Педагогические россыпи
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_pedagogicheskie_rossypi_kosmos.doc | 71.5 КБ |
I.Радиолинейка. КОСМОС- воплощение мечты.
1 ведущий. 2011 год объявлен годом космонавтики. 12 апреля – Всемирный день космонавтики.
2 ведущий. Человечество издавна стремится к звёздам. С незапамятных времён люди мечтали о полётах на Луну, на планеты, к далёким и таинственным мирам.
1 ведущий. Что же влекло их? Прежде всего, желание постигнуть неведомое, фантазии…
2 ведущий. Людей всегда манили дали,
Их вечно звали океаны…
1 ведущий. И вот, 4 октября 1957 года в СССР запущен первый искусственный спутник Земли. До полёта человека в космос оставалось 4 года.
2 ведущий. Да, эта дата- 12 апреля 1961 года - запомнится навсегда. Все радиостанции страны сообщили…
Сообщение Левитана. Говорит Москва, говорит Москва. Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время 10 часов 02 минуты. Передаём сообщение ТАСС о первом полёте человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту первый в мире космический корабль «Восток» с человеком на борту. Пилотом корабля является лётчик- космонавт Гагарин Юрий Алексеевич.
1 ведущий. Ставшее историческим гагаринское «Поехали», первые 108 космических минут. Звучащее на весь мир русское имя: «Гагарин»! Оранжевый скафандр, белый гермошлем, руки, поднятые в торжественном жесте. Таким он останется в нашей памяти навсегда. И ещё память сохранит слова Юрия Алексеевича Гагарина.
Звучит речь Гагарина. – Дорогие друзья! Близкие и незнакомые! Соотечественники! Люди всех стран и континентов. Через несколько минут могучий космический корабль унесёт меня в далёкие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Всё, что прожито и сделано прежде, было сделано ради этой минуты.
2 ведущий. Этому сообщению Левитана и речи Гагарина ровно 50 лет. 50 лет тому назад впервые в истории человечества человек осуществил полёт в космос. Это беспримерная победа над силами природы, величайшее завоевание науки и техники, торжество человеческого разума.
1 ведущий. Нам каждый шаг
К заветной цели дорог.
Стучат сердца-
Звучит оркестров медь.
Есть подвиги, величие которых
Не сразу удаётся разглядеть.
2 ведущий. Ещё корабль космический на взлёте,
Ещё не знают жители планеты,
Что человек в космическом полёте
В огромной, уже взлетающей ракете.
1 ведущий. Могучий грохот двигателей. Половодье огня и дыма. Уходящая ввысь ракета. Таким запомнилось это апрельское утро.
2 ведущий. И чем дальше от нас этот памятный день, тем больше величие того, что совершил наш народ. Тогда был сделан самый сложный шаг в космос и к звёздам, и именно наш соотечественник сделал его, начав тем самым звёздный путь.
1 ведущий. Человечество никогда не забудет подвиг Юрия Алексеевича Гагарина.
2 ведущий. Прослушайте объявление. После уроков в кабинете физики состоится показ документального фильма о космодроме.
II. Материалы радиогазеты.
История космонавтики.
«В погоне за светом и знаниями человечество сначала робко выглянет за атмосферу, а потом завоюет себе всё околосолнечное пространство». К. Э. Циолковский.
Человека всегда манило небо и… звёзды. С тех самых пор как он стал осознавать себя . «Homo Sapiens» всегда хотел летать в небе, как птица, а вглядываясь в тёмные глубины космоса, где таинственно мерцали звёзды, ему не давали покоя вопросы: одинок ли он во Вселенной? Есть ли братья по разуму и какие они?
Впервые увидеть Землю с высоты птичьего полёта человек мог только с появлением воздушного шара в 1783 году, а с изобретением самолёта такая возможность появилась практически у всего человечества.
В это самое время, в конце ХIХ - начале ХХ столетия, бурно развивающееся воздухоплавание (появились дирижабли) и только что нарождающаяся авиация дали импульс всем мечтателям в мире, воскресив прекрасную мечту о полётах к другим мирам.
