Данная работа знакомит и расширяет знания о создании азбуки, где и кем используется алфавит в различных сферах деятельности современного человека.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект | 729.5 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Заводоуковского городского округа
«Новозаимская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.М.Важенина»
Исследовательский проект:
«Наша азбука»
Выполнили:
ученицы 1 «в» класса
МАОУ «Новозаимская СОШ»
Плашинова Евгения
Пономарёва Инна
Семёнова Ксения
Руководитель:
Дементьева Н.В.
учитель начальных классов
Новая Заимка, 2013 год
Содержание:
1. Введение:
Цель, задачи, практическая значимость, актуальность, методы исследования, гипотеза.
2.Основная часть:
а) Слова «алфавит» и «азбука» означают одно и то же. И имеет ли отношение к этим книгам «букварь»?
б) Кто придумал азбуку.
в) Где и кем используется алфавит.
г) Каким способом легче запомнить буквы алфавита.
д) Как сделать азбуку интересной и полезной.
3. Заключение.
4. Список литературы.
Проблемная ситуация:
Азбуке учиться – всегда пригодиться?
Цели:
Задачи:
Форма продукта проектной деятельности :
Метод исследования: поисковый, творческий.
Гипотеза :
Смогу ли я обойтись без знания алфавита?
Введение.
Мы изучили буквы алфавита, учимся сливать и читать слоги .А раньше,в древние времена , как люди учились читать? А если бы не придумали буквы- сумели бы передавать мысли и различные послания. А в наше время без упорядоченности букв алфавита сумел бы человек построить свою жизнь?
Цель нашей исследовательской работы: показать , что создания азбуки это великое достижение человека и использование её почти во всех отраслях жизни.
Обоснование актуальности проекта
Мы изучили буквы и научились читать и выбрали данную тему потому ,что не всем детям удаётся сразу запомнить буквы алфавита и вследствие этого не все дети читают. Так родилась идея –создать весёлую азбуку для детей. Она поможет быстрее запомнить буквы алфавита. Алфавитом пользуются повсеместно, а поэтому его необходимо знать
План реализации проекта:
Выявив актуальность проблемы, поставив цели и задачи, которые предстоит решить в ходе этого проекта, мы решили составить план и на практике реализовать свой проект.
План проекта
«Наша азбука»
Этапы проектной деятельности | Содержание практической деятельности | Участники проектной деятельности |
Подготовительный этап | 1. Поиск информации для ответов на вопросы. 2. Посетить объекты, где непосредственно используется алфавит. 3.Придумать эскиз «весёлой азбуки» | Классный руководитель, учащиеся 1 «в» класса |
Поисково–исполнительный этап | 1.Использовать интернет, словарь, другие печатные издания для нахождения ответов на вопросы. 2. Посетить : школьную библиотеку, кабинет секретаря, почту, памятник героям Великой Отечественной войны, для убеждения в том, что там используют алфавит . | Классный руководитель, учащиеся, родители. |
Обобщающий этап | 1.Подготовить презентацию. 2.Изготовить «Весёлую азбуку»; словарики для малышей. | Классный руководитель, учащиеся, родители. |
Рефлексивный этап | Обмен впечатлениями по итогам работы | Классный руководитель, учащиеся 1 «в» класса. |
а) Грамотность высоко ценилась на Руси. Из глубины веков дошли до нас памятники древней русской письменности: церковные книги, своды законов, деловые документы, летописи, литературные произведения. Старейшие сохранившиеся русские рукописные книги относятся к XI веку.
На Руси обучаться читать и писать стали гораздо раньше, чем появилась первая книга, предназначенная для этого. Если обратиться к энциклопедиям и словарям, то со статьи "Букварь" многие из них отсылают к статьям "Азбука" и "Алфавит", а со статьи "Азбука" обратно к букварю. Попробуем в этом разобраться.
Итак, азбука (по названию славянских букв аз, буки) имеет два взаимосвязанных значения:
1. Система расположения графических знаков – букв в порядке алфавита (по названию греческих букв альфа, бета [в другом произношении вита]) с их полным названием.
2. Начальное учебное пособие по обучению грамоте. Здесь название "азбука" указывает на сам прием обучения – заучивание букв в азбучном порядке.
До изобретения алфавита человек, чтобы записать какие-либо события или передать сообщение, использовал рисунки. Изображение нескольких антилоп могло обозначать "здесь хорошая охота», то есть это была форма письма. Такое "изобразительное письмо" было широко распространено в древнем Вавилоне, Египте и Китае.
Мы и сегодня пользуемся такими сообщениями в картинках. Например: «Осторожно! Электрическим током убьёт!» Или предупреждение в картинке – «Не разбейте: в этой упаковке храниться стекло!» А уж про дорожные знаки и говорить нечего - сплошные картинки сообщения: человечки, автомобильчики, велосипедисты…
Рисунки – значки переходили из страны в страну, от народа к народу и всякий раз изменялись.
Около 3500 лет назад народы, населявшие восточное побережье Средиземного моря, сделали открытие, которое приблизило их к созданию алфавита. Они осознали, что один и тот же знак можно использовать для одного звука во всех сочетаниях, поэтому они применяли ограниченное число знаков в этих целях. Такие знаки и стали алфавитом.
Алфавит стали применять древние евреи и финикийцы. Последние передали алфавит грекам. Древние римляне переняли греческий алфавит, внеся некоторые изменения и дополнения. Отсюда латинский алфавит переняли жители Западной Европы. Так появился современный алфавит.
