Времен связующая нить…
«…Человеку важно знать свои корни -
отдельному человеку,семье,народу
Тогда и воздух которым мы дышим,
будет целебен и вкусен, дороже
будет взрастившая нас земля и
легче будет почувствовать
назначение человеческой жизни»
Василий Песков.
Нельзя не согласиться с высказыванием нашего современника, известного писателя и журналиста. Непрерывная связь поколений - вот тайная нить, которая связывает день сегодняшний с днем вчерашним, с нашим прошлым. А что такое прошлое? Это не только перечень отдельных событий, происходивших в то или иное время. Это, прежде всего люди, наши предки, наши родные. «Человек без прошлого, что дерево без корней»- гласит калмыцкая пословица. Знание родных корней всегда составляло важную часть нашей культуры. Память о предках сохраняется и передается из поколения в поколение. Каждый калмык должен знать своих предков до седьмого, а иногда и до девятого колена, историю своей семьи, рода. И это не случайно, ведь в кровном родстве калмыки испокон веков находили надежную защиту,спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Наши предки видели в этом силу.
Вложение | Размер |
---|---|
rodoslovnaya.docx | 32.77 КБ |
Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия
МОКУ «Бага-Чоносовская средняя общеобразовательная школа
имени БоованБадмы»
Республиканский конкурс исследовательских
краеведческих работ учащихся
«Бичкн Төрскм»
Номинация « Родословие »
Тема работы: «Моя родословная»
Подготовил: Кикеева Галина Викторовна
учащаяся 9 класса
«Бага-Чоносовская СОШ имени
БоованБадмы»
359184 п.Бага-Чонос ул.Кикеева,1
89371962417
Руководитель: Якова Галина Петровна
учитель калмыцкого языка и
литературы
«Бага-Чоносовская СОШ имени
БоованБадмы»
359184 п.Бага-Чонос ул.Кикеева,1
89275946846
п.Бага-Чонос 2016г.
Оглавление:
I.Введение
Цели и задачи ……………………………………………………………………1
II.Основная часть
1.Времен связующая нить ……………………………………………………2
2.История рода Бага-Чонос …………………………………………………..3
3.Родословная семьи Кикеевых………………………………………………5
4.Годы депортации………………………………………………………………..6
5. Отдельные эпизоды в жизни семьи ……………………………………….7
6.Достойный представитель семьи Кикеевых……………………………….9
III.Заключение …………………………………………………………………..10
IV.Список литературы
V.Приложение
Введение
Цель моего исследования состоит в сохранении знаний о моей родословной, в изучении истории моей семьи, всех её многочисленных представителей, многие из которых остались только на фотографии и в памяти последующих поколений.
Основные задачи работы: проследить генеалогическое древо семьи Кикеевых, собрать и обобщить полученные данные, рассказать о наиболее ярких представителях семьи.
Объектом моего исследования является родословная семьи Кикеевых.
Почему я выбрала эту тему? Потому что хотела узнать родословную своей семьи, мне было интересно знать, кто были мои предки, как жили, чем занимались.
Времен связующая нить…
«…Человеку важно знать свои корни -
отдельному человеку,семье,народу
Тогда и воздух которым мы дышим,
будет целебен и вкусен, дороже
будет взрастившая нас земля и
легче будет почувствовать
назначение человеческой жизни»
Василий Песков.
Нельзя не согласиться с высказыванием нашего современника, известного писателя и журналиста. Непрерывная связь поколений - вот тайная нить, которая связывает день сегодняшний с днем вчерашним, с нашим прошлым. А что такое прошлое? Это не только перечень отдельных событий, происходивших в то или иное время. Это, прежде всего люди, наши предки, наши родные. «Человек без прошлого, что дерево без корней»- гласит калмыцкая пословица. Знание родных корней всегда составляло важную часть нашей культуры. Память о предках сохраняется и передается из поколения в поколение. Каждый калмык должен знать своих предков до седьмого, а иногда и до девятого колена, историю своей семьи, рода. И это не случайно, ведь в кровном родстве калмыки испокон веков находили надежную защиту,спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Наши предки видели в этом силу. Поэтому визитной карточкой человека являлась карточка его рода.
