Работа ученицы 9 класса МБОУ «Новомарьясовская средняя общеобразовательная школа-интернат» Кобыжаковой Екатерины по биологии на тему «Влияние цвета на физиологические и психологические процессы человека». В ходе экспериментальной работы ученицей были проведены исследования в области физиологии среди учащихся 9 класса МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И» по вопросам физиологического и психологического восприятия цвета.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota-.docx | 263.5 КБ |
«Влияние цвета на физиологические и психологические процессы человека».
Мир красок во все времена вызывал множество поэтических переживаний и философских раздумий. В чем заключается природа цвета? Этот вопрос взволновал и даже потряс душу немецкого поэта Гёте. Восторженный почитатель природы, гениальный поэт не мог удовлетвориться только отвлеченным математическим объяснением природы, оторванной от мира чувств. В то время как Ньютон относил образование цветов только к свету, Гёте считал, что наш орган зрения принимает значительное участие в их создании. С одной стороны, восприятие цвета зависит от физиологических особенностей ваших глаз и от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки. С другой стороны, из школьного курса физики мы знаем, что цвета - это излучения, имеющие волны различной длины и характеризующиеся различной степенью отражения, рефракции и поглощения.
Я с помощью экспериментов попытаюсь разобраться, что такое цвет?
Физический пучок света? Физиологический процесс? А может психологическое восприятие мира?!
Цель работы: изучение значения цвета в жизни человека.
Задачи:
1 на основе знаний о строении глаза и высшей нервной деятельности человека изучить физиологию зрительных органов, природу цветового восприятия мира;
2 изучить влияние цвета на физиологические и психологические процессы человека;
3 выявить особенности восприятия разных цветов различными людьми;
4 изучить взаимосвязь между бытом человека и цветовым решением в разных областях человеческой деятельности.
Объектом исследования являются физиологические и психологические особенности восприятия цвета учеников 9 класса.
Предмет работы - цвет в повседневной жизни человека.
Гипотеза работы: Я считаю, что теория Гёте заслуживает большего внимания. Не только строение органов зрения и их физиология в большей мере влияют на цветовое восприятие мира. Необходимо изучение и использование широкой цветовой гаммы в деятельности человека, с применением знаний о физиологии и психологии человека.
1.1 Строение органа зрения и физиология восприятия цвета.
Посредством зрения мы получаем около 90% информации о мире. А в чем заключается процесс видения мира? «Объектив» нашего глаза состоит из двух частей: роговицы, обладающей неизменным фокусным расстоянием, и хрусталика, изменяющего свою кривизну – автоматически устанавливающегося на резкое изображение рассматриваемого предмета. Хрусталик выполняет также и роль светофильтра: он не пропускает ультрафиолетовые лучи, которые могли бы повредить сетчатку. Роль диафрагмы в глазу играет радужная оболочка – в зависимости от освещенности меняет диаметр от 2 до 8 мм. Пигментный эпителий, расположенный за сетчаткой, поглощает свет, чтобы уменьшить его рассеивание, что могло бы ухудшить резкость его изображения.
Сетчатка состоит из слоя рецепторов и нескольких слоев других клеток. Рецепторы – это колбочки и палочки, расположенные на стороне, прилегающей к глазному дну. Колбочки – «инструмент» цветного зрения; они бывают трех сортов; «синие» с максимумом спектра поглощения, приходящимся на длину волны 450 нм, «зеленые» (530 нм) и «желтые» (570 нм). Максимум спектра поглощения у палочек приходится на длину волны 500 нм, палочки обеспечивают черно-белое зрение. (1)
1.2 Воздействие цвета на физиологию человека
О том, что и мы, люди, специфически реагируем на цвета, было известно давно. Физиологический механизм этого в настоящее время выявлен только частично. Бехер доказал, что от глаза к промежуточному мозгу ведет вегетативная нервная (волокнистая) система, управляющая цветовым раздражением. Промежуточный мозг через гипофиз и нервную систему регулирует взаимодействие органов(2).
Красный цвет повышает мышечный тонус, кровяное давление, ритм дыхания. Он является одновременно физическим и психологическим стимулятором. Однако длительное воздействие красного цвета может привести к нарушениям психики.
Зеленый цвет, напротив, понижает кровяное давление и расширяет капилляры. Этот цвет оказывает целительное, расслабляющее действие. И будет уместен и эффективен в рекламе медикаментов, водоочистительных систем, стоматологических клиник и аптек, охраны окружающей среды.
Синий цвет — помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не расплыться по мелочам, не разбрасываться. Синяя деталь сразу привлечет к себе внимание и, в отличие от красной никогда не вызовет отрицательных эмоций. Он отражает физиологическую и психологическую потребность, а именно: покой. Пульс, давление крови, частота дыхания и функция бодрствования снижаются (1)
Желтый – настраивает на коммуникабельность. Помогает придать уравновешенность разгулявшимся эмоциям, утихомирить душевное волнение. Кроме того, желтый способен «наделить» предмет интеллектом.
Черный цвет - цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, сконцентрироваться на решении той или иной задачи. В то же время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира.
Белый – цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. Этот цвет не несет никаких неприятных ощущений.
Мною был проведен ряд экспериментов по изучению влияния цвета на физиологические процессы в организме.
2.1 Эксперимент №1. «Изучение влияния цвета на давление и сердцебиение человека».
Испытуемым замерялось давление и пульс, а затем предлагалось минут 8 -10 смотреть на определенный цвет. Потом давление замерялось снова. Результаты эксперимента занесены в таблицу (см. приложение 1).
Вывод: цвет действительно очень сильно влияет на физиологические процессы организма человека.
Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств, например, вкус.
2.2 Эксперимент №2. «Изучение влияния цвета на вкусовые анализаторы».
Испытуемым предлагалось попробовать плов из пяти разноцветных тарелок. Им было сказано, что вкус еды во всех тарелках разный. На самом деле блюдо было приготовлено только одно. Попробовав еду в тарелках разных цветов, участники эксперимента начали объяснять различие вкуса плова в разных тарелках. Результаты эксперимента приведены в таблице. (Приложение 2)
Затем участникам предлагалось выпить сок из разноцветных кружек и проанализировать вкус. Результаты эксперимента приведены в таблице. (Приложение 3). Таким образом, из результатов эксперимента видно, что цвет действительно влияет на вкусовые анализаторы человека.
2.3 Ассоциации, вызванные цветом
Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями.
Эксперимент №3. «Выявление пространственных ассоциаций».
На белой бумаге были изображены круги разного цвета, но одинаковые по размерам. Участникам эксперимента предлагалось распределить круги по размеру – от большего к меньшему. Результаты следующие: желтый, голубой, светло-зеленый, розовый, темно-зеленый.
«Обман зрения». Если пристально рассматривать зеленое пятно на белом поле, то последнее вскоре окрашивается в пурпурный цвет. Гёте называл цвета, создаваемые глазом, «физиологическими». (1)
Эксперимент № 4. «Обман зрения».
На белом фоне нарисованы круги разного цвета, участники в течение определенного времени пристально смотрят на один круг. Результаты следующие - большинство испытуемых видят другой цвет (приложение 6).
Данный эксперимент доказывает, что физиология зрительных органов здесь играет большую роль, т.к. не все участники эксперимента видели один и тот же цвет.
2.4 Эксперимент № 5. «Цвет и эмоции человека»
Участникам эксперимента предлагалось, используя фломастеры 6 цветов изобразить следующие эмоции: радость, печаль, тревога , чистота, восторг, удивление , красоту, жестокость), различными цветами. Результаты занесены в таблицу (приложение 5).
Различия в окраске эмоций зависит еще и от психологического состояния человека, от его жизненного опыта.
