Творческая работа по краеведению ученицы 8 класса.
Вложение | Размер |
---|---|
e.l.markov._puteshestvie_v_krym.docx | 347.36 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №28"
муниципального образования городской округ Симферополь
Республики Крым
.
Проектная работа:
«Е.Л.Марков.Путешествие в Крым»
8 класс
Учитель истории и обществознания
Шаповалова Н.А.
Симферополь,201г.
Оглавление.
Введение.
«Таврическая губерния и Симферополь в середине XIX в.»
Крестьянская реформа 1861-1873 гг. способствовала развитию губернии, ее экономики, образованию, медицинскому обслуживанию, благоустройству городов и поселков. Немалую роль для развития региона сыграла и Земская реформа, принятая 1 января 1864 г.согласно которой в 43 губерниях в том числе Таврической, вводились выборные органы местного самоуправления- земства. В их ведение входило здравоохранение и курортное дело, общеобразовательные учреждения, почтовая связь, строительство и содержание дорог, благоустройство улиц, городов и сел, благотворительность.
Эта реформа способствовала развитию городов Крыма, их благоустройству, появлению учебных заведений, больниц, библиотек, театров.
Существенный вклад в развитие образования в Таврической губернии, открытие гимназий, училищ, школ. Внесла проведенная в 1863-1864 гг. реформа образования, способствовавшая созданию стройной системы органов образования от начальных школ до университетов. Для получения среднего образования были учреждены два типа гимназий: классические , с углубленны изучением классических и современных иностранных языков и гуманитарных дисциплин; и реальные, с акцентом на преподавание математических и естественнонаучных предметов.
8 августа 1856 г. Открылось первое среднее женское учебное заведение. Симферопольская казенная женская гимназия состояла из двух классов – подготовительного и учебного. В подготовительный класс принимали девочек в возрасте восьми, а в учебный – девяти лет. Обучение в гимназии длилось семь лет но был и специальный, восьмилетний курс, по окончании которого выпускницы получали дипломы домашних учительниц.
Был еще гражданин, попечитель родного города – Георгий Николаевич Христофоров. Располагая солидным капиталом, он не скупился на благотворительные траты. Об этом свидетельствуют документы. Один из них – «Ведомость о церкви» - содержит сведения о том, что «во имя святого Александра Невского при симферопольской мужской гимназии построена церковь почетны гражданином Георгием Николаевичем Христофоровым в 1880 году и освещена 19 февраля того же года». Христофоров пожертвовал деньги и на строительство каменного моста через реку Салгир , соединявшего старый Симферополь с его разросшейся правобережной частью, так называемым «Новым городом». Попечениями купца поддерживалась гимназия, содержалась больница. Местная общественность и духовенство в знак признания немалых гражданских заслуг Георгия Николаевича обратилась к императору Николаю II с ходатайством о присвоении меценату дворянского титула. Высочайшим повелением этот почетный титул Г.Н. Христофорову был пожалован.
«В 1783 г. В Симферополе было 815 жителей. В 1803 г. Около 1000 одних мужчин, не считая военных; число женщин было значительно меньше; число русских мужчин 426, татар – 295, армян – 31, евреев – 32, греков – 42, турецкоподданных – 50. В 1836 г. Число жителей обоего пола было 6987 чел. В 1857 около 24000, в 1864 г. – 17601, в 1864 г.- 16849, в 1887 г. – 38096. Увеличение населения в 50-х годах объясняет военными обстоятельствами, привлекшими в Симферополь большое количество временных жителей.
Учебное. Заведение. Гимназии Мужские Женские | Учебных. Заведений
| Мужчи- ны.
295 - | Женщи- ны. - 357 | Обоего пола. 295 357 |
Уездные и приходские училища: Мужские Женские С классами обоего пола |
5 1 1 | 417 - 31 | - 211 19 | 417 211 50 |
Училища, пансионаты, школы частных лиц и при молитвенных зданиях иностранных исповеданий: Мужские Женские С классами обоего пола | 12 4 7 | 349 - 239 | - 192 155 | 349 192 394 |
Народные школы при церквах и домах священно – церковнослужителей. Мужские Женские С классами обоего пола | - - 2 | - - 108 | - - 97 | - - 205 |
Основная часть.
