В процессе работы над темой «Какую роль играют односоставные предложения в создании колорита кубанской литературы?» были изучены материалы хрестоматии, учебных пособий для школы, сборники стихов кубанских поэтов, литература публицистического характера. Автор показал умение работать с теоретическим материалом, анализировать и обобщать полученную информацию.
В ходе исследования были поставлены вопросы, проанализированы различные точки зрения на предмет исследования. Работа изложена логически последовательно, показывает ход мыслей автора. Информация обобщена в письменной форме и в электронном виде.
Вложение | Размер |
---|---|
evrika.docx | 34.07 КБ |
Какую роль играют односоставные предложения в создании колорита кубанской литературы?
Фурса Иван Юрьевич
Россия,Краснодарский край Тимашевский район, ст. Медведовская 9 «А» класс МОУ СОШ №13
Введение
Проблема исследования носит практический характер.
Предмет исследования: художественная и публицистическая литература Кубани
Цель определяется рядом задач:
Методы исследования: содержательный и стилистический анализ стихотворения Жанны Цикало «Нежданная зима», сочинения ученика 8 класса МОУ СОШ № 13 Рысина Виталия «Праздник урожая», статьи из газеты «Кубанские новости».
Структура работы: работа состоит из 4 частей и включает введение, основную часть, выводы, список использованных источников.
1. Основная часть
1.1. Из истории односоставных предложений
Тема заинтересовала меня по той причине, что в Кубанской литературе можно встретить много примеров различных вариантов односоставных предложений, которые выражают тончайшие оттенки мысли, показывают богатейшие возможности синтаксического строя русского языка, то есть создают особый колорит речи.
Тема «Односоставные предложения» вызывает немало споров и вопросов. Но, пожалуй, именно эта тема, как никакая другая, показывает богатство языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического и фразеологического состава русского языка, но и при помощи синтаксических конструкций.
Представители логико-грамматического направления (Н.И. Греч, А.X. Востоков, Ф.И. Буслаев), отождествляя предложение с суждением и рассматривали односоставные предложения как неполные, допуская, что один из главных членов предложения - суждения - может быть опущен. Исходя из того, что "без сказуемого не может быть суждения", Ф.И. Буслаев категорически утверждал: "...Но нет ни одного предложения, которое состояло бы только из подлежащего"1. Отсюда совершенно очевидно, что представители логико-грамматического направления не признавали номинативных предложений, а рассматривали их как неполные предложения.
Представители историко-психологического и формально-грамматического направлений - так же, как и представители логико-грамматического направления, считали, что важнейшей частью предложения является сказуемое, что в нем вся сила высказывания, что без сказуемого не может быть предложения.
Одним из первых, кто впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике, был Алексей Александрович Шахматов.
А.А. Шахматов (1864 – 1920), великий русский лингвист, внес огромный вклад в изучение синтаксиса и истории языка. С ранних лет он проявил глубокий интерес к проблемам языкознания. Еще учась в гимназии, он принимал участие в научных диспутах. Тогда же была опубликована его первая статья.
Многогранны научные интересы языковеда. А.А.Шахматов занимался историей и диалектологией русского и других славянских языков. Он возглавлял работу по созданию академического толкового словаря и комиссию по реформе орфографии. Он выдающийся русский синтаксист.
В книге А.А.Шахматова «Синтаксис русского языка», по словам В.В.Виноградова, «впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка». А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи Шахматова не потеряли до сих пор своей актуальности.
1.2. Односоставные предложения в публицистической речи Кубани
Особенно много односоставных предложений используется в публицистическом стиле.
Попробуем проследить, с какой целью они используются в газетных статьях.
Рассмотрим несколько фрагментов газетных статей. Выделим грамматическую основу в предложениях и определим, чем она выражена :
- Без опасения покупай кубанскую продукцию со знаком качества. (сказуемое «покупай» - глагол 2 лица ед.ч.)
- Знак “Качество Кубань” выполнили в виде синей ленты, расположенной по окружности, и двух лент красного цвета – в нижней части знака. (сказуемое «выполнили» - глагол 3 лица мн.ч. пр.вр.)
