При правильном руководстве наблюдением окружающего, ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо. Систематическое наблюдение в природе учат детей быть внимательными.
Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Общение с детьми принимает познавательную окраску: взрослый задает четкие, конкретные вопросы, направляя детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение.
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 766.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 75 г. Сочи
имени Героя Советского Союза А.П. Малышева
Научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку в 2016-2017 учебном году»
направление «Живая природа»
«Море, реки , родники – нет нам жизни без воды!»
участники проекта: ученица 1 класса А
Виноградова Василиса Вячеславовна
родители
Виноградова Ирина Викторовна,
Виноградов Вячеслав Алексеевич
г. Сочи
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 3
2. Цель и задачи проекта 5
3. Этапы реализации проекта 7
4. Заключение 26
5. Литература 27
Введение
Экологическое состояние нашей планеты требует от живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты.
Младший школьный возраст – важнейший этап в развитии экологической культуры человека. В этот период продолжают закладываться основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок продолжает выделять себя из окружающей среды, а так же развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей младшего школьного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
При правильном руководстве наблюдением окружающего, ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо. Систематическое наблюдение в природе учат детей быть внимательными.
Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Общение с детьми принимает познавательную окраску: взрослый задает четкие, конкретные вопросы, направляя детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное – хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и их связи со средой обитания.
Очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты чем – то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное ребята все преодолевают сами. Ребенку интересно проделать все самому. Это очень важный воспитательный момент. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребёнка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. Поэтому в начале проведения опытов надо предложить ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах.
Детям очень нравится играть с водой, они плещутся в воде, открывают ее тайны : отправляют в плавание кораблик, превращают снег в воду, а воду в разноцветные сосульки, пускают мыльные пузыри. С водой делают следующие опыты: «Вода прозрачная», «У воды нет запаха», «У воды нет вкуса», «Лед - твердая вода», «В воде одни вещества растворяются, другие нет», «Кораблики плывут по воде», «Вода нужна всем».
Как показывает практика, приобретенный в младшем школьном возрасте опыт поисковой познавательной экспериментальной деятельности поможет успешно развивать творческие способности в дальнейшей школьной жизни.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает: физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;- эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;- условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: индивидуальный, родители
Сроки реализации проекта: октябрь 2016 года.
Актуальность выбранной темы: проблема воды становится одной из важнейших не только в плане ее всестороннего и разумного использования, но и в плане охраны источников: ведь вода-это частица сложной системы. От воды зависит жизнь на земле.
Цель проекта:
Задачи проекта:
Гипотеза: если каждый человек будет беречь воду, то мы будем меньше терять пресной воды.
Объект исследования: пресная вода.
Предмет исследования: способы сбережения и очистки пресной воды..
Технологии – оборудование:
Методы:
Ожидаемые результаты:
Этапы реализации проекта
Василиса - активный, любознательный ребенок. Однажды когда на улице шел сильный дождь у неё возникло множество вопросов: куда денется вода, когда высохнут лужи, как она потом попадает в дом, сколько её нужно, может ли она когда-нибудь закончится, а что будет, если больше не будет чистой воды. Поэтому мы решили начать исследовательскую деятельность, чтобы она смогла найти ответы на свои многочисленные вопросы. Василиса с большим желанием и интересом включилась в исследовательскую деятельность, проведение различных опытов с водой, изучила пути попадания воды в дом и путешествие ее по трубам.
Подготовительный этап
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
***
Много меня — пропал бы мир,
Мало меня — пропал бы мир,
***
Книзу летит капельками,
А кверху — невидимкою.
***
В жаркий день
Самой желанной бывает.
***
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
***
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
***
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
***
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
***
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без …
(Воды)
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба!
***
Вода к низу,
А дитя к верху!
***
Дождик, лей! Дождик, лей! На меня и на людей! На меня по ложке, На людей по плошке, А на лешего в бору — Лей по целому ведру!
