В исследователькой работе рассказывается об учителях нашей школы, которые ушли на войну, и как сложилась их жизнь после войны.
Вложение | Размер |
---|---|
vov.docx | 25.35 КБ |
Министерство образования и науки КЧР
Муниципальное казённое образовательное учереждение
«Лицей №1 г.Усть-Джегута»
Исследовательская работа
Тема: Роль ветеранов Великой Отечественной войны- педагогов Усть-Джегутинской школы в воспитании подрастающего поколения
Великая отечественная война 1941-1945 годов — освободительная война советского народа против фашистской Германии и ее союзников (Венгрия, Италия, Румыния, Финляндия); важнейшая часть 2-й мировой войны.
Непосредственную подготовку к нападению на СССР Германия начала в 1940 (план «Барбаросса»). Вместе с европейскими союзниками Германия сосредоточила для нападения на СССР 191,5 дивизий; силы противника насчитывали 5,5 млн. человек, около 4,3 тыс. танков и штурмовых орудий, 47,2 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. боевых самолетов, 192 корабля. Германия планировала против СССР «молниеносную войну» («блицкриг»).
Усилия СССР в 30-е годы по созданию системы коллективной безопасности не увенчались успехом. Пакт о ненападении с Германией (август 1939) позволил оттянуть начало войны. Однако подписанные при этом, а также при заключении в сентябре 1939 договора о дружбе и границе с Германией секретные протоколы были несовместимы с нормами международного права, подрывали престиж страны. Обороноспособность страны была подорвана проводившейся тоталитарным режимом социально-экономической политикой, массовыми репрессиями, охватившими и военные кадры, а также крупными просчетами в военном строительстве, в определении вероятных сроков начала войны, главная вина в чем ложится на И. В. Сталина и его ближайшее окружение. К июню 1941 Красная Армия имела 187 дивизий; в ее составе было около 3 млн. человек, более 38 тыс. орудий и минометов, 13,1 тыс. танков, 8,7 тыс. боевых самолетов; в Северном, Балтийском и Черноморском флотах насчитывалось 182 корабля и 1,4 тыс. боевых самолетов. Советские войска не были полностью укомплектованы личным составом, танками, самолетами, зенитными средствами, автомобилями, инженерной техникой; войска и командный состав имели низкий уровень подготовки.
22 июня 1941 фашистская Германия вероломно напала на СССР. Создав на направлении ударов подавляющее превосходство, агрессор прорвал оборону советских войск, захватил стратегическую инициативу и господство в воздухе. Приграничные сражения и начальный период войны (до середины июля) в целом привели к поражению Красной Армии. Она потеряла убитыми и ранеными 850 тыс. человек, 9,5 тыс. орудий, св. 6 тыс. танков, около 3,5 тыс. самолетов; в пленпопало около 1 млн. человек. Враг оккупировал значительную часть страны,продвинулся вглубь до 300-600 км, потеряв при этом 100 тыс. человек убитыми, почти 40% танков и 950 самолетов.
23 июня была создана Ставка Главного Командования (с 8 августа — Ставка Верховного Главнокомандования). Вся полнота власти была сосредоточена в созданном 30 июня Государственном Комитете Обороны (ГКО). С 8 августа И. В. Сталин стал Верховным Главнокомандующим. Основными военными событиями летне-осенней кампании 1941 были Смоленское сражение, оборона Ленинграда и начало его блокады, военная катастрофа советских войск на Украине, оборона Одессы, начало обороны Севастополя, утрата Донбасса, оборонительный период Московской битвы. Красная Армия отступила на 850-1200 км, однако враг был остановлен на основных направлениях под Ленинградом, Москвой и Ростовом и перешел к обороне. Зимняя кампания 1941-42 началась контрнаступлением советских войск на западном стратегическом направлении. В ходе ее осуществлены контрнаступление под Москвой, Любанская, Ржевско-Вяземская, Барвенковско-Лозовская и десантная Керченско-Феодосийская операции. Советские войска сняли угрозу Москве и Сев. Кавказу, облегчили положение Ленинграда, полностью или частично освободили территорию 10 областей, а также св. 60 городов. Стратегия «блицкрига» рухнула. Было разгромлено около 50 вражеских дивизий.