- Где еще в одном месте можно увидеть сразу все лучшие образцы кубанской продукции, пообщаться с производителями, наладить коммерческие контакты? (сказуемое «можно увидеть», «пообщаться», «наладить» - инфинитив)
- Отличная и качественная продукция Кубани. ( подлежащее «Продукция Кубани» - словосочетание)
Перед нами предложения, в которых грамматическая основа представлена только одним главным членом: только сказуемым или только подлежащим. Но нам абсолютно понятно, о чем говорится в предложениях, потому что односоставные предложения облегчают нашу речь, делают её более выразительной. Представим все типы односоставных предложений в таблице.
Односоставное предложение | Пример | Способ выражения главного члена |
Определенно-личное | В магазине приобретаю товары только со знаком «Качество Кубань». | Глагол 1 лица, ед.числа |
Неопределенно-личное | На заводах Краснодарского края производят разнообразную молочную продукцию. | Глагол 3 лица, мн.числа |
Безличное | В конце лета принято в станицах проводить Праздник урожая. | СИС вспом.глагол+инфинитив |
Назывное | Любимая кубанская земля! | существительное |
А теперь обратимся к тексту из газеты «Кубанские новости». Этот текст публицистического стиля, так как рассчитан на широкую аудиторию и содержит в себе призыв - делать правильный выбор и доверять именно кубанскому производителю. Из шести предложений три предложения определенно-личные.
1. Кубанское - значит отличное. 2.Об этом красноречиво свидетельствует высокий спрос продукции с маркой "Произведено в Краснодарском крае". 3. Если покупаешь продукцию отечественного кубанского производителя, значит, выбираешь качественные здоровые продукты. 4. Товарам со знаком «Качество Кубань» можешь смело доверять. 5. Знак этот служит гарантом качества продукции, подделать его практически невозможно. 6. Делайте правильный выбор: отличное качество и безопасность продукции вам гарантированы.
1.3. Использование односоставных предложений в художественной речи Кубани
Как известно из курса школьной программы, односоставные предложения подразделяются на несколько групп: назывные ( с главным членом подлежащим), определенно-личные, неопределенно-личные и безличные (с главным членом сказуемым). Попытаемся выяснить, каких же односоставных предложений больше в художественной речи?
Проанализировав несколько стихотворений из хрестоматии литературы Кубани, я увидел, что очень часто авторы используют именно определенно-личные предложения.
Найдём грамматическую основу | Определим способы выражения сказуемого
|
1. И снова на Кубань не ехала, а мчалась. (Жанна Цикало) | глаг., 1 л., ед. ч. |
2. Воспой эту землю, где детство и юность, где мама с порога глядела нам в след. (Сеитумер Эмин) | глаг. 2 л., ед. ч. |
3. Дадим друг другу руки, сожмем в рукопожатьи. (Татьяна Голуб) | гл., 1 л., мн. ч. |
4.Давайте всем миром, казачьим народом Родную природу любить и беречь! | гл., повел. накл. |
Можно легко догадаться, кто совершает действие. Ведь речь идет об определенном лице, то есть это я, ты, мы. Эти предложения яркие, выразительные, основное внимание в них сосредоточено на действии.
Таким образом, мы видим, что в этих предложениях главным является не лицо, а действие. Эти предложения нам помогают понять состояние души поэта. Часто в этих предложениях можно встретить обращение.
Перед нами поэтический текст. Это стихотворение нашей Медведовской поэтессы Жанны Цикало «Нежданная зима».
На Кубань нежданно, да с угрозами
Нынче север в гости привалил
И своими снежными заносами
По дорогам жизнь остановил.
Прикатил… Несли ж его лихие…
С головой метелями нырял.
Рукавицы, шапки меховые,
Валенки и шубы отыскал.
Отыскал лопаты деревянные,
И Кубань мою застал врасплох,
А затеяв игры окаянные,
В снеговой сыграл переполох.
И все окна расписал узорами,
Комьями навис на провода.
Обнимался вихрями с просторами
Словно не встречался никогда.
А казачек пощипал морозом,
Много дал работы молодцам.
Не страшился никаким угрозам
Завалился снегом у крыльца.
Ребятишек закидал снежками,
Рыбаков от речки отогнал,
И своими белыми усами
Все деревья края обмотал.
Пенье воробьиной серой стаи
По щелям под штрих домов разнес,
Разыгрался на дорогах края
И устроил снеговой занос.