***
Туча, туча, Дождь не прячь! Лейся, дождик, Дам калач!
***
Дождик, лей, лей, лей! Будет травка зеленей, Вырастут цветочки на зелёненьком лужочке!
- детская песня Буль-Буль
- музыка на воде (Гендель Г.Ф.),
- звуки природы (Лесной ручей, Музыка дождя, Шум дождя, "Вальс дождя").
А так же Василисе было предложено в течении недели записывать на листочек показания счетчика (для чего была разработана специальная форма), а так же в течение всего дня запоминать, где и какую она видела воду, как она её использовала (но время проведения проектной деятельности к сожалению совпало у нас с болезнью ветряной опой, поэтому наше пространство ограничилось домом и огородом). В конце дня происходило обсуждение результатов наблюдений, фиксирование их. В первый день мы пытались записывать, но это оказалось не вполне рационально, поэтому мы составили таблицу куда вносились результаты использования воды нашей семьей из 4 человек: бабушка, мама, папа и Василиса. И так в течении всей недели повторяли обсуждение результатов наблюдений, думали, где еще можно обнаружить воду. Для чего мы ее используем? Как можно её экономить? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду и т.п.). Она почувствовал, как часто нам нужна вода. Без нее мы не можем прожить. Предложили Василисе представить, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла.
Основной этап
Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему.
С.А. Аксаков
Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.
Вода - главный «строительный материал» для всего живого на земле.
На нашей планете вода это основа жизни. Все организмы состоят из воды: животные и рыбы – на 75%, медузы – на 99%, картофель – на 76%, яблоки – на 85%, помидоры – на 90%, огурцы – на 95%, арбузы – на 96%.
Человеческий организм не исключение. 86% воды содержится в теле у новорожденного и до 50% у людей в пожилом возрасте.
За всю свою жизнь человек выпивает примерно 35 т воды.
Наша потребность в воде стоит на втором месте после кислорода. Без еды человек может прожить около шести недель, а без воды всего 7-8 дней. Каждый день взрослому человеку нужно 2 литра питьевой воды. Наш организм плохо переносит обезвоживание. При потере 1 литра воды появляется ощущение жажды, усталость. Поэтому когда мы более нужно обильное питье. Это помогает нашему организму бороться с недугом.
Вода является основой всего, что мы пьем и едим.
Водоемы
Вода на нашей планете находится в водоемах. Водоемы это океаны, моря, озера, болота, пруды, реки, ручьи.
Самый большой из них океан.
Водоемы делятся на естественные и искусственные.
Формула воды
Формула воды Н2О, где Н -атом водорода. О -атом кислорода. Атомов кислорода один, а водорода два.
Свойства воды
Вода это жидкость, которая
- не имеет вкуса,
- не имеет запаха;
- не имеет цвета;
- может принимать любую форму;
- может окрашиваться в различные цвета;
- может растворять некоторые вещества (например соль или сахар)
Состояния воды:
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Олегова С.
Вода может быть в трех состояниях:
жидком,
твердом
газообразном.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Факт. Горячая вода замерзает быстрее охлажденной воды. Если взять две одинаковые ёмкости с водой, с горячей и холодной водой, и поместить их в морозильную камеру, то ёмкость с горячей водой замёрзнет быстрее холодной, хотя по логике вещей должно быть наоборот.
Круговорот воды в природе:
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
С поверхностей океанов, морей, рек и суши вода превращается в пар и поднимается высоко в вверх. Там пар охлаждается и превращается в множество капелек воды или крошечных льдинок из которых образуются облака. Облака легкие и ветер переносит их порой на очень большие расстояния. Из облаков возвращается на землю в виде дождя и снега, и пополняют реку, а реки несут её в океан.
Как вода пришла к нам в гости
Ты открыл кран и подставил чашку. В кране что-то зафыркало, и в чашку полилась струёй холодная, чистая вода.
Откуда вода пришла? Об этом путешествии воды и пойдёт сейчас рассказ.
