Отчёт
о проделанной исследовательской работе
« Мир животных глазами детей».
Руководитель: учитель начальных классов Чикасова Татьяна Андреевна.
После конкурса «Учитель года», заключительный этап которого состоялся в 2013 году, мы с учениками начальных классов решили начать долгосрочную исследовательскую работу « Мир животных глазами детей», рассчитанную на два года. Выбор этой работы был обусловлен тем, что здесь формируются все компетентности УУД: предметные и метапредметные.
Неутолимая жажда новых впечатлений, креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки,
любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы развития у обучающихся интереса к учёбе и детской одарённости.
Вложение | Размер |
---|---|
отчёт о проделанной работе | 23.61 КБ |
краткая аннотация исследовательской работы | 19.71 КБ |
исследовательская работа 1 часть | 54.88 КБ |
исследовательская работа 2 часть | 25.56 КБ |
исследовательская работа 3 часть | 0 байтов |
исследовательская работа 4 часть | 0 байтов |
исследовательская работа 5 часть | 0 байтов |
исследовательская работа 6 часть | 0 байтов |
Презентация исследовательской работы "Мир животных глазами детей" | 0 байтов |
Отчёт
о проделанной исследовательской работе
« Мир животных глазами детей».
Руководитель: учитель начальных классов Чикасова Татьяна Андреевна.
После конкурса «Учитель года», заключительный этап которого состоялся в 2013 году, мы с учениками начальных классов решили начать долгосрочную исследовательскую работу « Мир животных глазами детей», рассчитанную на два года. Выбор этой работы был обусловлен тем, что здесь формируются все компетентности УУД: предметные и метапредметные.
Неутолимая жажда новых впечатлений, креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки,
любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы развития у обучающихся интереса к учёбе и детской одарённости.
В начале нашей исследовательской работы мы организовали учебное сообщество — это группа детей, способная организоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого отдельного участника общей работы. Моя задача при формировании такого сообщества состояла в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. В период функционирования группы , дети работали самостоятельно, относительно автономно. Я включалась в работу группы в том случае, если дети сами приглашали меня к сотрудничеству.
Мы с детьми выработали правила работы в группах .
не говорить всем сразу;
всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
не спорить зря, а доказывать, объяснять;
стараться понять друг друга;
возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично.
1.На первом этапе исследовательской работы, ребята нашли проблему : Кто были первыми животными на Земле? Как, в результате эволюции, появились дикие и домашние животные? В чём их отличие и сходство? Можно ли, без ведома родителей, завести себе домашнее животное? Как необходимо ухаживать за животными?
2.Определили тему работы и назвали её « Жизнь животных глазами детей».
3. Описали актуальность исследовательской работы: воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни человека. По словам Артура Шопенгауэра «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными». Такие бесценные нравственные качества, как доброта, милосердие, отзывчивость, чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. Без этих качеств не могут развиваться гуманистические задатки в личности ребёнка.
4. Сформировали цели и задачи:
Узнать о зарождении жизни на Земле.
Расширить и обобщить знания учащихся о животных.
3.Развивать и формировать общеучебные умения и навыки: воображение, эмоции, мышление, творчество, умение анализировать, сравнивать, способность делать выводы.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.
5. Природа – это раскрытая книга и надо только уметь ее читать, а для этого надо научиться терпеливо наблюдать, изучать и помогать. Всем животным характерны свои поведенческие особенности. Проживая с нами вместе, или в дикой среде, они стараются приспособиться к нашей жизни. Нам нужно найти общий язык с животными.
6. На этом этапе исследовательской работы мы составили план:
На втором этапе работы ребята определились со способами сбора информации, методами и приемами, используемыми в работе: экскурсия, беседа, просмотр видео фильмов , изучение литературы, обобщение и сравнительный анализ информации, анкетирование, наблюдение, чтение стихотворений, пословиц и поговорок о животных, инсценировка литературных произведений , составление синквейна, работа с компьютером.
