Тема работы – Физиологические особенности леворуких людей.
Целью работы является определение основных физиологических особенностей левшей.
Задачи:
1.Изучить физиологические особенности праворукости и леворукости, узнать, что влияет на выбор ведущей руки;
2.Узнать, почему большинство человечества праворуки;
3.Определить группу «леворуких» студентов в учебном заведении, используя определенную методику;
4.Провести диагностику на изучение ведущего полушария головного мозга и на выявление интересов и склонностей обучающихся;
5.Составить определенную памятку родителям и преподавателям по воспитанию ребенка-левши;
6.Составить список известных и гениальных людей- левшей и список действий, которые левше делать труднее, чем правше.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.doc | 184.5 КБ |
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский региональный многопрофильный колледж»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
по дисциплине
Биология
Тема:
«Физиологические особенности левшей»
Выполнила:
Матвиенко Александра
студентка группы П-11
Руководитель:
преподаватель химии Ракчеева Н. А.
Ставрополь, 2017г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Литературный обзор
1.1Физиологические основы праворукости и леворукости…………………....5
1.2Левши и правши в зависимости от доминирования рук и ног……………6
1.3Левши и правши в асимметрии зрения и слуха …………………………….7
1.4 Причины праворукости или леворукости…………………………………...8
1.5 Отношение к праворукости и леворукости в истории человечества……...9
2.Экспериментальная часть……………………………………………………..11
3.Вывод…………………………………………………………………………...14
Литература……………………………………………………………………….15
Приложения……………………………………………………………………...16
"Завитки раковины за редкими исключениями
завернуты справа налево. И если попадается
раковина-левша, знатоки ценят ее на вес золота".
Жюль Верн
Введение
Долгое время леворукость считалась чуть ли не проявлением ущербности. Главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире, где доминируют правши. Но какие преимущества есть у левшей по сравнению с правшами? За последние годы накоплено много научных знаний, которые позволяют развить в левше то, что дано ему природой.
О леворуких мы знаем много и... почти ничего. Существуют легенды о фантастических способностях и даже гениальности леворуких. Но это лишь легенды. Столь же бездоказательными оказываются при тщательном анализе и сведения о леворукости как патологии.
Одно очевидно: леворуким всегда было не очень уютно в праворуком мире.
В перечне наиболее известных, хотя и не всегда достоверных фактов о левшах встречаются такие:
- левши составляют примерно 10% населения и 20% всех известных талантливых людей;
- среди мужчин они встречаются чаще, чем среди женщин;
- левши чаще получают травмы и вообще живут меньше, чем правши;
- у них часто встречаются речевые нарушения;
- леворукость (а точнее - леволапость) встречается и у животных, предпочитающих, как выяснено, в 50% случаев манипулировать левой передней лапой;
- при изучении влияния домашних животных на воспитание детей был сделан вывод о том, что в семьях левшей собаки встречаются почти в два раза чаще, чем кошки.
В художественной литературе людям с доминирующей левой рукой также уделено определенное место, причем не только таким "настоящим" левшам, как герой известного произведения Лескова, но и так называемым амбидекстрам, то есть одинаково владеющим обеими руками. К последним, например, судя по описанию, принадлежал один из трех мушкетеров - Атос. Правда, следует добавить, что многие профессиональные бойцы того времени на случай ранения правой руки специально развивали в себе умение фехтовать и стрелять левой.
Правши, как правило, относятся к левшам так, как большинство всегда относится к меньшинству: иногда не замечает, иногда почитает, иногда сжигает на кострах.
В недавние времена целые армии педагогов - из самых лучших побуждений, конечно, - старательно приучали маленьких левшей писать и рисовать правой рукой. Причина самого наличия доминирующей руки окончательно не определена. Пока нет чёткого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Ещё не открыты загадки её происхождения, очень мало известно о психологических и физиологических особенностях леворуких людей, но с уверенностью можно сказать, что леворукость- это индивидуальный вариант нормы.
Попытки объяснить леворукость имеют долгую историю. Уже в древности люди знали, что среди них есть леворукие, но не считали это каким-то нарушением.
