Скоробогатова Оксана фәнни эше менән уңышлы сығыш яһап, "Рәми уҡыуҙары" регион - ара ғилми - ғәмәли конференцияла 2-се урынға лайыҡ булды.
Вложение | Размер |
---|---|
skorobogatova.docx | 37.1 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ГИМНАЗИЯ – ИНТЕРНАТ №1 имени РАМИ ГАРИПОВА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«ЖИЗНЬ РАМИ ГАРИПОВА В ЕГО ДНЕВНИКАХ»
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: УЧЕНИЦА 9В КЛАССА
СКОРОБОГАТОВА ОКСАНА
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
АМИНЕВА ЛИЛИЯ ИСКАНДАРОВНа
План
Актуальность темы
Проблемы развития современной башкирской прозы всегда были под пристальным вниманием башкирских литературоведов. В нынешнее время, когда быстрыми темпами осваиваются интернет - технологии и информационные средства, художественная литература как бы отошла на второй план, теряя свои привычные позиции. Исторические события, реальные факты и документальные материалы остаются только в архиве, а также в дневниках поэтов и писателей. Участие в бурном круговороте жизни, повседневное, активное, прямое действие и общение с природой толкают на ведение дневников. И эти дневники становятся источником, толчком для различных жанровых новообразований, то есть актуальность темы возрастает.
Изучение проблемы
В башкирской литературе много произведений, в основе которых лежат дневники реальных личностей. В последнее время многие известные писатели пересматривают значение дневников и записных книжек в собственном творчестве открывают их самостоятельную ценность для себя.
Материалы исследования
Три тома дневников Рами Гарипова: «Киләсәккә юл ярам», «Пилот яҙмалары», «Уҡыу океаны»; Монументальное произведение Р. Бикбая «Рами».
Основы исследования
При проведении исследовательской работы мне помогла книга Р. Бикбая «Рами», так же дневники Рами Гарипова в трех томах.
Цель исследования
Данная исследовательская работа посвящена определению значения дневников в жизни человека через изучение своеобразного языка в ведении дневников Рами Гарипова. Так же как можно глубже изучить творчество народного писателя Рами Гарипова.
Структура
Исследовательская работа состоит из введения, двух частей, заключения и библиографии.
Введение
« Писать каждый день! Если даже на это не будет времени, писать хотя бы одну - две строчки. Сколько интересных событий останутся без внимания, если не писать о них. Дневники - это словно ароматический сад».
Рами Ягафарович Гарипов.
Данная исследовательская работа посвящена определению значения дневников в жизни человека через изучение своеобразного языка в ведении дневников Рами Гарипова. При этом была использована следующая литература: « Киләсәккә юл ярам», «Пилот яҙмалары», «Көндәлектәр» в трех томах, учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы. Часть 2(Ю.В Лебедев), «Замана» (Г. Хусаинов)
1 часть.
Зачем и с какой целью люди ведут дневники?
Дневник - это «периодически пополняемый текст, состоящий из фрагментов с указанной датой для каждой записи. Обычно то или иное произведение в форме дневниковых записей относится к какому- либо из известных жанров (романы, повести, репортажи). Например, Т.Н Дорожкина относит дневники и записные книжки к естественной письменной речи. Она пишет, что для них характерны такие черты, как письменная форма выражения, функция медиации, открытость и естественность изложения. В башкирском литературном ряду мало дневников и записных книжек в чистом виде. «Тетради», «лирические записи», «отрывки», «монолог» - так по-разному называют свои публикации писатели и поэты. Известно, что многие писатели и поэты вели дневники. Например, Л.Н Толстой в них делал самоанализ, искал ответы на вопросы своего «Я». Его увлекала идея нравственного возрождения человечества. Он анализировал отрицательные стороны своего характера с предельной скоростью и прямотой. Лев Николаевич занимался этим всю свою жизнь. В своих дневниках писатель обращал внимание на пороки и недостатки не только действительные, но и мнимые. В них осуществляется мучительная душевная работа по самоочищению: Толстой убежден, что осмысление своих слабостей является одновременно и освобождением от них, постоянным возвышением над ними. В повседневной же жизни, для нас имеет значение как « ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении».
2. Особенности дневников Рами Гарипова
В последнее время многие писатели пересматривают значение дневников и записных книжек в собственном творчестве. Для нашего же героя, Рами Гарипова, дневники так же были очень важны. Он испытывал большую радость от этих беглых строк и надеялся, что его записи когда - то будут опубликованы.
