Большинство людей даже не подозревают, что практически всю свою жизнь занимаются… толкованием лиц. Так, во время первого знакомства человек подсознательно дает оценку своему оппоненту, основываясь на чертах его лица. А чтобы узнать, о чем думает человек, или какие эмоции испытывает, стоит внимательно вглядеться в его глаза и попытаться уловить мимолетные движения мимики. Конечно, на официальном мероприятии трудно узнать внутреннюю сущность человека. Да и само толкование черт лица по большей части происходит спонтанно, инстинктивно. Впрочем, зачастую такое "исследование" помогает принять верное решение о том, кому доверять, а кого опасаться.
Итак, целями нашей работы являются:
Ø Рассказать о науке физиогномике
Ø Найти практическое применение полученным знаниям
Ø Доказать, что наука Физиогномика может помочь нам в повседневной жизни
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_i_fiziognomika_lzhi.docx | 171.27 КБ |
psihologiya_i_fiziognomika_lzhi._batishcheva_sharapova.ppt | 1.29 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №1 им. Г.С. Титова городского округа Краснознаменск
Московской области
(МБОУ Лицей №1 им. Г.С. Титова г.о. Краснознаменск Московской области)
Школьная научно - практическая
конференция « Шаг в науку»
тема: «Психология и физиогномика лжи»
Выполнили работу:
Батищева Мария ,
Шарапова Анастасия,
ученицы 11 б класса
Научный руководитель:
Колесниченко Ольга Зигмундовна
Г.Краснознаменск
2015-2016 год
Большинство людей даже не подозревают, что практически всю свою жизнь занимаются… толкованием лиц. Так, во время первого знакомства человек подсознательно дает оценку своему оппоненту, основываясь на чертах его лица. А чтобы узнать, о чем думает человек, или какие эмоции испытывает, стоит внимательно вглядеться в его глаза и попытаться уловить мимолетные движения мимики. Конечно, на официальном мероприятии трудно узнать внутреннюю сущность человека. Да и само толкование черт лица по большей части происходит спонтанно, инстинктивно. Впрочем, зачастую такое "исследование" помогает принять верное решение о том, кому доверять, а кого опасаться.
Итак, целями нашей работы являются:
Физиогно́мика (от греч. φύσις — природа, γνώμων — знающий) — система знаний, которая позволяет определить тип личности человека и его душевные качества (как врождённые, так и приобретённые) исходя из анализа характерных особенностей лица и выражения. Физиогномика — это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей. Входит в структуру невербальных коммуникаций.
Изначально употребляли слово «физиономия», которая в русский язык пришла из французского языка (фр., phisionomie) в XVIII в., использовалось в значении «искусство распознавать особенности характера и склонности человека по чертам его лица», затем — в значении «выражение лица», являлась синонимом слова «физиономика». На сегодняшнее время, физиономией называют «лицо человека», а для придания большей выразительности, вместо «физиономика» употребляют слово «физиогномика» . Однако, оба понятия различают:
физиономика рассматривает изменяющиеся человеческие эмоции и позволяет делать выводы об эмоциональных проявлениях человека. В этом случае, речь идет о выразительных движениях мышц лица человека — мимике ;
физиогномика рассматривает неизменные (статичные) черты лица и позволяет делать выводы о психологии человеческой личности. Однако в философском энциклопедическом словаре даются другие трактовки .
В широком понимании, предметом физиогномики становились лицо и тело, характерные мины, жесты и поза, телесная конструкция и осанка. Только понятие «физиономика» в древности ассоциировалась с учением о формо-образовании всего человеческого тела и его органов как физиологической основы духовных свойств, души, характера, для обоснования которой использовались наблюдения над характерными мордами животных. Это впервые описал и ситематизировал Аристотель в труде «Физиномика». Но есть предположение, что до Аристотеля этим интересовался Пифагор, но достоверные сведения, подтверждающие этот факт, отсутствуют. Сегодня из древнего понимания «физиономика» выделились отдельные области познания (кинесика, френология и т. д.) и физиогномика в узком понимании изучает только черты лица человека.
Исходя из смыслового значения «физиогномики», выделяют два метода исследования:
микроанализ — анализ внешних признаков лица;
макроанализ — выявление взаимосвязи между внешними признаками лица и перспективами человека в профессии, семье, удаче и т. д.
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ВРАНЬЁ? Жить в обществе и не врать – невозможно. Привирают все. И зачастую наша ложь абсолютно невинна: она помогает жить рядом с разными людьми, не испытывая друг к другу неприязненных чувств.
Но у лжи очень много лиц, рядом с доброй и миленькой полуправдой существует зловредный обман! Мы врём не только, чтобы избежать обид, но и с тем, чтобы получить выгоду. А такой обман – это подрыв доверия. Чем ближе отношения, тем сильнее уязвляет ложь. Например, если соврать родителям, брату, сестре, они воспримут это очень болезненно: ведь им хочется доверять тебе. Но зато им и легче простить твоё враньё, потому что ты навсегда останешься для них близким человеком.
ПОЧЕМУ ВРАТЬ ВРЕДНО? Если врать постоянно, в конечном итоге окажешься в строгой изоляции. Будь уверен: вместо друзей у тебя появятся враги, а бывшие любимые станут тебя презирать. Обманывая, мы нервничаем. Чем серьёзнее ложь и чем сильнее нервозность, тем ярче сигналы. И тем легче их заметить! Желая обмануть всех подряд, мы, по всей вероятности, нарвёмся на достаточное число «ясновидящих», чтобы приобрести дурную репутацию. И враньё непременно закончится крахом… Одного человека можно долго дурить. На некоторое время можно ввести в заблуждения и большую массу людей. Но долго обманывать всех подряд? Невозможно!
Виды лжи
Мистификация — это утверждение, высказываемое человеком, не уверенным в его истинности. Пример мистификации: местный житель объясняет иногороднему, как пройти к некоему памятнику, при этом не зная, где этот памятник, собственно, находится. Особое место занимает научная мистификация — выдавание гипотез и теорий, ещё не подтверждённых опытами и фактами, за уже подтверждённые и доказанные.
Фальсификация — Выдавание копии за подлинник, подделка документов, частным случаем фальсификации является фальшивомонетничество.
Симуляция — имитация человеком физического или психического состояния, которого этот человек на самом деле в данный момент не испытывает.
Самозванство — выдавание себя за другое лицо, реальное или вымышленное. Если такой обман преследует корыстные цели, то самозванчество становится мошенничеством.
Плагиат — нарушение авторских прав, состоящее в приписывании себе открытия, изобретения либо художественного произведения (литературного, изобразительного, музыкального), заведомо сделанного другим лицом.
Подмена понятий — выдавание какого-либо объекта за таковой, каким он заведомо не является, либо заведомо неверное трактование понятия, имеющее целью введение в заблуждение заинтересованной стороны.
Недоговорка — ситуация, в которой говорящий сообщает ряд фактов, но скрывает самый главный из них, позволяя другой стороне прийти к ошибочному выводу.
Сказки для детей — вид лжи, позволяющий разговаривать с детьми о явлениях или концепциях, которые считаются «не детскими» в конкретном обществе. Общеизвестными примерами являются ответы на вопрос «откуда дети берутся» вида «в капусте находят», «аист приносит» и т. п.
Мифы и стереотипы
Мифы — широко распространённые ошибочные убеждения, основанные на незнании научных либо исторических фактов. Стереотипы — широко распространённые не подтверждённые научно и статистически суждения, которые могут частично соответствовать истине, но являются либо поверхностными и не отражающими сути явления, либо верными лишь в отдельных случаях и не выявляющими реальной общей закономерности.
Белая ложь — ложь, которая, по мнению говорящего, предоставит слушающему значительное облегчение, а в случае раскрытия её лживости принесёт всего лишь небольшое неудобство.
С белой ложью граничит лесть — приписывание кому-либо достоинств, которыми этот человек в действительности заведомо не обладает, или чрезмерное преувеличение реально имеющихся у него достоинств.
Ложь во благо (благородная ложь) — ложь, которая в случае её раскрытия принесёт слушателю или третьим значительный вред, однако в то же время представляет собой значительную выгоду самому слушателю либо обществу в целом.
Клевета — распространение о ком-либо заведомо ложных порочащих сведений, либо (в более узком смысле) заведомо ложный донос о преступлении.
Самооговор — форма лжи, противоположная клевете: принятие на себя человеком ответственности за поступок, заведомо совершённый другим лицом.
Блеф — это заявление о наличии у говорящего некоего объекта или намерения, которых тот на самом деле не имеет.
Введение в заблуждение
Высказывание, вводящее в заблуждение, не содержит явной лжи, но тем не менее его целью является попытка заставить слушающего поверить в истинность того, что истиной не является.
Если ребенок в раннем возрасте начинает привирать, это не так уж плохо: в дальнейшем это поможет ему в жизни добиться значительных карьерных успехов. К таким выводам пришли канадские ученые из Торонтского университета, которые изучили 1200 детей в возрасте 2-17 лет. Умение лгать, говорят они, свидетельствует, прежде всего, о напряженной работе мозга, что, в свою очередь, приводит к интенсификации развития когнитивных способностей ребенка. «Чем лучше молодому человеку удается скрывать ложь, тем больше шансов, что в будущем он может стать успешным банкиром», - говорит один из авторов исследования, доктор Канг Ли из Университета Торонто.
Канг Ли отмечает: «Родителям не стоит особенно волноваться, если они видят, что их ребенок часто лжет. Ведь скрывают правду, хотя бы периодически, почти все дети. Когда ваш ребенок попытается обмануть вас в первый раз, это будет свидетельствовать лишь о том, что в его развитии наступил новый этап, а сам он демонстрирует серьезный прогресс в вопросах познания мира и мышления. Те, кто начинает врать раньше, имеют шансы быстрее адаптироваться к внешнему миру и в будущем быть успешнее».
Способ невербального общения
Язык жестов богат на способы выражения людьми самых разнообразных эмоций и значений, например, оскорбления, враждебности, дружелюбия или одобрения по отношению к другим. Большинство людей используют при разговоре жесты и язык тела в дополнение к словам. Многие жесты используются людьми подсознательно. Считается, что некоторые этнические группы используют жесты чаще других, и культурно приемлемый объём жестикуляции разнится от одного места к другому. Например, один и тот же жест в Германии или скандинавских странах может быть выражен всего лишь лёгким движением кисти руки, в то время, как в Италии или Испании тот же самый жест может быть выражен размашистым движением всей руки. Широко используемые жесты включают в себя такое действие, как указывание на что-либо или кого-либо (это один из немногих жестов, чей смысл мало различается в разных странах), а также использование рук и тела синхронно с ритмами речи чтобы подчеркивать некоторые слова или фразы. Многие внешне схожие жесты имеют разный смысл в разных странах. Один и тот же жест может быть безобидным в одной стране и вульгарным в другой стране. Кроме того, даже однотипные или аналогичные жесты могут слегка отличаться в разных странах. Например, когда россиянин считает что-либо на пальцах, он как правило, загибает пальцы внутрь ладони, в то время как типичный американец, наоборот, при счёте разгибает пальцы.
Народы и жесты
Как правило, чем южнее, тем оживлённее люди жестикулируют, тем богаче их мимика и язык жестов. В Европе больше всего жестов используют итальянцы: так, восхищение женской красотой они выражают не меньше, чем пятью способами. За час непринуждённого общения мексиканец делает в среднем 180 жестов, француз — 120, итальянец — 80, финн — один жест, а англичанин — ни одного.
Типы мимики
Различают:
Культура и мимика
В разных культурных и этнических группах мимика может выражать различные значения, несмотря на то, что многие проявления мимики являются универсальными.
Особенностью мимических мышц является то, что последние одним из своих концов вплетаются непосредственно в кожно-жировую поверхность лица, в отличие от скелетных мышц, которые имеют обе точки прикрепления либо на костях скелета (двигательные мышцы конечностей), либо соединяясь с противоположной одноимённой группой мышц (мышцы передней брюшной стенки).
Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что "шестое чувство" подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами. Лекторы называют это чувством аудитории. Например, если слушающие сидят глубоко в креслах с опущенными подбородками и скрещенными на груди руками, у восприимчивого человека появится предчувствие, что его сообщение не имеет успеха. Он поймет, что нужно что-то изменить, чтобы заинтересовать аудиторию. А невосприимчивый человек, соответственно, не обратит на это внимания и усугубит свою ошибку.
Женщины обычно более чувствительны, чем мужчины и этим объясняется существование такого понятия, как женская интуиция. Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. Эта женская интуиция особенно хорошо развита у женщин, занимающихся воспитанием маленьких детей.
