День Победы – самый светлый, самый долгожданный праздник, но праздник «со слезами на глазах».
Прошло почти 70 лет, еще живы ее участники, но каждый год в этот день мы видим боль и радость в их глазах. За последние годы мы в своей стране пережили крушение многих идеалов и святынь. Одно остается абсолютным: отношение к тем, кто воевал. Подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, все им пережитое и свершенное, его беспредельное мужество, патриотическое самопожертвование – это наш нравственный капитал, из которого мы и наши потомки будут черпать духовную силу.
Часто мы слышим помногу раз «о войне», «в войне», «на войне». Пропускаем мимо ушей, не вздрагиваем, даже не останавливаемся. Кажется, мы много знаем о войне: читаем книги, смотрим фильмы, встречаемся с ветеранами войны, но все равно мы не знаем что это такое.
Во-первых, меня всегда волновал вопрос: почему люди воюют? Неужели нельзя обойтись без кровопролития, без человеческих жертв?
Во-вторых, какое моральное право имеет человек уничтожать себе подобных? Что двигает им? Власть? Деньги? Мировое господство? Вопросов очень много, но не на все из них есть исчерпывающие ответы.
По-моему, война теснейшим образом связана с такими понятиями, как Родина, Отечество, земля предков… В далекие века зарождалось у человека чувство любви к своей земле, к земле своих отцов.
Как ни сложна и трагична была человеческая история, но именно чувство любви к Родине перекрывало все остальные чувства, всегда давало тот исторический оптимизм, храбрость и духовные силы.
В знак глубокого уважения к тем, кто отстоял и победил в этой войне, я решил внести свою скромную лепту в работу, которая была начата учащимися нашей школы.
Ими был собран материал о нашем земляке Каджиеве Араше Менкеевиче, который воевал в Великой Отечественной войне. Меня заинтересовал боевой путь учителя-фронтовика из Бага-Чоноса.
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel-frontovik.rar | 65.2 КБ |
Оглавление:
I.Введение.
Слово о войне…………………………………………………………………….2
II.Основная часть.
Учитель-фронтовик Каджиев Араша Менкеевич
1.Воспоминания родственников…………………………………………………4
2.Фронтовые дороги Каджиева А.М. ……………………………………………5
3.Судьба фронтовика после войны ...………………………………………........6
4.Из воспоминаний ученика Кичикова А.Ш. …………………………………...7
III. Заключение ……………………………………………………………………8
Список литературы …………………………………………………………..9
Приложение ………………………………………………………………….10
ЦЕЛИ:
ЗАДАЧИ:
Развитие интереса к исследовательской деятельности.
Воспитание готовности к достойному служению обществу,
выполнению воинского долга по защите Отечеств.
Воспитание любви к Родине, земле предков.
1
Введение:
«СЛОВО О ВОЙНЕ»
«Давайте память пробудим, свечу зажжем,
И, голову склонив минутою молчания,стоя,
В сознанье оживим рассказы воинов-отцов,
Поймем, кому в награду стало небо голубое».
В.Тугай
День Победы – самый светлый, самый долгожданный праздник, но праздник «со слезами на глазах».
Прошло почти 70 лет, еще живы ее участники, но каждый год в этот день мы видим боль и радость в их глазах. За последние годы мы в своей стране пережили крушение многих идеалов и святынь. Одно остается абсолютным: отношение к тем, кто воевал. Подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, все им пережитое и свершенное, его беспредельное мужество, патриотическое самопожертвование – это наш нравственный капитал, из которого мы и наши потомки будут черпать духовную силу.
Вместе со всем советским народом весь наш калмыцкий народ поднялся на борьбу с врагом. Воины из Калмыкии принимали участие во всех крупнейших битвах. Около 70 из них за мужество и героизм были удостоены ордена Красного Знамени, 20- ордена Александра Невского, 280 стали кавалерами ордена Отечественной войны.
2
Высшей воинской почести – звания Героя Советского Союза удостоились 20 воинов. Один только Бага-Чоносовский аймак Троицкого района положил на алтарь победы жизнь 220 своих сыновей.
Часто мы слышим помногу раз «о войне», «в войне», «на войне». Пропускаем мимо ушей, не вздрагиваем, даже не останавливаемся. Кажется, мы много знаем о войне: читаем книги, смотрим фильмы, встречаемся с ветеранами войны, но все равно мы не знаем что это такое.
