Научно сследовательская работа. VII НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_mistika_i_simvolika.ppt | 2.85 МБ |
Слайд 1
МИСТИКА И СИМВОЛИКА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ XIX ВЕКА VII НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕНИЦА 11 «А» МОУ СОШ № 69 БОБЫЛКИНОЙ МАРГАРИТЫ НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОЧЕНОВА Т.В.Слайд 2
С древнейших времён и по сей день человека привлекало всё непознанное, загадочное, таинственное и непостижимое.
Слайд 3
Мистика (греч. mуstikos - таинственный) - в широком смысле мистика есть такое толкование бытия, которое усматривает в бытии прежде всего таинственное, непостижимое начало. В узком смысле мистика есть представление или вера в возможность непосредственного общения человека со сверхъестественным началом или представление о возможности сверхопытного и сверхчувственного познания.
Слайд 4
Символика (греч. symbolus – знак, опознавательная примета) – совокупность символов, образов, посредством которых осуществляется общение человека с миром. В узком плане – связь между живым и мёртвым, несопоставимыми, далёкими явлениями.
Слайд 5
Цель данного исследования заключается в изучении мистической и символической темы в жизни и творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Слайд 6
Демоническая сфера в поэтическом мире В.А.Жуковского §1. Представления поэта о дуализме мира.
Слайд 8
В своей поэзии Жуковский ведёт речь о некой вечной, таинственной сущности мира. Он развёртывает концепцию двух миров («здесь» и «там»), где ярче всего обнаруживается его соотношение с литературной эпохой, с романтическими и мистическими движениями первой трети ΧΙΧ века.
Слайд 9
Как Вселенная не беспредельна и ограничена сферой, так и двойственный потусторонний мир Жуковского, при всей кажущейся его беспредельности, все-таки не беспределен. Его ограниченность подчеркивается ограниченностью земного шара, однако ввиду абсолютной ничтожности его размеров пространственные границы в нем, с точки зрения действия божественных и демонических сил, теряют свое значение.
Слайд 10
Демоническая сфера в поэтическом мире В.А.Жуковского §2. Высшие силы и их предназначение.
Слайд 11
Функции демонических сил, сводятся к чисто библейским: они призваны искушать и наказывать.
Слайд 12
Рассмотрим балладу «Людмила». К героине «с грозной ратию славян» не вернулся жених, и она возроптала на божеское Провидение, усомнилась в его силе. Мирское для нее милее и важнее божественного. «Что, родная, муки ада?/ Что небесная награда?/ С милым вместе – всюду рай…» - говорит Людмила. И это уже слишком… в «полночный час» является всадник-жених, в приличном виде, без всяких признаков тления, и наивная Людмила, принимает его за живого и не воспринимает серьезно слова всадника, что его дом «хладен, тих, уединенный,/ Свежим дерном покровенный;/ Саван, крест и шесть досок». Опомнилась Людмила и все поняла сердцем только тогда, когда увидела своего жениха в подлинном виде, но было поздно. Явись он в таком виде сразу, вряд ли Людмила согласилась бы не только скакать с ним в Литву, но и выйти во двор.… Ответы на вопросы: откуда явился этот всадник, кто его послал, кто принял облик жениха? – не оставляют места для глубокой фантазии, как, впрочем, и вопрос, кто и за что наказал Людмилу: « Тихий, страшный хор завыл:/ «Смертных ропот безрассуден;/ Царь всевышний правосуден…»»
Слайд 13
В балладе «Светлана» ропот героини не столь открытый и категоричный, как у Людмилы. Пожалуй, это даже не ропот, а временное сомнение в силе божественного Провидения. Но и в минуты сомнения Светлана обращается к ангелу-утешителю, в избушке не забывает «пред иконой упасть в прах» и помолиться Спасу. Она не выпускает из рук креста и прячется «под святыми в уголке». Светлану пугает молчаливый посланник, принявший образ милого, его бледный и унылый вид. Она видит зловещие предостережения, очень боится, умом и сердцем понимает, что ее милый – всего лишь мертвец, страшный и грозный, не от мира сего, и она отстраняется от него. Этот барьер, чувственно осознанный героиней, ее и спасает, и все оказывается сном, предупреждающим и тягостным. А Жуковский, словно автор басни, а не баллады, спешит втолковывать неразумному читателю смысл своего произведения: « Вот баллады толк моей:/«Лучший друг нам в жизни сей/Вера в провиденье…»»
Слайд 15
Пушкин-мистик §1.Мистика и символика в жизни А.С. Пушкина.
Слайд 16
Он верил в народные приметы, в таинственное действие талисманов, в вещие сны и предсказания гадалок. Однако присущее ему от природы мистическое предощущение потустороннего мира только создавало благоприятную почву для восприятия религиозных идей.
Слайд 17
Пушкин-мистик §2. Мистика в поэзии А.С. Пушкина.
Слайд 18
Уже первые строки поэмы «Руслан и Людмила» изобилуют символами и элементами русских народных мифов. Приведем несколько примеров.
