Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами.
А между тем с каждым годом проблема становится острее. Уже известны и летальные случаи, и все чаще в СМИ можно увидеть факты страшных преступлений, которые произошли на основе пагубной зависимости.
Насколько серьезна такая проблема, как компьютерная зависимость у подростков? Все ли пользователи компьютера одинаково подвержены его негативному влиянию. Кто потенциальные больные?
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota.docx | 43.09 КБ |
Проблема компьютерной зависимости у подростков
Выполнили:
Бузлукова Дарья,
Воронина Ольга,
Нащинец Янина, ученицы 9 класса
Руководитель: Мильшина Оксана Владимировна,
педагог-психолог I квалификационной категории,
МБОУ «СОШ №1 им. Ярослава Василенко» п.Пурпе
п.Пурпе
2014 год
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………….………..2
Глава I. Проблема компьютерной зависимости……………...………..…………………………4-8
1.1. История проблемы…..………………………..........................................................................4
1.2. Причины зависимости ………………………………….………………………………….4
1.3. Симптомы компьютерной зависимости……………………………………........................5
Глава II Практические исследования……………………………………………………………9-12.
2.1.Результаты социологического исследования………………...………………………….9-10
2.2.Пути решения данной проблемы……………………………………………………...11-12
Заключение ….……………………………………………………………………………………..13
Список использованной литературы….………………………………………………………….14
Приложение 1 (анкета)
Приложение 2 (анкета)
Приложение 3 (анкета)
Введение
Актуальность. Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека - одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков.
Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами.
А между тем с каждым годом проблема становится острее. Уже известны и летальные случаи, и все чаще в СМИ можно увидеть факты страшных преступлений, которые произошли на основе пагубной зависимости.
Насколько серьезна такая проблема, как компьютерная зависимость у подростков? Все ли пользователи компьютера одинаково подвержены его негативному влиянию. Кто потенциальные больные?
Цель исследования: рассмотреть проблему компьютерной зависимости.
Задачи исследования:
Объект исследования: учащиеся 6 – 10 классов.
Предмет исследования: наличие компьютерной зависимости среди подростков и юношей.
Гипотеза: В каждом возрастном периоде есть ведущая деятельность. В подростковом и раннем юношеском возрасте этой деятельностью является общение. Подростки с ярко выраженной экстраверсией испытывают наибольшую потребность в общении, чем интроверты. Но если им не удается найти достаточного общения среди сверстников, то и они пытаются заменить это «живое общение», и находят для себя выход в «общение с компьютером».
Методы исследования:
I общетеоретические: анализ специальной литературы, изучение терминологии, анализ нормативно- правовых документов
II социологические: анкетирование, интервьюирование, тестирование.
Глава I. Проблема компьютерной зависимости
1.1 История возникновения проблемы. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. В 1994 году психиатр Кимберли Янг разработала и опубликовала на сайте тест-опросник, направленный на выявление зависимости и получила около 500 ответов. Большинство ответивших были признаны согласно выбранному критерию зависимыми. Оказалось, что распространённость этого расстройства сходна с распространённостью патологической азартности. Описана впервые эта зависимость была в 1995 году доктором Иваном Голдбергом. Несмотря на то, что в цели Голдберга не входило включение этого расстройства в официальные психиатрические стандарты, предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. В 1996 году в американской официальной классификации психических болезней (DSM) появился новый раздел «кибернетические расстройства», которые вызываются переутомлением и стрессами в результате продолжительного пребывания в виртуальной реальности.
В России данный феномен с 2005-го года изучают психологи-гностики проекта "OmegaGnosis XXI". В нашей пока, к сожалению, этой проблеме не уделяется должного внимания на государственном уровне.
1.2. Причины зависимости.
Каковы же причины ухода от реального мира в мир компьютерный? Компьютерную зависимость легче предупредить, чем справиться с ней.
Как видим, все указанные причины так или иначе связаны с нарушением общения в подростковом и юношеском возрасте.
1.3. Симптомы компьютерной зависимости. Зависимость (аддикция) – стойкая сверхценная трудно контролируемая привычка (внутреннее побуждение) с заранее прогнозируемым негативным эффектом, сопровождаемой изменением настроения, снижением барьера самокритичности, ростом толерантности, абстиненцией (синдромом отмены, с возникающим в некоторых случаях «похмельным» раскаянием») и обязательно наступающим рецидивом.
Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем мире и уже смело приравнивают ее к таким видам зависимости как алкоголизм, курение, наркомания, по той причине, что у всех этих видов зависимости сходны факторы возникновения и сложность и многослойность лечения (отказа от пагубой привычки). И лечат эту зависимость, как и другие виды зависимостей (алкогольная, наркотическая).
