Рынок, насыщенный товарами разного назначения, ставит сложную задачу перед потребителями: разобраться в таком разнообразии товаров и выбрать нужный. Информация, наносимая производителем на товар, упаковку, этикетки и т.п. дает покупателю гарант качества и безопасности, если она достоверна, доступна, достаточна, включает в себя знаки соответствия и другие информационные знаки. Однако в этой области существуют проблемы и недоработки, на практике реализуются не все возможности товарной информации, поэтому вопросы, связанные с товарной информацией, являются в настоящее время актуальными и имеют широчайшую перспективу дальнейшего развития.
Вложение | Размер |
---|---|
issl._rab.bekmeshova_.docx | 710.63 КБ |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Арзамасский коммерческо-технический техникум»
ИССЛЕДОАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА | |||
Тема: Роль товарной информации в обеспечении качества, конкурентоспособности и безопасности товаров | |||
Выполнила студентка гр. 15-32 КОМ | Бекмешова Евгения | ||
ь | |||
Специальность: 38.02.04 Коммерция (по отраслям) | |||
Руководитель: преподаватель | Л.С.Козина | ||
Актуальность темы. Насыщение рынка товарами, расширение и углубление ассортимента являются одним из достижений перехода к рыночным отношениям. Однако потребителю зачастую трудно разобраться в этом товарном многообразии, сделать компетентный выбор достаточной и достоверной информации о каждом наименовании выпускаемых в продажу товаров. Причем необходима информация не только о новых, но и о давно известных товарах.
В условиях рыночных отношений возрастает роль информации о товарах, так как потребителю трудно разобраться в многообразии существующих и новых товаров и сделать правильный выбор. Покупатель также уделяет внимание качеству и безопасности товара, учитывая актуальные на сегодняшний день экологические и экономические проблемы, участившиеся случаи подделки, многочисленные факты о несоответствии качества. С другой стороны, информация необходима и для производителя продукции. Он должен отслеживать изготовление новых товаров, их конкурентоспособность для принятия решений о прекращении производства отдельных товаров.
Знания о полезности продукта, его безопасности, глубины и широты ассортимента, качества, а также упаковки, складирования, хранения товаров крайне важны. Информация о товаре доводится до сведения потребителя с помощью маркировки, технической документации, прилагаемой к товару, или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Покупатель приобретает различные товары и услуги, чтобы удовлетворить свои конкретные нужды и потребности. При этом он предпочитает покупать те товары, качество которых не вызывает особых сомнений. Нередко такой гарантией для покупателя является товарный знак, который ему знаком, или он уже покупал товары с таким знаком. Товарными знаками и знаками обслуживания признаются зарегистрированные в установленном порядке обозначения, призванные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Велика роль товарной информации как для производителя, так и для потребителя в настоящее время. Информация, наносимая производителем на товар, упаковку, этикетки и т.п. дает покупателю гарант качества и безопасности, если она достоверна, доступна, достаточна, включает в себя знаки соответствия и другие информационные знаки. Однако в этой области существуют проблемы и недоработки, на практике реализуются не все возможности товарной информации, поэтому вопросы, связанные с товарной информацией, являются в настоящее время актуальными и имеют широчайшую перспективу дальнейшего развития.
Объектом исследования является магазин ООО «КАННА».
Предметом исследования является товарная информация.
Цель работы – исследовать товарную информацию, ее роль в обеспечении качества, конкурентоспособности и безопасности товаров, на примере ООО «КАННА».
В процессе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1 Влияние товарной информации на обеспечение качества, конкурентоспособности и безопасности товаров
1.1 Информационное обеспечение потребителей как способ защиты потребительского рынка от некачественной продукции
Рынок, насыщенный товарами разного назначения, ставит сложную задачу перед потребителями: разобраться в таком разнообразии товаров и выбрать нужный. Информация в равной степени необходима и производителям продукции, которым приходится принимать решения об изготовлении нового товара, изучении конкурентов или принятии решений о прекращении выпуска товаров, не пользующихся спросом, и потребителям, которым необходимо выбрать качественный товар, наилучшим образом удовлетворяющий его потребность. В современных условиях это сложно, поскольку трудно разобраться в многообразии существующих и новых товаров и сделать правильный выбор.
Товарная информация — это сведения о товаре, предназначенные для пользователей — субъектов коммерческой деятельности (потребителей и посредников). Информация о товаре влияет на формирование потребительского спроса на товары.
Изготовители являются первичными источниками информации и одновременно ее исполнителями для продавцов и потребителей. От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и формирование потребительского спроса на товары, и в конечном счете жизненный цикл товара. В то же время изготовитель не является единственным источником информации. Производственную информацию (информацию изготовителя) может дополнять продавец в устной или письменной форме, когда продавец имеет возможность сравнивать товары одного наименования, но разных производителей, и таким образом формировать покупательские предпочтения.
Основными функциями товарной информации являются:
С позиций товароведения как научной дисциплины товарная информация классифицируется по назначению и по формам доведения сведений. В нашей работе мы используем классификацию профессора М.А. Николаевой, которая выделяет следующие виды товарной информации.
1. По назначению
2. По формам доведения сведений о товарах до субъектов рыночных отношений:
Правовую основу информационного обеспечения потребителей составляют следующие законы:
Закон “О защите прав потребителя”, принятый Государственной Думой 5 декабря 1995 года, устанавливает право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).
Закон о сертификации продукции и услуг принят в 1993 г., в новой редакции — в 1995 г., а в 1998 г. вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", содержащий новые положения, касающиеся различных аспектов сертификации.
25 января 1995 г. был принят Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", который регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов в информационных процессах и информатизации.
Федеральный закон «О рекламе» принят 7 мая 2013 года он регулирует отношения в сфере рекламы, несущей рекламную информацию о товарах и услугах на территории Российской Федерации. Основная цель Федерального закона «О рекламе» – развитие рынков товаров, работ и услуг на принципах добросовестной конкуренции и получение потребителями достоверной информации о товарах и услугах.
Поскольку основная функция товарной информации — это информирование покупателя о потребительной стоимости товара, то на основании вышеперечисленных положений правовых актов к товарной информации предъявляются требования.