Тема моей работы – Физиологические особенности леворуких людей.
Целью работы является определение основных физиологических особенностей левшей.
Задачи:
1.Изучить физиологические особенности праворукости и леворукости, узнать, что влияет на выбор ведущей руки;
2.Узнать, почему большинство человечества праворуки;
3.Определить группу «леворуких» студентов в учебном заведении, используя определенную методику;
4.Провести диагностику на изучение ведущего полушария головного мозга и на выявление интересов и склонностей обучающихся;
5.Составить определенную памятку родителям и преподавателям по воспитанию ребенка-левши;
6.Составить список известных и гениальных людей- левшей и список действий, которые левше делать труднее, чем правше.
Объект исследования - студенты колледжа.
Предмет исследования - правосторонние и левосторонние признаки людей.
Гипотеза-леворукие люди обладают такими же способностями, что и праворукие и леворукость – это не болезнь.
Методы исследования: наблюдения, тестирование, анкетирование, соц. опрос.
1.Обзор литературы
1.1.Физиологические основы праворукости и леворукости.
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга с давних пор занимает ученые умы. Первым исследование мозга право- и леворуких людей провел в 1871 г. английский анатом Огл. Он обнаружил, что мозг левши зеркально симметричен мозгу праворукого человека. Но накопленный в дальнейшем материал не позволил выявить значительных анатомических различий, способных объяснить различия в функциях правого и левого полушария вообще и выбор ведущей руки в частности. Точного объяснения природы леворукости до сих пор нет. Большинство придерживается версии, что выбор в качестве рабочей правой или левой руки зависит от двух генов (один ген определяет полушарие, контролирующее речь, другой — какой рукой будет управлять “речевое” полушарие). За роль наследственности говорит и тот факт, что вероятность рождения левши у праворуких родителей не превышает 2%, если же один родитель левша, то она увеличивается до 17%, а у обоих родителей-левшей — до 46%. Агентство новостей ВВС сообщило об исследовании, проведенном шведскими учеными, в результате которого выявлено, что у беременных женщин, которым делали УЗИ на поздних сроках беременности, на 32% увеличивается вероятность родить левшу.
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:
Абсолютные правши — 42%. У них доминирует левое полушарие (ведущие правая рука, нога, глаз, ухо, у таких людей в 95% случаев центр речи находится в левом полушарии), для них характерен словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
Абсолютные левши — 8-10%. При доминировании правого полушария (напротив, ведущие левые рука, нога, глаз, ухо, центр речи в правом полушарии). Для них характерно конкретно-образное мышление, развитое воображение;
Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равно полушарные люди) — 48-50%. Это либо правши с признаками леворукости, либо левши с признаками праворукости (по ведущему глазу человек левша, а по руке — правша и др.).
Предполагается, что различия между функциями полушарий сводятся к разным способам обработки информации. Речь правополушарных людей (левшей) эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Левополушарным (правшам) же легче писать, чем диктовать. Как правило, левши — целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.
Среди левшей чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Среди левополушарных — инженеры, математики, философы, лингвисты.
Правши нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны, что основывается на формально-логическом подходе. Они много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраиваютсвои отношения с людьми.
Картины художников — левшей отличаются большими размерами, темной палитрой красок, большим числом световых градаций, глобальностью сюжета. К таким художникам можно отнести Ван-Гога, Рембрандта, Сурикова. Работы этих правополушарных художников поражают свежестью видения, эмоциональностью, экспрессией, динамикой. Художникам-правшам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета. Это — Пикассо, Кент, Леже.
К композиторам-левшам можно отнести Вагнера, Дебюсси, Скрябина, Чайковского, Шопена, Шумана. К правшам — Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича. По отношению к музыке наше левое полушарие ведет себя как Сальери, а правое — как Моцарт. К равнополушарным гениям относятся Леонардо Да Винчи, Михаил Ломоносов.
Но только художественностью способности левшей не ограничиваются. Им свойственен оригинальный способ мышления, так как их не очень много: просто большинство думает не так. Именно поэтому среди левшей много творческих людей, которые генерируют множество идей (например, Билл Гейтс).
