует карта вероятности расположения кораблей:
Оптимальное размещение кораблей.
Еще в 1930 году русский ученый Яков Исидорович Перельман описал более благополучную стратегию размещения кораблей. Эта стратегия заключается в том, что игрок размещает свои многопалубные корабли в одном угловом поле, а однопалубные корабли по остальному игровому полю.
Т.к. стратегии для поиска катеров нет, противнику придётся стрелять наугад, и чем больше свободных полей у вас останется к моменту ловли катеров, тем тяжелее будет выиграть противнику.
Ниже представлено три способа размещения крупных кораблей, которые оставляют большой простор для катеров (отмечено синим):
Каждая из приведённых расстановок оставляет для катеров ровно 60 свободных клеток, а это значит, что вероятность случайно попасть в катер мала.. Для сравнения стоит привести случайную расстановку кораблей:
При такой расстановке для катеров остаётся всего 21 клетка, а это значит, что вероятность попадания по катеру почти в 3 раза выше.
Результаты проведения турнира «Фаворит морского боя».
После проведения мастер-класса, где я рассказал учащимся правила и стратегии игры, я предложил поучаствовать в турнире «Фаворит морского боя» с целью повышения интереса к данной игре. Турнир проходил в течении двух недель (среда, пятница) на больших переменах. Было проведено четыре тура. Активность участия представлена в таблице:
Кол-во игроков | Кол-во партий | Кол-во зрителей | |
1 тур | 14 | 7 | 10 |
2 тур | 12 | 6 | 15 |
3 тур | 24 | 12 | 13 |
4 тур | 12 | 6 | 22 |
В четвертом туре участвовали сильнейшие игроки и определилась тройка фаворитов игры «Морской бой», среди 4 – 9 классов.
Повторный опрос отношения учащихся к играм на бумаге.
Учащимся был задан вопрос: Если вам предложат сыграть в игру «Морской бой», какой вариант игры вы предпочтете?
Из диаграммы видно, что массовость, живое общение и «дух соперничества» повысили интерес к данной логической игре на бумаге.
Заключение.
В результате исследовательской работы я узнал историю возникновения игры «Морской бой»; в совершенстве овладел выигрышными стратегиями.
Изучив мнения и результаты опросов учащихся, я подтвердил первоначальное свое предположение. Большинство учащихся сделали вывод, что играть в настольные игры на бумаге гораздо интереснее игр в телефоне или планшете. Желание победить заставляет размышлять, предполагать, предугадывать, вычислять, а значит развивает логическое мышление.
В дальнейшем планирую продолжить изучение логических игр на бумаге, а так же освоить выигрышные стратегии настольных игр «Шашки» и «Шахматы»
Литература:
Сочинение
Свинья под дубом
Астрономический календарь. Май, 2019
Рисуем тыкву
Лавовая лампа