Работа представляет собой научное исследование. Современный человек обязан красиво говорить, всегда приятно иметь дело с умным коммуникантом. К сожалению, речь наших жителей не подвергается нормам орфоэпии и акцентологии.
Вложение | Размер |
---|---|
ii_rayonnaya_nauchno.doc | 253 КБ |
II районная научно- практическая конференция
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Пульс» в слове.
Уровень орфоэпических ошибок в нашей речи.
Секция «Филология»
Выполнила: Пьянзина Марина,
ученица 7 класса
МБОУ «Большеберезниковская основная общеобразовательная школа»
Научный руководитель: ЗевайкинаН.М.,
учитель русского языка и
литературы
МБОУ «Большеберезниковская основная общеобразовательная школа»
с. Б-Березники
2013 год
Цель проекта: определении уровня употребления орфоэпических ошибок в речи местного населения.
Методы исследования:
- наблюдение над фактами;
- анкетирование;
- описание;
- опрос;
- анализ;
- обобщение результатов.
Задачи:
- определить понятие орфоэпии;
- выявить основные орфоэпические нормы произношения;
- рассмотреть наиболее встречающиеся орфоэпические ошибки в речи;
- изучить ошибки при расстановке ударений в словах, употребляемых местными жителями;
- провести опрос «Ударение в слове» среди учащихся 5 - 9 классов, людей, достигших возраста 18 – 45 лет; людей, достигших возраста 46 – 65 лет;
- взять за основу работу с орфоэпическим словарём;
- научиться адекватно воспринимать замечания в области орфоэпии.
Актуальность.
В настоящее время в нашей речи всё чаще возникают проблемы в произношении тех или иных слов, т. е. проблемы в использовании орфоэпических норм русского языка. Правильность произношения является показателем уровня образованности говорящего.
Работа представляет собой научное исследование. Современный человек обязан красиво говорить, всегда приятно иметь дело с умным коммуникантом. К сожалению, речь наших жителей не подвергается нормам орфоэпии и акцентологии.
Объект и предмет исследования:
исследование орфоэпических норм русского языка в речи учащихся школы. Учителей, студентов и родителей;
изучение нарушения орфоэпических норм в речи учащихся школы. Учителей, студентов и родителей.
Оглавление.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1.. Обзор научной литературы по теме.
Глава 2. Наше исследование.
2.1. Исследование уровня орфоэпических ошибок в речи местного населения.
2.2 Диагностика норм ударения в речи жителей местного населения разных социальных групп.
2.3 Данные состояния норм ударения в речи жителей местного населения.
2.5 Наиболее частые нарушения норм ударения в речи жителей местного населения.
2.6 Причины нарушения норм ударения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников.
Приложение I - III
Введение
Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью… |
А.И. Куприна
Эти слова А.И. Куприна кажутся особенно актуальными сегодня, когда языковые нормы расшатаны. Культура человека проявляется в его одежде, в поступках, в отношении к взрослым, в любви к России. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек.
И поэтому я, ученица 7 класса, решила рассмотреть актуальную проблему соблюдения норм ударения в речи жителей нашего села. По тому, как говорит человек, какие слова он употребляет в речи, уже можно предположить культурный он или нет. Словом, речь — показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, ее совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы.
Практическая ценность данного исследования очевидна. Я поставила перед собой цель: исследовать состояние норм ударения в речи наших земляков. В ходе работы я должна была решить следующие задачи:
Работа представляет собой опыт самостоятельного социолингвистического исследования особенностей произношения.
Методика исследования: опрос и анкетирование учеников, студентов, родителей, учителей, систематизация собранного материала, составление сравнительных графиков, диаграмм, таблиц для выявления причин нарушения норм ударения, выступление перед общественностью.
Структура работы представляет введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложение. В первой главе дается обзор литературы по теме, я опиралась в основном на исследования К. С. Горбачевича «Нормы современного русского языка» и А. А. Мурашова «Психологические предпосылки речевых ошибок», «Словарь произношений» А. Аванесова и «Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Т. Федоровой.
Вторая глава представляет исследовательскую часть: сбор и обработка материала, проведение анкетирования, анализ причин нарушения норм ударения, реализация исследования.
