Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье детей возможны только при сохранении правильной осанки.
При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид человека, но и возникают серьезные отклонения от нормы.
Значение состояния осанки для формирования общего здоровья доказывается большой распространенностью заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди школьников с нарушением осанки.
От умения правильно держать свое тело зависит не только внешний вид людей, но и их здоровье. Нарушение осанки неблагоприятно сказывается на физическом развитии организма, особенно на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. При нормальной осанке создаются благоприятные условия для работы внутренних, органов.
Осанка - это привычная, непроизвольная поза человека в состоянии покоя и во время движения. Ее основой является позвоночник. Характер осанки зависит от изгибов позвоночника и грудной клетки, взаимного расположения головы, плечевого пояса, рук, туловища, таза и ног.
Она формируется в процессе роста и развития человека и изменяется в зависимости от условий быта, учебы, труда, занятий физическими упражнениями. Поэтому очень важно со дня рождения ребенка заботиться о формировании правильной осанки, о его физическом развитии.
Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье детей возможны только при сохранении правильной осанки.
Вложение | Размер |
---|---|
«Влияние физических упражнений на осанку младших школьников». | 605.44 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Исследовательская работа
«Влияние физических упражнений на осанку младших школьников».
Исполнитель: Воробьева Кристина,
Руководитель: Воробьева Н.Ю.,
учитель физической культуры
г. Нижняя Тура
2016г.
Содержание.
I. Введение_________________________________________________________ 3
II.Основная часть________________________________________________
2.1. Значение правильной осанки и её признаки______________________ 5
2.2. Причины нарушения осанки 8
2.3 Исследовательская работа 12
2.4. Развитие здорового школьника и осанки 15
Приложение 26
1.Введение
В настоящее время в нашей стране около 60% детей школьного возраста имеют различные нарушения осанки, из них у 20% - сколиоз позвоночника. Растёт больное поколение и если немедленно и всерьез не заняться здоровьем детей, у нас не будет будущего. Если раньше таких заболеваний было мало, то сейчас уже в дошкольном, школьном возрасте слабые мышцы спины, сутулость, носят массовый характер.
Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье детей возможны только при сохранении правильной осанки.
При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид человека, но и возникают серьезные отклонения от нормы.
Актуальность данной темы несомненна, ведь здоровье детей во многом зависит от постановки физической культуры в семье и в детских учреждениях. Необходимо добиваться, чтобы дети испытывали потребность в физических упражнениях так же, как в ежедневном потреблении пищи.
Задачи:
Физические упражнения влияют на осанку ребенка.
Методы исследования:
1 .Исследование.
2. Анкетирование.
3. Обработка данных мониторинга здоровья обучающихся в МБОУ «СОШ №7»
II. Основная часть.
2.1. Значение правильной осанки и её признаки.
Значение состояния осанки для формирования общего здоровья доказывается большой распространенностью заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди школьников с нарушением осанки.
От умения правильно держать свое тело зависит не только внешний вид людей, но и их здоровье. Нарушение осанки неблагоприятно сказывается на физическом развитии организма, особенно на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. При нормальной осанке создаются благоприятные условия для работы внутренних, органов.
Осанка имеет большое эстетическое значение. Миллионы зрителей с восхищением наблюдают за участниками соревнований по художественной и спортивной гимнастике, акробатике, фигурному катанию, любуются стройными, гармонически развитыми спортсменами с хорошей осанкой.
Осанка - это привычная, непроизвольная поза человека в состоянии покоя и во время движения. Ее основой является позвоночник. Характер осанки зависит от изгибов позвоночника и грудной клетки, взаимного расположения головы, плечевого пояса, рук, туловища, таза и ног.
Она формируется в процессе роста и развития человека и изменяется в зависимости от условий быта, учебы, труда, занятий физическими упражнениями. Поэтому очень важно со дня рождения ребенка заботиться о формировании правильной осанки, о его физическом развитии.
Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье детей возможны только при сохранении правильной осанки. Хорошая осанка, как правило, сопутствует хорошему здоровью, плохая осанка обычно свидетельствует о слабом здоровье. К тому же человеку с плохой осанкой труднее дышать, у него хуже работают сердце и другие внутренние органы. Нарушения осанки способствуют появлению чувства дискомфорта, болевых ощущений в теле, вызывают деформации скелета (особенно позвоночника, грудной клетки, плечевого пояса, таза), влекут поражения внутренних органов. Малоподвижный образ современной жизни, неестественная обувь и одежда способствуют неважной осанке, «одеревенелости» и атрофии мышц.