Родовая тамга на скакуне, родовой орнаментна одежде, на курительной трубке говорили о социальном статусе человека, о его месте в обществе. 2
История рода Бага-Чонос
Неотступно живущая в сердце моем
На чужбине - волшебным ты кажешься сном,
Ты врага усмиряешь, под стремя давя,
Народ возвышаешь, величье даря,
Калмыцкая степь, ты - Отчизна моя!
Чтоб себя пересилил, ты цель указал,
Чтоб душа воспарила, ты крылья ей дал,
Любовь мне послал, чтоб я был опьянен,
О! Гений- хранитель дербетских племен!
…В Сибири далекой – с мизинец я был,
Меня ты приветил, взрастил и вскормил,
Безоблачным, синим хранил небосвод,
Шатром доброты укрывал от невзгод,
Мой древний, бессмертный Чоносовский род!
В.Чонгонов
Надо отметить, что среди родоплеменных этнических групп калмыцкого народа немало родов, которые считают прародителем то или иное животное. К такому роду отношусь и я. Мои предки представители одного из самых древнейших родов среди монголоязычных народов, а именно – «Чонос». Сохранившиеся архивные документы свидетельствуют о том, что на берега Волги Чоносы пришли, уже разделившись на Бага-Чонос и Ики-Чонос. В романеА.Бадмаева «Зултурган – трава степная»1 упоминается красивая легенда о возникновении рода «чонос». Когда-то в далекие времена в одном хотоне все мужчины ушли на войну, остались лишь старики, женщины и дети.
1..А.Бадмаев «Зултурган–трава степная» ,«Современник», Москва,1979г. стр.104-105 3
В это время на поселение напало враждующее племя, вырезавшее все население. Спасся лишь один мальчик с младшим братишкой, которым удалось скрыться далеко в горах. Там их нашла волчица, она вскормила молоком младшего, а старшему приносила мясо убитых животных. Так, братья стали родоначальниками двух племен. Старший брат основал род Ики-Чонос (Большие Волки), ну а младший стал у истока рода Бага-Чонос (Молодые Волки). Багачоносовцы и икичоносовцы издавна верят в эту красивую легенду.
В октябре 2004 года в п.Бага-Чонос состоялось знаменательное мероприятие, посвященное вручению паспорта рода. Багачоносовцы из рода чоносов первыми в республике получили паспорт рода.
4
Родословная семьи Кикеевых
История моей семьи, семьи Кикеевых, начинается в 1850 году с рождения моего предка, которого звали Арадн. У него было три сына:Кёк, Доржи и Лиджи. От имени прапрадеда Кёк произошла фамилия нашей семьи - Кикеевы. Потомки Дорджи и Лиджи соответственно стали носить фамилию Дорджиевы и Лиджиевы. Родственные связи наши семьи сохранили до сих пор. В самом начале 20 века в 1905 году у Кёк родился единственный сын Барг. Что интересно, у прадеда тоже был один сын Харцха - аава моего папы, у которого родилось семеро сыновей: Бадма, Цедн, Чоодр, Цевг,Тавн, Бадма и самый младший Баатр и две дочери-Галина и Александра . К сожалению, не все ныне здравствуют: Старший Бадма и Цевг умерли, будучи детьми. Мой дедушка умер очень рано, в возрасте 37 лет. Здесь я называю только сыновей, потому что у калмыков именно мужчины считаются продолжателями рода. Нашу ветку Кикеевых продолжает мой папа – Кикеев Виктор и мои братья Мазан и Эрдем. В настоящее время живут и здравствуют представители пятого, шестого и седьмого поколения Кикеевых. Честно говоря, когда я думаю о своих предках, ощущаю прилив необъяснимых чувств восторга и волнения. Какими были эти люди, передавшие нам свои черты, достоинства, а может быть и слабости? К сожалению, сведений об Арадн и Кёк сохранилось совсем немного. Знаю лишь по устным сведениям своих старших родственников, они были скотоводами средней руки,то есть не богачами, но и не бедняками, потому что у кого был скот, тот никогда не ходил голодным. Скотоводство кормило и одевало калмыка. Они были неприхотливыми, мужественными, терпеливыми и выносливыми, были искусными наездникам, легко могли заарканить и объездить дикого скакуна. По характеру были спокойными, молчаливыми, но если необходимо было высказать свое мнение, говорили не в бровь, а в глаз. Были упрямы, свою точку зрения отстаивали до конца, про таких говорят – меткие на язык. Мне кажется, эти черты передались многим мужчинам нашей семьи. 5
Годы депортации
К сожалению, я не знала своего прадеда Кикеева Харцху Баргаевича, но я знаю о нем по воспоминаниям его жены – моей прабабушки Кикеевой Элисты Эрдниевны, а также моего отца и старших дядей. На момент, когда началась Великая Отечественная война, моему прадеду было всего 13 лет, жил он у родственников отца. Наряду с взрослыми рыл окопы, перегонял скот на Черные земли, не боялся никакой работы. В 1943 году прадедушка разделил участь своего народа, был депортирован по национальному признаку в Сибирь.
Моя прабабушка была депортирована в Сибирь подростком вместе с матерью, старшей сестрой Джиргал и братишкой Джавом.Моя прабабушка Кикеева (в девичестве Хараева) Элиста Эрдниевна вспоминала как до последних дней она молилась за русского солдата, имени которого не знала. Благодаря сочувствию этого человека смогла выжить целая семья.Безымянный солдат перед отъездом в Сибирь шепнул её матери, что они должны взять в дорогу теплые вещии разрешил зарезать корову. В пути, в нечеловеческих условиях поездки сестра Джиргал, муж которой Мандеев Улюмджи находился на фронте, потеряла маленького ребенка. По воспоминаниям Элисты Эрдниевны бабушка Джиргал была очень красива, играла так на саратовской гармошке, что дух захватывало. Моя прабабушка Элиста мастерски исполняла ут ду, играла на домбре, мне кажется, ее способность к пению переняла папина гага Галина Харцхаевна. Не могу не сказать несколько слов о прабабушке Девяля, которая очень рано осталась вдовой, и троих детей воспитывала сама. Как рассказывает большой бааджа Дмитрий Харцхаевич( так мы называем самого старшего брата нашего аавы), прабабушка была с характером настоящей степнячки, никогда не жаловалась на судьбу, все трудности преодолевала с истинным смирением. В молодости была очень красива, трудности преодолевала с истинным смирением, умна, остра на язык, обладала волевым характером. 6
Отдельные эпизоды нашей семьи
Война оставила нам в память тысячи героических страниц. Мы, нынешнее поколение, еще и еще раз с гордостью и замиранием сердца перелистываем их. Я не видела войны, я ее знаю по книгам, фильмам, рассказам очевидцев. Из всех мужчин нашего рода воевал только дядя аавы Дорджиев Петр Родионович. Родился он 1899 году в п. Бага-Чонос. До войны работал в колхозе имени Городовикова. Когда началась война, он был призван в действующую армию, участвовал в боях за освобождение Сталинграда, Украины, Белоруссии, Венгрии. В 1944 году его, как и всех калмыков-фронтовиков, отправили в Широклаг. В Широклаге пробыл до 1945 года. После окончания войны выехал к семье, которая жила в Тюменской области. На родину с семьей вернулся 1957 году. Был награжден боевыми наградами и медалями. Умер в 1986 году в возрасте 87 лет. Он был строгим, но справедливым человеком. Односельчане уважали его. Был отважным солдатом, добрым дедушкой, хорошим семьянином.
Сибирская земля стала второй родиной для моих земляков. Несмотря ни на какие невзгоды, здесь жили, трудились, влюблялись. Здесь создали семью молодой, видный парень Харцха и бойкая Элиста. Здесь родились четыре старших сына: Бадма, Цедн, Чоодр, Цевг. Остальные дети родились в Бага-Чоносе. Здесь работали на животноводческой стоянке, ухаживали за скотом. У них немало трудовых наград и заслуг. Честным трудом они заслужили уважение земляков. Мои прадедушка и прабабушка вырастили достойных детей и смогли дать всем образование. Чоодр мой аава, работал в совхозе водителем, воспитал сына Виктора моего папу, который продолжил род отца, родив сыновей: Мазана и Эрдема. Тавн остался верен делу своих предков, и сейчас он успешный фермер, работает на земле отцов. У Тавна- сын Цевг. Бадма также организовал свое фермерское хозяйство, имеет трех сыновей: Кирсана, Церена и Чингиса.
