На начало 2003 года численности оленей во всех категориях хозяйств составляла 878 голов. На конец 2003 года все поголовье оленей осталось только в горах п. Аллах-Юнь – 720 голов. Падёж, затравливание волками, увод дикими оленями привели к сокращению численности. Нарушенная в последние годы производительная структура стада оленей не позволяет быстро увеличить поголовье. В настоящее время оленеводство в районе находится в депрессивном состоянии.
В прошлом веке численность поголовья доходила до 5-ти тысяч. В начале XXI века на территории района нет и 500-та голов домашних оленей. Родовая община «Тунгус» поставила перед собой цель возобновить традиционное хозяйство эвенков. Но в то же время среди оленеводов преобладают люди преклонного возраста. Молодое поколение не заинтересовано в продолжение традиций своих предков, т.к. их не устраивает социально-экономические условия. Поэтому можно поставить знак вопроса в перспективах развития оленеводства нашего района.
В районе принята программа, предусматривающая следующие мероприятия:
1. Финансирование работ по охране оленьих пастбищ, мероприятий по отстрелу волков, проведение ветеринарных и зоотехнических мероприятий.
2. Проведение экспериментальной практики по содержанию оленей в условиях таёжной местности в пойме рек Мая и Юдома, что позволило бы существенно снизить затраты на содержание стада, способствовало полноценному ветеринарному обеспечению.
Анализ развития оленеводства показывает, что существенное снижение численности поголовья оленей происходит в периоды, когда снижается государственная поддержка. Необходимо сделать вывод, развиваясь в экстремальных природно-климатических условиях, отрасль нуждается в постоянной эффективной государственной поддержке.
Вложение | Размер |
---|---|
olenevodstvo_2014.doc | 170 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
ДОД «Центр внешкольной работы» п.Усть-Мая
Усть-Майский улус (район) Республика Саха (Якутия)
Тема: Оленеводство в Усть-Майском районе
Коскина Анна Игоревна,
Ученица 10 класса
Руководитель работы: Дорогая Надежда Михайловна
учитель географии и экологии
2014 г.
Содержание
Введение
Усть - Майского улуса (района)
V. Природоохранительные традиции эвенков
VI. Топонимика
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность: Традиционное хозяйство коренных жителей, эвенков Усть-Майского района – оленеводство. В наше время отрасль находится в депрессивном состоянии.
Новизна: Результаты работы будут публиковаться в периодической печати, использоваться на уроках географии, при изучении природы родного края.
Цель: Выявить особенности современного состояния отрасли оленеводства в Усть-Майском улусе.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности отрасли оленеводства.
2. Современное состояние отрасли оленеводства в районе.
3. Сохранение традиций, связанных с отраслью оленеводства.
4. Связь языка эвенков с топонимикой района.
Объект исследования: Отрасль оленеводства.
Предмет исследования: Современное состояние отрасли.
Методы исследования: Описательный, картографический.
Период исследования: Осень – сбор материала.
Зима – обработка материала.
I. Географическое описание местности
Аллах-Юньский район расположен в труднодоступном уголке республики. Горная зона представлена хребтами Сетте-Дабан, Тарбаганахским и Уэляхским гранитными массивами-отрогами Верхоянского хребта. Местность расположена в долине реки Аллах-Юнь (Аллах-Юны) приток реки Алдан. Река Аллах-юнь в своем среднем течении характеризуется быстрым течением с многочисленными перекатами, часто разбивается на протоки. Ширина русла составляет 100-250 м., ширина долины 1-2 км. Наивысший подъем уровня наблюдается в весенне-летний период во время бурного таяния снегов, наледей и во время сезона дождей. Начало половодья во второй половине мая, максимум проходит в июне. Интенсивность подъема уровня воды значительно превышает спад, который прерывается дождевыми паводками, иногда превышающими половодье. Осенний период характеризуется, главным образом, понижением уровня воды. Ледостав на реке Аллах - Юнь наблюдается в октябре-ноябре. Зимний период характеризуется незначительным колебанием уровня воды.