Но, почему же в ходе развития человечества праворукость победила леворукость?
1.2 Левши и правши в зависимости от доминирования рук и ног
Интересно, как связана частота леворукости, то есть предпочтения левой руки при совершении сложных и требующих усилий манипуляций, с другими характеристиками. Так, известно, что леворукими чаще бывают мужчины. Левшество встречается чаще среди транссексуалов и гомосексуалистов, чем среди лиц с обычной сексуальной ориентацией. Инженеры бывают леворукими реже, чем артисты и художники. Много левшей среди занимающихся игровыми видами спорта и совсем нет среди стрелков и штангистов. Особенно большое количество левшей отмечено среди каратистов и борцов.
Левоногость проявляется в преобладании левой ноги по частоте использования, скорости и точности движения, длине шага, лучшему произвольному контролю при регуляции движений. Для определения ведущей ноги можно использовать простые способы: подпрыгивать на одной ноге, вставать коленями на стул и затем принимать обычную позу, делать поочередно шаг вперед, шаг назад. Нога, совершающая движение первой во всех этих действиях, считается ведущей. Именно ведущая нога при закидывании ноги на ногу почти всегда оказывается сверху.
При движении без ориентиров левоногие отклоняются вправо за счет большей длины шага левой ноги и в конце концов делают круг по часовой стрелке, правоногие – наоборот против часовой стрелки. Кстати, с этим обстоятельством связывают хождение по кругу заблудившихся в лесу или в степи. Если у людей в более старшем возрасте леворукость встречается реже, то левоногость – чаще. Возможно, это связано спрактиковавшемся в прошлом переучивании маленьких левшей в школе.
Доминантность в зрении точно определяется лабораторными методами, но есть и более простые способы проверки. Например, прицеливаемся мы обычно ведущим глазом, им же что-либо рассматриваем в подзорную трубу или глядим в калейдоскоп. А при просьбе моргать одним глазом закрываем неведущий.
Асимметрия слуха проявляется в восприятии звуковой информации, способности определять источник звука. Ее распознавание также требует лабораторных исследований, но представление о ведущем ухе может дать и простое наблюдение. При длительном разговоре по телефону человек обычно прикладывает трубку к тому уху, которое является доминирующим, особенно если плохо слышно. Чтобы услышать тиканье часов, мы тоже их подносим к ведущему уху. Если говорят шепотом, то человек поворачивается к собеседнику более чуткое ухо. Доминирование левого уха встречается намного чаще, чем леворукость, оно в большинстве случаев сочетается с праворукостью и может быть единственным признаком левшества.
Существуют ли некие общие для всех левшей особенности психики, отличающие их от правшей? Сравнение правшей и левшей по познавательным способностям не выявило серьезных различий. Однако при повышенной нагрузке, в стрессовых условиях у левшей обнаружили ошибки восприятия в форме зеркального отражения, появлении пространственных иллюзий.
Существуют данные, что левши и правши отличаются эмоциональностью. Левши эмоциональнее правшей, обладают большими творческими, прежде всего художественными способностями. Левшами были многие гении и исторические личности. Среди них художники Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Пабло Пикассо, властители и полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий, Наполеон Бонапарт, писатели Льюис Кэрролл и Николай Лесков, ученые Иван Павлов, Джеймс Максвелл, Анри Пуанкаре, музыкант Пол Маккартни.
Возможно, разница в точках зрения на левшинство связана с более значительной выраженностью интеллектуальных различий среди левшей – от гениальности до дефектов развития, а также с разнообразием профилей асимметрии у левшей.
Современные исследования показывают, что ориентация ведущей руки развивается до рождения ребёнка, исходя из того какую руку (кулачок) ребёнок чаще «сосёт» или какая рука расположена ближе ко рту.
Длительная (серьёзная) травма правой руки: исследования показывают, что человек, получивший серьёзные травмы правой руки, наиболее вероятно, станет левшой, даже после того, как его правая рука заживёт. Такие серьёзные травмы длятся 6 и более месяцев.