Тест на правильность осанки
Простейший способ оценить свою осанку заключается в следующем. Встаньте вплотную спиной к шкафу или стене. Сомкните стопы, смотрите прямо вперед (голова должна касаться шкафа). Руки опущены. Если ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая; в противном случае мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник вперед (лордоз). При правильной осанке голова и туловище расположены на одной вертикали, плечи развернуты, слегка опущены и находятся на одном уровне. Рельеф шеи с обеих сторон симметричен, лопатки не выпирают, физиологическая кривизна позвоночника нормально выражена, грудь приподнята (слегка выпячена). Живот втянут, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, стопа без деформаций с хорошо видимой выемкой со стороны внутреннего свода.
Осанка зависит от формы и гибкости позвоночника, угла наклона таза, положения головы, плечевого пояса, от состояния мышц, связок, нервной системы, зрения и т.п. Человек с подавленным настроением опускает голову, подает плечи вперед, близорукий сутулится, здоровый счастливый человек держит голову прямо и гордо, плечи расправляет.
2.2. Причины нарушения осанки.
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями или дефектами осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата. Осанка может изменяться при неправильном: физическом воспитании, под воздействием: неблагоприятных условий внешней среды, из-за неудобных вынужденных рабочих поз. Нарушение осанки может произойти в любом возрасте, но все, же чаще всего это происходит в детстве. К сожалению, мало кто следит за правильным положением тела ребенка во время его учебы в школе. А ведь от этого страдает не только спина, но и глаза. У детей часто очень рано появляется близорукость, (поэтому правильную осанку надо формировать с детства). В течение дня дети выполняют массу разнообразных движений, многие из них проводят много времени сидя, что не является идеальным для позвоночника. К концу дня спина устает и все труднее поддерживать правильную осанку - возникают различные нарушения осанки.
Причиной возникновения нарушения осанки и сколиозов у детей служит недостаточная устойчивость у них общего центра тяжести тела. Осанке же при этом отводится роль системы, обеспечивающей равновесие организма в
пространстве.
Дома детям необходимо создавать все условия для правильного физического развития и устранять все, что может быть причиной нарушения: осанки. Важно систематически следить за правильным положением детей во время занятий, отдыха и выполнения физических упражнений. Родители должны напоминать детям, чтобы в положении стоя они равномерно распределяли тяжесть тела на обе ноги, держали голову и туловище прямо, не горбились, не стояли, наклонив голову вперед или выпятив живот.
Необходимо систематически следить за осанкой и во время ходьбы. Девочки должны ходить легко, изящно и грациозно. Следует им напоминать, чтобы во время ходьбы они держали плечи на одном уровне и слегка отводили их назад, нижние углы лопаток чуть-чуть сводили, мышцы: живота подтягивали. Вид у идущей девочки должен быть не расслабленный, но и ненапряженный. При ходьбе нельзя сгибать туловище вперед и раскачиваться в стороны. Правильная осанка воспитывается путем тренировки.
При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид человека (неуклюжая походка), но и возникают серьезные отклонения от нормы. Так, изменение грудной клетки (куриная и плоская грудь), поясничного изгиба, выпячивание живота, укорочение грудных мышц и другие дефекты осанки затрудняют работу внутренних органов, отражаются на психическом и физическом развитии детей, приводят к снижению их работоспособности. Своевременное выявление вредных привычек, порождающих неблагоприятные изменения, позволит предотвратить возникновение изменений в 'опорно-двигательном аппарате. Всестороннее физическое развитие предупреждает нарушение осанки.
Возможные дефекты осанки:
1. Круглая осанка характеризуется увеличением изгиба грудных позвонков, сглаживанием шейного и поясничного лордозов. Мышцы спины и живота слабые, растянутые. Грудная клетка недоразвитая, впалая, плечи свисают вперед, лопатки выпячиваются. Функции органов дыхания и сердца затруднены.
2. При сутулой осанке ярко выражен изгиб грудного отдела позвоночника. Грудная клетка впалая, лопатки отстают, плечи выступают вперед, голова наклонена вперед.
5. При плоской спине недоразвиты все изгибы позвоночника, угол наклона таза уменьшен, живот втянут, ягодицы чрезмерно выпячены назад, передне-задний размер грудной клетки уменьшен, а поперечный увеличен. Ребенок держится напряженно, подчеркнуто прямо, движения его неуклюжи.
