Аннотация
Исследовательская работа посвящена проблеме страхов и проявлению их в человеческом обществе. Поэтому автор ставит следующую цель своего исследования: выявить страхи и формы их проявления у обучающихся разных возрастных категорий и педагогов малокомплектной сельской школы (МСШ), проанализировать их и определить способы их преодоления. Для достижения поставленной цели автор определил следующие задачи: изучить и проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе и литературе по телесно-ориентированной психотерапии;выявить и классифицировать основные формы страхов, проявляющихся в коллективе учащихся и педагогов МСШ; отобрать диагностические методики, направленные на выявление фобий и страхов у обучающихся и педагогов МСШ; провести эмпирические исследования и проанализировать полученные результаты; предложить действенные способы борьбы со страхом. В работе автор использовал следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, психодиагностический метод и метод проективного исследования личности, наблюдение. Исследование проводилось в селе Батово на базе малокомплектной сельской школы. В нём принимали участие 42 ребёнка и 14 педагогов.
В результате исследования автор приходит к выводам: страх присутствует у каждого человека независимо от возраста; у младших школьников (I группа) выявлено наибольшее количество страхов, относящихся ко всем группам страхов по классификации А.И. Захарова, и наблюдаются как общие, так и специфические особенности проявления страхов; по мере взросления, количество страхов уменьшается: в детстве преобладают страхи биологические, а во взрослом состоянии страхи социальные; у педагогов страхи проявляются на телесном уровне,и выражаются болезненными симптомами.
Автором даны некоторые рекомендации по преодолению страхов у учащихся и педагогов школы. Цель исследования достигнута.
Вложение | Размер |
---|---|
Посмотри своим страхам в глаза | 2.41 МБ |
Районная научная конференция молодых исследователей
«Шаг в будущее»
Посмотри своим страхам в глаза
Секция социально-гуманитарные и экономические науки (психология)
Автор работы: Куклина Ксения Владимировна,
обучающаяся 8 класса
муниципальногоказенного
общеобразовательного учреждения
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа с. Батово»
Руководитель: Смирнова Тамара Анатольевна,
учитель биологии
муниципальногоказенного
общеобразовательного учреждения
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа с. Батово»,
психолог-консультант
Батово-2017
Научная статья
Нельзя, чтоб страх повелевал уму;
Иначе мы отходим от свершений,
Как зверь, когда мерещится ему.
Глава I. Теоретический анализ проблемы страхов у школьников
в психолого-педагогической литературе
Психологи XX века видели причину страхов в развитии цивилизации и огромном потоке информации, лавиной обрушивающимся на человека. Современная психология рассматривает страх как социальное явление[5]. Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки.
Артур Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций». Согласно З.Фрейду «страх – это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда удовольствие-неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события»[18].
В.Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия[4].
Р.В. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия[14].
Известный физиолог И.П.Павлов трактует страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности».
По мнению А.С. Спиваковской«страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой уже наступившей опасностью» [17].
Российский психолог А.И. Захаров считает, что «страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в жизни человека:
Поэтому, по мнению А.И. Захарова, страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития.Он отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи, на 2-ом году жизни, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают». Каждому ребенку присущи определенные страхи[13].
Учёный К.Э. Изард объясняет понятия «страх» и «тревога» таким образом: тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них[10].
Психиатры четко различали страх еще в XIX веке. Страх всегда имеет причину. Исчезла угроза - пропал страх. Страх обостряет чувства, мобилизует силы и побуждает к действиям. Выдающийся немецкий психиатр барон Виктор Эмиль фон Гебзаттель писал: «Несомненно, стоит стремиться к жизни без страха...»[15].
Немаловажным является исследование причин (источников) возникновения страхов в детском возрасте.
Есть безразличные для ребёнка раздражители, которые постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д.). Гораздо более распространены так называемые внушённые детские страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. Маленькому ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Взрослый добился своего – ребёнок послушался. Но страх закрепился и распространился на исходные ситуации.
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделением желудочного сока.
Всем детям свойственно бояться, поскольку они физически слабее взрослых, зависимы и не всегда способны себя защитить. В разные периоды жизни страхи являются естественной реакцией на непонятное, неизвестное. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до 10 - 12 лет.
