Аннотация
Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Мир глазами ребенка кажется огромным и часто в детстве возникает множество страхов, от которых порой избавиться даже во взрослой жизни сложно. Страх может держать ребенка в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе, сковывать, а в некоторых случаях буквально парализовать активность. Мешают ли страхи жить ребенку полноценной жизнью? Если да, то, как справиться с ними? Есть ли способы преодоления страхов? Это и стало целью проекта.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_strah_-_drug_ili_vrag.docx | 36.83 КБ |
Научно-исследовательская конференция школьников «Гости из будущего»
Страх - друг или враг?
Автор: (Леонтьев Матвей Валерьевич,
3 "б" класс, № 5)
Руководитель: (Мамадова Наталья Владиславовна,
учитель,МАУ "Средняя школа № 5")
Когалым
2016 г.
Аннотация
Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Мир глазами ребенка кажется огромным и часто в детстве возникает множество страхов, от которых порой избавиться даже во взрослой жизни сложно. Страх может держать ребенка в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе, сковывать, а в некоторых случаях буквально парализовать активность.
Мешают ли страхи жить ребенку полноценной жизнью? Если да, то, как справиться с ними? Есть ли способы преодоления страхов? Это и стало целью проекта.
Цель: Поиск путей преодоления различных страхов у детей младшего школьного возраста.
Проект предназначен для учащихся начальной школы, которые хотят быть смелыми и успешными в учебе, но им мешают страхи. Автор проанализировав различную информацию по проблеме, (поиск которой осуществлялся через различные пути: библиотека, телевизионные передачи, через прямое общение со старшими членами семьи и одноклассниками, сми), провел анкетирование, в процессе которого было установлено, что все дети боятся чего-то. Подготовил доклад (презентацию) с возможными вариантами преодоления страхов, сформулировал рекомендации для родителей одноклассников в виде памятки "Как помочь ребенку избавиться от страха и стать уверенным?"
Оглавление
Введение……………………………. ................................................3 стр.
1. Глава ………………………………................................................4 стр.
1.1. Что такое страх?. ……………………...………….................4 стр.
1.2. Влияние страха на людей………….......................................5 стр.
2. Глава……………………………….................................................5 стр.
2.1. Анкетирование…………………………….….......................5 стр.
2.2. Выступление ……….………………………………..............6 стр.
2.3. Памятка для родителей...........................................................6 стр.
Заключение……………………….…..................................................6 стр.
Список литературы…………………….…….....................................8 стр.
Приложение…………………..............................................................9 стр.
Введение
Когда мне было 5 лет, я боялся темноты. И каждую ночь, я просыпался и видел в темноте какие то фигуры. Они напоминали мне страшных существ. А еще я боялся слазить со своей кровати, думал, что там живет какое–то чудище и схватит меня за ноги.
Со временем мне удалась справиться с некоторыми из них, но когда я пошел в школу, то заметил, что снова стал бояться, только уже другого: насмешек одноклассников, неправильного ответа, двоек.
Я понял, что под влиянием страха человек становится неуверенным в себе, не хватает решимости высказать и отстоять свою точку зрения.
Страхи, если к ним правильно относится, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно.
Я понял, как важно владеть разнообразными приемами и способами борьбы со страхом. Тогда твоя жизнь дома и в школе становится более комфортной, а процесс обучения, более качественным и эффективным.
Цель: Поиск путей преодоления различных страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Методы и приемы:
Целевая аудитория: проект рассчитан на детей и их родителей.
Новизна и оригинальность:
Практическая значимость:
Глава 1.
1.1. Что такое страх?
Страх- это атавизм - люди, унаследовали его от наших четвероногих предков. Как известно, животным чувство страха необходимо для выживания. Любое животное, изгнанное из стаи, неизбежно погибает. Следовательно, страх у человека это защитная реакция организма.
Что такое страх? (Энциклопедический словарь) отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни человека.
Большинство страхов в той или иной степени определены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относится, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно.
Постоянный страх или беспокойство разрушают дружеские связи, усиливают стресс и причиняют ущерб физическому здоровью. Существует убеждение, что вся боль, которую накапливает и не выплескивает наша душа, позже выливается различными заболеваниями организма и называют такое явление психосоматикой. Например, головная боль – негативное отношение к самому себе; болезни глаз – страх перед будущим; проблемы с речью – боязнь самовыражаться; простуда (ОРЗ) – волнение, обиды по мелочам.
Американские ученые, утверждают (на основе проведенных исследований), что тем детям, у которых есть трудности с математикой, мешает чувство страха и тревоги. Именно это заставляет мозг работать по-другому: появляется медлительность и рассеянность.
Российские ученые заметили, что если со страхом не бороться, то можно даже заболеть. В случае постоянного присутствия ощущения опасности (с повышением уровня адреналина) ускоряется общий износ организма, то есть, ускоряется процесс старения.
Некоторые дети спят ночью при свете. Я узнал, что существует гормон сна – мелатонин. Также его называют гормоном жизни и долголетия.
Ученые до сих пор изучают свойства этого вещества, но положительное воздействие его на организм человека и его необходимость для нормальной жизнедеятельности уже установлены. Этот гормон может вырабатываться только во время сна при полной темноте.
Всю эту информацию я узнал из библиотечных книг, интернета, телевизионных передач и у старших членов своей семьи.
Глава 2.
2.1. Анкетирование
Следовало провести анкетирование среди одноклассников, чтобы узнать, чего боятся мои ровесники.[Захаров А. И., 2007, с. 83]
Для изучения страхов была использована анкета "Страхи детей"
Анализ результатов показал как положительные, так и отрицательные моменты. Больше всего ребята боятся нападения, умереть, страшных снов, темноты, различных животных. Эти страхи основаны на инстинкте самосохранения и имеют защитный характер. Меньше всего одноклассники боятся, родителей и их наказания, зубных врачей и крови, воды и чудовищ.
Захотелось поделиться своим опытом с одноклассниками, рассказать им о возможных способах преодоления страхов. Информация была представлена в форме доклада - презентации. Тема "Копилка советов. Как помочь себе справиться со страхом". (Приложение 2)
Я рассказал ребятам о том, что быть человеком – это значит, каждый день испытывать разные чувства. Мы радуемся и грустим, веселимся и скучаем, а иногда страшимся. Ведь когда ты маленький окружающий мир кажется большим и непонятным. Главное помнить, что испытывать страх – это нормально!
Если страхи не уходят, нужно просто взять и вытеснить их из своих мыслей! Нужно искать повод для радости каждый день. Это может быть подарок или сделанное доброе дело, игра с питомцем или мыльными пузырями, тогда точно место для страхов в жизни не останется.
Я узнал и рассказал ребятам, что существует много игр, которые помогают в борьбе со страхами. Хороший способ – как сделать так, чтобы страх перестал быть врагом. Попытаться вспомнить что-то, за что можно, то что тебя пугает, пожалеть. И еще сложнее - найти в нем что-то приятное. Это очень трудно, мало кто с первого раза справляется.
Когда я был маленьким, мама сшила мне перчаточную собачку. Я очень любил ее, наверное потому что она разговаривала маминым голосом. Мы рассказывали друг другу свои секреты, делились радостями, печалями и поддерживали советами.
Работая над проектом я узнал, что мой игрушечный друг появился в моей жизни не случайно. Это замечательный способ,собачка испытывает те же трудности, страхи а ребенок помогает ей найти выход. Получается, что ребёнок помогает самому себе.
Иногда страхи бывают такими сильными, что ничего не помогает. Нужно просто рассказать всё взрослым! Они выслушают и помогут, но порой родителям и учителям самим нужна помощь, чтобы во всем разобраться. Тогда нужно идти к специальномудоброму человеку, который умеет разговаривать с ребятами о их тревогах и придумывать как побеждать разные напасти. Такие люди называются психологами. Нужно помнить, что вокруг насмного заботливых взрослых!
Ребятас интересом слушали, а в конце многие стали рассказывать о своем "бесстрашном" опыте. В результате чего «копилка советов» пополнилась.
2.3. Памятки для родителей
Каждый взрослый знает, как необходима детям поддержка и помощь родителей. Поэтому былиподготовлены памятки для родителей "Как помочь ребенку избавиться от страха и стать уверенным?", которые помогутим правильно поддержать своего ребенка в борьбе со страхом. (Приложение 3)
Выводы:
Работая над проектом "Страх - друг или враг?" я испытывал огромное удовлетворение от проделанной работы. Реализация этого проекта способствовала расширению моего представления о видах страха и способах борьбы с ними. Работа над проектом разбудила во мне интерес к науке психологии. Данный проект будет размещен на личной страничке в социальных сетях, что бы каждый желающий мог воспользоваться моей копилкой советов.
Таким образом, страх не друг, но он и не враг. Это такое чувство, которое дает нам остерегаться чего-либо, но когда его становится много нам нужноего одолевать. Тогда сразу будет видно, что у человека есть сила воли.
Список литературы
1. Захаров А.И. "Дневные и ночные страхи у детей". - "Изд. СОЮЗ" Санкт Петербург 2000.
2. Молли Виганд "Забудь про страх!". - Изд. Эксмо-Пресс, 2012.
3. Петроновская Л. "Что делать если". - "Изд.Астрель" М. 2014.
4. Шишова Т. "Страх мой - враг мой". - Изд. "Никея" 2012.
1. URL: http://www.medicalnewstoday.com/articles/243328.phpMedicalNewsToday."Чувство страха мешает решать детям задачи по математике"
2. http://www.youtube.com/watch?v=jk2wDSU0dvw "Детские страхи - как от них избавиться? "
3. http://www.youtube.com/watch?v=W1J_tia7PCM "Детские страхи. Как научить детей справляться со страхами? Воспитание детей. Мамина школа"
Извержение вулкана
Зимовье зверей
Философские стихи Кристины Россетти
Ласточка. Корейская народная сказка
Просто так