Первые несколько лет мать полагается только на невербальные каналы коммуникации со своим ребенком, возможно поэтому, благодаря своей интуиции, женщины больше подходят для ведения переговоров, чем мужчины.
Если бы вы были собеседником человека, показанного на рисунке, и попросили его выразить свое мнение относительно того, что вы только что сказали, на что он бы ответил, что с вами не согласен, то его невербальные сигналы были бы конгруэнтными, т.е. соответствовали бы его словесным высказываниям. Если же он скажет, что ему очень нравится все, что вы говорите, он будет лгать, потому что его слова и жесты будут неконгруэнтными. Исследования доказывают, что невербальные сигналы несут в 5 раз больше информации, чем вербальные, и в случае, если сигналы неконгруэнтны, люди полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной.
Часто можно наблюдать, как какой-нибудь политик стоит на трибуне, крепко скрестив руки на груди (защитная поза) с опущенным подбородком (критическая или враждебная поза), и говорит аудитории о том, как восприимчиво и дружелюбно он относится к идеям молодежи. Он может попытаться убедить аудиторию в своем теплом, гуманном отношении, делая быстрые, резкие удары по трибуне.
Зигмунд Фрейд однажды заметил, что когда одна пациентка словесно убеждала его в том, что она счастлива в браке, она бессознательно снимала с пальца и надевала обручальное кольцо. Фрейд понял значение этого непроизвольного жеста и не удивился, когда стали обозначаться семейные проблемы этой пациентки.
Ключом к правильной интерпретации жестов является обозрение всей совокупности жестов: вербальных и невербальных сигналов.
Для подтверждения всех научных теорий мы решили провести несколько экспериментов. В первом опыте мы хотели показать, что чувство справедливости проявляется у каждого возраста по-разному. Заметим, что все участники эксперимента добровольно согласились на него. Мы проверяли детей на их способность сдерживать обещание и не поддаваться на «соблазн». Детям разного возраста (9 – 16 лет) давали пройти тест. На обратной стороне листа с вопросами были ответы. Перед выполнением теста всем детей попросили не смотреть на ответы. Некоторые вопросы были очень простыми и очевидными, но дети все равно подсматривали - очевидно, для того, чтобы лишний раз удостовериться в верности своих выводов. Была в тесте и «обманка». «Правильным» вариантом на обороте значился один ответ, который в действительности был неправильным. Дети, однако, называли его в ответах, а потом утверждали, что это действительно правда.
В результате провелдённого эксперимента наши первоначальные предположения по поводу итогов теста частично оправдались, а частично нет.
3 класс (9 лет, количество участников – 20)
Их всех детей 11 % нагло списали ответы, 52% массово подсмотрели ответ на вопрос № 1, а 37% справились с задачей и были абсолютно честны.
5 класс (12 лет, количество участников – 20)
По сравнению с 3 классом 8% детей полностью списали ответы, 66% подсмотрели один из вопросов из вопросов № 3 или № 5, и уже 26% не списывали. Стоит отметить, что в 5 классе появились ответы типа: «Я не знаю» или «?».
10 класс
В этой группе все результаты превзошли наши ожидания. 27 % подростков полностью списали с ответов и даже не стеснялись указывать на это в тесте. Появились ответ типа: «См.в ответ». Частично списали всего 13 %. Самое интересное, то что дети, к примеру, подменяли буквенные значения переменных в вопросе № 4.
9 лет | 12 лет | 16 лет | |
Полностью списали | 11 % | 8 % | 27% |
Частично списали | 52 % | 66 % | 13 % |
Не списывали | 37 % | 26 % | 60 % |
Вывод: С возрастом формируется чувство справедливости, ответственности за свои действия. Взрослея, дети становятся более честными по отношению к окружающим. Однако одновременно с этим становится больше людей, которые совершенно не скрывают того, что лгут. Это мы доказали в нашем эксперименте.
Суть эксперимента: заключается в том, чтобы доказать, что опыт приходит с годами. Мы предполагали, что люди разных возрастов (подростки и взрослые) по-разному видят эмоции, а следовательно и толкуют их по-разному. Может быть в этом и заключается проблема общения «Отцов и детей»? Попробуем разобраться.
Перед вами 6 фотографий. На них изображены люди, на лицах которых отражены разные эмоции. Мы попросили сказать испытуемых, какие эмоции вы видите на картинках. Результаты теста мы представили в таблицах.
Взрослые
№ 1. Отвращение | № 2. Удивление | № 3. Задумчивость | № 4. Ужас | № 5. Радость | № 6. Печаль | |
1 | Пренебрежение | Удивление | Восторг | Агрессия | Радость | Обида |
2 | Недовольство | Удивление, Восхищение | Вдохновение | Ужас | Веселье | Горе |
3 | Брезгливость | Удивление | Увлечённость | Удивление | Радость | Сожаление |
4 | Недовольство | Удивление | Задумчивость | Испуг или восторг | Радость | печаль |
5 | Недовольство | Удивление | Задумчивость | Недовольство | Удовольствие | Отчаяние |
6 | Возмущение | Восторг | Испуг | - | Радость | Горе, печаль |
7 | Отвращение | Удивление | Задумчивость | Испуг | Радость | Отчаяние |
8 | отвращение | удивление | мечтательность | Агрессия | счастье | Грусть |
Подростки
№ 1. Отвращение | № 2. Удивление | № 3. Задумчивость | № 4. Ужас | № 5. Радость | № 6. Печаль | |
1 | Недовольство | Удивление | Задумчивость | Удивление | Радость | Печаль |
2 | Неприязнь | Удивление | Печаль | Испуг | Удивление | Печаль |
3 | брезгливость | Удивление | Грусть | Шок | Дикая радость | Печаль |
4 | Злость | Удивление | Задумчивость | Шок | Радость | Расстроена |
5 | Отвращение | Удивление | Мечтательность | Раздражительность | радость | Грусть |
6 | Недовольство | Удивление | Апатия | Шок | Радость | Грусть |
7 | грусть | Удивление | Мечтательность | Ужас | Радость | Горе |
8 | Недовольство | Удивление | Мечтательность | Ужас | Радость | Отчаяние |
В обоих группах затруднений не вызвали фотографии под номерами 2 и 5, то есть удивление и радость.
На 3 фотографию ответ был неоднозначен: мечтательность, апатия, печаль, восторг, увлечённость, вдохновение. На самом деле, на фотографии была изображена обыкновенная задумчивость, но восприятие этой эмоции оказалось разнообразным. Как у детей, так и у взрослых.
Самыми проблемными оказались для испытуемых фотографии под номерами 1, 4 и 6. Проблема заключалась в том, что люди не могли выразить то, что они видят на картинках. Вроде бы всё понятно, но одним словом описать картинку никто не может. Именно отвращение, ужас и печаль стали трудной задачей для подростков и взрослых.
Вывод: После сравнения мы пришли к такому выводу, что количество правильных ответов у взрослых было больше на 2 чем у подростков. Это доказывает что опыт, всё-таки, дело наживное. Система знаний, которая позволяет определить тип личности человека и его душевные качества (как врождённые, так и приобретённые) более развита у людей страшего возраста.
Наука физиогномика, однозначно, полезна в повседневной жизни. Она может предостеречь нас от многих ошибок в общении с людьми и помочь нам достичь успеха в этом трудном деле.
В своих опытах мы показали, что физиогномика – практическая наука. Её применение очень широко, и если вы владеете этим знанием, то у вас есть огромная сила. Но, как сказал один философ : «Часто в общении с людьми необходимо из благожелательности симулировать, будто нам неясны мотивы их действий».
Слайд 1
Психология и физиогномика лжи Выполнили работу: Батищева Мария , Шарапова Анастасия, ученицы 11 б класса Научный руководитель: Колесниченко Ольга Зигмундовна Г.Краснознаменск 2015-2016 год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1 им. Г.С. Титова городского округа Краснознаменск Московской области (МБОУ Лицей №1 им. Г.С. Титова г.о. Краснознаменск Московской области)Слайд 2
Проанализировать литературу по науке физиогномике. Определить значение лжи в жизни человека. 3. Найти практическое применение полученным знаниям по физиогномике. 4. Доказать, что наука Физиогномика может помочь нам в повседневной жизни в распознании истины и лжи. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: ИССЛЕДОВАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ НАУКИ ФИЗИОГНОМИКИ В РАСПОЗНАНИИ ЛЖИ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Слайд 3
Всю нашу жизнь пронизывает ложь: нас обманывают, мы обманываем сами. Умение лгать одна из черт человечества. Но до сих пор нет средств распознать стопроцентно ложь…
Слайд 4
Из всех дурных привычек, обличающих недостаток прочного образования и излишества добродушного невежества, самая дурная — называть вещи не настоящими их именами. Виссарион Григорьевич Белинский И ложь бывает святой, как правда... Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается. Гавриил Николаевич Троепольский Пусть человеку нет никакой выгоды лгать - это еще не значит, что он будет говорить правду: лгут просто во имя лжи. Блез Паскаль
Слайд 5
Ложь – это самая главная причина по которой люди теряют доверие. По статистике люди лгут более 20 раз в день или минимум 3 раза каждые 10 минут беседы. 75% обязательно повторят сказанную ранее ложь, если это будет им необходимо .
Слайд 6
ложь во благо Белая ложь Ложь во спасение Ложь
Слайд 7
Ложь во благо (ее еще называют благородной, святой ложью). Такая ложь приносит выгоду слушателю (то есть тому, кому лгут) или обществу в целом. Скажем, солгать тяжело больному человеку, чтобы уберечь его от лишних волнений — это ложь во благо.
Слайд 8
Белая ложь. К белой лжи прибегают в том случае, если не хотят обидеть или огорчить человека . Ложь во спасение выгодна в первую очередь самому лжецу. Скажем, если преступник лжет, чтобы уйти от ответственности — это ложь во спасение.
Слайд 9
ЛОЖЬ— ЗАВЕДОМО НЕВЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, НЕПРАВДА, ВЫМЫСЕЛ, ДЕЗИНФОРМАЦИЯ. Таким образом,
Слайд 10
Виды лжи : Мистификация — это утверждение, высказываемое человеком, не уверенным в его истинности. Пример мистификации: местный житель объясняет иногороднему, как пройти к некоему памятнику, при этом не зная, где этот памятник, собственно, находится. Особое место занимает научная мистификация — выдавание гипотез и теорий, ещё не подтверждённых опытами и фактами, за уже подтверждённые и доказанные. Фальсификация — Выдавание копии за подлинник, подделка документов, частным случаем фальсификации является фальшивомонетничество. Симуляция — имитация человеком физического или психического состояния, которого этот человек на самом деле в данный момент не испытывает. Самозванство — выдавание себя за другое лицо, реальное или вымышленное. Если такой обман преследует корыстные цели, то самозванчество становится мошенничеством. Плагиат — нарушение авторских прав, состоящее в приписывании себе открытия, изобретения либо художественного произведения (литературного, изобразительного, музыкального), заведомо сделанного другим лицом. Подмена понятий — выдавание какого-либо объекта за таковой, каким он заведомо не является, либо заведомо неверное трактование понятия, имеющее целью введение в заблуждение заинтересованной стороны. Недоговорка — ситуация, в которой говорящий сообщает ряд фактов, но скрывает самый главный из них, позволяя другой стороне прийти к ошибочному выводу. Сказки для детей — вид лжи, позволяющий разговаривать с детьми о явлениях или концепциях, которые считаются «не детскими» в конкретном обществе. Общеизвестными примерами являются ответы на вопрос «откуда дети берутся» вида «в капусте находят», «аист приносит» и т. п.
Слайд 11
Физиогномика Физиогно́мика (от греч. φύσις — природа, γνώμων — знающий) — система знаний, которая позволяет определить тип личности человека и его душевные качества (как врождённые, так и приобретённые) исходя из анализа характерных особенностей лица и выражения. 1.физиогномика рассматривает изменяющиеся человеческие эмоции и позволяет делать выводы об эмоциональных проявлениях человека. 2.рассматривает неизменные (статичные) черты лица и позволяет делать выводы о психологии человеческой личности. Выделяют два метода исследования: микроанализ — анализ внешних признаков лица; макроанализ — выявление взаимосвязи между внешними признаками лица и перспективами человека в профессии, семье, удаче и т. д.
Слайд 12
Приведем в пример несколько типичных признаков лжи, которые помогут выявить, говорит ли человек правду. Так, лжеца очень часто выдают его глаза. О том, что «бегающие» глаза – это практически прямой сигнал о лжи, знают, наверное, даже школьники. Но вот о том, что на ложь по особому реагируют зрачки глаз, известно не столь широкому кругу людей.
Слайд 13
Управлять своими зрачками невозможно, а потому их расширение или сужение, в зависимости от испытываемых эмоций, с головой выдает лжеца. Например, если человек испытывает радость, положительные эмоции - его зрачки расширяются, а при негативных эмоциях зрачки, наоборот, сужаются.
Слайд 14
Поэтому полезно внимательно посмотреть собеседнику в глаза и подметить: так ли он рад, как говорит об этом? А может собеседник вялым голосом рассуждает о деловом предложении, а его глаза уже «загорелись»?
Слайд 15
ЖЕСТ (ОТ ЛАТ. GESTUS — ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА) — НЕКОТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ДВИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА ИЛИ ЕГО ЧАСТИ, ИМЕЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЁННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИЛИ СМЫСЛ, ТО ЕСТЬ ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ЗНАКОМ ИЛИ СИМВОЛОМ. «Чтение жестов» - СПОСОБ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Слайд 16
Язы́к же́стов — самостоятельный, естественно возникший или искусственно созданный язык, состоящий из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела. Способ невербального общения :
Слайд 17
Обнаружить признаки лжи можно и по жестикуляции собеседника. Человек, который лжет, непроизвольно подносит руку ко рту, как бы пытаясь сдержать неправдивые слова.
Слайд 18
Если собеседник прикрывает рукой рот, большой палец прижат к щеке – это один из наиболее явных признаков лжи. Менее заметный признак – почесывание или поглаживание своего носа. О лжи может свидетельствовать и потирание века.
Слайд 19
Ложь способна вызывать легкие зудящие ощущения в мышцах лица и шеи. Этим и объясняется зачастую настойчивое желание лжеца почесать нос, оттянуть воротничок рубашки или ослабить галстук .
Слайд 20
В психологии лжи помимо мимики лжецов изучаются и движения их конечностей, характерные позы. Так, если человек говорит правду, его мимика и жесты синхронны, в противном случае человек сначала воспроизводит жест, а уже затем мимику.
Слайд 21
Человек, говорящий неправду, не может усидеть на одном месте. Он пытается «умоститься» на стуле или диване, теребит пуговицы, перебирает мелкие предметы в руках. Курящие лжецы раз за разом прикуривают, «очкарики» - то и дело протирают свои очки.
Слайд 22
Определяя вышеназванные признаки лжи в каждом конкретном случае, следует помнить, что некоторые жесты, движения глаз, позы могут быть всего лишь индивидуальными особенностями каждого конкретного человека. Более того, результат определения лжи будет точнее, если оценивать не отдельные ее признаки, а их совокупность. А еще… надо быть непредвзятым к собеседнику!
Слайд 23
1 вопрос :Что такое ложь? 100% ответили верно,т.е. дали правильное толкование слова "ложь"(в основном "неправда") 2й вопрос: Приходилось ли вам лгать? 100% - да 3й вопрос: Зачем вы лгали? 70% - когда не было возможности сказать правду 20% - в целях защиты близких людей 10% - когда это было необходимо 4й вопрос: Мучили ли вас угрызения совести? 80% - да 14% - иногда 6% - нет 5й вопрос: Как вы относитесь к тому, кто вас обманул? 60% - негативно 40% - все зависит от ситуации 6-й вопрос: Хотели ли бы вы научиться распознавать ложь? 100% - да!!! 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - ОПРОС
Слайд 24
1.Наука физиогномика, однозначно, полезна в повседневной жизни. Она может предостеречь нас от многих ошибок в общении с людьми и помочь нам достичь успеха в этом трудном деле. 2.В своем исследовании мы показали, что физиогномика – практическая наука. Её применение очень широко, и если вы владеете этим знанием, то у вас есть огромная сила. Но, как сказал один философ : «Часто в общении с людьми необходимо из благожелательности симулировать, будто нам неясны мотивы их действий». ВЫВОДЫ:
Слайд 25
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Сёстры Сорины «Язык одежды», 2007 год. Пол Экман «Психология лжи: обмани меня…если сможешь», 1996 год. Сергей Степанов «Язык внешности», 2002 год. Джеймс Ален. Как мыслит человек, 1902 Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека, 1955 http://www.psychologies.ru/ http://psychology.net.ru/
Снежный всадник
Золотая хохлома
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Весёлые польки для детей
Аэродинамика и воздушный шарик