Мы выбрали тему, связанную с историей Собора Василия Блаженного, так как этот храм занимает особое место не только среди шедевров мировой архитектуры, но и в сознании любого русского человека. Эта церковь на Красной площади является олицетворением красоты русской души, ее бездонного внутреннего духовного мира, сокровенного желания обрести рай и блаженство, как на земле, так и на небе. Собор Василия Блаженного безоговорочно признан всеми нами как один из символов России и как одна из её значительных духовных основ.
Собор Василия Блаженного или Символ красоты русской души
Руководитель: Колесникова Елена Васильевна,
учитель истории, обществознания, ОПК
МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова» города Курска.
Авторы: Сафронова Анастасия Сергеевна,
Лукьянчикова Полина Алексеевна, учащиеся 9 класса.
«…А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь –
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
«Лепота!» – молвил царь.
И ответили все: «Лепота!»
Дмитрий Борисович Кедрин, «Зодчие», 1938 год
Введение
На протяжении многих веков православные церкви были местом, где не только совершались богослужения, но где наиболее полно выражал себя талант русского народа. В храме органически соединялись различные виды искусства: архитектура и живопись, художественное слово и музыка. Влияние церквей на духовную жизнь прихожан было огромным, ни с чем не сравнимым. Храм был уменьшенной копией вселенной, символом взаимосвязи неба и земли. Здесь человек приобщался к космическому мышлению, здесь постигал нравственные основы человеческого общежития, здесь знакомился с высоким искусством живописи, музыки. Именно в храме человек получал эстетическое наслаждение и возносился душой к небесам.
Мы выбрали тему, связанную с историей Собора Василия Блаженного, так как этот храм занимает особое место не только среди шедевров мировой архитектуры, но и в сознании любого русского человека. Эта церковь на Красной площади является олицетворением красоты русской души, ее бездонного внутреннего духовного мира, сокровенного желания обрести рай и блаженство, как на земле, так и на небе. Собор Василия Блаженного безоговорочно признан всеми нами как один из символов России и как одна из её значительных духовных основ. Архитектурный ансамбль Красной площади сейчас просто немыслим без этой небесной красоты, воплощенной в камне.
Москва XV – XVI веков переживала эпоху бурного строительства. Менялся Московский Кремль, различные архитектурные традиции сливались в общем потоке яркого и богатого зодчества. Храмы часто возводились в честь какого-либо памятного события в жизни государства. Так произошло с церковью, которую назвали собором Покрова на Рву, а позднее храмом Василия Блаженного.
В 2016 году исполнилось 455 лет со времени завершения строительства Покровского собора на Красной площади. Он был освящён 12 июля 1561 года.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (также известный как храм Василия Блаженного) стал одним из символов Москвы и всей России. Покровский собор – это своеобразная строительная азбука зодчих XVI века.
Мы посвятили свою работу архитектурным элементам Покровского собора и истории его строительства.
История создания
В июне 1552 года царь Иван IV (1530-1584); годы правления: 1533-1584, ещё не успевший заслужить прозвания «Грозный», выступил из Москвы в поход против казанского ханства. Это была уже третья попытка покорения Казани. Две первых, в 1547 и 1549 годах, не увенчались успехом, но теперь всё складывалось как нельзя более удачно. Осада продолжалась несколько месяцев, начиная с августа 1552 года. Русским удалось с помощью мощного взрыва разрушить крепостную стену и ворваться в город. Казань пала.
В Москве царя-победителя ждал не только восторженный народ, но и новорождённый сын Дмитрий. В память о блестящей победе Иван приказал заложить в Москве собор Покрова Святой Богородицы. Татарский царь принял православие вместе со многими своими приближёнными.
На Красной площади, там, где теперь красуется собор Покрова Пресвятой Богородицы, издавна стояла деревянная Троицкая церковь. Покровский собор не случайно носит такое прибавление к своему основному имени – «что на Рву». Носила его и предшественница нынешнего великолепного храма – Троицкая церковь. Ров здесь действительно был. Вырыли его и наполнили водой в 1508-1516 годах вдоль всей восточной стены Кремля в оборонительных целях. Засыпали ров только в 1813 году, восстанавливая Москву после наполеоновского пожара.