К. Изард в своей книге «Эмоции человека» дает ряд причин формирования страхов. Причины страха могут быть разделены на 4 класса: а) внешние события или процессы, б) влечения и потребности, в) эмоции г) когнитивные процессы субъекта. Причины, относящиеся к каждому из этих классов, могут быть врожденными или приобретенными[11].
«Нормальные» страхи:
У детей от 0 до 3 лет – боязнь резких громких звуков, страх падения, кратковременная разлука с матерью, соматические проявления…
У детей от 3 до 6 лет – недостаточная любовь родителей, одиночество, страх перед сказочными персонажами, чудовищами, страх перед походом к врачу (уколы, обработка ран, ссадин…), боязнь темноты, замкнутого пространства…
У детей от 6 до 9 лет – страх потери родителей, страх смерти, боязнь совершить ошибку, опоздать куда-либо…
У детей от 10 до 13 лет – страх смерти родителей, страх одиночества, страх быть «плохим» ребенком, боязнь стихийных бедствий, злых волшебников, инопланетян, мутантов, чертей и прочей «нечисти»…
У детей от 13 до 16 лет – основные страхи подростков связаны с боязнью «потерять себя» (страх интеллектуального и физического несовершенства), подростки очень бояться быть «не такими, как все», страх допустить ошибку, подвергнуться наказанию…[7].
«Страх силы отнимает»
Русская пословица
У каждого из нас есть различные страхи и фобии. У кого-то их меньше, у кого-то больше. Некоторые научились управлять страхами, а большинство людей стали их узниками. И для того, чтобы избавиться от страхов, надо с ними познакомиться. Какие виды страха имеют быть? Существует огромное количество различных страхов, поэтому возникла необходимость их классифицировать. Каждаяклассификация страховимеет свои преимущества и недостатки.
Психотерапевтом и психиатром Б. Д. Карвасарским была предложена классификация страхов по «фабуле страха», он делил страхи на восемь групп[12].
Первая группа - это экзистенциальная боязнь пространства (клаустрофобия, агорафобия, акрофобия).
Вторая группа -социофобии (социальные страхи).
Третья группа - страхи заболеваний (нозофобии).
Четвертая - страх смерти (танатофобия).
В пятую входят страхи, связанные с сексуальной сферой.
В шестую - страх причинить вред близким и самому себе.
Седьмая группа - это «контрастные» страхи (к примеру, страх совершить непристойный поступок в обществе).
Восьмая группа - страх перед страхом (фобофобия).
ПрофессорЮ. В. Щербатыхпредложил свою классификацию страхов[19].Он разделяет все страхи на три группы:биологические,социальные,экзистенциальные.
Биологические страхинепосредственно связаны с угрозой человеческой жизни (к примеру, страх пожара).Социальные страхисвязаны с боязнью изменения социального статуса (страх потери работы, страх публичных выступлений). Наконец,экзистенциальные страхисвязаны с самой сущностью человека (страх смерти, страх открытого и закрытого пространства, страх высоты).
Но наиболее полной можно считать классификацию страхов А.И. Захарова[6]:
1. По характеру – природные, социальные, ситуативные, личностные.
2. По степени реальности – реальные и воображаемые.
3. По степени интенсивности – острые и хронические.
Приведенные выше классификации не являются единственными в своем роде. Следует отметить, что в современной психологии эмоций не существует универсальнойклассификации страхов; страхи делят по силе, интенсивности, биологической, психологической и социальной значимости.
Зачем вообще нужна классификация страхов? Очень важно уметь отделять страх обоснованный, который в критической ситуации может даже спасти жизнь, от фобии, которая только отравляет наше существование.Страхи нужно дозировать, а с фобиями нужно бороться. И для успешной борьбы врага следует знать в лицо.
Страх, как и другие эмоции, затрагивает весь организм в целом, даже если эмоция едва выраженная, она все равно изменяет физиологическое состояние человека. А если эмоция мощная, она вызывает реакции и проявления, которые нельзя игнорировать. Особенности реакций ребенка подверженного фобиям формируют определенные черты и качества личности после взросления. Такой взрослый, прежде всего, проявляет неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от одобрения окружающих. Для этого взрослого характерно значительное ослабление чувства удовлетворения жизнью, цели, желания, устремления и возможности, которые присутствуют в индивидуальном бытие, кажутся бесперспективными, а жизнь унылой.У такой личности может наблюдаться ряд психосоматических симптомов: повышение или падение давления, учащение пульса, потливость тела или рук, они легко краснеют, могут присутствовать навязчивые движения (грызут ногти, дергают волосы и тому подобное).
Вильгельм Райх - основатель телесно-ориентированной психотерапии одним из первых высказал мнение, что все ощущаемые человеком невыраженные эмоциональные переживания не исчезают бесследно, а имеют конкретный результат в теле человека в виде образовавшихся мышечных блоков. Напряжение в мышцах человека со временем становится хроническим и приводит к образованию «мышечного панциря», являющегося основой нарушения естественной жизнедеятельности человека и последующего развития невротических заболеваний. Один из основных законов телесно-ориентированной психотерапии гласит: «Тело помнит всё»[16].
Глава II. Эмпирические исследования страхов (на примере коллектива учащихся и педагогов малокомплектной сельской школы)
2.1. Описание методик исследования страхов.
Для исследования страхов использовались методики А.И. Захарова «Нарисуй страшное» и «Выявление количества страхов»[9],методика Р. Райха «Телесная карта страхов».
2.1.1. Модифицированная методика «Выявление количества страхов» А.И. Захарова
Цель:выявить и классифицировать основные формы страхов у учащихся разных возрастных групп.
Методика проводитсяв форме опроса, беседы, ребенку задается вопрос: "Какие страхи ты испытываешь?" с перечислением страхов согласно классификации А.И. Захарова по семи группам:
1.Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь).
2.Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки).
3.Страх смерти (умереть).
4.Животных и сказочных персонажей, приведений.
5.Кошмарных снов, темноты, страшных фильмов.
6.Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания).
7.Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство).
2.1.2. Методика А.И. Захарова «Нарисуй страшное»
Цель: выявить наиболее яркие переживания чувств страха у учащихся.
После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши, чтобы он нарисовал свой страх на бумаге.По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил.
В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. Выделяются детали рисунка, свидетельствующие о чувстве страха (бледность или яркость рисунка, изображения крови, жертв, мертвых, много черного цвета, сильная штриховка всего рисунка и т.д.) испытуемых.
Страхи можно определить по следующим деталям рисунка: характер линий - жирные с нажимом - это свидетельство тревожности. Особенно следует обратить внимание на затемнение контурной линии - это обозначает страх.
2.1.3. Методика Р. Райха«Телесная карта страхов».
Цель: получение знаний о себе и о контакте со своим телом, чувствами и страхами.
Где в теле поселилось чувство – там и проявляется болезненный симптом(Приложение 4).
Данная методика применялась для исследования страхов у педагогов школы.
«Прикройте глаза, попытайтесь хорошенько ощутить своё тело разом: как оно себя чувствует? Комфортноли ему? Тепло? Напряжено оно или расслаблено?.. А теперь, продолжая ощущать всё своё тело, одновременно спросите себя: «Где в моём теле живёт страх? Возможно, Вам нужно будет вспомнить ситуации, когда вы боялись. И какие-то участки тела обратят на себя ваше внимание. Запомните их. А теперь отметьте на рисунке эти места – где в Вашем теле находится страх. Это может быть один участок – или несколько».
В эксперименте приняли участие дети МСШ с. Батово в количестве 42. Из которых -23 девочки и 19 мальчиков человек в возрасте от 7 до 17 лет. Они были разделены на 3 возрастные группы: I группа 15 человек – 7-11 лет (1 – 4 классы); II группа 17 человек – 12 – 14 лет (5 -8 классы); IIIгруппа 10 человек – 15 – 17 лет (9-10 классы). Педагоги школы в количестве 14 человек, в возрасте от 26 – 59 лет.
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования.
2.2.1. по методике А.И. Захарова «Выявление количества страхов».
Используя полученные данные по выявлению и классификации основных форм страхов, была составлена сводная таблица страхов учащихся разных возрастных групп МСШ представленная вприложении (приложение 1).
На основании анализа данных сводной таблицы страхов учащихся разных возрастных групп был построен график зависимости страхов от возраста с учётом разделения страхов на 7 основных групп(приложение 2 рис.1).
Данный график отображает то, что у Iгруппы наблюдаются высокие показатели -59 % медицинских страхов и 58% - страхов животных и сказочных персонажей; II группа имеют наибольшие значения в группах: физические ущербы – 38%, страх смерти – 39% и социальные страхи – 39%. В III группе - 27% относится к страхам животных, по в 22% страх смерти и пространственные соответственно.