3.И третье необходимое требование к товарной информации - это достаточность. Она может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает предоставление как неполной, так и излишней информации. Неполная информация - это отсутствие определенных сведений о товаре. Зачастую неполнота информации обусловливает ее недостоверность. Например, на нашем потребительском рынке очень часто встречаются товары, произведенные совместными предприятиями в России или странах ближнего зарубежья, без указания страны происхождения или наименования изготовителя. Эта неполная информация одновременно является и недостоверной, а товары, выдаваемые за изделия из стран дальнего зарубежья, фальсифицированными. Излишняя информация - это предоставление сведений, дублирующих основную информацию без особой необходимости или не представляющих интерес для ее пользователей. Избыток информации также вреден, так как в современных условиях информационных перегрузок бесполезные сведения о товаре могут вызвать раздражение потребителя и побудить к отказу от покупки. Информация о товарах и товаропроизводителях содержится в специализированных каталогах, газетах, журналах, отраслевых справочниках и каталогах, посвященных отраслевым и международным выставкам. Создаются базы данных в крупных консалтинговых компаниях, специализирующихся на производстве и сбыте программных продуктов. Предоставлена возможность получать огромный массив информации через Интернет и электронные порталы и базы данных.
Основным информационным обеспечением конкретного товара является его маркировка и специальная информация для потребителя. Маркировка - это информация в виде надписей, цифровых, цветовых и условных обозначений, наносимая на продукцию, упаковку, этикетку или ярлык для обеспечения идентификации и ускорения обработки при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании и хранении.
. Информация для потребителя регламентируется ГОСТами и в обязательном порядке должна содержать следующие данные:
Рассмотрим на примере как нужно маркировать отдельные виды продовольственных товаров.
Для консервов применяется металлическая, стеклянная и полимерная тара. Общими для всех видов тары носителями маркировки являются этикетки, которые приклеиваются к банкам или наносятся литографическим способом на корпус или крышку. На крышку и (или) донышко наносятся условные обозначения, несущие определенную информацию о консервах, полнота которой на разных видах тары неодинакова.
Рисунок 1 Маркировка консервов
На крышках налитографированных металлических банок большинства видов консервов наносят знаки условных обозначений в два или три ряда в зависимости от площади крышки в следующем порядке: число даты выработки и две цифры (до девятого включительно впереди ставится 0); месяц выработки и две цифры (до девятого включительно впереди ставится 0); год выработки - две последние цифры; номер смены и одна цифра, ассортиментный номер и одна три цифры. Для мясных консервов высшего сорта к ассортиментному номеру добавляют букву "В" индекс системы, в ведении которой находится предприятие (объединение)-изготовитель, и одна две цифры.
Условные обозначения индекса системы: М - молочная промышленность, А - мясная промышленность, КП - пищевая промышленность, К - плодоовощное хозяйство, ЦС - потребкооперация, МС - сельскохозяйственное производителей, ЛХ - лесное хозяйство, Р - рыбная промышленность.
Особенностью маркировки сыров является то, что производственная маркировка наносится на каждую головку сыра, а не только на транспортную тару На сыре указываются: дата выработки (число, месяц) , номер варки сыра (цифры располагаются в центре верхнего полотна головки сыра) и производственная марка, состоящая из следующих условных обозначений - массовой доли жира в % в пересчете на сухое вещество, номера предприятия-изготовителя; сокращенное наименование области (края, республики), в котором находится предприятие (условные обозначения утверждаются в установленном порядке) .
Рисунок 2 Маркировка сыра
Наличие указанных обозначений позволяет с достаточной достоверностью идентифицировать каждую партию сыра. Производственную маркировку сырной головки трудно фальсифицировать, так как она наносится несмываемой краской, разрешенной Министерством здравоохранения, с помощью штемпеля, а дата выработки и номер варки - путем впрессования в тесто сыра казеиновых и пластмассовых цифр или оттиска металлических цифр, разрешенных Минздравом.
Согласно п. 5.3 ГОСТ Р 52479-2005 каждая единица фасованной продукции (упакованные под вакуумом или в условиях защитной атмосферы в газонепроницаемые полимерные материалы, искусственная колбасная оболочка, этикетка (бандероль), прикрепленная к батону (колбасы), батончику (колбаски, сосиски, сардельки) в натуральной оболочке, должна иметь маркировку, характеризующую продукцию и отвечающую требованиям п. 4.1 ГОСТ Р 51074-2003с указанием следующих дополнительных данных:
1. Термическое состояние (охлажденные, замороженные);
2. Упаковано под вакуумом (при наличии вакуума в упаковке);
3. Пищевые добавки, указанные в п. 5.2.1 ГОСТ Р 52479-2005;
4. Информацию о наличии компонентов из генетически модифицированных источников, когда содержание их превышает норму, установленную нормативно-правовым актом (техническим регламентом).
На колбасные изделия в искусственной оболочке информацию частично или полностью допускается наносить непосредственно на оболочку.
Рисунок 3 Маркировка колбасных изделий
Транспортная маркировка определяется по ГОСТ 14192-96 с дополнительным грифом «Детское питание», с использованием манипуляционных знаков (гл.4 ГОСТ 14192-96) «Скоропортящийся груз», «Ограничение температуры».
Упаковка колбасных изделий в соответствии с п. 5.4 ГОСТ Р 52479-2005 «Изделия колбасные варенные мясные для детского питания» колбасные изделия выпускают:
1. Весовыми;
2. Штучными;
3. В упакованном виде под вакуумом или в условиях защитной атмосферы в газонепроницаемые полимерные материалы.
В случае непредставления продавцом потребителю необходимой и достоверной информации о товарах с него могут быть взысканы:
- стоимость товара, если непредставление необходимой информации повлекло за собой порчу товара;
- неустойка (пеня), в том числе за просрочку удовлетворения требований потребителя;
- убытки, в частности причиненные покупателю непредставлением информации, в том числе последовавшим за этим необоснованным уклонением от заключения договора;
- компенсация морального вреда;
- при причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя из-за непредоставления полной и достоверной информации о товаре - возмещение такого вреда, в том числе полное возмещение убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя;
- штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за несоблюдение продавцом в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя по уплате неустойки (пени).
Покупатель приобретает различные товары и услуги, чтобы удовлетворить свои конкретные нужды и потребности. При этом он предпочитает покупать те товары, качество которых не вызывает особых сомнений. Нередко такой гарантией для покупателя является товарный знак, который ему знаком и очень может быть, что товары с таким знаком он уже покупал.
Товарный знак - это любое название, знак, символ, рисунок или их комбинация, используемые для обозначения товаров фирмы и отличающие их от товаров конкурентов.
Используя фирменный знак, компания ставит своей целью подтверждение качества товара. Устанавливая его на новые виды продукции, она получает возможность реализации всех преимуществ, хорошо известных потребителю старых товаров.
