Исследовальская работа
Вложение | Размер |
---|---|
alsib_loginov.doc | 228.5 КБ |
Полное название темы работы | Места крушений самолетов по маршруту авиатрассы Аляска-Сибирь |
Название секции | Историко-культурные ресурсы |
Тип работы | Исследовательский реферат |
Возрастная номинация | 9-11 класс |
ФИО (полностью) автора, дата рождения | Логинов Константин Сергеевич, 21.06.2001 |
Домашний адрес автора | 662200, город Назарово, ул. Горького |
Место учебы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» |
Класс | 9 |
Место выполнения работы | МБОУ «СОШ №4» Научное общество учащихся «РОСТ» |
Руководитель | Корнева Ольга Николаевна МБОУ «СОШ №4», учитель географии |
Научный руководитель | нет |
Ответственный за корректуру текста работы | Корнева Ольга Николаевна МБОУ «СОШ №4», учитель географии |
E-mail, контактный телефон | 8-39155-44694 |
Содержание:
Логинов Константин Сергеевич
г. Назарово, МБОУ «СОШ №4», 9 класс
«Места крушений самолетов по маршруту авиатрассы Аляска-Сибирь»
руководитель: Корнева Ольга Николаевна, учитель географии.
Цель работы: проследить места крушения самолетов по маршруту Авиатрассы Аляска-Сибирь.
Методы проведенных исследований: сравнительный анализ информации, системный анализ, описательный метод, работа с архивными материалами.
Результат исследования: доказательство достоверности гипотезы посредствам анализа полученных данных.
Введение
На сегодняшний день большое количество школьников совершенно не знают об авиатрассе Аляска-Сибирь, и мало кто задумывался, что в этом году авиатрассе - 75 лет. В школьном курсе истории мы лишь изучаем основные даты, трагедии и подвиги, но это не дает нам право не знать историю родного края. Проведенный мной опрос старшего и среднего звена учеников это полностью подтверждает:
Вопрос соц. опроса | Знаете ли вы про существование авиатрассы АлСиб? | Слышали вы хоть об одной трагедии на а/т АлСиб? | Какое значение имела авиатрасса? | В каком году начались поставки по АлСиб? | Сколько примерно человек погибло на а/т АлСиб |
Ответили Верно (положительно либо ответ верный) | 20% | 11% | 37% | 12% | 17% |
Ответили Неверно (отрицательно либо ответ неверный) | 80% | 89% | 63% | 88% | 83% |
Цель работы: проследить места крушения самолетов по маршруту Авиатрассы Аляска-Сибирь.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить имеющуюся литературу, сайты сети Интернет об истории создания авиатрассы «АлСиб»;
2) Выявить места крушений самолетов и самые трагические аварии в Красноярском крае;
3) Проанализировать и сделать выводы;
4) Донести до школьников мои исследования на классных часах, школьном и городском этапе НП конференции.
Гипотеза: Авиатрасса АлСиб сыграла решающее значение в годы ВОВ.
Объектом работы являются важные факты об истории развитии и эксплуатации данной авиатрассы, а также статистические данные о том, какой вклад внесли в победу США и Англия в Великую Отечественную войну.
Предметом работы является исторические события в годы Великой Отечественной войны.
Научная новизна исследования заключается в том, что вопрос о тяжелых буднях летчиков и людей, строивших данную трассу, ранее практически не изучался.
Теоретическая и практическая значимость работы: полученный материал можно использовать на уроках истории и краеведения, в научных статьях и при проведении классных часов военно-патриотической направленности. Материалы работы могут пополнить комнату трудовой и боевой славы 4 школы «СлавиБор».
Методы исследования: сравнительный анализ информации, системный анализ, описательный метод, работа с архивными материалами.
Структура работы: наше исследование состоит из введения, основной части и заключения.
Основная часть
Глава I. Необычная история Ленд-лиза
Ленд-лиз – программа кредитования союзников Соединенными Штатами Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов. Первый шаг к ленд-лизу был сделан США 3 сентября 1940 года. 11 марта Закон получил одобрение и подписан президентом, а спустя три часа президент подписал и две первые директивы к этому закону. Первая из них предписывала передать Британии 28 торпедных катеров, а вторая – предать Греции 50 75-мм пушек и несколько сот тысяч снарядов. Так началась история ленд-лиза (2).
Что касается СССР, то обещание снабдить его необходимыми для войны материалами Рузвельт и Черчилль дали сразу же, после нападения Германии на Советский Союз, то есть 22 июня 1941 года. 1 октября 1941 года в Москве был подписан первый Московский Протокол о снабжении СССР, окончанием срока, действия которого было определено 30 июня. Закон о ленд-лизе был распространен на СССР 28 октября 1941 года, в результате чего Союзу был предоставлен заем на 1 млрд. долларов. В течение войны было подписано еще три протокола: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский, посредством которых поставки были продлены до конца войны. Официально поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 года. Однако вплоть до августа 1945 г. поставки продолжались по «списку Молотова-Микояна».