В заключении подводятся итоги проделанной работы.
Приложение включает в себя задания ар орфоэпии, таблица, которую проводили среди разных социальных групп населения села Большие Березники, «Орфоэпический словарик школьника».
ГЛАВА 1. Обзор научной литературы по теме.
1.1. Особенности ударения в русском языке
Ударение подобно биению сердца. Пока говорящий произносит все слова с правильным ударением, мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение мы не обращаем никакого внимания. Но стоит нам услышать хотя бы одно слово непривычным для нас ударением, как внимание наше задерживается на этом слове. Слушать речь, в которой многие слова произносятся с неправильным ударением, чрезвычайно трудно. И неприятно. Искажённое ударение напоминает нам неправильный пульс.
Ударение – это произнесение одного из слогов с большей силой и длительностью: предварительный, выкатить. Именно поэтому ударение в русском языке называют силовым.[1]
Во многих языках словесное ударение закреплено за определённым слогом. Например, во французском языке ударение падает на последний слог, в английском — обычно на первый, а в польском — чаще всего на предпоследний. В русском языке ударение разноместное, поэтому оно может падать на любой слог: диктор (1-й слог), арбуз (2-й слог), удивительный (3-й слог), переворачиваться (4-й слог).
В русском языке ударение свободное, оно не прикреплено постоянно к какому-нибудь определенному слогу и в разных словах может стоять находиться на любом слоге: берег, товарищ, увезла и на любой морфеме: приставке, суффиксе. окончании: отзвук, звучный, звучащий, звуковой.
Кроме того, ударение в русском языке называют подвижным, так как оно может передвигаться в разных формах слова с одного слога на другой: сторона — в сторону — сторон. При неподвижном ударении его место в слове остается неизменным при образовании грамматических форм, а также при словообразовании: доля, доли, долей, долька, долюшка. Большая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение (96 %).
1.2. Нормы ударения в частях речи.
Единого универсального правила постановки ударения в частях речи нет. Самое лучшее правило — иметь орфоэпический словарь на столе и использовать его всякий раз, когда у вас возникает сомнение. И все же в русском языке не все так безнадежно: есть определенные тенденции постановки ударения в различных частях речи. Можно, например, запомнить, что существуют определенные правила:
- прилагательные имеют, как правило, постоянное ударение на основе (красивый, красивое, красивейший, красив, красивее). В редких случаях наблюдается перемещение ударения (молодой, молодая, молодое, но молоды, молода, молод, молодо, моложе);
- у глаголов ударение переходят в формах прошедшего времени женского рода с основы на окончание (брать – брал, брала, брало, брали);
- существительные могут иметь постоянное ударение на основе (береза, березу, березы, заяц, зайца, зайцу, зайцы), постоянное ударение на окончании (стол, стола, столу, столы, столов), подвижное ударение, перемещающееся с основы на окончание (город, города, городу, городам).
1.3 Причины изменения и колебания ударения.
В основе моей работы лежат материалы исследований К. С. Горбачевича «Нормы современного русского литературного языка»[2] А. А. Мурашова «Психологические предпосылки речевых ошибок»[3]. Первая точка зрения принадлежит К.С. Горбачевичу и заключается в том, что в русском литературном языке нет универсальной причины изменения ударения. В сложном и неустойчивом состоянии современного ударения обнаруживаются и отголоски распавшейся древней акцентологической системы, во многом зависевшей от интонационной и фонетической характеристики гласных звуков, и следы конкуренции книжной церковнославянской риторики, и исконно русской народной стихии. Картина современного ударения значительно осложняется вследствие взаимовлияния территориальных и социально-профессиональных диалектов, а также воздействия иноязычной среды.
Точка зрения А.А. Мурашова, на мой взгляд, является наиболее убедительной. Внутри самой речи происходят явления, которые психологически мотивированы продолжающейся адаптацией и естественным стремлением людей, во что бы то ни стало выглядеть современными, следовать в речи новациям (иногда ошибочным).
А.А. Мурашов выделяет следующие позиции, присущие современной речи:
- жаргонизация;
- использование значительного количества заимствованных слов;
- наличие в устной речи элементов чужой речи (цитирование);
- высокий темп речи, «телефонный» стиль, вытеснение эпитетов и фигур речи;
- исключение из речи диалектизмов, в том числе фонетических.
«Демократизация речи часто имеет лишь психологическую мотивацию», - утверждает ученый. Современные школьники представляют особый тип языковой личности, которая формируется под влиянием новых социально-экономических условий, и ситуаций, когда сам русский язык претерпевает значительные изменения.
ГЛАВА 2. Проведение исследования о состоянии орфоэпических
норм жителей села Большие Березники.
Я выписала из орфоэпического словаря слова, в произношении которых возникают проблемы. Получился список из 30 слов. В этот список мною отобраны самые общеупотребительные слова. Сюда вошли слова иноязычного происхождения, исконно русские слова, общеупотребительные.[4]. Всего было опрошено 30 человек. Всех респондентов я разделила на 3группы.
1 - группа – учащиеся 5 – 9 классов, их возраст 11 – 15 лет. Они имеют неполное общее среднее образование. Следующая группа – люди, достигшие возраста 18 – 45 лет. 3 группа люди, достигшие возраста 46 – 65 лет; Во вторую и третью группу включила студентов, учителей нашей школы, имеющих высшее образование, (возраст – от 35 до 65 лет), родителей разных профессий: Их образование – средне-специальное и высшее (возраст - от 31 года до 60 лет).
№ | Возраст | Образование | Социальное положение | Количество |
1 | 11 -15 лет | 5 – 9 классы | Учащиеся 5-9 класса | 10 человек |
2 | 18– 45лет | Среднее специальное, высшее | Студент Учитель Рабочий | 10человек |
3 | 46 - 65 лет | Среднее специальное, высшее | Учитель Рабочий Пенсионер | 10 человек |
2.2 Обработка материалов
Теперь нужно было выяснить, влияет ли возраст, образование на состояние речи. После статистической обработки материала результаты были представлены несколькими способами: в таблицах, диаграммах, циклограммах. Оказалось, что есть большая группа слов, в которых ни одна группа не сделала ошибок. 2 группа – вариативное произношение, 3 группа – нарушены нормы ударения.
Слово | 11-15 лет | 18-45 лет | 46-65 лет | |||
правиль но | неправиль но | правиль но | неправиль но | правиль но | неправиль но | |
Свекла | 2 (20%) | 8(80%) | 7 (70%) | 3 (30%) | 7 (70%) | 3 (30%) |
Километр | 9 (90%) | 1 (10%) | 9 (90%) | 1 (10%) | 8 (80%) | 2 (20%) |
Звонят | 10 (100%) | - | 5 (50%) | 5 (50%) | 5 (50%) | 5 (50%) |
Каталог | 9 (90%) | 1 (10%) | 8 (80%) | 2 (20%) | 5 (50%) | 5 (50%) |
Квартал | - | 10 (100%) | 6 (60%) | 4 (40%) | 6 (60%) | 4 (40%) |
Банты | 2 (20%) | 8(80%) | 7 (70%) | 3 (30%) | 6 (60%) | 4 (40%) |
Понял | 10 (100%) | - | 10 (100%) | - | 6 (60%) | 4 (40%) |
Магазин | 10 (100%) | - | 6 (60%) | 4 (40%) | 8 (80%) | 2 (20%) |
Статуя | 9 (90%) | 1 (10%) | 10 (100%) | - | 10 (100%) | - |
Документ | 10 (100%) | - | 10 (100%) | - | 9 (90%) | 1 (10%) |
Щавель | 9 (90%) | 1 (10%) | 6 (60%) | 4 (40%) | 8 (80%) | 2 (20%) |
Красивее | 6 (60%) | 4 (40%) | 5 (50%) | 5 (50%) | 4 (40%) | 6 (60%) |
Сироты | 9 (90%) | 1 (10%) | 9 (90%) | 1 (10%) | 8 (80%) | 2 (20%) |
Договор | 10 (100%) | - | 8 (80%) | 2 (20%) | 5 (50%) | 5 (50%) |
Средства | 5 (50%) | 5 (50%) | 7 (70%) | 3 (30%) | 8 (80%) | 2 (20%) |
Ходатайство | - | 10 (100%) | 4 (40%) | 6 (60%) | 3 (30%) | 7 (70%) |
Обеспечение | - | 10 (100%) | 1 (10%) | 9 (90%) | 3 (30%) | 7 (70%) |
Хозяева | 9 (90%) | 1 (10%) | 10 (100%) | - | 8 (80%) | 2 (20%) |
Кухонный | 7 (70%) | 3 (30%) | 10 (100%) | - | 9 (90%) | 1 (10%) |
Недуг, | 3 (30%) | 7 (70%) | 7 (70%) | 3 (30%) | 6 (60%) | 4 (40%) |
Торты | 3 (30%) | 7 (70%) | 6 (60%) | 4 (40%) | 7 (70%) | 3 (30%) |
Сливовый | 3 (30%) | 7 (70%) | 3 (30%) | 7 (70%) | 5 (50%) | 5 (50%) |
Досуг | 10 (100%) | - | 7 (70%) | 3 (30%) | 8 (80%) | 2 (20%) |
Корысть | 8 (80%) | 2 (20%) | 10 (100%) | - | 5 (50%) | 5 (50%) |
Эксперт | 10 (100%) | - | 9 (90%) | 1 (10%) | 7 (70%) | 3 (30%) |
Оптовый | 2 (20%) | 8 (80%) | 4 (40%) | 6 (60%) | 5 (50%) | 5 (50%) |
Закупорить | 1 (10%) | 9 (90%) | 2 (20%) | 8 (80%) | 3 (30%) | 7 (70%) |
Черпать | 4 (40%) | 6 (60%) | 4 (40%) | 6 (60%) | 7 (70%) | 3 (30%) |
Намерение | 8 (80%) | 2 (20%) | 8 (80%) | 2 (20%) | 5 (50%) | 5 (50%) |
Августовский | 5 (50%) | 5 (50%) | 7 (70%) | 3 (30%) | 6 (60%) | 4 (40%) |
2.3 Диагностика норм ударения в речи жителей села Большие Березники разных социальных групп.
Слова: магазин, километр, документ, хозяева, эксперт, досуг, статуя, сироты произносятся во всех социальных группах без нарушений орфоэпических норм. Здесь я разделяю точку зрения выше изученных нами авторов. Язык – развивающееся явление, и те слова, которые лет 20 - 30 назад произносились с нарушением норм ударения, сейчас органично вошли в язык, так как уровень образования достаточно высок.
С нарушением норм ударения вошли слова: ходатайство, намерение, банты, сливовый, закупорить, оптовый, красивее. Именно эта группа слов вызвала интерес.
Перед тем как подвести итоги опроса, я выдвинула гипотезу, предположила следующее. Школьники (ученики 5 - 9 классов) эти слова чаще употребляют в речи, их знания норм ударения должны быть высокими. Но на деле оказалось не совсем так, каким бы хотелось узнать результат.
Слова без нарушения норм ударения.
1 группа | 2 группа | 3 группа | |
Количество слов (%) | 183 – 63% | 209 – 69,6% | 190 – 63 % |
Данные состояния норм ударения в речи жителей села Большие Березники разных социальных групп.
Вопреки моим прогнозам, самый низкий уровень норм ударения оказался у учеников, чуть выше у людей, достигших возраста 46 – 65 лет. Родители оказались на 2 месте. И это объяснимо: все родители имеют среднее специальное и высшее образование. Также немаловажно, что родители получали образование в советскую эпоху, когда школа имела годами выверенную программу. В-третьих, телевидение, радио, книги, газеты были под строгой цензурой. И что особенно радует - самый высокий уровень у наших учителей.
2.5 Наиболее частые нарушения норм ударения в речи жителей села Большие Березники.
№ | Слово | 1 группа (ученики) | 2 группа (студенты, учителяЪ | 3 группа (учителя,родители) |
1 | Банты | 8 | 3 | 4 |
2. | Красивее | 4 | 5 | 6 |
3 | Средства | 5 | 3 | 2 |
4 | Ходатайство | 10 | 6 | 7 |
5 | Обеспечение | 10 | 9 | 7 |
6 | Торты | 7 | 4 | 3 |
7 | Сливовый | 7 | 7 | 5 |
8 | Оптовый | 8 | 6 | 5 |
9 | Закупорить | 9 | 8 | 7 |
10 | Черпать | 6 | 6 | 6 |
В данной таблице приведены слова с нарушением норм ударения в разных социальных группах. Основываясь на данных анкетирования, можно заметить, что нарушения норм ударения в разных возрастных группах существенно различаются.
2.6 Причины нарушения норм ударения
Современные школьники представляют особый тип языковой личности, которая формируется под влиянием новых социально-экономических условий и ситуаций, когда сам русский язык претерпевает значительные изменения. И мы должны в данный момент вернуться к высказываниям А.А. Мурашова «Язык – явление социальной психологии, речь – индивидуальной; всякие изменения в психологии общества и отдельных личностей влекут изменения в языковой картине мира и ее речевом воплощении»[5].
С целью выявления причин орфоэпического нарушения норм мною было проведено анкетирование среди учеников 5 - 9 классов. Основываясь на результаты анкетирования, можно создать общий портрет современного ученика. Он прислушивается к речи учителей. Становясь старше, особенно ценит речь своих родителей. Телевидение не является образцом речи. Казалось бы, все хорошо. Подросток живет в крайне сложном мире, его окружает противоречивая языковая среда. Основной проблемой формирующейся языковой личности является отсутствие ориентиров, эталонов подлинной культуры речи. К сожалению, не всегда родители могут дать образец речевой культуры, так как в последнее время все больше сил и времени отнимает работа. Большую часть времени родители решают, как одеть, накормить ребенка, не уделяют должного внимания развитию внутреннего мира.
ГЛАВА 3. Борьба за чистоту русского языка
Трудно переоценить роль русского языка как в жизни отдельного человека, так в жизни всей нашей большой страны. Она поистине огромна: русский язык объединяет людей, хранит и передает будущим поколениям культурные ценности, задает направления научным исследованиям, он поддерживает, растит и оживляет наше самосознание.
Для привлечения внимания к данной проблеме совместными усилиями учителей и учеников были проведены открытые мероприятия в рамках «Недели русского языка и литературы», посвященные культуре речи. Многое можно было почерпнуть из устного журнала «Культура устной речи», где учились соблюдению норм современного литературного языка. В высказываниях учащихся по экологии слова звучали интересные предложения:
1. Регулярно проводить конкурсы чтецов.
2. Практиковать уроки-тренинги «Говори правильно».
3. Организовывать конкурсы красноречия.
5. Пробуждать в юных гражданах чувство собственного достоинства и самоуважения.
Я подготовила краткий орфоэпический словарик русского языка» Говори правильно!»3. Я искренне верю, что моя работа принесёт пользу.
Итак, проведенное исследование, анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы:
Во-первых, нарушение норм ударения в устной речи происходит под влиянием таких факторов языковой среды как просторечие, СМИ, местные диалекты, а также личного равнодушия.
Во-вторых, проблема правильности постановки ударения в устной речи не считается серьезной. Реальное положение дела расходится с представлениями о правильности постановки ударения.
Заключение
Нормы ударения в русском языке прошли большой путь в своём развитии. Норма ударения - это образец единообразного, общепризнанного употребления ударения. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают русский литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Однако, в настоящее время большинство людей, особенно подростков, допускает ошибки в постановке грамматического ударения, ориентируясь на собственную интуицию. Главные причины нарушения норм ударения: влияние окружения, средств массовой информации, отсутствие интереса к чтению художественной литературы, отсутствие идеалов у подростков.
Итогом работы можно считать понимание того, что такая проблема как нарушение норм ударения в устной речи есть. На данный момент она не ярко выражена, но отголоски ее слышны по всей стране. От многих взрослых людей мы, подростки, часто слышим, что орфоэпические нарушения уже никого не удивляют. Безграмотность не должна становится обычной!
Таким образом, проведённое исследование показывает, насколько интересна и актуальна данная тема. Выводы, сделанные в работе, привлекут внимание как педагогов, так и учащихся. Взрослые должны внимательнее относиться к своей речи. А выпускники смогут хорошо подготовиться к экзаменам по русскому языку, умело пользоваться своей речью.