Так же выбрали способы представления работы:
Установили критерии оценки:
Самооценка на оценочных листах и коллективное обсуждение.
Распределили задачи и обязанности между учащимися по группам. Так как участники исследовательской работы с 1 – 4 класс, то задания предлагались разноуровневые: по возрасту и предпочтениям. В процессе работы привлекались и учащиеся среднего звена.
На третьем этапе исследования, ребята :
На четвёртом этапе исследовательской работы мы провели анализ полученной информации и сделали вывод:
Главная цель и задачи исследовательской работы – воспитание бережного отношения к живым существам, гуманное отношение к животным позволяет развить в личности такие качества, как : доброту, искренность, дружелюбие, сострадание и милосердие. Эта работа способствует сопереживанию животным, пониманию необходимости охраны, основанной на собственных наблюдениях, на экологических, краеведческих, литературных, исторических знаниях и метапредметных универсальных учебных действиях – была достигнута.
Очевидно, что большую роль в воспитании, образовании обучающихся, развивает исследовательские умения, умения искать путь решения поставленной задачи, развивает творческие способности, повышает мотивацию к обучению в целом, способствует формированию новых взаимоотношений сотрудничества между учителем и учеником.
На пятом этапе ребята составляли презентацию исследовательской работы и защищали свои проекты.
На заключительном шестом этапе проводили оценку своих результатов путём коллективного обсуждения и самооценки на оценочных листах.
Умения и навыки исследователя, полученные в ходе нашей работы, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Такую исследовательскую работу можно использовать и в основной школе среднего и старшего звена учителям экологии, истории, краеведения, литературы, ИЗО, технологии, биологии и географии. Работа над проектами в начальной школе это первая ступень исследования, которая являются неотъемлемой частью учебного процесса в основной школе и поэтому задачей основной школы является соблюдение принципа преемственности и продолжения формирования УУД .
Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Краткая аннотация исследовательской работы
«Мир животных глазами детей»
Автор: Чикасова Татьяна Андреевна
Данный проект предназначен для формирования представлений обучающихся о животных как природном сообществе.
Исследовательская работа «Мир животных глазами детей» ориентирована не только на младших школьников, но и обучающихся в среднем звене. В ходе работы у детей формируется понятие о зарождении жизни на Земле, разнообразии животных, их жизни, приспособленности к условиям окружающей среды. В процессе поисков ответов на проблемные и учебные вопросы ученики осваивают методы исследования жизни животных, учатся классифицировать, прогнозировать, охранять животный мир. Обучающиеся используют знания из смежных дисциплин( метапредметные связи) такие как: экология, краеведение, литература, история, музыка, изобразительное искусство. Ищут более эффективные пути решения задач проекта, учатся сетевому общению в Интернете. В ходе реализации проекта в целях исследования, общения и сотрудничества пользуются электронными медиа-ресурсами, экскурсией в зверинец, художественной литературой, анкетированием, инсценировкой произведений о животных.
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одарённости.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на творческих занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Основываясь на новых стандартах второго поколения, я постоянно веду работу в этом направлении: знакомлю родителей с видами ученических исследований и к требованиям их построению; учу ребят ставить перед собой вопросы и находить на них ответы.
В ходе выполнения долгосрочной исследовательской работы ребята совершили экскурсию в зоопарк города Новомосковска, изготовили и оформили проекты, составляли синквейны , выставку поделок, рисунков и фотографий своих питомцев. Участвовали в акции «Берегите птиц» и театральных постановках по литературным произведениям. Просматривали документальные фильмы « Динозавры» и « Амурский тигр», прослушивали песни о бережном отношении к животным. Ребята находили информацию в группах, парах и самостоятельно.
Муниципальное образовательное учреждение «Центр образования № 14»
п.Романцевский, Богородицкий район, Тульской области.
Исследовательская работа
«Жизнь животных глазами детей»
Работу выполнили:
учащиеся 1-4 классов
МОУ «ЦО №14»
п.Романцевский
Руководитель:
Чикасова Татьяна Андреевна
учитель начальных классов
2015 г.
