Исследовательская работа ученицы химико-биологического класса, которая также обучается в художественной школе. Работа посвящена цветным реакциям, благодаря которым получены краски разных цветов. Ученица выполнила рисунки полученными красками и акварельными красками. Очень интересная работа.
Вложение | Размер |
---|---|
glushchenko_irina.docx | 2.35 МБ |
tezisy.docx | 17.09 КБ |
irina_glushchenko_kraski.pptx | 1.18 МБ |
Химия цвета.
Автор: Глущенко Ирина Андреевна, МБОУ СОШ № 20 города Невинномысска, 10 класс.
Руководитель: Дунаева Ирина Ивановна, учитель химии высшей категории МБОУ СОШ № 20 города Невинномысска
Мы живем в удивительном и прекрасном цветном мире. Любуемся прекрасным голубым небом, оранжевым солнцем, яркой зеленью весны, разноцветьем лета, ослепительной белизной зимы. Как радуются дети и взрослые, когда после теплого летнего дождика на небе появляется радуга. Разноцветная радуга восхищает и изумляет. Никто и никогда не задумывался, откуда берется цвет? Почему небо голубое? Трава зеленая, солнце рыжее? Я всегда любила и люблю цвет. Люблю рисовать и на протяжении нескольких лет училась в художественной школе. Рисую разными красками. Больше люблю масляные краски: они яркие и насыщенные. Так же мне нравится акварель за её восхитительную нежность и прозрачность.
В общеобразовательной школе я занимаюсь в классе химико-биологического профиля. Рассматривая различные цветные химические реакции, я определила для себя тему своей научно-практической работы «Химия цвета». И поставила цель: с помощью химических реактивов приготовить краски. Задачами моего исследования стали: изучить историю изготовления и применения красок, рассмотреть технологию изготовления красок из химических реактивов, практически получить краски и раскрасить ими рисунок, предварительно выполнив такой же рисунок с художественными красками. Я использовала следующие методы исследования в химии: описание, наблюдение, эксперимент и моделирование. Работу свою я считаю актуальной, так как её можно использовать при изучении темы «Химические свойства классов неорганических соединений» и «Окислительно-восстановительные реакции», которые сложны для учащихся, а с помощью наглядности и творчества можно добиться интереса к изучению цветных реакций в химии.
Цвет, как и любое сложное явление природы, имеет особенности, которые относятся к различным областям естествознания. Свойства светового луча, его природа, спектр, энергия, которую несет луч,— это физическое явление. Окраска вещества и причины ее возникновения – это химия; природа восприятия цвета человеком – биология; воздействие цвета на человека – экология. Таким образом, мы попытаемся ответить на вопросы, связанные, прежде всего с химией. В виду того, что в школьной лаборатории пока недостаточно реактивов, наши экспериментальные иллюстрации получились скромные, но они подтверждают все приведенные теоретической выкладки.
Изготовление красок состоит из нескольких операций: получение пигмента, изготовление «связующего» вещества, смешивание «связующего» вещества с пигментом. Приготовление красок. Цветные реакции проводят с использованием 5%-х растворов различных веществ, имеющихся в школьной лаборатории. Для приготовления пигментов цветные осадки фильтруют и прокаливают в фарфоровой чашке. Для получения акварели пигменты смешивают с декстрином, перетирая в ступке. «Связующее вещество» мы изготовили следующим образом: отделили желток отбелка сырого куриного яйца. Смешали его с оливковым маслом. Добавили 2% раствор уксусной кислоты. Все компоненты смеси находятся в соотношении по объёму: 20:10:5 соответственно. Перемешали все компоненты будущей краски до сметанообразного состояния. Краску поместили в кюветки. Хранить полученные краски необходимо в холодильнике.
