Целью работы является изучение эпитетов в художественных произведениях М.В. Ломоносова, так как художественная речь Ломоносова, его языковое мастерство еще недостаточно изучены сегодня.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
1. Выявить в рассматриваемых произведениях различные случаи эпитетации прилагательных и причастий;
2. Рассмотреть эпитеты со стороны особенностей лексики;
3. Рассмотреть стилистические функции эпитетов.
Данные задачи решались на материале стихотворения «Разговор с Анакреоном», «Оды на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1746 года», духовной оды «Утреннее размышление о божием величестве», сатиры «Гимн бороде». В работе использованы традиционные методы исследования языка художественных произведений: наблюдение, сопоставление, комментирование.
Всего для работы было отобрано 104 случая эпитетации прилагательных и причастий.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении описаны проблематика работы, ее цели и задачи. Первая глава – теоретическая – рассказывает об истории изучения эпитета. Вторая глава содержит анализ лексических особенностей эпитетов М. Ломоносова. В третьей главе рассматриваются стилеобразующие и смыслообразующие функции эпитетов указанных художественных произведений. Заключение содержит выводы, полученные в ходе работы.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_epitetov_v_proizvedeniyah_lomonosova.doc | 139 КБ |
Городская научно-практическая конференция
«Старт в науку»
Роль эпитетов в художественных произведениях М.В. Ломоносова
Секция «Языкознание»
Клипова Оксана Владимировна,
9А класс МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»
Руководитель: Морковкина В.Е.,
учитель русского языка и литературы 1 категории
МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 15»
г. Дзержинск
2012 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Из истории изучения эпитета……………………………………….4 – 7
Глава 2.
Раздел 1. Лексические особенности эпитетов…………………………..8 – 10
Раздел 2. Структурные особенности эпитетов……………………………11
Глава 3. Смыслообразующие и стилеобразующие функции эпитетов……12 – 13
Заключение……………………………………………………………………….14
Библиография…………………………………………………………………….15
Введение.
Целью моей работы является изучение эпитетов в художественных произведениях М.В. Ломоносова, т.к. эпитет – одно из наиболее эффективных изобразительно-выразительных средств в художественной ткани произведения и очень важный компонент писательского стиля. М.В. Ломоносов – человек очень разносторонний: химик, физик, астроном, географ, металлург, геолог, поэт, художник, оставивший огромный след в русской истории, но, мне кажется, что художественная речь Ломоносова, его языковое мастерство еще недостаточно изучены сегодня.
Произведения Ломоносова написаны просто и одновременно сложно, они представляют собой искренние и взволнованные повествования. Для Михаила Васильевича характерно глубокое осмысление сложных явлений современной ему жизни в России. Его произведения – художественная попытка решения сложных общественных, нравственных, философский проблем. Художественный стиль Ломоносова имеет ряд особенностей: емкие детали, своеобразные ассоциации, образность языка при определенной строгости.
Моя работа связана с решением актуальных проблем языкознания. Прежде всего, это проблема изучения писательских стилей, а в более широком плане – проблема изучения языка художественной литературы. Неслучайно В.В. Виноградов считал, что изучение индивидуальных писательских стилей всегда актуальная задача, т.к. развитие языка художественной литературы можно достаточно полно представить лишь, если будут изучены речевые системы всех значительных писателей.
Как уже говорилось выше, целью моей работы является изучение эпитетов в художественных произведениях М. Ломоносова. Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
Данные задачи решались на материале стихотворения «Разговор с Анакреоном», «Оды на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1746 года», духовной оды «Утреннее размышление о божием величестве», сатиры «Гимн бороде». В работе я применяла традиционные методы исследования языка художественных произведений: наблюдение, сопоставление, комментирование.
Всего для работы было отобрано 104 случая эпитетации прилагательных и причастий.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении я постаралась описать проблематику работы, ее цели и задачи.
Первая глава – теоретическая – рассказывает об истории изучения эпитета.
Вторая глава содержит анализ лексических особенностей эпитетов М. Ломоносова.
В третьей главе рассматриваются стилеобразующие и смыслообразующие функции эпитетов указанных художественных произведений.
Заключение содержит выводы, полученные в ходе работы.
