МБОУ СОШ с. Хондергей
Исследовательская работа на тему:
Исследование многоствольных и многоветвистых деревьев как памятники природы в окрестностях
села Хондергей
Выполнила: ученица 9 класса МБОУ СОШ с. Хондергей
Ондар Олчей Сергеевна
Преподаватель: Сат Б.Б. учитель биологии и химии
2017 г.
Содержание
Актуальность………………………………………………………………….…………………3
Глава I. Тайны природы…………………………………………………………..……………..5
1.1. Памятники природы……………………………………………………………….………..6
2.2. Священные деревья………………………………………………………………….….…..6
Глава II. Причуды природы…………………………………………………………….……...11
2.1. Двуствольное иногда трехствольное (многоствольное) растущее как-будто из одного корня разные породы деревьев (тел-ыяш, дерево-близнец)…………………………………………..…………………………12
2.2. Многоветвистые деревья («бай-дыт», «бай-ыяш» - богатое дерево)…………………..13
2.3. Лиственница с многочисленными перепутанными ветвями («хам дыт», «хам-ыяш» - дерево-шаман…………………………………………………………………………..………22
Заключение……………………………………………………………………………………..27
Список использованной литературы………………………………………………………….29
Введение
Древние наши предки прекрасно знали свой окружающий мир, в котором жили и сохранение его к будущим поколениям, значимость, ценность окружающей природы для дальнейшего развития, любовь к прекрасному и неповторимость пройденном. Бережное и грамотное отношения народа к растениям и животным дала возможность передачи природы почти в первозданном виде к своим потомкам. Они сохранили до сегодняшних дней не только многообразия растений и животных, но и памятники природы, такие как причудливой формы деревья.
У нас в селе растут чудесные, созданные уникальной природой деревья-причуды. Встречаются они в разных уголках села, иногда даже в труднодоступных местах. Особенность нашей природы сохранила нам эти причуды до сегодняшних дней, удивляя своеобразием и неповторимостью. Деревья причудливой формы мало изучены и нуждаются исследовании, паспортизации и бережного к ним отношения.
В том, что природа способна вызывать к себе интерес, в том числе причудливые виды деревьев, даже у людей далеких от нее профессий, я лишний раз убедилась во время сбора материала по данной проблеме. И мне так хочется удивить сведениями и материалами кому небезразлично сохранение уникальной природы нашего села. Учитывая, что деревья, и в том числе причудливой формы, являются источником красоты и уникальности, целесообразно раскрыть их своеобразность, неповторимость, порой даже тайну их формообразования.
Недостаточная разработка этой проблемы с одной стороны, и ее несомненная, актуальность и социальная значимость, с другой стороны послужили основанием выбора темы нашего исследования.
Цель исследования: Исследование многоствольных и многоветвистых деревьев как памятники природы.
Предмет исследования: Деревья, как памятники природы их значение.
В соответствии с целью определили следующие задачи исследования:
- изучить понятие памятников приды;
- рассмотреть различные виды необычных деревьев и дать правильное определение;
- раскрыть биологические характеристики данных деревьев и определить отличительные черты данных деревьев;
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые представлено теоретическое обоснование исследования деревьев как памятника природы в окрестностях села Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна.
Глава I. Тайны природы
Жизнь каждого народа самым тесным образом связана с природным окружением.
М. О. Косвен писал, что на заре своего развития человек не отделял себя от природы, а отождествовал себя с ее явлениями и силами. Природа служила для них неиссякаемым источником и гарантом жизни.
Восприятие природы складывалось у тувинцев веками. Определенную роль сыграло мировоззрение древних, в котором переплелись мифологические, религиозные, космогонические, эстетические и другие представления.
Тувинцы, как и многие другие, прошли своеобразный путь исторического развития: вели кочевую жизнь, были изолированы от внешнего мира, в регионе долгое время не было промышленности. Несмотря на это тувинцы имеют богатую, самобытную историю, уходящую своими корнями в глубь веков.