В конце ХIХ столетия (1881г.) русский революционер- народоволец Николай Кибальчич, приговорённый к смертной казни за убийство царя Александра II, за несколько дней до казни сделал первые наброски и расчёты (впервые в России) ракетного летательного аппарата. Примерно в это же время (конец ХIХ столетия) Константин Эдуардович Циолковский впервые теоретически обосновывает принцип ракетного движения, а будущий выпускник МВТУ имени Баумана Сергей Павлович Королёв, юноша, страстно влюблённый в небо, конструировал и строил планёры и сам летал на них. 17 августа 1933 года на полигоне в Нахабино стартовала первая советская ракета, полёт ракеты продолжался 18 секунд, и она достигла высоты 400 метров. Глубокой осенью, когда уже выпал снег, стартовала вторая ракета ГИДР-Х – полностью жидкостная.
Первый старт баллистической ракеты состоялся 18 октября 1947 года в 10 часов 47 минут утра, она взлетела на 86 километров.
Ракета Р-7 – главный итог земных трудов Королёва и начало его космических трудов. «Семёрка» - одно из чудес ХХ века, она первична в истории космонавтики.
Октябрь 1957 года – Р-7 выводит на орбиту первый искусственный спутник Земли.
Сентябрь 1959 года – Р-7 впервые в истории человечества донесла послание землян до Луны.
Октябрь 1959 года – Р-7 достигла к Луне автоматическую станцию, которая сфотографировала и передала снимок обратной, никогда не видимой, стороны Луны.
Август 1960 года – Р-7 вывела на орбиту космический корабль с подопытными животными (собаки Белка и Стрелка) для определения воздействия космических факторов на живой организм.
12 апреля 1961 года впервые в мире на орбиту спутника Земли ракетой Р-7 был выведен космический корабль, пилотируемый лётчиком-космонавтом СССР Юрием Алексеевичем Гагариным.
Дальнейшее развитие космонавтики:
- корабли серии «Восток» (СССР);
-«Меркурий» (США);
-«Джемини» (США);
-«Союз» (СССР);
-«Аполлон», «Аполлон-II» (США);
-«Прогресс» (СССР);
-«Колумбия» (США);
-«Челленджер» (США);
-станция «Мир»;
-проект «Альфа» - первая международная космическая орбитальная станция.
III. Вечер- панорама «Космос».
Аннотация.
Опыт показывает, что большой интерес у учащихся вызывают мероприятия, темы которых охватывают широкий круг вопросов, связанных с изучением двух или нескольких предметов (в данном случае: физики и астрономии).
Исходя из этого, я решила провести историко-физический вечер для старшеклассников, который охватил совершенно различные по содержанию и значимости факты и события, имевшие место в разных странах и веках; поэтому я и назвала свое мероприятие «вечер-панорама». На нём решила предложить ученикам посмотреть «глазами физика» на происходившее, чтобы лучше осмыслить события, оценить в них роль знаний, смекалки и интуитивных догадок. Для приобщения учащихся к коллективному поиску истины задумала вначале излагать исторический факт, а затем ставить к нему физический вопрос или давать задание, связанное с физикой. Так получилась своеобразная историко-физическая викторина.
Подготовка.
За 2 недели до вечера в школе вывешивается красочно оформленное объявление о викторине с кратким рассказом о её особенностях и приглашением принять участие (предоставляется список литературы для подготовки). С помощью библиотекаря учащиеся подбирают литературу, готовятся к викторине-панораме, используя современную информацию и средства.
Оформление зала.
В зале на стенах портреты космонавтов, репродукции на космическую тему (летательные аппараты).
План вечера.
1.Диалог ведущих.
2.Викторина.
3.Подведение итогов.
Цель: в яркой увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные учащимися на уроках физики, и применить их в другой области, раздвинуть границы учебников, пробудить желание как можно глубже понимать факты.
Вопросы викторины.
