Личная и творческая биография Сергея Дмитриевича Столярова – необъятный простор для изучения отечественного кинематографа, русской культуры, души русского человека . 2016 год объявлен Годом российского кино, главная задача которого – популяризация отечественного киноискусства. Материалы, собранные в ходе исследования личной и творческой биографии актёра, оформляются как популярная игра «Мемо» ( а именно «Мемо: 15 кадров из жизни Сергея Столярова») , правила которой широко известны и интересны людям разного возраста. Игра может использоваться в работе музейной комнаты, на внеурочных занятиях по краеведению, она будет интересна всем, кому дороги судьбы великих людей нашего края
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedcheskaya_2016.docx | 42.66 КБ |
Номинация: «Культурное наследие»
Тема:
«Пятнадцать кадров из жизни Сергея Столярова».
Автор:
Ратникова Ирина Сергеевна
8 класс
МОУ «Совхозная средняя
общеобразовательная школа»
142953
Московская область,
г.о. Серебряные Пруды,
ул. 50 лет Октября, д.11
Руководитель:
Баранова Юлия Петровна
учитель истории
8-916-998-86-40
городской округ Серебряные Пруды
2016 год
Цель
Найти в биографических, искусствоведческих источниках интересные, значимые, яркие факты биографии нашего великого земляка, привлечь к ним внимание, способствовать их популяризации среди жителей нашего края и всех, кто интересуется историей советского кинематографа.
Задачи
Изучить источники с целью получения сведений о таких фактах
Актуальность
2016 год объявлен Годом российского кино, главная задача которого – популяризация отечественного киноискусства. Материалы, собранные в ходе исследования, оформляются как популярная игра «Мемо» ( а именно «Мемо: 15 кадров из жизни Сергея Столярова») , правила которой широко известны и интересны людям разного возраста
Практическая значимость:
материал работы, оформленный в виде игры, может использоваться в работе музейной комнаты, на внеурочных занятиях по краеведению
Методика исследования
Поиск интересных материалов биографии Сергея Столярова, которые могут быть дополнены соответствующим изображением, подходящим для создания карточки МЕМО.
«Лучшую пору своей жизни отец
посвятил возрождению, восстановлению
искажённой истории, неустанно возбуждая
любовь к преданиям, русским сказкам
и былинам. И вполне понятно, почему
яркие национальные образы, созданные отцом
в отечественном кинематографе,
пробуждали у людей чувство сопричастности
родной истории, воскрешали, я бы сказал, родовые сны»
Кирилл Столяров
Введение
Основным источником в наших поисках материалов, отражающих факты биографии и творческого пути, стали книги сына Сергея Столярова - Кирилла Сергеевича, а также интернет-ресурсы (главным образом, для поиска фотографий).
Основная часть: тексты карточек для игры «Мемо»
Карточка №1
Кадр из кинофильма «Аэроград» Александра Довженко (1935 г.), в котором Сергей Столяров сыграл лётчика Владимира Глушака, сына главного героя. Судьбоносное значение этого фильма для Сергея Столярова (помимо того, что это был его дебют в кино) заключается в том, что Григорий Александров, увидев его в этой роли, сразу без проб пригласил актёра на роль Ивана Мартынова в фильме «Цирк».
Карточка №2
Кадр из фильма Григория Александрова «Цирк» (1936 г.). После выхода этого фильма Сергей Столяров стал не просто знаменитым, он стал идеалом молодого советского человека. Благодаря этому фильму нашлись после 18 лет неизвестности его мать и брат Роман. Главный герой фильма, Иван Мартынов, принёс с экрана в жизнь песню «Широка страна моя родная», ставшую вторым гимном СССР.
Карточка №3
Кадр из киносказки Александра Роу «Василиса Прекрасная» (1939 г.), в которой Сергей Столяров сыграл младшего сына – Ивана. Кадры сражения с чудищем, изобретательно сделанные с помощью комбинаторов, украшают фильм. Макет Змея Горыныча был сделан в Загорских мастерских игрушек. Он был изготовлен в «натуральную величину»: 11 метров длины, 5 метров высоты. В нем размещалось много людей (до 20). Во время съемок, рассказывает Роу, лошадь Ивана ни разу не могли заставить приблизиться к Змею: столь он был страшен. Поэтому многое пришлось решать монтажными кадрами. В 1966 году вышла новая редакция фильма.