« Е.Л. Марков- педагог, администратор, публицист, писатель.»
Евгений Львович Марков, потомок одного из трех дворянских родов Марковых, восходящих к началу XVII в., родился и вырос в родовом имении Патебник Щигровского уезда Курской губернии. По материнской линии он приходился внуком суворовскому генералу Гану, являлся близким родственником писательниц Е.А.Га , Е.П.Блаватской, В.П.Желиховской и публициста Р.А.Фадеева.
Учился в Курской гимназии и Харьковском университете, где закончил курс кандидатом естественных наук. После двухлетнего заграничного путешествия, во время которого он слушал лекции в знаменитых европейских университетах, в 1859 г. Марков поступил учителем в Тулу, где в те годы вокруг директора гимназии Гаярина группировался кружок молодых педагогов, "одушевленных стремлением" поставить педагогическое дело на новых началах. Одним из результатов деятельности Маркова в кружке явилась статья о яснополянской школе Льва Толстого (1862).
1.1 Педагогическая деятельность Маркова в Симферополе.
Евгений Марков быстро продвигался по службе и скоро стал инспектором гимназии. Благодаря упомянутой статье на него обратили внимание в Министерстве народного просвещения — ему было предложено место в ученом комитете, а в 1865 г. состоялось его назначение директором Симферопольской гимназии и народных училищ в Крыму. Следует отметить , что Симферопольская гимназия с 1864 года уже жила по новому уставу, став классическим средним учебным заведением, в котором обязательно изучали два иностранных языка и один древний вместе с другими учебными дисциплинами, предусмотренными программой. Евгений Львович делает довольно много для дальнейшего развития гимназии и укрепления ее престижа. Ему удается найти средства для того, чтобы при гимназии возобновил свою деятельность. Пансион (закрытый в 1863 году из-за недостатка средств), что было чрезвычайно важным. За короткое время Евгению Львовичу удается капитально перестроить учебный корпус, а в 1867 году благодаря его стараниям и финансовой помощи симферопольского купца Георгия Николаевича Христофорова при гимназии была открыта церковь.
Сторона деятельности Евгения Маркова подробно раскрыта в сообщении его коллеги — А.И.Маркевича, сделанном вскоре после смерти Маркова на заседании Таврической Ученой Архивной Комиссии 23 мая 1903 г. Предоставим ему слово:
"В самый знаменательный момент русской жизни в прошлом веке, в эпоху наших великих реформ, назначен был в 1865 году Евгений Львович Марков директором Симферопольской гимназии и училищ Таврической губернии. Это назначение его совпало с введением нового устава гимназий 1864 г., когда Симферопольская гимназия была преобразована в классическую с одним древним языком, но удержала прежнее право считать обязательным оба новые языка. С необыкновенной энергией взялся Е.Л.Марков за дело и трудами своими на пользу образования приобрел скоро известность во всей Тавриде. При нем вновь выработано было положение о гимназическом пансионе, который и раньше существовал при Симферопольской гимназии, но был закрыт в 1863 году за недостатком средств на его содержание. Марков нашел эти средства. Вместе с тем он подал мысль о настоятельной потребности для Симферопольской гимназии в приготовительном классе, который и был открыт в 1868 г. Благодаря энергичному ходатайству Маркова, Таврическое земство ассигновало средства на содержание младшего отделения приготовительного класса и в пособие преподавателям русского языка, а также ассигновало крупную сумму на устройство для народных учителей педагогических курсов при приготовительном классе гимназии, которые происходили под его руководством. При Маркове было капитально перестроено здание гимназии, и в 1867 году в нем устроена была церковь. Марков обращал серьезное внимание на улучшение библиотеки гимназии, на кабинеты и классную мебель. Высокообразованный человек, просвещенный педагог, Е.Л.Марков был превосходным руководителем учащих и строгим, но справедливым и гуманным директором для учащихся, на которых он имел самое благотворное влияние. Во всех сослуживцах и подчиненных Марков умел вселить к себе чувство глубокого уважения, энергию и любовь к делу и оставил по себе самые приятные воспоминания, которые сохранились до сих пор. Много также потрудился Евгений Львович над улучшением уездных училищ в губернии, заводил при них ремесленные отделения и всегда настойчиво доказывал необходимость профессионального образования. Заботами и настояниями Маркова число училищ в губернии постоянно увеличивалось. И действительно, какое учреждение в состоянии было отказать его ходатайству, всегда подкрепленному вескими и основательными данными? При Маркове открыто было в Симферополе и женское училище 1-го разряда, преобразованное потом в гимназию. В этом заведении Евгений Львович вместе с учителями мужской гимназии бесплатно вел преподавание. Марков возбудил весьма важный, государственного значения вопрос об обрусении татар путем просвещения. Татарские учительские школы и русско-татарские училища как в Таврической, так и в других губерниях обязаны своим существование инициативе покойного. Деятельное участие принимал Марков и в устройстве публичных лекций в Симферополе, и сам прочел лекцию "О зрении".
Навсегда связывают имя Е.Л.Маркова с Тавридой его превосходные "Очерки Крыма", в которых с такой любовью и в такой художественной форме изображена природа Крыма, его жизнь, история и памятники древности. С Крымом связано и содержание его романа "Берег моря".
Оставивши Крым, Е.Л.Марков не разрывал связей с ним, и в 1880 году с искренностью приветствовал первые шаги газеты "Таврида", редактором которой был его сослуживец по симферопольской гимназии И.И.Казас".
Добавим к этому, что авторитет Евгения Маркова в Крыму был настолько велик, что память его, среди прочих значительнейших в истории провинциального губернского города лиц, была увековечена в названии одной из улиц Симферополя (теперь эта улица носит имя Я.Крейзера).
Среди симферопольских педагогов он встретил и свою будущую жену — Анну Ивановну Познанскую, бывшую в то время начальницей Симферопольской женской гимназии.
Педагогическая деятельность Маркова заметно повлияла на его творчество — на страницах "Очерков Крыма" мы не раз встречаем размышления автора о проблемах народного образования. В 1870 г. Евгений Марков оставляет службу и покидает Крым. Проведя год в заграничных путешествиях, он поселяется в деревне, занимается земской деятельностью (вот откуда осведомленность и компетентность суждений по этому вопросу, стол ясно видные в позднейшем дополнении книги — "Письма с Южного берега", написанном по впечатлениям поездки 9 лет спустя).
Литературную деятельность Евгений Марков начал еще во время своего заграничного путешествия в 1858 г. рассказом "Ушан. Отрывок из воспоминаний детства", опубликованным в журнале "Русский вестник". В шестидесятых годах были опубликованы также другие его педагогические и критические статьи. Статьи его о творчестве русских писателей позже охотно включались составителями в различные сборники. Он единственный в то время (1865) обратил внимание и оценил по достоинству повесть Л.Толстого "Казаки" в статье "Народные типы в нашей литературе".
По достоинству оценены читателями и путевые очерки, написанные Евгением Марковым под впечатлением от поездок по России, Средней Азии, Кавказу, Италии, Турции, Греции, Архипелагу, Египту, Палестине.
Расцвет его литературной деятельности относится к семидесятым годам. К этому времени относится большинство его беллетрических произведений, почти не знакомых современному читателю.
К сожалению, круг доступных источников биографических сведений о Е.Л.Маркове не так уж велик. Ни в курском, ни в воронежском архивах нет личного фонда писателя. А ведь там могли быть очень интересные для нас документы. Достаточно назвать упомянутые автором путевые альбомы, в которых он делал зарисовки во время путешествий по Крыму. Конечно, целенаправленный поиск в названных архивах, безусловно, позволит внести какие-то конкретные уточнения в биографию писателя. Однако современному археографу и краеведу утрата личного архива тем более досадна, что Евгений Марков был избран 1 декабря 1900 г. перовым председателем Воронежской ученой архивной комиссии.
Скончался Евгений Львович Марков от рака печени в Воронеже, в 1 час дня 17 марта 1903 г. 68 лет от роду. Похоронен в родовом имении.
