В устной речи очень часто встречаются ошибки по постановке ударений. В словах ударение может стоять на разных местах, а говорить мы должны правильно. Поэтому тема постановки ударения всегда актуальна, при овладении русским языком не обойтись нам без ударения.
Вложение | Размер |
---|---|
udar.pptx | 1.87 МБ |
Слайд 1
Тема «Что такое ударение?» Автор: Анай-оол Гелег , ученик 2 « б » класса, МБОУ СОШ №1 г. Шагонар; Руководитель: Сарыглар Лидия Осур-ооловна, учитель начальных классов, « Почётный работник общего образования РФ » .Слайд 2
Гипотеза Усвоив ударение русского языка, можно выразительно читать и доступно излагать. Цель: Что такое ударение? Задачи У знать, что такое ударение и какую роль играет оно в слове; привлечь внимание на важность правильной постановки ударения в слове . Актуальность В устной речи очень часто встречаются ошибки по постановке ударений. В словах ударение может стоять на разных местах, а говорить мы должны правильно. Поэтому тема постановки ударения всегда актуальна, при овладении русским языком не обойтись нам без ударения.
Слайд 3
Методы работы : Изучение литературы, наблюдение, беседа с мамой, сотрудничество с руководителем, сравнение, обобщение, выводы. Продукт исследования : сказка об Ударении, контрольный лист, стихи; Вид проекта : информационно-исследовательский. Срок реализации: январь - март 2014 г.
Слайд 4
В русском языке, если в слове больше одного слога, то один слог произносится с большей силой, а гласный звук звучит чётко и чисто. Тогда говорят, что на гласный звук падает ударение , что он ударный . Например: д е / - рево . Чтобы выделить на письме ударный гласный, над ним ставят особый знак / . А ставят потому, что так принято слово произносить.
Слайд 5
В словаре Ожегова записано: Ударение – это выделение слога силой голоса или повышением тона, а также значок / , показывающий такое выделение. Соблюдение ударения в слове имеет очень важную роль. Пока мы слышим речь с правильным ударением, мы легко понимаем смысл слов и речь. А когда говорят с неправильным ударением, трудно слушать и понимать.
Слайд 6
Изменив место ударения в слове : - мы получим другую форму этого слова. Например: высокие в о / лны , нет волн ы / ; - или же получим совсем другое слово. Например: был хл о / пок – стал хлоп о / к , гв о / здики превратятся в гвозд и / ки , б е / лки – в белк и / . Если нет ударения, можем понять по-другому . Прочитайте : Я нарисовал замок . Вы подумали про висячий зам о / к на двери? А я говорю про сказочно красивый з а / мок . Вывод: Ударение служит, чтобы слова различали и правильно их понимали.
Слайд 7
Если в тувинском языке чёткого ударения нет, в русском языке постановка ударения обязательна. Ударение в русском языке может падать на любой слог: р ы ба, иг о лка, карандаш и (оно свободное) и меняет место в разных формах одного слова: рек а , р е ки (т. е. подвижное). Поэтому нам, тувинским детям, усвоение ударения даётся с трудом. Мы знаем, чтобы найти ударение, нужно пропеть ударный слог или же окликнуть предмет (даже если и неживой): ма-а-ама , ру-у-учка . Но у нас не всегда получается.
Слайд 8
И мы придумали свой приём Искажённое ударение напоминает неправильную работу какого-то органа – слову нехорошо, оно словно заболевает. Мы останавливаемся на этом слове, обращаем на него внимание, будто оно просит о помощи. Чтобы научиться правильной постановке ударения, мы придумали « Скорую помощь » для слов. По-нашему, если кто-то поставил в каком-то слове ударение неправильно, то это слово заболело. В таком случае диспетчер (это Лидия Осур-ооловна ) срочно вызывает «Скорую», т. е. меня или Алдын-Сай , т.к. мы не ошибаемся в постановке ударения. Делает она это так: «Скорая, пожалуйста, помогите!» Мы оказываем помощь, исправляем. На нас лежит очень большая ответственность, помощь должна прийти срочно, а иначе слову будет совсем плохо, оно будет ждать и страдать.
Слайд 9
Результативность приёма После такой игры читать стали намного лучше, стали следить за ударением. Например. Если Ай-Санаа и Владиана даже не обращали внимания на ударение, то сейчас они контролируют себя, читают не спеша, без ошибок. Виталий и Чингис следят за чтением других, внимательными стали.
Слайд 10
Вывод: Изучая тему «Ударение», мы поняли, что с помощью речи люди общаются, понимают друг друга, сотрудничают. При этом говорить можно быстро или медленно, громко или тихо, грубо или нежно. Но речь должна быть чёткой, правильной, культурной. Для этого необходимо соблюдать правильное ударение – будет понятно и красиво.
Слайд 11
Спасибо!
Слайд 12
Сказка об Ударении Русалочке приснился сон. Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, неожиданно вышло Ударение и сказало: - Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у части из вас! Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Зам о к и сказал: - Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что легко справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто чёрточка. Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Зам о к, а возник З а мок. Слова зашумели. А Ударение продолжало доказывать свою значимость. Были б е лки – стали белк и , гв о здики – гвозд и ки , м у ка – мук а . Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения. С тех пор они относятся к Ударению с уважением.
Слайд 14
А вы знали? Алфав и т, балов а ться, диал о г, догов о р, докум е нт, звон и т, катал о г, кварт а л, килом е тр, крас и вее, к у хонный, лом о ть, мусоропров о д, начал а , обесп е чение, облегч и ть, одновр е менно, петл я, повтор и ть , простын я, сл у чай, ср е дства, ст а туя, стол я р, т о рты, хоз я ева, цем е нт, щав е ль. Это интересно Ударение в языках разных народов: Франция – Викт о р Гюг о (на последний слог); Венгрия -- Зл а та Пр а га (на первый слог); Испания – Барсел о на, Марад о на (на третий слог); Польша – Варш а ва (на предпоследний слог); Турция – Анкар а (на конце слова). Продукт проекта
Слайд 15
Библиографический список 1 . Полный школьный курс. Справочное пособие 1-4 классы. СП Издательство «Весь» - 2010. Авторы: Русский язык – Э.В. Соколова, Чтение – И.Р. Николаева. 2 . Справочник школьника для начальных классов. Русский язык. Математика. Природоведение. М.: « ЭКСМО-Пресс »; СПб.: «Сова»-2001 3 . Орфоэпический словарь русского языка. Под редакцией Р. И. Аванесова 5-ое издание Москва «Русский язык», 1989. 4 . В.В. Волина. Русский язык Учимся играя. Екатеринбург ТОО Издательство «АРГО» - 1996. 5 . Е.М. Косинова Уроки логопеда Игровые тесты ООО «Издательство «ЭКСМО», 2005.
Рисуем ананас акварелью
Император Акбар и Бирбал
Денис-изобретатель (отрывок)
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Именинный пирог