Карточка № 4
Кадр из киносказки «Кащей Бессмертный» Александра Роу. Сергей столяров исполняет роль главного героя – Никиты Кожемяки. Замысел фильма родился в 1941 году, а премьера состоялась 9 мая 1945-го. “Кащей” был призван стать не просто сказкой про вымышленного фольклорного злодея, а патриотической картиной на злобу дня. Чтобы получить разрешение сжечь делянку с пшеницей (по сценарию фильма – поджог целого пшеничного поля), режиссер Роу специально писал в Совнарком. Ни о каком втором дубле не могло быть и речи! Чтобы показать сцену во всей красе, операторы вели съемку одновременно с трех точек. До фильма «Кащей Бессмертный» считалось, что условное действие сказок должно происходить в условных же декорациях, Роу первым "вывел" сказку в леса и поля.
Карточка № 5
Это фотография памятника работы Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». В 1934 году пришло время военной службы Сергея Столярова, его направили в Театр Красной Армии. Тогда же по комсомольской путёвке он был откомандирован в Потылиху - строить «Мосфильм. Молодой человек и не догадывался, что впоследствии ему будет суждено стать эмблемой этой студии. «В мужской фигуре скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» явственно угадывается сходство с Сергеем Столяровым. И хотя он не позировал для Мухиной специально, именно его скульптор выбрала в качестве символа новой эпохи» (Кирилл Столяров)
Карточка № 6
Кадр из фильма режиссёра Александра Столпера «Далеко от Москвы», снятый по одноимённой книге Василия Ажаева в 1950 году на киностудии «Мосфильм». Это ильм о героическом труде при строительстве нефтепровода на Дальнем Востоке в начале Великой Отечественной войны. В сибирской тайге идет стройка, молодые парни-специалисты рвутся на фронт, при этом совершая трудовые подвиги в тылу. Посильный вклад в победу на фронте вносили и актёры. Сергей Столяров в эвакуации впервые проявил себя как режиссёр, поставив пьесу К. М. Симонова «Русские люди». Спектакль имел огромный успех. Артисты собрали 13069 рублей на постройку танка. В благодарность за этот поступок актёра ему в Алма-Ату прислал телеграмму сам Сталин.
Карточка № 7
Фотография, запечатлевшая Сергея Столярова на охоте. Сын актёра рассказывает в воспоминаниях интересный случай. В 1941 году Сергей Столяров вернулся из ополчения и семья выехала в эвакуацию в Алма-Ату. Однажды их обокрали. Все продовольственные карточки были утрачены. Семья оказалась на грани настоящего голода. И тогда Сергей Столяров решил добыть пропитание в горах. Взял из реквизита театра двустволку и на два дня ушёл в район Медео (будущего известного спортивного комплекса). На вторую ночь ему повезло: он подстрелил оленя, мясо которого было распродано и семья смогла прокормиться нужное время.
Карточка № 8
Кадр из фильма Константина Пипинашвили «Тайна двух океанов» (1956 г.)
Кирилл Столяров писал по поводу этой роли отца: «Отец исполнял в фильме, пожалуй, самую неблагодарную роль, скорее даже не роль, а функцию – командира корабля, характер которого намечен в сценарии одной-двумя чертами. Нет ни яркой характеристики персонажа, ни судьбы героя, ни даже просто какой-нибудь мелодраматической зацепки… И всё-таки вопреки логике капитан Воронцов в исполнении С.Столярова стал стержнем и украшением этого фильма. Только актёр может понять, что значит превратить резонёрскую роль, мёртвую схему в яркий, живой образ. Отец сумел передать свой духовный настрой, свой жизненный человеческий опыт персонажу фильма».