Товарный знак выполняет следующие функции:
- является ориентиром при выборе того или иного товара, так как выбор основывается на ожидаемых свойствах товара (размер, цвет, аромат, вкус, долговечность, эффективность в эксплуатации), т.е. определенном его качестве;
- дает возможность изготовителям товаров распознать свои товары, когда они уже перешли в распоряжение других владельцев, например, магазинов, которые их продают;
- позволяет органам, отвечающим за контроль качества товаров, распознать их владельцев; в случае использования одинаковых или трудно различимых фирменных наименований - товарный знак позволяет отличить товары одного производителя от похожих товаров другого производителя;
- выполняет рекламную функцию.
Товарный знак выступает в роли своеобразного указателя, помогающего покупателям выбирать те или иные товары и пользоваться услугами тех или иных торговых фирм. Товарный знак - допускаемое законом обозначение, позволяющее отличать отвары разных изготовителей. Он выполняет функции гарантии качества товара. Товарный знак (знак обслуживания) является лицом товара, визитной карточкой фирмы, способствует их узнаваемости.
Сегодня многие знают, что на рынке уже давно нет конкуренции товаров, есть конкуренция товарных знаков. Обусловлено это тем, что сейчас все труднее найти нишу для нового товара, поскольку в любой области существуют компании, выпускающие аналогичную продукцию высокого качества. Поэтому покупатель обращает внимание на известность фирмы, выпускающей товар под конкретным товарным знаком. Однако товарный знак не всегда отражает название фирмы. Например, многим известна видеотехника фирмы «Panasonic», однако немногие знают, что «Panasonic» - товарный знак фирмы «Мацусита Электрик ЛТД».
Таким образом, товарный знак несет большую смысловую нагрузку. Что дает товарный знак производителю и чем помогает:
- указывает, какое предприятие или группа предприятий отвечает за выпущенную на рынок продукцию;
Каждая фирма заинтересована в регистрации своего товарного знака. Во-первых, цена товаров, имеющих товарный знак, на 10 - 40% выше по сравнению с ценой аналогичных товаров, не имеющих такого знака, во-вторых, владелец товарного знака может разрешить его использование другим фирмам и получить за это значительную сумму денег. Покупая право на использование товарного знака, фирма заключает с его владельцем так называемый лицензионный договор. Лицензирование - это предоставление фирме права на использование товарного знака для продажи ее товаров.
Организации уделяют большое внимание разработке и продвижению товарного знака, разрабатывая стратегию брендинга.
Брендинг – это наука и искусство создания и продвижения товарных знаков с целью формирования долгосрочного предпочтения к ним. Сильный товарный знак – удачно придуманный, юридически защищенный и хорошо раскрученный – это огромный капитал, который каждый день работает на организацию.
Словесная информация хоть и является общедоступной, но достаточно громоздкая, поэтому при маркировании товаров применяют различные информационные знаки. Информационные знаки (ИЗ) – это условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Информационным знакам свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость. Удельный вес ИЗ в общей массе товарной информации составляет от 0 до 30%.
Несмотря на небольшие размеры, информационные знаки заключают в себе обширный блок информационных данных о товаре. Иногда информация, заложенная в ИЗ, бывает доступна только профессионалам и требует специальной расшифровки.
В качестве информационных знаков могут выступать отдельные слова, буквы, цифры, рисунки, символы. К информационным знакам относят: знак соответствия, компонентные знаки, манипуляционные знаки; эксплуатационные знаки; предупредительные знаки; экологические знаки
Знак соответствия — специальный знак, ставящийся на товаре или упаковке товара, показывающий соответствие этого товара тому или иному стандарту, требованиям сертификационных организаций и пр. Таким образом знак соответствия информирует покупателя продукции о том, что продукция сертифицирована и соответствует установленным стандартам качества и на нее оформлен сертификат соответствия.
Наряду со знаками соответствия в ряде стран применяются и знаки качества. В отличие от первых знаки качества могут присваиваться не только органами по сертификации, но и другими организациями, не входящими в национальную систему сертификации.
Манипуляционные знаки - знаки, предназначенные для информации о способах (или правилах) обращения с транспортной или потребительской упаковкой товара.
Символика, наименование и назначение манипуляционных знаков, наносимых на транспортную тару, регламентируются ГОСТ 14192-77 «Маркировка грузов».
Наиболее распространенными манипуляционными знаками, используемыми для нанесения на транспортную тару, являются следующие:
1. «Осторожно! Хрупкое!»
2. «Защищать от воздействия прямых солнечных лучей» (Беречь от нагрева).
3. «Защищать от попадания влаги» (Беречь от влаги).
4. «Не допускать замораживания ниже -30°С» (Ограничение температуры).
5. «Верх! Не кантовать!» (указано правильное вертикальное расположение груза).
6. «Ограничение количества штабелей» (не допускать при складировании большего, чем указано, количества штабелей).
На потребительской упаковке могут также присутствовать отдельные манипуляционные знаки.
1. Манипуляционный знак «Отрезать здесь!» Наносится на одноразовую упаковку продукции, на упаковку гигиенических средств;
2. Манипуляционные знаки «Открывать здесь!» или «Нажать здесь!» Наносятся на укупорочные средства или на картонные коробки с товаром.
Эксплуатационные знаки - знаки, предназначенные для информации потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, наладки товаров, а в случае лекарственных средств - указывающие способ их применения.
Взглянув на эксплуатационный знак, потребитель должен правильно понять, как следует использовать товар. Роль эксплуатационных знаков иногда могут выполнять и рисунки. Определим некоторые отличия между рисунком и информационным (эксплуатационным) знаком: в отличие от рисунков, знаки отличаются большей простотой исполнения, графически более выверены, менее абстрактны (предполагают одинаковое толкование любым потребителем), несут конкретную информационную нагрузку в четко ограниченном поле, меньше размерами, не выделяются различными цветами.
Предупредительные знаки - знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения о опасности или указания на действия по предупреждению опасности. Приложение А
1 - «Едкое»;
2 - «Легко воспламеняется», «Чрезвычайно воспламеняющийся», «Чрезвычайно огнеопасно»;
3 - «Взрывоопасно»;
4 - «Окислитель»;
5 - «Осторожно! Яд!», «Ядовито», «Очень ядовито»;
6 - «Раздражитель», «Вредно».
Предупредительные знаки (символы опасности) обычно дублируются выделенным шрифтом или цветом надписями: «Опасно!», «Осторожно!», «Чрезвычайно огнеопасно!» и др. Особенно часто такая маркировка присутствует при транспортировании химических реактивов.
Одной из наиболее актуальных проблем современности являются охрана окружающей среды и обеспечение безопасности человека. Пути ее решения многообразны. Один из них — информирование потребителей с помощью экологических знаков. Экологические знаки наносятся на те товары, которые могут нанести вред окружающей среде при производстве, использовании, утилизации и захоронении товара. Экологические знаки - знаки, информирующие об экологической чистоте товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации. Назначением эко-маркировки является обеспечение потребителей достоверной информацией об экологичности приобретаемого продукта.