И действительно признаки зависимого поведения у детей, которые «зависают» в компьютере схожи с признаками поведения наркоманов (или другой зависимости).
Глава II. Практическая часть исследования.
2.1 Социологический опрос учащихся 6-10 классов МБОУ «СОШ №1 им. Ярослава Василенко» п.Пурпе. Практическая часть реализовывалась с участием учеников нашей школы. В опросе участвовало 196 респондентов: 96 мальчиков и 100 девочек. Опрос учащихся состоял из 2-х этапов.
Первый этап практического исследования был ориентирован на определение общего интереса к компьютеру и играм, и проводился по анкете, самостоятельно разработанной учащимися (приложение 1):
Как часто ты работаешь на компьютере?
все свободное время | больше половины свободного времени | меньше половины свободного времени | другое |
31% | 34% | 35% | 0,5% (у меня нет компьютера) |
Цель твоей работы:
компьютерные игры | полезная информация для учебы и(или) работы | информация развлекательного характера | Интернет-общение | другое |
20% | 49% | 31% | 39% | - |
*в этом вопросе дети могли выбрать несколько вариантов ответов
Что ты испытываешь во время игры на компьютере?
азарт | подъем настроения | отключение» от реального мира | другое |
11% | 57% | 14% | 18% |
Забываешь ли ты о домашних обязанностях, важных встречах, учебе и других делах в ходе работы или игры на компьютере?
часто | иногда | никогда |
6% | 30% | 64% |
Что привлекает тебя в игре на компьютере?
отсутствие ответственности за происходящее | возможность исправить ошибку путем нескольких попыток | наличие собственного внутреннего мира, возможность уйти от окружающих и проблем, связанных с ними | возможность посоревноваться друг с другом, стать лидером | один из способов расслабиться | другое |
6% | 14% | 13% | 18% | 34% | 21% |
Кто чаще всего контролирует твое нахождение за компьютером?
никто
| родители | я сам себя контролирую | другое |
20% | 40% | 40% | - |
Сколько часов может продолжаться непрерывная игра?
1-2 часа | 5-15 часов | бесконечно | другое |
12% | 40% | 38% | - |
Когда заканчивается время игры на компьютере ты обычно:
встаешь и уходишь | раздражен, но вынужден прервать игру | просишь родителей продлить время игры (доплачиваешь деньги и играешь снова) | другое |
52% | 27% | 14% | 7% |
Считаешь ли ты, что продолжительная работа на компьютере вредна?
слышал, но не верю | знаю, но сомневаюсь | да, вредна |
9% | 21% | 70% |
Часто ли ты тратишь реальные деньги в процессе игры?
часто | редко | никогда |
2% | 74% | 24% |
Вывод: Проблема является актуальной и для нашей школы, потому по данным проведенного нами исследования лишь 1% учащихся не имеет домашнего компьютера (но при этом имеют доступ к интернету и играм из мобильного устройства), что говорит об активном применении компьютерных технологий учащимися, обучающимися в нашей школе.
49% выборов учащихся садятся за компьютер с целью получения полезной информации и обучения, а 90% выбирают компьютер для общения, игры и развлечений.
57% детей испытывают подъем настроения при «работе» за компьютером, что является одним из начальных симптомов зависимых состояний, и еще 12% полностью погружаются в игру, отключаясь от реальности, что является одним из ярких показателей зависимости.
36% респондентов часто или частично забывают об обязанностях, отдавая приоритет интернету и играм.
Для всех опрошенных уход в мир компьютера и интернета связан с психологическими сложностями и не умением справляться с ними.
60% опрошенных учащихся предоставлены сами себе длительное время, что говорит о нарушенной связи ребенок-родитель в семье.
Для 38% участников опроса игра может длиться бесконечное количество времени, т.е теряется контроль за происходящим.
Основная масса учащихся знает о вредном воздействии компьютера на здоровье и психологическое состояние человека.
76% учащихся проигрывают реальные деньги.
Второй этап работы был направлен на непосредственное выявление интернет-зависимости у учащихся 6-10 классов. Для той цели был использован опросник, направленный на выявление интернет-зависимости С.А. Кулакова (2004 г.), (приложение 2).
Результат оказался следующим. Основная масса школьников 180 человек не проявляет сверхценного отношения к компьютеру. Только 16 человек обследованных попали в категорию риска:
У 14 (7%) человек из 196 обследованных учащихся выявлены ярко выраженные симптомы зависимости.