Климат района резко континентальный, со значительными годовыми и суточными амплитудами колебания температуры воздуха, с суровой и малоснежной зимой, обильными осадками летом. Среднемесячная температура января составляет 36-40, среднемесячная летом в июне составляет +16 +18. Среднегодовое количество осадков составляет 260 мм., из которых 207 мм приходится на теплый период (месяцы). Средняя высота снежного покрова составляет 32-43 см. число дней со снежным покровом колеблется от 204 до 207. продолжительность безморозного периода составляет 73-74 дня. Аллах-Юнь находится в зоне распространения многолетне – мерзлых пород. Глубина сезонного протаивания зависит от экспозиции склона и составляет 1,5-2,0 м.
Растительность относится к горно-таежной подзоне зоны тайги. Растительность развита весьма неравномерно. На среднегорных низкогорных гольцах Сетте-Дабанского хребта растительность полностью отсутствует. Хорошо заселены только средние и нижние части пологих склонов и днища долин пологих водотоков, в долинах. Лес смешанный: лиственница, береза, ель, осина, рябина, тополь. На водораздельных вершинах, а также в верхних частях склонов растет кедровый стланик с брусничным кустарниковым ярусом. На надпойменных участках реки Аллах-Юнь изредка встречается сосна. По поймам крупных рек растет тополь.
Рабочий поселок Солнечный Усть-Майского улуса основан в 1964 году. В 80-х годах был центром района. Расстояние от Солнечного до Якутска: наземным путем 660 км, воздушным 480 км. Сегодня Солнечный является базовым поселком золотодобывающей промышленности Усть-Майского улуса. В 2014 году 50-летний юбилей. Поселок расположен в труднодоступном уголке республики. Около четырехсот лет назад по территории этого района прошли русские землепроходцы. Экспедиции В. Беринга и А. Чирикова. Была установлена постоянная дорога из Якутска в Охотск. Наибольшее значение дорога приобретала, когда на Алеутских островах русские начали промышлять ценного зверя, котика, и особенно после создания в 1762 г. На американском континенте русской колонии.
По Охотской тропе ходили караваны предприимчивого купца Григория Шелихова. Но сам по себе этот край мало кого интересовал, его большая территория была почти не заселена. Поселок Солнечный стоит на возвышенном месте, с которого открывается прекрасный вид на р. Аллах-Юнь и опоясывающие поселок хребты.
Сегодня численность поселка составляет около 1000 человек. Трудоспособное население занято в золотодобывающей промышленности. Мужское население преобладает над женским. В поселке развита инфраструктура: средняя школа, больница, детский сад, СахаТелеком, почта, клуб, фотосалон, спортивный комплекс, парикмахерская, сеть магазинов. В этом году отмечается юбилейная дата – 80 лет «Джугджурзолото».
II.Оленеводство-главная отрасль хозяйства в горной зоне
Усть-Майского улуса
В горной части Усть-Майского улуса существует родовая община «Тунгус», которую возглавляет Андреев Н.Н. Его предки стали заниматься оленеводством со времен Екатерины II.
Стадо насчитывает 88 голов (2014 г). Пасут оленей по долине р. Анча (левый приток р. Аллах-Юнь). Летом уходят вверх по течению реки на возвышенные части отрогов Верхоянского хребта, где меньше комаров, оводов, а также богатые пастбища. К зиме кочуют к р. Аллах-Юнь в зону тайги. В течение года перегонят стадо из Усть-Майского улуса в п. Акра Хабаровского края.
В летний период устанавливают юрту (элбэм). В основании устанавливают 33 жерди, покрывают брезентом (элбэтым)
.