Эко-знаки подразделяют на три группы:
1. Первая — знаки, информирующие об экологической чистоте товара или безопасности для окружающей среды;
2. Вторая — знаки, информирующие об экологически чистых способах производства или утилизации товаров, или упаковки. Это могут быть указания на то, что данные товары или упаковка получены из вторичного сырья
3. Третья — знаки, информирующие об опасности продукции для окружающей среды.
Компонентные знаки - знаки, предназначенные для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или несвойственных) товару. Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), пищевые добавки - это химические вещества и природные соединения, которые сами по себе не употребляются в пищу, а добавляются в нее для улучшения качества сырья и готовой продукции, т.е. с технологическими целями. Пищевые добавки, как правило, не имеют пищевого значения, т.е. они не участвуют в обмене веществ, построении тканей организма. Химические названия пищевых добавок зачастую слишком громоздки, нечитабельны и трудно произносимы. Для таких сложных наименований требуется значительная площадь носителя, восприятие другой информации затрудняется; химические названия, непонятные потребителю, могут отпугнуть его. Кроме того, в разных странах одни и те же добавки могут иметь разные торговые названия, что затрудняет экспертизу документации и сроки сертификации. Для устранения указанных недостатков Европейским Советом была разработана для пищевых добавок система цифровой Кодификации с литерой «Е» (Европейская). Эта система была апробирована в странах Европейского сообщества. С незначительными изменениями эта система была включена в Кодекс ВОЗ-ФАО для пищевых продуктов как Международная цифровая система кодификации пищевых добавок - INS (International Numbering System) и рекомендована для использования. Присвоение конкретному веществу статуса пищевой добавки и идентификационного номера с индексом «Е» подразумевает, что пищевая добавка обладают определенным качеством и разрешена для применения. За применением пищевых добавок осуществляется постоянный и строгий контроль в соответствии с действующими законами.
В соответствии с данной системой пищевые добавки делятся на группы (функциональные классы) по признаку действия
Таблица 2 Классификация пищевых добавок по признаку действия
Класс | Технологические функции |
Красители (Е100-199) | Восстановление природного цвета, утраченного в процессе обработки или хранения продукта, повышение его интенсивности, окрашивание бесцветных продуктов. |
Консерванты (Е200-299) | Увеличение срока годности продукта |
Антиоксиданты (Е300-399) | Защита от порчи жиров и жиросодержащих продуктов, предохраняют от потемнения овощи и фрукты, замедляют ферментативное окисление вина, пива и безалкогольных напитков |
Стабилизаторы (Е400-499) | Улучшение и сохранение структуры продуктов, позволяют получить продукты с нужной консистенцией |
Эмульгаторы (Е500-599) | Отвечают за консистенцию пищевого продукта, его вязкость и пластические свойства |
Усилители вкуса и аромата (Е600-699) | Улучшение вкусовых и ароматических достоинств продукта |
Запасные индексы (Е700-899) | |
Глазирователи, улучшители муки и теста, подсластители (Е900 и далее) | Повышение эффективности технологических процессов производства продуктов, улучшение внешнего вида продукта, придание сладкого вкуса и увеличение объема |
За применением пищевых добавок осуществляется постоянный и строгий контроль. В соответствии с законами, действующими в разных странах, в том числе и в России, использование пищевых добавок допускается исключительно с разрешения органов здравоохранения. В международном масштабе вопросы безопасности применения пищевых добавок регулируются Объединенным комитетом экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Всемирной продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) по пищевым добавкам и контаминантам (ОКЭПД, или ДЖЕКФА- JECFA). Перечень добавок Европейского союза отличается от установленного ВОЗ, исходя из специфики отдельных стран. Европейские правила регистрации биологически активных веществ (пищевых добавок), с обозначением "Е", достаточно жёсткие. Международные исследовательские центры по заказу Евросоюза тщательно проверяют все эти вещества на безопасность. При этом например, вкусоароматическая добавка, имитирующая запах клубники, должна быть не только нетоксична, но и гипоаллергенна, т.е. не вызывать аллергической реакции даже у тех, кто страдает аллергией на настоящую клубнику. Международной организацией по пищевым продуктам и сельскому хозяйству (ФАО) при ООН составлен список пищевых добавок с информацией о их возможном вреде. Все эти данные доведены до сведения производителей продуктов, однако данная информация носит только рекомендательный характер. Комитет экспертов определяет так называемую допустимую суточную норму поступления пищевых добавок в организм человека. Эта норма определяется следующим образом: берется максимальное количество вещества, безопасного в экспериментах на животных, и снижается в 100, а иногда и в 500–1000 раз, и только в таком минимальном количестве допускается к применению в пищевой промышленности. (Список пищевых добавок ФАО. Приложение ). К тому же при решении вопроса о допустимости применения тех или иных добавок учитывается также суммирование воздействия различных добавок, вероятность риска для здоровья и прогноза воздействия на организм при их систематическом употреблении, а также информация о токсичности, канцерогенности и других качествах вещества, которое предлагается в качестве пищевой добавки. Для пищевых добавок, которые не представляют угрозы для здоровья человека даже в больших количествах, МДУ не устанавливаются. Так, например, натуральные добавки типа Е 164 -"шафран", Е 166 - "сандаловое дерево", Е 160 "натуральные экстракты каротинов", Е 260 - "уксусную кислоту", Е 290 -"двуокись углерода", Е 322 - "лецитины" и многие другие добавляют в пищевые продукты в количествах, обусловленных только технологической целесообразностью. Некоторые натуральные добавки, применяемые на бытовом уровне при приготовлении пищи, вообще не включены в САН ПИН. Таковыми являются: желатин, крахмал, поваренная соль и многие другие.
Штриховое кодирование – важное направление обеспечения конкурентоспособности товара. Под штриховым кодированием следует понимать технологию автоматической идентификации и сбора данных, основанную на предоставлении информации по определенным правилам в виде напечатанных формализованных комбинаций элементов установленной формы, размера, цвета, отражающей способности и ориентации для последующего оптического считывания, и преобразования в форму, необходимую для ее автоматического ввода в вычислительную машину.
Рисунок 4 Шрих-код
Использование штрихового кодирования дает возможность автоматизации процесса ввода и обработки информации о продукции (товаре) в ЭВМ для последующего быстрого решения задач, связанных с фиксацией факта поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы продукции (товара). Маркировка товаров осуществляется посредством линейного кодирования, т.е. нанесения линейного кода - чередования пробелов и штрихов разной ширины.
Штриховое кодирование влияет на конкурентоспособность товара следующим образом:
1. Наличие штрихового кода у товара может рассматриваться как нормативное условие конкурентоспособности товара; так, с 1 января 1995 года наличие штрихового кода рассматривается как обязательное условие поставки товаров на рынки стран ЕС.
2. Наличие штриховых кодов на упаковках дает возможность организовать эффективный контроль за прохождением товаров, начиная с упаковочной линии у изготовителей и заканчивая складом магазина, это оказывает большое влияние на сокращение логистических издержек.
3. С помощью штриховых кодов контролируется качество продукции; в процессе выходного контроля качества на предприятии код считывается и подтверждается прием продукции или отказ от нее; соответственно бракованные изделия направляются на переработку, а изделия соответствующего качества на реализацию.
4. Штриховые коды обеспечивают точный учет складируемых и отгружаемых товаров; штриховые кода наносятся не только на упаковку товаров, но и на контейнеры, их содержащие, а это облегчает складирование; при поступлении заказов от производителей проводится считывание кодов, их сопоставление с заказами и оформление накладной.
5. Применение штриховых кодов позволяет повысить скорость и культуру обслуживания покупателей.
6. Использование штрихового кодирования способствует организации эффективного проведения маркетинговых исследований товаров, так как позволяет вести автоматизированный учет их производства и продажи.
Штриховой код наносится на упаковке, этикетке или на ярлыках, сопровождающих товары. Штриховые коды считываются сканерами, которые воспринимает штрихи, пробелы и их сочетании, декодируют штриховой код в цифровой.
Правительством РФ принята и поддерживается государственная программа, предусматривающая внедрение системы штрихового кодирования в торговле, банковском деле, на транспорте, в медицине, в сельском хозяйстве и других сферах экономики.
В настоящее время ШК наносится на 99 % продукции, выпускаемой различными фирмами. Он наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие ШК на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Его отсутствие отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Иногда незакодированный товар просто невозможно реализовать, так как торговые фирмы с технологией, нацеленной на автоматизированное товародвижение, часто не принимают на реализацию товар без ШК. Такая система информации экономически эффективно влияет на упорядочение и ускорение сбора и формирования заказов, учет поступления товаров, отгрузку, оформление документации, бухгалтерский учет, контроль товаров при их складировании и сбыте
Система штрихового кодирования включает в себя три компонента:
- сам штриховой код;
- устройство считывания;
- вычислительное устройство.
Штриховой код – это последовательность расположенных по правилам определенной символики темных (штрихов) и светлых (пробелов) прямоугольных элементов различной ширины, которая обеспечивает представление символов данных в машиночитаемом виде. Данными могут быть как буквы и цифры, так и специальные графические и управляющие символы, используемые в программных и технических средствах обработки и передачи информации.
Существуют различные виды кодов. Наиболее распространены EAN (европейские) и ИРС (американские).
Коды EAN подразделяют на три типа: EAN-8, EAN-13, EAN-14. Код типа EAN-8 используется для маркировки малогабаритных товаров, в нем информация сокращена, он отличается малыми размерами. EAN-13 наносится, если позволяет площадь, на любые товары и упаковки. EAN-14 используется для транспортной тары, код имеет крупные размеры. Так как код EAN-14 не считывается сканером, на упаковке самого товара применяется код EAN-13.
Перечень кодов стран местонахождения банка данных о штриховых кодах приведены в приложении Б
2 Анализ товарной информации однородных групп товаров отечественного и импортного происхождения, реализуемого в ООО «КАННА»
Объектом исследования является ООО «КАННА».
Данный магазин располагается по адресу: г. Арзамас Нижегородская область 11 микрорайон д.21
Одним из средств товарной информации, как отмечалось в теоретической части работы, является маркировка товар (производственная и торговая).
Проведем анализ маркировки молока различных производителей, реализуемого в ООО «КАННА» на соответствие требованиям Технического регламента на молоко и молочную продукцию.
Информация для потребителя нанесена на каждый из образцов потребительской тары. Информация, содержащаяся в маркировке каждого образца, показана в таблице 6.
Таблица 6 Маркировка молока различных производителей
Элемент маркировки | Молоко ОАО «Починковский маслосырзавод» | Молоко ООО «Бемоз» | Молоко завод маслодельный «Атяшевский» |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Наименование продукта | Молоко питьевое пастеризованное | Молоко Российское питьевое пастеризованное маложирное | Молоко питьевое пастеризованное |
2. Массовая доля жира, % | 3,2 | 3,2 | 3,2 |
3. Товарный знак изготовителя (при наличии) | |||
4. Наименование и место нахождения изготовителя | 607910, Нижегородская область, Починки, ул. Коммунистическая, 11 | 607249, Нижегородская Область, Арзамасский район, д. Березовка | 431800, Республика Мордовия, Атяшевский район, п. Атяшево, ул. Центральная, д. 61 |
5. Состав | обезжиренное молоко, сливки | обезжиренное молоко, сливки | обезжиренное молоко, сливки |
6. Масса нетто, г | 1000 | 900 | 900 |
7. Пищевая ценность (на 100 г продукта): Жир, г Белок, г Углеводы, г Энергетическая ценность, ккал | 3,2 2,8 4,7 58 | 3,2 3,0 4,7 60 | 3,2 2,8 4,7 58 |
8. Содержание микроорганизмов, КОЕ/г | 1*105 | 1*105 | 1*105 |
9. Условия хранения | Хранить при температуре (4±2)0С после вскрытия не более 24 часов | Хранить при температуре (4±2)0С после вскрытия не более 24 часов | Хранить при температуре (4±2)0С после вскрытия не более 24 часов |
10. Дата производства и дата упаковки (число, месяц, год) | 23.05.16 | 25.05.16 | 22.05.16 |
11. Срок годности | 7 суток | 5 суток | 5 суток |
12. Документ, в соответствии с которым изготовлена продукция | ГОСТ 31450-2013 | ГОСТ 31450-2013 | ГОСТ 52090-2003 |
13. Информация о подтверждении соответствия | Знак соответствия Техническому регламенту | Знак соответствия Техническому регламенту | Знак соответствия Техническому регламенту |
В ходе анализа маркировки выявлено, что все три образца соответствуют требованиям Технического регламента, предъявляемым к элементам маркировке. Размер шрифта всех образцов соответствует требованиям (не менее 9,5 кегля). Информация на трех образцах представлена только на русском языке.
В образце молока завода маслодельного «Атяшевский» информация о подтверждении соответствия отмечена знаком, который похож на знак соответствия Техническому регламенту, но в котором допущена опечатка (отсутствует точка над буквой «Т»). Такой продукт потребитель может посчитать фальсифицированным.
Как уже было сказано выше, к товарной информации предъявляются такие основные требования, как доступность (языковая доступность, востребованность, понятность), достоверность и достаточность.
На всех трех образцах молока товарная информация представлена на русском языке, с использованием общепринятых терминов. Часть маркировки на образце молока завода маслодельного «Атяшевского» указана нечетким шрифтом, что затрудняет ее прочтение.
В таблице 7 приведено соответствие требованиям доступности, достоверности, достаточности для трех образцов сметаны.
Таблица 7 Анализ требований, предъявляемых к товарной информации
Требования к товарной информации | Молоко ОАО «Починковский маслосырзавод» | Молоко ООО «Бемоз» | Молоко завод маслодельный «Атяшевский» |
Доступность | Вся информация на русском языке с использованием общепринятых терминов; указан адрес и номер телефона производителя; номер факса; оттиск даты изготовления нечеткий и нанесен поверх товарной информации, что затрудняет ее прочтение | Вся информация на русском языке с использованием общепринятых терминов; указан адрес и номер телефона производителя; номер факса; использовано сокращение м.ж.д. (массовая доля жира), что может быть не понятно для потребителя | Вся информация на русском языке с использованием общепринятых терминов; указан адрес и номер телефона производителя; дата изготовления и упаковки практически не видна |
Достоверность | Информация достоверна | Информация достоверна | Информация достоверна |
Достаточность | Информация достаточна | Излишняя информация о свидетельствах на товарные знаки | Информация достаточна |
В ходе анализа было выявлено, что все три образца отвечают требованиям доступности, достоверности и достаточности, однако, в образце молока ООО «Бемоз» указано сокращение м.ж.д. – массовая доля жира, - что может вызвать у многих потребителей недоумение.
Информация, представленная на упаковке молока, отвечает требованиям к товарной информации. Информация достаточная, т.к. содержит все сведения, предусмотренные в Федеральном законе «О защите прав потребителей». Информация достоверная.
Проведем анализ маркировки чая на соответствие требований к товарной информации, предъявляемых Законом РФ «О защите прав потребителей».
Для исследования были взяты 2 образца:
В ходе анализа требований, предъявляемых к товарной информации, а также к информационным знакам, выявлены следующие недостатки.
Образец № 1 – Цейлонский чай черный байховый листовой ломаный «Принцесса Канди. Медиум» присутствуют признаки субъективизма на упаковке указано, что «крепкий цейлонский чай – свежий, терпкий и ароматный», также «excellent Ceylon tea», что в переводе означает превосходный Цейлонский чай, однако самого перевода на упаковке нет. Информация представлена на четырех языках: на русском, казахском, молдавском и на английском языке, причем на английском информация только о наименовании и сорте, остальная же информация отсутствует. Следовательно, это излишняя товарная информация, которая вводит в заблуждение потребителя, т. к. покупатель, увидев название на английском языке, думает, что товар импортный, а значит и хороший. Также присутствует следующая информация, вводящая в заблуждение потребителя: «Цейлонский чай», хотя произведено в России; в наименовании байховый черный чай (незнание понятия «Байховый»); производитель не указал сорт данного чая по отечественной классификации: на упаковке содержится информация; сорт медиум, что также не понятна для потребителя; над и под штрих-кодом имеется надпись очень мелким шрифтом «орими трейд гарантия качества», на других исследуемых образцах такой надписи нет, такая информация также вводит в заблуждение потребителя. Шрифт текста мелкий, неудобен для прочтения. При установлении подлинности по штрих-коду было выявлено, что по размеру данный штрих-код соответствует.
Образец № 2 – Чай черный «Акбар» высший сорт присутствуют информации, которые вводят в заблуждение покупателей, например, над и под штрих-кодом надпись очень мелким шрифтом, дата изготовления, упаковывания и срок годности нанесены типографическим способом непосредственно на упаковку чая. Также необходимо устранить дублирующую информацию и сведения, вводящие в заблуждение покупателя. Шрифт текста мелкий, неудобен для прочтения. При установлении подлинности по штрих-коду было выявлено, что по размеру данный штрих-код соответствует.
Кассовый чек и ценник являются носителями торговой маркировки и также являются средствами информации о товаре.
На кассовом чеке содержится информация: наименование предприятия-продавца – ООО «КАННА», номер контрольно-кассовой машины - 00023991; дата продажи 21.04.16; время продажи 20:25; стоимость покупки – 742,04 руб.
Рисунок 5 Кассовый чек магазина ООО «КАННА»
Ценник на молоко также содержит всю необходимую информацию.
Для выявления удовлетворенности качеством товарной информации было проведено анкетирование среди потребителей.
Объектом настоящего исследования явились покупатели ООО «КАННА» в возрасте от 18 лет и старше. Предмет исследования – маркировка пищевых продуктов. Анкетирование проводилось методом случайной выборки. Объем выборки составил 35 человек.
На первоначальном этапе была установлена степень значимости для потребителя информации, вынесенной на этикетку. Поскольку было необходимо рассмотреть все аспекты качества, природу и причины возникновения нарушений маркировки, а также определить необходимость в оценке ее качества, при выборе отрицательного ответа в дальнейшем данные респонденты не опрашивались (рис. 6).
Рисунок 6 Структура потребительских предпочтений в отношении четкости и доступности информации на этикете
Установлено, что большинство потребителей при покупке пищевых продуктов обращают внимание на информацию, вынесенную на упаковку (73 %), при этом для 59 % опрошенных ее четкость и доступность является важным условием для принятия решения о покупке. При выявлении у респондентов предпочтение в отношении доступности маркировки для прочтения («Всегда ли информация на этикетке доступна, т. е. хорошо просматриваема?») установлено, что для 5 % опрошенных информация доступна (это в основном респонденты в возрасте от 18 до 25 лет), большинство принявших участие в исследованиях (70 %) указали, что часто, но не всегда информация является доступной (рис. 7)
Рисунок 7 Структура потребителей в отношении доступности маркировки
В случае, когда маркировка недоступна и ее нельзя легко прочесть при покупке товара 65 % респондентов отметили, что согласятся на нее только в случае крайней необходимости, 22 % потребителей готовы отказаться от ее совершения.
По факту введения в заблуждение потребителей в отношении товара или его отдельных свойств с помощью некачественно оформленной маркировки выявили, что большинство респондентов (65 %) сталкивались с данным фактом, от совершения повторной покупки данного товара 60 % опрошенных отказались. Результаты представлены на рис. 8.
Рисунок 8 Структура ответов в отношении возможности повторной покупки товара с некачественно оформленной маркировкой
Выявлено, что большинство из опрошенных (97 %) считают, что товар с недоступной или нечитаемой маркировкой не должен поступать в реализацию, при этом 95 % потребителей отметили, что ответственность за некачественное исполнение маркировки должен нести производитель. На следующем этапе исследования были выявлены нарушения маркировки, с которыми наиболее часто встречались потребители. С учетом общего количества данных ответов на этот вопрос структура потребительских предпочтений представлена на рис. 9.
Рисунок 9 - Структура нарушений маркировки
Большинство опрошенных указали на нарушение поверхности (царапины, перегибы, вздутие) маркировки – 36 %; на потерю формы (вырванные куски) – 16 %; расплывы, подтеки, размытость краски маркировки отметили 27 % потребителей; на сильные загрязнения указали 21 % опрошенных. Приобретать товар с вышеуказанными нарушениями 56 % респондентов отказались. Было выявлено, что 39 % опрошенных сталкивались с наличием большого количества излишней информации в маркировке товаров, 41 % указали, что иногда это мешает в доступе к основополагающей информации, а 82 % респондентов вообще не считают необходимым выносить данную информацию на маркировку пищевых продуктов.
Также и в отношении наличия дублирующей информации в маркировке – 34 % опрошенных подтвердили этот факт. При этом большинство (65 %) потребителей считают абсолютно не оправданным повторять информацию в маркировке пищевых продуктов.
В дальнейшем исследовании было выявлено, что 56 % респондентов попадали в ситуацию, когда из-за неправильного выбора цвета основного фона и шрифта информация на маркировке не читалась. 35 % потребителей с данной ситуацией сталкивались довольно часто.
В ходе исследования было установлено, что использование в маркировке слишком мелкого шрифта делает недоступной для прочтения информацию, это отметили 69 % респондентов, указав на наличие данного нарушения довольно часто (рис. 10).
Рисунок 10 Структура ответов в отношении мелкого шрифта в маркировке
Наличие запаха краски в маркировке является недопустимым нарушением, поскольку это может повлиять на органолептические характеристики самого товара (запах, аромат), так как некоторые продукты являются гигроскопичными. Большинство респондентов (60 %) отметили, что не сталкивались с данной ситуацией, 35 % – указали, что сталкивались с данным нарушением редко. Наличие посторонних запахов является недопустимым дефектом, что определяет необходимость контроля показателя – «запах».
На следующем этапе исследований была установлена необходимость оценки качества маркировки наравне с оценкой качества товара (рис. 11).
Рисунок 11 Структура ответов в отношении оценки качества маркировки
Анализ данных, представленных на рис. 11, позволяет сделать вывод, что 29 % потребителей считают, оценку качества маркировки обязательной, 60 % высказались о ее желательности.
Основа автоматизации торговых операций в ООО «КАННА» является использование штрих–кода, содержащего всю информацию о товаре, предмете и.п. Для того, чтобы можно было однозначно идентифицировать (отличить от других) предмет, на него наносят уникальную метку. Эту этикетку наклеивают на товар с информацией о нем (наименование, артикул, цена, поставщик и.т.д.). С целью автоматической идентификации товара по уникальному коду на этикетке распечатывают штрих–код. Штриховое кодирование позволяет автоматизировать учет продажи товаров, повысить скорость и культуру обслуживания покупателей, вести оперативный учет поступающих и проданных товаров в магазине.
Прилавок Запросы и цены
Оплата для запроса
Касса
Касса
Рисунок 12 Схема работы автоматизированной торговой системы в ООО «КАННА»
Большие возможности штриховой код дает при продаже товаров с помощью кассовых терминальных комплексов (POS-терминалов), эксплуатируемых в ООО «КАННА», которые считывают код с товара, высвечивают на экране его цену, автоматически печатают чек и фиксируют продажу товара. Использование штрихового кодирования возможно при наличии следующих типов торгового оборудования:
ООО «КАННА» как наносит штрих-коды с помощью принтера этикеток.
Рисунок 13а Сканер шрих-кодов
Рисунок 13б Принтер чеков
Рассмотрим идентификацию товара с использованием штрихового кодирования на примере чая, реализуемого в ООО «КАННА» (табл. 8).
Таблица 8 – Информация в штриховых кодах на упаковке чая, реализуемого в ООО «КАННА»
Наименование товара и номер штрих-кода | Вид штрих-кода | Тип штрих-кода | Расшифровка элементов и информация в штрих-коде | Страна изготовитель |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«Принцесса Канди. Медиум» 4605246000508 | ЕАN | 13 | 46 – Россия 05246 – код изготовителя 0 – наименование товара 0 – потребительские свойства 0 – размер, свойства 5 – ингредиенты 0 – цвет 8 – контрольная цифра | Россия |
«Акбар» 4607068930490 | ЕАN | 13 | 46 – Россия 07068 – код изготовителя 9 – наименование товара 3 – потребительские товары 0 – размер, свойства 4 – ингредиенты 9 – цвет 0 – контрольная цифра | Россия |
«Майский. Корона Российской Империи» 4601000075807 | ЕАN | 13 | 46 – Россия 01000 – код изготовителя 0 – наименование товара 7 – потребительские свойства 5 – размер, свойства 8 – ингредиенты 0 – цвет 7 – контрольная цифра | Россия |
Технология расчета контрольной цифры:
1. Сложить цифры, стоящие на четных местах: 9+0+0+0+2+2=13;
2. Полученную в п. I сумму умножить на 3: 13 х 3 = 39;
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах без контрольной цифры: 5+0+5+1+0+8= 19;
4. Сложить суммы, полученные в п.2 и п.З: 39+19 = 58;
5. Отбросить десятки, получим число 8;
6. Из 10 вычесть полученную в п. 5 сумму: 10-8 = 2.
Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих - коде, это означает, что товар произведен незаконно. Если полученная в п. 6 цифра совпадает с контрольной, то произведенный и промаркированный товар является подлинным.
Анализ представленных данных показал, что штрих-коды нанесены правильно и соответствуют регламенту. Нарушений не выявлено.
Прогресс не стоит на месте, и все больше людей с помощью мобильного устройства узнают большую долю информации. Почему бы им не пользовать также при посещении продуктового магазина.
Поэтому для совершенствования информационного обеспечения о товаре потребителям предлагается на всех упаковках размещать QR-коды. QR-код — это легкое распознавание сканирующим оборудованием (в том числе и фотокамерой мобильного телефона), что дает возможность использования в торговле, производстве, логистике.
Два основных правила для QR-кодов на упаковке пищевых продуктов.
- всегда приводить клиента к мобильно-оптимизированной целевой странице. Клиенты будут сканировать QR-код с помощью мобильного устройства, поэтому страница должна быть оптимизирована под мобильное устройство;
- нужно предоставить соответствующую краткую информацию, которая может помочь клиенту принять нужное решение - приобрести именно этот продукт. Нет никакого смысла в отправке клиенту домашней странице, никто не будет смотреть сайт на мобильном устройстве во время шопинга. Необходимо помнить о релевантности мобильной информации: быстрота, удобство и содержание.
При кодировании QR-кода используется высокий поправочный коэффициент ошибок, что делает его очень сложным и трудно читаемым. Сокращенный вариант URL плюс низкий фактор коррекции облегчил бы чтение QR-кода. Фотографии показывают оригинальный QR-код, а также упрощенную версию, что приводит к тому же результату.
Рисунок 14 Пример QR-кода
Способы печати QR-кода при продаже товаров клиенту.
Рисунок 15 Пример печати QR-кода из кассовой программы
Рисунок 16 Фискальные регистраторы с поддержкой печати QR-кода
Рисунок 17 Пример печати QR-кода при передаче данных фискальным регистратором
В нашем анализируемом магазине ООО «КАННА» подходит третий вариант печати QR-кода.
Пример кассового чека с QR-кодом приведен на рис. 18.
Рисунок 18 Кассовый чек с QR-кодом
Как видно из примера кассового чека, кроме информации о покупке товара, отображается QR-код ниже, при сканировании которого, потребитель сможет прочитать более обширную информацию о купленном товаре, его свойствах, рецептах, где он используется и прочей информации.
Исследование маркировки товара позволяет сделать вывод о том, что на законодательном уровне необходимо:
Информация о товаре - это совокупность характеризующих его сведений. Ее основная функция - информирование покупателя о потребительной стоимости товара. Информация о товаре влияет на формирование потребительского спроса на товары.
Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и/или потребителей о продаваемых товарах являются производители. От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и в конечном счете жизненный цикл товара. В то же время изготовитель не является единственным источником информации. Производственную информацию может дополнять продавец.
В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую; коммерческую; потребительскую.
Средствами товарной информации служат:
- маркировка;
- технические документы;
- нормативные документы;
- справочная, учебная и научная литература;
- реклама.
Для потребителя первостепенное значение имеет маркировка, представляющая собой текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.
В ходе анализа маркировки молочных продуктов (ОАО «Починковский маслосырзавод», ООО «Бемоз», завод маслодельный «Атяшевский») выявлено, что все три образца соответствуют требованиям Технического регламента, предъявляемым к элементам маркировке. Размер шрифта всех образцов соответствует требованиям (не менее 9,5 кегля). Информация на трех образцах представлена только на русском языке.
В образце молока завода маслодельного «Атяшевский» информация о подтверждении соответствия отмечена знаком, который похож на знак соответствия Техническому регламенту, но в котором допущена опечатка (отсутствует точка над буквой «Т»). Такой продукт потребитель может посчитать фальсифицированным.
На всех трех образцах молока товарная информация представлена на русском языке, с использованием общепринятых терминов. Часть маркировки на образце молока завода маслодельного «Атяшевского» указана нечетким шрифтом, что затрудняет ее прочтение.
При исследовании маркировки чая было установлено, что присутствует информация, которая вводит в заблуждение покупателей, шрифт текста мелкий, неудобен для прочтения.
По результатам проведенных исследований посетителей по итогам опроса установлено:
- большинство потребителей при покупке пищевых продуктов обращают внимание на информацию, вынесенную на упаковку (73 %);
- для большинства респондентов (59 %) важна четкость и доступность маркировки.
- 69 % отметили, что информация на этикетке не всегда доступна для прочтения. Причинами этого является: сливающийся цвет основного фона и цвет шрифта (56 %), слишком мелкий шрифт (69 %), наличие информации рекламного характера которая затрудняет поиск необходимых сведений о товаре (41 %);
- установлено, что 65 % респондентов были введены в заблуждение в отношении товара или его отдельных свойств из-за некачественно оформленной маркировки, при этом на повторную покупку такого товара эти потребители не согласны;
- 97 % респондентов считают, что товар с недоступной или нечитаемой маркировкой не должен поступать в реализацию, а ответственность за некачественную маркировку (недоступную информацию) должен нести производитель (95 %);
- большинство из респондентов высказались за проведение оценки качества маркировки (желательно – 60 %; обязательно – 29 %), что определяет актуальность темы настоящих исследований.
Таким образом, результаты маркетинговых исследований позволили выявить наличие и природу проблем, связанных с доступностью и читаемостью маркировки пищевых продуктов, а также целесообразность оценки качества маркировки с целью выполнения ее основной функции – информационной.
Основа автоматизации торговых операций в ООО «КАННА» является использование штрих–кода, содержащего всю информацию о товаре, предмете и.п. На ООО «КАННЕ» процесс штрихкодирования автоматизирован на всех стадиях: от поступления от поставщиков до продажи покупателям. Для осуществления штрихкодирования персонал пользуется сканером штрих-кода и принтером чеков и этикеток. При анализе присутствия шрих-кодов на товарах нарушений в ООО «КАННЕ» выявлено не было.
Так как современное общество идет шагом со временем, то для совершенствования информировании покупателей о товарах предлагается использовать QR-код, который будет печататься вместе с чеком на покупку.
Это позволит покупателю узнать все необходимую информацию о купившем товаре и повысит рейтинг магазина ООО «КАННА».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета
«Оценка мнения потребителей о маркировке на товаре»
Ваш пол, возраст, доход _____________________________________
1. Какая для Вас степень значимости информации, вынесенной на этикетку?
А) Важно
Б) Желательно
В) Жизненно важно
Г) Не важно
2. Всегда ли информация на этикетке доступна, т. е. хорошо просматриваема?
А) Да
Б) Часто, но не всегда
В) Редко
3. Вводит ли Вас в заблуждение в отношении товара или его отдельных свойств некачественно оформленная маркировка?
А) Да
Б) При крайней необходимости
В) Нет
4. С какими нарушениями маркировки Вы встречались наиболее часто?
А) Нарушение состояния поверхности
Б) Потеря формы
В) Расплывы, подтеки, размытость краски
Г) Сильные загрязнения
5. Делает ли использование в маркировке слишком мелкого шрифта недоступной для прочтения информацию?
А) Редко
Б) Нет
В) Довольно часто
6. Есть ли необходимость оценки качества маркировки наравне с оценкой качества товара?
А) Обязательна
Б) Желательна
В) Мне все равно
Г) Нет
Фокус-покус! Раз, два,три!
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
По морям вокруг Земли
Как нарисовать ветку ели?
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018