Было выполнено 2 одинаковых изображения новогодней елки. Раскрашены эти изображения различными способами: с помощью самодельных красок и настоящими красками. Зелёный цвет был получен с помощью реакции обмена с получением гидроксида железа (2). Красный цвет – это роданид железа (3). Желтый цвет –иодид свинца. Синий цвет – малахитовая зелень. На наш взгляд, опыт удался. И оба рисунка выглядят замечательно. Конечно, наши полученные краски недолговечны, но они дают стойкий цвет закрашиваемой поверхности. Цвет— важнейшее изобразительное средство во всех видах искусства. О роли цвета в живописи и в художественной литературе много пишут и говорят, цвет присутствует как одно из важнейших выразительных средств. Писатели нередко используют цвета и цветовые эпитеты для характеристики своих героев. Вспомните светлую повесть А. Грина «Алые паруса». В творчестве таких писателей, как А. С. Пушкин или Л. Н. Толстой, даже можно проследить изменение цветовой гаммы, используемой ими в своих произведениях, при переходе к зрелому творчеству. Вот и закончилось мое короткое путешествие в мир химии и цвета. Конечно, нам не удалось заглянуть во все уголки этого многообразного разноцветного мира. И свою работу я планирую продолжить на следующий год: хочу освоить приготовление пальчиковых красок, а также получить различные красители из растений. В своей работе мы не смогли отразить все многообразие проблем, связанных с цветом. Она была посвящена лишь одной из немногих — химическим особенностям веществ, обладающих окраской. Акварельные краски просты в применении, дешевы. Их можно получить в условиях лаборатории, с помощью реакций ионного обмена, а также окислительно-восстановительных реакций. Краски, полученные в лаборатории, имеют сходные свойства с красками промышленного производства. Изучение цветных реакций повышает интерес к химии у учащихся, помогает им осваивать темы «Химические свойства классов неорганических соединений» и «Окислительно-восстановительные реакции».
Слайд 1
Химия цвета Автор работы : Глущенко Ирина Андреевна МБОУ СОШ № 20 города Невинномысска, 10 класс. Место выполнения работы: г. Невинномысск, ул. Калинина д.159-аСлайд 2
«Всё живое стремится к цвету» И.В Гете
Слайд 3
Цель работы : с помощью химических реактивов приготовить краски.
Слайд 4
Задачи исследования: изучить историю изготовления и применения красок, рассмотреть технологию изготовления красок из химических реактивов, практически получить краски и раскрасить ими рисунок, предварительно выполнив такой же рисунок с художественными красками.
Слайд 5
История возникновения красок
Слайд 6
Изготовление красок состоит из нескольких операций: Получение пигмента. Изготовление «связующего» вещества. Смешивание «связующего» вещества с пигментом.
Слайд 7
Белые осадки 1 ) BaCl 2 + Na 2 SO 4 = = BaSO 4 + 2NaCl. 2) ZnCl 2 + Na 2 S = = ZnS + 2NaCl. 3) Pb (NO 3 ) 2 + 2NaOH = = Pb (OH) 2 + 2NaNO 3 . 4) ZnCl 2 + 2KOH == Zn(OH) 2 + 2KCl. 5) CaCl 2 + H 2 SO 4 == CaSO 4 + 2HCl. 6) SrCl 2 + H2SO 4 = SrSO 4 + 2HCl. 7) ZnSO4 + NaOH == Zn(OH)2¯ + Na2SO4, Zn(OH)2 = t ZnO + H2O.
Слайд 8
Черные осадки FeCl 2 + Na 2 S = FeS + 2NaCl. Коричневые осадки 1) FeSO 4 + 2NaOH = = Na 2 SO 4 + Fe(OH) 2 , 4Fe(OH) 2 + O 2 + 2Н 2 О == 4Fe(OH) 3 .
Слайд 9
Зеленые осадки 1 ) 2CuSO 4 + 4NaHCO 3 == ( CuOH ) 2 CO 3 ¯ + 2Na 2 SO 4 + 3CO 2 ↑ + H 2 O, ( CuOH ) 2 CO 3 + 4CH 3 COOH == 2Cu(CH 3 COO) 2 + CO 2 + 3H 2 O. 2) NiSO 4 + K 2 HPO 4 == NiHPO 4 + K 2 SO 4 . 3) CrCl 3 + 3KOH == Cr(OH) 3 + 3KCl. 4) CoSO 4 + 2NaOH == Co(OH) 2 + Na 2 SO 4 , Co(OH) 2 == t CoO + H 2 O. 5) (NH 4 ) 2 С r 2 O 7 = t Cr 2 O 3 + 4H 2 О + N 2 .
Слайд 10
Красные и оранжевые осадки FeCl 3 +3 KCNS = Fe ( CN ) 3 +3 KCl Желтые осадки 1) Pb ( NO 3 ) 2 + 2 KI = PbI 2 + 2 KNO 3 .
Слайд 11
Голубые и синие осадки CuSO 4 + 2NaOH = Na 2 SO 4 + Cu(OH) 2 2CuSO 4 +2Na 2 CO 3 +H2O=( CuOH ) 2 CO 3 +2Na 2 SO 4 +CO 2
Слайд 12
Мои рисунки
Слайд 13
Заключение Цвет— важнейшее изобразительное средство во всех видах искусства.
Слайд 14
Спасибо за внимание!
3 загадки Солнечной системы
Шум и человек
Рисуем кактусы акварелью
Цветение вишни в лунную ночь
Земля на ладонях. Фантастический рассказ