4 евраля в Саратове прошла межрегиональная конференция школьников "народы Поволжья: история, образование, культура". Работа Даливаловой З. заняла 3 место. Данное выступление было на защите презентаций.
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 39.29 КБ |
Первая межрегиональная научно-практическая конференция школьников
«Народы Поволжья: история, образование, культура»
Секция
«История Поволжья»
Тема творческой работы:
«История села Максимовка»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
Даливаловой Зейнаб Низами кызы
7 класс
Руководитель:
Теплова Галина Валерьевна
Здравствуйте. Меня зовут Даливалова Зейнаб. Я представляю работу «История села Максимовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области». В этом селе я живу с 2003 года. Историю зарождения и развития Максимовки открыла для себя и изучаю вместе со своим учителем русского языка Тепловой Г.В.
Исследовательская работа в этом направлении велась несколько лет. В основном она основывалась на воспоминаниях старожилов села и носила характер предположений., так как документов не нашлось ни в краеведческом музее района, ни в самом селе. Но в этом учебном году изучение истории возникновения села вышло на новый уровень – научный. В поисках исторических документов, подлинных подтверждений нам помог историк, краевед из Москвы Владимир Александрович Сагалаев. В ходе переписки с ним мы нашли источники, в которых отыскали упоминания о Максимовке в 18-19 веках.
Теперь всё по порядку…
1. История возникновения моего отдельно взятого села отражает те исторические предпосылки, те направления переселенческого движения Саратовского края восемнадцатого века, которые были наблюдаемы не только в нашей местности, но и по всей России. То есть на примере истории моего села можно рассмотреть одно из типичных явлений 18 века – когда многолюдные сёла отделяли от себя колонии, которые селились на неосвоенной земле, со временем становясь самостоятельными поселениями.
Цель моей исследовательской работы – изучить историческое прошлое и этапы становления села Максимовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев.…
Но всякое дерево имеет корни, которые связывают его с землей.
Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад.
Это наша история, это наши деды и прадеды. Это их дела».
- писал Песков.
2.Сведения о возникновении села Максимовка.
В архивных источниках встречаются несколько предположений о возникновении села Максимовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области.
Первое.
Поселение возникло, предположительно, как выселки синодального села Вязовка в 1767г. В работе Семевского Василия Ивановича «Крестьяне духовных вотчин во второй половине XVIII века» сказано: - «После крепостных крестьян второе место по многочисленности в ряду всех разрядов сельского населения занимали во второй половине XVIII века крестьяне духовных вотчин. В 1757 году императрица Елизавета приказала издать указ о том, чтобы монастырские деревни управлялись не монастырскими служителями, а отставными офицерами, и притом велела обложить все деревни помещичьими окладами; Но дело было затянуто. В январе 1762 года император Петр III именным указом ввёл в силу эти изменения. Тогда землю, которую крестьяне пахали на своих владельцев, отдали крестьянам.
То есть, синодальные (духовные) крестьяне, получившие землю, оседали на этой земле, и возникали новые поселения. И подтверждение мы находим в книге А.А.Геракликтова «История Саратовского края в 15-18 веках» - 1923 год. Там сказано: /стр.344
Существует ещё одна версия.
Старожилы села также предполагают, что в этих местах находили убежище беглые крестьяне и участники крестьянского восстания. Что подтверждается материалами областного краеведческого музея. Возможно, поселение возникло в результате разгрома войска Емельяна Пугачёва. В августе 1774 года Емельян Пугачёв, предводитель крестьянского восстания 1773-1775 гг, был схвачен в Саратовском Заволжье. Остатки его войска разбежались по всему Поволжью, вот тогда-то казаки и крестьяне из отрядов Пугачёва стали скрываться от властей. Они селились вдоль небольших речек в незаселённых местах. Этот факт подтверждает и большое количество старообрядцев среди населения Максимовки - в то время казаки были старообрядцами. Селом Максимовка стала в 1776 году, когда в поселении воздвигли церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Из «Списка населённых мест Саратовской губернии 1859 года» - в Максимовке было 147 дворов и 1622 жителя, 1 Православная церковь и 2 мельницы. Село Максимовка в 18 веке было большим и зажиточным, проводились в нём ярмарки и базары, было две церкви и две мельницы. Из «Списка населённых мест Саратовской губернии 1859 года»
/Это доказывают представленные документы переписи/
А по «Списку населённых мест Саратовской губернии 1912 года» - в Максимовке уже было:1 православная церковь, l единоверческая церковь, 566 хозяйств (дворов), 3249 жителей (1649 мужского пола и 1600 женского пола), 2 церковно-приходские школы, базар и ярмарка. Не просто большое село, а многонаселённое и очень крепкое. /Документ вы видите пред собой/
3.Становление Советской власти в селе.
В 1917 году до жителей села докатилась весть о том, что произошла революция. Беднота приняла новость с радостью, а кулаки затаились. Вот как рассказывал об организации советской власти в селе очевидец событий Трусов Осип Алексеевич.: «В 1918 году это было, прибыл я с фронта. Вместе со мной прибыл в Максимовку Стенников Фёдор. В это время в селе работал кулацкий комитет под руководством Антоничева Степана. Трусов Николай., Строганов Сергей, Григорьев Иван уехали в Вольск, поступили в Чрезвычайную Комиссию по борьбе с контрреволюцией. В 1920 году в селе вспыхнуло восстание кулаков. На борьбу с ними из Вольска был вызван отряд красноармейцев. Кулаки хотели расправиться со Стенниковым Фёдором, но жители села собрались на сход и потребовали его освобождения. После его освобождения в селе был избран ревком, организован отряд из бедноты «Красная гвардия» Комиссаром отряда был всё тот же Стенников».
По воспоминаниям Ивана Григорьева., первым председателем сельского совета был избран Степанов Корней Николаевич. Не было в совете своей печати, тогда сложились бедняки по рублю и заказали первую печать. Землю кулаков поделили. (по материалам школьного музея)
4.История церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с.Максимовка.
В архивных материалах указана точная дата возведения церкви села Максимовка. По сведениям«Справочной книги Саратовской епархии за 1912 год»: - «Максимовка. Церковь деревянная, с такою же колокольнею, построена в 1776 r., это была староверческая церковь, а в 1900 r. построена новая, однопрестольная: во имя Покрова Божьей Матери. Дома церковные. Количество домов в приходе 543, количество прихожан – 1739. Мужская и женская церковно-приходские школы».
О церкви первой староверческой, к сожалению, воспоминаний и документов найти не удалось.
А церковь 1900 года вышла удивительная: высокая, изящная, хоть и сделана она была из цельных брёвен, не казалась тяжёлой, а словно парила над окрестностью. Названа она была в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Потому и престольный праздник в селе – праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Во времена советской власти в городах и сёлах разрушали церкви, сносили храмы, соборы, монастыри. Не обошла эта беда стороной и наше село. К счастью, сносить старинное здание не стали, сняли колокола, сломали колокольню. Внутреннее убранство верующие смогли уберечь, сохранили старые иконы и утварь церковную в домах. Из воспоминаний Дунчевой Марии.
«Летом всех проводили на работы в дальние поля. Председатель привёз бригаду рабочих их других деревень. Они снимали колокола. Большой колокол последний раз гулко загудел и упал, вмяв землю на несколько сантиметров. А сельчане уже бежали с полей, женщины плакали. Не поздоровилось тогда работникам заезжим, но колокола всё же увезли».
Позже в здании было зернохранилище. Затем библиотека и даже клуб. А в
6. Верования и обычаи сельчан.
Население Максимовка многонациональное. Здесь живут мордва и татары, чуваши , казахи и азербайджанцы. Село моё – отражение многонациональной Саратовской губернии. Сложилось это исторически под влиянием миграции, начавшейся, согласно трудам историка Геракликтова, ещё в 16-17 веках. Живут здесь потомки кулугур, староверов, масульмане и христиане.
Сельчане бережно относятся к культуре своего народа, берегут и хранят его, так в селе образован народный фольклорный ансамбль «Рябинушка». В его репертуар входят старинные русские и казачьи песни. А младшая группа - ансамбль Заплатки – изучает старинные обряды.
7. Село сегодня.
Сегодня село Максимовка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области – это 608 жителей.. В селе работает общая общеобразовательная школа, где обучаются дети села Максимовка и станции посёлка Комсомольский, педагогический коллектив школы насчитывает 13 человек. В 2016-17 учебном году в школу пришло 9 первоклашек. Выпускники школы учатся в вузах и сузах области и страны. В современном садике воспитываются две группы дошколят.
В селе есть больница, действует станция скорой помощи. Насчитывается 7 крестьянско-фермерских хозяйств, которые обрабатывают землю, выращивая зерновые культуры .Работают три магазина, почтовое отделение, сельская библиотека.
8. Заключение.
Много замечательных людей родилось, выросло и жило в селе. Молодёжь получила образование и разъехалась по области и стране. Но все родившиеся в Максимовке с теплом и трепетом относятся к родным местам, родной истории и культуре.
Проживание по соседству различного по этнической принадлежности населения, культурные влияния и смешанные браки приводят к заимствованию тех или иных традиций.
Моя работа доказала, что история моего села тесно связана с историей Саратовского Поволжья и историей России. А значит и история государства складывается из судеб её граждан, будь то сельский житель или горожанин, подросток или умудрённый опытом человек. Историю творим мы – жители нашей великой страны. И знать страницы прошлого своего края – наша обязанность, ведь не зная прошлого, невозможно постичь настоящее и тем более строить планы на будущее.
Используемые источники.
https://yadi.sk/i/Z8-CSFYos7FX5
Свинья под дубом
Смекалка против Змея-Горыныча
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Есть ли лёд на других планетах?
Ребята и утята