В работе представле материал по сохранению здоровья школьника.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 93 КБ |
Проект. Сколько весит портфель.
Выполнил:
Мустафаев Руслан
Ученик 1 класса
Г. Сургут
1. Введение
Обоснование проекта
Часто можно увидеть такую картину: ранец или портфель ученикам младших классов несут в школу родители или кто-нибудь из взрослых. Почему дети не носят свои портфели сами? Капризы избалованных детей, или сложившаяся необходимость?
Каждый день за моей спиной школьный ранец. Иногда он бывает легким, а в некоторые дни недели я еле несу его в школу. Я иду, согнувшись, моя спина – дугой. А из школы я прихожу сильно уставший, просто в прямом смысле, валюсь с ног. Я решил узнать, почему это со мной происходит? Возможно это тяжелый ранец? Сколько он весит? Как я могу помочь себе и ребятам сохранить здоровье? Влияет ли мой ранец на мою осанку? Как правильно выбирать школьный ранец? Сколько он должен весить?
На все вопросы я решил найти ответы. Для этого я прочитал специальную литературу, провел собственные исследования.
Цель: обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.
Задачи:
Гипотеза : я предполагаю, что тяжёлый ранец оказывает отрицательное влияние на формирование правильной осанки.
Методы: Теоретический Социологический опрос Аналитический
План работы. Сроки реализации проекта.
№п\п | Вид работы | Сроки реализации |
1 | Анкетирование учащихся | 1 - 4 марта |
2 | Обработка анкет | 5 - 6 марта |
3 | Подбор теоретического материала по теме проекта | 8 – 12 марта |
4 | Оформление результатов работы | 13 – 16 марта |
5 | Подготовка рекомендаций как выбрать правильный рюкзак | 13 – 15 марта |
6 | Представление проекта одноклассникам и членам моей семьи | 18 марта |
7 | Представление проекта на школьной конференции | 25 марта |
2. Как ношение тяжестей может повлиять на осанку.
Правильная осанка - залог твоего здоровья
2.1. Опорно-двигательный аппарат
Все кости вместе составляют скелет. Зачем он нужен? Скелет – это «доспехи», внутри которых спрятаны наши органы. «Доспехи» защищают органы от ударов и других вредных воздействий. Скелет – это опора, в некотором роде «вешалка», необходимая для того, чтобы тело не выглядело бесформенной массой.
В скелете ребёнка примерно 220 костей, которые состоят из хрящей и твёрдого костного вещества.
А более 30 костей в позвоночнике, который является опорой туловища. Благодаря гибкости позвоночника мы можем наклоняться, поворачиваться. Он поддерживает наше тело, когда мы сидим или стоим. Внутри позвоночника находится спинной мозг, кровеносные сосуды, нервы, поэтому повреждения позвоночника очень опасны. Не меньшую опасность для позвоночника представляет неправильная осанка.
Процесс формирования осанки начинается от 6 до 8 лет и продолжается до возраста от 17 до 21 года. Возраст 8 -17 лет – самый важный для формирования осанки период жизни, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым последствиям. В этом возрасте «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов. Младший школьный возраст – период неустойчивой осанки, поэтому именно в этом возрасте может сложиться не правильное формирование осанки ребенка.
2.2. Характеристика правильной осанки
Своё исследование я начал с популярной медицинской энциклопедии. Я посмотрел, что обозначает слово осанка.
«Осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которое характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника» - даёт пояснение медицинский словарь.
«Осанка – стан, склад живого тела, и общность приёмов и всех движений его… Русская пословица гласит: «Без осанки конь - корова». Это определение из словаря русского языка В.И. Даля. В словаре С. И. Ожегова - «Осанка - внешность, манера держать свою фигуру. Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держать себя». Из справочников по медицине я узнал, что осанка формируется в детстве и изменяется на протяжении всей жизни, глядя на осанку можно многое сказать о человеке.
Осанка человека - показатель не только физического здоровья, но и психического равновесия. Вспомните, как мы обычно стоим, когда устали или находимся в подавленном состоянии. Плечи становятся покатыми и сгорбленными. Всем своим видом мы говорим о наших негативных эмоциях, отказываясь бороться с силой тяжести, и наше тело оседает вниз на столько, насколько ухудшается наше настроение. Есть и обратная связь, попробуйте поднять голову, расправить плечи, выпрямить спину, вздохнуть глубоко и улыбнуться, и сразу мир вокруг меняется, мы становимся бодрей, веселей, внимательней и работоспособней, с нами приятно общаться.
При правильной осанке позвоночник и стопы обладают наилучшими возможностями пружинить и смягчать толчки и сотрясения в таких движениях, как бег, прыжки, ходьба; все органы в грудной и брюшной полости тела занимают положение, наиболее удобное для их деятельности; улучшается самочувствие и настроение. При неправильной осанке движения человека становятся неловкими; внутренние органы смещаются, что приводит к нарушению их деятельности; возникают боли в суставах, мышцах, стопах, пояснице». Родители и учителя постоянно напоминают, что нужно ходить и сидеть прямо не горбясь. Они, конечно, совершенно правы, поскольку это имеет важное значение для правильного развития позвоночника.
Главная задача осанки – предохранение опорно – двигательной системы от перегрузки и травмы.
Позвоночник может искривиться и под влиянием постоянной нагрузки на одну сторону, например при постоянном ношении тяжелых предметов в одной руке или при увеличении допустимой нагрузки за плечами (превышение нормы веса школьного ранца). Регулярная ассиметричная или превышающая норму веса нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
По данным российского института ортопедии у 40 – 80% детей выявляются нарушения осанки, а у 3 – 10 % из них – различные искривления позвоночника – сколиозы.
Вывод: правильное положение позвоночника важно для здоровья человека. Искривиться позвоночник может при неправильном распределении нагрузки на спину.
3. Исследование.
3.1.Сколько должен весить портфель младшего школьника.
Специалисты-медики в один голос утверждают: носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребенка неправильную осанку.
Медики не рекомендуют детям носить грузы, превышающие 10- 20% веса тела. С учетом этого ранец не должен весить более 6,5 килограмма. Хотя незначительные перегрузки сверх новых стандартов и не приводят к серьезным заболеваниям или травмам, они вызывают хронические боли в спине. Предполагается, что школьные сумки являются виновниками болей в области шеи, плеч и поясницы у детей школьного возраста. Ношение рюкзака признано более эргономичным и менее вредным для здоровья.
Большая часть ранцев и портфелей учеников причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела. Эти исследования, к сожалению, были проведены и опубликованы в разных странах.
Исследования, проведенные в ряде школ Московской области, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы достигает 5-6 килограммов, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений.
В России вступил в действие с 01.09.2011 года новые санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10, также как и санитарные правила действующие в настоящее время направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся
1 - 2-х классов – более 2 кг,
3 - 4-х классов – более 3 кг,
Этот норматив водится для профилактики нарушений осанки у учащихся./
В новых санитарных правилах очень большое внимание уделено нормированию требований, направленных на профилактику нарушений осанки, зрения и других патологических состояний у детей при организации их обучения.
3.2. Почему рюкзаки школьников такие тяжелые.
Эксперимент 1.
Подавляющее большинство учеников начальной школы (89%) носят ранцы. В нашем классе у всех учеников ранец для переноски и хранения школьных принадлежностей. Мы решили выяснить, все ли мои одноклассники справляются со своими обязанностями в ношении ранца и его готовности к школьной «жизни». Мы провели опрос, в котором ученики отвечали на следующие вопросы:
1. Знаешь ли ты сколько весит твой ранец?
2. Сам ли ты носишь свой ранец?
3. Тяжело ли носить тебе ранец?
4. Сам ли ты собираешь свой портфель?
5. Носишь ли ты лишние вещи в школу?
В опросе участвовало 24 ученика 1 В класса.
На первый вопрос «да» ответил 1 ученик. На второй вопрос «да» ответили 18 человек; «нет» - 6 человек. По третьему вопросу положительный ответ «да» дали 15 человек; «нет» - 9 человек. Сами собирают свой ранец 18 детей, с помощью родителей – 5 человек. Носят лишние вещи 7 человек – это игрушки, учебники и тетради по предметам, которых нет в расписание.
Вывод: мои одноклассники никогда не задумывались, тяжелый у них ранец, или нет. В основном, все ребята сами носят свои ранцы и собирают их в школу. 8 учеников носят в школу лишние вещи, не думая о том, что тем самым утяжеляют свой ранец, а это может быть опасным для здоровья позвоночника.
Эксперимент 2.
Что бы определить, насколько безопасны наши ранцы, мы решили провести соревнование: «Чей ранец тяжелее». В соревновании приняли участие 22 человека. Мы измерили вес каждого ранца с вещами и установили:
Почему у этих ребят самые тяжелые ранцы? По нашей просьбе дети освободили свои рюкзаки и мы осмотрели их содержимое.
Пустой ранец у Эмиля и Вики соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10, их вес 800 г. У ранцев есть ортопедическая спинка, ширина лямок 8 см, легкий, прочный материал. Они красочные и нравятся ребятам.
В ранце у Вики лежали учебники «Русский язык», «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Математика», «Технология», папка с тетрадями, папка к урокам технологии (с бумагой, картоном, клеем, ножницами). Также в ранце у Вики лежала спортивная форма (футболка и шорты), игрушки, шапка и шарф.
В ранце у Эмиля лежали учебники «Русский язык», «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Математика», «Технология», папка с тетрадями, папка к урокам технологии (с бумагой, картоном, клеем, ножницами, пластилином). У Эмиля в ранце, также лежала спортивная форма (футболка и шорты) и бутылка с водой, игрушка и книга.