Карточка № 9
Кадр из фильма «Садко», поставленного в 1952 году режиссёром Александром Птушко. Фильм снят по мотивам русского онежского фольклора о новгородском торговом человеке Садко. Эту роль Сергея Столярова называют звёздной. В Венеции на международном коммерческом кинофестивале за её исполнение 40-летний Сергей Столяров причислен к лучшим актёрам мира за полувековую историю кино, а фильм получил премию «Серебряный лев». По условиям фестиваля, картина, занявшая 1 место в Венеции, имеет право на прокат во всём мире, в том числе, и в США. Актёр вспоминал, что когда он был в Аргентине, американские прокатчики в шутку упрекали его в том, что «Садко» их разорил.
Карточка № 10
Кадр из киносказки Александра Птушко «Илья Муромец» (1956 г.) Картина стала первым советским широкоэкранным фильмом, выпущенным в прокат. В сюжете картины слилось воедино множество былинных сказаний, а также некоторые элементы сказок Пушкина. У Сергея Столярова – роль Алёши Поповича, Илья Муромец – Борис Андреев. Кирилл Сергеевич Столяров вспоминал о съёмках этого фильма: «Вероятно, потому, что отец играл уже много былинных богатырей, Борис Фёдорович относился к нему с почтением, хотя Илья, как вы знаете, старший брат Алёши». На съёмках, проходивших очень тяжело для Андреева из-за трудного пластического грима и затянутых из-за непогоды сроков, у него случился нервный срыв и конфликт с начальством. Сергей Столяров способствовал «спасению ситуации». Актёр не был отстранён от роли.
Карточка № 11
Кадр из научно-фантастического фильма Евгения Шерстобитова «Туманность Андромеды» 1967 года, экранизация одноимённого романа Ивана Ефремова. Сергей Столяров — Дар Ветер, заведующий внешними станциями Великого Кольца (по сценарию - система межзвёздной связи, осуществляемая цивилизациями обитаемых звёздных миров посредством направленных излучений). Критики отмечали высокую степень
изобразительности фильма, несмотря на отсутствие компьютерных спецэффектов. В качестве интересных деталей, связанных с фильмом, можно отметить предмет на столе Дар Ветра, по своим размерам, внешнему виду и назначению совпадающий с современным ноутбуком. Вторая часть фильма, где раскрывается смысл названия произведения — мечта о межгалактических путешествиях, не была снята по причине смерти Сергея Столярова в 1969 году.
Карточка № 12
Мемориальная доска на доме, где жил Сергей Столяров в Москве была открыта спустя 33 года со дня смерти выдающегося актера. Бронзовая плита с профилем актера, памятной подписью и фигурами былинных богатырей, образы которых воплощал в своих ролях Столяров. украшает дом на площади Победы. Инициатором акции стал его сын - Кирилл, тоже актер, президент культурно-просветительского фонда имени Сергея Столярова. По словам Кирилла Столярова, самое активное участие в осуществлении проекта принимали актеры Клара Лучко, Михаил Пуговкин, Георгий Вицин, Никита Михалков.
Карточка № 13
Столяровские встречи.
В 2000 году Серебряные Пруды посетил сын артиста Кирилл Сергеевич Столяров - актер, режиссер, президент культурно-просветительного фонда имени С. Д. Столярова. С этого времени завязалось тесное сотрудничество Центра с Фондом. В частности, начали ежегодно проводиться Столяровские встречи. Первые прошли в селе Беззубово, где еще были живы люди, помнившие Сергея Дмитриевича.
Карточка № 14
Крест на месте храма, в котором крестили Сергея Столярова. В начале 2000 года краевед А.И.Волков рассказал сыну актёра, что обнаружена церковная книга храма иконы «Троеручица», который до революции украшал село Беззубово. Там есть такая запись: «У крестьян села Беззубово Дмитрия Ивановича и Натальи Ивановны Столяровых 4 июля 1911 года родился сын, получивший имя Сергий», интересно, что на следующий день, по церковному календарю – большой праздник: обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского. До этого Сергей Столяров сам выбрал себе дату рождения – 1 ноября, поскольку метрика была утеряна.