В Российских учебных заведениях педагоги стараются привить детям любовь к русскому языку, к сожалению, значительных результатов нет. Но зато этот факт дает возможность задуматься над тем, что нас ждет впереди, если люди будут бездействовать.
Считаю, что работа над этой темой может быть продолжена, дополнена новыми данными. На следующий год я хочу сравнить результаты выпускников 2012-2013 учебного года с данными моего исследования. Таким образом, я выясню, повлияли ли мои начинания на культуру речи учеников и жителей нашего села. Проблема сохранения культуры речи актуальна в наши дни, когда снижается внимание к родному языку, происходит засорение русского языка. Я искренне верю, что мои начинания будут поддержаны.
Практическим выходом работы являются рекомендации, адресованные каждому подростку, имеющему затруднения в постановке ударения. Приложение 3.
Список использованных источников.
. 6. Соловьева Н.Н. Как сказать правильно? – М., Оникс, 2008.
7. Баландина Л.А. Языковая норма.- М.,2005.
Приложение 1
Задание: расставьте ударения в словах, соответствующие вашему произношению.
Свекла, километр, звонят, каталог, квартал, банты, понял, магазин, статуя, документ, щавель, красивее, сироты, договор, средства, ходатайство, обеспечение, хозяева, кухонный, недуг, торты, сливовый, досуг, корысть, эксперт, оптовый, закупорить, черпать, намерение, августовский.
Задание: расставьте ударения в словах, соответствующие вашему произношению.
Свекла, километр, звонят, каталог, квартал, банты, понял, магазин, статуя, документ, щавель, красивее, сироты, договор, средства, ходатайство, обеспечение, хозяева, кухонный, недуг, торты, сливовый, досуг, корысть, эксперт, оптовый, закупорить, черпать, намерение, августовский.
Задание: расставьте ударения в словах, соответствующие вашему произношению.
Свекла, километр, звонят, каталог, квартал, банты, понял, магазин, статуя, документ, щавель, красивее, сироты, договор, средства, ходатайство, обеспечение, хозяева, кухонный, недуг, торты, сливовый, досуг, корысть, эксперт, оптовый, закупорить, черпать, намерение, августовский.
Задание: расставьте ударения в словах, соответствующие вашему произношению.
Свекла, километр, звонят, каталог, квартал, банты, понял, магазин, статуя, документ, щавель, красивее, сироты, договор, средства, ходатайство, обеспечение, хозяева, кухонный, недуг, торты, сливовый, досуг, корысть, эксперт, оптовый, закупорить, черпать, намерение, августовский.
Задание: расставьте ударения в словах, соответствующие вашему произношению.
Свекла, километр, звонят, каталог, квартал, банты, понял, магазин, статуя, документ, щавель, красивее, сироты, договор, средства, ходатайство, обеспечение, хозяева, кухонный, недуг, торты, сливовый, досуг, корысть, эксперт, оптовый, закупорить, черпать, намерение, августовский.
Задание: расставьте ударения в словах, соответствующие вашему произношению.
Свекла, километр, звонят, каталог, квартал, банты, понял, магазин, статуя, документ, щавель, красивее, сироты, договор, средства, ходатайство, обеспечение, хозяева, кухонный, недуг, торты, сливовый, досуг, корысть, эксперт, оптовый, закупорить, черпать, намерение, августовский.
Приложение 2
Слово | 11-15 лет | 18-45 лет | 46-65 лет | |||
правиль но | неправиль но | правиль но | неправиль но | правиль но | неправиль но | |
Свекла | 2 (20%) | 8(80%) | 7 (70%) | 3 (30%) | 7 (70%) | 3 (30%) |
километр | 9 (90%) | 1 (10%) | 9 (90%) | 1 (10%) | 8 (80%) | 2 (20%) |
звонят | 10 (100%) | - | 5 (50%) | 5 (50%) | 5 (50%) | 5 (50%) |
каталог | 9 (90%) | 1 (10%) | 8 (80%) | 2 (20%) | 5 (50%) | 5 (50%) |
квартал | - | 10 (100%) | 6 (60%) | 4 (40%) | 6 (60%) | 4 (40%) |
банты | 2 (20%) | 8(80%) | 7 (70%) | 3 (30%) | 6 (60%) | 4 (40%) |
понял | 10 (100%) | - | 10 (100%) | - | 6 (60%) | 4 (40%) |
магазин | 10 (100%) | - | 6 (60%) | 4 (40%) | 8 (80%) | 2 (20%) |
статуя | 9 (90%) | 1 (10%) | 10 (100%) | - | 10 (100%) | - |
документ | 10 (100%) | - | 10 (100%) | - | 9 (90%) | 1 (10%) |
щавель | 9 (90%) | 1 (10%) | 6 (60%) | 4 (40%) | 8 (80%) | 2 (20%) |
красивее | 6 (60%) | 4 (40%) | 5 (50%) | 5 (50%) | 4 (40%) | 6 (60%) |
сироты | 9 (90%) | 1 (10%) | 9 (90%) | 1 (10%) | 8 (80%) | 2 (20%) |
договор | 10 (100%) | - | 8 (80%) | 2 (20%) | 5 (50%) | 5 (50%) |
средства | 5 (50%) | 5 (50%) | 7 (70%) | 3 (30%) | 8 (80%) | 2 (20%) |
ходатайство | - | 10 (100%) | 4 (40%) | 6 (60%) | 3 (30%) | 7 (70%) |
обеспечение | - | 10 (100%) | 1 (10%) | 9 (90%) | 3 (30%) | 7 (70%) |
хозяева | 9 (90%) | 1 (10%) | 10 (100%) | - | 8 (80%) | 2 (20%) |
кухонный | 7 (70%) | 3 (30%) | 10 (100%) | - | 9 (90%) | 1 (10%) |
недуг, | 3 (30%) | 7 (70%) | 7 (70%) | 3 (30%) | 6 (60%) | 4 (40%) |
торты | 3 (30%) | 7 (70%) | 6 (60%) | 4 (40%) | 7 (70%) | 3 (30%) |
сливовый | 3 (30%) | 7 (70%) | 3 (30%) | 7 (70%) | 5 (50%) | 5 (50%) |
досуг | 10 (100%) | - | 7 (70%) | 3 (30%) | 8 (80%) | 2 (20%) |
корысть | 8 (80%) | 2 (20%) | 10 (100%) | - | 5 (50%) | 5 (50%) |
эксперт | 10 (100%) | - | 9 (90%) | 1 (10%) | 7 (70%) | 3 (30%) |
оптовый | 2 (20%) | 8 (80%) | 4 (40%) | 6 (60%) | 5 (50%) | 5 (50%) |
закупорить | 1 (10%) | 9 (90%) | 2 (20%) | 8 (80%) | 3 (30%) | 7 (70%) |
черпать | 4 (40%) | 6 (60%) | 4 (40%) | 6 (60%) | 7 (70%) | 3 (30%) |
намерение | 8 (80%) | 2 (20%) | 8 (80%) | 2 (20%) | 5 (50%) | 5 (50%) |
августовский | 5 (50%) | 5 (50%) | 7 (70%) | 3 (30%) | 6 (60%) | 4 (40%) |
Приложение 3
Неправильно произносят | Следует произносить |
Алфавит баловать вручат газопровод договор документ еретик жалюзи звонят избалованный километр красивее лежбище магазин недуг обострить процент резюме свекла сироты средства статуя тефтели упростить усугубить феномен ходатайствовать хозяева цемент черпать шербет щавель эксперт юннат ястребиный | алфавит баловать вручат газопровод договор документ еретик жалюзи звонят избалованный километр красивее лежбище магазин недуг обострить процент резюме свекла сироты средства статуя тефтели упростить усугубить феномен ходатайствовать хозяева цемент черпать шербет щавель эксперт юннат ястребиный |
[1] Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение , 1998. - с. 80
Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение , 1998. - с. 96
[4] Приложение I
Сказка "Узнай-зеркала"
Плавает ли канцелярская скрепка?
Волшебные звуки ноктюрна
Есть в осени первоначальной...
Сказка "Дятел, заяц и медведь"