Выступление Молотова по радио 23 июня 1941 г.
В летне-осенней кампании 1942 советские войска имели нереальную задачу: полностью разгромить противника и освободить всю территорию страны. Основные военные события развернулись на юго-западном направлении: поражение Крымского фронта, военная катастрофа советских войск в Харьковской операции, Воронежско-Ворошиловградская, Донбасская, Сталинградская оборонительные операции, сражение на Сев. Кавказе. На северо-западном направлении Красная Армия провела Демянскую и Ржевско-Сычевскую наступательные операции. Противник продвинулся на 500-650 км, вышел к Волге, захватил часть перевалов Главного Кавказского хребта. Была оккупирована территория, где до войны проживало 42% населения, производилось 1/3 валовой продукции, находилось более 45% посевных площадей. Экономика переводилась на военные рельсы. В восточные районы страны было перебазировано большое количество предприятий (только во 2-м полугодии 1941 — 2593, в т. ч. 1523 крупных),вывезено 2,3 млн. голов скота. В 1-м полугодии 1942 было выпущено 10 тыс. самолетов, 11 тыс. танков, около 54 тыс. орудий. Во 2-м полугодии их выпуск увеличился более чем в 1,5 раза. Советско-английское соглашение от 12 июля 1941, Московская конференция представителей СССР, США и Великобритании (29 сентября — 1 октября 1941), Декларация 26 государств от 1 января 1942 о военном союзе стран, сражавшихся против фашизма, советско-американское соглашение от 11 июня 1942 оформили ядро антигитлеровской коалиции.
Текст приказа Сталина «Ни шагу назад!»
В зимней кампании 1942-43 основными военными событиями были Сталинградская и Северо-Кавказская наступательные операции, прорыв блокады Ленинграда. Красная Армия продвинулась на запад на 600-700 км, освободив территорию св. 480 км2, разгромила 100 дивизий (40% сил врага на советско-германском фронте). Были созданы благоприятные условия для завершения наступления союзников в Северной Африке, Сицилии и Южной Италии.
В летне-осенней кампании 1943 решающим событием была Курская битва. Важную роль сыграли партизаны (операция «Рельсовая война»). В ходе битвы за Днепр было освобождено 38 тыс. населенных пунктов, в т. ч. 160 городов; с захватом стратегических плацдармов на Днепре созданы условия для наступления в Белоруссии. В битве за Днепр партизаны провели операцию «Концерт» по разрушению коммуникаций врага. На др. направлениях осуществлены Смоленская и Брянская наступательные операции. Красная Армия прошла с боями до 500-1300 км, разгромила 218 дивизий. Важным этапом в развитии международных и межсоюзнических отношений стала Тегеранская конференция (28 ноября — 1 декабря 1943).
В зимнюю кампанию 1943-44 Красная Армия провела наступление на Украине (10 одновременных и последовательных фронтовых операций, объединенных общим замыслом), завершила разгром группы армий «Юг», вышла на границу с Румынией и перенесла боевые действия на ее территорию. Почти одновременно развернулась Ленинградско-Новгородская наступательная операция; Ленинград был окончательно деблокирован. В результате Крымской операцииосвобожден Крым. Советские войска продвинулись назапад на 250-450 км, освободили около 300 тыс. км2 территории, вышли на государственную границу с Чехословакией.
В июне 1944 союзники открыли 2-й фронт во Франции, что ухудшило военно-политическое положение Германии. В летне-осеннюю кампанию 1944 советские войска провели Белорусскую, Львовско-Сандомирскую, Восточно-Карпатскую, Ясско-Кишиневскую, Прибалтийскую, Дебреценскую, Восточно-Карпатскую, Белградскую, частично Будапештскую и Петсамо-Киркенесскую наступательные операции. Было завершено освобождение Белоруссии, Украины и Прибалтики (кроме некоторых районов Латвии), частично Чехословакии, принуждены к капитуляции и вступили в войну против Германии Румыния и Венгрия, освобождены от оккупантов Советское Заполярье и северные области Норвегии. 4-11 февраля 1945 в Ялте состоялась Крымская конференция руководителей СССР, Великобритании и США.
