Каждый из нас хочет быть сильным, ловким, бодрым, чтобы выполнять любую работу. Следовательно, чтобы быть здоровым надо заботиться о своем здоровье с юных лет. Однако у большинства современного подрастающего поколения в списке ценностей здоровье, наверное, не стоит на первом месте. Почему? Доказательств много – неправильное питание, употребление газированных напитков, малоподвижный образ жизни, курение табачных изделий и другие. В своей работе мне хотелось бы выяснить входит ли в этот список вес ранца или портфеля, который ученик каждый день, шагая в школу, несет. На основании выше изложенного считаю выбранную тему работы актуальной.
Цель работы: исследование воздействия массы школьного портфеля на здоровье ученика.
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 42.13 КБ |
МКОУ Калачеевская СОШ №1
Поряная Ирина, ученица 6 «Б» класса,
Руководители: Шевцова Светлана Тихоновна,
Шевырева Ольга Дмитриевна.
Тема работы: ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ
Каждый из нас хочет быть сильным, ловким, бодрым, чтобы выполнять любую работу. Следовательно, чтобы быть здоровым надо заботиться о своем здоровье с юных лет. Однако у большинства современного подрастающего поколения в списке ценностей здоровье, наверное, не стоит на первом месте. Почему? Доказательств много – неправильное питание, употребление газированных напитков, малоподвижный образ жизни, курение табачных изделий и другие. В своей работе мне хотелось бы выяснить входит ли в этот список вес ранца или портфеля, который ученик каждый день, шагая в школу, несет. На основании выше изложенного считаю выбранную тему работы актуальной.
Цель работы: исследование воздействия массы школьного портфеля на здоровье ученика.
Для выполнения цели были поставлены задачи:
1. Изучить требования к школьным портфелям.
2. Разработать методику определения соответствия массы ученика массе портфеля.
3. Установить средний вес учащихся, средний вес портфелей с учебниками и без них.
4. Выяснить причины перегруза школьного портфеля.
5. По результатам работы дать рекомендациидля правильного выбора школьного портфеля: учащимся, педагогам и родителям.
Объект исследования: человек.
Участники исследования: группа учащихся 5 «Б» класса.
Предмет исследования: воздействие веса школьного портфеля на здоровье ученика.
Гипотеза: вес школьного портфеля не соответствует гигиеническим нормам.
В своей работе использовала следующие методы: библиографический, описательный, сравнительный, экспериментальный, сбор фотоматериалов.
Практическая значимость работы заключается в том, что знания полученные позволят наглядно разобраться в вопросе: влияет или нет вес «груза знаний» на здоровье ученика.
Изучив санитарно-гигиенические требования к портфелю и учебным изданиям, решила провести эксперимент с целью подтверждения их выполнения на практике.
Исследования проводила в своем классе на уроке сменного модуля «Я – исследователь». В эксперименте участвовало 12 человек.
Вот основные этапы работы:
I. Социологический опрос: «Как и почему купил такой портфель?».
Проанализировав ответы на основные вопросы, получила следующие результаты:
II этап. Встреча с медицинским работником школы Ружниковой Таисией Павловной.
В беседе, проанализировав итоги медицинского осмотра по вопросу состояния опорно-двигательной системы у ребят, участвующих в эксперименте узнала, что у всех 12 участников эксперимента осанка соответствует норме – без нарушений.
III этап. Исследование № 1 «Определение нормативного веса портфеля в зависимости от массы учащегося».
Таблица
Расчет нормативного веса портфеля
№ п/п | Фамилия ученика | Масса учащегося, (кг.) | Нормативный вес портфеля, (кг.) |
1 | Деккер Алина | 45 | 4,5 |
2 | Карпенко Кирилл | 38 | 3,8 |
3 | Киселев Дмитрий | 37 | 3,7 |
4 | Ковалева Наталья | 32 | 3,2 |
5 | Новоковская Диана | 33 | 3,3 |
6 | Портяная Ирина | 35 | 3,5 |
7 | Селезнева Ирина | 43 | 4,3 |
8 | Сапельняк Костя | 41 | 4,1 |
9 | Толчев Артем | 39 | 3,9 |
10 | Фролова Елизавета | 43 | 4,3 |
11 | Янова Диана | 43 | 4,3 |
12 | Любимова Анастасия | 45 | 4,5 |
Согласно данным о массе учащихся был установлен средний вес учащегося 5 «А» класса. Он равен 3,95 кг, следовательно, масса портфеля не должна превышать 3, 95 кг. Что не соответствует норме.