Традиционная одежда: халат(таргыз); высокие унты (муруны); головной убор (куракэ). В питании эвенков есть деликатесы: печень в сыром виде, колбаса из оленьей крови, оленьи ноги в вареном виде, глаза в сыром виде; умэн (сырой костный мозг); язык в сыром (строганина) и вареном виде.
Количество оленьих пастбищ на р. Анче (в % соотношении)
Любимая пища оленей – черноголовка обыкновенная (многолетнее травянистое растение, до 30 см. выс., с ползучими корневищами; цветки – плотное головчатое соцветие), грибы, особенно мухоморы. Зимой – ягель (копытят корм). Любят соль.
Во время отела (апрель-май) перегоняют в специально отведенное место, где есть запас пищи для матерей и телят, нет хищников.
Разводят эвенкийскую горно-таёжную породу оленей. Вес оленя составляет 60-90 кг. В год производится 100-200 кг мяса. Молоко не доят. Возраст оленей в стаде достигает 15 лет. С 3-х летнего возраста производится забой.
С 2006 по 2009 год наблюдался прирост поголовья в стаде. В 2014 году поголовье уменьшается.
III. Содержание оленей
У самок половая зрелость обычно наступает в возрасте 1,5 лет. В хозяйствах республики важенки используются до 9-10-летнего возраста, после чего выбраковываются. Наиболее ценные, сохранившие воспроизводительную способность, содержатся в стаде до 11-12 лет. Продолжительность стельности важенки в среднем 225 дней, некоторые колебания зависят от состояния важенок.
При хороших условиях кормления и содержания в течение зимы плод развивается более интенсивно, и отел наступает раньше. Теленка мужского пола важенка вынашивает на 2-3 дня дольше, чем самочку. Оленята при рождении имеют среднюю живую массу 6-8 кг. В зависимости от ряда факторов их масса колеблется в пределах от 4 до 10 кг. На массу телят при рождении влияет, прежде всего, возраст маток. Телята-самцы при рождении имеют живую массу несколько выше, чем самки. Перед самым отелом самка становится беспокойной часто ложится, нередко в поисках уединенного места, удаляется от стада на значительное расстояние. При нормальных условиях отел важенки длится 30-40 минут и не требует вмешательства человека. Облизывая теленка, матка как бы производит массаж, согревающий теленка и способствующий освобождению его желудка от первородного кала, что очень важно. Поэтому опытные оленеводы, в случае гибели матки при родах, тщательно растирают тело теленка жгутом из мешковины или ветошью. Теленок, после того, как важенка его оближет, начинает вставать и сосать, а спустя 3-5 часов после рождения, способен передвигаться вслед за матерью. Очень важно, чтобы теленок своевременно принял молозиво, богатое всеми необходимыми для новорожденного питательными веществами, обладающее бактерицидным действием, способствующее освобождению желудка от первородного кала. В противном случае через 6-8 часов теленок может погибнуть. Нередки случаи, когда молодые матки бросают телят даже при приближении к ним человека. В этих случаях пастухи разыскивают и подгоняют матку к олененку. Если она его сразу не примет, пастухи прибегают к различным приемам. Иногда достаточно насыпать соли теленку на голову, зад или обрызгать эти части тела раствором соли, и мать начинает лизать и принимает теленка. Некоторые оленеводы вместо соли смазывают указанные участки тела теленка молозивом. Эффективность солевой подкормки важенок (6-7 г. на голову в сутки) огромная, в чем убедилось и большинство оленеводов Якутии.
Важнейшее значение для сохранения упитанности стельных маток имеет правильный подбор пастбищ. Стадный выпас, при котором олени находятся под постоянным и активным надзором пастухов в течение всего года, является наиболее совершенной формой содержания оленей. При этом методе обеспечивается постоянная охрана стада, создаются возможности для регулирования кормления оленей и планового использования пастбищ, своевременного проведения комплекса зооветеринарных мероприятий, организации проведения углубленной племенной работы. Все это обеспечивает более высокие производственные показатели оленеводства в хозяйствах со стадными методами выпаса оленей, по сравнению с совхозами, где осуществляется полувольное содержание животных.
