Природные сакральные объекты которым испокон веков поклонялись буряты- это те места, которые издавна считались священными. Им приносили жертвы. Каждое место имеет своих хозяев-духов.
Вложение | Размер |
---|---|
mesta_religioznogo_pokloneniya_buryat.ppt | 1.47 МБ |
Слайд 1
" Традиции живая нить" (конкурс) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тангутская средняя общеобразовательная школа Природные объекты как места религиозного поклонения бурят Автор: Молотов Александр- ученик 11 класса Руководитель: Изыкенова Э. М.Слайд 2
Природные сакральные объекты которым испокон веков поклонялись буряты- это те места, которые издавна считались священными. Им приносили жертвы. Каждое место имеет своих хозяев-духов. Основные природные сакральные объекты: 1.Горные хребты, системы и отдельные вершины. 2.Святые места: обоо, бариса, сэргэ. 3.Минеральные источники, или аршаны, водоёмы, озеро Байкал. 4.Святые рощи и деревья. 5.Тотемные животные различных бурятских племён.
Слайд 3
Природное место поклонения- сложное образование, представляющее собой культовый комплекс, на территории которого находится ряд почитаемых объектов разной значимости. Такими объектами могут быть горы и их вершины; перевалы; пещеры, гроты, естественные щели, трещины, ниши, карстовые арки и проходы под камнями; скалы, скальные останцы, отдельные крупные камни и хаотические россыпи камней; холодные и горячие источники, озёра, водопады; отдельные крупные деревья и рощи. Каждый названный вид рельефа может служить основой для культового образования. Вершины гор нередко связаны с родовыми местами поклонения.
Слайд 4
Горные хребты, системы и отдельные горные вершины. г.Хашхай
Слайд 5
Святые места: обоо, бариса, сэргэ Обоо- кучи камней с ветками и лентами. Обоо-это святилище, место пребывания самого сильного духа. На обоо съезжаются местные жители, приносят с собой угощения из молочных и мясных блюд. Цель обряда умилостивить хозяев, духов местностей, чтобы они покровительствовали жителям данной местности, вовремя посылали дожди, тепло, охраняли от разных болезней и т.д.
Слайд 6
Родовые обряды
Слайд 7
Освящение барана белой пищей для жертвоприношения
Слайд 9
Бариса -деревья с ленточками- залаа.
Слайд 10
Бариса находятся на дабанах (или самых высоких местах). Местному эжину преподносятся алкоголь, табак, деньги,сладости. Проезжая мимо бариса на машине, люди выбрасывают на дорогу мелкие монетки и про- сят духа пропустить их с миром.
Слайд 11
Угощение эжина местности архи
Слайд 12
Сэргэ - столб для коновязи. Установление сэргэ имело символическое значение: это место имеет хозяина. Сэргэ символизирует «древо жизни», «мировое дерево», объединяющее три мира: небесный, земной и подземный. Нельзя разрушать сэргэ, пока оно само не придёт в негодность.
Слайд 13
Родовое сэргэ Соколовых, Нугал
Слайд 14
Минеральные источники, или аршаны, водоёмы, озеро Байкал.
Слайд 15
С водными религиозными объектами (реками, озёрами, источниками) связаны разнообразные мифологические сюжеты, среди которых осо- бое внимание уделяется целебным свойствам холодных и горячих ис- точников. Святые места выполняют и лечебные функции. Вокруг аршанов следует соблюдать следующие правила: запрещается охота возле источников; нельзя сорить, шуметь; нельзя стирать в источнике; нельзя рубить священные деревья. Исцелившиеся делают подношения, пос- вящённые эжинам, которые избавили их от болезней и недугов.
Слайд 16
Святые рощи и деревья- ботанические культовые объекты. Буряты поклоняются кедру, лиственнице, берёзе. Возле самого большого дерева, возвышающегося над другими люди оставляют подношения, привязывают ленточки, молитвенные флаги. Священные деревья ни в коем случае нельзя рубить. Особенно кедр, а также те деревья, где есть ленты и тряпочки.
Слайд 17
Культ дерева у бурят очень велик. Так с просьбой даровать здоровье , благополучие, потомство буряты ходили молиться к лиственнице. Выбрав молодое крепкое дерево, они опоясывали его полоской материи, лентой, зажигали лампаду и обходили несколько раз вокруг дерева, излагая свои просьбы. Существовали так называемые «мунхэ модон»- « вечные деревья» (кедр, ель), которые почитались особенно благоговейно. Рубить эти деревья запрещалось.
Слайд 18
Тотемные животные. У каждого рода свои тотемные животные. Нельзя было убивать именно это животное. Идея единства всего живого, родства двух миров- людей и зверей относятся к ранней истории человечества. Так, орёл почитался бурятами как родоначальник шаманов и как сын хозяина острова Ольхон. Широкое распространение получили культы лесных зверей- волка, оленя, кабана, соболя, зайца, медведя.
Слайд 19
В шаманской традиции бурят медведь считается священным зверем; он воспринимается как существо превосходящее по магической силе любого шамана. В бурятском языке сохранилось такое выражение: «Хара гуроо h эн боодоо элюутэй»- « Медведь выше полёта шамана».Известно также, что шаманы использовали в своей практике кору с пихты , ствол которой был оцарапан медведем. Такое дерево буряты называют «медведем освя- щённым деревом» (баабгайн онгол h он модон).
Слайд 20
Орёл почитался бурятами как родоначальник шаманов и как сын хозяина острова Ольхон.
Слайд 21
Лебедь-прародительница одного из основных этнических подразделений бурят- хори.
Слайд 22
Природные сакральные места как объекты для развития экологического туризма Экологический туризм- это сочетание путешествия с экологически чутким отношением к природе, позволяющим соединить радость знакомства и изучения образцов флоры и фауны с возможностью способствовать их защите. В настоящее время, когда экологические проблемы стали едва ли не самыми важными для современного мира, природные места поклонения стали неожиданно востребованными. Экологи, занимающиеся вопросами охраны природы, усмотрели в них спонтанно возникшие заповедные территории, находящиеся под наблю- дением верующей части населения.
Слайд 23
Традиционная охрана святых мест верующими способствует защите обитающих там видов животных и растений . Известны случаи, когда на таких заповедных участках природы выживали виды, ранее свойствен- ные и окружающему ландшафту, но уничтоженные на нём в результате хозяйственной деятельности человека. В целом сакральное природное образование можно назвать микробиосферным заповедником, в котором есть своё неприкосновенное «ядро»- зона сакральной чистоты- и есть периферия- зона запретов. Единственная задача- сберечь их такими, какие есть, не вмешиваясь в их естественное состояние.
Слайд 24
Мы должны сохранять и приумножать традиции и обычаи нашего народа, передавать их будущим поколениям, чтобы в итоге не оказаться не помнящими родства. Отношение любого человека к природе должно строиться на старых истинах положительного опыта взаимодействия с природой своего этноса, существующего в течение многих тысячелетий.
Слайд 25
Спасибо за внимание!
Есть ли лёд на других планетах?
Сорняки
Хитрость Дидоны
Ребята и утята
Три способа изобразить акварелью отражения в воде