«Однажды вечером в 1665 году молодой человек двадцати трёх лет сидел в фруктовом саду родительского замка и раздумывал. Среди тишины вечера яблоко, говорят, упало перед ним. Этот факт, такой простой, который мог бы пройти незамеченным для всех других, поражает и возбуждает его внимание. Луна видна на небе. Молодой человек принимается размышлять о природе той единственной силы, которая толкает тела к Земле, он наивно спрашивает себя: почему Луна не падает? Думая об этом, он приходит к одному из наиболее прекрасных открытий, которыми может гордиться человеческий ум».
О ком идет речь, что это за открытие и какое отношение оно имеет к космонавтике?
(Ответ: об Исааке Ньютоне. Открытие закона всемирного тяготения. Полеты с Земли в космос связаны с преодолением земного притяжения).
2.«Экспедиция высадилась на поверхность Сатурна. Космонавты, одетые в защитные скафандры, предохраняющие от вредной атмосферы, осторожно зашагали по поверхности планеты». Укажите ошибку рассказчика.
(Ответ: у Сатурна нет твёрдой поверхности; под атмосферой простирается океан жидкого молекулярного водорода. Высадиться на эту планету нельзя).
3. Поставьте рядом с фамилией каждого конструктора названия тех ракетоносителей или ИСЗ, над созданием которых они работали:
С. Королёв, М. Янгель, В. Челомей. «Протон», «Спутник», «Космос».
(Ответ: С. Королёв- «Спутник», В. Челомей- «Протон», М. Янгель- «Космос».)
4. Мальчик уверял друга, что для полета на воздушном шаре должны соблюдаться следующие условия: газ для наполнения оболочки, оболочка и корзина должны быть легче воздуха, оболочка герметична. Прав ли ученик?
(Ответ: не совсем. Оболочка и корзина не могут быть легче воздуха; остальные требования правильны).
5. Эта планета, одна из ближайших к Земле, известно человечеству с древнейших времен. И с тех пор планете приписываются таинственные свойства предвестника войн и разрушений. Неслучайно планета и древнеримский бог войны носит одно имя. Долгое время в учёной среде была популярна идея населённости планеты живыми и даже разумными существами, но дальнейшие исследования не обнаружили там жизни. Что это за планета? Выберите правильный ответ: Меркурий, Марс или Венера.
(Ответ: Марс).
6. Самая большая планета Солнечной системы Юпитер ближе всех планет- гигантов находится к нам и к Солнцу. Она превосходит нашу Землю по объёму более чем в 1200 раз. Научные исследования показывают, что в атмосфере планеты есть водород, гелий, аммиак. Измерения температуры надоблачных слоёв методами астрофизики дали около -145С. В каком агрегатном состоянии находятся данные газы в атмосфере Юпитера?
(Ответ: водород и гелий - в газообразном, а аммиак - в твёрдом: в виде кристалликов.)
7. Почему на Земле нет гор в 10 раз выше Эвереста (высота 8,848 км)? На Марсе есть гора Олимп, высота которой составляет 24 км. От чего же зависит возможная высота вершин?
(Ответ: если горы будут выше максимально допустимой для данной планеты – критической – высоты, то давление у основания горы будет столь велико, что породы начнут сильно деформироваться и плавиться. Поэтому и существует критическое значение высоты гор.
Ускорение свободного падения на Марсе g=3,7м/c, поэтому сила тяжести там в 2,6 раза меньше, чем на Земле (g=9,8м/c), следовательно, критическая высота марсианских гор может быть больше, чем земных в Северном полушарии Земли.)
8. При спуске космического корабля с орбиты происходит разделение отсеков; орбитальный и приборный сгорают, войдя в плотные слои атмосферы, а на Землю возвращается спускаемый аппарат. Какой элемент конструкции этого аппарата учёные создали благодаря изучению метеоритов?
(Ответ: теплозащитную оболочку. Исследуя метеориты, учёные обнаружили, что поверхность этих тел обычно оплавлена, а внутреннее строение остается без изменений. Пришли к выводу, что наружную часть кабины спускаемого аппарата надо покрыть «жертвенным слоем», который должен сгореть в атмосфере и тем защитить корабль от воздействия высоких температур.)