IV. Исследование № 2 «Оценка веса портфеля в течение недели».
Таблица
Вес портфеля в разные дни недели
Фамилия ученика | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
Деккер А. | 3,8 | 4,3 | 4,9 | 6,1 | 3,2 | 3,0 |
Карпенко К. | 3,8 | 3,7 | 3,7 | 5,5 | 4,0 | 3,2 |
Киселев Д. | 3.2 | 2,8 | 3,9 | 3,0 | 3,5 | 2.9 |
Ковалева Н. | 3,4 | 2,1 | 2,9 | 3,4 | 4,9 | 2,8 |
Новоковская | 3,6 | 3,3 | 4,3 | 5,8 | 3,8 | 3,3 |
Портяная И. | 4,4 | 4,8 | 4,7 | 6,0 | 4,5 | 3,7 |
Селезнева И. | 4,8 | 2,1 | 3,8 | 3,5 | 3,0 | 1,5 |
Сапельняк К. | 3,8 | 4,0 | 3,5 | 6,1 | 4,2 | 3,5 |
Толчев А. | 2,3 | 3,2 | 4,0 | 4,3 | 4,2 | 3,1 |
Фролова Е. | 2,8 | 3,3 | 3,5 | 4,6 | 3,5 | 2,2 |
Янова Д. | 3,4 | 3,6 | 4,6 | 3,7 | 4,0 | 3,1 |
Любимова Н. | 3,8 | 3,6 | 3,5 | 5,1 | 3,5 | 3,3 |
В течение недели наблюдала за изменением веса портфеля в связи с учебными нагрузками и сравнила с гигиеническими нормами. Вес ранца со школьными принадлежностями для учащихся 5 класса не должен превышать 3 кг. Показатели моего наблюдения печальны, как оказалось, вес портфеля соответствует санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.4.2.2821-10), введенных с 2010 года только у одного учащегося в течение трех дней, у трех – в течение двух, у двух - в течение двух.
Таким образом, подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые наносят вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела. Ежедневные перевесы «груза знаний» в будующем приведут обязательно к патологииопорно-двигательной системы. Необходимо строго контролировать вес портфеля
Таблица
Средний вес портфеля в разные дни недели
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
3,3 | 3,4 | 4,2 | 4,5 | 3,8 | 3,0 |
Сравнив средний вес портфеля в зависимости от дня недели и расписания уроков, и нормой установила, что самый «легкий» день - суббота, а самый «тяжелый» день – четверг. Таким образом, портфель перегружен.Почему? Во-первых, из-за количества уроков: в субботу в школьном расписании 5 «Б» класса всего пять уроков, а в четверг 6 уроков. Во-вторых, в четверг портфель перегружен не только из-за сменной обуви, но и спортивной одежды для урока физкультуры, учебных принадлежностей для урока географии, русского языка, литературы и английского языка. «Перегруз знаний» в среду незначительно отличается от четверга. Причина – превышение веса ученических принадлежностей по истории, английскому языку, обществоведению, математике, русскому языку.
Средний вес портфеля в течение учебной недели
№ п/п | Фамилия ученика | Средний недельный вес портфеля с принадлежностями, (кг.) | Нормативный вес портфеля, (кг.) | Соответствие норме |
1 | Деккер Алина | 4,2 | 4,5 | соответствует |
2 | Карпенко Кирилл | 4,0 | 3,8 | соответствует |
3 | Киселев Дмитрий | 3,2 | 3,7 | соответствует |
4 | Ковалева Наталья | 3,2 | 3,2 | соответствует |
5 | НовоковскаяДиа | 4,0 | 3,3 | не соответствует |
6 | Портяная Ирина | 4,7 | 3,5 | несоответствует |
7 | Селезнева Ирина | 3,1 | 4,3 | соответствует |
8 | Сапельняк Костя | 4.2 | 4,1 | несоответствует |
9 | Толчев Артем | 3,5 | 3,9 | соответствует |
10 | Фролова Елизавета | 3,3 | 4,3 | соответствует |
11 | Янова Диана | 3,7 | 4,3 | соответствует |
Любимова Настя | 3,8 | 4,5 | соответствует |
Четыре ученика из двенадцати, что составляет 33 %, носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью. С учащимися, у которых вес портфеля не соответствует нормативному весу по массе школьника, организована беседа о необходимости строгого контроля веса портфеля.
V. Исследование № 3 «От чего зависит вес портфеля?».
Таблица
Вес пустого портфеля
№ п/п | Фамилия ученика | Вес пустого портфеля, (гр.) | Нормативный показатель, (гр.) | Соответствие норме |
1 | Деккер Алина | 900 | 700 | не соответствует |
2 | Карпенко Кирилл | 750 | 700 | не соответствует |
3 | Киселев Дмитрий | 650 | 700 | соответствует |
4 | Ковалева Наталья | 630 | 700 | соответствует |
5 | Новоковская Диана | 750 | 700 | не соответствует |
6 | Портяная Ирина | 900 | 700 | не соответствует |
7 | Селезнева Ирина | 600 | 700 | соответствует |
8 | Сапельняк Костя | 750 | 700 | не соответствует |
9 | Толчев Артем | 650 | 700 | соответствует |
10 | Фролова Елизавета | 350 | 700 | соответствует |
11 | Янова Диана | 900 | 700 | не соответствует |
12 | Любимова Настя | 550 | 700 | соответствует |
Отметила, что у 6 учеников вес пустого портфеля соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса - 0,7 кг. У 3 человек вес ранца превысил гигиеническую норму на 50 грамм, у 3 человек на 200 грамм. В данном списке учащихся находятся и те 3 человека у кого средний вес портфеля в течение учебной недели перегружен. Если бы при покупке своего школьного атрибута один учащийся из респондентов обратил внимание не на его красоту, а на вес, то мог бы предостеречь себя от этого, потому что средний недельный перевес портфеля с принадлежностями у него составляет всего 100 грамм.
Анализ анкетирования подтвердил верный выбор родителей: у пятиклассников, чьи портфели были приобретены с родителями, соответствуют гигиеническим требованиям. Следовательно, родители ребят, обладающих правильными ранцами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности об осанки, что нельзя сказать о других родителях. В будущем, чтобы их детям избежать патологий в опорно-двигательной системе, необходимо контролировать покупку школьных принадлежностей и вести разъяснительную беседу о негативном влиянии тяжелого портфеля на здоровье молодого организма.
2. Проверка веса учебных принадлежностей.
Таблица
Вес учебных принадлежностей для учащихся 5 класса
Учебные принадлежности | Вес учебников, в (гр.) | Нормативный показатель, (гр.) | Вес рабочей тетрадей, в (гр.). | Нормативный показатель, в (гр). |
Русский язык | 425 | 400 | ||
Литература | 435 | 400 | ||
Математика | 455 | 400 | ||
История | 400 | 400 | ||
Рабочая тетрадь по истории | 110 | 100 | ||
Обществоведение | 315 | 400 | ||
Рабочая тетрадь по обществоведению | 110 | 100 | ||
Биология | 280 | 400 | ||
Рабочая тетрадь по биологии | 75 | 100 | ||
Иностранный язык | 435 | 400 | ||
Рабочая тетрадь по иностранному языку | 220 | 100 | ||
География | 465 | 400 | ||
Рабочая тетрадь по географии | 185 | 100 | ||
Альбом для рисования | 150 | 100 | ||
Дневник | 250 |
Согласно гигиеническим нормам вес каждого учебного издания для 5-6 класса должен быть не более 400 г., как оказалось, не все учебники соответствуют этим нормам. Нашлись и «нарушители» − учебники по русскому языку, литературе, математике, истории, иностранному языку, географии. Самым тяжелым оказался учебник по географии – 465гр.
Что касается рабочих тетрадей, то здесь все, то же не в порядке: самыми «грузными» оказались по иностранному языку, географии. Отрадно отметить, что и учебник, и тетрадь по биологии соответствуют нормативным показателям.
Таким образом, издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. Министерству образования необходимо строго контролировать вес учебных изданий.
На основании выше сказанного рекомендую при покупке портфеля обращать внимание не только на его красоту, яркость, моду но, прежде всего на:
На основании выше изложенного с целью уменьшения отрицательного влияния тяжелого портфеля на здоровье школьника рекомендую:
1. Ученикам.
2. Родителям.
3. Учителям и администрации школы.
В заключение хотелось бы отметить:
В перспективе планирую рассказывать о вреде перегруза школьного атрибута, правильности ее выбора, исследовать зависимость веса учебных принадлежностей в течение недели согласно расписанию в новом учебном году.
Нора Аргунова. Щенята
Что есть на свете красота?
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Северное сияние
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"