У 2 (1%) человек зафиксировано уже зависимое состояние от компьютера. На первый взгляд может показаться, что ситуация не столь плачевна. Но если посмотреть на неё под другим углом, то как бы вы отнеслись к пребыванию в школе 14 человек наркозависимых или подростков, больных алкоголизмом? Не правда ли, отношение уже меняется?
Таким образом, мы можем увидеть, что компьютер и связанные с ним процессы взаимодействия учащихся нашей школы оказывают огромное влияние на их жизнь и здоровье, иногда даже не контролируемое родителями.
Эта работа помогла выявить группу подростков, работа с которыми продолжилась на следующем этапе исследования.
2.3. Третиий этап практического исследования был направлен на установление зависимости между показателем интроверсии-экстраверсии и выявленной склонностью к зависимости у учащихся группы риска. (16 человек).
Для этого был использован опросник Айзенка (приложение 3).
Итоги диагностического обследования показали, что 13 из 16 учащихся имеют повышенную потребность в общении, о чем свидетельствуют показатели принадлежности к шкале экстраверсии.
По данным нашего исследования наиболее подверженными компьютерной зависимости оказались подростки с высоким показателем экстраверсии. Таким образом, в результате исследования наша гипотеза подтвердилась. Мы предположили возможную причину данного явления. В каждом возрастном периоде есть ведущая деятельность. В подростковом и раннем юношеском возрасте этой деятельностью является общение. Подростки с ярко выраженной экстраверсией наиболее общительны, чем интроверты. Но если им не удается найти достаточного общения среди сверстников, то и они пытаются заменить это «живое общение» на общение с компьютером.
Многие психотерапевты говорят, что компьютерная зависимость не есть самостоятельное заболевание. Как правило, этот диагноз свидетельствует о других, серьезных проблемах человека – депрессия, коммуникационные проблемы и др. Все они, так или иначе, являются признаками неспособности справиться со стрессом и формами той или иной дезадаптации в реальной жизни
2.2. Пути решения проблемы.
Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если: – в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия; – у ребёнка разносторонние интересы и увлечения; – ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими; – ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.
Если же ситуация профилактики упущена и требуется немедленная помощь, то важным моментом в преодолении проблемы зависимости должна быть мотивация больного на лечение. Но в этой ситуации необходимо обращение к специалистам: психиатру, психотерапевту, и в рамках школы с этой ситуацией уже не справиться.
Первый этап лечения компьютерной зависимости - диагностика причин формирования компьютерной зависимости, а также исключение возможных болезненных расстройств, в частности депрессии. В случае обнаружения скрытой депрессии при необходимости поводится ее лекарственное лечение.
Основой лечения компьютерной зависимости является психологическая коррекция, которая проводится индивидуально и в специальных тренинговых группах. Психологическая помощь направлена на улучшение взаимоотношений с близкими и сверстниками, обучение саморегуляции и умению справляться с трудностями, воспитанию волевых качеств, повышению самооценки, формированию новых жизненных увлечений.
Важнейший этап лечения компьютерной зависимости - это привлечение страдающего ею человека в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы интернет и игры не являлись заменой реальности. Необходимо показать человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера (боулинг, сноуборд, выходы за грибами, пейнтбол, походы на байдарках, футбол и проч.), которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости - потребности в здоровом образе жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.
Заключение
Таким образом, чтобы ограничить себя от проблем компьютерной зависимости, нужно, во-первых, учиться ценить и уважать себя, и, во-вторых, самим создавать свой реальный мир таким, чтобы в нем хотелось жить, любить и иметь дело с его радостями и печалями. Отношение человека к себе (своим достоинствам и недостаткам) и способность найти свое место в жизни называется самооценкой. Люди с неадекватной самооценкой, склонные к любой зависимости, не ценят себя, считают, что ничего не умеют, не приемлют критики. Люди, имеющие адекватную самооценку, чувствуют, что способны на многое, они готовы идти по неизведанному пути, чтобы достигать новых вершин, уважают себя и других, воспринимают критику как возможный путь к росту.
В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы, и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.
Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и "получают дозу" - кто 20 минут, кто час, а кто и... Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня.
Список литературы
Приложение 1
Анкета на выявление общего отношения к компьютеру
1. Возраст ___________Пол: м , ж.
2. Как часто ты работаешь на компьютере?
А) все свободное время;
Б) больше половины свободного времени;
В) меньше половины свободного времени;
Г) другое ____________________________.
3. Цель твоей работы:
А) компьютерные игры;
Б) полезная информация для учебы и(или) работы;
В) полезная информация развлекательного характера;
Г) Интернет-общение;
Д) другое __________________________________________________.
