Вложение | Размер |
---|---|
kuznetsova_sofiya_avtoreferat.docx.docx | 94.14 КБ |
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся
“ШАГИ В НАУКУ”
Направление: искусствоведение
Тема: «Загадка гробницы Тутанхамона»
Кузнецова София
МБОУ Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М, Бурятия
7 класс
Научный руководитель:
Гаськова Маргарита Александровна
учитель МХК
МБОУ Усть-Баргузинская СОШ
им. Шелковникова К.М
п.Усть-Баргузин, 2016/2017 учебный год
Аннотация к работе «Загадка гробницы Тутанхамона»
Автор проекта: Кузнецова София
Руководитель проекта : Гаськова М.А
Вышесказанная работа относится к образовательной области «Искусствоведение». При выполнении работы автором проделана объемная исследовательская работа , а именно, поиск необходимой литературы в библиотеке, сбор статистического материала, проведение социологического опроса учащихся. Тема египетских гробниц не раз освещалась на уроках истории, мировой художественной культуре. Автор стремится как можно больше узнать об изучаемом объекте. Почему сокровища гробницы Тутанхамона оказались неразграбленными - одна из тайн, которая уже около столетия не дает покоя ученым.
Актуальность выбранной темы характеризуется неослабевающим интересом людей к этой личности. На сегодняшний день– в музей, в Каире посмотреть на сокровища из гробницы Тутанхамона съезжаются ежегодно множество наших соотечественников. ,
Именно поэтому тема работы выбрана не случайно.
Автор справедливо подчеркивает, что учащиеся еще недостаточно владеют полученными знаниями и предлагает использовать результаты данного исследования в рамках мероприятий, связанных с культурным просвещением.
Практическая значимость работы для самого автора заключается еще и в том, что это исследование стало его первым и достаточно успешным опытом в области учебно-исследовательской деятельности.
Началу исследования предшествовало изучение литературы по проблеме, что явилось теоретическим этапом работы. На данном этапе автор имел возможность расширить и углубить знания об исследуемом объекте , познакомиться с научной терминологией, научиться работать разными источниками информации, овладел основными принципами ведения самостоятельной исследовательской деятельности.
Цель работы: выявить причину сохранения гробницы фараона.
Задачи, способствующие достижению поставленной цели, поставлены грамотно.
Данное исследование является наглядным примером научного подхода учащегося к изучению культурного наследия и активной гражданской позиции в их решении.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..5-6
Основная часть:
Глава1. Краткая характеристика усыпальницы Тутанхамона ……….….7
1.1. Планировка гробницы …………….………….........................……..7-9
1.2. Мастерство жрецов ……………………………………..…….…….....10-11
Глава 2. Опрос и результаты исследования ……………………...……….12
Заключение:
Выводы …………………………………………………….………………..13-14
Список литературы………………………………………………………… 15
Приложение ………………………………………………………..………..16
Введение
Актуальность: Из курса истории и мировой художественной культуры мы узнали много интересного из раздела «Египтология». Больше всего нас заинтересовала тема « Загадка гробницы фараона Тутанхамона». Почему же в столь первозданном виде она сохранилась? В чем кроется секрет? Почему сокровища гробницы Тутанхамона оказались неразграбленными - одна из тайн, которая уже около столетия не дает покоя ученым. Мы стали искать причину сохранения гробницы в интернете и других источниках и оказалось что выдвинуто немало версий. Мы попробовали доказать свою найденную версию, а также разобраться: в чем уникальность целостности пирамиды.
Еще причина, по которой мы решили остановиться на этой теме- неослабевающий интерес людей к этой постройке. На сегодняшний день, как такового музея Тутанхамона не существует – в Каире есть Египетский музей, на втором этаже которого выставлены сокровища из гробницы Тутанхамона, найденной в окрестностях Луксора. Увы, ни одна из последующих цивилизаций не унаследовала богатства, когда-то процветавшего народа, поэтому сейчас многие люди отправляются на отдых в Египет и посещают эти величественные памятники истории - пирамиды, гробницы, привлекающие внимание ученых со всех уголков мира своими тайнами и загадками.
Гипотеза: на основе многочисленных версий о строительстве и мастерстве жрецов установить возможные причины сохранения гробницы
Объект исследования: гробница фараона Тутанхамона
Предмет исследования: планировка строительства гробницы и особенности мастерства жрецов
Цель: выявить причину сохранения гробницы фараона
Задачи: 1. изучить исторические факты строительства гробницы
фараона Тутанхамона.