Глава 1. Из истории изучения эпитета.
Эпитет как одно из средств изобразительности и выразительности речи изучался филологами давно и много. Ученые стремились выяснить, что такое эпитет, каковы его природа и функции, какими способами происходит эпитетация слов, какие виды эпитетов существуют (т.е. дать классификацию их). Рассмотрим некоторые из точек зрения, высказанных учеными, и попытаемся выработать своё, рабочее понимание этих вопросов.
Итак, что такое эпитет? «Эпитет (от греческого epitheton приложение)- простейшая форма поэтического тропа, представляющая собой определение, которое характеризует какое-либо свойство, особенность предмета, понятия, явления» (2, 174).
Изучение эпитета было начато ещё в античные времена. Так, Аристотель считал, что «благородное выражение» есть то, что пользуется необычными словами, и говорил, что «необычные слова делают речь изукрашенной» (17, 195). Однако Аристотель советовал соблюдать меру в употреблении эпитетов, считая, что «обилие эпитетов свойственно человеку, говорящему в состоянии аффекта, т. к. лишь эмоциональная взволнованность заставляет обращаться к формам речи, где обильны эпитеты, окрашивающие предмет» (17, 195) и добавлял, что «нередко создается комическое впечатление, когда к простому слову прибавляют украшающие эпитеты» (17, 195).
С античных времен накопилось множество сведений об эпитете, которому давались самые разные определения, рассматривались и содержательные, и структурные разновидности эпитета. Так, например, В. М. Жирмунский разграничивает понятие эпитета в узком и в широком смысле. Эпитет в широком понимании - это «слово или несколько слов, приданных к обычному названию предмета, чтобы усилить выразительность, подчеркнуть один из признаков, который в данном случае важно выдвинуть на первый план», а в узком понимании - это «один из признаков предмета, который может выделиться при анализе качеств предмета» (10, 199).
Абрамович Г.Л. высказывает мнение о том, что «эпитет - это художественное определение, отмечающее существенную для определенного контекста черту в изображаемом явлении и вызывающее в нашем создании целостное представление об изображаемом предмете» (2, 174).
Например, в стихотворении Лермонтова:
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
Слово «желтые», по мнению Абрамовича, является эпитетом, т.к. вызывает в нашем сознании представление об осени.
А. Квятковский считал эпитетом «образную характеристику какого-либо лица, явления или предмета, в котором заключен меткий признак сравнения» (9, 359).
Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. в «Словаре литературоведческих терминов» характеризуют эпитет как «слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки», считая, что «признак», выражаемый эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении» (16, 469-470). Данное свойство эпитета используется при создании художественного образа.
Авторы словаря считают, что «свойства эпитета проявляются в слове лишь тогда, когда оно сочетается с другими словами, обозначающими предмет или явление» (16, 469-470). Они также отмечают, что «эпитет подчеркивает в предмете не только присущие ему, но и возможные, мыслимые черты и признаки».
Ученые высказывали мысль о том, что не всякое определение может стать эпитетом. Например, прилагательное «белый» в сочетании «белый снег» будет просто логическим определением, а в выражении «сахарный снег» прилагательное «сахарный» будет эпитетом, т.к. оно даёт дополнительную художественную характеристику в виде скрытого сравнения, которое легко угадывается: «снег белый, с блестящими крупинками, как сахар». Подобного разграничения придерживаются Ефимов А.И., Абрамович Г.Л. и др..
Томашевский Б.В. сопоставляет эпитет и логическое определение, используя понятия «содержания» и «объёма». Он считает, что «объём понятия - все явления, предметы, вещи, реальные или воображаемые, данным понятием обобщаемые» (например, дом - это все здания), а «содержание- это все признаки, которые отличают любое из данных сооружений от того, что уже не будет домом.»