Структура стада (в % соотношении)
IV. Культура эвенков
Традиционная одежда состоит из ровдужных или суконных натазников (хэрки), ноговиц (арамус, гуруми), кафтана из оленьей шкуры, полы которого связывались на груди завязками; под него надевался нагрудник длиной выше колен, сшитый из меховых полосок и завязывавшийся завязками сзади; женский (нэлли) нагрудник украшался бисером, имел прямой нижний край, мужской (хэлми) - углом. Одежда украшалась полосками козьего и собачьего меха, бахромой, конским волосом, металлическими бляшками, бисером. Позднее летний кафтан (сун) стал делаться из сукна, зимний - парка (хэгилмэ) - из осенней шкуры оленя. К его рукавам пришивались рукавицы. В лесотундре в пути поверх парки надевали меховую глухую одежду - сокуй. Зимой шею и голову обматывали длинным шарфом из хвостов пушных зверей (вачи). Летняя обувь (олочи, олочик, олот) - из кожи, сукна, ровдуги, зимняя - из оленьего меха разной длины: до щиколоток (хомчура), до паха (хэвэри, бакари) и др. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины - с игольницей, трутницей и кисетом.
V. Природоохранительные традиции эвенков
За многие тысячи лет свого существования в гармонии с Природой эвенки выработали целую систему правил в виде заповедей и запретов, которые должен был соблюдать каждый житель таежных просторов. Эти заповеди и запреты отражают взаимодействие Человека и природы, у каждого обитателя была своя жизнь и свои интересы, требующие уважения. И, наконец, по поверьям древних эвенков, у каждого растения и животного была душа, которая могла отомстить человеку за причиненное зло. В мифах и преданиях этого народа существует множество животных и птиц, которые являлись прародителями эвенкийских родов.
Из исторических сказаний известно, что, наблюдая сходство в строении конечностей медведя и человека, древние эвенки пришли к выводу, что медведь раньше бы человеком. Некоторые эвенки считали, что люди отличаются от медведей косым узким разрезом глаз, поэтому и назывались «эвенки есачи», то есть «поперечноглазые». Над колыбелью ребенка вешали когти медведя, верили, что это изгоняет злых духов.
По преданиям этого народа, человек произошел от дерева, поэтому в древности у эвенков была традиция хоронить мертвых в дупле дерева или заворачивать в оленью кожу и подвешивать на ветвях (лабаз). К захоронению человека не подходили в течение 3-х лет (запрет).
По представлениям древних эвенков, в мире не было иерархии, и человек не считал себя венцом Природы. Жизнь эвенков и жизнь Природы настолько переплетены, что отделить одно от другого просто невозможно. Тем более что Природа для эвенка не была неодушевленным объектом, а была живым организмом, проявляющим ответные чувства, когда эвенк соприкасался с ней. Эвенки нашли в Природе живые нити, которые неразрывно связаны с их жизнью, и поэтому они не существовали в этом мире, а были вовлечены в силу своего образа жизни в двухсторонние отношения с живой Природой. Поэтому их предки вселяли во всё живое «оми» (душу). Понятие «оми» эвенки объясняли такими словами: «Омин – бэе индевунин» (Душа – это средство жизни). Таким образом, по представлениям предков, всё существующее на Земле и способное жить имело свою «оми». Между тем, они четко различали, что всё живое может иметь душу – оми, а все остальные явления Природы, способные двигаться и распадаться, – мусун (силу движения). Подобным движением ко всему живому на Земле проникнуты все стороны жизни эвенков, особенно та, от которой, зависел их жизнь. Это – промысел.