Карточка № 15
К 100-летию российского кино в 2009 году в Серебряных Прудах на центральной площади был открыт памятник С. Д. Столярову (автор – московский скульптор Сергей Полегаев), его имя также присвоено городскому Культурному центру «Наследие», на здании центра - мемориальный барельеф работы народного художника России В. М. Клыкова. На церемонию открытия прибыли сын Сергея Дмитриевича Столярова Кирилл Сергеевич, внук Сергей и сестра Елизавета Дмитриевна, которую не остановил весьма преклонный возраст. Выступая перед собравшимися, она отметила, что «сегодняшнее событие еще раз доказывает: серебрянопрудцы любили и продолжают любить и помнить своего замечательного земляка. Ибо это - настоящий русский человек, это - русская душа, это - русский богатырь, бесконечно любивший свою Родину, и отдавший все силы для ее прославления».
Для игры необходимо распечатать каждую карточку в двух экземплярах, буклет с их описанием и правила игры.
Правила игры «Мемо»
1. Классические правила. Карточки выкладываются на стол картинками вниз. Игроки ходят по очереди. Каждый переворачивает любые 2 карточки, стараясь найти пару. Если изображения совпали и игрок дал правильное описание карточки, игрок забирает пару себе. (Если нет – карточки возвращаются на свои места картинками вниз) Теперь он имеет право делать ходы, пока ему не попадутся разные картинки. В этом случае ход переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество парных карточек.
2. «Домик». Колода делится пополам таким образом, чтобы все карточки в каждой стопке были разными. Одна половина карт – так называемый «домик» – кладется отдельно. Рядом картинками вниз выкладывается «земля» – 3 ряда по 5 карточек. Первый игрок переворачивает сначала одну карту из «домика», а затем одну из «земли». Если ему повезло найти пару и он даёт описание изображению карточки, то он забирает ее себе и продолжает игру, переворачивая следующую карту из домика. Но если картинка на «земле» оказалась другой, она переворачивается обратно, и ход переходит к следующему участнику. Так игроки по очереди переворачивают по одной карточке «земли», пока кто-то не найдет пару с картой «домика». Игра заканчивается, когда весь «домик» будет разобран.
Заключение
Личная и творческая биография Сергея Дмитриевича Столярова – необъятный простор для изучения отечественного кинематографа, русской культуры, души русского человека. Надеюсь, что созданная мной игра поможет это понять моим сверстникам и будет интересна всем, кому дороги судьбы великих людей нашего края.
Литература
Буклет с описанием карточек
Карточка №1
Кадр из кинофильма «Аэроград» Александра Довженко (1935 г.), в котором Сергей Столяров сыграл лётчика Владимира Глушака, сына главного героя. Судьбоносное значение этого фильма для Сергея Столярова (помимо того, что это был его дебют в кино) заключается в том, что Григорий Александров, увидев его в этой роли, сразу без проб пригласил актёра на роль Ивана Мартынова в фильме «Цирк».
Карточка №2
Кадр из фильма Григория Александрова «Цирк» (1936 г.). После выхода этого фильма Сергей Столяров стал не просто знаменитым, он стал идеалом молодого советского человека. Благодаря этому фильму нашлись после 18 лет неизвестности его мать и брат Роман. Главный герой фильма, Иван Мартынов, принёс с экрана в жизнь песню «Широка страна моя родная», ставшую вторым гимном СССР.
Карточка №3
Кадр из киносказки Александра Роу «Василиса Прекрасная» (1939 г.), в которой Сергей Столяров сыграл младшего сына – Ивана. Кадры сражения с чудищем, изобретательно сделанные с помощью комбинаторов, украшают фильм. Макет Змея Горыныча был сделан в Загорских мастерских игрушек. Он был изготовлен в «натуральную величину»: 11 метров длины, 5 метров высоты. В нем размещалось много людей (до 20). Во время съемок, рассказывает Роу, лошадь Ивана ни разу не могли заставить приблизиться к Змею: столь он был страшен. Поэтому многое пришлось решать монтажными кадрами. В 1966 году вышла новая редакция фильма.
Карточка № 4
Кадр из киносказки «Кащей Бессмертный» Александра Роу. Сергей столяров исполняет роль главного героя – Никиты Кожемяки. Замысел фильма родился в 1941 году, а премьера состоялась 9 мая 1945-го. “Кащей” был призван стать не просто сказкой про вымышленного фольклорного злодея, а патриотической картиной на злобу дня. Чтобы получить разрешение сжечь делянку с пшеницей (по сценарию фильма – поджог целого пшеничного поля), режиссер Роу специально писал в Совнарком. Ни о каком втором дубле не могло быть и речи! Чтобы показать сцену во всей красе, операторы вели съемку одновременно с трех точек. До фильма «Кащей Бессмертный» считалось, что условное действие сказок должно происходить в условных же декорациях, Роу первым "вывел" сказку в леса и поля.