Находясь на суровом, но красивом, богатом месте тувинцы научились ориентироваться в бескрайних просторах, хорошо изучали топографию местности, удивительные виды местных растений и животных. Наблюдая над растениями и животными большую часть времени уделяли на отличительные признаки, внешние формы растительного мира и повадки, поведения животных. Такая любознательность человека привела познанию окружающей природы, в частности дерева.
Для традиционного мировоззрения тувинцев характерно острое ощущение живого начала в природе. По их представлению, все, что их окружает, живет и дышит. Человек имел возможность познавать природу, только сравнивая с ней самого себя как реальность, максимально доступную для познания. Поэтому человек свято верил, что причинив, ущерб природе он прежде всего приносит вред самому себе. Исходя из этих соображений, он по - иному относился к деревьям без особой необходимости не рубил, считая, что лес является домом не только человека, но и жилищем многих птиц и зверей, местом воспитания потомков. И, прежде чем что - то взять у природы, он совершал различные обряды (природоохранные действия), связанные с бережным отношением к окружающей среде.
Таким образом, по мировоззрению тувинцев такие объекты, как деревья, тайга, реки наделялись человеческими свойствами, одухотворялись. Подобные представления сохранились вплоть до наших дней.
Поэтому и воспринималась окружающая природа как нечто живое, населенное духами – хозяевами тайги, отдельных деревьев и т.д. Это мировосприятие народа положило начало развития почитания природы, воспитания этического отношения к природе, умение обратиться к своему внутреннему миру, понять его ценность. С этого начинается большая работа по охране природы, защиты растений и животных, бережного отношения, формирования экологической грамотности и гармонии человека с природой.
1.1. Памятники природы
Для формирования правильного представления о памятниках природы рассмотрим определения данного понятия.
В биологическом словаре Реймерса Н. Ф. пишет: «Памятники природы – это уникальные или типичные, ценные в научном, культурно – познавательном или эстетическом отношении природные объекты (рощи, озера, водопады, гейзеры, пещеры, живописные скалы, старинные парки, пруды, отдельные деревья и т. д)».
Философском словаре дает следующее определение «Памятник природы - охраняемая природная территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историко-мемориальном или эстетическом отношении».
Раскрывая определение термина «памятники природы» мы пришли к выводу, что причудливой формы деревья относится именно данному категорию. Они мало изучены и нуждаются исследовании, паспортизации и бережного к ним отношения.
1.2. Священные деревья
Дерево - это источник познания уникальности и почтительности окружающей природы. В Туве до наших дней сохранились культовые памятники природы – священные деревья. У тувинского народа с давних времен существует почитание к ним. Многие путешественники, посетившие Туву в конце ХIХ – ХХ вв., отмечали, что на дорогах всюду попадались священные деревья, разукрашенные разноцветными лоскутками материи – чалама.
Эти растения не только удивляли путешественников, но и свидетельствовали об особых отношениях людей к деревьям своей местности и уникальным почитанием к ним.
Чалама, кадак (тув. назв.) – особые разноцветные ленты или платки, которые повязывают на святых местах.
Особые разноцветные ленты или чалама на ветках дерева можно рассматривать, как своеобразное понимание значимости дерева в жизни человека, как символ объединения определенной группы людей, как символ высокого уровня духовной культуры народа, как наиболее приемлемая форма защиты и как определенная отметка неприкосновенности к объекту. Такое восприятие дало возможности человека ценить каждый объект, и особо тайны природы.
Особое отношение людей к деревьям породило возникновению не писаных законов и запретов. Совокупность правил, предписаний, регулирующих взаимодействие природы и человека, выступает важной нормативной стороной экологической грамотности. Народные обычаи и запреты передавались из поколения в поколение, служили своего рода экологическим регулятором окружающей среды. К лесу, к деревьям с детства приучали относиться с уважением. И вырубать или ломать такое дерево, было строжайше запрещено.
Особые запреты к священным деревьям или народным растениям указывают по определению этнографов: одухотворению самих деревьев; поклонению духу дерева. Так, возник у народа обряд «освещения дерева», цель которого заключается, с одной стороны, - в превращении дерева в культовый объект, а с другой – пропагандируется сохранение дерева в его естестве. Этот обряд широко распространен и в настоящее время.
Наиболее предпочтительными были сросшиеся деревья или густое, ветвистое дерево или разные породы дерева, растущие как будто из одного корня или же удивительной формы красивые кустарники, кустарнички. Категорически запрещалось ломать ветви такого объекта, рубить рядом с ним растущие деревья и кустарники, привязывать к нему коня.
Глава 2. Причуды природы
У нас в селе растут чудесные, созданные уникальной природой деревья-причуды. Встречаются они в разных уголках нашего села, иногда даже в труднодоступных местах. Особенность нашей природы сохранила нам эти причуды до сегодняшних дней, удивляя своеобразием и неповторимостью.
А они растут не по всей окрестности села, а в особых местах.
Во – первых, эти деревья растут на горных перевалах и хорошо видимы издали.
Внешний вид данного дерева придает месту особый пейзаж. Привлекает, приглашает и привораживает к себе внимание и интерес человека. На высоком видном месте выглядит особо, указывая единства и целостность природной среды. По древнему обычаю, каждый путник непременно должен остановиться возле такого дерева и оказать предпочтение к нему.
Фото 1. Деревья растут на горных перевалах
Во – вторых, особым местом, в котором встречаются причудливые растения, являются источники - аржааны и арыки.
Украшая, красотой и уникальности своим видом причудливые растения придает данной местности, неповторимую не похожи на других уголок земли, создавая гармонию с растениями и окружающей средой. Благодаря им отношение людей природе становится тоже особенным. Следовательно, окружавшие их деревья также неприкосновенны.
Фото 2. Аржаан Калбак-Хая
В – третьих, растут в лесу определенной местности. Освящают их родоплеменные группы.
У определенных родоплеменных групп людей существует особые деревья, которые в течение многих лет ухаживает его, придают особое отношение, уважение к ним передается от поколения к поколению. Особое дерево для них является символом красоты и уникальности, богатства и братства, символом предков и узлом долгой жизни. Благосостояние, здоровье рода связано с гармоничным отношением, экологическим состоянием данного дерева и местности. Узаконен процессы, проводимые в честь дерева, установлен сроки и время проведения мероприятий.
|
Фото 3. Растут в лесу определенной местности |
Глава 2. Причуды природы
В природе встречаются деревья, имеющий особый внешний вид. Неповторимый вид дерева является символом отличия и уникальности, символом уважения и поклонения. Привлекают внимание людей своей оригинальной чудной формой двуствольные, многоствольные деревья, лиственница с многочисленными перепутанными ветвями, деревья с огромной кроной. Такие растения придают данному месту чрезвычайное своеобразие, изящность и восхищение. Они обогащают нашу природу своей красотой и своеобразностью. С ними связаны обычаи, традиции, сказы и былины.
Таким образом, учитывая перечисленные особенности, необходимо раскрыть биологические характеристики данных деревьев и дать правильное определение.
Рассмотрим различные виды необычных деревьев и определим их отличительные черты.
Нам известно, что растения различаются между собой по форме и окраске цветков, плодов, листьев, почек и т.д. И когда мы приходим, например, в лес, нам бросаются в глаза, прежде всего не перечисленные нами признаки, а весь общий облик растения. Поэтому на вопрос, какие растения вы видели в лесу, каждый сможет ответить: «деревья, кустарники или травы», даже если не знает названия ни одного из этих растений, не видел цветков, не запомнил форму листьев. Таким образом, внешний облик растения называют его жизненной формой. Лиственница, ель, сосна, осина имеют жизненную форму дерева. Взрослые деревья – это обычно крупные растения. Именно внешний вид растения вызывает интерес человека и привораживает его. Отметим, что главная часть дерева - это его мощный (толстый) ствол, несущий крону из ветвей (побегов разного возраста). Таким образом, дерево имеет 1 ствол и крону. Но иногда в природе встречается дерево нестандартным или неправильным внешним видом. Это придает дереву неповторимость, порой даже сказочность. Неправильный внешний вид дерева не только привлекает внимание человека, но и придает особое видение или ощущение людей. Интересно не само дерево, а его отдельные свойства, такие как количество стволов, пышность ветвей, размер стволов, величина, цвет ствола, форма кроны и т.д. Они воспринимается особо и развивает у человека другой взгляд на данный объект. Так появляется мировоззрение на причуды природы.
2.1. Двуствольное иногда трехствольное (многоствольное) – растущие, как- будто из одного корня разные породы деревьев –
(дерево – близнец -тув.назв.«тел-ыяш )
Одним из загадочных мест Дзун-Хемчикского кожууна является село Хондергей. С давних времен славится как родина великих певцов, музыкантов, писателей, шаманов и как родина исполнителей горлового пения и сказочников, сохранили, их по сей день.
Славится село Хондергей и лечебным источником как аржаан Калбак-Хая. Хондергей - сказочный край уникальных растений. Особо хотим подчеркнуть памятников природы - причудливой формы деревьев, растущих на прекрасной земле знаменитых аратов.
Уникальны и возникновения этих деревьев. Основной причиной такого произрастания растений является удивительное свойство - распространение семян. Мы знаем, что большинство деревьев верхнего яруса леса распространяет свои плоды при помощи ветра. Плоды у этих деревьев имеют небольшую массу, это означает, что они очень легкие. Таким образом, легко уносятся ветром на большие расстояния. Хорошо нам известно, что крылатые плоды березы могут отлетать от материнского растения на 1,6 км. Значительно дальше могут отдалиться от ели, лиственницы семена, которые высыпаются из шишек. Как лодочка под парус, несутся они с попутным ветром далеко-далеко от родного леса. Путешествуя при помощи ветра разные семена деревьев, могут попасть вместе в подходящие им благоприятные условия. В дальнейшем семена дадут начало развития очаровательным, интересным причудам природы. Вырастают возвышенные, красивые, уникальные деревья из разных пород, приманивая чудным внешним видом и привлекая внимание к себе. Так рождаются удивительные растения-причуды - «тел-ыяш» нашей природы.
Уникальные причуды природы становятся символом поклонения, увековечивания. Благодаря особым отношениемм населения сохранились, они и по сей, день в определенных местах, являясь природным памятником республики.
Необыкновенно особое внимание уделяли и уделяют почтительные жители села Хондергей, удивительному дереву – «тел-ыяш». Например, растут ель и лиственница, ель и береза (два ствола) или ель, лиственница и береза (три ствола). Такое совместное проживание разных пород деревьев редко, но встречается в природе.
«Тел-ыяш» (дерево-близнец) называет народ - двуствольное, иногда трехствольное дерево – растущие, как будто из одного корня разные породы деревьев. Отличительной чертой является наличие несколько стволов и поразительно уникальные кроны разных пород растений.
Таким образом, понятие «тел-ыяш» в независимости от кожууна, проживающего в нем населения понимается одинаково уважительно. И мы должны сохранить правила, обычаи поклонения к растениям - причудам природы, рассмотреть проблемы изучения данных растений. Этот местный материал позволит школьникам и взрослым расширить кругозор, развивать интерес к растениям и окружающей природе, научит ценить и приумножать растительный мир своего края.
Это уникальное дерево («тел-ыяш») находится недалеко от села около реки Аныяк Хондергей.
Дерево Тел «тел-ыяш» - на одном месте растет 2 Лиственница сибирская (Larix sibirica) - семейство Сосновые (PINACEAE), род Лиственница (Larix) и Береза бородавчатая (Betula verrucosa) – семейство Березовые (BETULACEAE), род Береза (Betula).
Фото.4. Тел-ыяш (в летнее время года) с. Хондергей 2016 г. река Аныяк -Хондергей
Фото.5. Тел-ыяш (в зимнее время года) с. Хондергей 2016 г. река Аныяк-Хондергей
Паспорт дерева Тел «Тел ыяш»:
Семейство Сосновые - PINACEAE
род Лиственница - Larix
вид Лиственница сибирская - Larix sibirica
Семейство Березовые - BETULACEAE
род Береза - Betula
Береза бородавчатая - Betula verrucosa
В 20 км от села Хондергей находится аржаан Калбак-Хая.
Уникальные неповторимой красоты « Тел ыяш» растут на территории аржаана « Калбак-Хая» села Хондергей – Дзун-Хемчикского кожууна.
Аржаан Калбак-Хая - целебная минеральная вода и одно из красивых мест села Хондергей, где люди каждый год в летнее время года из разных мест приезжают и вылечивают от болезней.
Фото.6. Тел ыяш (в весеннее время года) с. Хондергей 2016 г. аржаан Калбак-Хая
Фото.7. Тел-ыяш (в летнее время года) с. Хондергей 2016 г. аржаан Калбак-Хая
Фото.8. Тел-ыяш (в зимнее время года) с. Хондергей 2016 г. аржаан Калбак-Хая
Паспорт «Тел-ыяш»:
Семейство Сосновые - PINACEAE
род Лиственница - Larix
вид Лиственница сибирская - Larix sibirica
Уникальные растения созданной природой «тел ыяш» растет Дзун - Хемчикском кожууне в местечке Улуг-Хондергей. Уникальным является растут на одном месте Лиственница сибирская ( Larix sibirica) и Тополь лавролистный (Populus laurigolia) – семейство Ивовые (SALICACEAE), род Тополь ( Populus).
Фото.9. Тел ыяш (в летнее время года) с. Хондергей 2016 г. местечка Улуг-Хондергей
Паспорт «Тел ыяш»:
Семейство: Сосновые - PINACEAE
Род: Лиственница - Larix
Вид: Лиственница сибирская - Larix sibirica
Семейство: Ивовые - SALICACEAE
Род: Тополь - Populus
Вид: Тополь лавролистный - Populus laurigolia
2.2. Многоветвистые деревья - (богатое дерово - тув.назв. «бай-дыт», «бай-ыяш»)
Неописуемой красотой выделяются в природе среди деревьев многоветвистые деревья. Народное название - (тув. назв. - «бай-дыт» или «бай - ыяш»).
Многоветвистое дерево ( тув. «бай -дыт» или «бай - ыяш») - это Лиственница сибирская ( Larix sibirica ), крона которой занимает огромный размер по сравнению с растениями правильной формы. У деревьев новые побеги развиваются из покоящихся (зимующих) почек. У нее наиболее плотно выражена способность к интенсивному и длительному росту побегов. Вследствие этого деревья достигают наибольших размеров. Все встречаемые неповторимые, уникальные причуды природы привлекают местное население, призывая их раскрыть тайны. Более уникальным, удивительным по величавости, пышности и красотой привлекает внимание человека другой вид причудливости лиственницы – многоветвистость кроны. Такое творение, создание природы пробуждает интерес и признательность людей неповторимым явлениям окружающей среды. Лиственница с пышной огромной кроной.
Фото.10. Многоветвистое дерево (в весеннее время года) с. Хондергей 2016 г. Кара-Суг
Фото.11. Многоветвистое дерево (в летнее время года) с. Хондергей 2016 г. Кара-Суг
Фото.12. Многоветвистое дерево (в зимнее время года) с. Хондергей 2016 г. Кара-Суг
Паспорт многоветвистого дерева «Бай дыт»:
Семейство: Сосновые - PINACEAE
Род: Лиственница - Larix
Вид: Лиственница сибирская - Larix sibirica
2.3. Лиственница с многочисленными перепутанными ветвями - (дерево-шаман - тув.назв.« хам-дыт»)
Неповторимый интерес для человека вызывает и другая уникальная Лиственница сибирская ( Larix sibirica ), с многочисленными перепутанными ветвями (тув.« хам-дыт » или «хам ыяш»).
Особую роль в жизни тувинцев играли «хам ыяш или «хам дыт»».
В шаманизме дерево являлось символическим изображением вселенной. Категорически запрещалось ломать ветви шаманского дерева, рубить рядом с ним растущие деревья и кустарники, стоять или сидеть к нему спиной. Даже в случае сильного ливня нельзя было прятаться под ним.
Если путник на своем пути встречал шаманское дерево, то, непременно останавливался возле него, привязывал к веткам чалама и делал жертвоприношение. Такое отношение сохранился, по сей день.
Для правильного представления рассмотрим особенности внешнего вида дерева.
Основным признаком данного дерева является необычная причудливая форма. Обычно это очень густое, ветвистое дерево.
Особенное впечатление производят перепутанные мохнатые ветви, похожие на огромное гнездо. Растет дерево в определенном месте, какого – либо села или поселка. По отношению к дереву существует строгие требования. Освещает определенная родоплеменная группа.
Дерево уникально даже по внешним признакам. Его видно издали.
Густые своеобразные мощные многочисленные ветки украшает лиственницу. Гордо и величаво стоит среди деревьев. Даже издалека лес становится удивительно красочным, нарядным.
Основной причиной возникновения такого образования является стихия природы (молния, гроза, ветер, т.д.). Она разрушает верхушечные почки растения, и дерево перестает расти в длину. Развиваются только боковые побеги, придающие дереву своеобразную форму. Эти чудесные дерева встречаются в селе Хондергей в местечке Борбак-Арыг. Встречаются и в других местах данного села. Некоторые места названы в честь этого удивительного дерева. Эти памятники природы сохранились на территории села по сей день и удивляют каждого. Такие причуды природы в настоящее время требуют проведения паспортизации их как культурных ценностей республики, как памятников природы.
Издали эти особые деревья разной породы гордо и красиво выделяются от окружающих деревьев. И украшены ветки разноцветными лентами как символ уважения. Привязаны ленты на ветках так, чтобы не принесли данной части дерева вреда.
Фото.13. Дерево шаман (в весеннее время года) с. Хондергей 2016 г. в местечке Борбак-Арыг
Фото.14. Дерево шаман (в летнее время года) с. Хондергей 2016 г. в местечке Борбак -Арыг
Фото.15. Дерево шаман (в зимнее время года) с. Хондергей 2016 г. в местечке Борбак-Арыг
Паспорт дерева шаман «Хам дыт»:
Семейство: Сосновые - PINACEAE
Род: Лиственница - Larix
Вид: Лиственница сибирская - Larix sibirica
Фото.16. Дерево шаман (в зимнее время года) с. Хондергей 2017 г. Кара-Суг
Паспорт дерева шаман «Хам дыт»:
Семейство: Сосновые - PINACEAE
Род: Лиственница - Larix
Вид: Лиственница сибирская - Larix sibirica
Фото.17. Дерево шаман (в весеннее время года) с. Хондергей 2016 г. в местечке Аныяк-Хондергей.
Паспорт дерева шаман «Хам дыт»:
Семейство: Сосновые - PINACEAE
Род: Лиственница - Larix
Вид: Лиственница сибирская - Larix sibirica
Заключение
В. Г. Белинский подчеркивал, что «тайна национальности каждого народа заключается не только в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи». В этой связи можно сделать вывод о том, что разные люди возникали в разные эпохи и имели разные исторические судьбы, чем объясняется и разноукладность жизни людей, их неодинаковые миропонимание, разный взгляд на природу.
С огромным уважением относятся к деревьям из разных пород и население села. Запреты связанные, с удивительными породами деревьев становятся для всех неписаным законом, который все должны выполнять безоговорочно. Существующие сокровенные законы являются показателем экологической грамотности людей любви и способствуют сохранению окружающей природы в своей естественной среде со всеми живущими вместе растениями и животными.
В результате исследования определили, что памятники природы – это уникальные или типичные, ценные в научном, культурно – познавательном или эстетическом отношении природные объекты (рощи, озера, водопады, гейзеры, пещеры, живописные скалы, старинные парки, пруды, деревья).