9. Разделите названные далее летательные аппараты на группы «Аппараты легче воздуха», и «Аппараты тяжелее воздуха»: планёр, воздушный змей, самолёт, вертолёт, дирижабль, ракета, зонд.
(Ответ: Аппараты легче воздуха - дирижабль, зонд; аппараты тяжелее воздуха - все остальные.)
10. Назовите, какие вам известны профессии, по которым работают космонавты в длительном космическом полёте.
(Ответ: инженер, техник, астроном, географ, картограф, геодезист, биолог, медик, связист и так далее.)
11. Стеклянная часть гермошлема скафандра, предназначенного для пребывания в открытом космосе, покрыта тончайшим слоем чистого золота. Зачем?
(Ответ: слой золота отражает яркие солнечные лучи и тем предохраняет глаза человека от ослепления.)
12. Назовите одно из главных отличий пребывания человека на поверхности Луны от пребывания в открытом космосе?
(Ответ: наличие силы тяжести (на Луне).
Цель комплексного мероприятия: вовлечение школьников в удивительный мир космоса и науки приуроченный к 50-летию полёта в космос.
Эпиграф: Большие открытия не всякому по плечу,
но тот, кто не решается пробовать,
наверняка ничего не откроет. В. А. Обручев.
Задачи:
- расширение и углубление знаний и умений по предмету;
- повышение интереса учащихся к физике как одному из предметов естественно-научного цикла;
- повышение уровня мотивации учебной деятельности;
- создание условий, способствующих проявлению знаний и умений, в нестандартных ситуациях;
- формировать интерес к научным знаниям.
Оборудование: стенд под названием «Он позвал всех нас в космос» (первопроходцы, галерея космонавтов, хроника космических полётов); радиосеть школы; презентация вечера – панорамы
«Космос».
План комплексного мероприятия.
Аннотация.
Главными действующими лицами в организации и проведении комплексного мероприятия являются ученики, проявившие интерес к физике, а участниками учащиеся всей школы. Вся работа начинается с объявления на линейке о проведении комплексного мероприятия приуроченного к 50-летию полёта в космос. Стенд оформляется при активном участии учащихся. «Он позвал всех нас в космос»,- скажет о Гагарине Нил Армстронг – человек, первым из землян вступивший на поверхность Луны, вот откуда появилось название стенда.
В качестве «дикторов» радиопередач назначаются учащиеся с хорошей дикцией после предварительной работы учителем русского языка и литературы.
Вечер-панорама проводится по отдельному плану и с тщательной подготовкой.
В конце комплексного мероприятия по радио сообщаются итоги и результаты проведённой работы, называются фамилии учеников и классы, наиболее отличившиеся за этот период.
Гагарин.
Никогда не будешь ты состарен,
Юрий Алексеевич Гагарин!
Всё прошло: победы и ошибки,
Жизнь твоя осталась нам улыбкой,
Высшей благодарностью людской,
Молодой улыбкой колдовской.
Знаю я, что ты не дрогнул сердцем,
Только в удивлении затих,
Может быть, космическим пришельцем
Ты себя почувствовал на миг…
Не вместило гордый дух пилота
Крохотное тело самолёта,
По плечу - иные корабли!..
И когда Земля скользнула зыбко,
То на месте этой грозной сшибки
Солнечной
Гагаринской улыбкой
Вдруг родник
Забил из-под земли.
И. Слепиев.
Литература: 1). Оригинальные уроки физики и приёмы обучения. Автор: В. И. Елькин.
2). Занимательная физика. Автор- составитель: Т. Д. Гаврилов.
3). Физика. Нестандартные уроки. Автор- составитель: Н.В. Барышников.
4). Беседа о физике. Под редакцией И. Ю. Ненашаева.
5). Интернет ресурс: картинки, фотографии на тему «Космос».
6). Журнал «Физика в школе»: 2004г, 2006-2009г.
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Можно от Солнца уйти...
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Флейта и Ветер
Астрономы получили первое изображение черной дыры