В ходе войны в СССР по ленд-лизу были поставлены сотни тысяч тонн грузов. Всего за годы войны на советско-германский фронт было поставлено 86,1 тыс. танков (1).
«Валентайн» "Сталин" идет в СССР по программе ленд-лиза.
Всего за годы войны в СССР было поставлено 18 297 самолетов, в том числе из США. Всего советские войска за войну получили 138 тыс. самолетов. Таким образом, доля иностранной технике в поступлениях в отечественный авиапарк составила 13% .
За годы войны в СССР по ленд-лизу было поставлено 242,3 тыс. тонн автомобильного бензина.
Говоря о роли ленд-лиза в победе СССР, не стоит забывать и еще о двух моментах. Во-первых, подавляющее большинство техники, оборудования и материалов было поставлено в СССР в 1943-1945 годах. То есть уже после перелома в ходе войны. Таким образом, более 70% поставок по ленд-лизу пришлись на 1943-1945 года, а в самый страшный для СССР период войны помощь союзников была не слишком заметна (2).
Глава II. Авиатрасса и трагедии
На Московской конференции трех держав только еще складывавшейся антигитлеровской коалиции— СССР, США и Англии (сентябрь—октябрь 1941г.)— было решено поставлять в СССР по ленд-лизу по 400 боевых самолетов в месяц. Однако до конца года было доставлено всего 204 самолета— в основном через Мурманск. Стало ясно, что пути доставки боевых самолетов через Северную Атлантику на Мурманск и через Тихий и Индийский океаны на Иран малонадежны и неоперативны.
Потребовался надежный воздушный мост, недосягаемый для противника. И он был создан. Так родилась «Сталинская трасса» Аляска-Сибирь, или, сокращённо, Алсиб (3).
Сталин Рузвельту, 1 июля 1942 год :
«Полностью разделяю Ваше мнение о целесообразности маршрута для переброски самолетов из США через Аляску и Сибирь на западный фронт».(5)
Американцы изначально предложили, чтобы их пилоты сами перегоняли технику, но СССР вежливо отказали в этом им. Причина очевидна: в Сибири очень много было лагерей, к которым они не могли подпустить « посторонний глаз».
Почему столько много падало самолетов? И здесь также очевидна причина.
Если что-то во время перелета случалось, то людей спасти уже было невозможно, в связи с тем, что останавливаться было нельзя, иначе вы тоже станете заложником погодных условий. Низкая облачность, обледенение, проблемы со связью, потеря ориентира приводили к тому, что многие люди погибали, так и не долетев до пункта назначения. Был шанс удачно посадить технику, но что потом? Единственный шанс - это если тебя найдут люди севера, иначе только смерть (3).
Глава III. Пятый перегоночный полк
На участке от Киренска до Красноярска работал пятый перегоночный авиаполк. Начальником трассы назначили И.П. Мазурук. Техническому составу особенно туго приходилось зимой: все работы проводились на открытом воздухе в трескучие морозы и сильные ветры, а ночью нередко при свете карманного фонарика. По мере эксплуатации трассы строились дополнительные аэродромы, совершенствовалась навигационная техника, а значит, самолеты своевременно добирались до взлетно-посадочных полос без потерь. Но 81 самолет так и не добрался до аэродрома, а погибли с боевыми машинами 115 летчиков.
Вы только представьте те условия, в которых работали люди. Во-первых, сложные погодные условия, во-вторых, вся техника была на английском языке, естественно существовал языковой барьер, что способствовало торможению работы (4).
В те годы летчики перегоняли бомбардировщики Б-25 «Митчелл», средние бомбардировщики-торпедоносцы А-20 «Бостон», истребители Р-40 «Киттихаук», Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра», транспортные самолеты Си-47 и некоторые другие. За три года, с октября 1942 по октябрь 1945, пилоты 1-й перегоночной дивизии в трудных условиях севера, рискуя жизнью, перегнали 8094 американских самолета. Из них на фронте было сформировано 250 авиаполков. Из самолетов «Бостон» была сформирована эскадрилья 22-го бомбардировочного полка под командованием майора Ивана Николаевича Горбунова. Испытательный полет первой «аэрокобры». Выполняет полковник И.П. Мазурук.
«Эта воздушная трасса хоть и находилась в тылу, но летать на ней было также опасно, как и на фронте. Только врагами здесь были погодные условия. Зимой – лютые морозы, летом – густые туманы» И.П. Мазурук (5).
В конце августа 1945 года Соединенные Штаты прекратили поставку самолетов в СССР, и началось постепенное расформирование трассы. В начале 1946 года перегоночная трасса «Аляска-Сибирь» прекратила свою деятельность.