Алфавит, азбука – эти два слова разные только на первый взгляд, а они не только называют одно и то же, но и будто копируют друг друга. Смотрите сами. Алфавит – альфа и вита (так назывались первые две буквы в греческом языке). Интересно, зачем было буквы как-то называть? Говорят, так их легче было запоминать. Также было и у финикийцев, у них первая буква была похожа на голову быка и называлась «алеф» (в переводе значит «бык»), а вторая - была «бет» (дом). Это значительно упрощало финикийским детям изучать буквы. Азбука – аз и буки – первые буквы славянского алфавита. Отсюда и берут начало эти два известных нам слова.
Теперь познакомимся с русскими печатными букварями. История их удивительна. Очевидно, что азбука древнее букваря. Букварем стали называть преимущественно печатные азбуки. Под азбукой же в составе букваря, по-видимому, понимали элементарное пособие, которая включала только алфавит и слоги. Причем, к моменту появления первого печатного букваря форма его построения практически сложилась. Это было сочетание азбуки и материала для чтения.
Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г.
Итак, алфавит это совокупность букв, которыми пользуются при письме на том или другом языке.
б) Конечно, азбука к нам не сама пришла. За её появление на Руси надо благодарить двух болгарских монахов, двух братьев – Кирилла и Мефодия.
Славянская азбука названа кириллицей в честь своего создателя — Кирилла. Правда, настоящее его имя — Константин. Кириллом его нарекли незадолго до смерти, так как он постригся в монахи ( монахам после обряда пострижения даётся новое имя). Кирилл разрабатывал азбуку на основе греческого алфавита вместе со своим братом Мефодием. Часто их называют солунскими братьями, так как родом они из греческого города Салоники (по-другому называемого Солунью).
В 863 году Кирилл и Мефодий отправились с важным поручением в Великое княжество Моравское (территория современных Чехии и Словакии). Миссия братьев состояла в том, чтобы растолковать людям христианское вероучение на их родном языке. А для этого нужно было сначала перевести богослужебные книги с греческого языка наславянский. Вот потому и занялись Кирилл и Мефодий разработкой новой азбуки. Они создали даже 2 азбуки — кириллицу и глаголицу, но глаголица со временем была забыта (на Руси ею пользовались только в самые первые годы развития и распространения письменности). От кириллицы и происходит наш русский алфавит. На её основе были созданы также украинский, белорусский и болгарский алфавиты — вот почему эти языки так похожи.
Конечно, тот алфавит, которым мы пользуемся сейчас, мало похож на древний старославянский алфавит. И современный русский язык тоже сильно отличается от старославянского и древнерусского языков.
Буквы кириллицы имели первоначально ещё и числовое значение, то есть употреблялись вместо цифр.
Современный алфавит составлен на основе этой азбуки (кирилицы).
в) Для ответа на 3 вопрос совершили экскурсии:
- в школьную библиотеку, где узнали, что книги на полках расставлены не только по темам, но и в алфавитном порядке по фамилии авторов; Познакомились с каталогами, словарями, энциклопедиями, узнали, что весь материал оформлен строго в алфавитном порядке.
-в школьный кабинет секретаря, где познакомились с личными делами обучающихся, журналами. Узнали, что списки учащихся составляются строго в алфавитном порядке;
-в школьный медицинский кабинет, где узнали, что медицинские карточки оформляются не только по алфавиту, но и по названиям улиц;
- на почте нам рассказали о том, что в каталогах названия изданий составлены по алфавиту;
- у мемориала «Защитникам Великой Отечественной войны» прочитали фамилии в строго алфавитном порядке;
Спросив у родителей, выяснили, что с помощью алфавита составлены:
указатели в энциклопедии, в ГИБДД списки зарегистрированных и угнанных машин, в телефонном справочнике фамилии и т.д.
г) Чтобы быстрее выучить алфавит, нужно:
учить стихи и скороговорки на нужную букву;
прописывать буквы, находить их в словах;
оживлять буквы (рисовать им ручки, ножки и лицо);
петь алфавит на разные мелодии.
д) Запоминается всё, что вызывает интерес, а поэтому мы предлагаем интересные варианты «весёлой азбуки». Это яркое, красочное, запоминающееся, пособие. На нём изображены предметы окружающего нас мира: птицы, звери, рыбы, насекомые, предметы сделанные руками человека. Кроме всего в стихах представлен ряд профессий на каждую букву. Запоминая букву, мы узнаём много полезной информации. Изготовить плакаты, для лучшего запоминания алфавита, нам помогли наши родители. Данная работа вызывает интерес и представляет огромную пользу. И ещё ярким событием в праздновании « Прощание с Азбукой» были гости Ириска и Клёпка. В итоге праздника мы помогли героям – клоунам отыскать потерянные буквы. Было весело и интересно!
Заключение:
Результаты проведённого исследования дают возможность утверждать, что азбука и алфавит обозначают одно и то же. Азбука придумана раньше букваря. Узнав это, мы сделали вывод, что читать люди научились очень давно. И в современном мире жизнь без азбуки невозможна. Проведённое исследование подтвердило справедливость гипотезы, позволило решить поставленные задачи и ответить на вопрос: «Смогу ли я обойтись без знаний азбуки?» Конечно же, нет! Поскольку вся наша жизнь опирается на знание алфавита. И значит: «Азбуке учиться – всегда пригодиться!»
Литература:
1.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» - М., Просвещение, 1991
2. Дитрих А, Юрмин Г, КошурниковаР «Почемучка» -«Педагогика – Пресс»,1998.
3. Диск «Большая детская энциклопедия»
4.Детский сайт «Умничка»
5.Юрмин ГА, Менакер АЮ Энциклопедия для любознательных « Почемучка идёт в школу»- М.:ООО «Издательство Астрель»,2001
Огонь фламенко
Заяц-хваста
Стеклянный Человечек
Глупый мальчишка
Зимняя сказка