6. Косая спина (асимметричная Осанка) возникает при асимметричном положении плечевого пояса и таза, разной длине ног или косом положении таза. Если не принять мер для исправления осанки, могут возникнуть изменения в межпозвоночных дисках и костной ткани, характерные для очень тяжелого заболевания - сколиоза.
Основную роль в формировании осанки играет равномерное развитие мышц и правильное распределение мышечной тяги. Обычно причиной нарушения осанки является слабое развитие мышц спины (которые не могут длительное время удерживать позвоночник в прямом положении) и живота. Поэтому в школьном возрасте их развитию необходимо придавать большое значение. Дети, у которых мышцы спины не подготовлены к длительному сидению за партой и за столом, из-за усталости меняют позу, находят наиболее удобное положение, которое постепенно закрепляется и переходит в привычное.
Нарушения осанки возникают также в результате отклонений в состоянии здоровья, вызванных различными инфекционными заболеваниями, развитием косоглазия и др. Школьники очень много времени проводят сидя, причем часто сидят неправильно: горбятся, низко склоняют голову, неровно держат плечи. Такая вредная привычка очень пагубно сказывается на осанке.
Во время чтения сидеть надо удобно, упираясь спиной о спинку стула, руки на столе располагать симметрично, без напряжения, плечи удерживать на одном уровне, голову слегка наклонять вперед. Стол должен быть на 2-3 см выше локтя: руки, согнутой под прямым углом. Расстояние от тетради до глаз -35 см, причем нижний левый угол тетради у середины груди.
Важной причиной, способствующей возникновению дефектов осанки школьников, является также нарушение режима питания, сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе. Чем раньше выявлены дефекты осанки и устранены причины, вызывающие отклонения (не соответствующая для занятий мебель, ношение груза в одной руке, нарушение режима питания, сна, отдыха и т.п.), тем легче их исправить.
2.3 Исследовательская работа.
Своё исследование я начала с анкетирования, которое провела в своём классе, учащимся я предложила следующие вопросы:
1. Делаешь ли ты утром зарядку? Да - 13 чел. Нет- 6 чел. 2.Выполняешь ли ты домашнее задание по физической культуре? Да -11 чел. Нет - 8 чел.
10. Следят ли родители за твоей осанкой? Да - 10 чел. Нет - 9 чел.
Делаешь ли ты Выполняешь ли Много ли времени Занимаешься Чувствуешь ли
утром зарядку ты д/з по ф/к проводишь на ли ты в спорт. боли в спине
свежем вохдухе секциях
Контролируешь Много ли времени Есть ли рабочее Режим дня и Следят ли родители
ли ты осанку проводишь сидя место отдыха за осанкой
По результатам анкетирования мы убедились, что физические упражнения способствуют формированию правильной осанки младших школьников. У тех учащиеся, которые контролируют свою осанку, занимаются в секциях и соблюдают свой режим дня, и режим отдыха, не наблюдается нарушение
осанки. Это лишний раз доказывает целесообразность использования физических упражнений.
После проведенного анкетирования я узнала о состоянии здоровой осанки у медицинского работенка нашей школы Паньковой Татьяны Петровны. Обработка данных мониторинга здоровья обучающихся в МБОУ «СОШ №7» дала следующие результаты:
нарушение осанки
На диаграмме видно, что идет увеличение количества обучающихся с нарушением осанки. Я сделала вывод, что необходимо выполнять физические упражнения для формирования правильной осанки. Попрошу классного руководителя познакомить родителей с результатами моего исследования. Со своей презентацией выступлю перед учащимися начальной школы.
Вместе с Натальей Юрьевной мы составили комплекс упражнений и предлагаем проводить его ежедневно на уроках во время динамической паузы и на уроках физической культуры (Приложение 2).
2.4 Развитие здорового школьника и осанки.
В первые годы жизни ребенка необходимо полноценное питание, массаж и физкультура для здоровья в целом и нормального формирования позвоночника. Регулярные визиты к врачу позволят своевременно выявить нарушения опорно-двигательного аппарата.
Здоровый ребенок должен много двигаться (из-за особенностей детской нервной системы и мышц). Если находиться в одной позе в положении сидя или стоя приходится дольше нескольких минут, ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, начинается формирование неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки. Небольшая, регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора, ежедневная физкультура) -необходимые условия нормального развития опорно-двигательного аппарата.
