Исследовательский проект
ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Авторы: Елагин Антон, Самойлов Алексей, 9 класс, МОУ СОШ № 9.
Руководитель: Кочетова Наталья Петровна, учитель географии.
2 слайд
Цель исследования: Изучить влияние различных компьютерных игр на поведение подростков
Задачи:
Проанализировать литературу по данному вопросу.
Исследовать проблему увлеченности школьников компьютерными играми.
Привлечь внимание взрослых к проблеме возникновения привязанности к компьютерным играм у подростков.
Предложить рекомендации по повышению уровня безопасности при использовании компьютерных игр.
3 слайд
Не так давно никто не мог и предположить, что компьютер войдет почти в каждый дом. Его освоили не только работники банков, различных офисов, но и другие слои населения, большую часть которых составляют дети. Компьютер дал нам всем большие возможности: подготовка рефератов на различные темы, общение через сайты, хранение разной информации, развлечения в виде компьютерных игр.
Но вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты. К сожалению, для многих компьютер стал самоцелью, вместо того, чтобы быть средством для познания и совершенствования себя самого. Многие школьники стали проводить за компьютером огромное количество времени, не замечая ничего вокруг себя. Компьютер заменил им общение с друзьями, занятия в кружках по интересам, сократил время на подготовку домашних заданий. Родители целый день находятся на работе и не могут контролировать время, проведенное детьми за компьютером и игры в которые играют их дети. Проблема психологического пристрастия к компьютерным играм становится актуальной для России, а учитывая то, что количество людей, попадающих в компьютерную зависимость, с каждым днем растет, этот вопрос является актуальным.
4 слайд
Стремление к познанию неизвестного, нового и интересного, а иногда желание отдохнуть, движет молодым поколением в направлении все большей заинтересованности компьютерными играми. И это не удивительно: современный уровень информационных технологий позволяет создавать игры с прекрасной графикой, анимацией и мультимедийными эффектами. В связи с этим стремительно пополняется количество компьютерных фанатов, основной деятельностью которых является игра на компьютере. Круг социальных контактов у них очень узок, и они не замечают, как попадают в зависимость от игр. Причины этого кроются не только в социальной сфере, но и в недостаточности воспитания. На слайдах представлены плюсы и минусы компьютерных игр. 5 слайд
6 слайд
Проблема зависимости от компьютерных игр стала сейчас широко подниматься психологами и педагогами. Разработана целая классификация игр, механизмы образования психологической зависимости от компьютерных игр и динамика формирования игровой зависимости. Динамика развития компьютерной зависимости имеет следующий вид. Сначала идет адаптация человека к игре, человек "входит во вкус", а затем наступает период резкого роста и быстрого формирования зависимости от игры, причем величина зависимости достигает некоторого максимума, который зависит от индивидуальных особенностей личности. Далее сила зависимости на некоторое время остается устойчивой, а затем идет на спад и опять фиксируется на определенном уровне и остается устойчивой в течение длительного времени.
На основании этой динамики выделяют четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр: легкой увлеченности; увлеченности; зависимости; привязанности.
На стадии легкой увлеченности человеку начинает нравиться сама игра, компьютерная графика в ней, звук, сам факт имитации реальной жизни. На стадии увлеченности игра принимает систематический характер. Когда игроки становятся «заядлыми», возникает стадия зависимости, происходят изменения в самооценке и самосознании. Последняя стадия характеризуется угасанием активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом. Это самая продолжительная стадия, которая может длиться всю жизнь.
7 слайд
При выполнении практической части нашей исследовательской работы были изучены группы школьников различных возрастов. Для выявления компьютерных предпочтений была разработана специальная анкета, которая выявляет: интересы подростков; количество времени в день, затрачиваемое на работу с компьютером; предпочитаемые компьютерные игры; реакции на запрет играть в компьютерные игры.
Также нами была использована методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса
Тест «Чем ты обычно занимаешься в свободное время?» показал, что 23% играют в компьютерные игры, 21% общаются с друзьями, 19 % общаются в сети и лишь 10% опрошенных посещают кружки
Анализируя время проведенное учащимися за компьютерными играми, выявили, что контроль со стороны родителей с возрастом ослабевает. Ребята из 5-6 классов проводят за компьютером регламентированное время, остальные не контролируют время пребывания за компьютером.
8 слайд
Предпочитаемые компьютерные игры у девочек - логические, игры-путешествия; у мальчиков предпочтение вызывают игры, связанные со скоростью, насилием, стрельбой.
Мы выяснили, что постоянное желание играть в игры наиболее высоко у ребят 7-9 классов.
9 слайд
Поведение в конфликте у учеников, играющих в различные игры также различаются. У играющих в аркады, квесты, стратегии, спортивные игры преобладает такой способ решения конфликтов, как избегание и приспособление, а среди играющих в симуляторы и шутеры значительное количество детей в конфликте склонно к соперничеству.
10 слайд
Компьютерные игры – явление очень сложное и нельзя однозначно сказать, что они плохо влияют на психологическое состояние учащихся. То есть, вред и польза определяется временем, проводимым за компьютером. Анкетирование учащихся, сравнительный анализ результатов проведенного исследования показал, что дети, которые посвящают большую часть свободного времени компьютерными играми, в отличие от неиграющих ребят более подвержены стрессу, уровень агрессии у них выше, они меньше времени уделяют учебе, выполнению домашнего задания, спорту, общению со сверстниками, они более замкнуты.
Обобщая теоретическую и практическую части нашего исследования можно сделать следующий вывод: чрезмерное увлечение компьютерными играми может нанести большой вред здоровью.
11слайд
Данную работу можно использовать в работе учителей информатики, классных руководителей, учащихся и родителей при проведении классных часов, родительских собраний, бесед с целью профилактики возникновения зависимости от компьютерных игр.