Удача охотника, оленевода, рыболова и даже его судьба во многом зависели от духа-хозяина местности, во владениях которого он находился. В тайге или на озерах и реках ничего нельзя было делать зря. Например, для костра использовался только сухостой, а если эвенкам нужно было срубить «живое дерево», то они должны были спросить разрешение у духа тайги, объяснив причину. Нельзя было понапрасну шуметь и разговаривать громко, особенно вечером и ночью, чтобы не разгневать духа тайги.
Существовали (их строго придерживались) неписаные правила, относящиеся и к домашнему оленю, и к промысловым животным. Например, домашнего оленя нельзя было продавать – его дарили или обменивали, его запрещалось убивать из лука или ружья, а принято было закалывать ножом или заостренной палкой. Также запрещалось промышлять диких оленей и лосей во время взросления их детенышей, добывать стельных самок и молодняк, охотиться на пушных зверей.
Также большую роль в жизни оленеводов занимали и занимают в настоящее время поверья о белом олене. В дни болезни эвенки подходили к белому оленю и обнимали его, считалось, что он излечит от недуга.
VI. Топонимика
Усть-Майский улус традиционно считался эвенкийским. И в настоящее время Кюпский, Петропавловский, Эжанский наслеги считаются эвенкийско-национальными. Но эвенки давно утратили свой язык и перешли на язык саха. Ведение хозяйства, образ жизни являются чисто якутскими. Это, разумеется, получило отражение в топонимии.
Топонимика – наука о географических именах и названиях.
Джугджур – «водораздел»
Аллах – Юнь - «быстрый бег оленя»
Сетте – Дабан – «семигорье»
Акандя ( Аканджа) - приток р. Аллах – Юнь
Бириндякиит (Бриндакит) – обусловлен аффиксом –киит, обозначающим место, где постоянно происходит действие, выраженное в основе.
Алдан – «рыбная река»
Курунг – Юрях – «выжженный лес»
Заключение
На начало 2003 года численности оленей во всех категориях хозяйств составляла 878 голов. На конец 2003 года все поголовье оленей осталось только в горах п. Аллах-Юнь – 720 голов. Падёж, затравливание волками, увод дикими оленями привели к сокращению численности. Нарушенная в последние годы производительная структура стада оленей не позволяет быстро увеличить поголовье. В настоящее время оленеводство в районе находится в депрессивном состоянии.
В прошлом веке численность поголовья доходила до 5-ти тысяч. В начале XXI века на территории района нет и 500-та голов домашних оленей. Родовая община «Тунгус» поставила перед собой цель возобновить традиционное хозяйство эвенков. Но в то же время среди оленеводов преобладают люди преклонного возраста. Молодое поколение не заинтересовано в продолжение традиций своих предков, т.к. их не устраивает социально-экономические условия. Поэтому можно поставить знак вопроса в перспективах развития оленеводства нашего района.
В районе принята программа, предусматривающая следующие мероприятия:
1. Финансирование работ по охране оленьих пастбищ, мероприятий по отстрелу волков, проведение ветеринарных и зоотехнических мероприятий.
2. Проведение экспериментальной практики по содержанию оленей в условиях таёжной местности в пойме рек Мая и Юдома, что позволило бы существенно снизить затраты на содержание стада, способствовало полноценному ветеринарному обеспечению.
Анализ развития оленеводства показывает, что существенное снижение численности поголовья оленей происходит в периоды, когда снижается государственная поддержка. Необходимо сделать вывод, развиваясь в экстремальных природно-климатических условиях, отрасль нуждается в постоянной эффективной государственной поддержке.
Библиография
1.Азарова Л. В. Современное состояние оленеводства в Якутии [Текст] / Л. В. Азарова // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 831-833.
2.Мочанов Ю.А., Федосеева С.А. Основные этапы заселения человеком Якутии/Геология кайнозоя Якутии. –Якутск, 1982
3.Топорков В.В. Усть-Майский улус (район)/ Бичик-Якутск-2007
Красочные картины Джастина Геффри
Шум и человек
Лепесток и цветок
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Интересные факты о мультфильме "Моана"