Эвенки - самый многочисленный этнос среди коренных народов Сибири и Дальнего востока. На севере Амурской области проживают эвенки, которые получили название орочоны. Меня очень заинтересовало: «Кто же такие эвенки орочоны? Чем они занимаются? Что особенного в их культуре?»
Вложение | Размер |
---|---|
evenki.docx | 77.42 КБ |
orochony1.pptx | 2.08 МБ |
г. Свободный 2017 |
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 имени К.Н. Чубаровой города Свободного
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
Человек, владеющий оленем | 4 |
Таежный быт | 6 |
Язык и фольклор | 8 |
Картина мира оленеводов | 9 |
Заключение | 12 |
Использованная литература | 13 |
ВВЕДЕНИЕ
Эвенки - самый многочисленный этнос среди коренных народов Сибири и Дальнего востока. На севере Амурской области проживают эвенки, которые получили название орочоны. Меня очень заинтересовало: «Кто же такие эвенки орочоны? Чем они занимаются? Что особенного в их культуре?»
Цель: определение особенностей культуры эвенков-орочонов.
Задачи:
Гипотеза: Я предполагаю, что у этой народности есть своя культура, быт, язык, религия.
Методы исследования: аналитический метод научного познания, изучение литературы
Практическая значимость: результаты данного исследования опубликованы на образовательном портале исследовательских работ – «Обучонок».[1]
ЧЕЛОВЕК, ВЛАДЕЮЩИЙ ОЛЕНЕМ
«Нет оленя – нет эвенка»
Эвенки – народ, проживающий на огромной части российской территории, от Енисея до Охотского моря. Разные территориальные группы эвенков, чьи селения и кочевые тропы раскинуты на таежных просторах Сибири и Дальнего Востока, имеют свои особенности этнической культуры и истории. Приамурье издавна населено эвенками-орочонами – оленными эвенками.[1]
Этноним «эвенки» происходит от одного из самоназваний народа эвэнки. Происхождение данного термина полностью не выяснено. Некоторые исследователи утверждают, что «эвенки» производное от китайского термина «увань», которым обозначались оленеводы. По другой версии понятие «эвенк» происходит от «эвунки» (поперек) или «эвункин», что значит «косой», «поперечноглазый». В отечественной научной традиции эвенков именовали тунгусами. Некоторые исследователи полагают, что это название очень древнее, и восходит к якутскому тонг-уос – «люди с мерзлыми губами», т.е. говорящие на непонятном языке.[1]
Орочон - одно из наиболее распространённых названий амурских эвенков. «Человек, владеющий оленем» - именно так переводится эвенкийское слово орочон. Пожалуй, такое название как нельзя лучше отражает главную особенность эвенков, которая отличает их от других групп и определяет весь уклад их жизни, тесно связанный с оленеводством. «Орон ачин – эвенки ачин» («Нет оленя – нет эвенка») гласит известная эвенкийская пословица. [4]
Богатым считался эвенк имеющий сто или более олений. Олень вынослив, способен преодолевать любые препятствия. Образ жизни современного эвенка - оленевода напрямую зависит от привычек и потребностей оленей. Каждого своего оленя эвенк знает, как называется в лицо. Различать десятки и даже сотни оленей эвенки учатся ещё в детстве. Игрушками детей были небольшие фигурки оленей, каждый с неповторимым узором на спине. Ребёнок запоминал каждую фигурку и с легкостью замечал отсутствие любой из них. У многих оленей есть личные имена, часто не лишённые юмора, например Ленин, Пряник, Хонда, Президент. Каждый олень очень ценен для эвенка.[1]
Каждый эвенк - не только оленевод, но и охотник, рыболов, плотник, портной, кузне, в общем, мастер – универсал. Мужчины обрабатывали металл, дерево, рог, кость. Женщины выделывали шкуры, шили одежду, обувь. Примечательно, что всеми новыми видами деятельности у эвенков вначале занимались мужчины – например, шили на швейных машинках, когда они впервые появились у эвенков. [4]
ТАЕЖНЫЙ БЫТ
«Я в тайге, как у себя дома»
Для многих из ныне живущих амурских эвенков тайга – родной дом не только в переносном, но и в прямом смысле. То есть они родились непосредственно в тайге. Такие «дети тайги» вплоть до 6-7 лет, когда их забирали в сельские школы, под словом «дом» понимали не конкретное строение, а тайгу вообще и стойбища своих родителей в частности. Где поставили палатку – там дом.[8]
Основным жилищем эвенков орочонов является чум. В любом жилище выделялись места для почётных гостей, для членов семьи, для хозяйственных вещей и места хозяйки. Временным жилищем для охотников был изготовленный шалаш из кольев и веток. Спали эвенки на зимней шкуре оленя, подушками служили набитые птичьим пером или оленьей шерстью мешки их называют - кокчу. Одеяла (хулла) шились из выделанных шкур оленя или медведя, иногда из хвостов белок и шкурок зайца. Обязательной спальной принадлежностью являлись мешки для ног. Их шили из оленьих шкур и привязывали к нижнему краю одеяла. Хозяин с хозяйкой ложились головой к дверце печи, что бы ни вылезая из постели можно было развести огонь.[4]
Для изготовления домашней утвари служили береста, дерево, шкуры животных, лапы птиц, рога оленя, кости. Самой распространенной является утварь из бересты. Среди основных занятий эвенков так же стоит отметить выделку шкур, охоту, рыболовство, резьбу по дереву.[8]
Традиционная одежда эвенков по назначению делиться на повседневную, промысловую, дорожную, праздничную и культовую. Мужская и женская одежда была одинакового покроя, различалась только тем, что на женской было больше украшений, и она была длиннее, чем мужская. Головные уборы были двух основных типов (интыка) в виде капора и (авун) с наушными частями и отверстием для волос. Обувь была разнообразной в зависимости от её назначения. Обувь до колен носили на охоту, покрывающие лодыжки предназначалась для лыж. Подошву делали из оленьих «щёток» (шкурок из -под копыта оленя) мехом наружу, чтобы обувь не скользила. Для отделки одежды и обуви применялись мех, ткань, бисер, конский и козий волосы, нитки, металл. Для обшивки краёв одежды применялись колокольчики, бубенцы, бахрома, цепочки, пуговицы, колечки. Чаще всего в одежде встречаются цвета белый, красный, как цвет жизни, синий. В фольклоре говорится: «Самый красивый - кто в голубое одет»; жёлтый, оранжевый, золотой – цвета солнца и тепла.[4]
ЯЗЫК И ФОЛЬКЛОР
Исследователи утверждают, что именно дальневосточные эвенки сумели сохранить свой фольклор к настоящему времени.[1]
Образ жизни эвенков оказал влияние на язык. Изначально письменности у эвенков не было, представления о мире передавались из уст в уста. Существуют так называемые малые жанры (загадки, считалки, небольшие песни, сказки, пословицы и поговорки). Загадки начинали, загадывали детям, когда они впервые начинали стрелять из игрушечного лука, считалось, что охотник должен уметь быстро отгадать любую загадку.[4] Например:
-Всё кушает, не наедается, а попьет, умрёт (огонь)
-С неба упал, долго лежал, тепло стало, в речку убежал (снег).
-Днём бывает голодное, а ночью сытое (одеяло).
- Один старик четыре раза шубу меняет (год).