2. осуществить сравнительный анализ источников,
касающихся строительства гробницы Тутанхамона.
3. ознакомиться с мастерством жрецов
4. провести и проанализировать социологический опрос среди
учащихся 7-9 классов
5. показать роль и значение гробницы фараона, как источника
по истории , МХК Древнего Египта
Методы:
Научная новизна: данная проблема впервые исследуется учащимися нашей школы.
Практическая значимость: Полученные результаты данной исследовательской работы можно использовать как дополнительный материал на уроках МХК, изобразительного искусства, истории, географии и внеклассных мероприятиях.
Глава 1. Краткая характеристика гробницы Тутанхамона
Тутанхамон – ( правил 1347-1338 до н.э), фараон XVIII династии Древнего Египта, муж одной из дочерей Эхнатона – знаменитого фараона -реформатора.
Гробница или как её обозначают археологи, KV 62, находится в центре долины Царей на западном побережье Нила, недалеко от современного города Луксор (в древности – Фива). На географической карте эту территорию можно обнаружить по следующим координатам: 25° 44′ 27″ с. ш., 32° 36′ 7″ в. д. (2).
Находка усыпальницы 3 ноября 1922 г. вызвала настоящую сенсацию.
В книге «Древнеегипетские мастера» В.С. Богословский так описал порядок строительства гробниц фараонов:
«Дошедшие до нас и тщательно изученные планы и результаты обмеров царских гробниц показывают, что до начала работ детальнейшим образом продумывались и закреплялись в плане:
Коридоры: «первый божий переход», «второй божий переход» (вариант «Божий переход Солнца»), третий божий переход ( с нишами по названием « святилища, в котором боги Востока», и «святилища, в котором боги Запада»), «четвертый божий переход» ( в конце две ниши привратников). Последний коридор вёл в погребальную камеру.
Залы: первый- «зал ожидания», второй зал- «зал колесницы» (вариант «зал теснения врагов, в котором 4 колонны»), третий зал – «дом золота» ( погребальное «помещение, в котором покоятся»).
Малые переходы: «божий переход, который в месте с ушебти» ( там же «Место покоя богов», т.е. статуэток божеств); по сторонам этого перехода- « сокровищницы»; « второй божий переход, который позади дома золота».
Элементы архитектурного убранства: «перемычка», «дверной косяк», «портал», «толща портала», «деревянная дверь».
Следовательно, план гробницы составлялся заранее- без какой- либо спешки, которой Говард Картер объясняет все несуразности гробницы Тутанхамона (4).
«…многие признаки указывают на большую поспешность в сооружении и внутреннем оформлении его гробницы».
По имеющимся данным, гробницу начинали строить сразу же в начале правления фараона, а не после его смерти. Согласно разным версиям, правил Тутанхамон от 9-10 лет( 1332-1323 годах до н.э.),а следовательно, по предположениям Г.Картера, он успел построить миниатюрную гробницу:
План гробницы Тутанхамона. Её длина - 30.79 м, площадь - 109.83 м², объём - 277.01 м³
Гробница состояла из четырех помещений, главной из которых была погребальная камера.
В первых двух комнатах были предметы погребального ритуала и символы, обозначающие царскую власть, причем практически каждый из них являл собой выдающееся произведение прикладного древнеегипетского искусства. Здесь было очень много статуэток и статуй самого фараона и его супруги, царский трон, одежда, ритуальные сосуды, оружие, драгоценности, изображения богов, которые в потустороннем мире будут ему покровительствовать, а также множество ювелирных украшений из драгоценных камней, серебра и золота. В погребальной камере – четвертой комнате, в очень большом каменном саркофаге из кварцита были три великолепно украшенных гроба, вложенные один в другой и сделанные в форме человеческого тела. В последнем гробе, который был полностью изготовлен из золота, лежала царская мумия. На голове мумии была золотая массивная маска, изображающая лицо фараона. На самой мумии размещалось более ста сорока золотых предметов, завернутых между слоями ткани.
Однако ценность такого открытия, намного превышает ценность золота, найденного в гробнице. Благодаря раскопкам, люди получили возможность убедиться в сложности и великолепии древнеегипетского погребального обряда, пополнились представления о масштабе государственного культа фараона и заупокойном египетском ритуале. Потрясающее содержание гробницы возбудило интерес к жизни Тутанхамона и его загадочной смерти — интерес, не угасающий до сих пор.