Цели:
Узнать о зарождении жизни на Земле.
Расширить и обобщить знания учащихся о животных.
Задачи:
3.Развивать и формировать общеучебные умения и навыки: воображение, эмоции, мышление, творчество, умение анализировать, сравнивать, способность делать выводы.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Предмет и объект исследования: животные.
Методы и приемы, используемые в работе: сбор, обобщение и сравнительный анализ информации, социальный опрос, наблюдение, беседа, работа с компьютером.
Гипотеза: Предположим, что домашние животные создают благоприятную атмосферу в доме, положительным образом влияют на состояние здоровья людей, да и просто, делают жизнь человека более интересной.
Актуальность: воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребёнка. Мир животных чрезвычайно привлекателен и животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, милосердными, отзывчивыми. По словам Артура Шопенгауэра «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».
Вовлекая ребёнка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нём чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. Мы, взрослые, должны научить ребёнка правильному общению с животными. Мягкости и неназойливости, умению считаться с желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние. Эти бесценные нравственные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки в личности ребёнка.
Тип исследования: творческий, долгосрочный.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
Обучающиеся смогут:
- приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи;
- повысить интерес к науке, выражая его через осознанное желание учиться и стремление принести пользу обществу.
У обучающихся будут сформированы: положительное отношение к учебной деятельности, интерес к учебному материалу, способность к самооценке, чувство прекрасного, знания основных моральных норм поведения. Обучающийся получит возможность для формирования внутренней позиции на уровне положительного отношения к животным.
Метапредметные результаты
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и возможностей человеческого разума;
- способность осуществлять информационный поиск, оценивать степень значимости источника;
- умение структурировать найденную информацию;
- проводить анализ найденной информации, делать выводы на основе совокупности отдельных фактов;
- навыки использования средств ИКТ для сопровождения интеллектуальной деятельности, развития универсальных учебных действий.
Обучающиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам, адекватно воспринимать оценку учителя и оценивать совместно с учителем или товарищами результат своих действий. Младший школьник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем и классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Обучающиеся научатся :осуществлять поиск необходимой информации в учебниках и дополнительной литературе, пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, осуществлять анализ объектов живой природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать аналогии и причинно- следственные связи в природе взаимосвязи групп животных, производить сравнение и классификацию по заданным критериям. Они получат возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, строить логические рассуждения.
Школьники научатся принимать участие в работе группами, задавать вопросы, допускать существование различных точек зрения, строить понятные для партнёра высказывания, использовать в общении правила вежливости. Они получат возможность научиться продуктивно разрешать конфликты, точно и полно передавать необходимую информацию партнёру, осуществлять взаимоконтроль и оказывать взаимопомощь.
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать:
- название и характеризующие признаки каждой группы животных;
- иметь представление о месте обитания, питания, размножении, о влиянии человека на животный мир;
- отражение отношений человека к животным в произведениях устного народного творчества.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, видеофильмы «Динозавры» и «Амурский тигр», аудиозаписи «Динозаврики» и «Раненная птица» Сергей Парамонов, рисунки и поделки домашних животных, сборник литературных произведений о животных, картины и скульптуры животных, клей, ватман для работы в группах.
План исследовательской работы:
Ход работы:
«Знание только тогда знание, когда
оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью». Л.Н.Толстой
1 этап: Экскурс в историю
Слово « динозавр» - происходит от греческого сочетания «ужасный ящер» . Слайд 3 . Само это слово действует на нас завораживающе. Английский зоолог и палеонтолог Ричард Оуэн разделил их на три группы: наземные или сухопутные, плавающие, летающие. Слайд 4, 5. Среди этих групп можно выделить хищников и растительноядных динозавров. Слайд 6,7. Около 65 миллионов лет назад, большинство этих рептилий, в том числе все динозавры, исчезают. А на их смену приходят млекопитающие. В науке о динозаврах еще многое не исследовано до конца, и, тем не менее, она вносит огромный вклад в дело изучения эволюции жизни на Земле. Наука о динозаврах помогает правильнее понять, как менялась планета в течение геологических эпох, как населявшие ее животные взаимодействовали с окружающей средой, и, наконец, почему с течением времени они вымерли. Мы предполагаем, что на Земле ещё остались предки динозавров . В работе рассмотрено несколько теорий вымирания динозавров. (Просмотр видеофильма «Динозавры»)
Проводя исследовательскую работу, гипотеза о существовании родственников динозавров в наше время подтвердилась. Изучая по книгам строение животных, мы доказали ,что птицы – это правнуки динозавров. Слайд 8,9. Крокодилы также являются родственниками динозавров. Они развивались параллельно с динозаврами и являются их двоюродными братьями. Слайд 10.
О динозаврах существует большое количество книг и энциклопедий, журналов, мультфильмов, художественных фильмов, красочных иллюстраций и открыток, выставок и музеев, которые приближают к нам этих животных. Однако никто не может сказать с полной уверенностью, какова на самом деле была их окраска или чем они питались, ведь человек никогда не видел динозавров воочию. Слайд 11. Приведены результаты опроса, указывающие на что, большинство, знают кто такие динозавры. 5 человек узнают интересные факты из различных любознательных передач, 5 человек читают книги, 5 человек посещали музеи, 5 человек находят информацию через Интернет-ресурс. Слайд 12. Большинство, а именно 10 человек, считают более достоверной гипотезу столкновение метеорита с землёй, 5 человек – глобальное похолодание климата, 3 человека – извержение вулканов, 2 человека – истребление яиц. По результатам настоящей работы сделаны следующие выводы: именно глобальные изменения на нашей планете, произошедшие в конце мелового периода мезозойской эры, послужили причиной вымирания таких уникальнейших существ, как динозавры. Движение материков, похолодание климата, изменения в составе растительного мира, метеорит, извержения вулканов - все это сыграло решающую роль в судьбе динозавров. Слайд 13.
2 этап: Дикие и домашние животные.
Приступая к работе над 2 этапом исследовательской работы, мы в ноябре 2014 года провели анкетирование среди обучающихся 1 - 4 классов нашей школы и их родителей. Была предложена анкета, в которой отвечающие отмечали наличие животных в доме и кому из домашних животные отдают предпочтение.
Анкета:
Было проанкетировано 10 семей нашего класса.
На основе этого были сделаны следующие выводы:
- к заведению домашних животных в семье большинство учащихся и
родителей класса относятся положительно;
- 9 семей имеют нескольких животных;
- почти все не знают пород своих животных;
- опрошенные отдали предпочтение собакам и кошкам;
- большинство опрошенных отметили, что домашние животные испытывают наибольшую симпатию к детям.
Информация анкеты представлена в таблице.
Кошки | 10 |
Собаки | 5 |
Лошади | 1 |
Козы | 4 |
Коровы | 2 |
Попугаи | 2 |
кролики | 7 |
Морские свинки | 1 |
Крысы белые | 1 |
поросята | 6 |
Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись животных, медведей, лис, волков… Древние люди часто голодали, очень редко они находили себе пищу. Однажды, один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они уже были не дикими, а домашними. Так появились собаки. Шло время, человек стал приручать и других диких животных, диких коров и быков, овец, коз. Люди ухаживали за ними, кормили, защищали от других животным. И со временем они стали уже не дикими, а домашними. Люди пили молоко домашних животных, получали мясо и шкуры. Теперь человек не может прожить без своих домашних друзей и помощников.
Животные делятся на две группы: дикие и домашние. Слайд 14.
Зайца, лису, белку, ежа, называю дикими животными, потому что они самостоятельно живут в природе: добывают себе пищу, строят жилище, ухаживают за своими детенышами. Слайд 15.