1.2. Симферопольская мужская казенная гимназия.
Симферопольская мужская казенная гимназия (ул.Екатерининская, ныне ул.К.Маркса, 32) одно из старейших учебных заведений Крыма, была основана 1 сентября 1812 года. Первоначально Симферопольская гимназия состояла из четырех классов, в 1836 году была преобразована в семиклассную с новым учебным планом. В 1865 году это уже классическая гимназия с одним древним (латинским) языком.
Таврическая губернская гимназия первоначально также с трехклассным образованием, давала среднее образование. В нее могли поступать только хорошо подготовленные дети. т.е. дворянские дети имевшие домашних учителей. По этой причине количество учеников в первые годы не превышало 13-16 человек. Как исключение сюда попадали дети низших сословий, с "похвалою" окончившие уездное училище. С 1817 гимназия стала четырехклассной. Количество выпускников росло медленно - значительное число гимназистов не завершали обучения. Дворяне и купцы сами решали когда их дети получали достаточный уровень знаний.
В 1841 году для гимназии за казенный счет купили новый дом (дом генерал-майора Ревелиоти), это здание сохранилось - дом 32 по ул. Карла Маркса. Помещения были плохо приспособлены для занятий, и лишь в 60-е годы здание перестроили под гимназию. В 1812 году в гимназии училось 17 человек, в 1865 г. - 318, а в 1883-м — 434 человека.
С организационной деятельностью гимназии связаны такие личности, как О.К. Мюльгаузен (первый попечитель гимназии), Х.Х. Стевен, помогавший гимназии материально. Весьма деятельно проявил себя руководивший гимназией в конце XIX столетия Г.Л. Марков. Во время его директорства при гимназии был открыт пансион, учрежден музей. В развитии гимназии активно участвовали городские власти.
В 1871 г. Таврическая губернская гимназия стала называться Симферопольской казенной мужской гимназией.
Начиная с 1876 года, Городская дума Симферополя ежегодно отпускала по 1200 рублей на обучение бедных учеников гимназии. Выбор учеников принадлежал педагогическому совету, решение утверждалось городской управой.
Много было сделано Евгением Львовичем для развития уездных училищ, укрепления их учебной и материальной базы, открытия при ремесленных отделений. Прекрасный администратор и педагог, он имел огромный авторитет и у своих коллег, и у гимназистов, ему удается добиться открытия в Симферополе женского училища 1-го разряда, которое впоследствии было преобразовано в гимназию. Вместе со своими коллегами.
1.3.«Очерки Крыма» и другие произведения.
Имя Е. Л. Маркова (1835-1903) известно нашим соотечественникам по его блистательному труду, изданному впервые в 1872 году под названием "Очерки Крыма. Картины крымской жизни, истории, природы". В течение последующих тридцати лет книга переиздавалась трижды. Успех книги был вполне объясним и заслужен. Иллюстрированная 257 литографиями отличного качества, написанная прекрасным языком с большим проникновением и любовью к краю, она и по сей день остается лучшим повествованием о природе и истории Крыма. Наиболее интересны его наблюдения, относящиеся к быту и укладу жизни народа, к национальным характеристикам, к оценке условий, в которых оказались коренные жители после завоевания Крыма Российской империей, к складывающимся взаимоотношениям между завоевателями и аборигенами, к сохранению уникальной природы Крыма и т.д.
Увлеченный путешественник, Евгений Львович Марков всегда привозил из своих поездок впечатления, становившиеся основой ярких и наполненных точными образами рассказов. Стоит ли удивляться, что, прожив в Крыму 5 лет, он посвятил великолепной Тавриде несколько очерков.
Тематические рассказы Маркова о Крыме впервые появились в печати в 1867 году, а в 1872 году были собраны в отдельную книгу. Будучи внимательным наблюдателем и великолепным рассказчиком, своими «Очерками о Крыме» Марков предоставил нам возможность не просто узнать о красоте природы и особенностях быта представителей разных этнических групп, а полностью погрузиться в атмосферу Тавриды 130-летней давности.
Вложив в свои «Очерки о Крыме» всю любовь и восхищение удивительным полуостровом, автор написал полные красочности и поэтичности тексты, которые, по признанию Тургенева, «читаются с великим удовольствием». О литературной и просветительской значимости «Очерков о Крыме» говорит и тот факт, что за издание книги взялся сам Вольф, который считал, что выхода в свет заслуживают только лучшие произведения.
1.4. Значение творчества Маркова для Крыма, крымчан и гостей Крыма
Сегодня мы можем назвать Е. Маркова и выдающимся краеведом - в годы его жизни такого слова, обозначающего знатока и исследователя родного края, еще не существовало. Действительно, места, где жил и путешествовал Евгений Львович, запечатлены в его историко-краеведческих очерках и рассказах. Так, например, в Воронеже он писал о хазарских городищах, белогорских пещерах, казачьих городках и древних татарских шляхах, Засечной черте и множестве других увлекательных сюжетах. Интерес и любовь к своему краю, Родине он считал обязательным для любого образованного человека.
В одной из своих статей Е. Марков указывал: "Везде, где живет культурный человек, его тянет узнать прошлое своей земли. Дорого найти в каком-нибудь старом хламе дедовской кладовой забытые портреты своих забытых предков. Также дорого разыскать уцелевшие под наслоениями новой жизни большей частию тоже всеми забытые характерные черты старой истории земли родной... Меня, по крайней мере, во всяком новом краю, где приходится побывать, непобедимо влечет прежде всего осмотреть с любопытством его темные и далекие уголки, с тайной надеждой, не попадется ли в них случайно какого-либо обломка прошлого, чего-либо такого, что хотя сколько-нибудь могло бы воскресить в моем воображении прошумевшую здесь когда-то жизнь моих отцов..." (Памятная книжка Воронежской губернии на 1896 г., отд. III, с.108).
Мы придаем значение тому что «Очерки» наши выходят в свет именно в 1883 г., когда исполнилось сто лето со дня присоединения Крыма к России.
В этих обстоятельствах русская книга о Крыме, проникнутая горячею любовью к Крыму, является вполне уместным и естественным выражением тех братских отношений к Крыму русского общества, которые неизбежно должны лечь в основу нашего времени, каков бы ни был его первоначальный источник.
«Очерки Крыма» благодаря блистательному литературному таланту автора, его остроумию захватывают вас сразу и полностью, от них невозможно оторваться: «Опять дорога, дорога!.. Это не 1,500 вёрст по железным дорогам Европы, не переезд Атлантики на ливерпульском пароходе, нет не то, одним слово, что называется нами путешествие; нет, это простая поездка по русским дорогам, через русские губернии, из одного города в другой русский город; это наше домашнее, ежедневное дело. Да, хорошо говорить: через русские губернии, по русским дорогам… Но ехать, на деле, читатель, ощущать эти дороги и эти губернии! Церковь недаром возносит ежедневно молитвы о плавающих, путешествующих, недугующих и страждующих. Я уверен, что под всеми эпитетами она разумеет просто одних нас, проезжающих по русским дорогам, которым приходится столько же плавать и страдать, сколько путешествовать.»
Свои «Очерки Крыма» Евгений Львович завершает следующими строчками: «В этих горных странствованиях отыскиваешь свою молодость, охраняешь от искушающего влияния житейских забот свое тело, свое сердце. Кто дышит Крымом, тот дышит радостью жизни, поэзии, долголетием. Спешите же уходить Крым, кто может, еще время.»
Заключение.
Данная работа по изучению биографии Е.Л. Маркова, является одним из источников познавания своего родного края, обогащения моих знаний о городе в котором проживаю и воспитания любви к нему, а также формированию моих гражданских понятий и навыков. Она помогла мне уяснить неразрывную связь, единство истории каждого горда, с жизнью нашей страны, почувствовать мою причастность к ней. Работы подобного характера играют существенную роль в формировании литературного интереса к моей родной земле.
Список литературы.
Можно от Солнца уйти...
Новогодние гирлянды
Два петушка
Рисуют дети водопад
Аэродинамика и воздушный шарик