В 1554 году на её месте возвели деревянный Покровский собор, а уже в 1555 году началось строительство ныне существующего каменного собора. Велось оно под руководством русских и, возможно, европейских мастеров, но история сохранила для нас лишь два полулегендарных имени – Бармы и Постника Яковлева. Более того, в настоящее время высказывается предположение, что Барма и Постник – одно лицо: Иван Яковлевич Постник, «по реклу» (по прозвищу) Барма.
Вероятно, важную роль в разработке проекта Покровского собора играл тогдашний митрополит Московский Макарий. Только с его благословления собор мог получить столь весомую символическую нагрузку. Представляя собой совокупность девяти разных церквей на едином основании, собор отразил основные этапы Казанского похода в соответствующих датах церковного календаря.
По сообщению Никоновской летописи, престолы собора – все, кроме центрального Покровского, который ещё не был готов, – освятили 1 октября 1559 года. Покровский храм, самый большой из всех, закончили к 29 июня 1561 года.
Девять храмов – один собор
Особенностью Покровского собора является то, что храм представляет собой не один храм с несколькими алтарями, а целый храмовый комплекс, ансамбль, состоящий из десяти самостоятельных церквей, объединённых в архитектурное целое.
Установленное зодчими число церквей-приделов позволило создать симметричную, упорядоченную композицию, которая гармонично вписалась в свободное пространство Красной площади.
В Покровском соборе впервые произошло сознательное соединение группы отдельных храмов в одном сооружении. Многопридельность становится здесь основой композиционного замысла. Вокруг центрального, самого высокого столпа, увенчанного шатром, по сторонам света расположены четыре больших храма, а по диагоналям – четыре малых. Башнеобразные объёмы начинаются от самой земли и воспринимаются как отдельные церкви. Вместе с тем они образуют сложную пирамидальную композицию, которая отличается художественным единством и высокой динамичностью. Храма подобного этому не было в России и нет до сих пор. Девять совершенно самостоятельных зданий, каждое со своим входом и своим посвящением, но стоят они все на едином основании. Как оригинально это смотрелось, видно на рисунке немецкого учёного Адама Олеария, приезжавшего в Москву в 1630 году.
Разнообразие деталей храма и строгая геометрия
Храм Покрова – это полёт фантазии, в том числе и в деталях. Кажется, что мастера использовали все известные на тот момент украшения: кокошники, стрелы, бусины, кресты, змейки. Но сумели так мастерски вписать их в общую композицию, что они смотрятся абсолютно гармонично.
Можно долго всматриваться в архитектуру собора, всё больше попадая под очарование великолепия и до конца не понимать, что же всё-таки притягивает в нём? Почему в буйстве красок и калейдоскопе деталей это здание кажется таким гармоничным? Отчасти ответы можно найти в сакральной геометрии. Основными фигурами внешнего декора являются круги, точки, квадраты, треугольники и арки. Круг – символ вечности, бесконечного пространства, наполненности. Треугольник у самых разных народов символизирует Бога. Квадрат напоминает о равенстве, справедливости. Точка означает начало мира, источник жизни. Дуга – символ духовности. Может быть, особый духовный смысл, зашифрованный в соборе, и является тем универсальным ключом, открывающим сердца?
Одна из особенностей собора Покрова на Рву – его богатый наружный декор, ведущий свою родословную от храмов рубежа XV-XVI веков, которые строились итальянскими мастерами.
Кокошники, карнизы самой разнообразной формы веселят глаз и делают собор похожим на резную игрушку.
В конце XVII века внешнюю и внутреннюю галерею, а также площадки и парапеты крылец расписали травчатым орнаментом.
Собор должен был символизировать рай, небесный град Иерусалим, обещанный в Писании. Главная идея Собора оставалась неизменной: Рай Небесный. Это воплотилось в росписях храма: виноградные листья, невиданные цветы.
В соборе сегодня можно видеть росписи нескольких столетий: XVII, XVIII, XIX веков. Причём в росписях есть уникальные сюжеты для того времени. Например, тюльпаны. Откуда эти цветы в Средневековой Москве? Другая фреска изображает морскую водоросль. Её как-будто колеблет морское течение. Как она процвела необыкновенными цветами и не повторяясь больше ни в одном декоре, сохранилась на одной из стен собора? Она как напоминание о тёплых морях, где добывался жемчуг; о тех краях, откуда привозили изумительные ткани, которые поражали своим узором так, что элементы этих тканей появились здесь и остались навсегда на стенах нашего собора.