А домашних животных кормят люди. Человек строит им жилье, заботится о них. Слайд 16. Но человек одомашнил не только зверей. В его хозяйстве появились птицы: утки, гуси, куры, фазаны, индейки. Есть даже домашние насекомые. Животные привыкли к человеку и к условиям жизни, которые создаёт человек для них. Да и человек не может обойтись без своих домашних друзей и помощников. Домашние животные часто становятся домашними любимцами. Домашние животные отличаются от диких по многим признакам. Прежде всего, они живут не в лесах и степях, а в коровниках, хлевах и конюшнях и даже в домах, рядом с человеком. Он кормит животных и ухаживает за ними, строит им жилища, заботится о потомстве, лечит. Слайд 17.
Каким же животным живётся труднее: диким или домашним?
Конечно диким, потому что о домашних заботится человек, а диким приходиться всё делать самим. Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём, более половины из них – за последние 50 лет. Все эти животные, за малым исключением, вымерли по вине человека. Из-за хозяйственной деятельности людей, неумеренной охоты, неправильного поведения человека в природе многие дикие животные встречаются всё реже, некоторые из них внесены в Красную книгу. Охота на редких животных запрещена, а на некоторые виды ограничена. Вот некоторые виды животных, занесённых в Красную книгу России и Тульской области. Слайд 18.
Красная книга – это книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Слайд 19. Она предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять. Красная книга – документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чём свидетельствуют зелёные страницы листы Красной книги, где представлены уже спасённые животные и растения. Просмотр видеоролика « Амурский тигр».
В начале XX века бобров Слайд 20оставалось около 900 особей, а в Европе они были почти полностью истреблены. Охота на них была запрещена. Сейчас их численность превышает 100 000 в России. В Тульской области бобры есть во всех районах области, и в том числе в Богородицком районе.
Была спасена куница Слайд 21 , соболь. Слайд 22 . В тайге почти не оставалось соболей из-за неумеренной, жестокой охоты, соболь был на грани исчезновения, но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных. В Московском зоопарке удалось получить приплод от них.. Когда в зоопарке или в заповеднике животных какого-нибудь вида становится много, их переселяют в другие места. Сейчас общая численность их 700 тысяч голов.
Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Конечно, разорять птичьи гнёзда, ловить шмелей, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники недопустимо! Но можно ничего этого не делать и всё-таки причинять животным большой вред. Если бегать по лесу, шуметь, лазать по деревьям, то можно побеспокоить животных. Это особенно опасно для них в период размножения – весной и в начале лета. Многие птицы, например, не могут из-за этого построить гнёзда или же покидают гнездо, в которое уже отложили яйца. Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут, - окружающую их среду. Особенно в зимнее время необходимо подкармливать диких животных. Эту работу выполняют работники охотхозяйства – егеря, и просто неравнодушные люди. Слайд 23.
А если домашние животные попадут в лес, смогут они жить в лесу?
Они не умеют заботиться о себе, не приспособлены жить по-другому, потому что их приручил человек, поэтому мы в ответе за тех, кого приручили. Мы с вами должны заботиться, любить и оберегать наших питомцев.
3 этап: Образ животного в творчестве анималистов.
Кто такой анималист?
Анималист – человек, изображающий в своем творчестве животных (картине, скульптуре, художественном произведении).
Загадки о животных: Слайд 24
-На гору бегом
С горы кувырком. (заяц)
- Он как ёлка, весь в иголках.
Ловит смело страшных змей.
Он в лесу живёт, но вхож
И в сады, отважный… (ёж)
-Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её… (лиса)
- Серовато, зубовато –
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)
Пословицы и поговорки Слайд 25
♦ У коровы молоко на языке.
♦ Корми корову сытнее, молоко будет жирнее.
♦ Безрогая корова хоть шишкой да боднет.
♦ Добрый конек не навезет на пенек.
♦ Не гони коня кнутом, а гони его овсом.
♦ Конь копытом дает сдачи.
♦ Без осанки и конь корова.
♦ Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне.
♦ Волка ноги кормят.
♦ Волк не пастух, свинья не огородница.
♦ Худо овцам, где волк в пастухах.