1.2. Мастерство жрецов
Во многих литературных источниках указано, что жрецам отводилась особая миссия. Они следили не только за правильностью ритуалов в честь богов, но и являлись носителями колоссальных знаний, опыта предшествующих поколений, и вся эта информация была тайной передающаяся только избранным. Среди жрецов было много одаренных врачей и ученых( математиков, астрономов, химиков). Обладая такими знаниями, они лечили различные заболевания .
Как не странно, но именно жрецы использовали магию во всех сферах жизни.
Для того, чтобы вылечить больного, египетский жрец сначала вводил его в транс. Во время забытья пациента он кодировал его сознание на необходимый результат: чтобы наступило скорейшее и полное выздоровление. Множество подробных наблюдений за природой и явлениями записывалось жрецами на папирусе и сохранялось в библиотеках храмов.
Также, жрецы в совершенстве умением посредством транса враждебно влиять не только на своих противников, но и на недругов государства. Для этого они использовали тайную мистическую психотехнику различных заклинаний, например, колдование над восковыми фигурами врагов, а также над их магическими изображениями. Для дистанционного воздействия им самим требовалось входить в транс, чтобы иметь возможность влиять на сознание и на тело противников.
Как нам известно, эти священнослужители занимались в первую очередь обслуживанием культов богов.Но не только. Жрецы в совершенстве владели техникой ритуальной- заупокойной- магии, поскольку некрополей и гробниц в Древнем Египте было очень много. Считается, что они были в силах мистическими тайными заклинаниями влиять и на «кА»- существование после смерти, умели мумифицировать умерших. Жрецы клали в саркофаги возле них специально для этого случая сделанные колдовские предметы. «Ушебти», как они назывались, по мнению египтян, оберегали «кА» умершего в загробном мире.
Известны десятки ароматических веществ, самих по себе безвредных, но если их с чем-нибудь сочетать... Первый шаг: в отличие от всех прежних захоронений, мумия фараона Тутанхамона была не просто положена во гроб, — она была залита сложным составом ароматических смол. Из-за чего она хуже всего сохранилась. А вспомните веер из страусовых перьев, оставшихся мягкими и пушистыми? Вспомните блеск золота, потускневшего лишь через некоторое время, а при вскрытии "Золотого Чертога" — ослепительного? Условия для сохранности мумии в гробнице были идеальными. Тонкий аромат, изъевший даже мумию, наполнял замурованный "Чертог", не давая другим предметам постареть и рассыпаться в прах. Первым он поразил, конечно, лорда Карнарвона: всем известно, как восприимчивы астматики к разного рода ароматам, даже слабо ощутимым. А ароматы благовоний ощущались при входе в гробницу аж в XX веке! (5).
Исходя из вышесказанного, жрецы, по мнению многих ученых, тоже нашли способ защитить гробницу от воровства.
Глава 2. Опрос и результаты исследования учащихся
С целью изучения отношения учащихся к данному вопросу в МБОУ «Усть –Баргузинской СОШ» среди учащихся 7-9 классов был проведен социологический опрос, включающий в себя следующие вопросы:
1.Что Вам известно о гробнице фараона Тутанхамона?
2. Как Вы думаете, почему так долго не могли обнаружить гробницу?
3.Представьте, что Вы совершаете поездку в Египет. Какие исторические памятники Вы бы хотели посетить?
4.Как Вам кажется, нужно ли изучать историю других стран, почему?
Всего в опросе участвовало 60 человек. Девочек и мальчиков -равное количество.
Мы систематизировали ответы учеников. Большинство из них отвечали следующим образом.
1. Гробница находится в Луксоре. В ней обнаружено большое количество золотых изделий. Его гробница была не разграблена.
2. Гробница была занесена большим слоем песка.
3.По ответам на третий вопрос мы составили отдельную диаграмму.
4.Историю других стран изучать надо обязательно, потому что это интересно и может пригодиться в жизни.
Общие выводы:
1.Как показал социологический опрос, ребята помнят и знают о гробнице фараона Тутанхамона и египтология интересна для учащихся.