12 слайд
Литература
Соперничество. Для данной стратегии поведения в конфликте характерна ориентация на удовлетворение своих интересов и на получение индивидуального результата. При этом игнорируются как потребности и интересы партнера, так и взаимоотношения с ним, что ярко проявляется в открытом противоборстве. Соперничество связано с демонстрацией напористости, настойчивости и целенаправленности, умением настоять на своем и отстоять собственную позицию. Это активные и индивидуальные действия, которые ещё называют борьбой.
Сотрудничество можно определить как максимилизацию выигрыша: максимально полное удовлетворение интересов всех участников взаимодействия. Достигается желаемый результат при создании благоприятных взаимоотношений. Это активные совместные действия, равноправные отношения.
Компромисс. При нем участники конфликта удовлетворяют свои потребности и интересы лишь наполовину, что позволяет минимизировать проигрыш, в отличие от сотрудничества, направленного на максимилизацию выигрыша. Компромисс сочетает в себе направленность на результат и на сохранение отношений, активные и пассивные действия, и индивидуальные, и совместные действия.
Избегание. Такую стратегию поведения часто определяют уход от конфликта, что подчеркивает невозможность удовлетворения интересов ни одного из участников, как отказ от достижения результата и от каких-либо взаимоотношений. Это пассивные, индивидуальные действия, которые направлены на удовлетворение иных потребностей и интересов, вне контекста конфликтной ситуации.
Приспособление. Выбор этой стратегии поведения в конфликте позволяет одному человеку полностью удовлетворить свои потребности и достичь результата, при том что другому субъекту, вынужденному приспособиться, не удается удовлетворить свои непосредственные интересы в конфликте. Эта стратегия поведения имеет замещающий результат в виде благоприятных и добрых взаимоотношений и характеризуется совместными, но, в то же время пассивными действиями. Часто она именуется по-другому – уступкой.
Слайд 1
Влияние и компьютерных игр на поведение современных подростков Авторы: Елагин Антон, Самойлов Алексей, 9 класс, г. Серпухов, МОУ СОШ №9Слайд 2
Цель работы: Цель исследования: Изучить влияние различных компьютерных игр на поведение подростков Задачи: Проанализировать литературу по данному вопросу . Исследовать проблему увлеченности школьников компьютерными играми . Привлечь внимание взрослых к проблеме возникновения привязанности к компьютерным играм у подростков. Предложить рекомендации по повышению уровня безопасности при использовании компьютерных игр.
Слайд 3
История появления компьютеров Не так давно никто не мог и предположить, что компьютер войдет почти в каждый дом. Его освоили не только работники банков, различных офисов, но и другие слои населения, большую часть которых составляют дети .
Слайд 4
Игры вред или польза? Положительный эффект компьютерных игр: как средство помощи подросткам с нарушениями письменной речи, с трудностями обучения, нарушениями пространственного различения; используются как средство диагностики дисфункций памяти, пространственных способностей; в разумных пределах дают подростку возможность для активной эмоциональной разрядки; способствуют развитию творческого мышления, овладению новыми знаниями, логическими операциями; дают представление о способах манипулирования предметами и символами .
Слайд 5
Игры вред или польза? Отрицательный эффект компьютерных игр: в больших дозах компьютерные игры приводят к накоплению хронического стресса со всеми негативными для организма ребенка последствиями; многие игры предполагают, что дети помогают своим героям, убивать, грабить, воровать или стрелять. Это может привести к усилению агрессивных моделей поведения у ребенка; В этом случае подростку потребуется помощь не только родителей, но и психолога, психотерапевта и врача.
Слайд 6
Стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр легкая увлеченность; увлеченность; зависимость; привязанность.
Слайд 7
Чем ты обычно занимаешься в свободное время? Время проведенное учащимися за компьютерными играми
Слайд 8
Предпочитаемые компьютерные игры Есть ли постоянное желание играть в игры?
Слайд 9
Поведение в конфликте у учеников, играющих в различные игры
Слайд 10
Выводы Компьютерные игры – явление очень сложное. Вред и польза определяется временем, проводимым за компьютером. Дети, которые посвящают большую часть свободного времени компьютерными играми, в отличие от неиграющих ребят более подвержены стрессу, уровень агрессии у них выше, они меньше времени уделяют учебе, выполнению домашнего задания, спорту, общению со сверстниками, они более замкнуты. Чрезмерное увлечение компьютерными играми может нанести большой вред здоровью.
Слайд 11
Заключение Задумайтесь: почему в одной семье эти проблемы есть, а в другой нет? Наверное , дело тут вовсе не в наличии дома железного ящика, набитого микросхемами . Конечно, гораздо проще кричать об «ужасных компьютерах», когда вы не знаете, чем ваш ребенок занимается, чем он дышит. Куда как проще сваливать собственные воспитательные просчеты на «железный мозг». А на самом деле нужно искать причину – почему всем развлечениям ребенок предпочитает компьютерные игры?
Слайд 12
Литература Бабаева Ю. Д., “Одарённый ребёнок за компьютером”, М.: Скамрус , 2003. Журнал “Школьный психолог” № 17, 2004, “Детская болезнь” Прохоров А.О. «Методики диагностики и измерения психических состояний личности.» - М.: ПЕР СЭ, 2004. Дубровский Е.Н., Соколова И.В. Основы социальной информатики. - М., МГСУ, 2010. – 342 с. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, № 1,2006. – с. 34-37. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н,, Войскунский А.Е Мотивация пользователей Интернета. http://www.relarn.ru:8082/human/motivation.txt Бурова В.А. Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости , http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm
Неньютоновская жидкость
Весенние чудеса
Лист Мёбиуса
Без сердца что поймём?
В Китае испытали "автобус будущего"