• Тестостерон: Согласно одной из теорий, подвергание плода высоким дозам тестостерона до рождения может привести к рождению ребёнка-левши. Это теория Гешвинда (англ. Geschwindtheory), названная в честь невропатолога, Нормана Гешвинда, разработавшего её. Как полагает Норман Гешвинд, тестостерон влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося мозга и ответственен за возможные различия в строении мозга у мужчин и женщин. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития, по мнению Гешвинда, замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским и способствует относительно большему развитию правого полушария у лиц мужского пола. Если в левом полушарии развивающегося мозга замедляется процесс миграции нейронов к местам их окончательной локализации, а значит, и установление необходимых связей, то подобная задержка может приводить к леворукости, которая, будучи довольно редким явлением, все же гораздо чаще встречается у мужчин. Гешвинд отмечает, что левши — обычно мужчины — более подвержены определённым заболеваниям иммунной системы, например язвенным колитам. Тестостерон, как было показано, оказывает тормозящее влияние на развитие иммунной системы. Поскольку леворукость, иммунологические расстройства и сбои в обучении имеют тенденцию к семейному распространению, Гешвинд приходит к выводу, что некоторые генные комплексы, ответственные за иммунную реактивность, регулируют и уровень тестостерона, вследствие чего у отдельных индивидуумов наблюдается либо избыточная секреция этого гормона, либо повышенная чувствительность к нему.
• Теория ультразвука: популярная теория, касающаяся того, что обследования с применением ультразвука могут затронуть мозг будущих детей. Считается, что это может вызывать развитие леворукости. Теория имеет весьма ограниченное применение (только у человека и только в развитых странах в последние несколько десятилетий) и не может ничего объяснить и предсказывать.
• Эволюционная теория асимметрии В. А. Геодакяна: праворукость и леворукость не патология, а нормальные, адаптивные фенотипы для стабильной и изменчивой среды, регулирующие поведенческую пластичность общества. У эмбриона доминирует более древнее биологическое правое полушарие, управляющее левой рукой. В оптимальных условиях, интенсивное развитие левого полушария приводит к тому, что рано или поздно, оно обгоняет правое полушарие и происходит полная транслокация доминантности: и полушарий и рук, то есть леворукость переходит в транс-праворукость (доминирование левого полушария правой руки). Экстремальные условия (экологический и психологический стресс матери), создают гипоксию, угнетающую более чувствительное левое полушарие эмбриона. Торможение развития левого полушария приводит к тому, что оно упускает лабильную фазу развития доминантности левой руки. При этом меняется только полушарность, но не рукость, и эмбрион становится цис-леворуким (доминирование левого полушария и левой руки). Гипотезу эмбриональной гипоксии подтверждает повышенный процент леворуких среди близнецов и недоношенных детей (который нельзя объяснить механическими повреждениями мозга в утробе матери или во время родов).
• Археологические данные говорят в пользу того, что после первоначально одинакового использования обеих рук (симметрия), произошла асимметрия в сторону предпочтения использования правой.
• В 2008 году британские ученые нашли «ген левшей». Ген LRRTM1 играет ключевую роль при формировании речи и эмоций.
На протяжении истории человечества люди, отличающиеся от большинства какими-то особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Отношение к левшам было неодинаковым в разных странах и в разные времена.
Во многих языках прослеживается отрицательное отношение ко всему левому, не исключая левшей. Например, в английском языке слово «леворукий» имеет дополнительное значение - неуклюжий, лицемерный, зловещий, незаконный. Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках.
Русский язык тоже предоставляет множество примеров подобного рода: «левый товар»- товар, проданный незаконным образом, поддельный, фальшивый.
Так же можно рассматривать негативные значения словосочетаний «левый доход», «левым образом», «сходил налево», «встал с левой ноги», «как левый глаз увидел» и т. п.
Учитывая связь языка и мышления, вряд ли стоит удивляться отрицательному восприятию леворуких людей праворукими. Большинство всегда отрицательно относится к меньшинству, пытается его подавить, такова человеческая натура. Отсюда и переучивание левшей, имеющее много отрицательных последствий на организм и психику.
