Исследовательская работа о шестилетней девочке, которую вместе с семьёй Гитлер выгнал из города Сычёвки Смоленской области , и она решила собирать деньги на танк.Откликнулись дети , они сдавали на танк свои сбережения . Был построен танк "Малютка". На нём воевала Екатерина Петлюк. Ада Занегина училась в городе Сычёвка в школе №2, где сейчас учится автор этой работы. В городе проживает подруга детства, одноклассница Ады, которая предоставила фотографии школьных лет
Вложение | Размер |
---|---|
ada_zanegina_-_legendarnaya_devochka_iz_sychyovki.docx | 394.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №2 г. Сычёвки
Автор : Рыжакова Виолетта
учащаяся 4-б класса
Руководитель : Козлова Валентина
Павловна, учитель начальных классов
Г. Сычёвка
2017.г.
Паспорт исследовательского проекта
«Ада Занегина – легендарная девочка из Сычёвки»
Название проекта. | Ада Занегина – легендарная девочка из Сычёвки | |
Руководитель проекта. | Козлова Валентина Павловна | |
Консультант (ы) проекта. | Егорова Маргарита Петровна | |
Учеб. предмет, в рамках которого проводится работа по проекту. | Внеурочная деятельность Кружок «Юный исследователь» | |
Уч. дисциплины, близкие к теме проекта. | История родного края | |
Возраст учащихся, на который рассчитан проект. | 1-4 класс | |
Тип проекта | Исследовательский, поисковый | |
Цель проекта (практическая и педагогическая цели). | - Формирование интереса к своей малой родине и изучение её истории, знакомство с прославившимися родной край людьми , развитие исследовательских способностей ; - Воспитание ценностного отношения к поступкам людей на благо Родины, любви к родному краю, воспитание патриотизма. | |
Задачи проекта | -Узнать историю о знаменитой девочке – Аде Занегиной и операции «Малютка»в годы ВО войны. -Собрать материал ( иллюстрации, фотографии, воспоминания очевидцев, стихи и т.д.) -Оформить собранный материал в виде творческого проекта и презентации | |
Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения). | 1.Где родилась? Где училась? 2.Какой поступок совершила девочка и какой вклад внесла в историю страны? 3.Какова дальнейшая судьба девочки? | |
Необходимое оборудование. | Материалы газет, фотографии, компьютер , фотоаппарат | |
Аннотация | Воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Р Ф «Об образовании». Воспитание патриотов – самая высокая задача злюбой системы воспитания, не теряющая значимости и в современное время. | |
Предполагаемые продукты проекта. | Творческие работы с фотографиями, презентация. | |
Типология проекта | ||
По доминирующей деятельности | тво, Поисковый, исследовательский | |
По предметно-содержательной области | Мини- проект | |
По характеру контактов | Монопроект | |
По продолжительности | Месячный | |
По ведущей деятельности | Поисковый | |
По используемым технологиям | Проектная технология | |
По количеству участников | Одиночный | |
По времени проведения | январь-февраль 2017 г. | |
По сфере применения результатов | Краеведческий , исторический | |
По организационным формам проведения работы над проектом | Внеурочная деятельность | |
Форма представления проекта | Презентация в классе , защита проекта на школьной научно-исследовательской конференции | |
Источники информации | Газеты в архиве детской библиотеки, близкая подруга-одноклассница Ады Занегиной, живущая в родном городе, компьютер (выход в интернет) |
Этапы работы над проектом :
1.Организационный. (Определение темы, уточнение цели, определение сроков , определение источников информации, формирование семейных групп для участия в проекте) 2. Подготовительный. Сбор информации: посещение библиотеки, изучение газетного материала по данной проблеме, просмотр в/д, беседы со взрослыми, выходы в интернет, экскурсионная деятельность , сбор материала ( фотографии) по теме проекта, чтение дополнительной литературы .
3. Основной . Выполнение творческих работ - оформление работы "Ада Занегина –легендарная девочка из Сычёвки», создание одноимённой презентации , оформление фотоматериала, связь с подругой –одноклассницей, установление контакта с самой героиней –Адой Александровной Воронец(Занегиной).
обобщение результатов наблюдения, сравнительный анализ, выводы
4.Заключительный. Презентация проекта (обобщение собранных материалов, выводы)
Содержание
1.1.Цели и задачи. стр. 5
1.2.Гипотеза. стр. 5
1.3. Откуда родилась идея? . стр. 5
Цель работы:
Провести исследование операции «Малютка» и узнать подробнее о судьбе девочки Ады Занегиной , собиравшей деньги на танк в годы Великой Отечественной войны
Задачи :
1.Исследование данной темы, анализ, отбор собранного материала;
2. Подбор иллюстративного материала для создания презентации.
3. Встреча с сотрудниками детской библиотеки
4. Встреча с подругой детства, одноклассницей Ады Занегиной
Егоровой Маргаритой Петровной
5. Установление контакта с Занегиной (Воронец)Адой Александровной через мобильную связь.
Моя гипотеза:
Маленькая девочка , ученица нашей школы, Ада Занегина внесла ощутимый вклад в победу нашей страны над фашисткой Германией, оставив свой добрый след в истории всей страны
Откуда зародилась идея?
Однажды , посещая детскую библиотеку ,её сотрудник Любовь Павловна рассказала нам о шестилетней девочке, которую вместе с семьёй Гитлер выгнал из Сычёвки, и она решила собирать деньги на танк Мы с увлечением слушали рассказ, смотрели в альбоме фотографии,
листали газетные вырезки…
История оказалась очень увлекательной, и я решила узнать об этом поподробнее. И вот что я узнала …
В городе Сычёвка Смоленской области жила девочка Ада.
Началась война.
Мальчики и девочки того военного времени очень страдали.
Их жизнь могла и должна была быть другой, наполненной беззаботным,
веселым временем. Они играли, но только вот в такие игры…
Когда началась война, отца Ады забрали на фронт и она вместе с матерью эвакуировались в г. Омск. Мама Занегина Полина Терентьевна работала детским врачом. Позже Ада напишет:
«Я увидела и запомнила свою маму смелой, решительной, волевой, находчивой и заботливой к детям. Я гордилась, когда слышала, как чужие дети называли ее мамой. А когда оставались вдвоем, то говорили только о папе. Он воевал. Где, что с ним?»
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем не спросишь,
Пошутишь с ней, молчит в ответ,
Как будто ей не семь , не восемь,
А много, много горьких лет.
В 1942 году , будучи уже в городе Омске, Ада написала письмо в газету «Омская правда».Редакция не отказала девочке. В нем говорилось:
И дети отозвались:
Адик Солодов:
Я хочу вернуться в Киев. Вношу собранные на сапоги деньги — 135 рублей 56 копеек — на строительство танка «Малютка».
Тамара Лоскутова:
Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко.
Шура Хоменко:
Мне рассказали о письме Ады Занегиной и я внёс все свои сбережения — 100 рублей и сдал на 400 рублей облигаций на постройку танка «Малютка». Мой товарищ Витя Тынянов вносит 20 рублей. Пусть наши папы громят фашистов танками, построенными на наши сбережения.
Ещё одно письмо:
"Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага. Таня Чистякова ."
В областном отделении Госбанка был открыт счет № 350035.
Дети - дошкольники, учащиеся школ города и области начали сбор средств на танк "Малютка".
Деньги поступали почти ежедневно - рубли, даже мелочь, что была в ребячьих кошельках.
Дети детского сада совхоза
"Ново-Уральский "подготовили концерт и перечислили заработанные 20 рублей в Госбанк.
Средства, собранные детьми Омской области, перевели в фонд обороны .
Так всем детским миром была собрана далеко не детская сумма, которую омские власти перечислили в Фонд обороны.
В мае 1943 года в город пришла правительственная телеграмма: «Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка «Малютка» 160886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии. Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И.Сталин».
Ежедневно газета помещала письма детей, отдавших свои "кукольные" сбережения на танк "Малютка". Ада мечтала, что на танке "Малютка" будет воевать её отец – танкист. На собранные детьми деньги на Сталинградском
заводе «Судоверфь»был построен настоящий танк Т-60, которому дали ласковое имя «Малютка».
Интересна эта история ещё и тем, что воевала на танке "Т-60« тоже девушка, сержант 56-й танковой бригады Екатерина Петлюк.
Свой первый бой в районе Калача-на-Дону Катя никогда не забудет. Земля дыбилась от разрыва снарядов, всплескивались черные фонтаны. И между ними юрко проскакивала крохотная «Малютка». Позже танк «Малютка» воевал в составе 91-й отдельной танковой бригады
По совпадению, фронтовое прозвище Екатерины Петлюк было «Малютка» (так её прозвали из-за небольшого роста — 151 см), его она написала краской на башне «своего» Т-60. Танк принял участие в тяжелейших боях за Сталинград
После разгрома немцев под Сталинградом «Малютку» пришлось сдать в ремонт. Доподлинно неизвестно, какова была дальнейшая судьба танка «Малютка». Но по некоторым данным, он дошёл до Берлина.
Осенью 1943 года советские войска освободили смоленскую землю от фашистов. Полина Терентьевна Занегина и ее дочка Ада вернулись в родную Сычевку.
Отец Ады, старший лейтенант, танкист Александр Занегин, пал смертью храбрых в бою под Курском. Не суждено было сбыться мечте маленькой Ады о том, чтобы ее папа воевал на «Малютке».
Со временем история создания «детского» танка забылась, однако в 1975
спустя 30 лет после окончания войны, благодаря пионерам из Омска, которых тогда называли «красными следопытами», об этой истории вспомнили. Пионеры решили разыскать участников событий тех лет. По их инициативе 19 мая 1975 года в Омске состоялась встреча Адели Воронец (Занегиной) и Екатерины Петлюк, затем обе героини посетили и малую родину Ады — наш город Сычёвку.
В нашей детской библиотеке есть фотографии, свидетельствующие о том , как Ада Занегина со своей мамой Полиной Терентьевной Занегиной и Екатериной Петлюк (все трое в центре) приезжали в Сычёвку на встречу с пионерами.
В детской библиотеке я узнала. Что в городе проживает школьная подруга Ады Занегиной – Егорова Маргарита Петровна
И я отправилась на встречу с ней. Живёт она по улице Пролетарской в доме № 19, кВ 18 . К сожалению фотографироваться со мной она не стала, ей уже , как и Аде Александровне 82 года и она также работала врачом в нашей больнице. Сейчас на пенсии. Каково же было моё удивление, когда Маргарита Петровна рассказала, что они вместе с Адой учились в нашей школе и вместе сидели за партой.
После войны Ада вместе с мамою вернулись в Сычёвку. Маргарита Петровна показала фотографии . Это послевоенные годы : 5 класс , в котором училась Ада. На обратной стороне фото я нашла её фамилию Ады, а также учителей , которые тогда работали и учили детей.
А вот ещё одно фото 1950 года. Ада в 6 классе на крыльце нашей школы.
Затем Ада училась в Смоленском медицинском институте и стала доктором. Вышла замуж, имеет теперь уже взрослого сына .
Мне интересно было узнать , где же проживала Ада вместе с матерью.
Моё исследовательское путешествие привело к дому № …по улице Некрасовой.
От Маргариты Петровны я узнала, что Ада Занегина теперь Адель Воронец проживает в городе Электросталь Московской области
и до сих пор работает врачом, хотя ей уже более 80 лет .
По фотографиям мы видим, какой молодой и бойкой Адель Воронец выглядит в свои года. На 70-летие Великой победы она выступала на 1 канале телевидения.
Несмотря на преклонный возраст, каждый день ходит на работу и не без гордости рассказывает о своем любимом деле: она врач-офтальмолог по призванию.
Мне очень любопытно было с нею пообщаться и вместе со своею бабушкой мы решили позвонить Аде Александровне, хотели узнать её адрес, чтобы завязать переписку, пригласить её в гости в нашу и бывшую её школу.
Она бойко отвечала на все наши вопросы, пообещала по возможности приехать летом на малую Родину. Но пока она этого не может сделать, так как продолжает работать , продолжает служить Родине. Адель Александровна просила передать свое пожелание всем учащимся нашей школы:
«Всем мирного неба над головой! Чтобы никто и никогда не испытал ужасов такой войны, которую когда-то пережили мои сверстники»
Моя гипотеза о том, что маленькая девочка внесла ощутимый вклад в победу нашей страны над фашисткой Германией, оставив свой добрый след в истории всей страны, подтвердилась.
Более того Ада Александровна продолжает служить Отчизне несмотря на преклонный возраст .Она по прежнему в строю.
Изучая такие истории, хочется также быть полезным Родине и внести свой вклад в её историю.
Одна беседа. Лев Кассиль
Сказка "12 месяцев". История и современность
Груз обид
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Этот древний-древний-древний мир!