Особенности архитектуры
Отдельно надо сказать об основании собора – подклете. Толщина стен его в некоторых местах достигает трёх метров. Такие стены способны не только надёжно держать девять верхних зданий, но и хранить секреты.
Если посмотреть на собор сверху, то откроется удивительная картина: церкви, расположенные по периметру вокруг центральной, образуют чёткую геометрическую фигуру – восьмиконечную звезду или Вифлеемскую звезду – символ Богородицы. Такой образ был на разных иконах Божией Матери, явленных в разное время в России.
В ансамбле четыре больших и четыре малых церкви. Большие строго ориентированы по сторонам света. Отсюда симметрия. А главный храм с шатром, возвышающийся над ними и над городом в целом, как бы символизирует тот самый Покров, заступничество Богородицы над Москвой. Но не только религиозные соображения повлияли на посвящение церквей. Царь Иван IV, молясь перед началом похода, дал обет Богу, в случае победы возвести храм, доселе невиданный на Руси. Свой обет он исполнил. Храм «преукрашен», «преудивлён». Такими эпитетами награждали собор современники, когда он только появился на Красной площади.
Так, центральная церковь, высоко возносящая свой шатёр с маленькой главкой, освящена в честь Покрова Божией Матери, отмечаемого по старому стилю 1 октября – в день, когда у стен Казани произошёл решающий бой.
Высота Покровского собора – 65 метров. До надстройки в начале XVII века колокольни Ивана Великого он был самым высоким зданием в Москве. Центральный храм Покрова Богородицы имеет высоту от пола до потолка 47,5 метров, общую площадь – 64 квадратных метра. К 1917 году в соборе было 11 престолов. Шатровая глава центральной, самой высокой церкви, покрыта традиционной позолотой.
Но об истории строительства шатрового верха русских храмов надо сказать отдельно.
Остроконечные, похожие на величественные ели храмы становятся в XVI веке архитектурной приметой времени. Их воздвигали без привычных столбов. Их внутреннее пространство было едино, а снаружи сооружение венчал шатёр – вытянутая вверх, высокая четырёх или восьмигранная крыша. Одной из первых, выстроенных в шатровом стиле, стала церковь Вознесения Господня в подмосковном Коломенском (теперь это уже Москва). Здесь, на берегу Москвы-реки, была летняя резиденция великих князей. И когда у правителя Московского государства Василия III родился в 1530 году сын – будущий царь Иван Грозный, счастливый отец повелел на радостях возвести в честь этого события церковь в Коломенском. По одним сведениям, строили её безвестные русские мастера, по другим – итальянский зодчий Петрок Малый, что незадолго перед тем ставил в Москве стены Китай-города. После строительства церкви Вознесения Господня в Коломенском шатёр надолго воцарился в русской архитектуре.
Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим. Она увенчана главой, расписанной в насыщенных красно-зеленых тонах. С этой церковью связано событие, происходившее на Красной площади в XVI-XVII столетиях. Оно вошло в историю как «Шествие на осляти». Это был крестный ход, который объединял всех – от царя до простолюдина. Он совершался в последнее воскресенье перед Пасхой и символизировал известное библейское событие, когда Иисус Христос въезжал в Иерусалим на осле, а люди приветствовали его пальмовыми ветвями. Но пальмы, как известно, на Руси не растут и ослы были большой редкостью. Именно поэтому в нашей стране вместо осла использовали лошадь. Её покрывали длинной белой попоной, к которой пришивали длинные уши и она символизировала того самого осла, на котором Иисус Христос въезжал в Иерусалим. На лошадь садился митрополит, а впоследствии Патриарх. Под узцы лошадь вёл сам царь. За лошадью следовали знатные люди, а дальше – простые люди. Все они выступали из Кремля, от Успенского собора. Далее крестный ход вёл через Фроловские ворота. После этого следовали к Лобному месту. Там совершалось небольшое богослужение. После этого избранные люди входили в церковь Входа Господня в Иерусалим Покровского собора.