И вот изданы книги. В них интересные факты, ценные размышления автора о мире, о судьбе Республики, о семье, людях и раздумья на вечные и остросовременные темы.
В своих дневниках Рами Гарипов общается с самим собой. У него своеобразный язык ведения дневников. Он будто разговаривает с ним, рассказывает ему о своих переживаниях, мыслях, читает стихи, описывает события, произошедшие за день. Запись ведется по числам. Я сама читала эти дневники. Они действительно затягивают и помогают представить всю картину тех времен перед собой ясно и четко. Стиль - высокий, литературный. Особенно это наблюдается в его размышлениях о жизни, о человеке. Прямая речь используется в описании дневных событий и встреч. Гайса Хусаинов в статье « Шағир шәхесе» о стиле ведения дневника пишет следующее: «Р. Ғарипов яҙмаларында көндәлек эҙлекле бер система ала, әҙәби жанр булып баҙыҡлана. Шағирҙың шәхесен, рухи донъяһын асыр, поэзияһын тәрәнерәк аңларға ярҙам итер, йәштәр, йәш яҙыусылар өсөн өлгө,күптәр өсөн тәжрибә, белем һабағы булыр дәрәжәгә күтәрелә. Үҙе уҡымлы, үҙе фәһемле улар.»
А также дневнику присущи высказывания критиков; в него включены письма и стихотворения поэта.
З.М Тагирова « На страницах записной книжки, дневника Рами остается наедине с самим собой. Здесь всё – мысль, эмоция, догадка. Здесь кратчайшая дистанция между поэтом и временем, самые непосредственные реакции на сущее и былое, оценки событий и людей. В дневниках поэта преобладает настоящее время. Но есть и планы на будущее».
«2 март. Бына кис хатты яҙып бөтөрҙөм. Байтаҡ ҡына уйланырға тура килде. Ләкин һүҙҙәр йөрәктән сығып, ҡағыҙ биттәренә теҙелделәр ҙә, теҙелделәр...»
Дневники Рами Гарипова изданы отдельными книгами. Соответственно возрасту и времени взгляды Рами Ягафаровича меняются. Читая их, понимаешь, как взрослел, мужал молодой поэт. С вдохновением читая строки из дневников, чувствую себя повзрослевшей, серъезной.
В рецении «Шишмә башына сәйәхәт», которая написана ко второму тому дневников, Ахияр Хакимов пишет: « Көндәлек алып барған кеше уны, ғәҙәттә, бары тик үҙе өсөн генә алып бара. Рәми ҙә, моғайын , был дәфтәрҙең берәй ваҡыт матбуғатҡа сығаһын, хатта айырым том итеп баҫыласағын уйламағандыр. Шуға ла уның яҙмаларында яһалмалыҡтың, үҙен булғандан яҡшыраҡ, аҡыллыраҡ итеп күрһәтеүгә тырышыуҙың эҙе лә юҡ. Бөтөнөһө тәбиғи, һәр һүҙе, хатта бер ҡатлыраҡ фекерҙәре, хаталары ихлас. Был, ысынлап та, ун һигеҙ- егерме йәшлек кенә шағирҙың ҡүңел көҙгөһө. Беҙгә шуныһы ҡиммәт тә.» Я с ним полностью согласна, действительно, записи поэта пронизаны искренностью, чистотой, лишены лжи и фальши. Он правдиво передает свои чувства, а это главная черта творческих людей. В оглавлении к книге «Киләсәккә юл ярам» Зухра Буракаева пишет : «Шағирҙың көндәлектәре менән ныҡлап таныша башлағас, бик ҡыҙыҡ асыш яһаным: Рәми Ғарипов өсөн көндәлек – һыҙмалар – яҙмалар, булған ваҡиғаларҙы теркәп барыу ғына түгел, ә үҙ тормошоноң романын яҙыу. Был көндәлектәр – ысын мәғәнәһендә әҙәби проза. Шуға ла ҡайһы бер тормош мәлдәрен, тәбиғәт күренештәрен, уй – кисерештәрен билдәләп кенә үтмәй, ә ентекле тасуири хикәйәләй.» Да, действительно, Рами Гарипов не только поэт, но и отличный прозаик. Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы прочитать « Пилот яҙмалары» -- одну из серии книг его дневников, где он рассказывает о себе, как о третьем лице – Вахите Галимове. Это помогает ему смотреть на себя с другой стороны, правильно оценивать свои поступки и действия. Своим друзьям он также предлагает вести дневник. Если дневники школьных лет наивны и по- детски смешны, то записи от студенчества до конца жизни наделены серьёзностью. Рами Гарипов – поэт, прозаик, философ. В последнем я убедилась, прочитав 2 и 3 тома дневников. Каждый день новые мысли, новые соображения. Всё это поэт излагает своему собеседнику – дневнику. Приведу пример его соображения из 3 тома: « В мыслях у людей бывают сомнения, предваряющее утверждение: человек сомневается лично, а к людям приходит уже со своим утверждением. Так точно и в жизни у людей бывают несчастья, и сильные люди переносят их легко, скрывая от людей. Но когда после неудачи приходит радость, кажется всегда, что эта радость нашлась не только для себя, а годится для всех. И радостный, счастливый человек бьет в барабан. Так, сомнения, неудачи, уродства – всё это переносится лично, скрывается и отмирает. А утверждения, находки, удачи, победы, рождение человека – это всем сбегается, как ручьи, и образует силу для жизни. Когда я открыл в себе способность писать, я так обрадовался этому, что потом долго был убежден, будто нашел для каждого несчастного и одинокого человека радостный выход в люди. Это открытие и легло в основу жизни, которому посвящены все мои сочинения…Читая дневники его школьных лет, я обратила внимание на его стихотворения, адресованные одноклассникам.
