Исследовательская работа о крейсере "Аврора" и о его экипаже
Вложение | Размер |
---|---|
kreyser_revolyutsii.docx | 104.17 КБ |
Районная проектно-исследовательская конференция школьников
«Нам о России надо говорить»
Секция «Памятные даты российской истории»
Выполнил ученик 6а класса
МОУ «Звениговский лицей»
Бондаренко Егор
Руководитель: Трифонова О.А.,
учитель истории
с. Исменцы
2017 г.
Оглавление
История создания «Авроры». Спуск на воду 5
Героизм в русско-японской войне 1904—1905 гг. 6
Музей-памятник истории флота 13
Всеволод АЗАРОВ
Отбивает равномерно склянки
На «Авроре» вахтенный матрос.
Вечную себе избрав стоянку,
Крейсер неподвижен, как утес.
Над металлом прочных
переборок
Юности балтийской громок шаг.
Развевает ветер над «Авророй»
Боевой краснознаменный стяг.
Школьники приходят на
«Аврору»,
Чествуя героев Октября,
И знамена пионерских сборов
Салютуют флагу корабля.
И стоит у славного орудья
Ветеран, балтийский командир...
Как в ту ночь.
всегда он помнить будет
Выстрел тот,
потрясший старый мир.
Здесь радисты крейсера
впервые
Возвестили радость торжества.
Передав
всем гражданам России —
Ленинские вещие слова.
Не покинуть крейсеру стоянки,
Не уйти в простор балтийских
вод.
Но все так же отмечают склянки
Вечное движение вперед!
В центре Санкт-Петербурга, у Петроградской набережной Большой Невки, находится на вечной стоянке легендарная «Аврора».
«Аврора» — крейсер 1-го ранга (однотипные: «Диана», «Паллада») Балтийского флота, один из символов Октябрьской революции 1917 года. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского.
Корабль предназначался для выполнения функций крейсера-разведчика и борьбы с торговым судоходством противника на небольшом удалении от баз, а также для поддержки броненосцев в эскадренном бою. Фактически не мог решать ни одну из этих задач из-за недостаточной (на 1900-е годы) для крейсера дальности плавания, малой скорости, слабого вооружения и защиты, поэтому с 1908 года выполнял функции учебного крейсера.
Моряки-авроровцы участвовали в Октябрьском восстании, сражались на фронтах Первой Мировой Войны. Долгие годы «Аврора» была учебным кораблем, на котором курсанты военно-морских училищ совершали дальние плавания. В годы Великой Отечественной войны крейсер находился в порту города Ораниенбаума под Ленинградом. Орудия главного калибра, снятые с корабля, защищали город в районе Вороньей горы. В 1948 году «Аврора» встала на якорь на месте вечной стоянки - у Петроградской набережной. В 1956 году на корабле был открыт филиал военно-морского музея, где собрано более шести сот разнообразных документов, рассказывающих о славной истории «Авроры».
Проезжая по набережной Невы, я обратил внимание на этот корабль. Меня заинтересовал легендарный крейсер, поэтому я захотел изучить его историю, а история у корабля очень богатая.
Целью работы является изучение исторических фактов о крейсере «Аврора».
При написании данной работы поставил для себя следующие задачи:
Для достижения поставленных задач мне потребовалось изучить книги по истории Отечества и современных исторических статей, а также лично посетить крейсер для полного изучения.
Заказ крейсеров типа «Диана» был вызван внешнеполитической обстановкой, создавшейся в конце XIX века. Обострившиеся противоречия с Англией сменились постоянно возрастающей «германской угрозой» на Балтике. Вновь сложившаяся гонка военно-морских вооружений привела в 1895 году к очередной корректировке двадцатилетней судостроительной программы России. Были заказаны три крейсера, ставших впоследствии крейсерами типа «Диана».
В начале июня 1896 г. было принято решение о постройке серии уже не из двух, как предполагалось изначально, а из трёх крейсеров. Третий крейсер (будущую «Аврору») было предписано заложить в Новом Адмиралтействе. Работы по строительству «Паллады» и «Дианы» осуществлялись фактически одновременно, «Аврора» же отставала от графика на протяжении всей постройки и может считаться дополнительно строившимся кораблём проекта.