2.Учащимся рекомендовать больше интересоваться мировым художественным наследием стран и уважительно относится к результатам деятельности предшествующих поколений. ( Приложение № 1)
Выводы
В нашем исследовании мы попытались заострить внимание на тех проблемах, которые стоят перед наукой и на практических проблемах, которые могло бы решить человечество, раскрыв тайны сохранения гробницы.
Мы изучили материалы по предложенным учеными версиям сохранения гробницы фараона. Большинство версий было выдвинуто египетскими учеными. Но целым рядом учёных других стран поставлены под сомнение выводы египетских исследователей как о причинах уникальной особенности планировки ,так и о магической роли жрецов. В пользу первой и второй версии собранно достаточное количество доказательств. Исходя из этого мы можем сделать выводы, что строители целенаправленно старались направить грабителей на ложный путь спрятав вход под хижинами рабочих, которые поблизости сооружали гробницу для Рамсеса. Жрецы ,обладая уникальными способностями в области магии, химии, запугиванием отводили грабителей от разворовывания усыпальницы. Все факты доказывают многочисленные попытки обнаружить усыпальницу, проводимые многими учеными разных стран. Конечно, большинство из нас никогда не сможет перепроверить чужие выводы. И ученым и сыщикам мы вынуждены верить на слово. Вот только в науке нельзя доказать раз и навсегда- можно только предполагать, исходя из уже имеющихся данных. Статьи с утверждением «Загадка гробницы Тутанхамона» выходят с завидной регулярностью, вот только отгадки в них все время разные. Нам остается только следить за новостями и надеяться.
После изучения поставленной проблемы нами было предложено среди учащихся проведение конкурса проектов на тему « Тайны Древнего Египта».
В рамках предметной недели по мхк, истории, географии ребята приняли участие в викторине «Египтология»,завершившейся увлекательным виртуальным путешествием «Мир тайн и загадок Египта» среди учащихся 9 классов..
Проанализировав работы, мы сделали вывод, что тайна сохранения гробницы интересна не только учащимся, но и взрослым.
Мы считаем, что тоже можем внести свою маленькую лепту, даже на уровне школы, освещая и пропагандируя уважение к достопримечательностям древней культуры , пытаясь ненавязчиво и крайне осторожно, и уж тем более не варварским способом пополнить свои знания о них. И тогда, возможно в будущем, мы, вооруженные новыми знаниями, и главное, гораздо более глубоким пониманием окружающего мира, сможем, если не полностью, то хотя бы частично, познать и распорядиться во благо теми тайнами, которые были нам оставлен .
И последнее, почему мы выбрали именно эту тему? Эти открытия и загадки являются существенным вкладом в изучение, раскрытие культуры человечества . Именно благодаря им мы узнаем о жизни тех далеких лет, это доказал и проводимый нами социологический опрос. Нам захотелось рассказать именно об этих загадках, потому, что они многое значат для нас. Ведь люди рисковали всем, пытаясь разгадать эти загадки. Они были смелы, они были достойны того, чтобы называться героями своего века. Их вклад в культурологию и археологию просто неоценим.
Список литературы
1.Энциклопедия. Сто великих загадок истории. Что или кто погубило фараона Тутанхомона?,М.,2008 г.
2.Уоллес Бадж. Египет времен Тутанхамона / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. ,М.: ЗАО Центрполиграф, 2009. — 156 с. — (Загадки Древнего Египта).
3. Великие загадки Древнего Египта: Виолен Вануайек., М., 2011 г.- с.224
4. Е.С. Богословский. Древнеегипетские мастера. М.,1983.
5.Эндрю Коллинз,. Загадки истории., М., 2010 г.- 648 с.4.
6.Крис Огилви-Геральд. Проклятие Тутанхамона., М., 2010.
7. Кристиана Дерош-Ноблькур. Тутанхамон. Сын Осириса Издательство: Центрполиграф, 2004.
Интернет-ресурсы;
8. http://taina.sitecity.ru/stext_
9.http://archeonews.ru/zhizn-i-smert-velikogo-tutanxamona/
10.http://nlo-mir.ru/civilizacia/
11. http://policvet.com/mastera-i-shedev/sokrovishcha-tut.html
12.http://fb.ru/article/165904/drevniy-egipet-jretsyi-ih-znaniya-i-rol-v-jizni-gosudarstva-kakimi-znaniyami-obladali-egipetskie-jretsyi
Приложение №1
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Заповеди детства и юности
Ворона
Хитрый коврик
Ласточка