Беҙҙең класта
( 8 А класының « Осҡон» газетаһына )
Беҙҙең класс – ҙур класс
Геүләп тора шау булғас,
Старостанан башлайыҡ
« Ғонаһтары» ҙур булғас.
Староста – Шафиҡов,
һис тә белмәй үҙ эшен,
Башредактор – Зөфәр үҙе
һис сығармай гәзитен.
Фәтҡуллалар шаяра.
Вата, ҡыра, емерә,
Класс саңдан тулған була,
Күрмәй уны Нәбирә.
Ҡай берәүҙәр класта
Рәхәтләнеп төш күрә,
Фәнейәләр, Рәшиттәр
Дәрескә һуңлап керә.
Әйҙәгеҙсе, иптәштәр,
Был эштәрҙе ташлайыҡ,
Ең һыҙғанып барабыҙ
Бик тырыша башлайыҡ.
Староста, санитар
Был эштәрҙе күрһендәр
Шафиҡ, Зөфәр, Нәбирә
Үҙ эштәрен белһендәр!
Однажды вместо контрольной по алгебре сдал свое стихотворение “на проверку”. Вокруг этого было очень много шума, и этот случай долго не забывался. В дневнике “Киләсәккә юл ярам” я нашла стих, посвященный великолепной женщине.
Вәриҙә
Иң алдынғы уҡыусы ул,
Вәриҙәбеҙ класта,
Һәр класта «5» була
Контроль эшен алғас та.
Бигерәк тә шуныһы яҡшы –
Һораһаң, ярҙам итә.
Тағы ла нығыраҡ тырышһын –
Уны ҙур эштәр көтә.
Заключение
Сам же поэт считает, что дневники – фундамент его творчества: “Ошо көндәлек яҙмалар минең ҡасан да булһа яҙыласаҡ әйберҙең нигеҙе буласаҡ. Сөнки бит беҙҙә әле һаман уҡыусылар, йәш үҫмерҙәр тураһында яҙылған бер ниндәй ҙә ҙур әйберҙәр күренмәй”.
Все дневники поэта заставили меня поменять к нему отношение. Раньше я знала его только как великого поэта, а теперь узнала о нем больше. До этого дня я обращалась к нему на “Вы”, но теперь не побоюсь сказать “ты”. В дневниках хранятся важные исторические даты, события, которые касаются хозяина этой тетради. И вновь перечитыая их, мы перемещаемся в другую эпоху, я бы назвала её эпохой Возрождения памяти. Дневники учат жить, побеждать свои слабости, пороки, недостатки, которые присущи любому человеку. Дневник – это крик души. Благодаря этой серии книг я ближе познакомилась с Рами Гариповым. Смогла найти ответ на давно интересущий меня вопрос: для чего люди ведут дневники. И поняла, что простая ручка и тетрадь могут стать лучшими друзьями человека. Ведь не всегда настоящие друзья оказываюся рядом в нужный момент, а перо и бумага – подручные вещи. И все-таки нужно иногда разговаривать с самим собой, чтобы хотя бы посмотреть на себя со стороны, объективно оценивать свои поступки. Имменно этому учились Л.Н.Толстой, Р. Гарипов, этому они учат и нас.
Как я избавился от обидчивости
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Можно от Солнца уйти...
Ледяная внучка
Рисуем белые грибы пастелью