В данной работе представлены результаты исследования особенностей содержания отечественных и зарубежных мультфильмов, какие опасности скрывают в себе мультфильмы.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Влияние мультфильмов на психику детей" | 31.32 КБ |
МБОУ «Инжавинская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа на тему
Влияние мультфильмов
на психику детей
Работу выполнила: Демидова Оксана,
ученица 4-г класса
Руководитель: Хохлова Г.В.
Инжавино 2016
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Влияния мультфильмов на развитие и психику детей
1.1. Как появился жанр - мультипликация…………………...........................4
1.2 Особенности содержания отечественных мультфильмов. . …………….5
1.3 Особенности содержания зарубежных мультфильмов……. ……………6
1.4 Какие опасности скрывают в себе мультфильмы……………..................7
Глава 2. Практическая часть
2.1. Анкетирование учащихся ………………………………………….........8
2.2. Экспериментальное исследование «Влияние просмотра
разных мультфильмов на частоту сердечных сокращений»………….……9
Заключение……………………………….………………………………………...… 10
Литература……………………………………………………………………………..11
Введение
Цель исследования - выяснить влияние просмотра мультфильмов детьми на их психику.
Задачи:
Актуальность проекта
Пожалуй, нет на свете ребенка, который бы не любил мультфильмы. Я тоже очень люблю смотреть мультфильмы. Но мои родители не разрешают мне ,моей младшей сестре и брату смотреть все мультфильмы подряд. Они утверждают, что есть мультфильмы, которые отрицательно влияют на наше развитие и психику. Я решила изучить данную тему и выяснить, справедливо ли это мнение.
Объект исследования: Отечественные и зарубежные мультипликационные фильмы, учащиеся 1-4 классов
Гипотеза: мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, агрессивность, неуверенность в общении.
Методы исследования:
Основная часть
Глава 1. Изучение влияния мультфильмов на развитие и психику детей
1.1.Как появился жанр - мультипликация
Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов.
Существует несколько версий появления первого мультфильма.
Первый мультфильм был создан в 1892 году французским художником.
Первые мультфильмы представляли собой рисованные и раскрашенные от руки пантомимы продолжительностью до 15 минут. Уже тогда могло применяться звуковое сопровождение, синхронизированное с изображением.
Позднее, с появлением компьютеров, появилась и компьютерная анимация. В настоящее время, эти технологии так далеко шагнули, что неспециалисту порой сложно определить, что же он видит на экране – «живое» кино или анимированное.
1936 год - открытие студии «Союзмультфильм» в нашей стране.
Большинство мультфильмов выпускается на этой киностудии в Москве. В работе над мультфильмом принимает участие большая группа художников разных специальностей. Сначала мультфильмы были черно-белыми, а цветными они стали где-то в 70-е годы.
Мультфильмы бывают: рисованные, кукольные, пластилиновые; отечественные и зарубежные.
1.2. Особенности содержания отечественных мультфильмов
Отечественный мультик направлен на формирование положительных эмоций, он добрый, спокойный, правильный, учит правильному, идеальному поведению и образу мышления. Там нет насилия, зло имеет побеждаемый характер, персонажи несут в себе добро, сострадание, уважение, любовь и взаимопонимание. Они хороши тем, что в них отражается нормальная для детей картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Для детей с проблемами общения они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
Смысл некоторых отечественных мультфильмов
Золушка", «Крокодил Гена и Чебурашка" - обретение семьи, любимого человека, друга.
"Каникулы в Простоквашино" - дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность, дружба.
"Бюро находок" - "Друзей не теряйте, их никто вам не вернет".
"Пластилиновая ворона" - (развитие творческих способностей) "Из ничего - все".
"Мама для мамонтенка" - любовь к родителям.
«Крошка Енот " – учиться быть смелым, преодоление своего страха.
1.3 Особенности содержания зарубежных мультфильмов
Зарубежный мультфильм, только с виду кажется весьма безобидным. Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от игры — лишь бы сидеть перед телевизором.
Теперь более подробно рассмотрим героев и героинь современных мультфильмов и сериалов. Например, всем известный мультфильм «Том и Джерри» (реж. У. Ханна, Д. Барберра). Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, дети будут делать то же самое, что делают эти два веселых и милых героя. Раз родители дали такую возможность - смотреть веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит, можно бить и шутить над теми, кто слабее. Это же разрешили смотреть родные мама и папа, которые сказками учат ребенка различать хорошее и плохое.
Признаки «неправильных» зарубежных мультфильмов:
Герои мультфильмов агрессивные и жестокие.
Мультфильмы про вредных детей и хулиганов, также же отрицательно влияют, так как часто они являются главными героями и остаются безнаказанными. Сцены, где, например, главные герои падают с огромной высоты, а упав, дальше бегут, осуществляют опасные для жизни и здоровья действия – дети могут попробовать повторить их в реальной жизни.
Уродливые и страшные герои.
Герои мультфильмов только развлекаются. Никакой полезной деятельности, в отличии от отечественных мультфильмов. Однако, в защиту могу сказать, что и среди зарубежных мультфильмов есть и исключения – прекрасные анимационные фильмы такие как – «Белоснежка», «Бэмби», «Король Лев», несут доброе начало. Взаимоотношения матери и ребенка в животном мире показаны очень трепетно и учат уважать и любить родителей. Гибель Льва-отца в «Короле Льве» показана как трагедия, то есть дано верное представление об этом событии, заставляющее задуматься о ценности жизни.
1.4 Какие опасности скрывают в себе мультфильмы
Я выяснила, что выдуманный мир мультипликации скрывает в себе опасности. Многие психологи считают, что герои любимых мультфильмов для детей – довольно эффективное воспитательное средство, т.к. является не просто своего рода примером для подражания, но вторым по значимости авторитетом после родителей.
В мультсериале «Покемоны», в переводе – карманные чудовища, существа друг друга поражают, стремятся уничтожить. Дети, смотря на это, сравнивают себя с его героями и постепенно усваивают агрессивные модели поведения, вознаграждаемые чувством победного торжества. При многократном просмотре подобных сцен у детей создается определенная модель поведения, идет вызов агрессии. Из американских мультфильмов ребёнок узнает о том, что сила, это всемогущий аргумент и можно совершенно без последствий ударить человека по голове или убить.
В некоторых мультфильмах можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость к своей семье, родителям, братьям и сестрам. Например, в «Симпсонах» практически в каждой серии герои бьют друг друга по голове, используют ненормативную лексику. Этот мультфильм направлен на внедрение неправильного поведения в семье.
Большинство современных мультфильмов:
Глава 2. Практические исследования
2.1. Анкетирование учащихся
Я решила исследовать, какие мультфильмы предпочитают школьники. Для этого я в течение месяца проводил опрос среди учащихся 1 - 4 классов. Были предложены следующие вопросы:
- Любишь ли ты смотреть мультфильмы?
- Какие у тебя любимые мультфильмы?
- Назови мультфильмы, которые тебе не нравятся. Почему?
- Какие мультфильмы ты предпочитаешь смотреть отечественные или зарубежные?
- Герои каких мультфильмов тебе нравятся, и ты хотел бы быть на них похожим?
В своём классе провела анкетирование:
1. Любишь ли ты смотреть мультфильмы?
2.Какие мультфильмы ты предпочитаешь: зарубежные или российские?
Почему?
3.Назови любимый мультфильм. Почему он тебе нравится?
4.Назови нелюбимый мультфильм. Почему он тебе не нравится?
5.Как часто ты смотришь мультфильм?
А) каждый день.
Б) иногда.
В) по выходным.
Г) редко.
6.Где ты смотришь мультфильм?
А) по телевизору.
Б) по компьютеру.
В) по DVD.
Г) в кинотеатре.
На вопрос «Назови любимый мультфильм» были названы: «Ну погоди», «Лунтик и его друзья», «Смешарики», «Маша и Медведь», «Маугли», «Гуси-лебеди», «Возвращение попугая», «Домовенок Кузя» и др.- «объясняют своими поступками как надо относиться к окружающим, чтобы никого не обижать; интересные и смешные, добрые , герои помогают друг другу, приходят на помощь»
Какие мультфильмы не нравятся?
«Монстр Хай», «Винкс», «Боб строитель», «Трансформеры», «Губка Боб», «Томас и его друзья», «Фенис и Ферб» - «страшные, герои поступают как злые и грубые персонажи;ничему не учит – из ответов детей)
2.2. Экспериментальное исследование «Влияние просмотра разных мультфильмов на частоту сердечных сокращений».
Я решила на практике проверить влияние просмотра отечественных и американских мультфильмов на состояние психики учащихся моего класса. Выбрала 5 мальчиков и 5 девочек из класса, включила для просмотра два мультфильма: один отечественный, а другой американский. После просмотра каждого мультфильма ребята измеряли пульс сами, а с руководителем проекта измерили ещё и датчиком частоты сердечных сокращений. (см. Приложение 2).
Результаты экспериментального исследования
Оказалось, что после просмотра отечественного мультфильма частота сердечных сокращений сохранилась в норме 75 - 80 ударов в минуту. А после просмотра американского мультфильма частота сердечных сокращений у некоторых увеличилась до 129 ударов. Следовательно, можно сделать вывод, что при просмотре американского мультфильма, ребята испытывали больше волнений, эмоций, переживаний.
Заключение
При выполнении данной исследовательской работы я выяснила:
1. Отечественные мультфильмы — умные, мудрые. Они учат добру и справедливости, учат не обманывать и не предавать, излучают добро и любовь, а отъявленные злодеи (совсем не страшные и по-своему обаятельные) к финалу непременно исправляются
2. Мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию детей
3. Мультфильмы, в сюжете которых присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия, развивают у детей тревожность, страхи, неуверенность
4. Таким образом, мультфильм – это эффективное средство воспитания детей
5. В ходе исследовательской и экспериментальной работы, проанализировав отечественные и зарубежные мультфильмы, выявив их влияние на развитие и психику детей, поставленная мною цель достигнута, гипотеза подтвердилась
В целях просветительской работы, мною вместе с моим руководителем были проведены классный час в классе и родительское собрание на тему: «Влияние мультфильмов на развитие и психику детей».
Только качественные и добрые сюжеты помогут детям отдохнуть и развлечься, научиться чему-то новому и положительному.
Литература
1. Абраменкова В., Богатырева А. «Дети и телевизионный экран». // Воспитание школьников - 2006 г., с.28 -31
2. Аромаштам М. «Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки». // Чистые пруды, 2006 г., с.32
3. Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998г., с.1434
4. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» М. Издательство «Педагогика», 1976г., стр.217-218
Интернет-ресурсы:
6. http://sunhi.ru
Весенняя сказка
Композитор Алексей Рыбников
Лиса-охотница
Извержение вулкана
Именинный пирог