В наше время, когда уже исследованы причины и физиологические основы леворукости, такого отношения к левшам нет. Леворукость не болезнь, не отклонение в развитии, это вариант нормы.
В переносном смысле «левша» означает «умелец; мастер». Это значение произошло из повести Николая Семёновича Лескова (сам писатель также был левшой) «Левша» (полное название «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»), вышедшей в 1881 году. Повесть рассказывает о мастере-левше из Тулы, который поразил воображение английских мастеров тем, что с двумя товарищами подковал английскую танцующую механическую игрушку, сделанную в виде блохи в натуральную величину. Видеть танец механической блохи можно было только в микроскоп («мелкоскоп»). Примечательно, что Левша блоху подковал, но танцевать та из-за увеличившейся тяжести ног перестала. Согласно сказу, подковы для блохи изготовили ученики Левши, а сам он — подковные гвозди и монограммы на них. Любопытно, что на Руси ранее левши считались не очень хорошими работниками.
В современной культуре
• Левша — один из персонажей мультипликационного сериала «Симпсоны» Нед Фландерс, который является практикующим протестантом и владельцем магазина, продающего товары для левшей («Leftorium»).
• В мультипликационном сериале «Футурама» все жители 30 века левши, правшами являются только выходцы из XX века.
• В компьютерной игре «Doom» протагонист то использует преимущественно левую руку (удары кастетом, стрельба из пистолета), то правую (перезарядка дробовика и двустволки). Возможно он переученный левша или амбидекстер.
• В телевизионном сериале «Доктор Хаус» левшами являются трое из основных персонажей — Кадди, Уилсон и Форман.
• В игре TheSims 3 персонажи пишут левой рукой(оплачивая счета), хотя иногда правой.
• Неро — главный персонаж компьютерной игры «DevilMayCry 4» является левшой. Хотя его правая «демоническая» рука наделена сверхъестественными способностями, на преобладание левой руки указывает то, что персонаж стреляет и держит меч в левой руке.
• В популярном британском сериале Шерлок главный герой-доктор Ватсон-левша, а актер, исполняющий его роль-Мартин Фриман-амбидекстер.
2.Экспериментальная часть.
Для определения наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий использовали метод И.П. Павлова, для определения рукости - сенсибилизированный опросник Хомской Е.Д.
Эксперимент №1. Определение ведущего полушария.
При выполнении эксперимента №1 был предложен психологический тест «Ведущее полушарие мозга», который помог лучше узнать физиологические особенности обучающихся. Тест основан на врожденных реакциях человека, которые мало изменяются в течение жизни.
Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.
Результаты эксперимента
Группы | Количество обучающихся | Правша | Левша | Амбидекстер |
П-11 | 23 | 22 | 1 | |
С-14 | 23 | 19 | 2 | 2 |
М-11 | 22 | 20 | 2 | |
Э-21 | 18 | 15 | 1 | 2 |
Всего | 86 | 76 | 6 | 4 |
Вывод: из 86 обследованных студентов нашего колледжа абсолютных правшей-76 человек, что составляет 88,4 %. У них доминирует левое полушарие головного мозга. Для них характерен словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
Абсолютные левши — 7%. У них доминирует правое полушарие головного мозга. Для них характерно конкретно-образное мышление, развитое воображение;
Амбидекстеров- 4,6%. Для них характерно отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равно полушарные люди). Это либо правши с признаками леворукости, либо левши с признаками праворукости.
Эксперимент №2. Определение моторной асимметрии (ведущей руки, ноги, глаза, уха)
Эксперимент был проведен среди обучающихся гр. П-11.
Ведущая рука | Ведущая нога | Ведущий глаз | Ведущее ухо |
Правая 23 | Правая 8 | Правый 18 | Правое 20 |
Левая 1 | Левая 16 | Левый 6 | Левое 4 |
Вывод:
1. У большинства праворуких студентов ведущей является левая нога, т. е. имеется так называемая перекрестная асимметрия.
2. Наличие ведущей правой руки и правой ноги характерно для 1/5 обследованных студентов и всего 1 студентка имеют ведущие левую руку и левую ногу.
3.Большинство из обследованных студентов имеют правостороннюю асимметрию зрения, т. е. ведущий правый глаз. Он обладает высокой остротой зрения, мгновенным восприятием цвета, обширным полем зрения, лучшим ощущением глубины пространства.
4.Речевые сигналы лучше воспринимаются правым ухом у подавляющего большинства правшей и у половины левшей, а интонации речи, эмоциональная ее окраска — левым ухом.
Эксперимент №3
Социологический опрос. Опрашиваемым студентам задавался один и тот же провокационный вопрос:
Кем быть лучше: правшой или левшой?
Результаты опроса:
Правшой – 45 %
Левшой – 20%
Одинаково, нет никакой разницы – 25%
Не знаю – 10%
Вывод: БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ СЧИТАЕТ, ЧТО ЛУЧШЕ БЫТЬ ПРАВШОЙ. Причины:
1) Так думают те, кто сами являются правшами.
2) Так считают те левши, которые испытывают неудобства в праворуком мире.
Правшам был задан вопрос: Как вы относитесь к левшам?
Результаты опроса:
Нормально, они ни чем не хуже нас – 60%
Я их не понимаю, они другие – 25%
Мне их жалко, им труднее, чем нам – 15 %
Вывод: БОЛЬШИНСТВО ПРАВШЕЙ СЧИТАЮТ ЛЕВОРУКОСТЬ НОРМОЙ.
Левшам был задан вопрос: Как ты относишься к тому, что ты - левша?
Результаты опроса:
Горжусь, что я не такой как все – 25%
Вполне нормально – 25 %
Мне труднее, чем правшам, я испытываю неудобства – 30%
Я хотел бы быть правшой – 20%
Вывод: БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ЛЕВШЕЙ ИСПЫТЫВАЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ НЕУДОБСТВА ПО ПОВОДУ СВОЕЙ ЛЕВОРУКОСТИ.
В ходе исследования я узнала много новой информации. Оказывается, что даже существует Всемирный день левшей, который празднуется с 1992 года ежегодно и отмечается 13 августа!
День левшей призван привлечь внимание: общества к проблеме переучивания детей-левшей (педагогами или родителями) к письму правой рукой, что ведет только к психологическим травмам; производителей бытовых товаров, дизайнеров к необходимости учитывать удобства левшей.
Выводы:
Материал данной исследовательской работы может использоваться на занятиях биологии в разделе генетики «Наследственность и изменчивость». Он может быть интересен леворуким студентам, а также преподавателям и классным руководителям для развития у левшей чувства оптимизма, уверенности в себе, активного отношения к жизни.
Литература:
1.Безруких М.М. «Леворукий ребёнок в школе и дома».-СПб.:У-Фактория,2012.
2.Дейч Г. «Левый мозг, правый мозг»-М.:Мир,2010.
3.Семенович А.В. « Эти невероятные левши».-М.:Генезис,2010.
4.Колышкин В.В. «Функциональная асимметрия мозга».М; Физиология человека,2011.
5. Макарьев И.С. «Если ваш ребёнок левша».-СПб.: Издательство» « Лань»,2010.
6.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей.- М.:ТЦ «Сфера», 2011.
7.Шохор-Троцкая М.К. « Не переучивайте левшу!/ Ж. « Наука и жизнь» №8,2011.
8. Хомская Е.Д.,Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей.- М:ТЦ «Сфера», 2010.
Интернет-ресурсы:
1.Особенности обучения леворуких детей http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2011/08/15/osobennosti-obucheniya-levorukikh-detey
2. Леворукость: физиологические аспекты леворукости http://www.baby.ru/blogs/post/23765450-7407350/
3. Особенности леворуких людей http://vkus-uspexa.ru/2013/08/osobennostqi-levorukix-ljudej.html
4. Психологические особенности леворуких людей http://fictionbook.ru/static/trials/09/53/18/09531824.html
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Рекомендации родителям леворуких детей
1.Учитесь вместе со своим ребенком-левшой. Объединитесь с ним против трудностей, станьте ему другом и союзником, а не обвинителем или противником!