И в сосульки всех конфигураций
Разукрасил на селе дома.
В край степей, орехов и акаций
Ворвалась нежданная зима.
Сосчитаем односоставные предложения, в том числе в составе сложного. Их тринадцать! А изменился бы текст, если бы автор использовал не односоставные предложения? Конечно! Мы видим, что односоставные предложения, а данном тексте это неопределенно- личные, словно наполняют текст живостью, на первый план выдвигают действие. И важным уже становится не север, как основное лицо, а именно те действия, которые он совершает.
1.4. Односоставные предложения в разговорной речи
Рассмотрим ещё один текст. Это сочинение учащегося 8 класса МОУ СОШ № 13Рысина Виталия.
Праздник урожая
Кубань. Родная Кубань. Славится она своими добрыми традициями.
В конце сентябре во многих кубанских станицах принято проводить замечательный Праздник урожая. В нем участвуют все жители. Весело и интересно празднуют успешное завершение уборочной страды, приветствуют приход золотой осени.
К этому празднику готовятся заранее. Главный организатор продумывает все действие, а участники стремятся воплотить его замысел. Ни одного станичника не может оставить равнодушным это мероприятие.
Праздник начинается утром. Нарядные, веселые станичники собираются на центральной площади поселка. Тут уже накрыты столы, уставленные дарами кубанской земли: сочными фруктами и ягодами, яркими овощами, ароматными колбасами и сырами, янтарным медом, аппетитными булочками и пирогами. Подходи и наслаждайся всеми дарами щедрой кубанской матушки-земли. Общайся с дорогими сердцу земляками, слушай и смотри выступления молодых талантов станицы, участвуй в конкурсах и викторинах.
Отведав кубанских разносолов, можно отправиться в ремесленную слободу и увидеть, как искусные мастера вырезают деревянные ложки, лепят глиняные горшки, плетут корзины.
Недалеко от них расположились женщины с рукоделием. Они вышивают, ткут, вяжут. Составляют прекрасные душистые букеты из осенних цветов, а то и вовсе затянут полюбившуюся с детства кубанскую песню. Да так, что дух захватывает.
Заканчивается праздник вечером спортивными состязаниями и веселыми казачьими песнями и плясками.
Хорошо потрудились, хорошо и отдохнем!
Основную часть этого текста составляют односоставные предложения. Преимущественно это неопределенно-личные предложения, именно этот вид односоставных предложений обладает разговорной экспрессией. Часто встречаются и безличные предложения. Они выражают такие смысловые, функционально-стилистические и изобразительно-выразительные оттенки, которые не могут быть переданы средствами двусоставных предложений, - в этом заключается их стилистическое своеобразие. Так, в разговорном и в публицистическом стилях безличные предложения служат средством создания образности, передают конкретно-чувственные представления героя, душевное и физическое состояние человека, природы.
Выводы
В своей работе я рассмотрел, какие синтаксические конструкции встречаются в художественной и публицистической и разговорной речи Кубани.
Цель данной работы – проанализировать типы односоставных предложений в литературе Кубани – достигнута. Для достижения этой цели были решены следующие задачи: я обратил внимание на особенности и отличия отдельных классификаций односоставных предложений, изучил лингвистическую литературу, отметил структурные признаки.
Приведенные в данной работе примеры из художественной и публицистической литературы Кубани показали, что практически все типы односоставных предложений широко распространены в различных стилях литературы. Проанализировав разные жанры произведений, я пришел к заключению, что в стихотворной речи чаще используются определенно-личные односоставные предложения. Они подчеркивают особенность лирической поэзии, отражающей личные переживания, чувства, настроения поэта и в то же время показывают личную причастность и ответственность его за все происходящее. В публицистической речи чаще используются односоставные неопределенно-личные и безличные предложения. Они придают речи динамичность и лаконизм, усиливают ее эмоциональность за счет актуализации действия. Таким образом, я пришел к выводу, что в литературе Кубани просто необходимы односоставные предложения. Они создают особый колорит: облегчают речь, делают её лаконичной, образной, выразительной.
Список использованных источников
Кто должен измениться?
Любимое яичко
Фокус-покус! Раз, два,три!
Упрямый зяблик
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна