Учебно-исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_pravilam_prirody.doc | 79 КБ |
Оглавление:
Введение ………………………………………………………………………………………3
1. Правила поведения в лесу и на природе…………………………………………………..5
2. Результаты исследования…………………………………………………….……………. 7
Заключение …………………………………………………………………………………… 10
Используемая литература…………………………………………………………………….. 11
Приложение 1. Правила поведения на природе …………………………………….……… 12
Приложение 2. Памятка для обучающихся МБОУ «Коневская школа» ………………… 15
Приложение 3. Презентация «Правила поведения на природе»…………………………… 16
Введение
Во время изучения темы по окружающему миру «Правила поведения в природе». Мы выяснили, что большинство учеников нашего класса не могут назвать правила поведения на природе, какие есть, а перечисляют только 1-2. Мне стало это интересно, и с учителем мы решили изучить эту проблему подробнее.
Проблема исследования: выяснить, какие правила поведения в лесу, на природе существуют, и соблюдаются ли эти правила детьми?
Цель исследования:
Формулировка и создание проекта с использованием ИКТ «Правила поведения в лесу и на природе».
Чтобы добиться поставленной цели мы поставили перед собой задачи:
1. Изучить правила поведения на природе.
2. Провести анализ анкет по соблюдению правил обучающимися МБОУ «Коневская школа».
3. Представить результат с использованием компьютерной презентации на научно-исследовательской конференции «Коневские чтения».
Гипотезы.
1.Нужно изучить правила поведения на природе, потому что есть потребность в этом.
2. Если есть правила поведения на природе, то их надо соблюдать или не надо.
Методы исследования
Чтобы узнать что-то новое о том, что исследуем, изучили литературу, опросили взрослых, искали информацию в сети Интернет, знакомились с видеоматериалами на данную, проанализировали соблюдения правил детьми и обнаружили много полезной информации для учеников, учителей и родителей.
Этапы работы в процессе исследования:
Постановка проблемы, изучение теории, сбор материала, анализ и обобщение, научные комментарии, собственные выводы, оформление работы.
Характеристика деятельности учащихся:
Исследование (на основе наблюдений).
Обсуждение и объяснение правил поведения на природе.
Оценивание конкретных примеров поведения на природе.
Извлечение необходимую информацию из дополнительных источников.
Подготовка сообщения.
Предмет исследования: правила человека
Объектная область исследования: природа
Обзор литературы: в данной работе мы опирались на правила поведения в лесу и на природе сформулированные в учебнике окружающего мира для 2 класса О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимова, использовали программу «Природа и мы» В.М. Воробьевой, много полезной информации нашли в книгах «Чудесная планета» под редакцией И. Шадриной, «Новая детская энциклопедия» под редакцией В.Бологовой, «Все обо всем» Г. Шалаевой, «Тайга» Н.А. Бабича, «Беломорская тайга: вчера, сегодня, завтра» Д.В. Тубина и др, «Грибная нива Северной тайги» А.А. Бахтина и др. «Как вырастить лес» А.Ю. Ярошенко, «Природа Архангельской области» О.Кодола, «Тайна исчезающей воды» Л. Уолтер, а также использовались различные Интернет источники.
«В лесных делах не может быть равнодушия. Народу нашему вечно жить на этой земле!», - говорил Леонид Леонов, знамениты лесовод России. Однако взаимоотношения общества и природы к настоящему времени приобрели характер экологической катастрофы. Это одна из важнейших проблем современности, и о ней следует настойчиво говорить сегодня, завтра будет поздно. Нетронутая природа – это наше национальное достояние, не менее ценное, чем бессмертные творения искусства, хранимые в музеях. И мы должны сберечь первозданную природу от любого воздействия.[1]
Правила поведения на природе обязан знать и соблюдать каждый гражданин, чтобы не нанести вред окружающей среде. О правилах поведения на природе мы поговорим ниже. [2]
Согласно толковому словарю Ожегова «правило» – 1.положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений; 2. постановление предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь: «поведение» -1.образ жизни и действий: «природа» -1.всё существующее во вселенной, органический и неорганический мир; 2. места вне городов.
Исходя из вышесказанного «правила поведения на природе» - это предписание, устанавливающее порядок образа действий на местах вне города (лес, поляна и.т.д.)
Авторы учебника «Окружающий мир» на страницах 82-84 сообщают нам «8 правил, которые нужно соблюдать, общаясь с природой» и предлагают самим дополнить этот список.
Данное предложение навело нас на мысль: «Какие ещё правила есть?» И мы решили исследовать имеющуюся литературу и Интернет источники.
Проанализировав все материалы, мы пришли к выводу, что правил поведения в лесу и на природе значительно больше и у нас их получилось 22 (Приложение 1)[3]. Основные правила повторяются и в учебнике. Например:
Оказывается все правила легко запомнить и легко их соблюдать. И мы решили провести анкетирование среди обучающихся 1-3 классов, на тему знают и соблюдают они правила поведения в лесу и на природе.
2. Результаты исследования
Чтобы понять, актуальна ли эта проблема среди обучающихся МБОУ «Коневская школа», мы решили провести анкету, в которой приняли участие 66 человек (ученики 1-3 классов).
В анкете было предложено самим сформулировать правила поведения на природе:
А) не срывать……..
Б) не подходить…
В) не разжигать…
Г) не уносить….
Д) не ломать….
Е) не разорять….
Ж) не ловить….
З) не убирать…..
И) не собирать….
К) не трогать….
Результаты показали, что 30% опрошенных (20 человек) затрудняются самостоятельно сформулировать правила, 56% (37 человек) сформулировали правила частично, и лишь 14% (9 человек) - правильно сформулировали все предложенные правила. Данные можно посмотреть на диаграмме (рис. 1).
Рис. 1 – Статистические результаты ответа на 1 вопрос анкеты
Во втором вопросе мы попросили отметить кружочком, какие правила поведения на природе соблюдают ребята. Было предложено 13 правил:
1. Не шуми в лесу.
2. Не плюй в костер, в реку.
3. Не мусори
4. Разводи костёр только на кострище. Если это невозможно, то смотри, чтобы рядом не было сухой травы, хвои, кустарника. Проследи, чтобы над пламенем не склонялись ветви деревьев (особенно хвойных пород).
5. Не руби живых деревьев для костра или шалаша.
6. Не подходи близко к животным.
7. Не ешьте незнакомые ягоды и грибы
8. Стоять под деревом в грозу запрещается
9. Без взрослых в лес ходить нельзя!
10. Находясь на природе, нельзя срывать растения для букетов. Букет можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
11. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.
12. Не лови не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей.
13. если у тебя есть собака. Не бери ее с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
Проведя анализ результатов, мы очень удивились, оказалось, что 3 человека (5% ) не соблюдают никаких правил поведения на природе, частично соблюдают правила – 31 человек (47%), соблюдают все предложенные нами правила поведения на природе – 32 человека (48%) рис. 2.
Рис.2 – Статистические результаты ответов на 2 вопрос анкеты.
К сожалению менее 50% опрошенных ребят соблюдают все правила поведения на природе, это может свидетельствовать о том, что в нашей школе низкая экологическая грамотность обучающихся. И мы решили разработать памятки поведения на природе и раздать их ребятам (Приложение 2), а также создали электронную презентацию, которую можно использовать на уроках окружающего мира и классных часах (приложение 3).
Изученная информация по данной проблеме по Интернету позволила нам найти игры по правилам поведения на природе, которые также можно использовать во время изучения данной темы:
1.Хранители воды (настольная)
2.Игра «Безопасность в лесу»
3. «Правила поведения на природе в стихах!»
4. «Кто найдёт самую безопасную и короткую дорогу из леса»
Игры, книги и Интернет содержат полезную информацию, советы для родителей и учеников по правилам поведения на природе.
Заключение
В ходе работы мы выяснили, что существует множество правил поведения на природе, которые необходимо знать и соблюдать.
Получив сведения и дополнительную информацию, по правилам поведения на природе, мы надеемся, что ученики нашей школы будут знать эти правила и будут соблюдать их, чтобы не нанести вред природе.
Решили поставленные нами задачи:
Мы добились предполагаемых результатов. Проведя исследование, мы доказали выдвинутые нами гипотезы:
1.Можно изучить правила поведения на природе, потому что есть потребность в этом.
2. Если есть правила поведения на природе, то их надо соблюдать.
Думаем, что данное исследование поможет всем детям и учителям на уроках окружающего мира и на внеклассных мероприятиях. А многим нашим родителям будет над, чем подумать.
И в заключение хочется привести слова А.Куприна: «Надо любить все: зверей, птиц, растения. – в этом – красота жизни!»[5].
Используемая литература
[1] Бабич Н.А. Тайга. Книга-фотоальбом с комментариями автора. Архангельск, 2006. – 156 с.
[2] Каковы правила безопасного поведения на природе? // http://sovetnik.consultant.ru/pravila_povedeniya/kakovy_pravila_bezopasnogo_povedeniya_na_prirode/
[3] Правила поведения на природе// http://belsun.ru/wp-content/uploads/2013/02/Правила-поведения-на-природе.pdf
[4] Напоминаем вам правила поведения на природе, которые обязан знать и соблюдать каждый уважающий себя человек// http://nkama-park.ru/index/0-7
[5] Бабич Н.А. Тайга. Книга-фотоальбом с комментариями автора. Архангельск, 2006. – 156 с.
На горке
По морям вокруг Земли
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Три орешка для Золушки
Где спят снеговики?