В данной работе рассказывается о том, что такое игрушка в жизни ребенка, о истории игрушки и игрушках дворянских детей. Так же проведено исследование о том, в какие игрушки играют современнные дети
Вложение | Размер |
---|---|
В данной работе рассказываетс яо том как меняется игрушка со временем у детей | 785 КБ |
Оглавление
Введение………………………………………………..…….………….……….......1
Основная часть
Глава 1. Теоретическая часть
1.1Что такое игрушка в жизни ребенка …………..…………………………….2-3
1.2. Детская игрушка и её история ………………………………………….......3-5
1.3 Игры дворянских детей………………………………………………………5-6
Глава 2. Практическая часть………………………………………………….7-8
Заключение………………………………………….…………….……………….9
Список литературы…….……………………………………………………….10
Приложения…………………………………………………………………….11-23
Введение
Детская игрушка – интереснейший элемент древнерусской культуры, так как он связан с реальной жизнью, окружавшей детей. Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой отмечает: «Игрушка – 1. Это вещь, созданная для игры. Детские игрушки» [5].
В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» увлеченно пишет: «Играть, игрывать чем-то - шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья; издавать и извлекать музыкальные звуки. Ребенок играет куклой, кошка мышью, а всяк любимою мечтою. Игорщик, игровщик, игральщик - играющий, кто тешится, забавляется чем-либо, участвует в игре. Игрушка, игрушечка – вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особ. детям; новг. бабка, арх. бабушка, вост. балушка, потешка, баловка; южн. цацка.» [2].
На Руси детские игрушки были не очень разнообразны, да и пора детства у ребятишек в старину была короче, чем в наши дни: ребёнок (от «робёнок», «робъ», т.е. «раб», «работник», [6]) уже в 10-12 лет считался полноценным работником и помощником взрослых. Лишь маленьких детей баловали игрушками. Их изготавливали из того, что было под рукой: из остатков ткани, из глины и дерева.
Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет.
В наше время детская игрушка эпохи Древней Руси изучена и описана достаточно подробно, но, к сожалению, немногие люди знают, чем играли дети в далёком прошлом. Некоторые наши современники, очарованные многообразием и замысловатостью современных игрушек, ошибочно предполагают, что в старину никаких интересных детских игрушек и не было.
Чтобы просветить сверстников, взрослых знакомых и родных, я решила выяснить, как изменялась игрушка во времени и чем игрушки прошлого отличаются от современных игрушек. Такова цель моей исследовательской работы.
Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:
- Проследить изменения игрушки на протяжении истории;
- Изучить современную игрушку;
- Установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети.
Теоретическая часть
1.1 Что такое игрушка в жизни ребенка
Игрушка – очень древнее изобретение человечества. Уже в погребениях эпохи палеолита были обнаружены куклы, мячики, коньки. Странно подумать, что какой-нибудь глиняной свистульке, купленной на базаре у кустаря, или деревянному волчку как человеческим изобретениям – на самом деле тысячи и тысячи лет. Игрушка — предмет, предназначенный для игры, которая имеет большое значение в жизни ребёнка. Одна из функций игрушки – развитие определённых навыков у ребёнка и приобщение к миру взрослых. Ни один человек не рождается сразу взрослым. Дети были даже у первобытных людей. А у первобытных детей были игрушки. Малыши каменного века играли с камешками, ракушками и палочками. Известно, что в старину в качестве игрушек использовались миниатюрные копии различных орудий труда: известна, например, находка железных топориков малых размеров. Часть игрушек производили мастера-ремесленники, другую часть - родители детей, третью - сами дети [3]. Игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Игрушка всегда выполняла и выполняет, помимо прочих, и психотерапевтическую функцию – помогает ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Такие игрушки, как правило, не сохраняются, поскольку внешне они не похожи на изделия человеческих рук или не соответствуют представлениям об игрушке. Обычно они находятся, выбираются самим ребенком как предметы-функционеры, отвечающие определенным, часто неосознанным его потребностям. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка или гвоздик, тряпочка, птичье перо наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. Игра и игрушками, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка – инструмент, орудие культуры. Посредством ее в особой «свернутой» форме передается как состояние современного общества, так и направление его развития, движения: к жизни или к смерти, процветанию или деградации, к взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и представления культуры о мироустройстве. Игрушка – образ идеальной жизни, идеального мира. Она воплощает в себе представления о добре, подлинном или мнимом. Подлинная игрушка утверждает добро и собой полагает различение добра и зла. Например, мячик символизирует совершенную форму шара – Солнца или сферу Земли. Пирамидка – иерархическое мироустроение.