Во-первых, меня всегда волновал вопрос: почему люди воюют? Неужели нельзя обойтись без кровопролития, без человеческих жертв?
Во-вторых, какое моральное право имеет человек уничтожать себе подобных? Что двигает им? Власть? Деньги? Мировое господство? Вопросов очень много, но не на все из них есть исчерпывающие ответы.
По-моему, война теснейшим образом связана с такими понятиями, как Родина, Отечество, земля предков… В далекие века зарождалось у человека чувство любви к своей земле, к земле своих отцов.
Как ни сложна и трагична была человеческая история, но именно чувство любви к Родине перекрывало все остальные чувства, всегда давало тот исторический оптимизм, храбрость и духовные силы.
В знак глубокого уважения к тем, кто отстоял и победил в этой войне, я решил внести свою скромную лепту в работу, которая была начата учащимися нашей школы.
Ими был собран материал о нашем земляке Каджиеве Араше Менкеевиче, который воевал в Великой Отечественной войне. Меня заинтересовал боевой путь учителя-фронтовика из Бага-Чоноса.
Я решил изучить фронтовую биографию и жизненный путь Араши Менкеевича Каджиева. Во время поиска материала для исследовательской работы для меня было важно встретиться с его родными и близкими, которые могли бы поделиться своими воспоминаниями.
На одной из таких встреч с родственниками из уст его родной внучки Светланы Бамбышевны, я услышал и записал интересную историю об Араше Менкеевиче.
3
ВОСПОМИНАНИЯ РОДСТВЕННИКОВ
Изучая родословную Каджиевых, я хотел узнать историю их семьи, начиная с истоков. Представители рода Каджиевых учавствовали во всех воинах. Внучка Светлана Бамбышевна вспоминает: «Мой прадед Башкр- участник Отечественной войны 1812 года. За взятие Парижа был награжден двумя серебряными медалями, его фамилия находится в списке награжденных Маныческого улуса»*.
В своей статье о повести «Сын охотника « наш земляк Константин Эрендженов тоже упоминает предка Каджиевых Башкира, который возглавлял калмыцкий полк во время Отечественной войны 1812 года и дошел с ним до Парижа. За храбрость и стойкость воины были награждены медалями.**
__________________________________________________________________
*Г.Прозрителев. «Военное прошлое наших калмыков 1812-1912 гг.»
** «Теегин герл» 1986 г.№2. Статья К.Эрендженова о повести «Сын охотника».
4
ФРОНТОВЫЕ ДОРОГИ КАДЖИЕВА А. М.
Каджиев А.М. родился в 1910 году в селении Бага-Чонос. В 30-е годы Араша Менкеевич работал учителем, обучал в начальной школе разновозрастных детей грамоте.
В начале войны Араша Менкеевич был призван на военную службу, служил в 303 стрелковой дивизии 23стрелкового полка 61-й армии.
Началась война. Он попросился добровольцем на фронт. В 1942 году ушел воевать в составе 14-й гвардейской дивизии Сталинградского фронта.
В одном из первых своих боев, получив скозное пулевое ранение в левую кисть, находился в Оршинском военном госпитале в Белоруссии. Второе ранение получил 1 апреля 1945года в Венгрии, лежал в госпитале г.Кишкомети.
Араша Менкеевич так вспоминал один из случаев боевой жизни: « Перед их взводом стояла задача взять 2-х этажный дом, занятый немцами. После безуспешной перестрелки, когда их осталось 13 человек, бойцы взвода вновь начали бой. Взвод занял первый этаж дома, немцы поняли, что деваться некуда решили сдаться». Старший сержант Каджиев А.М. участвовал в освобождении Румынии, Болгарии, Чехословакии, Австрии и Венгрии.
Наконец настал, радостный и долгожданный день Победы, который он встретил в Австрии в госпитале. Он был ранен, осколок попал прямо в сердце. За участие в Великой Отечественной войне Каджиев Араща Менкеевич был награжден орденами Отечественной войны I и II степени, медалью «За отвагу».
Так вотон-победы торжественный час
Конец положивший огненным бурям
Ради которого каждый из нас
Грудь открывал осколкам и пулям 5
СУДЬБА ФРОНТОВИКА ПОСЛЕ ВОЙНЫ
После окончания войны своих родных фронтовик нашел в Новосибирской области Куйбышевского района, в селе Трехречка. Там его ждали супруга Байрта, сын Церен 1935 года рождения и дочь Герля.