4. Что ты испытываешь во время игры на компьютере?
А) азарт;
Б) подъем настроения;
В) «отключение» от реального мира;
Г) другое __________________________________________________.
5. Забываешь ли ты о домашних обязанностях, важных встречах, учебе и других делах в ходе работы или игры на компьютере?
А) часто;
Б) иногда;
В) никогда.
6. Что привлекает тебя в игре на компьютере?
А) отсутствие ответственности за происходящее;
Б) возможность исправить ошибку путем нескольких попыток;
В) наличие собственного мира, возможность уйти от окружающих и проблем, связанных с ними;
Г) возможность посоревноваться друг с другом, стать лидером;
Д) другое __________________________________________________.
7. Сколько часов может продолжаться непрерывная игра?
А) 1-2 часа;
Б) 5-15 часов;
В) другое __________________________________________________.
8. Когда заканчивается время игры на компьютере ты обычно:
А) встаешь и уходишь;
Б) раздражен, но вынужден прервать игру;
В) доплачиваешь деньги и играешь снова.
9. Считаешь ли ты, что продолжительная работа на компьютере вредна?
А) слышал, но не верю;
Б) знаю, но сомневаюсь;
В) да, вредна.
Приложение 2
Анкета социологического опроса
по вопросу изучения отношения к компьютеру и Интернету
Уважаемые ребята! Учащимися нашей школы проводится исследовательская работа по вопросу изучения отношения к компьютеру и Интернету в 6-10 классах. Ваши честные ответы помогут нам собрать объективную информацию и представить её ВАМ. Анкета анонимная. Спасибо!
очень редко | иногда | часто | очень часто | всегда | |
1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали? | |||||
2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети? | |||||
3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в Интернете близости со своим партнером? | |||||
4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети? | |||||
5. Как часто Ваши родители жалуются по поводу количества времени, проведенного Вами в сети? | |||||
6. Как часто из-за времени, проведенном в сети страдает Ваше образование или работа по дому? | |||||
7. Как часто Вы проверяете электронную почту, страничку в соцсети, прежде чем заняться чем-то другим? | |||||
8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования Интернета? | |||||
9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делали в сети? | |||||
10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете? | |||||
11. Как часто Вы чувствуете приятое предвкушение от предстоящего выхода в сеть? | |||||
12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной? | |||||
13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас от нахождения в сети? | |||||
14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно (долго) находитесь в сети? | |||||
15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там? | |||||
16. Как часто вы замечаете свои слова "еще пару минут...", когда находитесь в сети? | |||||
17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время своего пребывания в сети? | |||||
18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети? | |||||
19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с друзьями? | |||||
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети? |
При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние Интернета на вашу жизнь.
При сумме баллов 80 и выше, у Вас с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и Вам необходима помощь специалиста.
Приложение 3
ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК АЙЗЕНКА
Вопросы.
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать, или утешить?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?
4. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злым?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?
7. Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть различные мысли?
8. Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?
10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
11. Ты веселый человек?
12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
13. Многое ли раздражает тебя?
14. Нравится ли тебе работа, когда надо все делать быстро?
15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
16. Тебе можно доверить любую тайну?
17. Можешь ли ты развеселить заскучавшую компанию?
18. Бывает ли так иногда, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?
20. Ты когда-нибудь говорил неправду?
21. Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?
22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?
23. Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?
24. Всегда ли ты сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?
25. Ты обычно весел и всем доволен?
26. Обидчив ли ты?
27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. Бывает ли так, что у тебя сильно кружится голова?
30. Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?
32. Ты любишь иногда похвастаться?
33. Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?
34. Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?
35. Ты быстро решаешься на что-нибудь?
36. Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?
37. Тебе часто снятся, страшные сны?
38. Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?
39. Тебя легко огорчить чем-нибудь?
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41. Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?
42. Если тебе случится попасть в неловкое положение, то ты потом долго переживаешь?
43. Ты любишь шумные и веселые игры?
44. Ты ешь все, что тебе предлагают?
45. Тебе трудно отказать, если тебя о чем-то просят?
46. Ты любишь часто ходить в гости?
47. Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?
48. Ты когда-нибудь был грубым с родителями?
49. Тебя считают веселым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51. Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем принимать участие в общем веселье?
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
53. Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручили?
54. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?
55. Ты стесняешься заговорить первым с незнакомыми людьми?
56. Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58. Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие на каком-либо празднике?
60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?
Нора Аргунова. Щенята
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
«Течет река Волга»
Лавовая лампа
Яблоко