Если в традиционной народной игрушке явлена простодушная любовь взрослого к ребенку, признание его права на особое игровое пространство, то в современном секуляризированном сознании с его темной демонической духовностью игрушка воистину способна порождать чудовищ в душе маленького человека. Современная промышленная игрушка зачастую формирует и фиксирует в человеке (и, прежде всего, в ребенке) расслабленность воли, индифферентность чувств, непытливость ума, потребительство.
1.2 Детская игрушка и её история
Находки археологов подтверждают, что в куклы дети играли еще в доисторические времена, а уменьшенные копии животных и птиц сопровождали любого ребенка на всем пути истории и во всех культурах. Так же они отмечают, что любимой игрушкой мальчиков в старину было игрушечное оружие: мечи, ножи, копья, кинжалы (см. Приложение 1). Игрушки находили на раскопках древнейших городов. У египетских детей были погремушки, волчки, куклы, глиняные фигурки зверей и даже игрушечная посуда. Персидскому игрушечному льву на колесиках, обнаруженному археологами, не меньше 3000 лет. В Средние века были распространены механические «взрослые» игрушки: танцующие куклы, движущие звери, музыкальные шкатулки… Вот только детям в них играть не разрешали, да и как в них было играть? Разве, что смотреть, не дотрагиваясь руками, а то еще сломается… [3]. Игрушка в России до XVIII века называлась потеха, потешка. В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах, или изготовлялись дома. Игрушки — деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, львы, петушки, собачки, кошечки, мужички, немки (куклы); деревянные и глиняные сосуды, игрушечными ковшики, стаканы, чашки и др. Игрушечные домики, колодцы, избы, городки, беседки и т. д. [4](См. Приложение 2) Одной из первых игрушек был мячик (мечик) — из тканей, с бубенцами внутри. В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами. Вероятно, это традиция осталась от обряда сажания на живого коня. С взрослением царевичу покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи, воеводские знаки. ](См. Приложение 3)
Царевны играли в куклы. Куклам покупали потешные кроватки, постельное бельё, одежду: летники, шубки.
Существовали в старину и такие игрушки, которые были придуманы, изобретены взрослыми специально для детей. Эти предметы зачастую имеют интересную историю и названия.
Первая игрушка младенца – погремушка (грематушка), шаркунок (от вост.-слав. шаркать), писанка. Первые погремушки гремели над колыбельками малышей не для забавы. Они, по мнению наших предков, отпугивали злых духов. ](См. Приложение 4)
С младенчества окружала ребёнка в старину и ещё одна игрушка – кукла. В куклы играли все дети примерно до 7-8 лет. ](См. Приложение 5)
Игрушки-статуэтки в виде животных, птиц, всадников и барынь изготавливали также из глины. Глиняные фигурки лепили еще до изобретения
гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. В каждой местности изготавливали разные поделки, которые очень нравились детям. Самыми известными глиняными игрушками-статуэтками являются дымковские, филимоновские, каргопольские и хлудневские фигурки [1]. ](См. Приложение 6)
В XVIII веке деревянные игрушки стали делать подвижными, и появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, мужики, колющие дрова, курочки, клюющие зерна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами. ](См. Приложение 7)
Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты.
На протяжении многих столетий ребятишки на Руси играли в забытые теперь игры – бирюльки, кости, блошки, свинку, чижик, жаворонок. Все эти фигурки получили такое название, потому что дети сравнивали игрушки с животными и птицами, которые их окружали.
Долгое время игрушки практически не видоизменялись, но к концу XIX - началу XX века в этой сфере произошел невиданный скачок, связанный в первую очередь с тем, что игрушки стали товаром, нашедшим своего покупателя.
С каждым десятилетием игрушки начали становиться еще разнообразнее, когда их начали делать из папье – маше. Вдобавок появляется технология изготовления по формам. ](См. Приложение 8)
В двадцатом веке игрушки начали меняться с такой скоростью, что рассматривать их нужно уже отдельными десятилетиями. В 50 - х годах в СССР вошли в моду ватные елочные игрушки, плюшевые медведи и, конечно же, солдатики. Так же во всех домах стандартным украшением комодов и трюмо были фарфоровые статуэтки. ](См. Приложение 9)
Освоение космоса внесло свою лепту в игрушки следующего десятилетия. А дальше уже советская мультипликация и Олимпиада – 80 становятся источником для новых персонажей – Вини Пух и Котенок Гав, Чебурашка и Крокодил Гена. ](См. Приложение 10)
Ну а у меня, наряду с уже перечисленными героями, появляются многочисленные зарубежные персонажи – Барби и черепашки Ниндзя, Человек – паук и Бэтмен, феи Винкс и бакуганы и, конечно, же компьютер.
1.3 Игры дворянских детей
Русские мемуары изобилуют восторженными рассказами о деревенских радостях, в которых товарищами барчуков становились дети дворовых.
Графиня В. Н. Головина, урожденная княжна Голицина, рассказывала, что мать позволяла ей «свободно бегать повсюду одной, стрелять из лука, спускаться с холма, перебегать через равнину до речки, гулять по опушке леса, влезать на старый дуб возле самого дома и срывать с него желуди». Писатель С. Н. Глинка играл в свайку с дворовыми ребятишками, запускал змея с трещоткой под длиннейшим мочальным хвостом, «летом то в рощах гонялся за бабочками, то ходил за ягодами и за грибами, то спешил в орешник; зимой – то катанье на салазках, то в комнате волчки, веревочки и мячик». Граф М. Д. Бутурлин вспоминал, что в деревне «к учению меня еще не сильно принуждали и привольная, негородская жизнь развертывалась там со всеми деревенскими ее прелестями: скитанием по лесам гурьбой за грибами и за орехами, с песнями и игрой в горелки с горничными девушками и девочками, ужением карасей в прудах и пр. А уж какое было удовольствие забраться на обмолоченные скирды, стоявшие за ригой, и с них спускаться, как бы с ледяной горки!». А в усадьбе Елагиных, как вспоминала М. В. Беэр, «всякий вечер на дворе перед домом устраивались горелки, в саду – игры в разбойники, а в дождливую погоду в «голубой гостиной» играли в жмурки. Часто с нами играли и родители. Потом было наше любимое катание со скирдов соломы, которые в Бунине были страшно высокие». Дворянским детям были известны практически все игры, бытовавшие и в народной среде: жмурки, лапта, городки, кошки-мышки, чехарда, свайка. Многие, подобно Я. П. Полонскому, вспоминали, как на Святой неделе «вместе с детьми дворовых в зале на разостланном ковре с лубка, согнутого в виде желоба, катали яйца… Когда проходили Святки и зимние вечера начинались все еще с трех-четырех часов пополудни, не раз мне случалось в той же бабушкиной зале участвовать в хороводах, которые водили все собравшиеся туда дворовые. Иногда затевались поистине деревенские игры. Сколько раз, бывало, сидел я на полу вместе с Катьками, Машками и Николашками и вместе с ними тянул: «А мы просо сеяли, сеяли!», а другой ряд сидящих перебивал нас: «А мы просо вытопчем, вытопчем!» Все это я очень любил и едва ли не все эти народные песни знал наизусть». Популярны, как в низовой, так и в аристократической среде, были ныне исчезнувшие игры в камешки и в веревочку. В них играли и на улице, и дома. Камешки при случае заменяли пуговицами или даже кусочками сахара. Игра заключалась в том, чтобы, разбросав по земле или полу несколько камешков, еще один подбросить в воздух и, пока он летит, успеть подобрать с земли другой и поймать подброшенный. После одного камешка так же поднимали два, три и так далее. Не успевший при этом поймать подброшенный камешек проигрывал и выбывал из игры. А при игре в веревочку на длинную веревку надевали кольцо, концы веревки связывали вместе и становились в круг, держась руками за эту веревку. Водящий по движениям рук играющих, которые незаметно передвигали кольцо по веревке, должен был определить его местонахождение. Если это удавалось, тот, у кого обнаруживалось кольцо, становился водящим. Эта игра существовала и в сидячем, застольном варианте и была очень популярна, между прочим, в семье Николая 1, где в нее играли и дети, и взрослые. Вообще же простор дворцовых покоев позволял устраивать для царских детей самые разные игры, в том числе весьма подвижные, к участию в которых нередко приглашались и «городские» дети. Граф С. Д. Шереметьев вспоминал о таких воскресеньях в гостях у великих князей: «Все веселились просто и безо всякой задней мысли. Особенно любил я игру так называемую бомбардирование, когда все разделялись на два враждебных лагеря, из которых одни занимали деревянное укрепление, устроенное в зале (бруствер), другие осаждали его, бросая крепкие резиновые мячи. Из-за укрепления отвечали тем же, и это было истинное побоище». А. П. Золотницкая, посещавшая вместе с другими детьми дворец, чтобы играть со старшими детьми Александра 2 (тогда еще великого князя), рассказывала: «Несмотря на обилие, разнообразие и роскошь игрушек, одной из любимейших наших забав была игра в лошадки, а так как у меня… были длинные локоны, то я всегда изображала пристяжную. Великий князь Александр Александрович вплетал в мои локоны разноцветные ленточки, садился на козлы, и мы с гиком летели вдоль всей галереи, причем в пылу игры великий князь нещадно хлестал «лошадь» по ногам; доставалось, конечно, и платью, к великому негодованию моей чопорной англичанки, которой оставалось, однако, только кисло улыбаться».
Глава 2. Практическая часть
Среди своих одноклассников мы провели опрос о том, какие игрушки у них есть. Мы задали им несколько вопросов:
Получились такие результаты(см. приложение 11)
В ходе проведенного исследования на вопросы анкеты дети дали, следующие ответы: игрушек у них много, в основном им их подарили. Самой любимой игрушкой является телефон или компьютер. Любимые игры – компьютерные. Многие дети согласны с тем, что телефон и компьютер лучше, чем детские игрушки. В результате проведенного анкетирования большинство детей среди игрушек, общения со сверстниками и компьютерами выбирают бездушную машину. Детям был задан вопрос о том, как родители относятся к их играм на компьютере. В результате ответ был практически один - многие родители запрещают детям компьютер, боясь за здоровье детей, и лишь не многие родители разрешают неограниченный доступ к нему.
Конечно, пользователи компьютера подвергаются излучению от монитора, происходит нагрузка на зрение, компьютерные игры воздействуют на психику, после долгого сидения за компьютером искривляется позвоночник, у ребенка возникает быстрая утомляемость. Но следует отметить, что компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, память и внимание, логическое мышление.
На самом деле компьютер может принести только пользу если правильно подойти к решению проблемы компьютеризации. Тут все дело в чувстве меры и в правильно обустроенном рабочем месте.
В потенциале компьютера заложена большая перспектива. На компьютер ориентировано много современных обучающих программ. Существует очень много замечательных компьютерных программ, обучающих маленьких детей, и обучение детей компьютеру лучше начинать с таких программ.
Заключение
Игрушка — предмет, предназначенный для игры, которая имеет большое значение в жизни ребёнка. Одна из функций игрушки – развитие определённых навыков у ребёнка и приобщение к миру взрослых. Игрушки развивают воображение, учат детей общаться с миром – быть родителями, заботиться об окружающих людях и животных и многому другому из того, что понадобиться им во взрослой жизни.
Изучая материалы книг по истории, я открыла для себя удивительный мир игрушки. Мне было очень интересно узнать какие игрушки существовали в старину и какие игрушки есть сейчас.
В ходе исследования мы провели анкетирование среди учащихся начальной школы МБОУ СОШ №90 и по результатам выяснили, что сейчас пришла эра компьютерных игр, которые уводят детей от реального контакта со сверстниками. Родителям следует ограничить доступ ребенка к компьютеру. Чем позже ребенок научится пользоваться компьютерной мышкой – тем лучше. Взрослым необходимо помнить, что пользы от компьютерных игр, даже развивающих, гораздо меньше, нежели вреда.
Я предлагаю вспомнить игры, которые составят конкуренцию своим виртуальным собратьям и вернут детям мир реального общения, движения, смеха, азарта и состязания! Это «У медведя во бору», «Выбивалы», «Море волнуется – раз» и многие другие... Родителям следует осознано подходить к выбору игрушки. Идеальная игрушка предполагает участие ребенка в ролевых играх, творчестве, развивает мышление и воображение и не навязывает ему негативный шаблон поведения.
В заключении следует отметить, что у каждого времени своя игрушка и мне хочется, чтобы интерес к игрушкам прошлого и настоящего не угасал у детей.
Список литературы
Приложение 1.
Русская игрушка ХI-ХIV вв. (составлена Р.Л. Розенфельдом)
1 - лодочка; 2 - птичка-погремушка; 3 - птичка-погремушка; 4 - топорик; 5 - птичка-свистулька; 6 - лодочка; 7, 8 - птичка-погремушка; 9 - птичка; 10 - топорик; 11 - лодочка; 12 - птичка; 13 - птичка-свистулька; 15 - топорик; 16, 17 - фигурка человека; 18 - головка овцы; 19 - пряслице-игрушка; 20-22 - хлебец; 23, 24 - фигурка человека; 25 - лошадка; 26 - мяч; 27 – кистень; 28, 29 - фигурка человека; 30,31 - лошадка; 32 - мяч; 33 - водовоз; 34 – туфелька; 35, 36 - сосудик; 37-41 - писанка; 42 - погремушка; 43 - сосудик; 44 - мисочка; 45 - олень; 46-49 - погремушка; 50 - сосудик; 51 - ведерко; 52 - сковородка; 53 - миска; 54-59 - горшок; 1,6,11 - сосновая кора; 2, 3. 5, 7-9, 12, 13, 16-18, 20-25, 28-31, 33-59 -глина; 4, 10, 15 - железо; 14 - кость; 26, 32 - кожа; 19 - камень; 27 – бронза.
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 10
Диаграмма
Юрий Алексеевич Гагарин
Муравьиная кухня
Рисуем белые грибы пастелью
Золотая хохлома
Свинья под дубом