Томашевский доказывает, что данные понятия находятся в отношениях обратной пропорциональности. Так, например, если присоединить к имеющимся признакам новый, то содержание и объём изменятся: содержание станет шире, а объём уменьшится, т.к. отпадут все дома, построенные из другого материала, а содержание увеличится, т.к. добавится новый признак. Томашевский полагает, что все это характерно для логического определения, «функция которого - ограничить объём путем расширения содержания, т.е. индивидуализировать предмет». А эпитет, по его мнению, «данной функции не имеет и сохраняет заранее определяемое понятие в том же объёме и, следовательно, в том же содержании». У него другая - художественная задача «эпитет как бы перегруппировывает признаки, на первый план выдвигая те, которые могли бы не присутствовать, эпитет всегда придает эмоциональную окраску» (17, 195).
В нашей работе мы пытались вслед Голуб И.Б. разграничить эпитеты и логические определения, и при этом считали, что эпитет не обязательно должен быть метафорическим.
И.Б.Голуб пишет: «Эпитеты, выраженные словами, сохраняющими свое прямое значение, нельзя отнести к тропам, однако это не означает, что они могут выполнять эстетические функции, быть сильным изобразительным средством» (7, 151).
Теперь рассмотрим, как эпитет может быть выражен грамматически. Если исходить из этимологии термина «эпитет», то эпитетом, в первую очередь, может быть имя прилагательное.
Однако предлагалось и иное – расширенное - понимание грамматической формы эпитета: эпитетации могут подвергаться слова и других частей речи. Например, эпитет грамматически может быть выражен существительным («волшебница-зима»), наречием («пристяжные щеголевато переступают ногами»), деепричастием («волны несутся, гремя и сверкая») (2, 176).
Мы присоединяемся к этому мнению и считаем, что грамматически эпитет может быть выражен различными частями речи.
Слова превращаются в эпитеты разными способами образования:
1. «Художественным определением слова становятся, если перемещаются из свойственной им среды в другое стилистическое окружение» (административный лай);
2. «Путём перемещения слов в тексте по аналогии» («на торжество гласности и разума являются страшные чудовища, лишь заменившие мохнатость лапок мохнатостью понятий»);
3. «При варьировании эпитетов, которые употребляются для определения одного и того же слова» (правда графская, мужицкая);
4. «Перенесением эпитета с употребляемого слова на управляющее» («багряный шелест роз» вместо «шелест багряных роз») (9, 120, 129).
После того, как мы рассмотрели вопросы о грамматическом выражении и образовании эпитетов, перейдем к их классификации.
Интересна классификация, предложенная А.Н. Веселовским, который разделяет эпитеты на
1. тавтологические (солнце красное);
2. пояснительные (добрый конь);
3. метафорические (черная тоска);
4. синкретические или «цветные» (зелёный шум) (5, 141).
«Словарь лингвистических терминов под редакцией О.С.Ахмановой называет другие типы эпитетов:
«Словарь эпитетов русского литературного языка» Горбачевича К.С. и Хабло Е.П. выделяет типы эпитетов по частоте употребления:
Г.Л. Абрамович предлагает классификацию эпитетов, избрав основанием характер выражаемого ими содержания, он выделяет следующие типы:
- изобразительные, которые выделяют существенные стороны изображаемого без привнесения оценочного элемента;
- лирические, в которых прямо выражено отношение к изображаемому (2, 174-175).
Многие ученые - Веселовский, Ахманова, Абрамович и др. – неизменно выделяют постоянные эпитеты - устойчивые образно-поэтические определения, выражаемые преимущественно прилагательными.
А Б.В. Томашевский даже постоянные эпитеты предлагает классифицировать, выделяя:
- тавтологические, которые буквально повторяют определяемое слово (чудо-чудное);
- идеализирующие (добрый молодец) (17, 199-200).
Возможны, по-видимому, и иные принципы классификации эпитетов.
В своей работе я попыталась определить функции эпитета. Филологи указывают несколько функций:
Все сказанное выше объясняет, почему эпитет - одно из важнейших средств изобразительности и выразительности в тексте художественного произведения, один из важнейших элементов писательской стилистики.
В произведениях эпитеты несут эмоциональную, экспрессивную, идейно- образную нагрузку; участвуют в описаниях природы, внешних и внутренних качеств героев. Эпитеты отражают особенности авторского видения мира, позволяют ощутить авторскую позицию.