Построен по кораблестроительной программе 1895 года. Зачислен в списки флота 6 апреля 1897 года. Крейсер был торжественно спущен на воду 11 (24) мая 1900 года по личной команде императора Николая II и многочисленных членов Императорской фамилии. 18 сентября 1903 года «Аврора» вступила в строй.
25 сентября (8 октября) 1903 года «Аврора» вышла из Кронштадта на Дальний Восток, после захода в Портленд в начале октября прибыла в Средиземное море и 25 октября прибыла в порт Специя (Италия), где присоединилась в море к отряду кораблей контр-адмирала А. А. Вирениуса, следующему на Дальний Восток для усиления Порт-Артурской эскадры. Совершила плавание по маршруту: Бизерта (Тунис, Франция) — Пирей — порт Суэц — Джибути. Во время стоянки в Джибути (Французское Сомали) в связи с началом русско-японской войны весь отряд 2 февраля 1904 года был отозван на Балтику.
17 апреля 1904 года корабль был перечислен в состав 2-й эскадры флота Тихого океана. 29 августа в составе этой эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского вышел из Кронштадта в Тихий океан на театр военных действий Русско-японской войны.
Из истории нам известно, что в войне 1904-1905 годов Россия и Япония вели борьбу за господство в Северо-Восточном Китае и Корее. Войну начала Япония. В 1904 году японский флот напал на Порт-Артур. Оборона города продолжалась до начала 1905 года. В ходе войны Россия потерпела поражения в сражениях на реке Ялу, под Ляояном, на реке Шахэ. В 1905 году японцы разгромили русскую армию в генеральном сражении при Мукдене, а русский флот – при Цусиме.
Крейсер «Аврора» участвовал в Цусимском сражении 14-15 (27-28) мая 1905 года 2-й эскадры флота Тихого океана вице-адмирала З. П. Рожественского. Входил в состав отряда крейсеров контр-адмирала О. А. Энквиста (крейсера «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах»).
В начале дневного боя 14 мая следовал вторым за флагманским крейсером отряда «Олег», прикрывал колонну транспортов с востока. Вместе с разведывательным отрядом вступил в бой. Попал под огонь двух броненосных крейсеров 1-го японского боевого отряда, получил серьёзные повреждения и дополнительно вступил в бой с 5-м японским боевым отрядом. Принял участие в последней фазе крейсерского боя.
В этом бою корабль получил около 10 попаданий снарядами калибра от 8 до 3-х дюймов, экипаж потерял 15 человек убитыми и 83 ранеными. Погиб командир корабля капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев — он был смертельно ранен попавшим в боевую рубку осколком снаряда.
После смерти Егорьева командование «Авророй» принял старший офицер капитан 2 ранга А. К. Небольсин. Крейсер получил 37 пробоин (из них 13 небольших вблизи от ватерлинии), но не был выведен из строя. Серьёзно повреждены были дымовые трубы, затоплено отделение носового минного аппарата и несколько угольных ям передней кочегарки. На крейсере было потушено несколько пожаров. Вышли из строя все дальномерные станции, четыре 75-мм и одно 6-дм орудие.
Ночью с 14 на 15 мая, следуя за флагманом отряда, крейсер форсировал ход до 18 узлов, в темноте оторвался от преследования противником и развернулся на юг. После нескольких попыток повернуть на север, отражая торпедные атаки японских миноносцев, два корабля отряда О. А. Энквиста «Олег» и «Аврора» с присоединившимся к ним крейсером «Жемчуг» 21 мая пришли в нейтральный порт Манила (Филиппины, протекторат США), где были интернированы 27 мая 1905 года американскими властями до конца войны. С команды была взята подписка о неучастии в дальнейших военных действиях. Для лечения заболевших и раненых как на переходе на Дальний Восток, так и в ходе, и после боя на корабле использовался рентгеновский аппарат — это было первое в мировой практике применение рентгеноскопии в корабельных условиях.
В 1906 году «Аврора» возвратилась на Балтийское море, став учебным судном Морского корпуса. Крейсер прошёл капитальный ремонт корпуса и механизмов в Санкт-Петербурге. С корабля была по опыту минувшей войны удалена вся малокалиберная артиллерия. 10 октября 1907 года «Аврора» была переклассифицирована из крейсеров I ранга в крейсера.
С осени 1909 по весну 1910 «Аврора» под командованием капитана 1-го ранга П. Н. Лескова совершила дальнее плавание с «гардемаринским отрядом» в Средиземном море и Атлантическом океане. Во время этого плавания в составе отряда Маньковского (4 крейсера) находился в портах Греции в связи с угрозой совершения там военного мятежа.
С осени 1910 по весну 1911 года корабль находился во втором дальнем учебном плавании по маршруту Либава — Христианзанд — Виго — Бизерта — Пирей и Порос — Мессина — Малага — Виго — Шербур — Либава. С 1911 года состоял в бригаде крейсеров 1-го резерва.
С осени 1911 по лето 1912 года «Аврора» ходила в третье дальнее учебное плавание для участия в торжествах по случаю коронации короля Сиама (16 ноября — 2 декабря 1911 года), посетила порты Атлантического океана, Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов.
Весной и летом 1912 года крейсер входил в состав международной эскадры «держав-покровительниц» Крита, стоял в качестве русского стационера в бухте Суда.
Крейсер принимал участие в Первой мировой войне 1914—1918 гг. С началом войны корабль нёс дозорную службу, прикрывал набеговые и минно-заградительные действия легких сил флота. Базировался на Гельсингфорс (Свеаборг).
В кампанию 1915 года крейсер находился в дозорной службе к западу от центральной минно-артиллерийской позиции на Балтике, в охранении тральных работ, совершал походы по изучению скрытых шхерных фарватеров в Финляндии.
С мая 1916 года приписан к 6-й маневренной группе (броненосный крейсер «Громобой», крейсера «Аврора» и «Диана»). 1 и 2 августа проводил учебные стрельбы на полигоне у о-ва Хейнланд для выяснения возможности уничтожения прибрежных проволочных заграждений огнем корабельной артиллерии при проведении планируемой десантной операции.
В ноябре 1916 года корабль был отправлен для капитального ремонта в Петроград, на Франко-русский завод. За зиму 1916—1917 годов были капитально отремонтированы паровые машины, установлены новые паровые котлы системы Бельвиля—Долголенко. Артиллерия главного калибра модернизирована с увеличением дальности стрельбы с 53 до 67 каб. Были установлены 6 76,2-мм зенитных пушек системы Ф. Ф. Лендера (за счёт всех предыдущих «аэропушек»), смонтирована новая радиостанция, прибор звукоподводной связи.
Стоящий в Петрограде крейсер оказался в центре событий двух революций в 1917 году. В результате деятельности безответственных организаций солдаты и матросы вовлекались в политику, резко падала дисциплина и боеспособность Русской армии. Не стал исключением и экипаж крейсера «Аврора», чьи матросы были вовлечены в революционную агитацию. Антигосударственные силы осознавали, что офицерство являлось противником для них, поэтому, для устранения и дискредитации офицерства, на фронтах и во флоте проводилась агитационная работа по разжиганию противоречий между солдатской массой и командным составом. В результате на крейсере, как и во всем флоте, накалились взаимоотношения офицеров и команды.
После обнародования «Приказа №1» Петроградского совета был нарушен основополагающий для любой армии принцип единоначалия; в результате произошло резкое падение дисциплины и боеспособности русской армии, что в конечном итоге способствовало её развалу, повсеместно происходили задержания, обезоруживания, избиения и убийства офицеров. Особенно трагический оборот приняли события на Балтийском флоте.
В дни февральского переворота, 27 февраля (12 марта), на крейсере произошел бунт: экипаж потребовал от командира выпустить из-под ареста троих заключённых агитаторов. Когда 28 февраля (13 марта) 1917 года на крейсере стало известно о совершившейся Февральской революции, взбунтовавшиеся матросы убили своего командира М.И. Никольского, старший офицер крейсера был ранен, большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию.
Для осуществления демократических прав матросов на «Авроре» был избран судовой комитет. По результатам тайного голосования 3 (26) марта по вопросу о форме правления в России единогласно было принято решение, что такой формой является демократическая республика. На протяжении весны-лета-осени 1917 года шел процесс разложения армии антигосударственными силами, большевиками велась пораженческая агитация, усиливавшая тенденцию разложения армии и флота. Политическая обстановка на корабле также характеризовалась постепенной потерей доверия к Временному правительству России.
По решению Центрального комитета Балтийского флота уже практически отремонтированная «Аврора» была оставлена в Петрограде и подчинена Петроградскому совету. Матросы крейсера приняли участие в Октябрьском вооружённом восстании в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 года.
В ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета Петросовета команда «Авроры» захватила и свела Николаевский мост в Петрограде, соединявший Васильевский остров с центром города. Штурм Зимнего дворца начался 25 октября около 21:00 с сигнального холостого выстрела из Петропавловской крепости. Позднее восставшие хотели было стрелять боевыми снарядами с «Авроры», но выяснилась невозможность боевой стрельбы по Зимнему дворцу в силу условий дислокации крейсера на Неве, поэтому пришлось ограничиться акцией устрашения: в 21:40 из носового орудия «Авроры», по данным историков был, по приказу комиссара Белышева, произведен холостой выстрел.
28 ноября (11 декабря) 1917 года «Аврора» после ремонта вернулась во 2-ю бригаду крейсеров в Свеаборге. После декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. На корабле осталось лишь 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. Октябрьский переворот 1917 года стал началом гражданской войны в России.
Летом 1918 года крейсер, который уже невозможно было поддерживать в состоянии боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и большинство крупных кораблей флота. 152-мм орудия «Авроры» были сняты и отправлены в Астрахань для вооружения плавучих батарей. Большинство моряков крейсера ушло частью на фронты гражданской войны, частью просто по домам. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту на долговременное хранение (законсервирован).
Экипаж крейсера «Аврора» как и других подобных кораблей, согласно штатному расписанию составлял 570 человек ( 20 офицеры, 550 кондукторов и нижних чинов). Жилые помещения рассчитывались на 570 человек экипажа и на размещение флагмана соединения с его штабом. Нижние чины спали на подвесных койках, расположенных в носовой части корабля, 10 кондукторов располагались в пяти двухместных каютах на броневой палубе, офицеры и адмиралы — в помещениях в кормовой части корабля. Запас продовольствия был рассчитан на два месяца.
Чтобы узнать были ли среди членов экипажа крейсера в 1917 году наши земляки, были направлены запросы в фонды "Государственного архива Российской Федерации" (statearchive.ru), Российского государственного военно-исторического архива (ргвиа.рф), Российского государственного исторического архива (rgia.ru), Российского государственного архива военно-морского флота (rgavmf.ru).
В ходе проведенных исследований нам удалось выяснить, что в ночь на 25 октября 1917 года, на борту крейсера был не полный состав. Всего команда состояла из 376 человек (12 офицеры)[1]. По оцифрованным аттестационным книжкам и ведомости о численном составе команды на 1/Х-1917 г, мы узнали полный список членов экипажа «Авроры» на начало 1917 года. Командиром экипажа был выборный капитан лейтенант Н. А. Эриксон. Он находился на данной должности с сентября 1917 по июль 1918.
В архиве ВМФ были оцифрованы и учетные карточки личного состава крейсера. Нам удалось их систематизировать. Летом – осенью 1917 года крейсер находился на ремонте, именно этим объясняется не полная укомплектованность экипажа. Среди экипажа преобладали выходцы из крестьян и разночинцев. По национальному составу – русские. Интересны сведения о конфессиональной принадлежности команды, большинство были христиане. Однако, мы имеем сведения и о двух мусульманах и одном иудее.
К сожалению, нам не удалось найти сведения о службе наших земляков на крейсере «Аврора». Однако, один из кондукторов на крейсере Яковлев Василий Васильевич был родом из Казани.
Мы оправили запросы в Центральный архив Министерства Обороны, чтобы узнать служили ли наши земляки на «Авроре» в другие периоды истории крейсера.
В сентябре 1922 года специальная комиссия обследовала корабль и сделала заключение: «Внешнее состояние корабля и характер приведения его на долговременное хранение дают возможность после сравнительно несложных ремонтных работ привести корабль в готовность для использования в качестве учебного корабля». В этом качестве в 1920-е годы крейсер совершил ряд дальних плаваний, в том числе в скандинавские страны. В 1939 г. подвергся очередному ремонту: были заменены якоря системы Холла, установлены котлы Ярроу, расширен объём угольных ям.
В 1940—1945 годах «Аврора» стояла в Ораниенбауме. В 1941 г. артиллерийские орудия были сняты с крейсера и установлены на подступах к Ленинграду с юга (батарея «А» для обороны Дудергофских высот, на рубеже Воронья Гора — Киевское шоссе) для обороны города. Авроровцы защищали Ленинград до последнего снаряда и были убиты немецко-фашистскими захватчиками. Из-за попадания артснарядов, в 1941 году крейсер затонул на мелководье (верхняя палуба и надстройки были выше уровня воды). В 1944 году крейсер был поднят, подвергнут консервации. Участвовал в съёмках фильма «Крейсер «Варяг»», для чего был несколько замаскирован: добавлена бутафорская четвёртая труба и т. д.
В 1948 году крейсер поставили на «вечную стоянку» у причальной стенки Большой Невки, где в настоящее время находится корабль-музей.
1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея. Военный экипаж крейсера переформировали на штат численностью трое военнослужащих и 28 человек гражданского персонала; статус корабля остался прежним.
27 июня 2012 года депутаты Санкт-Петербургского законодательного собрания приняли обращение к Президенту РФ с просьбой вернуть крейсеру статус корабля № 1 в составе ВМФ с сохранением военного экипажа.
26 января 2013 года министр обороны РФ генерал армии С. К. Шойгу заявил, что крейсер «Аврора» будет отремонтирован, а затем приведён в ходовое состояние.
21 сентября 2014 года «Аврора» была отбуксирована в ремонтный док Кронштадтского морского завода Минобороны РФ для ремонта.
Крейсер «Аврора» вернулся на место вечной стоянки 16 июля 2016 года. По данным попечительского совета «Авроры», стоимость ремонта крейсера составила около 840 млн рублей, которые были направлены на обновление корпуса корабля и на создание новой экспозиции филиала Центрального военно-морского музея, действующего на «Авроре».
Ремонт 2014-2016 г., в отличие от предыдущих, не предусматривал вмешательство в конструкцию корабля, перестройку его внутренних помещений и надстроек. Обследование корпуса при помощи ультразвука показало, что со времени последнего ремонта динамика коррозии практически отсутствует. Во время докового ремонта был произведен ремонт цистерн, танков и других механизмов, провели опрессовку и проверку герметичности примыкания бронзовых штевней и стального корпуса. Сохранившиеся с момента постройки крейсера в неизменном виде штевни оказались в прекрасном состоянии. Соединения корпуса, сделанные в 1987 году, оказались качественными. Самые крупные работы были направлены на освидетельствование силовых кабель-трасс, замену электросети, ремонт палуб, мачт и всех систем жизнеобеспечения корабля, установку рангоута, замену такелажа, ремонт шлюпочных устройств, катеров, шлюпок, восстановление надстройки, конструкций корпуса и дельных вещей. Крейсер получил новейшую систему пожаротушения «Водяной туман».
Внешний вид также не был оставлен без внимания. Был восстановлен исторический облик каюты флагмана, дизайн-проект которой был утвержден главнокомандующим ВМФ России. В кубриках экипажа и кают-компании проведен косметический ремонт. Обновлена палуба из тикового дерева. Корму «Авроры» украсил новый орденский флаг, разработанный геральдической службой Вооруженных Сил РФ. Однако, советские символы на крейсере, построенном для Российского императорского флота, после ремонта остались. Герб Советского Союза на корме крейсера не был заменен на герб Российской Федерации и не были убраны красные звезды с бортов, как предполагалось в ходе работ, хотя это противоречит указу президента о символике кораблей ВМФ России, но для «Авроры» сделали исключение, поскольку по словам председателя Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игоря Курдина это стало бы «порчей объекта культурного наследия».
На борту «Авроры» в ходе ремонта создана новая музейная экспозиция, посвященная крейсеру как участнику трех войн: Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной.
1. Награды
· орден Октябрьской Революции (22 февраля 1968) — за выдающиеся заслуги военных моряков крейсера «Аврора» в Великой Октябрьской социалистической революции и защите её завоеваний, плодотворную работу по пропаганде революционных и боевых традиций и в связи с 50-летием Советской Армии и Военно-Морского Флота .
· орден Красного Знамени (1927)
[1] Российский государственный архив военно-морского флота (rgavmf.ru) Фонд р-201. "Аврора", краснознаменный крейсер КБФ. Опись 1.
Северное сияние
Рисуем домики зимой
Есть ли лёд на других планетах?
Н. Гумилёв. Жираф
Этот древний-древний-древний мир!