Эвенкийские пословицы и поговорки отмечают особенности характера человека. Например: про прямолинейного человека говорят: «Язык его подобен ножу», болтливый человек - «имеющий много губ», ленивый «кишки его протухли». Сильная радость описывается выражениями «печень стала шершавой», «кости вкривь и вкось пошли»; сильное нетерпение - «кость его защекоталась», страх - «сердце его умерло (раскололось). Небольшие сказки содержат объяснения того или иного явления повадок или внешнего облика определённых животных, например, почему у дятла красная голова или почему у бурундука полосатая спина. Большой жанр эвенкийского фольклора представлен сказаньями преданьями, легендами. В этих сказаньях повествуется о былых временах, когда эвенки были воинственным народом, о сотворении мира, об истории эвенков и других народов.[1]
КАРТИНА МИРА ОЛЕНЕВОДОВ
Традиционной религией эвенков является шаманизм- это совокупность религиозных верований и обрядов, объединенных представлением об особых способностях людей, именуемых словом «шаман». Шаман, от эвенкийского saman – «всезнающий». Шаман обладает авторитетом в общине, он может общаться с духами и богами. Шаманом может стать не каждый человек, а лишь тот, который был «избран духами» и который прошёл особое посвящение. Шаманский обряд называется «камлание». [5]
Высшим божеством эвенки считают Энекан Буга, представляют её как старую женщину с добрым лицом. В левой руке она держит мешочек полный шерстинок - душ разных животных, в правой – шерстинку, чтобы подарить её человеку. Одним из помощников Энекан Буга является Сэвэки – добрый дух, заботящийся о человеке.[3] Постоянным местом обитания энекан был очаг. В связи с этим у эвенков сложилось доброжелательное отношение к огню, появились всевозможные запреты:
Самый злой дух – Харги он постоянно приносит людям горе. Вместо правой кисти у него страшная человеческая голова с оскаленными зубами, на левой руке огромный коготь. Голова у него лысая, а туловище заросло шерстью. Наиболее близкий помощник Харги – его правая рука с человеческой головой (бальбука). Харги может высунуть её из земли в любом месте, если человек пугается, Харги хватает его когтём и выпивает кровь. Если человек не пугался, то Харги его не трогает. Другой помощник Харги - кандыках. Его представляют в виде существа без головы. На ногах и руках у него нет кистей. Левая рука короткая, правая - длинная. Вместо головы на туловище огромная пасть.[3]
Эвенки полагают, что Кандыках - величайший обжора. Правой рукой он открывает свою пасть, а левой забрасывает туда большие куски мяса. Он постоянно хочет есть. Чтобы досадить людям, Харги иногда во время охотничьего сезона напускает своего помощника Кандыках на охотников. Охотники стреляют в зверя, но тот даже мертвый уходит от них. Это проделки Кандыках, который потом ловит и глотает зверя.
Гром и молнию эвенки называли одним словом - Агды (гроза). О внешнем облике Агды были разноречивые представления. Зейские эвенки считали, что это - железная птица, похожая на орла, с огненными глазами. При ее полете происходит гром, а от сверкания глаз - молния. Нюкжинские и амурские эвенки представляли Агды в образе многоликого пляшущего существа с медвежьей головой, человеческим телом и крыльями орла. В правой руке он держит огненный шар - шаровую молнию. На крыльях у него каменные кинжалы, из головы торчат огненные кинжалы. [4]
Эвенки представляют, что мир разделён на три яруса. Верхний мир это владения Энекан Буга, там живут души не родившихся животных и людей, там находятся звёзды, солнце, луна. В среднем мире живут люди, животные, а так же добрые и злые духи которых человек не может увидеть. Нижний мир это владения Харги. Там живут злые духи и духи умерших животных и людей. Шаман во время камлания может путешествовать во все три мира и общаться с духами, узнавая будущее или что-то ещё.[8]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, одними из основных особенностей культуры амурских эвенков являются:
-наличие самоназвания (орочон), определяющего образ жизни эвенков-основным занятием эвенков орочон является оленеводство;
-особое устройство быта: жилища, ведения домашнего хозяйства, существование отличной от других народностей одежды, украшений, способов и материалов её изготовления;
-сложившиеся в ходе таёжного образа жизни язык, существование собственных жанров, способов передачи, фольклора;
-религиозные представления, основанные на вере в возможность общения с духами посредством шамана. Наличие собственных божеств, отвечающих за различные стороны жизни.
К сожалению, сейчас большинство эвенков забывают свой язык [8] и культуру, что требует особого внимания. Считаю, что необходимо обращать внимание на этот вопрос.
Таким образом, эвенкийская культура является особенной и отличной от других, что подтверждает выдвинутую ранее гипотезу.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
[1]Кто такие амурские орочоны? //obuchonok.ru: сайт. – Режим доступа: http://obuchonok.ru/node/1419
Слайд 1
Кто такие амурские орочоны?Слайд 2
Цель : определение особенностей культуры эвенков-орочонов Задачи: определить основные занятия амурских эвенков; изучить особенности ведения домашнего хозяйства, одежды; выявить особенности языка; рассмотреть религиозные представления эвенков-орочонов.
Слайд 3
Гипотеза: Я предполагаю, что у этой народности есть своя культура, быт, язык, религия. Методы исследования : аналитический метод научного познания, изучение литературы.
Слайд 4
Этноним «эвенки» происходит « увань » , которым обозначались оленеводы. По другой версии понятие «эвенк» происходит от « эвунки » (поперек) или « эвункин » , что значит «косой», « поперечноглазый ».
Слайд 5
Человек , владеющий оленем «Нет оленя - нет и эвенка», - гласит одна известная эвенкийская пословица.
Слайд 6
Эвенкийский чум Макет чума Наму – эвенкийский ритуальный коврик Шкатулка для хранения посуды - мурутюк « Я в тайге, как у себя дома»
Слайд 7
« Батомы » - сделанные из бересты сумы. Они обтянуты шкурой оленя и украшены по бокам орнаментом. Когда в семье появлялся ребёнок, то его клали в люльку, которая подвешивалась в чуме к потолку. Мешок для ног из оленьей шкуры
Слайд 8
Костюм шамана Р убаха из ровдуги (замша из оленей или лосиной шкуры)
Слайд 9
Чаще всего в одежде встречаются цвета белый, красный, как цвет жизни, синий. В фольклоре говорится: «Самый красивый - кто в голубое одет»; жёлтый, оранжевый, золотой – цвета солнца и тепла. авун интыка
Слайд 10
ЯЗЫК И ФОЛЬКЛОР Всё кушает, не наедается, а попьет, умрёт. С неба упал, долго лежал, тепло стало, в речку убежал. Днём бывает голодное, а ночью сытое. Один старик четыре раза шубу меняет.
Слайд 11
прямолинейный человек - «язык его подобен ножу» болтливый человек - «имеющий много губ», сильная радость - «печень стала шершавой», «кости вкривь и вкось пошли» страх - «сердце его умерло» сильное нетерпение - «кость его защекоталась »
Слайд 12
КАРТИНА МИРА ОЛЕНЕВОДОВ Шаманизм - это совокупность религиозных верований и обрядов, объединенных представлением об особых способностях людей, именуемых словом «шаман». saman – «всезнающий» Костюм шамана
Слайд 13
Эвенкийский шаман Костюм шамана
Слайд 14
Не бросай в огонь острые предметы, наколется дух - хозяйка огня. Не руби дров около огня, ударишь бабушку и в дороге не будет гореть огонь. Не клади нож острием к огню, поранишь бабушку - обидится. Не бросай в огонь свежий тальник, будет щипать бабушке глаза - обидится. Не сжигай смолистые шишки и березовые наплывы. Если сожжешь, то ты сам или твои олень, будучи ранеными, сгорите от жара.
Слайд 15
Харги Изображение шамана ( Средненюкжинская писаница ) Образ нижнего мира Писаница Средняя Нюкжа Три мира
Слайд 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Особенности: -наличие самоназвания (орочон), определяющего образ жизни эвенков. -основным занятием эвенков орочон является оленеводство. -особое устройство быта: жилища, ведения домашнего хозяйства, существование отличной от других народностей одежды, украшений, способов и материалов её изготовления. -сложившиеся в ходе таёжного образа жизни язык, существование собственных жанров, способов передачи, фольклора. -религиозные представления, основанные на вере в возможность общения с духами посредством шамана. Наличие собственных божеств, отвечающих за различные стороны жизни. Таким образом, эвенкийская культура является особенной и отличной от других, что подтверждает выдвинутую ранее гипотезу.
Слайд 18
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: Забияко А. П., Аниховский С. Э., Воронкова Е. А., Забияко А. А., Кобызов Р. А. Эвенки Приамурья: оленная тропа истории и культуры. – Благовещенск, 2012. – 384 с. Иванова А. А., Унарова З.И. Традиционное искусство народов Северо - Востока Сибири (эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи, коряки). – Якутск: Издательство Якутского ун-та, 2005.-192с. История Амурской области с древнейших времён до начала XX века/Под ред. А. П. Деревянко , А. П. Забияко .- Благовещенск, 2008. – 424с. Мазин А. И. Быт и хозяйство эвенков – орочонов (конец XIX - начало XX в.). - Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992.-156с. Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (Народа Нижнего Амура).-М.:Наука,1991.-280с. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов - [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] http://arctic-megapedia.ru/wiki/Традиционные_верования_и_обрядов_эвенков-орочонов Щипакина Е. А . Представления о мире и преемственность сюжетов древних и современных эвенков-орочонов. – [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] http://festival.1september.ru/articles/419679/
Ласточка. Корейская народная сказка
Самый богатый воробей на свете
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Белый лист
Астрономический календарь. Май, 2019