2.Помните, леворукий ребенок нуждается во внимании, поддержке и терпении. Это и есть главное условие его победы в учебной деятельности.
3.Не драматизируйте школьные неудачи своего ребёнка, связанные с тем, что он – леворукий.
4.Преодолевайте их неудачи с помощью дополнительных, интересных занятий, которые помогут ребёнку справиться с учебными проблемами.
5.Откройте для своего ребёнка мир лепки и рисования, вязания и плетения макраме.
6.Писать левой рукой непросто, поэтому помогите ребёнку избегать перегрузки и переутомления.
7.Не раздражайтесь, если ребёнок сделал что-то не так, лучше поддержите его и отметьте успехи.
8.Не пытайтесь что-то делать за ребёнка, в таком случае вы только усугубите его проблемы.
9.Родители должны терпеливо относиться к грязным тетрадям, ошибкам и каракулям своего ребёнка, помня о том, что письмо даётся ему гораздо труднее, чем другим детям.
10. Никогда не жалейте ребенка и не преподносите леворукость, как недостаток. Лучше сформируйте у него уверенность в том, что леворукость - это его преимущество.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Рекомендации преподавателям
1. Необходимо помочь леворукому обучающемуся организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
2. На уроках труда также необходимо продумать, где посадить ребенка, чтобы он не толкал локтем соседа, как расположить инструменты и как их заточить. На уроках физической культуры в поле зрения учителя должно быть развитие координации как левой, так и правой руки.
3. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
5. Необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына-дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
7. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.
ПРИЛОЖНИЕ №3
Список действий, которые левше выполнять труднее, чем правше:
1.Вырезать и резать.
2.Шить на ручной швейной машинке.
3. Застёгивать замок на одежде.
4.Заводить наручные часы.
5.Писать.
6. Играть на некоторых музыкальных инструментах.
7. Водить машину.
8.Пользоваться ручной дрелью.
9. Пользоваться ручной мясорубкой.
10. Пользоваться компьютерной мышкой
11. Стрелять
12. «Закатывать» банки с соленьями на зиму.
13.Пользоваться инструкциями к ручному труду.
14. Чертить.
15. Закручивать шуруп, гайку.
16.Открывать дверной замок.
17. Все действия, направленные по часовой стрелке.
18. Пользоваться консервным ножом.
19. Открывать кошелек с замочком-защелкой.
20. Листать страницы.
ПРИЛОЖНИЕ №4
Список известных и гениальных людей- левшей.
Личность | Род занятий |
Аристотель | Древнегреческий ученый |
Юлий Цезарь | Римский император |
Александр Македонский | Полководец |
Нерон | Жестокий император |
Наполеон Бонапарт | Завоеватель |
Исаак Ньютон | Физик |
Альберт Энштейн | физик |
Леонардо да Винчи | Художник |
Микеланджело | Художник |
Людвиг Ван Бетховен | Композитор |
Николай Рахманинов | Композитор |
Льюис Кэрролл | Писатель |
Рональд Рейган | Президент США |
Владимир Маяковский | Поэт |
Адольф Гитлер | Завоеватель |
Джулия Робертс | Актриса |
Пол Маккартни | Певец, композитор |
Барак Обама | Президент США |
Королева Виктория | Английская королева |
Джеральд Форд | Бизнесмен |
Марк Твен | Писатель |
Ганс Христиан Андерсен | Писатель |
Фридрих Ницше | философ |
Николай Лесков | Писатель |
Жанна Д*Арк | Французская народная героиня |
Чарли Чаплин | Режиссёр |
Лев Толстой | Писатель |
А.С. Пушкин | Поэт |
Фридерик Шопен | композитор |
Уинстон Черчиль | политик |
Николай Лесков | писатель |
Матхама Ганди | политик |
Отто Бисмарк | писатель |
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Пословицы и поговорки со словами «ЛЕВЫЙ» и «ПРАВЫЙ»:
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Интересные факты о леворукости
Ученые давно знают, что изначально первобытные люди одинаково хорошо владели обеими руками. Затем, не понятно по каким причинам, произошло смещение в одну сторону (правую). Тем не менее, считается, что навык владения обеими руками в одинаковой степени может быть специально развит.