Раскрывая определение термина «памятники природы» мы пришли к выводу, что причудливой формы деревья относится именно данному категорию. Они мало изучены и нуждаются исследовании, паспортизации и бережного к ним отношения.
У нас в селе растут чудесные, созданные уникальной природой деревья-причуды. Встречаются они в разных уголках нашего села, иногда даже в труднодоступных местах. Особенность нашей природы сохранила нам эти причуды до сегодняшних дней, удивляя своеобразием и неповторимостью.
А они растут не по всей окрестности села, а в особых местах.
Во – первых, эти деревья растут на горных перевалах и хорошо видимы издали.
Во – вторых, особым местом, в котором встречаются причудливые растения, являются источники - аржааны и арыки.
В – третьих, растут в лесу определенной местности. Освящают их родоплеменные группы.
«Тел-ыяш» (дерево-близнец) называет народ - двуствольное, иногда трехствольное дерево – растущие, как будто из одного корня разные породы деревьев. Отличительной чертой является наличие несколько стволов и поразительно уникальные кроны разных пород растений.
Многоветвистое дерево ( тув. «бай -дыт» или «бай - ыяш») - это Лиственница сибирская ( Larix sibirica ), крона которой занимает огромный размер по сравнению с растениями правильной формы.
Неповторимый интерес для человека вызывает и другая уникальная Лиственница сибирская ( Larix sibirica ), с многочисленными перепутанными ветвями (тув.« хам-дыт » или «хам ыяш»).
Эти уникальные деревья природы становятся символом поклонения, увековечивания. Благодаря особым отношением населения сохранились, они и по сей, день в определенных местах, являясь природным памятником республики.
Список использованной литературы
1. Бурыкин А. А. Вера в духов: Сколько душ у человека. – СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2007.
2. Даржа В. К. Тайны мировоззрения тувинцев-номадов. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2007.
3. Друри Н. Шаманизм. – Харьков: Зодиак, 2000.
4. Захаров Ю. А. Практика шамана-целителя. – М.: Яуза, 1998.
5. История Тувы: В 3 т. Т. 1. / Под общ. ред. С. И. Вайнштейна, М. Х. Маннай‑оола. – Новосибирск: Наука, 2001.
6. История Тувы: В 3 т. Т. 2. / Под общ. ред. В. А. Ламина. – Новосибирск: Наука, 2007.
7. Кальвайт Х. Шаманы, целители, знахари. Древнейшие учения, дарованные самой жизнью. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
8. Кенин-Лопсан М. Б. Тувинские шаманы. – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1999.
9. Кенин-Лопсан М. Мифы тувинских шаманов – Тыва хамнарның торулгалары. – Кызыл: Новости Тувы, 2002.
10. Кужугет А. К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. – Кемерово: КемГУКИ, 2006.
11. Курбатский Г. Н. Тувинцы в своем фольклоре (историко-этнографические аспекты тувинского фольклора). – Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 2001.
12. Маркус С. В. Тува: Словарь культуры. – М.: Академический проект; Трикста, 2006.
13. Монгуш О.С. Методика использования местного материала в развитие экологической культуры школьников 6 класс. Спб,1998 г
14. Сарангэрэл. Зов шамана: Древние традиции и духовные практики. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
15. Скотт Дж. Г. Шаманизм. – М.: АСТ; Астрель, 2007.
16. Тарт Ч. Измененные состояния сознания. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
17. Уолш Р. Дух шаманизма. – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996.
19. Шаманизм в Туве: Материалы 1‑го тувинско-американского семинара ученых-шамановедов и шаманов. / Ред. Т. Будегечи. – Кызыл, 1994.
20. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. – К.: София, 2000.
Вложение | Размер |
---|---|
mnogostvolnye_i_mnogovetvistye_derevya.docx | 1.61 МБ |
Будьте как солнце!
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Простые летающие модели из бумаги
Этот древний-древний-древний мир!
Астрономы получили первое изображение черной дыры