Кампания 1945 в Европе включала Восточно-Прусскую, Висло-Одерскую, завершение Будапештской, Восточно-Померанскую, Нижнесилезскую, Верхнесилезскую, Западно-Карпатскую, Венскую и Берлинскую операции, которые завершились безоговорочной капитуляцией фашистской Германии. После Берлинской операции советские войска совместно со 2-й армией Войска Польского, 1-й и 4-й румынскими армиями и 1-м чехословацким корпусом провели Пражскую операцию. 24 июня в Москве состоялся Парад Победы. На происшедшей в июле — августе Берлинской конференции руководителей трех великих держав была достигнута договоренность по вопросам послевоенного устройства мира в Европе.
9 августа 1945 СССР, выполняя союзнические обязательства, начал военные действия против Японии. В ходе Маньчжурской операции советские войска разгромили Квантунскую армию, освободили Южный Сахалин и Курильские острова. 2 сентября 1945 Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции.
На советско-германском фронте были разгромлены и пленены 607 дивизий противника, уничтожено 75% его военной техники. По различным данным, потери вермахта составили от 6 млн. до 13,7 млн. человек. СССР потерял около27 млн. человек, в т. ч. 11,3 млн. человек на фронте, 4-5 млн. партизан, много людей погибло на оккупированной территории и в тылу страны. В фашистском плену оказалось около 6 млн. человек. Материальный ущерб составил 679 млрд. руб. В тяжелой кровопролитной войне советский народ внес решающий вклад в освобождение народов Европы от фашистского ига. День Победы (9 мая) отмечается ежегодно как всенародный праздник и день памяти по погибшим. (Энциклопедия Кирилл и Мефодий)
К сожалению война, также, не обошла стороной и наши края. Она принесла много горя ,боли и слёз, но наш ,сильный духом ,выстоял, не сломился и по окончании войны старался продолжать жить, учиться и работать. В своей исследовательской работе я хотела бы рассказать об учителях,участвовавших в великой отечественной войне.
Учитель-фронтовик,образно говоря ,напоминает садовника ,растившего молодой сад, цветы. Но вот налетел на этот сад ураган с градом ,вырывает деревья с корнями, ломает ветви и смешал с землёй цветы .А он всё бегает, мечется, старается спасти своих питомцев, а потом падает ,сражённый молнией.
А сколько их было,таких учителей? Кто их считал ?
Духновский Александр Александрович. С первых дней Отечественной войныучаствовал в боях за город Черкассы,в составе 12 армии юго-западного фронта.В 1945г. В сентябре вели бои за оборонуг.Полтавы.С боями шли до Харькова.2 года участвовал в обороне Ржева-Калининского фронта в составе 143 танковой бригады.В 1944 освобождал г. Гротков составе 3-го гвардейского краснознаменного кавалерийского корпуса. В 1945 вели ожесточённые бои в Восточной Пруссии.Закончил войну на реке Эльба. После войны работал во 2-ой школе,преподавал черчение и рисование.
Шейкин Александр Фёдорович. Александр Фёдорович воевал с 1942 по 1944 год. Участвовал в боях на Сталинградском Юго-Западном ,4-ом Украинском фронтах. За образцовое выполнение заданий на фронте был награждён двумя орденами Красной Звезды, медалью «За победу над Германией» и др. Александр Фёдорович имел высокую гражданскую позицию. Все ,кто встречался с этим человеком ,хранят в сердце добрую память о нём. После войны Александр Фёдорович преподавал физику и математику в средней школе №1.
Байрамуков Борис Хасанович. Борис ХасановичБайрамуков,ушедший на фронт добровольцем. И на всём боевом пути с болью в сердце видел учитель –боец те ужасающие разорения ,слёзы,горе осиротевших детей,жён и матерей. Борис Хасанович в звании старшего лейтенанта был назначен командиром роты.Был награждён медалью «За оборону Кавказа»,»За боевые заслуги».На войне ему помогали педагогические знания,быстро поднимать настроение,осоенности характера своих солдат.После войны работал учителем в вечерней школе.