Эпитеты являются одной из тех стилистических черт, что в большей степени характеризуют индивидуальность писателя, т.к. у каждого писателя свои излюбленные эпитеты, характеризующие его систему. Так, для М.В. Ломоносова характерно особое употребление эпитета «великий».
При употреблении эпитетов прослеживается авторское отношение к персонажам и их поступкам.
Т.е., эпитеты играют особую роль в художественном произведении и выявляют своеобразие писательской стилистической системы.
В своей работе мы приняли следующее понимание рассматриваемых вопросов. Считаем эпитетом художественное образное определение, характеризующее какой-либо предмет и обогащающее его в смысловом и эмоциональном отношении, и присоединяемся к точке зрения, согласно которой грамматически эпитет может быть выражен различными частями речи. Что касается классификации эпитетов, то, на наш взгляд, для выполнения работы наиболее полезной будет классификация эпитетов по их лексическим значениям. Мы разграничиваем эпитет и образное определение, но при этом считаем, что эпитет не обязательно обладает переносным значением: эпитетом может стать и слово с прямым значением, если оно выполняет определённую роль в выражении художественного содержания произведения, т.е. обладает стилистической функцией (условно мы назвали такой эпитет «логическим»).
Глава 2.
Раздел 1. Лексические особенности эпитетов.
Одна из основных задач моей работы – рассмотреть лексические особенности эпитетов в художественных произведениях М.В. Ломоносова.
Анализируя собранный материал, я выделила следующие группы эпитетов по их лексическим значениям и в зависимости от определяемых ими реалий:
Нужно заметить, что не удалось все эпитеты разбить на непересекающиеся классы. Так, группа эпитетов со значением «внешняя характеристика» включает в себя некоторые эпитеты со значением «цвета», «красоты».
Еще я выделила группу «прочие», куда отошли эпитеты, не вошедшие ни в одну из перечисленных групп. Они связаны с выражением философских убеждений автора. Результаты наблюдений представлены в таблице.
Таблица 1. Группы эпитетов по лексическому значению.
Чувство | Время | Цвет | Звук | Внешняя характеристика | Прочие | |
«Разговор с Анакреоном» | 6 | 3 | 1 | 2 | 9 | 8 |
«Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1746 года» | 6 | 16 | 4 | 1 | 9 | 11 |
«Утреннее размышление о божием величестве» | - | 3 | 4 | - | 2 | 3 |
«Гимн бороде» | 2 | 1 | - | - | 5 | 6 |
14 | 23 | 9 | 3 | 25 | 30 |
Характеристику разрядов начну с эпитетов со значением «звука». Эти эпитеты встречаются в стихотворении «Разговор с Анакреоном» и «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1746 года»: «… безгласна речь показалась медом течь…».
«Звуковые» эпитеты характеризуют девушку, о которой рассказывает Анакреон, и народ, приветствующий «громким гласом» восхождение Елизаветы Петровны на российский престол.
Небольшой по объему разряд составляют эпитеты со значением «цвета», с их помощью Анакреон описывает свою подругу «цвет в очах ея небесный», сам Ломоносов - природу «рукой багряной врата отверзла в мир заря» («Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1746 года»), «горящий вечно Океан», «огненны валы» и др. («Утреннее размышление о божием величестве»). Причем, я бы отметила, что первые два эпитета очень близки к метафоре. Так словосочетание «рукой багряной» показывает, как занималась заря и небо окрасилось в красный цвет, а сочетание «горящий вечно Океан» - отражение солнца.
Большую группу составляют эпитеты со значением «внешней характеристики героев». Например, возлюбленная Анакреона должна быть прекрасна: «кудри черны», «высокое чело», «взор прелестной», «прекрасная шея»; Петр предстает «могучим исполином» и т.д..
Много внимания уделяет М. Ломоносов эпитетам со значением «чувства, внутреннего состояния»; «нежности сердечной в любви я не лишен» - пишет он от своего имени в стихотворении «Разговор с Анакреоном»; «се мысль внезапно восхищенну веселый ободряет слух» и «вестник счастья вожделенный» характеризуют восхождение Елизаветы Петровны на трон.