2.5. Индивидуальность восприятия цвета
При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения. Так, дети в возрасте до одного года обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому.
Эксперимент № 6. Окраска детских игрушек.
Я проанализировала, как были окрашены игрушки моего детства и окраску современных игрушек в магазине (см приложение 6).
Цвет является одной из важнейших составляющих любой композиции. С его помощью можно зрительно уменьшать и укорачивать, удлинять и увеличивать изображение, создавать ощущение равновесия и дисбаланса. Цветовое решение необходимо тщательно продумывать с позиции максимального соответствия создаваемому образу.
Участники эксперимента заполнили анкету, в которой были следующие вопросы: Какого цвета была любимая кружка у тебя в детстве? Какого цвета была твоя любимая футболка (платье)? Твои любимые фрукты. Твои любимые овощи. Твой любимый цвет. Твой не любимый цвет.
Четыре первых вопроса заключали ответ любимого цвета в подсознании человека. Последние – в сознании. Из таблицы видно, что темперамент человека и его предпочитаемый цвет совпадает. (см приложение 7).
Заключение
В ходе работы были подробно изучены законы воздействия цвета на человека, изучена символика, физиология и основные характеристики цвета, выявлены особенности восприятия разных цветов людьми. Образ взрослого человека, конечно, в большой мере складывается под действием общества. Тогда как образ ребенка диктует сама природа. Поэтому очень важно принимать во внимание не только сознательное восприятие цвета, но и подсознательное. Мне помогали 8 человек из 9 класса и в ходе всех экспериментов прослеживалось то, что каждый человек воспринимает положительно или отрицательно только те цвета, которые он может так воспринимать его физиологией. А под действием физиологических процессов у человека формируется психика.
Законы воздействия цвета на человека очень важны во всех сферах жизнедеятельности человека. В 21 веке педагоги и психологи стали все активнее поднимать тему гиперактивности детей. Может, стоит внимательнее посмотреть, какими игрушками играют современные дети? Сравнения, проведенные мною в моей комнате, где находятся наши с сестрой игрушки и в магазине, где находятся современные игрушки, говорят не в пользу последних. Цвета, которые применяются для игрушек сегодня кричащие, агрессивные.
Цветовое решение будет иметь положительный эффект если будут соблюдены законы гармонии цвета, учтены особенности восприятия цвета конкретной целевой аудиторией, фирменные цвета будут органично сочетаться и гармонировать с предметами, цвет будет тщательно продуман с позиции максимального соответствия создаваемому образу.
Литература.
Приложение 1 «Изучение влияния цвета на давление и сердцебиение человека».
Имя участника | Перед цветом | голубой | Перед красным | красный | Перед зелен. | зеленый | Перед желтым | желтый | ||||||||
Д | П | Д | П | Д | П | Д | П | Д | П | Д | П | Д | П | Д | П | |
Коля | 118/77 | 87 | 122/73 | 85 | 109/74 | 87 | 129/78 | 86 | 127/62 | 67 | 116/73 | 67 | 119/79 | 84 | 123/80 | 84 |
Рамиль | 129/69 | 64 | 132/69 | 68 | 120/66 | 61 | 125/69 | 67 | 139/79 | 57 | 126/70 | 64 | 131/69 | 72 | 123/63 | 80 |
Андрей | 126/77 | 97 | 117/75 | 97 | 127/79 | 91 | 124/75 | 96 | 130/78 | 89 | 132/74 | 91 | 129/78 | 94 | 128/79 | 101 |
Марина | 106/69 | 88 | 111/62 | 91 | 120/69 | 95 | 108/57 | 86 | 115/66 | 85 | 109/64 | 88 | 121/68 | 104 | 125/71 | 99 |
Варя | 124/67 | 88 | 111/62 | 91 | 120/69 | 95 | 128/77 | 86 | 143/78 | 77 | 138/63 | 85 | 139/84 | 105 | 140/76 | 109 |
Олеся | 113/58 | 76 | 114/58 | 80 | 108/63 | 74 | 113/58 | 76 | 106/60 | 79 | 104/64 | 81 | 115/53 | 81 | 115/60 | 83 |
Наташа | 116/57 | 72 | 113/53 | 82 | 115/61 | 68 | 107/55 | 71 | 113/55 | 68 | 109/58 | 69 | 112/62 | 71 | 113/46 | 65 |
Леша | 125/68 | 60 | 116/69 | 72 | 111/69 | 84 | 115/65 | 72 | 108/66 | 70 | 100/63 | 75 | 123/62 | 69 | 111/65 | 75 |
Итого | У 62,5% участников давление повышается, у 75% учащается пульс | У 75% участников давление повышается, у 50% учащается пульс | У 87,5% участников давление понижается, у 87,5% учащается пульс | У 50% уч. давление повышается, у 37,5% - давление понижается, у 12,5% остается прежним |
Приложение 2. «Изучение влияния цвета на вкусовые анализаторы».
