Вданном проекте приведен план мероприятий для экологического развития младших школьников
Вложение | Размер |
---|---|
экологическое воспитание школьников | 23.35 КБ |
МБОУ «Боковская средняя общеобразовательная школа имени Я.П. Теличенко»
Боковского района
«Я - гражданин России»
Номинация «В гармонии с природой»
Социальный проект «Школа друзей природы»
Автор: Каргина Елизавета Олеговна
Руководитель: Мирошниченко Татьяна Викторовна
2017 год
Актуальность Данный экологический проект создан с целью изучения и использования традиций природопользования через практическую деятельность.
В ходе выполнения проекта появится реальная возможность школьникам закрепить уже полученные знания, получить новые; научиться в полевых условиях совмещать учебную и исследовательскую деятельность с практической, используя традиции местного природопользования, при помощи преподавателя освоить приемы ландшафтной инвентаризации природно-исторических комплексов. В проекте предусмотрена организация научно-исследовательских экспедиций , которые позволят ребятам закрепить основы безопасной жизнедеятельности и «выживания» в природных условиях.
Проектом предполагается: первичный сбор и анализ материалов по истории пользования, закладка мониторинговых площадок и детальное геоботаническое описание по морфологическим показателям памятников природы, проведение санитарной очистки леса и выявление болезней, измерение биометрических показателей лесных насаждений, изучение антропогенного влияния на ландшафт, определение содержания загрязняющих веществ в почве, растительности и водных объектах.
В реализации проекта действенной формой воздействия на самосознание взрослого населения будет работа детского пресс-центра, во время которой ребята будут проводить социологические опросы, брать интервью, делать фото- радиорепортажи.
Результаты, полученные в ходе реализации проекта, будут использованы в практической научно-исследовательской деятельности
Создание прочной материально-технической базы для проведения полевых экспедиций и выездных лагерей позволит вести долговременную работу в данном направлении.
Обоснование необходимости проекта:
В современных условиях вопросы регулируемого природопользования очень актуальны, поэтому детское экологическое объединение «ЭХОС» ведет планомерную и кропотливую работу с населением по информированию о щадящем пользовании природными ресурсами ООПТ с целью сделать местных жителей своими союзниками. Самой действенной формой воздействия на их самосознание является экологическое просвещение.
Эффективным методом воспитания подрастающего поколения является общение с природой, когда в полевых условиях дети проводят исследования, обучаются, трудятся, отдыхают, общаются друг с другом. У детского экологического объединения есть опыт проведения подобных мероприятий. Например:
С 2010 года стали участниками ежегодного фестиваля детско-юношеского экологического движения «Шолоховский родник» , который собирает под своим флагом представителей разных регионов страны .
Информационная карта проекта
Цель проекта: развитие экологических знаний, экологической культуры, формирование экологического мышления и поведения у школьников, воспитание любви к природе и уважения к истории предков, разработка и апробация программы изучения традиций природопользования; привлечение юношества к изучению и восстановлению историко-культурного и природного наследия родного края, развитие детского эколого-краеведческого движения «ЭХОС», укрепление физического, психологического здоровья детей, обмен учебными материалами, методиками исследования.
Задачи: дать участникам ряд теоретических основ экологии и практические навыки в этой области; формирование экологического поведения; знакомство с историческими корнями, традициями, обычаями своего народа, края; закрепление у детей основ безопасной жизнедеятельности и «выживания» в природных условиях; оздоровление, активный отдых и досуг школьников . участие в творческих мастерских, эмоциональное восприятие окружающей природы; апробация авторских учебно-игровых программ; обмен методическим опытом.
Направление работы: экология, история, краеведение, природоохранная деятельность, оздоровление.
Участники проекта: учащиеся эколого-краеведческих кружков, победители экологических конкурсов, олимпиад, учащиеся школьных лесничеств.
Условия участия в проекте: самообеспечение - делегации обеспечивают себя туристическим оборудованием,
Исполнители проекта:
Для выполнения проекта создается временный рабочий коллектив в составе «ЭХОС»- детское объединение, привлечения специалистов: эколога, специалистов лесничества, натуралистов.
Сроки реализации проекта: сентябрь (2016 г) -- май (2017 г)
Этапы реализации проекта «Школа друзей природы»:
1. Учебно-познавательный (образовательный цикл).
Цели: развитие познавательных мотивов, повышение уровня экологических знаний, экологической культуры и поведения, развитие эмоционально-чувственной сферы, воспитание патриотизма, уважение к истории предков.
Реализация: теоретические курсы, учебно-исследовательские проекты, практикум по экологии, геоботанике, гидрологии, гидробиологии и т.д., знакомство с памятниками истории и культуры через лекционный курс и экскурсионное обслуживание. Реализация проекта «Школа друзей природы», включает лекционный курс, практикумы по биоиндикации пресных водоемов, родников, мониторинговые наблюдения .
Полученные теоретические знания применяются в исследовательской деятельности и практикумах во время работы над проектом.
Практическая деятельность:
Цель: формирование активной позиции в охране природы, умение соотносить с законами природы свое поведение и хозяйственную деятельность.
Реализация: экологические десанты, конкурсы листовок, плакатов, флэшмоб, экологический субботни.
Оздоровительный цикл:
Цель: развитие физической культуры и здоровья детей и взрослых.
Реализация: зарядка, спортивные соревнования, походы, водные процедуры,
Информационная среда:
Цель: формирование особой культурной, поведенческой, мировоззренческой среды на особо охраняемых природных территориях, заказниках.
Реализация: лекции, экскурсии, пропагандистские акции, публикации творческих работ в прессе.
Досуг и творчество:
Экскурсии, экологические игры, творческие мастерские, праздник, спортивные соревнования
Механизм реализации.
Работа по проекту осуществляется через внеурочную деятельность, защиты учебно-исследовательских проектов. В свободное от занятий время дети участвуют в занятиях по интересам, различных акциях, походах, экскурсиях, практической деятельности.
Схема реализации.
За реализацию Программы проекта «Школа друзей природы», безопасность детей и их здоровье отвечает координатор движения «ЭХОС» - руководитель, педагог – наставник.
Из представителей групп детей создается детская инициативная группа для координации совместных действий, для более продуктивной организации досуга.
Информационный центр создается из участников для информирования через газету о мероприятиях и жизни объединения. Организацию научно-исследовательских проектов, десантов по благоустройству территорий.
Проведение экологического мониторинга, исследования состояния водного бассейна методом биоиндикации (все необходимое оборудование для проведения гидрологического и гидрохимического мониторинга имеется).
Изучение гидрологических, гидрохимических и гидрофизических параметров памятников природы с использованием комплекта полевой лаборатории «Пчелка» колориметрическим методом и методом титрования.
Проведение санитарной очистки леса и выявление болезней деревьев.
Измерение биометрических показателей лесных насаждений.
Закладку мониторинговых площадок и геоботаническое описание по морфологическим показателям.
Изучение лесной экосистемы, биоразнообразия животного и растительного мира, приспособлений организмов к окружающей среде, биотических связей в ней.
Знакомство с историей традиционного природопользования края, с методами изучения природных ландшафтов.
Конкурс экологического плаката.
Выставка поделок «Новая жизнь старых вещей»
Ожидаемые результаты:
Расширение круга экологических знаний и умений. Обучение правилам поведения в природе.
Развитие детско-юношеского экологического движения , расширение его географических рамок.
Формирование пакета документов по движению. Разработка совместных проектов и акций.
Выбор оптимальных форм экологического просвещения.
Обновление и дополнение природным и краеведческим материалом Сборник материалов школьных полевых исследований.
Привлечение более широких масс к участию в Международной акции « Марш парков».
Аэродинамика и воздушный шарик
Хризантема и Луковица
Лиса Лариска и белка Ленка
Как нарисовать черёмуху
Как нарисовать ветку ели?