Данная рапбота исследует историю появления танков их роль в Первой мировой войне.
Вложение | Размер |
---|---|
pervaya_mirovaya_voyna-ezabytaya_voyna.zip | 2.56 МБ |
Районная научно-практическая конференция школьников по истории, посвященная 100-летию начала Первой мировой войны «Незабытая война»
Работу выполнил
ученик 9 класса МБОУ Леньковская основная школа
Чертилов Александр
«Музыкальные ящики», изрыгающие смерть –танки Первой мировой войны».
Как и все мальчишки, я очень люблю игру «в войнушку». Когда я был помладше, мы с друзьями во время потешных баталий строили из стульев и коробок конструкции, которые называли танками. Повзрослев, я сохранил интерес к этим машинам. Поэтому темой моего исследования стали танки времён Первой мировой войны, в ходе которого я узнал не только историю возникновения танков в разных странах, но и выяснил, как это повлияло на ход войны.
Весь мир в начале прошлого века жил ожиданием войны, какой человечество еще не знало. В преддверии этой войны государства объединялись в военно-политические союзы, вели «малые» войны, оттачивая боевое мастерство своих армий, изобретали новые виды вооружений. Одним из них становится танк, впервые появившийся на полях сражений в 1916 году и переломивший все бытовавшие в то время представления о войне. Эти машины солдаты называли «музыкальные ящики» изрыгающие смерть.
После начала Первой мировой в 1914 году достаточно быстро на фронтах восстановилось шаткое равновесие, и началась так называемая «окопная» война. Очень быстро стало понятно, что через укрепления, созданные различными противоборствующими сторонами, трудно транспортировать солдат, технику и боеприпасы.
Кроме того, даже с помощью длительной артподготовки невозможно было уничтожить имеющиеся проволочные заграждения и огневые точки, сковывающие действия пехотных войск. Так возникла идея создания самоходной боевой машины, которая бы имела высокую проходимость, достаточную огневую мощь и броню.
Решение о производстве танков было принято в 1915 году во Франции, России и Великобритании.
Первая модель самоходной боевой машины была создана в 1916 году в Англии. Сначала он получил название «Little Willie», но после доведения до ума и вывода в серию ему присвоили имя «Mark I». Впервые Mark I был использован англичанами в сентябре 1916 года на реке Сомме во Франции. Первое боевое применение танков показало – конструкция Марка I несовершенна. Танки ломались, легко пробивались, медленно ездили – все эти недостатки приводили к огромным потерям.
Франция, главный союзник Великобритании, разработала собственную модель боевой машины – Renault FT-17 – первый в мире серийный легкий танк, первый танк с классической компоновкой и первый танк с вращающейся башней. Идея его разработки пришла полковнику Этьену в 1916 году, когда он решил, что армии очень нужен тип танка для сопровождения пехоты. Этот танк был весьма удачным и эксплуатировался даже в начале Второй мировой войны. В итоге именно конструктивные особенности Renault FT-17 стали основой для дальнейшего танкостроения.
Тем временем в России был сделаны попытки разработать собственный танк.
В 1914 году, уже в разгар боев Первой мировой войны, в Главное Военно-Техническое управление поступило сразу два проекта гусеничных бронированных машин.
Первый – «Вездеход» русского изобретателя Пороховщикова. Второй проект – это «Царь-танк» Лебеденко, он же «Нетопырь».
1 февраля 1915 года в мастерских, расположенных в казармах Нижегородского полка, расквартированного в Риге, конструктор Пороховщиков уже приступил к постройке опытного образца. Через три с половиной месяца вездеход покинул мастерские — начались его испытания. Это произошло на несколько месяцев раньше, чем англичане испытали своего «маленького Вилли». Вездеход Пороховщикова при боевой массе 4 тонны с экипажем из двух человек развивал скорость по шоссе до 25 километров в час. По твердой дороге «Вездеход» передвигался вполне уверенно, а вот движение по рыхлой почве было затруднительно. А фронту, прежде всего, нужен был специальный позиционный танк, способный рвать многорядные проволочные заграждения, преодолевать широкие рвы и вообще «утюжить» оборону противника.