Араша был в то время образованным и грамотным человеком, хорошо владел русским языком, поэтому ему доверили работать в должности учетчика- бухгалтера.
В 1957 году он с семьей вернулся в родной хотон Бага- Чонос. И здесь бывшего солдата- фронтовика, незаконно депортированного в Сибирь судьба не миловала.
Трагически погибла единственная дочь Герля, оставив внучку Светлану, ей был всего годик. Потом умерла жена. Он остался один с малолетней внучкой на руках. Внезапно пришедшая беда не согнула старого солдата. Араша Менкеевич вырастил, воспитал и дал образование своей внучке. Он заменил ей отца, мать и дедушку. Об этом говорила сама внучка.
Араша Менкеевич обладал хорошей памятью, рисовал и сочинял стихи, был талантливым учителем. Его талант и способности передались его потомкам. Почти все внуки служат искусству.
Внучка Елена Каджиева - солистка Национального оркестра и камерного хора. Внук Каджиев Санджи после армии окончил Московский театральный вуз. Является артистом Национального драматического театра имени Баатра Басангова. Его внучка - Богаева Светлана Бамбышевна работает в Национальном архиве, ее дочь - Богаева Гернзл в редакции журнала « Байр».
6
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ КИЧИКОВА А. Ш.
Вспоминает сам Анатолий Шалхакович: «…влиянием… Шара –гелюнга можно объяснить то, что в большой семье всегда была в цене старописьменная(монгольская) книжность: все мои старшие братья… читали на письме Зая-Пандиты и писали (все они учились у старого книжника по имени Батнасун-багши, «разъездного учителя»). В интернате « первым» классом для подростка стал четвертый, то есть начальную школу удалось окончить за один год. Может быть, на этот раз «зловещая тень» оклеветанного дяди обернулась лучом света к подростку, а одаренность и цепкий ум его, доставшиеся, по-видимому, тоже от дяди, -возмещением трагической утраты.
Добрый сякюсн – гений- хранитель Шара гелюнг вручил судьбу подростка «Святому» человеку по имени Каджиев Араша учителю Бага-Чоносовской школы, который определил в школу сына- лишенца наравне с детьми «чистыми», то есть пролетарского происхождения. Для того времени это был героический подвиг учителя, своего рода вызов тогдашнему режиму.*
Начальную школу 4 класса окончил за 1 год. Анатолий Шалхакович был талантливым учеником. Он стал известным ученым, профессором.
На протяжении всей жизни их связывала любовь к родной культуре, языку, уважение друг к другу.
Они были инициаторами возведения памятника, провели корпотливую работу по восстановлению списка павших земляков в Великой Отечественной Войне, уроженцев Бага-Чоноса, Аршан булг, Оваты.
__________________________________________________________________
*Известия Калмыкии от 24 декабря 1991 г. статья Кичикова А.Ш.
7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучая необыкновенную биографию учителя- фронтовика Каджиева Араши Менкеевича мы, потомки восхищаемся стойкости этого человека, ведь он прошел всю войну, имел тяжелое ранение в грудь. Осколок от снаряда он носил в сердце до конца своих дней. Оперировать было нельзя, и частенько эта боль не давала ему покоя, перекрывая дыхание, снова и снова напоминая те суровые и тяжелые годы войны.
Но и в мирное время ему пришлось тяжело. По состоянию здоровья Араша Менкеевич не мог посвятить себя любимой работе учителя.
До конца своих дней он оставался Учителем. К нему всегда приходили за советом и помощью, искали в нем поддержку. Он был частым гостем нашей школы и инициатором интересных встреч с ветеранами войны, принимал активное участие в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Но, не смотря на тяжести своей судьбы, он вел активную жизненную позицию. Был избран депутатом сельского совета, сотрудничал с редакцией газеты «Хальмг үнн», был ее селькором.
Его активная жизненная позиция стала для нас примером. Поисковая работа, посвященная изучению жизненного пути Араши Менкеевича велась в течение 2005-2006 годов. За это время мы собрали большой и интересный материал о нем.
Мы провели встречу с его сыном и внуками. Они подарили нам фотографии, грамоты и копии наград для школьного музея.
В 2006 году одна из улиц Бага-Чоноса стала носить имя Каджиева А.М.
8
ЛИТЕРАТУРА:
Ах эта снежная зима
Будьте как солнце!
Рисуем пшеничное поле гуашью
Если хочется пить...
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью