Научно-исследовательский проект "Минералы- сокровища"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 98.75 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» ГОРОД НЕФТЕКАМСК
Проектная работа
«Минералы»
Выполнили: ученицы 5 класса В
МОАУ сош №10 «Центр образования»
Якупова Светлана Илдаровна
Якупова Элина Илдаровна
Научный консультант: Баранова
Зульфия Валитовна
учитель географии
Нефтекамск 2016
Содержание
Введение………………………………………………………………… … 3
1. Минералы
1.1. Многообразие минералов……………………………………………. 4
1.2. Происхождение горных пород и минералов……………………….. 4
1.2. Минералы вокруг нас………………………………………………… 5
2. Интересное о минералах
2.1. Начало коллекции……………………………………………………. 6
2.2. Минералы Урала……………………………………………………… 6
Заключение…………………………………………………………………. 7
Список использованной литературы………………………………….. … 8
Введение
Актуальность
В этом году мы начали изучать очень интересный предмет – «География», где приступили к изучению веществ земной коры. Когда мы был маленькими, то подолгу рассматривали и играли с мамиными бусами из драгоценных камней. Нам было очень интересно, почему все камни разные, не похожи друг на друга? Откуда вообще берутся камни? Где найти настоящий минерал, и можно ли найти его под ногами? Что, если на Земле не будет минералов? А бывают ли съедобные минералы?
Цель нашего исследования – узнать ответы на поставленные нами вопросы.
Задачи работы:
· изучить литературу о минералах;
· выяснить, как образовались минералы на Земле;
· сколько существует различных минералов;
· установить, где можно найти минералы для коллекции.
Методы исследования :
- опрос других людей,
- изучение литературы,
- обращение к компьютеру,
- посещение музеев,
- наблюдение,
- исследование образцов из коллекции.
1. Минералы
1.1. Многообразие минералов
Если внимательно рассмотреть камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным — или в полосочку, из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что камешек состоит из разных минералов. Минералы отличаются цветом, твердостью, весом и составом. Из них, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы — и огромные валуны, и мелкий песок. Красивые «поделочные» и драгоценные камни (нефрит, агат, бирюза, гранат, алмаз, сапфир) — это тоже минералы.
По определению, минерал - это твердое тело природного неорганического происхождения, имеющее кристаллическое строение и состав, который можно выразить химической формулой.
То есть минералы - это кристаллы (или кристаллики), их можно пощупать, измерить, взвесить или хотя бы увидеть, пусть даже через лупу или в микроскоп. Сам термин "минерал", насколько известно, впервые употребил ученый монах XIII в. Альбертус Магнус (Альберт Великий). На средневековой латыни он означал "то, что из рудника", "ископаемое".
Сегодня известно около 3500 видов минералов, однако только несколько десятков распространены на поверхности земли.
Гранат Сапфир
1.2. Происхождение горных пород и минералов
В природе минералы встречаются в чистом виде, но гораздо чаще они образуют соединения с другими минералами. Такие природные соединения минералов называют горными породами. Например, гранит состоит из кварца, полевого шпата и слюды. На нашей планете насчитывается несколько тысяч горных пород. По способу происхождения горные породы разделяют на магматические, осадочные и метаморфические.
При извержении из недр Земли расплавленных горных пород образуются магматические породы .
Они делятся на интрузивные горные породы — гранит, сиенит, габбро и эффузивные горные породы - андезит, обсидиан (вулканическое стекло), базальт, вулканический туф.
Раскаленная масса поднимается по природным трещинам, постепенно остывает и затвердевает. Иногда расплавленные породы изливаются на поверхность Земли в виде лавы (при извержениях вулканов) и также застывают.
Гранит Базальт
Из обломков древних пород, разрушаемых ветром и резкими перепадами температур, возникают осадочные породы . Такие обломки и песчинки часто вместе с остатками растений и животных накапливаются на дне океанов и морей. Это процесс очень длительный и непрерывный, поэтому на уже осевшие обломки и частицы постепенно наносятся следующие слои, под тяжестью которых нижние слои уплотняются. Образуются известняк, песчаник, гипс.
Если осадочные или магматические породы попадают на большую глубину, то под действием высоких температур и давления они сильно изменяются и превращаются в новые горные породы — метаморфические. Таким способом из мягкого и рыхлого известняка образуется твердый мрамор.
Таким образом, Земля в своих глубинах вынашивает, а затем создает феноменальное творение — камни. Этот процесс скрыт от наших наблюдений, так как происходит глубоко в недрах Земли. В результате процессов, связанных с внутренним жаром Земли, под громадным давлением образуется основная масса минералов.
1.3. Минералы вокруг нас
Со многими минералами мы действительно имеем дело в повседневной жизни. И буквально каждый день - с самым жизненно важным, незаменимым минералом № 1 - обыкновенной поваренной (каменной) солью, галитом. Обычная соль, которую мы употребляем в пищу, — минерал, который геологи называют галит. Соль не только растворена в морской воде. Она встречается и в горах в виде кристаллов. Такая каменная соль и называется галит. Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. Название происходит от греческого «галлос» — морская соль. По цвету он преимущественно белый, бывает бесцветным. Иногда из-за примесей других минералов приобретает интенсивно синий или красный цвет.
Без остальных минералов жить кое-как можно; хотя что за жизнь, например, без полевого шпата, из которого делают фарфор, фаянс и зубные пасты; или, тем более, без минералов - драгоценных камней? Природные камни, применяемые в строительстве, тоже состоят из минералов. Некоторые минералы служат источниками металлов, из которых делают гвозди и часовые механизмы, провода, микросхемы, компьютеры и еще множество нужных вещей. Один из самых распространенных минералов — кварц. Именно из него в основном состоит песок на пляже и в карьере.
2. Интересное о минералах
2.1. Начало коллекции
Когда мы были маленькими, у нас появился первый минерал - агат. Это было так: моя сестра с мамой ездили в гости.Один из родственников подарил ей агат. Он сказал сестре: «Этот камень называется агат. Я подарю тебе его, он защищает от болезней». Старшая сестра подарила его мне. Этот камень всегда лежит у нас на столе. Он нам очень нравится. Он имеет неповторимый рисунок и цвет. С одной стороны он отшлифован.Минерал агат — красивый поделочный камень, он считается полудрагоценным. Агат бывает голубовато-серым, темно-серым, белым и коричневым.
Мой папа рассказал нам, что в карьере добывают минерал – гранит. Его дробят и получают щебень, который используют при строительстве дорог. Его знакомый привез еще один камень- с драгоценными примесями.
Мы собираем камни для коллекции у реки, озера, в горах, в лесу и просто на дороге.
Сейчас издательством «Де Агостини» выпускается журнал «Минералы- сокровища Земли». Он интересен тем, что с каждым номером журнала мы получаем образец какого-либо минерала для коллекции.
2.2. Минералы Урала
Мы узнали из сети Интернет, что Урал - район с которого началась минералогическая слава России. Сегодня в этом район находят множество интересных минералов для коллекций. На Урале находят практически все известные минералы, золото, платина, топаз, гематит, изумруд, пирит, хризолит и другие. Пожалуй, ни одна страна, ни один уголок нашей планеты не может сравниться с нашим седым Уралом по богатству и разнообразию минеральных ресурсов.
Мы побывали в музее недр и полезных ископаемых Республики Башкортостан, на выставке минералов в Уфе, в Нефтекамске. Там мы увидели множество камней, различных минералов, очень красивых и разнообразных. Мы узнали оттуда, что некоторые камни, найденные мной, являются минералами, например, янтарь.
Янтарь-это минерал класса органических соединений. Янтарь активно используется в ювелирной промышленности. Этот минерал имеет много иносказательных названий - «Слезы моря», дар солнца» и другие.
Мы узнали, что минерал нефрит в два раза прочнее стали. Из него делали музыкальный инструмент для религиозной музыки, представляющий собой набор тонких пластин, подвешенных на золотых или шелковых нитях.
Нам было любопытно, что в мире минералов есть свои «хамелеоны». Апатиты могут быть сине-зелеными, розовыми и сургучно-красными. Их название происходит от греческого слова, которое означает «обманывать».
Есть в нашей домашней коллекции такие камни как ЗМЕЕВИК, ЖЕМЧУГ, ЛАЗУРИТ, ГРАНАТ, ЛУННЫЙ КАМЕНЬ, ОНИКС и др.
Мы узнали из Интернета, что искать минералы для коллекции можно везде! В первую очередь, конечно, на различных рудниках и карьерах, а также в скалах, осыпях, речных каньонах, речной гальке. Камни для коллекций находят даже на склонах железных и автомобильных дорог, в строительных котлованах, различных канавах.
Заключение
Проведя свое исследование,мы установили, что:
- из минералов, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;
- известно около 3500 видов минералов;
- процесс образования минералов происходит глубоко в недрах Земли;
- единственный минерал, который можно употреблять в пищу – галит, или поваренная соль;
- минералы широко применяются в строительстве и промышленности;
- на Урале можно найти практически все известные минералы;
- искать минералы для коллекции можно везде!
На основе полученных нами данных можно сделать вывод, что наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее, мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.
Мы очень хотим побывать в Уральских горах, Ильменских горах, Кунгурских пещерах. Нам очень интересны минералы и камни. Мы будем продолжать пополнение коллекции минералов.
Список использованной литературы
1. Планета Земля. Энциклопедия. – М.: Издательский дом «РОСМЭН», 1997.
2. Райли П., Оливер К. Земля и океаны. – ЗАО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.
3. Минералы. Сокровища Земли. – ООО «Де Агостини», 2009.
4. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедийная энциклопедия. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
5. Сеть Интернет.
Рисуем ананас акварелью
Военная хитрость
Л. Нечаев. Яма
5 зимних аудиосказок
Всему свой срок
Комментарии
Мои ученики - мои сокровища!
Мои ученики - мои сокровища! Успехов Вам, мои дорогие!