Карточка № 5
Это фотография памятника работы Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». В 1934 году пришло время военной службы Сергея Столярова, его направили в Театр Красной Армии. Тогда же по комсомольской путёвке он был откомандирован в Потылиху - строить «Мосфильм. Молодой человек и не догадывался, что впоследствии ему будет суждено стать эмблемой этой студии. «В мужской фигуре скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» явственно угадывается сходство с Сергеем Столяровым. И хотя он не позировал для Мухиной специально, именно его скульптор выбрала в качестве символа новой эпохи» (Кирилл Столяров)
Карточка № 6
Кадр из фильма режиссёра Александра Столпера «Далеко от Москвы», снятый по одноимённой книге Василия Ажаева в 1950 году на киностудии «Мосфильм». Это ильм о героическом труде при строительстве нефтепровода на Дальнем Востоке в начале Великой Отечественной войны. В сибирской тайге идет стройка, молодые парни-специалисты рвутся на фронт, при этом совершая трудовые подвиги в тылу. Посильный вклад в победу на фронте вносили и актёры. Сергей Столяров в эвакуации впервые проявил себя как режиссёр, поставив пьесу К. М. Симонова «Русские люди». Спектакль имел огромный успех. Артисты собрали 13069 рублей на постройку танка. В благодарность за этот поступок актёра ему в Алма-Ату прислал телеграмму сам Сталин.
Карточка № 7
Фотография, запечатлевшая Сергея Столярова на охоте. Сын актёра рассказывает в воспоминаниях интересный случай. В 1941 году Сергей Столяров вернулся из ополчения и семья выехала в эвакуацию в Алма-Ату. Однажды их обокрали. Все продовольственные карточки были утрачены. Семья оказалась на грани настоящего голода. И тогда Сергей Столяров решил добыть пропитание в горах. Взял из реквизита театра двустволку и на два дня ушёл в район Медео (будущего известного спортивного комплекса). На вторую ночь ему повезло: он подстрелил оленя, мясо которого было распродано и семья смогла прокормиться нужное время.
Карточка № 8
Кадр из фильма Константина Пипинашвили «Тайна двух океанов» (1956 г.)
Кирилл Столяров писал по поводу этой роли отца: «Отец исполнял в фильме, пожалуй, самую неблагодарную роль, скорее даже не роль, а функцию – командира корабля, характер которого намечен в сценарии одной-двумя чертами. Нет ни яркой характеристики персонажа, ни судьбы героя, ни даже просто какой-нибудь мелодраматической зацепки… И всё-таки вопреки логике капитан Воронцов в исполнении С.Столярова стал стержнем и украшением этого фильма. Только актёр может понять, что значит превратить резонёрскую роль, мёртвую схему в яркий, живой образ. Отец сумел передать свой духовный настрой, свой жизненный человеческий опыт персонажу фильма».
Карточка № 9
Кадр из фильма «Садко», поставленного в 1952 году режиссёром Александром Птушко. Фильм снят по мотивам русского онежского фольклора о новгородском торговом человеке Садко. Эту роль Сергея Столярова называют звёздной. В Венеции на международном коммерческом кинофестивале за её исполнение 40-летний Сергей Столяров причислен к лучшим актёрам мира за полувековую историю кино, а фильм получил премию «Серебряный лев». По условиям фестиваля, картина, занявшая 1 место в Венеции, имеет право на прокат во всём мире, в том числе, и в США. Актёр вспоминал, что когда он был в Аргентине, американские прокатчики в шутку упрекали его в том, что «Садко» их разорил.