7
Самый младший из сыновей - Баатр. На сегодня он является индивидуальным предпринимателем - на собственной автомашине осуществляет пассажирские перевозки, воспитывает двух сыновей Цедена и Санала. И пусть моих прадедушки и прабабушки уже нет с нами, но они навсегда останутся в памяти и сердцах своих потомков.
Вчерашний день, минувший год
Не умирает в человеке,
Прошедший век - он в нашем веке
Еще звенит, ещё поет.
Живут высокие веленья
Ума и сердца прежних лет
Давно участия веленья
Еще отбрасывает свет.
И фотография в альбоме,
И куст сирени под окном,
И тишина в отцовском доме
Твердят о времени ином.
В.Песков
8
Достойный представитель семьи Кикеевых
Семейные ценности Кикеевых достойно продолжил мой бааджа, старший брат моего аавы Кикеев Дмитрий Харцхаевич. Он, несомненно, яркий представитель нашего рода. Цепкий ум, аналитический склад характера, огромные организаторские способности наверняка достались ему, как мне кажется от прадеда. Практически всю свою трудовую жизнь бааджа посвятил свое малой родине- поселку Бага-Чонос. На какой бы должности не трудился, будь то: главный зоотехник, директор совхоза «Балковский», председатель СПК «Цаган Элсн», главы Бага-Чоносовского сельского поселения, или заместитель главы Целинного района, всегда с душой отдавался работе, подходя к делу с высоким профессионализмом и ответственностью. Кроме того моего бааджу с полным правом можно назвать патриотом малой родины и настоящим знатоком родного края. По его инициативе в 1993-1996 г.г.в поселке улица Октябрьская переименована в улицу Кекеева С.К.- первого председателя колхоза, а улица Степная стала носить имя нашего земляка, известного профессора, доктора филологических наук Кичикова А.Ш. Именно его силами в 1990году нашему поселку было возвращено историческое название «Бага-Чонос», а в 1999году он был инициатором строительства Багачоносовского хурула. Силами багачоносовцев под руководством Кикеева Д.Х. хурул был восстановлен.
В настоящее время Дмитрий Харцхаевич является зам.главы Бага-Чоносовского рода.
9
Заключение
В заключение мне хотелось бы отметить, что семейные реликвии - это не только ордена, медали, редкие книги, но и слово, завещанное нам в память о наших родных и близких. Беречь честь, достоинство, любить родную землю, гордо нести фамилию предков, быть строгим, самокритичным, проявлять глубокое уважение, доброжелательность, принципиальность к другим - это то, что завещали мои бабушка и дедушка своим детям, а значит и нам, их внукам и правнукам. И пусть они сегодня не с нами, историю семьи и рода Кикеевых продолжает движение в жизненном цикле. Несомненно, семья играет для людей важную роль. Самой природой заложено в человеке, трепетное отношение и преданность кругу людей, в котором он рос и постигал суть своего существования.
Моя семья – это частичка большого рода и счастье в том, что я знаю, откуда я и кто я. Моя семья– это мое богатство.
10
Список литературы
1.Митиров А.Г. «Ойрат калмыки. Века и поколения» г.Элиста, 1998г.
2.Бичеев Б.А. «Этническое сознание калмыков в период социалистического строительства(1917-1943г.г.) г. Элиста 2002г.
3.А,Б.Бадмаев «Зултурган –трава степная» изд. Современник, Москва, 1979г.
4.История Бага-Чоноса. Материалы школьного музея п.Бага-Чонос.
5.Газета «Новая жизнь» №86 от 30.10.2004г.статья «Мечты сбываются».
Весенние чудеса
Никто меня не любит
В поисках капитана Гранта
Ветер и Солнце
По морям вокруг Земли