Для более подробного выявления страхов у учащихся мы рассмотрели их по каждой группе, для чего составили гистограммы видов страхов по возрастным группам, которые отображены в приложении 2 (рис. 2-8).
Анализируя 2 рисунок из приложения 2 «Виды медицинских страхов по возрастным группам» видно, что страх заболеть и заразиться имеет наибольший процент у II группы – 80%, у I группы – 7,8%, в III группе данный вид страха отсутствует. Далее страх боли у III группы - 75% , в I группе 30,5%, во IIгруппе данный вид страха отсутствует. Кроме этого II и III группы не боятся уколов и врачей.
Анализируя 3 рисунок из приложения 2 «Виды страхов физического ущерба по возрастным группам»наблюдаем, что больше всего страхов по позиции страх войны у III группы – 35%, II группы – 32,5%, I группы – 18,0%. На втором месте стоят страхи стихии: III группа – 30,0%, I группа – 24,4%, II группа – 22,5%. Страх пожара проявляется во всех группах: Iгруппа – 26,6%, II группа – 20,0%, III группа – 15,0%.
Анализируя 4 рисунок из приложения 2 «Виды страхов смерти» видим, что эта группа имеет самый большой % из всех видов страха. 32 ученика из 42 боятся того, что умрут их родители: I группа – 57,0%, II группа – 62,0%, III группа – 58,0%. Страх смерти испытывают: I группа – 43,0%, IIгруппа – 42,0%, III группа – 38,0%.
Анализируя 5 рисунок из приложения 2 «Виды страхов животных и сказочных персонажей» видно, что больше всего страхов животных у группы II – 75,0%, у III группы – 71,5%, у IIгруппы – 60,0%. Страх сказочных персонажей испытывают: I группа – 40,0%, II группа – 25,0%, III группа – 28,5%.
Анализируя рисунок6 из приложения 2 «Виды страхов кошмарных снов, темноты» больше всего испытывает страх темноты группа III – 75,0%, II группа – 50,0%, а I группа – 27,3%. Страх перед тем как заснуть испытывает только группа I – 18,2%, остальные группы такого страха не имеют. Боязнь страшных снов: I группа – 54,5%, II группа – 50,0%, III группа – 25,0%.
Анализируя рисунок 7 из приложения 2 «Виды социальных страхов», самый большой страх у детей – опоздать в школу у II группы – 61,0%, III группа - 33,0%, I группа – 14,3%. Страх того, что накажут родители: II группа – 8,0%, I группа – 7,1%, III группа - страх отсутствует. Испытывают одинаковый страх в ситуациях нападения и остаться одному дома: I группа – 35,7% и III группа – 33,3%, у II группы – 23,0% страх нападения, и 8,0% когда остаются одни дома. Не испытывают страха родителей обучающиеся всех возрастных групп, а страх каких-то людей II и III групп.
Анализируя рисунок 8 из приложения 2 «Виды пространственных страхов», выявились следующие результаты: страх глубины у II группы -50.,00%, I группы – 37,0%, III группы – 37,5%. Страх высоты: I группа – 31,5%, II группа – 40,0%, III группа – 37,5%. Страх замкнутого пространства: I группа – 50,0%, II группа – отсутствует, III группа – 25,0%. Страх воды у I группы – 16,0%, а у II и III групп – отсутствует. Отсутствует страх больших улиц и площадей у III группы, у I группы – 10,5%, у II группы – 10,0%.
Мы можем сделать вывод, что у учащихся начальных классов проявляется гораздо больше разнообразных страхов. У I и II групп центральное место занимает страх смерти, увеличивается страх смерти родителей и страхи физического ущерба (страх пожара, стихии, войны). Все эти страхи имеют своей мотивацией угрозу для жизни. Страх смерти появляется как аффективно-заострённое выражение инстинкта самосохранения[6].
У II группы добавляются социальные страхи (опоздание в школу). С возрастом общее количество страхов снижается. У старшеклассников выходят на первое место страх войны, стихии, животных.
2.2.2. По методике А.И. Захарова «Нарисуй страшное» (приложение 3).
Анализируя рисунки учащихся с целью выявления наиболее ярких переживаний чувства страха у учащихся, мы видим, что в рисунках детей находят отражение те страхи, которые в большей степени проявляются в разных возрастных категориях. В I группе дети чаще всего рисуют страх темноты, смерти родителей, сказочных персонажей (рис.1-3).В рисунках детей темнота изображается чаще всего закрашиванием всего пространства стандартного листа черным, фиолетовым или красно-черным цветом. По цветовым тестам эти цвета обозначают тревогу; встречается также черный квадрат или темные, заретушированные углы и стены комнат. Во II группе это рисунки страха стихии (грозы, пожара, огня), смерти своих родителей, умереть, неизвестности (рис.4 – 7). В III группе – это страхи (фобии) животных (пауков, собак), страх душевной пустоты (рис. 8 - 11).Вызывает интерес большое количество страхов животных в нашей выборке. Наибольшее число их связано с собаками; в текстовых пояснениях дети отмечают, что боятся не просто собак, а « злых, больших и кусачих собак» или «злого собачьего взгляда». Страх пауков и змей также выражен в достаточно сильной степени, особенно у девочек, что совпадает с данными А.И. Захарова[6].
2.2.3. По методике Р.Райха«Телесная карта страхов».
Анализ наличия страхов у педагогов показал, что страхи присущи и взрослым людям разного возраста.Мышечное напряжение связано с различными ситуациями и психологическими травмами, переживаемыми взрослыми. Формирование характера и "мышечной брони" диалектически взаимосвязано, тело и психика в этом процессе непрерывно взаимодействуют. По существу они не могут быть разделены; по функции они тождественны [17] (Приложение 5 рис.1 – 6).
2.3.Способы преодоления страха.
Выявленные страхи требуют определённой психокоррекционной работы, так как существует опасность, что дети, которые были подвержены тревоге и страхам через какое-то время превратятся в подверженных тревоге и страхам взрослых, потому что переносится во взрослую жизнь опыт из детства. И чем раньше мы научим детей справляться со страхами, тем здоровее и энергичнее они будут в зрелом возрасте [7].
1. Лучший способ побороть свои страхи – смотреть им в глаза. Если вы боитесь повторить действие, которое привело вас к страху, то именно это действие «через не могу» нужно выполнять постоянно.
2. Одним из эффективных методов работы с проблемами страха у детей является арт-терапия, основанная на искусстве, на изобразительной и творческой деятельности. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия даёт выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему страха на столько, на сколько ребёнок готов к её переживанию[13].
3. Пять способов борьбы со страхом от Дэвида Шварца, автора книги «искусство мыслить масштабно» и «Искусство получать то, что вам нужно»: 1. Действие – один из самых эффективных способов борьбы со страхом. 2. Культивируйте в своём сознании только положительные эмоции, мысли, воспоминания. 3. Смотрите на людей под верным углом.
4. Всегда поступайте по совести. 5. Развивайте в себе уверенность.
Заключение
Проблема страха, хотя и уходит корнями в далёкое прошлое, всё ещё остаётся актуальной и всегда будет ей оставаться, ведь пока существует человек, вместе с ним будет существовать и страх. Всю жизнь страхи только усиливаются; когда человек думает, что наконец-то поборол свой страх, тут же возникает новый, и он начинает искать другие средства и методы против него, и, кажется, что в этом только и состоит смысл жизни.
Цель работы достигнута, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтверждена и на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1.Страх как эмоция присутствует у каждого человека независимо от возраста.
2.У младших школьников (I группа) выявлено наибольшее количество страхов, относящихся ко всем группам страхов по классификации А.И. Захарова, и наблюдаются как общие, так и специфические особенности проявления страхов.
3.По мере взросления, количество страхов уменьшается: в детстве преобладают страхи биологические, а во взрослом состоянии страхи социальные.
4. У педагогов страхи проявляются на телесном уровне, и выражаются болезненными симптомами.
5. Практические результаты нашей работы совпали с теоретическими выводами А.И. Захарова, методикой которого мы пользовались.
Данная исследовательская работа является новаторской, так как исследования были проведены в условиях малокомплектной школы замкнутого сельского социума на учащихся разных возрастных групп, в том числе и педагогах школы. Полученные результаты исследования могут быть использованы в работе школьного психолога, социального педагога или социального работника. Эти данные также могут содействовать решению проблемы социально-психологической адаптации детей, относящихся к «социальной группе риска».
В современном мире тема проявления страхов в человеческом обществе актуальна, поэтому каждый человек должен уметь посмотреть своим страхам в лицо.
Список литературы
Четыре художника. Осень
Лягушка-путешественница
Акварель + трафарет = ?
Военная хитрость
Лиса-охотница