Киселёв Дмитрий Андреевич. Дмитрий Андреевич прошёл всю войну с 1941 по 1945г.г. Служил он в отдельной приморской армии,на 4-ом Украинском фронте, в 3-ем горноспасательном корпусе.Закончил войну в звании капитана.Вернувшись в родную станицу Дмитрий стал преподавать немецкий язык.С 1966 г. Стал директором школы.Для многих поколений 1 школа долгие годы ассоциировалась с именем Д.А.Кисилёва.В то время ,когда он работал директором ,активно работали пионерская дружина и комсомольская организация . Проводились вечера,диспуты,соревнования.Учащиеся школы занимали первые места на смотрах художественной самодеятельности,спортивных соревнованиях.Жизнь Кисилёва Дмитрия Андреевича-пример того, каким должен быть человек,патриот своей родины.
Евдокимова Анна Николаевна. Анна Николаевна прошла всю войну с 1941 по 1945г.г.Воевала на Украинском фронте , в войсках связи.После войны преподавала в школе историю.До 1965 года возглавляла школу ,где учащиеся занимали первые места на смотрах художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях.
Прилипко Иван Григорьевич. Боевой путь И.Г.Прилипко начался в феврале 1942г. Под Сталинградом ,после окончания Сталинградского военного училища связи, а завершился в Берлине.В Берлине И.Г. Прилипкобыл 1 мая 1945г.,и в этот день война для него ,как он говорит ,закончилась. А 2 мая он уже услышал само это слово-капитуляция…И.Г.Прилипко внёс большой вклад в военно-патриотическое воспитание молодёжи, будучи педагогом по профессии, и по призванию, в средней школе №1 г. Усть-Джегутапреподавал физкультуру и начальную военную подготовку.
Расул Гамзатов
Нас двадцать миллионов
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,
Где путь, как на вершину, был не прям.
Еще мы женам снимся молодыми,
И мальчиками снимся матерям.
А в День Победы сходим с пьедесталов,
И в окнах свет покуда не погас,
Мы все от рядовых до генералов
Находимся незримо среди вас.
Есть у войны печальный день начальный,
А в этот день вы радостью пьяны.
Бьет колокол над нами поминальный,
И гул венчальный льется с вышины.
Мы не забылись вековыми снами,
И всякий раз у Вечного огня
Вам долг велит советоваться с нами,
Как бы в раздумье головы клоня.
И пусть не покидает вас забота
Знать волю не вернувшихся с войны,
И перед награждением кого-то
И перед осуждением вины.
Все то, что мы в окопах защищали
Иль возвращали, кинувшись в прорыв,
Беречь и защищать вам завещали,
Единственные жизни положив.
Как на медалях, после нас отлитых,
Мы все перед Отечеством равны
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
Где в облаках зияет шрам наскальный,
В любом часу от солнца до луны
Бьет колокол над нами поминальный
И гул венчальный льется с вышины.
И хоть списали нас военкоматы,
Но недругу придется взять в расчет,
Что в бой пойдут и мертвые солдаты,
Когда живых тревога призовет.
Будь отвратима, адова година.
Но мы готовы на передовой,
Воскреснув,
вновь погибнуть до едина,
Чтоб не погиб там ни один живой.
И вы должны, о многом беспокоясь,
Пред злом ни шагу не подавшись вспять,
На нашу незапятнанную совесть
Достойное равнение держать.
Живите долго, праведно живите,
Стремясь весь мир к собратству
сопричесть,
И никакой из наций не хулите,
Храня в зените собственную честь.
Каких имен нет на могильных плитах!
Их всех племен оставили сыны.
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
Падучих звезд мерцает зов сигнальный,
А ветки ив плакучих склонены.
Бьет колокол над нами поминальный,
И гул венчальный льется с вышины.
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Сорняки
Никто меня не любит
Император Акбар и Бирбал
Снеговик