Особо мне хотелось бы отметить эпитеты со значением «времени», т.к. Ломоносов очень много говорит об истории России, о ее судьбе, вспоминая «златые века» (время правления Петра I), «печальнейшие ночи» (дворцовые перевороты») и радуясь («вящщу радость ощущает»), что пришел «день блаженный» и власть перешла к Елизавете.
Большое количество эпитетов невозможно подвести под какие-то разряды, поэтому я отнесла их к «прочим». Это самые разные эпитеты:
- в стихотворении «Разговор с Анакреоном»: «славные дела», «геройский шум» при воспоминании о Трое, «смертный супостат» Кесарь, «великая Мать»;
- в «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1746 года»: «сильна власть чужой руки», «Петрово племя», «земнородно племя», «отечески законы» - характеристика существующей в стране обстановки;
- в «Утреннем размышлении о божием величестве»: «божие дела», «бренно око»;
- в «Гимне бороде»: «попечительна природа», «мнения ложны».
Особо применяется в текстах эпитет «великий», я думаю, это связано с выражением философских идей М.В. Ломоносова: «великая Мать» («Разговор с Анакреоном») – это Россия, «велико дело» («Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1746 года») – переворот, приведший Елизавету Петровну к власти, и «великия реки» («Ода…, 1746 года») – я думаю, Ломоносов говорит о Волге, «велика отрада» («Ода…, 1746 года») – приход Елизаветы к власти, «великий Петр» («Ода…, 1746 года») – Петр I, деяниями которого восхищается автор, «велик зиждитель» («Утреннее размышление о божием величестве») – господь бог, «великая борода» («Гимн бороде») – священнослужители, единственная категория людей, которые в России имели право носить бороду (в этом словосочетании, в единственном из всех перечисленных, слово «великий» звучит как насмешка).
Выводы: я увидела, что в художественных произведениях Ломоносов использует эпитеты с разными лексическими значениями: «звука», «цвета», «внешней характеристики героев», «чувства, внутреннего состояния», «времени», «прочие». Наиболее многочисленными оказались эпитеты со значением «внешней характеристики героев», «времени», т.к. Ломоносов – писатель-философ.
Особое место в произведениях занимают эпитеты с прилагательным «великий».
Раздел 2. Структурные особенности эпитетов.
В своей работе я постаралась рассмотреть прилагательные и причастия, подвергшиеся эпитетации, со стороны их структурных особенностей. М.В. Ломоносов использует богатые возможности русского языка в области образования прилагательных и причастий. Результаты анализа можно представить в виде таблицы.
Таблица 2. Структурные особенности эпитетов.
Прилагательные | Причастия | ||||
Простые | Сложные | Полные | Краткие | ||
«Разговор с Анакреоном» | 27 | - | 18 | 9 | 4 |
«Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1746 года» | 38 | 1 | 34 | 5 | 2 |
«Утреннее размышление о божием величестве» | 10 | - | 6 | 4 | 2 |
«Гимн бороде» | 14 | - | 13 | 1 | - |
89 | 1 | 71 | 19 | 8 |
Обращает на себя внимание тот факт, что в художественных произведениях Ломоносова отсутствуют сложные прилагательные, а наиболее распространены эпитеты, выраженные простыми прилагательными.
Простые прилагательные и причастия образованы преимущественно двумя способами словообразования:
1. Приставочный способ:
- с помощью приставки без-/бес- беззлобна роскошь, безгласна речь/ бессмертный царь;
- с помощью приставки не- недремлющее око;
- с помощью приставки при-/пре- борода предорогая/прекрасный взор.
2. Суффиксальный способ:
- с помощью суффикса -н- взор прелестной, от страшных зол, полночный край;
- с помощью суффикса -ейш- в печальнейшей ночи;
- с помощью суффикса -к- дерзкий взор.
Выводы: в своих произведениях Ломоносов использует простые прилагательные, образованные приставочным или суффиксальным способом. В тексте встретилось одно сложное прилагательное. Случаи использования причастий в роли эпитетов немногочисленны.
Глава 3. Смыслообразующие и стилеобразующие функции эпитетов.
В предыдущей главе я рассматривала лексические и структурные особенности эпитетов, в настоящей остановлюсь на их смысло- и стилеобразующих функциях.
Эпитетом я считаю прилагательное или причастие, несущее определенную смысловую и этическую нагрузку в тексте. Эпитеты могут быть метафорическими и неметафорическими.
У Ломоносова преобладают неметафорические: «славные дела», «слава вечная» и др., но есть и ряд метафорических: «рукой багряной», «златых веков», «горящий океан»…
Эпитеты участвуют в выражении художественного содержания и оказываются важным изобразительным и выразительным средством.
Эпитеты выполняют в текстах художественных произведений М. Ломоносова несколько функций:
- конкретизирующую;
- характерологическую;
- участвуют в выражении философских и религиозных взглядов автора.
Теперь более подробно остановлюсь на каждой из функций и попытаюсь доказать, что все названные функции свойственны эпитетам Ломоносова.
Итак, конкретизирующая функция. Эпитеты используются для достижения точности описания, создания запоминающегося образа. Отчетливо звучит насмешка над духовенством в строках: «борода предорогая», «о прикраса золотая», «о прикраса дорогая».
Важное место в произведениях Ломоносова занимают описания природы, позволяющие автору подчеркнуть величие и красоту родной природы: «струи прозрачные», «рощи злачные», «льдистый Океан».
Вторая функция – характерологическая: эпитеты помогают понять характер героев, раскрывают их психологическое состояние в определенный момент развития событий. «Великий Петр из мертвых встал», «Петр врагам ужасен», «грозен исполин». Такое описание позволяет представить Петра I – защитника родины и народа.
Еще одна функция эпитетов – выражение философских, религиозных взглядов автора: «велик зиждитель наш господь», он «бессмертный царь», а люди, живущие на земле смертны: «бренно наше око». Особое отношение Ломоносова к восшествию на престол Елизаветы Петровны: «час благословенный» «велику дал отраду», «о день блаженный, день избранный», «вящу радость ощущает мой дух».
Неоднозначную смысловую и стилеобразующую нагрузку несет эпитет «великий», употребленный 7 раз в исследуемых произведениях.
Чтобы выявить смысловую нагрузку этого эпитета, посмотрим, в отношении каких героев и событий он употребляется и что означает. Последим, как автор употребляет этот эпитет, в какой сочетаемости.
Таблица 3. Смыслообразующая нагрузка эпитета «великий».
Кто употребляет | В какой сочетаемости |
Ломоносов | «великая Мать» |
«велико дело» | |
«великия реки» | |
«велика отрада» | |
«великий Петр» | |
«велик зиждитель» | |
«великая борода» |
Глядя на таблицу, можно сделать вывод, что эпитет «великий» употребляет сам автор в значениях:
- характеризует вечную природу, родину («великия реки», «великая Мать»);
- судьбоносный («велико дело», «велика отрада»);
- характеризующий выдающуюся личность («великий Петр»);
- имеющий отношение к религиозным ценностям автора («велик зиждитель»);
- особняком стоит эпитет «великая борода», употребленный для насмешки.
Выводы: эпитеты в художественных произведениях Ломоносова выполняют три функции: конкретизирующую, характерологическую, участвуют в выражении философских и религиозных взглядов автора.
Конкретизирующая функция позволяет автору создать запоминающиеся образы.
Характерологическая функция дает читателю возможность «увидеть» и понять оттенки чувств героев, понять их характеры.
Участие эпитетов в выражении философских и нравственных взглядов писателя позволяет раскрыть его жизненную позицию. Особую смысловую нагрузку несет эпитет «великий».
Заключение.
Проделанная работа позволила сделать следующие выводы:
Эпитеты разнообразны по лексическим значениям. Особо активными оказались эпитеты со значением «внешней характеристики героев», «времени», т.к. Ломоносов – писатель-философ.
Конкретизирующая функция позволяет автору создать запоминающиеся образы.
Характерологическая функция дает читателю возможность «увидеть» и понять оттенки чувств героев, понять их характеры.
Участие эпитетов в выражении философских и нравственных взглядов писателя позволяет раскрыть его жизненную позицию. Особую смысловую нагрузку несет эпитет «великий».
Библиография.
Ах эта снежная зима
Твёрдое - мягкое
Заповеди детства и юности
Рисуем осенние листья
Вокруг света за 80 дней