Осанка в основном формируется в 6-7 лет, это связано с основными задачами предмета «Физическая культура» и проводится с учетом возрастных особенностей развития учащихся.
Дети 6-9 лет находятся в периоде интенсивного биологического развития и активного освоения различных форм школьного труда. В связи с этим обучение осанки в 1-2 классах направленно на привитие навыка правильной осанки и профилактику отрицательных влияний однообразных поз и малоподвижного режима, характерного для школьного труда.
С первого дня в школе позвоночник ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки. Гиподинамия, неправильное физическое воспитание, неудобная мебель, отсутствие навыка правильной осанки - ухудшает состояние опорно-двигательного аппарата. При сколиозе грудной отдел позвоночника -изогнут выпуклостью вправо, а позвонки при взгляде сверху - закручены против часовой стрелки. Такой тип нарушения осанки иногда называют «школьным сколиозом».
Чаще всего первоклассник делает уроки в полумраке, за столом, рассчитанным на взрослого, и на «взрослом» стуле. Столешница находится на уровне подбородка, плечи - выше ушей, спина выгибается, чтобы опереться на спинку стула - в поясничном отделе формируется кифоз (вместо лордоза) или ребенок сидит боком на краешке стула - формируя сколиотическую осанку.
Легко воспитать и закрепить у школьников новую правильную осанку, если одновременно с укрепляющими оздоровительными мерами (рациональный распорядок дня, полноценный сон, питание и закаливание) учащиеся ежедневно выполняют разнообразные физические упражнения.
Каждый школьник должен выработать привычку к правильной осанке. При стоянии и ходьбе свободно, без особых усилий, держать голову и корпус прямо, плечи держать на одном уровне, слегка отведены назад и нормально опущены вниз.
Без специальных мер профилактики плохая осанка грозит практически каждому школьнику - это соблюдение элементарных правил:
• После уроков школьнику (особенно) ученику младших классов, нужно
полежать не меньше часа, чтобы мышцы расслабились и отдохнули.
• При чтении в постели необходимо хорошее освещение, поза,
сохраняющая физиологические изгибы (полулежа на большой и
достаточно жесткой подушке с небольшим валиком под поясницей), и
пюпитр или положенная на колени подушка, чтобы книга находилась
подальше от глаз, а руки лежали на опоре и не нагружали шейный отдел
позвоночника.
физиологические изгибы позвоночника будут сохраняться (и во время сна).
Необходимо больше двигаться, 20-30 минут в день заниматься физкультурой. Вид спорта и интенсивность нагрузок подбирать в соответствии с состоянием здоровья.
В положении сидя плотно опираться спиной на спинку стула, стараться сохранять постоянный изгиб. Сидеть прямо. Не сгибая туловища и не наклоняя голову вперед.
2.5 Профилактика нарушения осанки.
Для профилактики нарушения осанки необходимо соблюдать целый ряд мер. Важное место среди них занимает правильный режим дня: он должен соответствовать возрастным особенностям ребенка. Не менее важно полноценное физическое воспитание во всех возрастных группах.
Существует различные методы для профилактики нарушения осанки. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы, позволяют добиться воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект.
Предупреждение дефектов осанки заключается в рациональном физическом воспитании и в соблюдении гигиенических правил жизни дома и в школе.
Правильный режим предполагает соблюдение следующих правил:
1. Постель ребенка должна быть полужесткой, ровной, устойчивой, с
невысокой, лучше ортопедической подушкой. Желательно приучить ребенка
спать на спине или боку, но, не свернувшись «калачиком».
2. Приходя из школы, ребенок после обеда должен лечь и отдохнуть 1-1,5
часа для того, чтобы нормализовать тонус мышц спины и освободить от
нагрузки позвоночник.
3. Время непрерывного пребывания в положении сидя не должно
превышать 45 мин.
4. Ребенок должен ежедневно заниматься оздоровительной или
специальной гимнастикой. Минимальная продолжительность занятий - 20
минут, оптимальная - 40 минут.
7. Необходимо научить ребенка сидеть в правильной рабочей позе во время письма, чтения под контролем педагогов и родителей.
• Между грудью и столом - расстояние от 1 до 2 см
• Предплечья симметрично и свободно, без напряжения лежат на столе,
плечи симметричны
8. Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке, в начальной
школе лучше дать ребенку ранец.