Слайд 19
Лукоморье - сакральное место при впадении в "Русское море" священной реки. Дуб зеленый - Мировое Древо, связующее мир земной и загробный.
Слайд 20
Златая цепь - концептуальное название для сочинений, состоящих из цепи "златых слов", собрания высшей мудрости общности: древних цивилизаций и их нынешних наследников. Кот ученый - кошачьи были тотемами древних цивилизаций.
Слайд 21
Эта связь с древним знанием у Пушкина выражена эпитетом. Никаких суеверий - порождений невежества. Поэтому речь идет не о культе, а о мировоззрении.
Слайд 22
Поэт увидел перед собой Медного Всадника – воплощённый в металле памятник Петру Великому, основателю «военной столицы». Пушкин в «Медном всаднике» поднимает проблему взаимоотношений государства и личности.
Слайд 23
Пётр у Пушкина – деятель, который угадывает потенциальные силы науки и направляет их на решение громадных задач в один из самых высоких и творческих моментов его жизни, когда рождался гениальный замысел создания города «на берегу пустынных волн» Невы.
Слайд 24
Интересен и тот факт, что поэт сжег десятую главу «Евгения Онегина» связывает имя Пушкина с загадкой, мистикой. По сей день эта тайна не разгадана. Многие литературоведы строят свои догадки.
Слайд 25
М. Ю. Лермонтов: борьба с демоном §1. Рок в жизни поэта.
Слайд 26
В судьбе каждого великого писателя есть некая тайна, вещие нелепости и совпадения, странные опасности, ловушки и предзнаменования. Лермонтов не случайно написал рассказ "Фаталист", интересовался разного рода предсказаниями, приметами (вспомним падение Грушницкого перед дуэлью). Говоря о поэте, знавший его Гоголь нашел верные слова – «какая-то несчастная звезда». Тень неудачи, предвестницы трагедии, всегда омрачала короткую жизнь Лермонтова. Норовистая лошадь разбила бесшабашному юнкеру ногу, сделав его похожим на хромого лорда Байрона. Он проигрывал во всех играх и состязаниях, даже в катании пасхальных яиц, но всегда Лермонтов упрямо шел навстречу любой опасности, скандалу, ненужной ссоре, играл со смертью, торопил судьбу, спешил жить и творить.
Слайд 27
М. Ю. Лермонтов: борьба с демоном §2. Демон Лермонтова.
Слайд 28
Лермонтовский Демон - не литературный приём, не средство эпатировать аристократию или буржуазию, а попытка художественно выразить некий глубочайший, с незапамятного времени несомый опыт души, приобретённый ею в предсуществовании от встреч со столь грозной и могущественной иерархией, это след этих встреч проступал из слоёв глубинной памяти поэта на поверхность сознания всю его жизнь.
Слайд 30
Поэму «Демон» можно назвать венцом всего творчества Лермонтова. В ее основу положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном за это из рая и превращенном в дух зла. В поэме Лермонтов отразил свой тираноборческий пафос. Бог в поэме — это самый сильный из всех тиранов мира, а Демон — враг этого тирана. В понятие добра и зла Лермонтов вкладывал смысл, противоположный тому, какой они имеют в традиционной христианской морали, где добро означает покорность Богу, а зло — неповиновение ему.
Слайд 31
В причудливой фантастике поэмы «Демон» явно отображаются сложнейшие, неразрешимые противоречия изображаемой эпохи и сущности трагедии ее передовых людей. Их моральная правота должна была временно отступить перед несправедливой, но еще грозной тогда материальной силой феодально-крепостного строя.
Слайд 32
М. Ю. Лермонтов: борьба с демоном §3. Идея рока в драме «Маскарад».
Слайд 33
С первых страниц в драму входит идея судьбы. Намечается зловещая параллель: Карточная игра, которая всецело зависит от рока, и жизнь – непредсказуемая игра, в которой бушуют те же грозные силы. Этими силами убита в конечном итоге карта жизненного успеха князя Звездича. Лишь после этого трагического пролога появляется главный герой драмы – Арбенин. Он описывает князю страшную судьбу карточного игрока, а в заключение говорит: «О, счастия здесь нет!». Счастия, как окажется впоследствии, нет и в самой жизни.
Слайд 34
Вклад Лермонтова в мистику и символику русской литературы велик. Белинский писал о творчестве Лермонтова так: «Фантастическое есть предчувствие таинства жизни, противоположный полюс пошлой рассудочной ясности и определенности. Фантастическое у Лермонтова есть один из необходимейших элементов богатой натуры, для которой счастие только во внутренней жизни».
Слайд 35
Заключение Начало русского романтизма неразрывно связано с «чертовщиной», с демоническими образами, с явлениями высших сил, справедливых и не очень, с возвращениями к истокам – к былинам, сказаниям, мифам, притчам, преданиям, даже к библейским писаниям. И без мистики и символики начало русского литературного романтизма – вроде уже и не начало!
Слайд 36
г. Липецк 2008
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Воздух - музыкант
Спасибо тебе, дедушка!
Простые новогодние шары из бумаги
Чья проталина?