Вода попадает в кран из скважины или реки. Только в кран она попадает не сразу: те капельки, которыми мы умываем руки, проделали большой путь. Сначала из реки или скважины человек воду направил в огромные трубы с помощью насосов. По ней вода идет до самой высокой точки. Это водораспределительная станция. Там в воду добавляют небольшое количество обезвреживающего вещества-хлора или газа озона. Эти вещества уничтожают вредные бактерии и микроорганизмы. После очистки вода бежит по трубам к нам в дом. При открытии крана клапан приподнимается, а в освободившийся проход устремляется вода. Чтобы вода по трубам могла подняться на верхние этажи существуют специальные насосы. Они толкают воду в подземные трубопроводы. По этим трубам вода течёт много километров, как река. Только в природе ручейки и маленькие речушки стекаются в большую реку, а из этой трубы, наоборот, ручейки расходятся в разные стороны по другим трубам. Эти трубы подведены в дома, в каждую квартиру.
Для того чтобы чистая вода побежала из нашего крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т.е. построили водопровод, третьи очистили воду, четвёртые ремонтируют краны.
Чтобы к нам пришла вода,
Потрудились небеса
Тучки на небе сгустились,
А затем они открылись
Капли с неба потекли
Получились ручейки
Ручейки сбежались в речку
«Здесь с волною будем течь мы!»
Переполнилась река,
Затопляя берега
Чтобы речка не бурлила
И дома не затопила
Это наш водоканал
Воду с речки забирал
Путешествует водичка
Чтобы мы умыли личко
Чтоб напиться мы могли
Применялось для еды
Без воды нам никуда
Потому и знаю я
Как она по трубам ходит
В каждый дом сама заходит
Только кран свой открути
Побежит струя воды
Вода в нашем доме
В наш дом вода приходит по трубам. Для ведения рационального расходования воды у нас установлен счётчик учёта водоснабжение холодной воды. Горячая вода греется у нас в бойлере.
В нашем доме присутствует 5 точек использования воды. Это мойка, стиральная машина, ванная, туалет, раковина. Каждый день вся наша семья расходует воду из этих точек.
Первая комната, в которую попадает вода – ванная. Здесь вся семья моет руки, умывается, принимает душ, еще здесь установлена стиральная машинка.
В квартире есть комната странная.
Она называется ванная.
Там краник приделан блестящий,
А в нём - водопад настоящий!
Время ванну принимать:
Ждет водичка, не дождется,
Поработать ей придется,
Ручки, ножки отмывать.
Спинку вымыть с мылом – братцем
И с мочалкою сестрой,
Нелегко воде порой,
Если ей не подчиняться.
Обижается водица –
Грязь не украшает лица.
Кто красивым хочет стать,
Воду должен уважать.
Дальше вода попадает в кухню, в которой установлена мойка. Соединение труб герметичное, чтобы ни одна капля воды, не пропала зря. Для приготовления пищи, питья мы наливаем в кастрюли и чайники холодную воду.
Расход воды в нашем доме
После наблюдений и творчества мы решили выяснить, сколько воды расходуется на различные нужды. Мы в течение 6 дней, используя приборы учёта водоснабжения, вели наблюдение за расходом воды в доме. Василиса заносила данные в таблицу. А так же вся семья в специальной таблице отмечала, на что расходуется вода.
После наблюдения и проведения расчетов и замеров расхода воды в доме, мы выяснили, что наша семья расходует воду умерено. Больше всего воды мы расходуем на гигиену собственного тела, еду и питье. Среднее количество уходит на поддержание чистоты в нашем доме, полив цветов и на другие нужды.
Мы все соблюдаем правила экономии воды:
Попробуйте и вы использовать хотя бы один из способов экономии воды каждый день, и Вы почувствуете экономию. Потому что каждая капля на счету!
Запомните девиз: «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей! »
Что бы проверить чистая ли вода у нас в доме, мы налили в прозрачный графин воду из крана оставили её на ночь. Утром на дне не было осадка, вода была чистой.
Если вода с осадком или с запахом в домашних условиях её можно очистить с помощью различных фильтров.
Если кончится вода…
В природе можно выделить примерно 1330 видов воды. Их различают по происхождению (почвенная, дождевая, из свежего или долго лежащего снега и т.п.), по характеру растворенных в ней веществ и их количеству.
Около 80% поверхности Земли покрыто водой и всего лишь 1% этой воды подходит для питья.
Почти вся имеющаяся на нашей планете вода не пригодна для питья. Мы можем пить только 3% воды от общего ее количества. Но следует отметить тот факт, что большая часть этих 3% недоступна, так как содержится в ледниках.
Представьте, что однажды
От нас ушла вода,
Что без стихии водной
Мы б делали тогда?
Очистка загрязненной воды.
Очищение воды из речки Пзесуапсе, которая протекает в п. Лазаревское, г. Сочи и воды из лужи.
Процесс очищения: сначала воду очистил от крупного мусора с помощью марли, затем воду отстаивали, пропустили через сделанный в домашних условиях угольный фильтр и только потом произвели фильтрование воды через слой ваты. Вода из речки после очистки – прозрачная и её можно использовать для технических нужд. Например, помыть машину. Воду из речки можно использовать для технических нужд, например помыть машину, а вода из лужи стала намного чище, но все же, пить её однозначно нельзя!
Поэтому:
Вода — источник жизни,
Источник светлых дней.
Взгляни безукоризненно
В стремительный ручей.
Напиться хочет каждый,
Ты реки береги,
Озера, океаны
И малые пруды.
Заключительный этап
Систематизация материала и его оформление с использование мультимедийных технологий в виде приложения (см. видеофильм – диск прилагается, формат фильма mp4 выбран в связи с тем, что поддерживается большинством воспроизводящих проигрывателей и устройств).
Заключение
1. Вода – не только самая распространенная, но и самая важная в природе жидкость. Достаточно сказать, что в воде зародилась жизнь. Без нее не возможно существование животных и растений. Жизнь есть только там, где есть вода. Без чистой пресной воды не может существовать и развиваться человечество, промышленность и сельское хозяйство.
2. Мы научились работать с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди
3. Мы систематизировали свойства воды. Познакомились с её состояниями и с химической формулой воды.
4. В ходе исследования Василиса узнала, что водопроводные очистные станции – это довольно сложные предприятия с множеством различных цехов, сооружений, механизмов, оборудования и коммуникаций. Вода проходит длинный путь, прежде чем попасть в кран.
5. Во время наблюдения, проведения расчетов и замеров расхода воды в доме, мы выяснили, что наша семья расходует воду умерено - т. е. на бытовые и необходимые нам нужды. Больше всего воды мы расходуем на гигиену собственного тела, еду и питье. Среднее количество уходит на поддержание чистоты в нашем доме и на другие нужды.
6. Научились сами в домашних условиях очищать воду от примесей.
Таким образом, подтвердилась наша гипотеза о том что нужно бережно относиться к воде!
По итогам выполнения исследовательской работы мы сделали для себя следующие выводы:
Наша вода самая лучшая по вкусу и является настоящим кладом здоровья! Воду надо беречь и не растрачивать её просто так. Что может случиться с человечеством если исчезнут запасы пресной воды- оно погибнет, поэтому уходя из дома надо всегда закрывать краны.
Полученные знания и представления о свойствах воды и ее значение для человека, Василиса усвоила и теперь на практике применяет полученные знания, передает их своим сверстникам. Бережно относиться к использованию воды в доме.
Литература:
1. С.Н. Николаева «Юный эколог»
2. «Экологические проекты в детском саду»
3. Энциклопедия «Живая природа»
5. Интернет – ресурсы.
Весенняя гроза
И тут появился изобретатель
Есть ли лёд на других планетах?
Композитор Алексей Рыбников
Весенняя сказка