Карточка № 10
Кадр из киносказки Александра Птушко «Илья Муромец» (1956 г.) Картина стала первым советским широкоэкранным фильмом, выпущенным в прокат. В сюжете картины слилось воедино множество былинных сказаний, а также некоторые элементы сказок Пушкина. У Сергея Столярова – роль Алёши Поповича, Илья Муромец – Борис Андреев. Кирилл Сергеевич Столяров вспоминал о съёмках этого фильма: «Вероятно, потому, что отец играл уже много былинных богатырей, Борис Фёдорович относился к нему с почтением, хотя Илья, как вы знаете, старший брат Алёши». На съёмках, проходивших очень тяжело для Андреева из-за трудного пластического грима и затянутых из-за непогоды сроков, у него случился нервный срыв и конфликт с начальством. Сергей Столяров способствовал «спасению ситуации». Актёр не был отстранён от роли.
Карточка № 11
Кадр из научно-фантастического фильма Евгения Шерстобитова «Туманность Андромеды» 1967 года, экранизация одноимённого романа Ивана Ефремова. Сергей Столяров — Дар Ветер, заведующий внешними станциями Великого Кольца (по сценарию - система межзвёздной связи, осуществляемая цивилизациями обитаемых звёздных миров посредством направленных излучений). Критики отмечали высокую степень
изобразительности фильма, несмотря на отсутствие компьютерных спецэффектов. В качестве интересных деталей, связанных с фильмом, можно отметить предмет на столе Дар Ветра, по своим размерам, внешнему виду и назначению совпадающий с современным ноутбуком. Вторая часть фильма, где раскрывается смысл названия произведения — мечта о межгалактических путешествиях, не была снята по причине смерти Сергея Столярова в 1969 году.
Карточка № 12
Мемориальная доска на доме, где жил Сергей Столяров в Москве была открыта спустя 33 года со дня смерти выдающегося актера. Бронзовая плита с профилем актера, памятной подписью и фигурами былинных богатырей, образы которых воплощал в своих ролях Столяров. украшает дом на площади Победы. Инициатором акции стал его сын - Кирилл, тоже актер, президент культурно-просветительского фонда имени Сергея Столярова. По словам Кирилла Столярова, самое активное участие в осуществлении проекта принимали актеры Клара Лучко, Михаил Пуговкин, Георгий Вицин, Никита Михалков.
Карточка № 13
Столяровские встречи.
В 2000 году Серебряные Пруды посетил сын артиста Кирилл Сергеевич Столяров - актер, режиссер, президент культурно-просветительного фонда имени С. Д. Столярова. С этого времени завязалось тесное сотрудничество Центра с Фондом. В частности, начали ежегодно проводиться Столяровские встречи. Первые прошли в селе Беззубово, где еще были живы люди, помнившие Сергея Дмитриевича.
Карточка № 14
Крест на месте храма, в котором крестили Сергея Столярова. В начале 2000 года краевед А.И.Волков рассказал сыну актёра, что обнаружена церковная книга храма иконы «Троеручица», который до революции украшал село Беззубово. Там есть такая запись: «У крестьян села Беззубово Дмитрия Ивановича и Натальи Ивановны Столяровых 4 июля 1911 года родился сын, получивший имя Сергий», интересно, что на следующий день, по церковному календарю – большой праздник: обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского. До этого Сергей Столяров сам выбрал себе дату рождения – 1 ноября, поскольку метрика была утеряна.
Карточка № 15
К 100-летию российского кино в 2009 году в Серебряных Прудах на центральной площади был открыт памятник С. Д. Столярову (автор – московский скульптор Сергей Полегаев), его имя также присвоено городскому Культурному центру «Наследие», на здании центра - мемориальный барельеф работы народного художника России В. М. Клыкова. На церемонию открытия прибыли сын Сергея Дмитриевича Столярова Кирилл Сергеевич, внук Сергей и сестра Елизавета Дмитриевна, которую не остановил весьма преклонный возраст. Выступая перед собравшимися, она отметила, что «сегодняшнее событие еще раз доказывает: серебрянопрудцы любили и продолжают любить и помнить своего замечательного земляка. Ибо это - настоящий русский человек, это - русская душа, это - русский богатырь, бесконечно любивший свою Родину, и отдавший все силы для ее прославления».
Карточки для игры можно скачать по ссылке
На горке
Ворона
Упрямый зяблик
Груз обид
Весенняя сказка