♦ Бывает и медведь летает... когда с кручи столкнут.
♦ Два медведя в одной берлоге не уживутся.
♦ Лиса все хвостом прикроет.
♦ Каждая лиса свой хвост нахваливает.
♦ Лиса и во сне кур считает.
♦ Лиса семерых волков проведет.
♦ Лисичка всегда сытей волка бывает.
♦ Старая лиса рыльцем роет,
А хвостом следы заметает.
♦ Зайца ноги носят,
Волка зубы кормят,
Лису хвост бережет.
♦ Поневоле заяц бежит, Когда летать не на чем.
♦ К собаке сзади подходи, к лошади — спереди.
♦ Не бойся собаки брехливой,
А бойся молчаливой.
♦ Не та собака кусает, что лает,
А та, что молчит да хвостом виляет.
♦ Как ни вертись собака, а хвост сзади.
♦ Две кошки в одном мешке дружбы не заведут.
♦ Кошки грызутся — мышам раздолье.
♦ Велик осел, да воду возит;
Мал сокол, да на руках носят.
♦ Знает кошка, чье мясо съела.
♦ Не все коту масленица.
♦ Волк остается волком,
Даже если он не съел твоей овцы. (Монг.)
♦ Лиса дважды в капкан не попадается. (Азерб.)
♦ Когда речь держит лисица, пусть ее хорошенько обдумывают петухи. (Алб.)
♦ Хорошая лошадь от смерти не избавит,
А от несчастья спасет. (Кирг.)
♦ Хорошо накормишь — плохой конь будет скакуном. (Кирг.)
♦ Кто сядет на чужую лошадь,
Может вскоре оказаться пешим. (Азерб.)
♦ Одним кнутовищем коню силы не прибавишь. (Латв.)
♦ И безрогую корову дразнить не следует. (Индонез.)
♦ Дом не бывает без хлеба, Селение — без собаки. (Азерб.)
♦ Следуй за голосом собаки, а не шакала:
Первый ведет в деревню, а второй — в пустыню, (Араб.)
♦ Если верблюда не заставишь лечь, Его не навьючишь. (Тат.)
♦ Льву только муравей страшен. (Азерб.)
♦ Из пасти льва добычу не вытащишь. (Азерб.)
♦ Лев уже и львенком грозен. (Азерб.)
♦ Бойся тигра, а не его следов. (Вьетн.)
Кроссворд «Животные леса»
1. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы.
2. Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный?
3. По веткам скачет, да не птица;
Рыжая, да не лиса.
Думал — кошка.
Крикнул: «Брысь!»
Оказалось, это...
4. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
Ответы: 1. Заяц. 2. Волк. 3. Рысь. 4. Лиса.
Составление синквейна:
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Примеры составленных синквейнов.
1.Природа.
2.Чистая, всеобъемлющая.
3.Изучается, загрязняется, защищается.
4.Естественная среда обитания человека.
5.Жизнь.
1.Кошка.
2.Пушистая, ласковая.
3.Мурлыкает, играет, бегает.
4.Любимый домашний питомец.
5.Животное.
1.Собака.
2.Верная, смелая.
3.Лает, кусает, охраняет.
4.Самый лучший друг человека.
5.Верность.
1.Синица.
2.Длиннохвостая, подвижная.
3.Выделяется, гнездится, питается.
4.Истребляет лесных вредителей.
5.Птица.
1.Млекопитающие.
2.Сумчатые, плацентарные.
3.Рождаются, живут, умирают.
4.Этот класс широко распространен во всем мире.
5.Животное.
1.Бабочка.
2.Оранжевая, голубая.
3.Вырастает, улетает, погибает.
4.Появляется на свет, преображаясь из обычной гусеницы.
5.Насекомое.
1.Медведь.
2.Бурый, белый.
3.Спит, рычит, бежит.
4.Большой опасный хищник.
5.Зверь.
Ребята и утята
Пчёлы и муха
Ералаш
В Китае испытали "автобус будущего"
Бородино. М.Ю. Лермонтов