Проектная работа учащихся по теме "Блокадный Ленинград"
Вложение | Размер |
---|---|
blokada_leningrada_proekt.zip | 2.91 МБ |
Цель: узнать как жили и выжили люди в Ленинграде во время блокады.
Задачи:
Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Ведущий 1: 8 сентября 1941 года вражеские войска взяли в кольцо славный город Ленинград, блокировали его, никто не мог проникнуть в Ленинград и выйти из него. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на этот город с целью стереть его с лица земли.
Ведущий 2: Блокада Ленинграда длилась 900 дней. В городе оставалось 2,5 миллиона жителей, среди которых – дети. Люди жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла, еды. Самым вкусным и сладким для них была не конфета, а крошечный кусочек хлеба.
Без воды, без тепла, без света
День похож на чёрную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы всё это превозмочь.
Идет небольшая инсценировка, дети выходят на середину зала по очереди и читают стихи.
1 ученик (подходит к столику, на котором стоит бидон):
Опять налёт, опять сирены взвыли.
Опять зенитки начали греметь.
И ангел с петропавловского шпиля
В который раз пытается взлететь.
Но неподвижна очередь людская
У проруби, дымящейся во льду.
Там люди воду медленно таскают
У вражеских пилотов на виду.
Не думайте, что лезут зря под пули.
Остались - просто силы берегут.
Наполненные вёдра и кастрюли
Привязаны к саням, но люди ждут.
Ведь прежде чем по ровному пойдём,
Нам нужно вверх по берегу подняться.
Он страшен, этот тягостный подъём,
Хотя, наверно, весь - шагов пятнадцать.
Споткнёшься, и без помощи не встать,
И от саней - вода дорожкой слёзной...
Чтоб воду по пути не расплескать,
Мы молча ждём, пока она замёрзнет...
Когда заканчивает читать 1-ый ребенок, выходит 2-ой.
2-ой ученик (подходит к столику с книгами):
Мы, чтоб согреться, книги жжём.
Но жжём их, будто сводим счёты:
Те, что не жалко, - целиком,
У этих - только переплёты.
Мы их опять переплетём,
Когда весну в апреле встретим.
А не придётся - вы потом
Нас вспомните по книгам этим...
После 2-ого ребенка выходит третий и подходит к столику с черным хлебом.
3-ий ученик:
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был - из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко - чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали
Ведущий: Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод. Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.
Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду. Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом.
Ведущий : А когда лёд стал толще продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев.
Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь.
Часто лед трескался и машины тонули.
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут — пустяк.
Поломка эта — не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора —
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне — до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре —
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить на земь.
Ведущий: На Дороге жизни хорошо знали шофёра Максима Твердохлеба.
В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям на новогоднюю ёлку. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар.
Можно было выскочить из машины! Но как же детишки?
Отважный шофёр довёл машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин. Ленинградские дети получили на новогодней ёлке мандарины.
Ведущий: С 20 ноября 1941 года были установлены нормы хлеба: служащие, иждивенцы и дети получали по 125 г хлеба в сутки; рабочие получали 250 г хлеба в сутки. Это вот такой кусок.
Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть было нечего. Ребята вспомните об этом, когда вы выбрасываете еду в столовой или кидаете хлеб.
Ведущий: Но в те дни не затихала культурная жизнь города. Давал представления блокадный театр. Работала Публичная библиотека.
Работали 39 школ города без перерыва в самые тяжелые блокадные дни.
В классах было холодно. Везде стояли печки «буржуйки». Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе. А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили зажигательные бомбы или работали в госпитале. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту.
На парте осталась открытой
тетрадь,
Не выпало им дописать, дочитать.
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой.
Им было всего лишь 12,
Но были они – ленинградцы.
Ведущий: К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней. 18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана, а 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Вечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве.
«Враги кричали: «Нет конца
У Ленинградского кольца!»
Мечом рассек его боец –
И вот кольцу пришел конец.
За залпом залп, гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Не утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом.
Ведущий: За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.
После войны в Ленинградской области на дороге Жизни поставили много памятников, которые мы часто видим: Километровые памятные знаки «Дороги Жизни», «Румболовская гора», «разорванное кольцо», памятник погибшим детям «Цветок жизни», траурный курган «Дневние Тани Савичевой», 900 берез – количество блокадных дней, памяти машины солдата, ежегодно, в этот день снятия блокады проходит марафон по Дороге Жизни - Это уникальное соревнование – дань памяти ленинградцам и героическим защитникам города, перенесшим множество испытаний, но сохранивших веру в победу.
Ведущий: Результатом работы над проектом является часть «Дороги жизни».
Карты планет и спутников Солнечной системы
Финист - Ясный сокол
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Рисуем лошадь акварелью
Самый главный и трудный вопрос