Имя участника. | Красная тарелка | Фиолетовая тарелка | Жёлтая тарелка | Белая тарелка | Зелёная тарелка |
Марина | Норм. | Без соли | С перцем | С сахаром | Норм. |
Варя | С сахаром | Норм. | Пересолено | С маслом | остро |
Олеся | Без соли | С сахаром | пересолено | остро | С чесноком |
Наташа | С перцем | Без соли | пересолено | Норм. | приправа |
Лёша | кисло | пересолено | Норм. | остро | Норм. |
Рамиль | Без соли | Норм. | Без соли | С перцем | приправа |
Коля | С перцем | Без соли | С перцем | Норм. | пересолено |
Андрей | пересолено | Норм. | С перцем | С сахаром | приправа |
Итог | Острый вкус | Мало соли | Очень острый вкус | Остро-сладкий | Приправа |
Приложение 3. «Изучение влияния цвета на вкусовые анализаторы».
Имя участника | красная | фиолетовая | желтая | белая | зеленая |
Марина | кисло | разбавл | Норм. | С солью | кисло |
Варя | кисло | Кисло-слад. | С сахаром | Кисло | морс |
Олеся | С сахаром | кисло | кисло | Норм. | Разбавл. |
Наташа | Норм. | Без сахара | С сахаром | Разбавлен. | С сахаром |
Леша | норм | С сахаром | Разбавлн. | С солью | Норм. |
Рамиль | Норм. | Разбавл. | Без сахара | С сахаром | Разбавл. |
Коля | Норм. | С сахаром | Разбавл. | Норм. | кисло |
Андрей | Норм. | Разбавл. | морс | кисло | норма |
Итог | Норм. | Разбавл., кислый | Разбавл., сладкий | Не вкусный | Кисло-слад. |
Приложение 4. « Обман зрения».
Имя участника | Зеленый цвет | Синий цвет | Жёлтый цвет | Красный цвет |
Марина | Розовый | ничего | Синий | Бирюзовый |
Варя | Розовый | Желтый | Голубой | бирюзовый |
Рита | Малиновый | Бледно желтый | Фиолетовый | Бирюзовый |
Олеся | Светло-розовый | Уменьшился, синий | фиолетовый | Бирюзовый |
Наташа | Черня точка | Посветлел ,голубой | Белый | Ничего |
Лёша | Голубой | Потемнел | Желтый | Оранжевый |
Саша | Стал светлее | Увеличился, посветлел | Белый | Исчезает |
Женя | белый | синий | уменьшился | бирюзовый |
Итог | 50% видят пурпурный цвет, 12,5% - черный,12,5% - белый, 12,5% - голубой | 25% - желтый, 12,5%- посветление, 12,5%-потемнение, 50% - не меняется | 50% видят сиреневый цвет, 25% - желтый,25% - белый | 62,5% - бирюзовый, 12,5% - оранжевый. |
Приложение 5. «Цвет и эмоции человека»
Имя участника | радость | печаль | тревога | чистота | восторг | удивление | красота | жестокость |
Марина | Желт | Красн. Черный | Черный | Белый, синий | Красн Зелен | Синий | Красный, Зеленый | Черный |
Варя | ЖелтЗеленСин красн | черный | Коричн Красный Синий | Синий, голубой | Красн Желтый Зелен | Красный, Синий, Коричн. | Желтый, Красный | Зелен. Красн. Коричн |
Андрей | Желт | Синий | Черный Красный | Коричн. Черный зеленый | Белый, Синий | Коричн. | Желтый, Зеленый, Синий | Черный |
Рамиль | Желт Зелен Бел | Коричн Красн | Синий | Красный | Черный | Синий, Черный | Красный | Черный |
Олеся | Желт | Черный | Фиолет | Голубой синий | Зелен | Красный, Желтый | Красный | коричн |
Леша | Крас | Коричн | Коричн. | Зеленый | Желтый | Синий | красный | Черный |
Коля | Син | Черный | Красный | Голубой, Зеленый, желтый | Желтый | Черный | Черный, Красный | Черный |
Наташа | Желт Крас | Черный | Фиолето вый | Голубой | Красны Зелены | Зеленый | Зеленый, Коричнев | Черный |
Итого | Желтый: 6 из 8 75% | Черный 5 из 8 (62.5%) Син-1 Корич-2 | Синий-4 (50%) Корич-2 Черн-2 | Голубой 5 из 8(62.5%) Красн-1 Зелен-2 | Зеленый 4 из 8(50%) Желт-2 Красн-2 | Синий 4 из 8(50%) Красн-1 Зелен-1 Черный-2 | Зеленый 5 из 8(62.5%) Желт-1 Красн-2 | Черный 6 из 8 (75%) Кори-1 Зелен-1 |
Приложение 6. Эксперимент № 6. Окраска детских игрушек.
Игрушки моего детства. | Цвет | Современные игрушки. | Цвет. |
Мишка плюшевый | Коричневый с красным бантиком | Заяц | Розовый в синей рубашке |
Кукла | Блондинка в голубом платье | Кукла | Рыжая в фиолетовой юбке и розовой кофточке |
Пирамида | Однотонная (чаще всего зеленая ,синяя) | Пирамида | «все цвета радуги» (красная, желтая, зеленая ,синяя…) |
Самолет | Белый с красной звездой | Самолет | Цвета «хаки» темно-зеленый |
Слон | Розовый, серый | Слон | Красный, синий, зеленый |
Приложение 7. «Цвет и темперамент».
Имя участника. | Любимый цвет (в подсознании) | Любимый цвет (в сознании) | Не любимый. | Тип темперамента. | Цвет темперамента |
Олеся | Жёлто-оранжевый | Зеленый | серый | Флегматик | Сине-зеленый |
Марина | розовый | Сине-красный | охра | Холерик + сангвиник | Красный, Желто-зеленый |
Варя | Синий, желтый, красный | Синий , красный | охра | Холерик + Флегматик | Красный, Сине-зеленый |
Леша | Зеленый красный | Синий | розовый | Флегматик | Сине-зеленый |
Наташа | Оранжевый , розовый | Черный | Зеленый | Флегматик + холерик | Сине-зеленый, Красный |
Рамиль | Зеленый , черный | Бордовый | Розовый | Сангвиник + флегматик | Желто-зеленый, Сине-зеленый |
Коля | жёлтый | Синий | Красный | Сангвиник + холерик + флегматик | Желто-зеленый, Красный, Сине-зеленый |
Андрей | оранжевый | Красный , черный | зеленый | Средне выраженный сангвиник | Желто-зеленый |
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Где спят снеговики?
Заколдованная буква
Две снежинки
Домик зимней ночью