Исследовательский проект по психологии.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.76 КБ |
КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЫПУСКНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
Автор: Якушина Анастасия, учащаяся 11 класса, МОУ СОШ № 9.
Научный руководитель: Кочетова Наталья Петровна, учитель географии, МОУ СОШ № 9.
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся школьные экзамены для учащихся.
Стресс на экзамене связан с тем, что эта процедура напрямую связана с самооценкой подростка: насколько он действительно умён, насколько может справиться с предложенными заданиями.
Повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Чем больше человек тревожится, тем меньше сил у него остаётся на учебную деятельность. Дефицит времени значительно повышает тревогу ученика, у него появляется страх «не успеть», который тормозит сознание, мешает сосредоточиться и найти верное решение.
Если во время подготовки к экзаменам выпускники получат необходимую поддержку, они будут более уверенно чувствовать себя в ситуации реального экзамена. В связи с этим изучение методов коррекции эмоционального состояния в период подготовки к ЕГЭ представляется нам актуальной и практически значимой проблемой.
Объект исследования: эмоциональное состояние подростков.
Предмет исследования: влияние различных методов коррекции экзаменационного стресса на эмоциональное состояние выпускников.
Цель исследования: исследовать эффективность различных методов коррекции эмоционального состояния подростков в период подготовки к ЕГЭ и выявить предпочтение конкретного метода в зависимости от индивидуальных особенностей личности.
Начав исследование, мы предположили, что эффективность того или иного метода коррекции эмоционального состояния зависит от ведущей модальности восприятия и такой личностной особенности как экстраверсия или интроверсия.
Чтобы выяснить, насколько эмоциональный стресс мешает учащимся успешно сдать ЕГЭ, мы провели их анкетирование. В частности, в общей анкете был вопрос:
Как вы оцениваете роль эмоционального возбуждения (волнения) на экзамене?
Согласно проведённому нами опросу, волнение очень мешает готовиться к экзаменам и их сдавать 34% опрошенных учащихся. Волнение мешает, но незначительно 51% учащихся. И волнение не влияет на подготовку и ответы на ЕГЭ 15% выпускников. Таким образом, в сумме для 85% подростков предэкзаменационное волнение является фактором, препятствующим успешной сдачи ЕГЭ.
В настоящее время существует достаточно много методов коррекции психоэмоционального стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы, с одной стороны, индивидуальным особенностям конкретной личности, а, с другой стороны - реальным условиям, существующим в данном месте и данное время.
Наиболее распространёнными и доступными методами коррекции эмоционального состояния являются: аутотренинг, дыхательная и мышечная релаксации, физические упражнения (занятия йогой), прослушивание спокойной музыки. В своих исследованиях мы дополнительно использовали видеозаписи картин природы.
Известно, что у каждого человека есть все три модальности восприятия: аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная) и кинестетическая (тактильная). Но одна из них, как правило, развита сильнее других – это ведущая модальность, доминирующий способ получения и переработки информации.
Визуальный тип
Способ получения информации посредством зрения. Обладают хорошей зрительной памятью, эмоционально реагируют на цвет. Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде.
Аудиальный тип
Способ получения информации посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками. Обладают хорошей слуховой памятью, большое значение придают словам, музыке, звукам. Для снятия депрессивных настроений, улучшения настроения ,повышения жизненного тонуса, активности, снятия головной боли особенно подходят такие произведения как: Чайковский «Шестая симфония» — часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2»,Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия».
Кинестетический тип
Способ получения информации посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении. Ощущения для таких людей первичны, а действия вторичны. Обладают хорошей мышечной памятью.
Практическое исследовать влияния различных методов коррекции эмоционального состояния подростков в период подготовки к ЕГЭ проходило на базе МОУ «Средняя образовательная школа №9» г. Серпухова. В исследовании приняли участие учащиеся 11-го класса в количестве 30 человек. Среди респондентов 15 мальчиков и 15 девочек, средний возраст – 16,5 лет.
В работе использовались следующие методики:
В ходе эмпирического исследования мы выяснили, что у 46% учащихся выражен ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации – кинестетический. Из них 26% мальчиков и 20% девочек. Наиболее эффективными способами эмоциональной коррекции для этой группы являются дыхательные упражнения и йога.
У 40% учащихся выражен ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации – визуальный. Из них 30% - девочки и 10% - мальчики. Достаточно эффективными способами эмоциональной коррекции для этой группы являются аутотренинг и созерцание картин природы.
У 14% учащихся (все мальчики) выражен ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации – аудиальный. Наиболее эффективными способами эмоциональной коррекции для этой группы являются аутотренинг и прослушивание классической музыки.
При использовании приемов аутогенной тренировки мы столкнулись с тем, что людям экстравертированного склада личности с трудом удаётся осваивать этот метод. Это связано с тем, что для успешного овладения приемами АТ необходимо, с одной стороны, повышенная сензитивность, а, с другой - перенацеливание фокуса внимания на внутренние рецепторы.
Занятия аутотренингом требует волевых усилий, высокой концентрации внимания, настойчивости и других качеств. В связи с этим, хорошие результаты по применению аутотренинга в коррекции уровня экзаменационного стресса показывают, в основном, сознательные, организованные и высокоинтеллектуальные подростки.
Таким образом, нам удалось выявить наиболее эффективный способ совладания с экзаменационной тревожностью для каждой категории учащихся.
Список использованных источников
1. Березин Ф.Б. Тревога и адаптационные механизмы. - СПб.: Питер, 2001.
2. Бреслав Г.М. Психология эмоций: учеб. Пособие для вузов. – М.: Академия: Смысл, 2007 .
3. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: Сфера, 2000.
4. Дьяконов Г. Регуляция эмоциональных состояний. Детский психолог. – М.: Мысль, 2005.
5. Ю.В. Щербатых «Психология стресса и методы коррекции» - учебное пособие. - СПб – 2008.год
6. Сиротюк А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: Творческий центр, 2003.
7 Степанов В.Г. Психологические особенности перцептивной деятельности школьников и учет их в учебно-воспитательном процессе.– М.: МОГИ им. Н.К. Крупской, 1989.
Дерево в снегу
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Фильм "Золушка"
Сказка об осеннем ветре
В Китае испытали "автобус будущего"