Вывод: у учеников, чьи ранцы оказались самыми тяжелыми, были лишние вещи.
У Вики – учебник и тетради по математике (этого предмета не было в расписании), спортивная форма (ее можно было уложить в отдельную сумку и нести в руках), игрушки.
У Эмиля, как и у Вики были лишними учебник и тетради по математике, пластилин, художественная книга, которая весит 300 г, спортивная форма и бутылка с водой.
Чтобы ранец был легче, не носите лишние вещи в школу, распределяйте вес нужных вещей по дополнительным сумкам и пакетам, которые можно нести в руках.
Эксперимент 3. Сколько же весит мой ранец? И от чего зависит его вес?
1) Я измерил вес всех школьных принадлежностей, на соответствие нормам СанПиН 2.4.2.2821-10.
Гигиеническая норма для учебников начальных классов – 300 гр. В 1-м классе (программа обучения – Школа России) все книги соответствуют норме:
учебник «Русский язык» - 350 г; учебник «Математика» - 250 г; учебник «Окружающий мир» - 250 г; учебник «Литературное чтение» - 150 г; учебник «Технологии» - 250 г.
Папка с тетрадями: по русскому языку, математике, окружающему миру и технологии весит 400 г. Дневник – 150 г, альбом для рисования – 100 г, пенал – 70 г, краски – 100 г, пенал – 70 г, пластилин – 120 г, ножницы – 35 г, картон – 160 г.
2) Проанализировав расписание уроков, я выяснил, что меньше всего предметов в ранце будет в четверг (математика, литературное чтение, русский язык, музыка)
В этот день мой ранец весил 1 кг 970 г, это соответствует норме (до 2 кг). В понедельник, вторник и среду ранец весит 3 кг.
В пятницу у нас 5 уроков (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология, физическая культура). Вес ранца без спортивный форм весил 3 кг 200 г. Если в него положить физкультурную форму (шорты и футболку), то это еще 350 г. тогда вес моего ранца будет 3 кг 500 г. Что превышает норму на 1кг – 1 кг 500 г.
Масса ранца должна составлять 10% от веса самого ребенка. Мой рюкзак не должен превышать массы в 2 кг 300г.
Вывод: чтобы ученик мог сам носить свой ранец и при этом не чувствовать усталости, в ранце не должно быть лишних предметов. В те дни, когда уроков много и ранец от этого тяжелеет, лучше взять собой дополнительную сумку или пакет и туда уложить вещи (папка для уроков технологии, физкультурная форма)
4. Каким должен быть ранец
Для правильного школьного ранца существуют определенные параметры.
Ранец должен быть удобным и вместительным. Он должен нравится ученику, быть красочным и удобным при ношении. Самыми лучшими ранцами считаются ортопедические ранцы. У ранца имеется две лямки, позволяющие равномерно распределять вес школьных принадлежностей на позвоночник.
Вывод: покупка правильного ранца является профилактикой нарушений осанки школьника. Если при выборе ранца учитывать все моменты, то можно смело надеяться, что ему не грозит искривление позвоночника, боли в спине и неправильная походка.
5. Заключение
Что я узнал?
Осанку портят тяжёлые портфели .
Ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. Ранец предпочтительнее
портфеля.
Ранец с учебными пособиями должен весить не более 2 кг.
Своим исследованием мы подтвердили выдвинутую гипотезу: что тяжёлый ранец оказывает отрицательное влияние на формирование правильной осанки. Правильное положение позвоночника важно для здоровья человека. Искривиться позвоночник может при неправильном распределении нагрузки на спину.
Советуем всем родителям учитывать медицинские показатели при покупке школьного ранца.
Самим школьникам ежедневно проверять содержимое своих ранцев. Вынимать все, что не надо в этот рабочий день. Не заменять ранцы на портфель. В те дни, когда уроков много и ранец от этого тяжелеет, лучше взять собой дополнительную сумку или пакет и туда уложить вещи (папка для уроков технологии, физкультурная форма) . Вещи желательно нести в обеих руках.
5. Литература. Интернет ресурсы
1. Детская энциклопедия. Элиот Д., Кинг К. Изд.: Росмэн. 1994 г.
2. Детская энциклопедия. Если хочешь быть здоров. Е. Качур. Изд.: Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
3. Полная медицинская энциклопедия для всей семьи. Лифляндский В.Г. Изд.: Санкт-Петербург, «Сова»; Москва, «ЭКСМЩ – Пресс», 2002 г.
4. Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И. Изд.: М.:ИТИ Технологии, 2006 г.
Приложение 1
Рекомендации учителям
Приложение 2
Рекомендации родителям
Приложение 3
Рекомендации школьникам
соблюдать правильное положение тела: спина должна быть прямой, плечи и грудь расправлены, голова - чуть приподнята.
Руководитель: Боровская Н.И.
Груз обид
Если хочется пить...
Как я избавился от обидчивости
Галка в чужих перьях
Воздух - музыкант