11. Ежедневная утренняя гимнастика должна проводиться с 4-5 летнего
возраста с последующими закаливающими процедурами (обтирание, обливание
прохладной водой).
12. Через 35-40 мин занятий делать перерыв на 3-5 мин с выполнением 3-5
упражнений.
13. Ежедневно гулять на свежем воздухе 1,5-2 часа, отдыхать днем (до 1 часа).
Всегда проще произвести профилактику какого-либо заболевания или нарушения, чем впоследствии его вылечить. Поэтому заниматься физическими упражнениями полезно, начиная с раннего возраста для того, чтобы следить за положением своей осанки. Хорошей осанки никогда не будет у того, у кого слабые мышцы. Ведь именно мышцы поддерживают и спину, и плечи, и голову. А мышцы будут крепкими у того, кто занимается физическим трудом, физкультурой.
Самым действенным средством профилактики и устранения недостатков в осанке служат физические упражнения.
2.6 Формирование и упражнения для правильной осанки.
Существует масса физических упражнений для формирования правильной осанки. Она должна быть правильной в любом при любом положении, которое бы не занял человек. Стоя и сидя, в положении покоя или при ходьбе необходимо помнить об осанке и о том, что она может стать показателем нашего настроения и самочувствия.
Для формирования правильной осанки достаточно знать, как правильно сидеть. Ступни необходимо ставить на пол ровными, спину держать расправленной, живот слегка подтянутым. Центр тяжести должен находиться где-то посредине между крайней точкой ступней и позвоночником, а в идеале нагрузка от общего веса тела должна распределиться равномерно. Для формирования правильной осанки о ней нужно помнить постоянно. Вставайте через каждые тридцать-сорок минут, чтобы вытянуться, сменить положение тела, пройтись и ослабить нагрузку на позвоночник.
Упражнения, направленные на формирование осанки, выполняются уже естественным образом во время ходьбы. Голова не должна быть опущена вниз, землю. Ходить нужно с гордо поднятой головой, - вы будете выглядеть уверенно и гордо. Плечи необходимо держать опущенными и ровными, слегка отведенными назад. Стараться слегка втягивать мышцы живота. Это позволит укрепить пресс и мышцы поясницы, удерживающие в правильном положении нижний отдел спины.
Важно уметь сохранить осанну в максимально возможном правильном положении не только во время бодрствования, работы или занятий спортом. При отдыхе и во время сна важно обеспечить своей осанке правильное положение.
Важно учитывать, что у детей 6-10 лет слабо развиты мышцы и связки, особенно мышцы спины и живота. Позвоночник у них гибкий, податливый к привычным изменениям положения туловища, плечевого пояса и ног.
Школьники 1-4 классов очень подвижны, но вместе с тем нетерпеливы. Они быстро утомляются при однообразной относительно длительной работе. Естественную потребность детей в движениях надо направлять в правильное русло, воспитывать у них привычку ежедневно делать зарядку и заниматься физическими упражнениями.
Укрепляя организм школьников и гармонически развивая их мышечную систему, надо наряду с этим формировать у них правильную осанку. Важно помнить, что неправильные привычные позы тела очень опасны: они закрепляются и приводят к нарушениям осанки.
В комплексы для детей школьного возраста необходимо включать динамические упражнения, такие, как ходьба, бег, прыжки, а также элементы и связки танцевальных движений. В этом возрасте большое внимание уделяется воспитанию координационных способностей школьников (см. приложение).
Для выработки и закрепления навыка правильной осанки используют различные общеразвивающие упражнения (при обязательном сохранении правильного положения тела), упражнения в равновесии и координации, а также игры, правила которых предусматривают соблюдение правильной осанки.
Прежде чем приступить к выполнению упражнений нужно помнить, что позвоночник, как ни какая другая часть тела, очень быстро реагирует на наше к нему внимание. Поэтому нужно выполнять определённые требования. Во-первых, не стоит делать резких движений и не прилагать слишком большие усилия к закостеневшим местам. Во-вторых, не надо переусердствовать, нужно выполнять одно упражнения, соизмеряя нагрузки со своими физическими возможностями. В-третьих, нужна постепенность и осторожность, не стоит стремиться выполнять упражнения с максимальной амплитудой движения. Кроме этого, нельзя забывать, что выполнение упражнений должно нести нам радость и облегчение.