Но, тем не менее, хорошо оборудованная и разветвленная трасса, которая насчитывала 30 аэропортов и аэродромов в Восточной Сибири и на северо-востоке страны, продолжала работать «Аляска-Сибирь» использовалась и как международная и дипломатическая авиалиния. Путь в 10 тысяч километров от Фербенкса до Москвы был неблизкий, но по военному времени безопасный. За счет платных пассажиров и грузов трасса приносила доходы.
Бывший начальник «АлСиба» командир первой Краснознаменной перегоночной авиадивизии герой Советского союза летчик Илья Павлович Мазурук в 1987 году сказал:
«Трасса оставила след не только в нашей жизни, но и в судьбе страны. Аэродромы, оборудование, опыт полетов сыграли весьма важную роль в послевоенном освоении Аэрофлотом Сибири и Крайнего Севера. Трасса предопределила регулярное воздушное сообщение в этих районах» (4).
Глава IV. Трагедии
Самая трагическая авария произошла в аэропорту Красноярск 17 ноября 1942 года. Летный состав 5-го полка готовился к обратному возврату в Киренск, к месту дислокации, как пассажиры. Ничто не предвещало беды. Транспортный самолет ЛИ12, именуемый еще «Дугласом», под управлением командира корабля Баркова, после взлета, набрав нужную высоту, выполнял разворот по маршруту Красноярск - Киренск – Якутск. Обслуживающий персонал и все кто готовили перелет, оказались свидетелями этой страшной трагедии. Через мгновение раздался оглушительный взрыв, и черные клубы дыма устремились вверх. Вместе с экипажем Баркова погибло 20 человек. Все они похоронены в г. Красноярске.
24 октября 1943 года при перегонке самолета Киренск – Красноярск пропал без вести в районе Нижнеилимска самолет «Р-39», пилотируемый заместителем командира 5-й авиаэскадрилии Григорием Петровичем Чуйко. Обломки самолета и останки летчика до сих пор не найдены.
В 1998 году на границе Усть-Кутского и Нижнеилимского районов, в верховьях реки Гандюха, охотники наткнулись на обломки самолета: крылья, пропеллер, приборная доска, бортовые пулеметы… Все было разметано на площади около 150 квадратных метров. Похоже, что самолет взорвался еще в воздухе. К месту трагических событий организовали несколько поисковых экспедиций. По хорошо сохранившимся надписям и номерам на осколках металла определили их принадлежность трехместному бомбардировщику А-20 «Бостон». Это значило, что самолет лежал здесь с военной поры. Позднее были найдены останки летчиков Ивана Заломина и Ивана Максимова, а на месте гибели установлен памятный крест с мемориальной надписью. Эта экспедиция передала часть фрагментов самолёта и авиационный пулемёт на хранение в краеведческий музей (5).
Заключение
Список источников:
Приложение:
Данные архива Министерства обороны РФ, г. Подольск Московской области.
27 мая 1943 г. А-20 В
(донесение № 0551 от 29.05.1943,фонд 45 ЗАП, опись 462274,дело 2,стр.42.)
Катастрофа произошла Юго-западнее ст.Кача на удалении 6 км по ж/д от станции на запад и в 1,5 км южнее ж/д в лесу.
Командир эскадрильи 242 ББАП капитан Степанов Петр Михайлович
Штурман эскадрильи капитан Кравец Василий Андреевич
Стрелок-радист старший сержант Панов Виктор Алексеевич
Техник звена техник-лейтенант Шайхутдинов Гариф Нигмадзянович
В 12.15 мск 27.05.1943 при лидировании с Красноярского аэродрома группы из 11 самолетов Р-39 «Аэрокобра» во главе с командиром 124 ИАП подполковником Труновым на высоте 3000 футов группа строем легла на курс, лидируемая А-20 В капитана Степанова. В 12.50 группа вернулась на аэродром Красноярск. Выяснилось, что А-20 В в районе ст.Кача в 50 км от Красноярска свалился на крыло, перешел в отвесное пикирование и упал в лес.
27 мая на место катастрофы выехала комиссия 45 ЗАП (9человек) под председательством командира 45 ЗАП полковника Мамакова. Обнаружено: в лесу остатки разбитого и сгоревшего самолета. Все части самолета, уцелевшие от пожара, имеют следы сильного разрушения. Отдельные части (цилиндры моторов, переднее колесо и др.) от взрыва бензобаков разлетелись по лесу в радиусе 300 м.
Причина происшествия: потеря самолетом скорости из-за невнимательности летчика, вследствие чего самолет перевернулся на крыло, перешел в пикирование и врезался в землю.
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Загадочная система из шести экзопланет
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Лиса и волк
Как нарисовать осеннее дерево акварелью