Идея другого, ни на что не похожего сооружения родилась у капитана Лебеденко во время его службы на Кавказе, когда он впервые увидел арбы местных крестьян. Будучи человеком со связями, он «вышел» на самого «отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского. Тот порекомендовал ему своих племянников - студентов Стечкина и Микулина. Разработка по внешнему виду представляла собой как бы увеличенный в несколько раз орудийный лафет с двумя огромными 9-метровыми ведущими колесами с тангенциальными спицами и меньшим, в рост человека, рулежным колесом. Кстати, прочность этих колес рассчитывалась лично Жуковским. Огромная машина с экипажем в 15 человек и длиной корпуса почти 18 метров была вооружена мощными орудиями и поражала своими размерами. Вооружение «Царь-танка» составляли два орудия и пулеметы. Каждое колесо приводилось в действие собственным мотором «Майбах» мощностью 240 лошадиных сил (!). Основными же недостатками этого танка было довольно высокое давление на грунт и легкая уязвимость спиц для вражеской артиллерии. В начале 1915 года блестяще рассчитанный проект был представлен в ГВТУ, а уменьшенный в несколько раз самодвижущийся макет успешно преодолевал препятствия в виде коробок из-под карандашей и книг в игровой комнате цесаревича Алексея Николаевича. И вот, наконец, настал день ходовых испытаний. В 60 верстах к северу от Москвы, близ древнего города Дмитрова, у станции Орудьево в лесу была расчищена площадка, которую в целях скрытности обнесли частоколом и земляным валом. В августе 1915 года, в назначенный день в присутствии многочисленных представителей армии и военного министерства, управлявшаяся Микулиным машина начала движение довольно уверенно, сразу, как спичку, сломав березу, оказавшуюся на пути. Это событие было встречено овациями присутствующих. Однако, пройдя несколько десятков метров, чудо-танк застрял задним колесом в неглубокой ямке и не смог двигаться дальше, несмотря на все усилия покрасневших от натуги моторов «Майбах» - даже их усилий оказалось недостаточно для того, чтобы вытащить «Царь-танк». После такого провала работы над этим танком были завершены, интерес к танку Лебеденко враз потух, танк бросили там же, где он и испытывался. В 1923 году то, что к тому времени осталось от «Нетопыря», разобрали, и лишь остатки земляного вала напоминают ныне об амбициозном проекте капитана Лебеденко.
В результате этого, во время Первой мировой войны русских танков на полях сражений так и не появилось. Боевые машины закупались у европейских стран. Революция 1917 года и последовавшие за ней события несколько отодвинули начало производства русских танков.
В Германии роль танков в войне поняли слишком поздно. Когда немцы осознали мощь танков, у германской промышленности не было ни материалов, ни людских ресурсов для создания боевых машин.
Тем не менее, в ноябре 1916 года инженеру Фольмеру приказали спроектировать и построить первый немецкий танк. Танк был представлен в мае 1917 года, но не удовлетворил командование. Был отдан приказ спроектировать более мощную машину, но работы над ней затянулись. В итоге первый немецкий танк А7V появился только в 1918 году. Танк имел одну существенную особенность – защищенные гусеницы, которые были так уязвимы у британских и французских машин. Однако машина обладала слабой проходимостью и в целом была недостаточно хороша. Практически сразу же немцы создали новый танк, А7VU, по форме больше похожий на английские танки, и эта машина применялась уже более удачно, став прародительницей будущих тяжелых танков. Кроме танков А7V в Германии было построено два сверхтанка «Колоссаль», которые весили около 150 т. Эти самые крупные в мире танки так и не приняли участия в боях, а после войны их уничтожили по Версальскому договору.
Изобретение танка направило военное дело в годы Первой мировой войны в новое русло. Армии, которые владели достаточным количеством боевых машин, представляли собой весьма грозную силу, поэтому стали разрабатываться и средства борьбы с ними. Самым эффективным способом вывода танка из строя являлось разрушение гусеничной или колесной базы. Однако даже остановленный танк мог вести стрельбу по противнику, поэтому главной целью было выведение из строя экипажа.
Впрочем, отдельные страны начали выпускать истребители танков – боевые машины, способные нанести ощутимый урон бронированному противнику. Кроме того, для ограничения проходимости стали использоваться так называемые «ежи» – конструкции из сваренных особым образом металлических профилей, натыкаясь на которые танк терял способность передвижения.
С момента окончания Первой мировой войны каждое последующее поколение в нашей стране знало о ней все меньше и меньше. Она осталась полузабытой страницей истории России. В советской историографии война именовалась как «провальная», «империалистическая», а следовательно, являлась чуждой и подлежащей забвению. Малое внимание этой войне в СССР уделялось ещё и потому, что Россия в ней стала фактически проигравшей стороной вместе с Германией. Лишь в последнее время начался процесс формирования объективной картины событий тех времен.
Весенняя сказка
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Как зима кончилась
Повезло! Стихи о счастливой семье
Ёжикина Радость