Ш. Заключение
Нарушение осанки является одной из основных патологий физического развития школьников. Подавляющее большинство нарушений осанки у детей школьного возраста имеет приобретенный функциональный характер, и связаны они с нерациональной организацией учебного процесса.
Выдвинутая мною гипотеза оказалась верной. Физические упражнения влияют на формирование правильной осанки ребёнка.
Для формирования правильной осанки необходимо создание рациональной среды не только в образовательных учреждениях, но и в домашних условиях. Поэтому, важное значение в профилактике нарушений осанки отводиться ЛФК, которая способствует укреплению мышечного корсета и снятию напряжения. Воспитание навыков поддержания правильной осанки должно начинаться в семье. С этой целью необходимо проводить беседы с родителями и детьми.
Осанку предопределяет множество факторов, в том числе и врожденные и наследственные причины, перенесенные заболевания и травмы. Но все, же самый большой вред осанке приносит пренебрежение социально -гигиеническими правилами - нерациональный образ жизни, несоответствующий физиологическим запросам пассивный отдых, не закаленность, недостаточное пребывание на свежем воздухе.
Отрицательно влияют на осанку и несоответствующая гигиеническим нормам мебель, инвентарь и оборудование дома и в школе, неудобная одежда и обувь, привычка к неправильным позам.
Правильная осанка дает экономию сил в работе мышц, способствует правильному положению и нормальной деятельности внутренних органов, укреплению здоровья и повышению работоспособности.
В связи с этим, анализ изученной литературы показал, что профилактика нарушений осанки является важным звеном в гармоничном психофизическом развитии детей и должна проводиться педагогом, родителями и ребенком
совместно. Лишь их совместные усилия могут привести к ощутимому результату и гарантировать полноценную жизнь подрастающему поколению.
Формировать и следить за осанкой только на уроках физической культуры невозможно, для этого нужны дополнительные часы - часы здоровья.
Осанка может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Изменения осанки могут происходить от улучшения или ухудшения работы опорно-двигательного аппарата. Некоторое влияние на осанку оказывает и центральная нервная система. Достаточно вспомнить, как выглядит человек после тяжелого нервного потрясения.
Хорошими средствами для формирования правильной осанки являются упражнения в равновесии, балансировании и расслаблении.
Систематические и разумные занятия физической культурой и спортом считаются лучшим средством предупреждения нарушений осанки. Каждый учитель - предметник на своем уроке должен знать, как проводить физкультминутки. Особенно физкультминутки обязательны в начальных классах.
По результатам анкетирования мы убедились, что физические упражнения способствуют коррекции нарушений осанки младших школьников, что нашло подтверждение в результатах и выводах анкетирования. Это лишний раз доказывает целесообразность использования физических упражнений в младшем возрасте, т.к. использование в более поздние сроки становиться менее эффективным.
IV. Список литературы.
1. Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики. - Ростов
н/Д: Феникс, 2005. - 208 с.
2. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. - Л.: Медицина, 1991. -
416 с. - (научно-популярная медицинская литература).
3 . Буц Л.М. О формировании правильной осанки. - Москва, 2008
9. Милюкова И.В., Едемская Т.А. Лечебная гимнастика и нарушение осанки у
детей. - СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2003. - 127 с.
Приложение 1
Анкетирование.
1 .Делаешь ли ты утром зарядку? а) да б) нет
а) да б) нет
8. Есть ли у тебя своё рабочее место?
а) да б) нет
9. Соблюдаешь ли ты режим дня и режим отдыха?
а) да б) нет
10. Следят ли родители за твоей осанкой?
а) да б) нет
Приложение 2
Упражнение для формирования правильной осанки.
1.Встать спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5 с. Запомнить его и, стараясь не нарушать,
сделать шаг вперед, затем назад.
2. Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной.
3. Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу вперед, не теряя касания со стеной.
4. Стоя с предметом на голове и сохраняя правильное положение туловища, подняться на носки, вернуться в и. п .
5. Ноги вместе, руки вперед. Делать выпады вперед правой, затем левой ногой .
6. Ноги вместе, руки на поясе. Присесть и вернуться в и. п .
7. В висе. Махи прямыми ногами вправо-влево («Маятник»).
8. Повороты туловища вправо и влево, как можно больше. Ноги прямые вместе.
9. Вис на гимнастической стенке или перекладине.
Весёлые польки для детей
Госпожа Метелица
Четыре художника. Осень
Дерево в снегу
Военная хитрость