Восточная церковь освящена во имя Святой Троицы. Считается, что Покровский собор и построен на месте древней Троицкой церкви. Глава восточной церкви напоминает восточный головной убор – тюрбан и окрашена в жёлтый и зелёный цвета.
2 октября, когда в стане русских праздновали окончательную победу, Церковь вспоминает мучеников Киприана и Иустинию – им посвящён северный престол. Глава северной церкви – бело-синяя, цвета зимы.
Купол южного храма ничего общего с Казанью не имеет. Его престол посвящён святителю Николаю, так как 29 июня 1555 года, когда строился Покровский собор, в Москву из Вятки был принесён чудотворный образ Николы Великорецкого, от которого происходили многие исцеления. Цвет куполов этого храма – бело-красный – цвет солнца.
Северо-восточная церковь собора освящена во имя трёх Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового. В 1552 г., в день памяти Патриархов (30 августа), произошло важное событие Казанского похода – разгром войсками царя Ивана Грозного конницы татарского царевича Япанчи, шедшего из Крыма на помощь Казанскому ханству.
Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория, просветителя Великой Армении (ум. в 335 г.). Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н.ст.). В 1552 г. в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного – взрыв Арской башни Казани и началась подготовка к штурму города.
Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского – так как иноческое имя в честь этого святого в предсмертном постриге взял отец царя Василий III, а также потому, что в день памяти этого святого, 6 ноября, состоялся торжественный въезд царя в Москву из Казанского похода.
Юго-восточная церковь освящена во имя преподобного Александра Свирского. В 1552 г., в день памяти этого святого (30 августа), состоялась одна из важных битв Казанского похода – разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле. В куполе изображена «кирпичная» спираль – символ вечности.
Купола трёх малых церквей имеют жёлто-зелёную окраску. Это церкви Григория Армянского, Варлаама Хутынского и церковь Александра Свирского. А купола церкви Трёх Патриархов Константинопольских окрашены в красный и зелёный цвета.
Собор Василия Блаженного
Первые преобразования собора Покрова на Рву произошли очень скоро после постройки.
В эти годы в Москве жил известный юродивый Василий, обладавший с детских лет даром прорицателя. С 16-летнего возраста он бродил по Руси, проповедуя любовь к Богу, к правде и своему народу. Сам государь боялся его пророчеств. По преданию, накануне пожара в 1547 году Василий долгое время молился возле церкви Воздвижения. Именно отсюда и начался этот испепеляющий пожар. После смерти юродивого царь сам нёс гроб с его телом. По приказу Ивана IV умершего похоронили в храме Покрова Богородицы. А когда на его могилу потянулся людской поток, царю Фёдору Иоановичу ничего другого не оставалось, как принять решение о пристройке ещё одного храма к собору Покрова. В 1588 году к собору пристроили нижнюю церковь. Она стала десятой в ансамбле сооружения.
Чтобы это сделать, строителям пришлось разобрать северо-восточный угол подклета Покровского собора. Этот храм стал единственным, где ежедневно совершались богослужения. Храм был небольшой по сравнению с другими храмами Покровского собора. Его можно было протопить, так как только здесь были печи. Только здесь в XVIII-XIX столетиях совершались богослужения. Все же остальные церкви были холодными. Службы там совершались только в летний период и по большим праздникам зимой. А придел Василия Блаженного был всегда открыт для верующих. Вскоре название храма было перенесено на весь собор.
«Великие чудеса», проистекающие от гроба Василия Блаженного, послужили основанием для канонизации святого. Над его гробницей поставили особый придел, относящийся к Покровскому собору, а раку с его мощами богато украсили. Глава самой миниатюрной церкви собора – самая нарядная: в ее росписи использованы три цвета: зелёный, жёлтый и красный.
На протяжении XVII-XVIII столетий в Покровском соборе происходили дальнейшие преобразования, которые существенно изменяли его облик. Так в 1670-1680-м годах были пристроены два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами. В то же время была возведена кровля над внешней обходной галереей, окончательно объединившая все девять верхних церквей.
Шатровая колокольня была построена в 1680-е годы.
Разнообразие куполов храма
Интересна причудливая форма и разноцветная роспись куполов, нехарактерная для других древнерусских храмов.
Каждая из десяти церквей увенчана луковичной главой, ни одна из которых не повторяет другую, хотя на первый взгляд и кажутся похожими. Все они разные. В этом одна из особенностей собора.
Покровский собор отвечал представлениям москвичей о Небесном Иерусалиме, и для них естественно было видеть этот воплощённый в камне образ Царства Небесного в своём «царствующем граде» – столице единственной, по их мнению, подлинно православной державы.
Многоцветные фигурные главы Покровского собора – заключительный штрих, в прямом и переносном смысле венчающий этот единственный в своем роде памятник архитектуры.
Но в XVII веке покрытие куполов не отличалось многоцветьем. Судя по воспоминаниям иноземцев, видевших собор в то время, его главы были покрыты светлыми блестящими листами. С конца XVIII века купола имеют те же цвета, что и теперь.
Храм стал олицетворением могущества единой и сильной державы. Подобно тому как русские земли, до того разобщённые и разрозненные, были собраны Москвой, так и восемь разновеликих церквей, вырастая из общего каменного помоста, исполинскими деревьями выстроились вокруг главного и самого высокого – девятого.
В настоящее время Покровский собор – филиал Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Покровский собор – одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы, Российской Федерации.
Литература
С. Шокарев, Л. Ларичкина – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2009
Интернет-ресурсы
http://ru-poetry.ru/poetry/10672
http://www.liveinternet.ru/users/4968747/post394211126/
Слайд 1
Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Собор Василия Блаженного или Символ красоты русской души Руководитель: Колесникова Елена Васильевна, учитель истории, обществознания, ОПК Авторы : Сафронова Анастасия Сергеевна, Лукьянчикова Полина Алексеевна, учащиеся 9 класса МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова» города Курска 2016-2017 учебный годСлайд 2
«… А как храм освятили, То с посохом, В шапке монашьей , Обошел его царь – От подвалов и служб До креста. И, окинувши взором Его узорчатые башни, «Лепота!» – молвил царь. И ответили все: «Лепота!» Дмитрий Борисович Кедрин , «Зодчие», 1938 год Васнецов. Иван грозный 1897 г. Холст, масло. Третьяковская галерея
Слайд 3
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (также известный как храм Василия Блаженного) стал одним из символов Москвы и всей России. Покровский собор – это своеобразная строительная азбука зодчих XVI века
Слайд 4
Григорий Угрюмов. Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года
Слайд 5
В память о блестящей победе над Казанским Ханством Иван IV приказал заложить в Москве собор Покрова Святой Богородицы
Слайд 6
В 1555 году началось строительство каменного собора
Слайд 7
По сообщению Никоновской летописи, престолы собора – все, кроме центрального Покровского, который ещё не был готов, – освятили 1 октября 1559 года. Покровский храм, самый большой из всех, закончили к 29 июня 1561 года
Слайд 8
Особенностью Покровского собора является то, что храм представляет собой не один храм с несколькими алтарями, а целый храмовый комплекс, ансамбль, состоящий из десяти самостоятельных церквей, объединённых в архитектурное целое
Слайд 9
В Покровском соборе впервые произошло сознательное соединение группы отдельных храмов в одном сооружении
Слайд 10
Девять совершенно самостоятельных зданий, каждое со своим входом и своим посвящением, но стоят они все на едином основании. Как оригинально это смотрелось, видно на рисунке немецкого учёного Адама Олеария , приезжавшего в Москву в 1630 году
Слайд 1
Одна из особенностей собора Покрова на Рву – его богатый наружный декорСлайд 2
В конце XVII века внешнюю и внутреннюю галерею, а также площадки и парапеты крылец расписали травчатым орнаментом
Слайд 3
В соборе сегодня можно видеть росписи нескольких столетий: XVII , XVIII , XIX веков. Причём в росписях есть уникальные сюжеты для того времени.
Слайд 4
Если посмотреть на собор сверху, то откроется удивительная картина: церкви, расположенные по периметру вокруг центральной, образуют чёткую геометрическую фигуру – восьмиконечную звезду или Вифлеемскую звезду – символ Богородицы
Слайд 5
В ансамбле четыре больших и четыре малых церкви. Большие строго ориентированы по сторонам света. Отсюда симметрия
Слайд 6
Центральная церковь, высоко возносящая свой шатёр с маленькой главкой, освящена в честь Покрова Божией Матери, отмечаемого по старому стилю 1 октября – в день, когда у стен Казани произошёл решающий бой
Слайд 7
Когда у правителя Московского государства Василия III родился в 1530 году сын – будущий царь Иван Грозный, счастливый отец повелел на радостях возвести в честь этого события церковь в Коломенском. По одним сведениям, строили её безвестные русские мастера, по другим – итальянский зодчий Петрок Малый, что незадолго перед тем ставил в Москве стены Китай-города. После строительства церкви Вознесения Господня в Коломенском шатёр надолго воцарился в русской архитектуре
Слайд 8
Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим. Она увенчана главой, расписанной в насыщенных красно-зеленых тонах
Слайд 9
«Шествие на осляти ». Это был крестный ход, который объединял всех – от царя до простолюдина
Слайд 10
Глава восточной церкви напоминает восточный головной убор – тюрбан и окрашена в жёлтый и зелёный цвета
Слайд 11
2 октября, когда в стане русских праздновали окончательную победу, Церковь вспоминает мучеников Киприана и Иустинию – им посвящён северный престол. Глава северной церкви – бело-синяя, цвета зимы
Слайд 12
Купол южного храма посвящён святителю Николаю, так как 29 июня 1555 года, когда строился Покровский собор, в Москву из Вятки был принесён чудотворный образ Николы Великорецкого, от которого происходили многие исцеления
Слайд 13
Северо-восточная церковь собора освящена во имя трёх Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового. В 1552 г., в день памяти Патриархов (30 августа), произошло важное событие Казанского похода – разгром войсками царя Ивана Грозного конницы татарского царевича Япанчи , шедшего из Крыма на помощь Казанскому ханству. Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория, просветителя Великой Армении (ум. в 335 г.). Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н.ст .). В 1552 г. в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного – взрыв Арской башни Казани и началась подготовка к штурму города. Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского – так как иноческое имя в честь этого святого в предсмертном постриге взял отец царя Василий III, а также потому, что в день памяти этого святого, 6 ноября, состоялся торжественный въезд царя в Москву из Казанского похода. Юго-восточная церковь освящена во имя преподобного Александра Свирского. В 1552 г., в день памяти этого святого (30 августа), состоялась одна из важных битв Казанского похода – разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле. В куполе изображена «кирпичная» спираль – символ вечн ости
Слайд 14
Купола трёх малых церквей имеют жёлто-зелёную окраску. Это церкви Григория Армянского, Варлаама Хутынского и церковь Александра Свирского. А купола церкви Трёх Патриархов Константинопольских окрашены в красный и зелёный цвета
Слайд 15
В эти годы в Москве жил известный юродивый Василий, обладавший с детских лет даром прорицателя Графов Виталий. Московский чудотворец Блаженный Василий
Слайд 16
В 1588 году к собору пристроили нижнюю церковь. Она стала десятой в ансамбле сооружения
Слайд 17
«Великие чудеса», проистекающие от гроба Василия Блаженного, послужили основанием для канонизации святого. Над его гробницей поставили особый придел, относящийся к Покровскому собору, а раку с его мощами богато украсили
Слайд 18
Шатровая колокольня была построена в 1680-е годы
Слайд 1
Интересна причудливая форма и разноцветная роспись куполов, нехарактерная для других древнерусских храмовСлайд 2
Многоцветные фигурные главы Покровского собора – заключительный штрих, в прямом и переносном смысле венчающий этот единственный в своем роде памятник архитектуры
Слайд 3
Храм стал олицетворением могущества единой и сильной державы. Подобно тому как русские земли, до того разобщённые и разрозненные, были собраны Москвой, так и восемь разновеликих церквей, вырастая из общего каменного помоста, исполинскими деревьями выстроились вокруг главного и самого высокого – девятого
Слайд 4
Покровский собор – одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы, Российской Федерации
Слайд 5
автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Слайд 6
Шаблон сделан в программе Adobe Photoshop http://www.thewallpapers.org/photo/34830/abstract-colorfull-028.jpg картинка для создания фона http://img-fotki.yandex.ru/get/5409/28257045.617/0_700a5_e595e280_XL.png лиственная виньетка Источники
Самый богатый воробей на свете
Прекрасная арфа
Извержение вулкана
Усатый нянь
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?