Интересно, что в советские времена левшей в школах насильно переучивали на правую руку, в силу всеобщей стандартизации общества. Подобное и сейчас происходит в ряде стран.
Во многих странах мира стремятся защищать права левшей. Выпускаются дверные ручки, бытовые приборы, различные приспособления в которых учтено использование левой руки в качестве ведущей.
С историко-лингвистической точки зрения само слово «правый» означает — правильный, а «левый» — выражает нечто плохое. С такими явлениями можно столкнуться в русском, английском, французском и китайском языках.
С интеллектуальной точки зрения леворукие обучающиеся имеют более высокие оценки, что подтверждено соответствующими исследованиями, а также считаются более талантливыми, нежели правши.
Исследование американской Ассоциации психологических наук выявило взаимосвязь между доминирующей рукой и нашим взглядом на окружающий мир. Доказано, что человек с большей вероятностью предпочитает тот предмет, который находится на стороне доминирующей руки. Так же и с ассоциациями: правши склонны считать «хорошим» то, что находится справа, а левши – слева. Эта же особенность заставляет нас обращать больше внимание на ту сторону улицы, экрана, страницы и т. д., которая является для нас предпочтительной. Так как большинство из нас – правши, то и рукотворный мир ориентирован именно на это большинство. Всё важное, как правило, располагается справа. Психологи, зная эту особенность, могут прогнозировать некоторые поступки людей и определить, говорит ли человек правду. Даже само это понятие связано с доминирующей у большинства рукой. Таким образом, правша и левша редко сходятся во мнении, ведь они смотрят на вещи под противоположными углами. Говоря о чем-то приятном, правша будет жестикулировать правой рукой, левша же может расценить такое поведение как негативное. Конечно, все это происходит на подсознательном уровне. Второй взгляд на происходящее, обычно, расставляет все на свои места, ведь мы состоим не только из инстинктов – нам дан еще и разум.
Говорить о доминирующей руке можно уже в пятилетнем возрасте. Известно, что дети-левши могут несколько отставать от правшей в речевом развитии, так как центр речи располагается в менее активном у них, левом полушарии. Также для них выше риск СДВГ (синдрома гиперактивности и дефицита внимания). Есть сведения, что среди больных шизофренией левшей 20 процентов, в то время как среди здоровых людей процент в два раза ниже.
Однако большинство ученых не видят причин для особого беспокойства. Леворукость – не диагноз, а всего лишь особенность человека. Есть достаточно исторических свидетельств, говорящих о гениальности левшей. Достаточно вспомнить Леонардо да Винчи, чей феномен не разгадан до сих пор. Аристотель, Пушкин, Эйнштейн, Наполеон Бонапарт, Пабло Пикассо, Лев Толстой – лишь малый список гениев, способных видеть мир с другой стороны.
Ученые пришли к выводу, что левши в ряде областей превосходят правшей. Так, по результатам последних исследований выяснилось, что леворукие люди быстрее реагируют на ситуацию и, возможно, даже более рационально действуют. Однако эта тенденция проявляется только в отношении мужчин, а исследование способностей леворуких и праворуких женщин дало другой результат.
Называя конкретные области, в которых леворукие люди опередили праворуких, ученые рассказали, что левши лучше справляются с прохождением компьютерных игр, которые требуют большой скорости реакции; могут без ущерба разговаривать во время вождения; являются лучшими пилотами реактивных истребителей, сообщает ABC ScienceOnline.
В настоящее время, по различным оценкам, левши составляют около 8–15% населения мира. Левшей больше среди мужчин, чем среди женщин. Известно также, что левши чаще страдают определенными заболеваниями, например шизофренией, и чаще, чем правши, становятся алкоголиками. Причины разделения человечества на левшей и правшей досконально неизвестны.
Этот древний-древний-древний мир!
Военная хитрость
Два морехода
Щелкунчик
Вода может клеить?